Факультет коррекционной педагогики. Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ «Весна Внеклассное логопедическое занятие для детей с овз

Цель:

  • уточнить и расширить знания детей с ОВЗ по теме «Весна» ;
  • расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ.
  • развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

Коррекционно - развиваюцие задачи:

  • совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление; Коррекционно-воспитательные задачи:
  • воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оборудование: игрушка-солнышко, картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны, картинки к игре "Что перепутал художник?", мячи су-джок, рисунки цветов для раскрашивания, карандаши.

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке.

Ход занятия.

I. Организационный момент: (на столе лежит игрушка «солнце» )

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Логопед: давайте поприветствуем солнышко и друг друга. А вот о чём мы будем говорить на занятии вы узнаете из стихотворения, которое я прочту.

(Логопед читает загадку)

Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?

(Весна) .

(дети договаривают хором: весна) .

Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Дети: о весне

Логопед: Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова... Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой... Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.

(Логопед передаёт игрушку-солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети просят весну принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д. Садятся на стульчики).

II. Основная часть.

Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на столе 3 картинки времён года: весна, осень, зима) . Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны. Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова.

Логопед: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

1. (Проводится массаж лица) .

Светит яркое весеннее солнышко — поглаживание и ласкает нам лицо.
Дождик ещё холодный. — постукивание подушечками пальцев
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. — пощипывание
А всё-таки солнышко светит сильнее. — снова поглаживание

2. Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка»

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую) . От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком) . Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку» , — куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание) . «Д-д-д» , — стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание) . Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка) . Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики) . На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз) . Язычок поспешил домой к маме.

3. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»

Логопед: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне.

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

(Логопед просит объяснить слово капель)

Логопед: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери, проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать.

(логопед обращает внимание детей на су-джок)

4. Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок

Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег!

А там поляна — большая, круглая, красивая!

Круговые движения шариком по ладони.

На поляне видимо-невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать-и- мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка.

Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик — один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый... и он на другом берегу!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж — сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

Катать шарик по ладони вперед- назад.

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладошке.

5. Упражнение "Что перепутал художник?"

Логопед. Ребята посмотрите, какую картину нарисовал рассеянный художник? На ней изображена весна. Только всё ли правильно изобразил художник?

6. Упражнение «Клен» (координация речи с движением)

За окном сосулька тает, (Дети стоят повернувшись лицо в круг. Выполняют 4 прыжка, держа руки на поясе)

Ветер тучи рвет в клочки. (Руки вверх. Наклоны туловища вправо- влево)

Разжимает, разжимает (Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно

Клен тугие кулачки. разжимают кулачки)

Прислонился он к окошку. (4 прыжка)

А, едва растает снег, (Наклоны)

Мне зеленую ладошку (Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают

Клен протянет раньше всех. друг другу правые ручки —рукопожатие)

Логопед: А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и создать свою весеннюю полянку. (Логопед раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, ландыши, нарциссы, мимозы, одуванчики, тюльпаны. Дети их раскрашивают) .

Логопед: Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. Здорово!

III. Итог занятия

Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось? Посмотрите, а солнышко то непростое, тут есть кармашек. (Логопед достает из игрушки сладкие призы)

Здравствуйте, уважаемые педагоги и просто любимые читатели. Я Татьяна Сухих, сегодня хочу поговорить на довольно деликатную тему о том, как организовать индивидуальные занятия с детьми, имеющих ограничения по состоянию здоровья.

Уверенна, вам уже приходилось слышать такое понятие, как «дети с ОВЗ» в детских дошкольных учреждениях. Термин относительно новый, так как появился после принятия закона «Об образовании в Российской Федерации» в 2012-м году и вступления его в силу уже в сентябре 2013-го. В законе говорится о том, что каждый малыш имеет право на получение общего образования независимо от его возможностей.

Стоит сразу сказать, что пока не существует общей адаптированной программы для детей дошкольников с ОВЗ. Если заглянуть в образовательные основы, написанные по ФГОС, то вам не удастся их найти даже на официальном сайте.

Благо, что в помощь воспитателям трудятся детские психологи и специалисты медицины, разрабатывающие литературные и другие пособия.

