Рационально-эмоциональная терапия А. Эллиса

Сформулировал ряд положений, которые активно используются в практической коррекционной психологии. Одним из таких положений, часто цитируемых Эллисом, является высказывание: "Людям мешают не вещи, а то, какими они их видят" (Эпиктет).

Основываясь на подчеркнуто-научных подходах в структуре индивидуального сознания, А. Эллис стремится освободить клиента от уз и шор стереотипов и клише, обеспечить более свободный и непредубежденный взгляд на мир. В концепции А. Эллиса человек трактуется как самооценивающий, самоподдерживающий и самоговорящий.

А. Эллис считает, что каждый человек рождается с определенным потенциалом, и этот потенциал имеет две стороны: рациональную и иррациональную; конструктивную и деструктивную и т.д. Согласно А. Эллису психологические проблемы появляются тогда, когда человек пытается следовать простым предпочтениям (желаниям любви, одобрения, поддержки) и ошибочно полагает, что эти простые предпочтения - абсолютные мерила его жизненного успеха. К тому же человек - существо, чрезвычайно подверженное различным влияниям на всех уровнях - от . Поэтому сводить всю изменчивую многосложность человеческой природы к чему-то одному А. Эллис не склонен.

В РЭТ выделяется три ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение. А. Эллис выделял два типа когниций: дескриптивные и оценочные.

Дескриптивные когниции содержат информацию о реальности, о том, что человек воспринял в мире, это "чистая" информация о реальности. Оценочные когниции отражают отношение человека к этой реальности. Дескриптивные когниции обязательно соединены с оценочными связями разной степени жесткости.
Необъективные события сами по себе вызывают у нас позитивные или негативные эмоции, а наше внутреннее восприятие этих событий - их оценку. Мы чувствуем то, что думаем по поводу воспринятого. являются результатом нарушений в когнитивной сфере (таких как сверхгенерализация, ложные выводы и жесткие установки).

Источник психологических нарушений - это система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усвоенная, как правило, в детстве от значимых взрослых. Эти нарушения А. Эллис назвал иррациональными установками. С точки зрения А. Эллиса, это жесткие связи между дескриптивными и оценочными когнициями типа предписания, требования, обязательного приказа, не имеющего исключений, и они носят абсолютистский характер. Поэтому иррациональные установки не соответствуют реальности как по силе, так и по качеству этого предписания. Если иррациональные установки не реализуются, они приводят к длительным, неадекватным ситуации эмоциям, затрудняют деятельность индивида. Сердцевиной же эмоциональных нарушений, по мнению Эллиса, является самообвинение.

Важным в РЭТ является понятие "ловушка", т.е. все те когнитивные образования, которые создают необоснованную невротическую тревогу. У нормально функционирующего человека имеется рациональная система оценочных когниции, которая представляет собой систему гибких связей между дескриптивными и оценочными когнициями. Она носит вероятностный характер, выражает скорее пожелание, предпочтение определенного развития событий, поэтому приводит к умеренным эмоциям, хотя иногда они и могут носить интенсивный характер, однако не захватывают индивида надолго и поэтому не блокируют его деятельность, не препятствуют достижению целей.

Возникновение психологических проблем у клиента связано с функционированием системы иррациональных установок.

В концепции Эллиса утверждается, что хотя быть любимым в атмосфере принятия приятно, человек должен чувствовать себя достаточно уязвимым и в такой атмосфере, и не чувствовать себя дискомфортно в отсутствии атмосферы любви и полного принятия.

А. Эллис предполагал, что положительные эмоции (такие как чувства любви или восторга) часто связаны или являются результатом внутреннего убеждения, выраженного в виде фразы: "Это для меня хорошо". Отрицательные эмоции (такие как гнев или депрессия) связаны с убеждением, выраженным фразой: "Это для меня плохо". Он считал, что эмоциональный отклик на ситуацию отражает "ярлык", который ей "приклеивают" (например, она опасна или приятна), даже в том случае, когда "этикетка" не соответствует действительности. Для достижения счастья необходимо рационально сформулировать цели и выбрать адекватные средства.