Пополняем свой запас знаний

В качестве примера можно привести труд Е.А.Чевычеловой, предлагающий развернутые тематические планы для коррекционной работы с дошкольниками средних групп, имеющих проблемное зрение. Здесь воспитатели ДОО, психологи, дефектологи, а также родители найдут для себя массу полезной информации о развитие у ребенка зрительного восприятия мира, ориентировании его в социально-бытовой сфере и пространственных отношениях.

Еще одним пособием, которое стоит взять на заметку, является электронный материал о социально-коммуникативном развитие ребятишек, имеющих ограничения в здоровье. Автором А.В.Елоевой было создано пособие максимально соответствующее требованиям ФГОС, которое поможет учителям и воспитателям в социальном сопровождении обучающихся, то есть в планирование совместных и индивидуальных занятий ребенка для успешного раскрытия его потенциала. Такое пособие должно быть обязательным для социального педагога.


Весьма эффективным способом повышения квалификации для специалистов ДОУ в условиях современности, по моему мнению, являются всевозможные тренинги и форумы. А как вы относитесь к посещению вебинаров? Если положительно, уверенна вы сможете оценить следующие офлайн-вебинары:

  • «Развитие речи детей с ОВЗ», представленный в 2-х частях, с которым вы можете ознакомиться по ссылке http://www.uchmag.ru ;

  • «Индивидуальная комплексная образовательная программа в условиях ИО(инклюзивного образования) детей с ОВЗ», который проведет учитель-дефектолог высшей категории М.Н.Емельянова в 4-х частях http://www.uchmag.ru/ ;

  • «ФГОС НОО: коррекционно — педагогическое сопровождение детей с ОВЗ», где благодаря работе педагога-психолога И.В.Гуреевой вы научитесь включать малышей с ограничениями здоровья в учебный процесс http://www.uchmag.ru ;

  • «Специальные условия обучения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе с учетом ФГОС» от старшего методиста Н.Н.Куклевой http://www.uchmag.ru .

Индивидуальные занятия с детьми: основы основ

Но прежде чем заниматься повышением квалификации, следует знать основные термины и понятия, касающиеся развития дошкольников в ограниченных условиях. Я думаю, что из информации, приведенной выше понятно, что ребенок с ОВЗ имеет временный или постоянный недостаток в развитии. Это может быть связано с его физическими или психологическими особенностями. В основном специалисты разделяют таких воспитанников по следующим категориям:

  1. дети, чья слуховая функция нарушена;

  2. малыши с дисфункцией речи, нуждающиеся в логопедических упражнениях;

  3. дошкольники, у которых имеются зрительные нарушения либо полная слепота;

  4. ребятишки с патологиями опорно-двигательного аппарата;

  5. детки, отстающие в умственном развитии или имеющие проблемы психологического характера;

  6. воспитанники с поведенческим расстройством и нарушениями в общении.

Исходя из определения детских особенностей ОВЗ, воспитатель планирует проведение занятий для всей группы, ориентированное на индивидуальные особенности конкретного ребенка или нескольких детей.


Что нужно знать о здоровье детей и их обучении?

Малышам той или иной категории свойственны некоторые характерные черты, которые стоит учесть.

  1. Например, ребятишки с нарушением слуха будет труднее воспринимать материал, в связи с чем, нарушается память, речь и мышление в принципе. Малыши могут быть обидчивыми, замкнутыми и невнимательными не зависимо от возраста. В занятиях с такими детьми следует делать ударение на улучшение пространственного восприятия и координации движений. Нужно учитывать, что ребята с ограничениями слуха отлично читают по губам, чем можно воспользоваться, произнося тексты четко, с использованием положительных мимических жестов. Также пригодятся картинки с надписями, запоминая которые дошкольник старшей группы меньше пропускает буквы в словах, то есть усиливает зрительное восприятие.

  2. Детки с нарушением зрения требуют тщательного распределения зрительных нагрузок. Занятия также должны ориентировать ребенка в пространстве, а также социально-бытовой сфере. Огромную роль в занятиях с такими малышами играют игры, развивающие мелкую моторику, а также осязание. Воспитателю пригодятся логопедические знания и умение управлять мимикой лица. Детки, не имеющие возможности хорошо видеть, могут при этом иметь отличный слух. Поэтому педагогам сгодятся аудио материалы, игры с музыкой или танцы.