Эллис разработал своеобразный "кодекс невротика", т.е. комплекс ошибочных суждений, стремление к выполнению которого ведет к психологическим проблемам:
1. Существует жесткая необходимость быть любимым или одобряемым каждым человеком в значимом окружении.
2. Каждый должен быть компетентным во всех областях знаний.
3. Большинство людей подлые, испорченные и достойны презрения.
4. Произойдет катастрофа, если события пойдут иным путем, чем запрограммировал человек.
5. Человеческие несчастья обусловлены внешними силами, и у людей мало возможности их контролировать.
6. Если существует опасность, то не следует ее преодолевать.
7. Легче избежать определенных жизненных трудностей, чем соприкасаться с ними и нести за них ответственность.
8. В этом мире слабый всегда зависит от сильного.
9. Прошлая история человека должна влиять на его непосредственное поведение "сейчас".
10. Не следует беспокоиться о чужих проблемах.
11. Необходимо правильно, четко и отлично решать все проблемы, а если этого нет, то произойдет катастрофа.
12. Если кто-либо не контролирует свои эмоции, то ему невозможно помочь.

А. Эллис предложил свою структуру личности, названную им по первым буквам латинского алфавита "АВС-теория": А - активирующее событие; B мнение клиента о событии; С - эмоциональные или поведенческие последствия события; D - последующая реакция на событие в результате мыслительной переработки; Е - завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное).

Эта концептуальная схема нашла широкое применение в практической коррекционной психологии, поскольку позволяет самому клиенту в форме дневниковых записей вести эффективное самонаблюдение и самоанализ.
Анализ поведения клиента или самоанализ по схеме "событие - восприятие события - реакция - обдумывание - вывод" обладает высокой продуктивностью и обучающим эффектом.

"ABC-схема" используется для того, чтобы помочь клиенту в проблемной ситуации перейти с иррациональных установок на рациональные. Работа строится в несколько этапов.

Первый этап - кларификация, прояснение параметров события (A), в том числе параметров, наиболее эмоционально затронувших клиента, вызвавших у него неадекватные реакции.
А = (А0 + Аc) => В,
где A0- объективное событие (описанное группой наблюдателей);
Аc - субъективно воспринятое событие (описанное клиентом);
В - система оценки клиента, определяющая, какие параметры объективного события будут восприняты и будут значимы.

На этом этапе происходит личностная оценка события. Кларификация позволяет клиенту дифференцировать события, которые могут быть и которые не могут быть изменены. При этом цель коррекции - не поощрение клиента к уходу от столкновения с событием, не изменение его (например, переход на новую работу при наличии неразрешимого конфликта с начальником), а осознание системы оценочных когниций, затрудняющих разрешение этого конфликта, перестройка этой системы и только после этого - принятие решения об изменении ситуации. В противном случае клиент сохраняет потенциальную уязвимость в сходных ситуациях.
Второй этап - идентификация эмоциональных и поведенческих последствий воспринятого события (С). Цель этого этапа - выявление всего диапазона эмоциональных реакций на событие (так как не все эмоции легко дифференцируются человеком, а некоторые подавляются и не осознаются из-за включения рационализации и других ).

Осознание и вербализация испытываемых эмоций могут быть затруднены у некоторых клиентов: у одних - из-за словарного дефицита, у других - из-за поведенческого дефицита (отсутствие в арсенале поведенческих стереотипов, обычно связанных с умеренным проявлением эмоций. Такие клиенты реагируют полярными эмоциями, или сильной любовью, или полным отвержением.

Выявлению иррациональных установок помогает анализ используемых клиентом слов. Обычно с иррациональными установками связаны слова, отражающие крайнюю степень эмоциональной вовлеченности клиента (кошмарно, ужасно, потрясающе, невыносимо и др.), имеющие характер обязательного предписания (необходимо, надо, должен, обязан и др.), а также глобальных оценок лица, объекта или события.
А. Эллис выделил четыре наиболее распространенные группы иррациональных установок, создающих проблемы:
1. Катастрофические установки.
2. Установки обязательного долженствования.
3. Установки обязательной реализации своих потребностей.
4. Глобальные оценочные установки.

Цель этапа достигнута, когда в проблемной области выявлены иррациональные установки (их может быть несколько), показан характер связей между ними (параллельные, артикуляционные, иерархической зависимости), делающей понятной многокомпонентную реакцию индивида в проблемной ситуации.
Необходимо также выявление рациональных установок клиента, поскольку они составляют позитивную часть отношения, которая может быть расширена в последующем.

Третий этап - реконструкция иррациональных установок. К реконструкции следует приступать, когда клиент легко идентифицирует иррациональные установки в проблемной ситуации. Она может протекать: на когнитивном уровне, уровне , уровне поведения - прямого действия.

Реконструкция на когнитивном уровне включает доказательство клиентом истинности установки, необходимости ее сохранения в данной ситуации. В процессе такого рода доказательств клиент еще более отчетливо видит негативные последствия сохранения данной установки. Применение вспомогательного моделирования (как бы другие решали эту проблему, какие установки они имели бы при этом) позволяет сформировать на когнитивном уровне новые рациональные установки.

При реконструкции на уровне воображения используется как негативное, так и позитивное воображение. Клиента просят мысленно погрузиться в психотравмирующую ситуацию. При негативном воображении он должен максимально полно испытать прежнюю эмоцию, а затем попытаться уменьшить ее уровень и осознать, за счет каких новых установок ему удалось достичь этого. Такое погружение в психотравмирующую ситуацию неоднократно повторяется. Тренировка может считаться эффективно завершенной, если клиент уменьшил интенсивность испытываемых эмоций с помощью нескольких вариантов установок. При позитивном воображении клиент сразу представляет проблемную ситуацию с позитивно окрашенной эмоцией.

Реконструкция с помощью прямого действия является подтверждением успешности модификаций установок, проведенных на когнитивном уровне и в воображении. Прямые действия реализуются по типу методик наводнения, парадоксальной интенции, техники моделирования.

Четвертый этап - закрепление с помощью домашних заданий, выполняемых клиентом самостоятельно. Они также могут проводиться на когнитивном уровне, в воображении или на уровне прямых действий.

РЭТ прежде всего показана клиентам, способным к интроспекции, рефлексии, анализу своих мыслей.
Цели коррекции. Главная цель - оказание помощи в пересмотре системы убеждений, норм и представлений. Частная цель - освобождение от идеи самообвинения.

Кроме того, А. Эллис сформулировал ряд желаемых качеств, достижение которых клиентом может выступить конкретной целью психокоррекционной работы: социальный интерес, интерес к себе, самоуправление, терпимость, гибкость, принятие неопределенности, научное мышление, само-принятие, способность к риску, реализм.

Позиция психолога. Позиция психолога, работающего в русле данной концепции, безусловно, директивна. Он разъясняет, убеждает. Он авторитет, который опровергает ошибочные суждения, указывая на их неточность, произвольность и т.д. Он апеллирует к науке, к способности мыслить и, по выражению Эллиса, не занимается отпущением грехов, после которого клиент может быть и чувствует себя легче, но неизвестно, легче ли ему на самом деле.

Требования и ожидания от клиента. Клиенту отводится роль ученика, и соответственно его успех трактуется в зависимости от мотивации и идентификации с ролью учащегося.
Предполагается, что клиент проходит три уровня инсайта:
1. Поверхностный - осознание проблемы.
2. Углубленный - распознавание собственных интерпретаций.
3. Глубинный - на уровне мотивации к изменению.
В целом же психологические предпосылки РЭТ следующие:
признание личной ответственности клиента за свои проблемы;
принятие идеи, что имеется возможность решительно повлиять на эти проблемы
признание того, что эмоциональные проблемы клиента проистекают из его иррациональных представлений о себе и о мире;
обнаружение (осознавание) клиентом у себя этих представлений;
признание клиентом полезности серьезного обсуждения этих представлений;
согласие прилагать усилия к конфронтации со своими алогичными суждениями;
согласие клиента на использование РЭТ.

Техники
РЭТ характеризуется широким набором психотехник, в том числе заимствованных из других направлений.