  3. ЗПР(задержка психического развития) у воспитанников ДОУ характеризуется высокой степенью физической активности ребенка, его неусидчивостью, невозможностью сконцентрироваться на занятии или выполнить его самостоятельно. Поэтому информационные материалы, возможно, будет легче преподнести в процессе подвижной игры.

  4. А вот для ребят с нарушениями опорно — двигательного аппарата больше всего важна психологическая поддержка, воспитание неунывающих взглядов, оптимистичного отношения не только к себе, но и своим близким. Важно, чтобы в этом процессе участвовали педагоги-психологи, труженики медицинской отрасли и, конечно, родители. Роль заботливых мам и пап неоценима в процессе развития детей с ОВЗ. Тем более, что у них на много больше возможности проводить индивидуальные занятия с учетом потребностей своего малыша, чем у воспитателя в детском саду.

Что еще нужно знать об инклюзивном образовании?

Объяснить это опекунам должен именно педагог. Тем более, что первым действием в алгоритме принятия дитя с ОВЗ в детский сад является встреча с родителями. Ведь последующие составление планов занятий включает в себя рекомендации психолого — медико — педагогической комиссии (ПМПК) и заключения после беседы с мамой и папой.


Конспекты воспитателя также будут ориентированы на заключение ПМПК согласно определению ребенка с ОВЗ в ту или иную группу для инклюзивного образования.

Инклюзивное образование – понятие, которое появилось вместе с законом «Об образовании в Росийской Федерации» в 2012 году. Оно подразумевает полноценное совместное обучение детей с ОВЗ с ребятами, не имеющими никаких ограничений.

И так группы могут иметь комбинированную и компенсирующую направленность.

В первом случае, имеется в виду, что ребенок ограниченный особенностями здоровья будет развиваться вместе со всеми остальными детьми без таких ограничений. В этом случае, законом не было придумано что-то новое. И раньше ДОУ посещали дети с плохим зрением или слухом. Поправки в законе скорее подтолкнули к посещению общих групп в детском саду детей с психологическими или физическими особенностями. Раньше родители и опекуны чаще отдавали предпочтение специальным – закрытым учреждениям или домашнему обучению.

Компенсированная направленность в образовании подразумевает детские коллективы, которые посещают малыши с одним и тем же нарушением в развитии. Количество детей в таких группах ограничено и до достижения воспитанниками младшего 3-х летнего возраста чаще всего не превышает 6 человек. Принять большее количество ребят детский сад может уже в средние и старшие дошкольные группы. Однако число малышей все равно может ограничиваться согласно категории ОВЗ.

Конечно же, сейчас мы – педагоги и воспитатели, стали более квалифицированными в этом вопросе. Образовательная программа совершенствуется с каждым годом. Но согласитесь, не бывает так, чтобы не оставалось вопросов по индивидуальным занятиям с детьми, тем более в столь щепетильном вопросе. Выскажите своё мнение и если вы работаете в саду, то поделитесь своим опытом.

Всегда актуальной тема развития детей с ОВЗ будет для их родителей, поэтому, уважаемые читатели, подписывайтесь намой блог, а я чем смогу, помогу и отвечу на ваши вопросы. На сегодня я прощаюсь с вами, до новых встреч!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи с детьми с ТНР(системное недоразвитее речи 1-2 уровня),
Тема: Лиса и заяц.(закрепление тем «Весна», «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные»).
Цель: Формирование активной речевой коммуникации (общих речевых умений и навыков).
Задачи:
1. Коррекционные: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, мимики и эмоций, целенаправленного сильного выдоха, голоса (на выдохе пропевать гласные звуки), чувства ритма, четкости произношения; развитие слухового восприятия и внимания: слушать образец текста; коррекция кратковременной и долговременной памяти: закрепления знаний по темам «Овощи», «Фрукты», «Весна»; уточнение и пополнение активного словаря по этим темам, развитие коммуникативной функции речи.
2. Воспитательные: воспитание усидчивости, трудолюбия, бережного отношения к природе и любви к животным, чувства сопереживания.
Оборудование: компьютер, запись песенки-потешки «Заинька, попляши»; конструктор Лего (крупный); Су-Джок; «Пальчиковый бассейн»; прищепки; жёлтый круг (солнышко), иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка»; игрушки (медведь, белка, ёж, заяц); шапочка Зайца; разрезная картинка Белка; «Чудесный мешочек», муляжи овощей; тетрадь Н. Е. Арбековой «Развиваем связную речь у детей с ОНР» (альбом №1), цветные карандаши.
Здоровьесберегающие технологии: биоэнергопластика, артикуляционная гимнастика, пальчиковый игротренинг, самомассаж пальцев рук в «пальчиковом бассейне», самомассаж ладоней с помощью Су-Джока, На протяжении всего игрового занятия поощряются любые речевые высказывания ребёнка, попытки повтора звуков, слогов, слов. В случае отказа в выполнении движений, повтора слов ребёнком используются приёмы пассивной гимнастики, сопряжённого повтора, договаривания за ребёнком самим логопедом. В исключительном случае занятие может быть сокращено (в интересах ребёнка); разбито на несколько частей/занятий.
По ходу занятия ребёнку даётся право выбора (какой, какого цвета Су-Джок, карандаш ты выберешь?), всегда даётся положительная оценка выполненного задания.
Ход занятия
I. Оргмомент. Настрой на занятие. Повторение.
Смотрим солнышко какое веселое играет с нами – артикуляц гимнастика
2.Коррекция голоса и закрепление жестовых моделей гласных звуков.
Чтобы красиво говорить - надо с язычком, голосом и пальчиками дружить. Давай вспомним песенки гласных звуков, которые мы голосом поём и пальчики нам в этом помогают.
Пропеть гласные звуки+ жестовые модели звуков.
Голос у нас проснулся.
3.Формирование слухового восприятия и внимания, коммуникативной функции речи.
А сейчас давай вместе придумаем и расскажем сказку. Работа с иллюстрацией.
-Жили-были… (Кто?). Здесь и далее все слова проговариваются сопряжено с движениями пальцев, изображающих символы гласных звуков. Жили они... (Где?). У зайца избушка была лубяная (из бревен), а у лисы ледяная (изо льда). Наступила весна. (Какое время года наступило?). Как ты думаешь, у кого растаяла избушка? (у Лисы)
А почему растаяла ледяная избушка? (Пришла весна. Стало тепло, солнышко стало припекать, греть).
Давай вспомним игру с пальчиками про Весну и Солнышко.
5.Пальчиковая гимнастика и кинезиологические упражнения
(Попеременно на каждый слог ритмично хлопать в ладоши и по столу)
Солнце землю греет, греет (Тереть ладони друг о друге)
Ветер дует всё теплее. (Погладить ладошками щёки)
Светит солнышко в окно, (Ладони вверх-вниз, руки перед собой.)
Скоро будет нам тепло! (Хлопки на каждый слог-потереть ладони.)
6.Элементы театрализации-драматизации. Вспоминаем сказку Все сказки начинаются со слов ЖИЛИ БЫЛИ
Пришла лиса к зайчику и говорит: «Пусти меня к себе жить». Что зайчик отвечает лисе? Зайчик хороший, добрый.
Заяц: «Заходи». А лиса взяла, да и выгнала зайчишку из его дома. Остался наш зайчик без домика.
7.Развитие мимики и эмоций.
Зайчику грустно. Покажи, как ему грустно.
Зайчик сердится на лису. Покажи, как он сердится.
Жалко зайчика. Давай поможем зайчику построить новый дом.
Наш зайка очень рад, что мы не бросили его в беде. Покажи, как он радуется.
II. Объявление темы занятия.
Сегодня на занятии мы построим новый дом для зайчика и будем учиться правильно и четко произносить слова и строить предложения.
Тебе нужно запоминать, как правильно произносить слова.
1. Активизация коммуникативной функции речи.
Строить дом нам помогут зайкины друзья. Слышишь уже кто-то пришел? Отгадай загадку.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
а когда придёт весна,
просыпается от сна.
Кто это? (медведь) Давай походим, как мишка косолапый.
МЕДВЕДЬ:
«Здравствуй, зайка! Я принес тебе детали от домика, но за это прошу тебя меня погреть. У меня было солнышко волшебное, оно меня согревало. Но за зиму все лучики куда-то подевались. Помоги мне их найти и починить Солнышко.
2.Самомассаж пальцев в «пальчиковом бассейне», достать прищепки и «починить» Солнышко.
Молодец! Спасибо. Я теперь согреюсь.
Получи детали от домика. (лего)
На помощь зайке спешит следующий гость. Кто же это? Собери картинку и узнаешь.
3.Разрезная картинка Белка.
БЕЛКА:
«Здравствуй, зайка! Я принесла тебе мешочек с игрушками. Угадаешь какие – тогда дам детальки для домика.
4.Развитие тактильных ощущений. «Чудесный мешочек» - овощи. Называем овощи по порядку
5.Физминутка. Формирование дифференцировать правую и левую стороны тела.
Заинька наш устал строить дом. Заинька давай отдохнем.
Русская народная потешка «Заинька попляши».(запись)
Ой, кто-то ещё к нам в гости идёт.
Угадай: Кто из животных колючий? – ежик колючий.
ЁЖИК
«Здравствуй, зайка. Я колючий серый ёж, поиграй со мной!»
6. Игровой самомассаж ладоней с помощью Су-джока (ёжиком) для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук и повышения иммунитета детей.
Слова Действия
Наш волшебный мудрый ёжик
Не нашёл в лесу дорожек. Прокатываем по левой руке.
Вертикально.
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко. По ладошке.
Вертикально.
Только, ёжик, не шали!
Сильно ручки не коли! Катаем между ладоней.
Вертикально.
Спасибо, поиграли вы со мной. Но у меня есть ещё загадка в тетрадке. Угадаете - отдам все детальки для домика.
Молодец! Получи детали от домика.
Ребёнок достраивает домик.
8. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Вот построен новый дом,
Поселился зайка в нем.
Очень зайкин дом большой,
Он и с печкой, и с трубой.
Что мы построили? (Дом).
Кто поселился в доме? (Зайка).
Какой у зайки дом: большой или маленький? (Дом большой).
9.Задание самостоятельно. Дорисовать домик
III. Итог.
Сегодня на занятии мы пожалели бедного зайку, обманутого лисой, и построили для него дом. Ты сегодня молодец! Старался правильно и четко произносить слова и составлять предложения.
Давай назовем всех животных, которые помогали нам строить дом, чтобы хорошенько запомнить, как произносятся эти слова. МЕДВЕДЬ. БЕЛКА. ЁЖИК.
Давай скажем им СПАСИБО и ещё раз станцуем под песенку-потешку «Заинька попляши».
До свидания.