1. Обсуждение и опровержение иррациональных взглядов.
Психолог активно дискутирует с клиентом, опровергает его иррациональные взгляды, требует доказательств, уточняет логические основания и т.д. Большое внимание уделяется смягчению категоричности клиента: вместо "Я должен" - "Мне бы хотелось";
вместо "Будет ужасно, если..." - "Наверно, не совсем удобно будет, если..."; вместо "Я обязан выполнить эту работу" - "Я хотел бы выполнить эту работу на высоком уровне".
2. Когнитивное домашнее задание связано с самоанализом по "ABC-модели" и переструктурированием привычных вербальных реакций и интерпретаций.
3. Рационально-эмотивное воображение. Клиента просят вообразить трудную для него ситуацию и свои чувства в ней. Затем предлагается изменить самоощущения в ситуации и посмотреть, какие изменения в поведении это вызовет.
4. Ролевая игра. Проигрываются беспокоящие ситуации, прорабатываются неадекватные интерпретации, особенно несущие в себе самообвинение и самоуничижение.
5. "Атака на страх". Техника состоит в домашнем задании, смысл которого в том, чтобы выполнить действие, которое обычно вызывает страх или психологические затруднения у клиента. Например, клиенту, который испытывает сильный дискомфорт при общении с продавцом предлагают зайти в крупный магазин со множеством отделов и в каждом отделе попросить показать ему какую-либо вещь.

Альберт Эллис родился 27 сентября 1913 года в Питтсбурге. Отношения с родителями у него были не слишком близкие; его мать страдала биполярным расстройством, из-за чего Эллису самому пришлось заботиться и воспитывать младших сестру и брата.

В 1934 году он окончил Нью-Йоркский городской университет. Именно в это время Эллис много писал на тему сексуальности . Заинтересовавшись психологией, молодой ученый поступил в Колумбийский университет, где в 1943 году получил степень магистра, а в 1947-м - степень доктора наук в области клинической психологии. Поначалу Эллис был ярым сторонником психоанализа Зигмунда Фрейда, однако работы Карен Хорни, Альфреда Адлера и Эриха Фромма оказали на него настолько сильное влияние, что он усомнился в правоте создателя психоанализа и в итоге полностью отказался от его идей.

После окончательного разрыва с Фрейдом Альберт Эллис создал собственный вид психотерапии, которую вначале назвал рациональной, а впоследствии - рационально-эмоциональной поведенческой терапией, или РЭПТ . Сегодня его подход считается родоначальником когнитивно-поведенческой психотерапии. В 1959 году ученый основал некоммерческий Институт рациональной жизни.

Эллис принимал активное участие в сексуальной революции 1960-х годов и был убежденным атеистом. Однако, сотрудничая в процессе разработки РЭПТ с рядом религиозных деятелей, психолог убедился, что вера в высшие силы оказывает в высшей степени позитивный психологический эффект. Впрочем, это не сделало ученого верующим, но его атеистические убеждения стали играть все меньшую роль в его жизни, и в конце концов Эллис пришел к выводу, что наилучшие результаты в психотерапии дает возможность выбора.

Многие ранние идеи Эллиса были встречены резкой критикой коллег, но во второй половине жизни психолог пользовался всеобщим признанием как предтеча когнитивно-поведенческой психотерапии,

все больше специалистов находили его методы весьма эффективными и действенными. Сегодня Альберт Эллис считается одним из самых влиятельных людей в истории психологии. Скончался ученый 24 июля 2007 года.

Модель ABC

Альберт Эллис считал, что каждый день человек наблюдает и интерпретирует происходящие события и со временем эти интерпретации преобразуются в иррациональные суждения, в соответствии с которыми он действует в дальнейшем. От этих суждений зависит, к каким последствиям приведет определенное событие. На рисунке ниже изображена модель теории АВС Альберта Эллиса.

1. A. Начальник ошибочно обвиняет вас в воровстве и угрожает увольнением.

2. B. Ваша реакция: «Да как он смеет? У него нет никаких причин меня обвинять!»

3. C. Вас охватывает ярость.

Модель ABC наглядно показывает, что событие B приводит к событию С, а не A непосредственно запускает событие С. Вы злитесь не потому, что вас неправомерно обвинили и вам угрожают; вас бесит ваша убежденность в том, что с вами нельзя обращаться подобным образом, возникшая на этапе B.

Научное определение

Когнитивно-поведенческая терапия исходит из того, что психологические проблемы возникают из-за ошибочных умозаключений, которые не позволяют человеку действовать эффективно. В ходе психотерапевтических сеансов, организованных в строго структурированном порядке, пациент осознает, что его чувства и мысли влияют на поведение, и начинает менять их.

Три иррациональных суждения

По мнению Эллиса, для всех людей характерны три типа иррациональных суждений, каким бы разным ни было их поведение в конкретном случае. В любом убеждении человека содержится требование то ли к самому себе, то ли к другим людям, то ли к окружающему миру. Психолог назвал эти три общих для нас убеждения абсолютными необходимостями:

1. Я должен делать все правильно и завоевывать одобрение других, в противном случае я ни на что не годный человек.

2. Окружающие должны обращаться со мной хорошо, дружелюбно, справедливо и обдуманно и воспринимать меня так, как бы мне того хотелось. В противном случае они плохие люди и заслуживают осуждения и наказания.

3. Мир должен давать мне все. Я должен иметь, что хочу и когда хочу, и не иметь ничего, чего мне не хочется. Если я не получаю желаемого - значит, все просто ужасно и нестерпимо.

Первое иррациональное суждение часто приводит к чувству тревожности, вины, разочарования и депрессии. Второе вызывает пассивную агрессию, злобу и насилие. Третье ведет к прокрастинации и чувству жалости к себе. Если эти убеждения гибкие и не слишком навязчивые, поведение и эмоции человека, скорее всего, будут вполне здоровыми; в ином случае иррациональные суждения могут привести к серьезным психологическим проблемам и даже к неврозу.

Роль обсуждения

Главная цель рационально-эмоциональной поведенческой терапии Альберта Эллиса - помочь пациенту преобразовать иррациональные суждения в рациональные. Это достигается путем их обсуждения. Например, психотерапевт спрашивает пациента: «Почему, как вы думаете, окружающие должны относиться к вам дружелюбно?» . Пытаясь ответить на этот вопрос, человек постепенно начинает понимать, что никаких рациональных причин для того, чтобы это убеждение реализовалось, на самом деле нет.

Важно знать!

Эллис считал, что каждый человек склонен мыслить иррационально, однако частоту, продолжительность и интенсивность такого мышления можно сократить благодаря знанию трех важных вещей:

1. Люди не просто расстраиваются, а расстраиваются из-за негибкости собственных убеждений.

2. Какова бы ни была причина огорчения, человек продолжает чувствовать себя таким образом, потому что не может избавиться от иррациональных представлений о жизни.

3. Улучшить свое психологическое состояние можно только с помощью напряженной целенаправленной работы над изменением этих убеждений, а для этого требуется активная и продолжительная практика.

Принятие реальности

Чтобы сохранить душевное здоровье, человек должен принимать реальность такой, какова она есть, даже если это не слишком приятно. Психотерапевты, практикующие РЭПТ (рационально-эмоциональная поведенческая терапия), помогают пациенту достичь принятия на трех разных уровнях.

1. Безусловное принятие себя . Человек должен признать, что он может ошибаться, что он не безупречен и нет никаких объективных причин для того, чтобы у него не было никаких изъянов. Это обстоятельство не делает его ни более, ни менее важным и значимым, чем другие люди.

2. Безусловное принятие других . Человек должен признать и принять, что время от времени окружающие будут обходиться с ним несправедливо и нет никаких причин для того, чтобы этого никогда не случалось. Люди, которые обошлись с ним несправедливо, не хуже и не лучше остальных.

3. Безусловное принятие жизни . Человек должен признать и принять, что его жизнь не всегда будет такой, как он ожидал и надеялся, и нет никаких причин надеяться на то, что все в ней будет так, как ему хочется. Жизнь, какой бы неприятной и трудной она иногда ни казалась, никогда не бывает абсолютно ужасной и невыносимой.