Конспект первого занятия "Такие разные семьи" в группе для детей с ОВЗ.

Статья предназначена для логопедов, дефектологов и воспитателей. Предполагается цикл занятий по развитию связной речи у детей с ОВЗ по лексической теме "Семья".
Возраст детей - 4-7 лет, также занятие может проводиться в старшей группе в ДОУ.
1.Приветствие:
Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп.
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ.
Здравствуйте, щёчки, плюх-плюх-плюх,
Пухленькие щёчки, плюх-плюх-плюх.
Здравствуйте, губки (3 поцелуя).
Здравствуйте, зубки (постучать зубами).
Здравствуй, мой носик, пип-пип-пип.
Здравствуйте, ребята! всем привет!

2.Пальчиковая гимнастика «Кто живет в квартире»:
Раз, два, три, четыре,(ритмично сжимать и разжимать ладошки)
Кто живёт у нас в квартире?
Мама, папа, брат, сестрёнка, (загибать пальцы на обеих руках поочерёдно)
Кошка Мурка, два котёнка,
Пес Барбос, щенок и я,
Вместе дружная семья! (пальцы обеих рук постукивают друг о друга)

3. Чебурашка в гостях. Ребята, угадайте, кто к нам пришёл сегодня в гости?
Этот маленький зверёк,
плюшевый и добрый,
к нам приехал из страны
теплой и далёкой.
У него глаза большие и большие уши,
чтобы лучше видеть нас,
чтобы лучше слушать.

Здравствуйте, ребята! Я приехал к вам из далёкой страны и скоро нашел хороших друзей. Вы их знаете? (Гена и Галя). Девочка Галя нам с Геной иногда рассказывает про свою семью. И даже дала мне посмотреть картины с разными семьями, хотите я вам их тоже покажу? Раньше не было фотоаппарата и всё рисовали художники. Когда на картине изображены люди, это называется – портрет.

4.Слайды «Такие разные семьи» . Просмотр и комментирование картин на уровне сюжета, одежды, изображенных членов семьи, их действий и т.п.