Сегодня рационально-эмоциональная поведенческая терапия считается одной из популярнейших форм психотерапии и фундаментом для современной когнитивно-поведенческой терапии.

Из книги Пола Клейнмана «Психология. Люди, концепции, эксперименты »


По рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) опубликовано немало превосходных специальных работ, включая и несколько наших собственных (Bernard, 1991; Bernard & Wolfe, 1993; Dryden, 1994a, 1994b, 1995a, 1995b; Dryden & DiGiuseppe, 1990; Dryden & Hill, 1993; Dryden &Neenan, 1995; Ellis, 1985c, 1994c, 1996a; Ellis & Crieger, 1986; Walen, DiGiuseppe, & Dryden, 1992; Yankura & Dryden, 1990,1994). Однако ни в одной из этих книг нет систематического описания клинического применения РЭПТ, например, ее использования в индивидуальной, супружеской, семейной, групповой и интенсивной терапии. Таким образом, работы, в которой бы систематически обобщался порядок проведения РЭПТ, до сих пор не было.

Ранее мы публиковали статьи и монографии, охватывающие важные аспекты практики РЭПТ (Dryden, 1985b; Ellis, 1971а, 1985с, 1993b), однако некоторые из этих работ уже устарели и более не издаются. Поэтому в данной работе мы пересмотрели и модернизировали материал прошлых лет и добавили несколько глав по новым разработкам РЭПТ - в общем, попытались создать книгу, которая бы предоставляла всеобъемлющую картину по проведению РЭПТ. Такое изложение принципов РЭПТ позволило бы любому заинтересованному психотерапевту эффективнее использовать ее основные клинические приемы.

Эта книга не раскрывает всех аспектов РЭПТ. В некоторых из уже упомянутых публикаций те или иные способы применения РЭПТ описываются более подробно, здесь же о них говорится лишь вскользь. То же самое можно сказать и об использовании РЭПТ в психологической просветительской практике, например, на курсах, семинарах и интенсивных рационально-эмоциональных поведенческих тренингах. Однако специалисты, желающие использовать наиболее популярные клинические методы РЭПТ, найдут в этой книге их самое детальное описание Мы не ждем, что данная работа заменит собой все другие публикации по РЭПТ, но в то же время надеемся, что она станет существенным и полезным дополнением к ним.

Альберт Эллис, PhD

УиндиДрайден, PhD

Предисловие

Предлагаемая вашему вниманию книга является результатом более чем 50-летней истории развития когнитивно-эмоциональной поведенческой психотерапии. Безусловно, главная роль в развитии этого метода немедицинской психотерапии принадлежит Альберту Эллису. Созданный им и разработанный в деталях новый метод психотерапии получил широкое распространение в мире и пользуется на сегодняшний момент заслуженным признанием как психотерапевтов, так и их клиентов, о чем свидетельствует успех института Эллиса и написанных им книг.

Альберт Эллис родился в Питтсбурге в 1913 году и вырос в Нью- Йорке. Так или иначе, вся профессиональная деятельность Эллиса связана с этим городом, доставившим ему много неприятностей. Лишь высокая степень уверенности в себе и умение извлекать пользу из жизненных трудностей путем их рациональной проработки и решения проблем позволили Эллису найти способ помощи в преодоление трудностей другим людям. Проблемы со здоровьем еще в раннем детстве заставили Эллиса сменить занятия спортом на чтение, конфликты в семье (родители Эллиса развелись, когда ему было 12 лет) научили Эллиса внимательно относиться к внутреннему миру человека и стремиться к пониманию других людей.