5.Беседа. Художники в своих картинах передают не только портретное сходство, но атмосферу, дух семьи. На портретах сразу видно, что это семья. Кто обязательно есть на каждом портрете? (папа, мама и дети) Как вы думаете, чем все эти семьи похожи (они вместе, дружные, любят и поддерживают друг друга). А чем отличаются (количество членов семьи, возраст, одежда и т.п.)

6. Игра с мячом по кругу «А у вас?» : Наша семья большая, а ваша… (дружная, крепкая, добрая, здоровая, маленькая, смелая, заботливая).

7. Физминутка «Мама в дом войдет» :
Мама в дом войдёт и ахнет: (шагаем на месте, охватываем голову руками)
Чем у нас в квартире пахнет? (принюхиваться по сторонам)
Много чем – ответим маме. (пожать плечами)
Раз – горелыми блинами, (загибать пальцы)
Два – разлитыми духами,
Три – штанами в рыбьем жире…
Мама скажет: а четыре –
Пахнет стиркой и уборкой, (изображать стирку и подметание)
А ещё – хорошей поркой! (спрятать руки за спину)

8. Игра по 1 картинке из слайда «Скажи наоборот» : мама молодая, а бабушка пожилая; папа высокий, а сын низкий; мама худая, а бабушка полная; сын старший, а малыш младший; дедушка строгий, а бабушка мягкая; у папы волосы густые, а у дедушки редкие.
9. Подведение итогов. Чебурашка: картины нам показали, что даже в давние-давние времена люди объединялись вместе в семьи, гордились своей семьёй, защищали её, находили в своём доме поддержку, тепло и уют, но семьи всегда были разными, потому что и все люди разные, и счастливы по-своему.

Приложение: Слайды "Такие разные семьи"






Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с задержкой психического развития.

Тема: «Загадки с грядки»

Цель: закрепление представлений об овощах. Активизация словаря, коррекция грамматического строя речи и звуко-слоговой структуры слова.

Задачи.

Образовательные:

Закрепление в активном словаре детей названий овощей (картофель, лук, помидор, огурец, морковь, свёкла, тыква) и обобщающего понятия «овощи»

Закрепление словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Закрепление согласования прилагательного с существительным

Совершенствование навыка произношения слов со сложной слоговой структурой

Закрепление временных представлений (время года)

Коррекционно-развивающие:

Развитие речи, обогащение пассивного и активного словаря

Развитие произвольного внимания и памяти

Развитие зрительного гнозиса, пространственного восприятия

Развитие тактильной чувствительности, общей моторики

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность

Воспитывать умение трудиться в коллективе

Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца

Используемые современные образовательные технологии

Здоровьесберегающие технологии

Технология педагогической поддержки

Информационно-коммуникативные технологии

Обучение в содружестве

Оборудование:

Предметные картинки (овощи), сюжетные картинки (осень, сбор урожая), муляжи овощей, мяч среднего размера, компьютер, разрезные картинки.

Ход совместной деятельности

Организационный момент

    Беседа о времени года (осень): название, характерные особенности, закрепление названий осенних месяцев (сентябрь, октябрь)

    Беседа по предметным картинкам (овощи), сюжетным картинкам (сбор урожая)

    Работа с муляжами овощей: называние овоща, тактильное восприятие предмета.

    «Волшебный мешочек»: отгадать загадку, на ощупь найти нужный предмет.

Загадки:

Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я……..

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней ……

Пушистый и зелёный хвост

На грядках горделиво рос.

Ухватился Ваня ловко:

Вылезай на свет……..

А на этой грядке

Разыгрались в прятки

Зелёные хитрецы

Молодые…….

Помогает деду внук- собирает с грядок ….

Собираем мы в лукошко

Очень крупную……

Надо поклониться низко,

Чтобы вытащить…..

6. Согласование прилагательного с существительным по цвету, форме, величине. Закрепление названий блюд из данного овоща.

7. Физ. минутка «Дождик». Подвижная игра с мячом «Назови ласково»

8. Просмотр презентации «Что пропало?»

9. Работа с разрезными картинками «Овощи». Разной конфигурации и разной степени сложности (по образцу и без образца).

10. Подведение итогов. Оценка деятельности детей на занятии.