Первоначально Эллис планировал заняться литературной деятельностью. Он хотел получить специальность экономиста, чтобы к 30 годам заработать достаточно денег для спокойного литературного творчества. В 1934 году Эллис окончил университет Нью-Йорка и получил степень магистра деловою администрирования. Вместе с братом они основали первое предприятие. В 1938 году Эллис получил должность начальника службы персонала в небольшой фирме. Параллельно с работой в сфере бизнеса Эллис занимался литературным трудом, к 28 годам у него было уже более двух десятков рукописей, которые он нигде не мог опубликовать. Желая как-то повысить привлекательность своих рукописей для издателей, Эллис решил написать несколько работ о сексуальных проблемах и стал собирать материалы для книги о сексуальной свободе. Поскольку собранные материалы Эллис широко обсуждал с друзьями, его стали считать чем-то вроде эксперта по этому предмету. Многие из его друзей стали обращаться к Эллису за советом и он обнаружил, что консультирование нравится ему не меньше, чем литературное творчество. Эллис вновь занялся своим образованием. В 1943 году он получил степень магистра по курсу клинической психологии Университета Колумбии (Нью-Йорк). Уже в это время он открывает частную психотерапевтическую практику по семейным и сексуальным проблемам. В 1947 году Эллис поступает в аспирантуру и решает начать учебный анализ, чтобы через несколько лет стать психоаналитиком. Это оказалось не простым делом, поскольку большинство психоаналитических институтов ориентировалось на психологов с докторскими степенями. Все же Эллису удается найти аналитика из группы Карен Хорни, который соглашается работать с ним. Эллис прошел полный анализ и начал практику классического психоаналитика. В 40-е года Эллис работал психоаналитиком в учебных учреждениях и клиниках, но его вера в психоанализ быстро разрушилась. Используя опыт своей консультативной деятельности, Эллис стал экспериментировать с более директивными вмешательствами, чем это было принято в психоанализе. К1955 году Эллис полностью отошел от психоанализа и стал разрабатывать свой собственный стиль психотерапии, основанный на анализе и изменении верований и убеждений клиентов, их представлений о должном и нужном. В 1957 году вышла книга Эллиса «Как жить с невротиком». Двумя годами позже Эллис основал свой Институт рационально-эмоциональной терапии, в котором стал проводить консультации и семинары для психотерапевтов. В 1960-м году вышла его книга «Искусство и наука любви», которая пользовалась большим успехом.

Основоположником рационально-эмотивной психотерапии является Альберт Эллис . Первоначальный её вариант, созданный в 1955 г. ., Эллис назвал рациональной терапией , но уже в 1961 г. . переименовал её в рационально-эмотивную терапию (РЭТ), поскольку полагал, что данный термин точнее отражает суть этого направления психотерапии. В 1993 г., после широкого внедрения поведенческих техник в практику РЭТ, А.Эллис решил добавить в название своего метода слово "поведенческая": рационально-эмоционально-поведенческая терапия — РЭПТ (второй вариант перевода на русский — рационально-эмоционально-бихевиоральная терапия, РЭБТ). В нашей стране наиболее популярным названием для этого направления остаётся рационально-эмотивная терапия (РЭТ).

Эллис подчёркивал, что у нас нет прямых реакций на большинство ситуаций, наши эмоциональные реакции зависят от того, как мы воспринимаем события. Так, это не события волнуют, огорчают, раздражают или злят нас, а способ, с помощью которого мы интерпретируем и осмысляем их. Эллис предполагал, что у людей могут быть неадаптивные и иррациональные способы интерпретации событий , вызывающие эмоциональные расстройства такой интенсивности, которая никак не может быть оправдана реальной рациональной оценкой события.

Для описания эмоционального поведения людей Эллис разработал так называемую модель АВС , где

  • A — Активация событий и ситуаций;
  • В — Суждения (мнения, верования, убеждения), рациональные и иррациональные, которые принадлежат данной личности и которые она использует для интерпретации А;
  • C — Последствия, как эмоциональные, так и поведенческие, которые вытекают из личностных интерпретаций А.

Соотношение между А и С непредсказуемо, если мы не знаем В . Так, если личность интерпретирует ситуацию неподходящим образом, последствия также, вероятно, будут несообразными данной ситуации. Часто промежуточным звеном В являются иррациональные убеждения или установки , которые часто становятся причиной многих проблем в жизни человека.

Виды иррациональных суждений

Эллис разделил иррациональные суждения на 4 главные категории:

  1. "Долженствовательные". Суждения, указывающие на то, что кто-то (или что-то) должны быть не такими, каковы они есть, например: "Я должен выиграть игру "; "Он должен быть любезным по отношению ко мне " и т.п.
  2. "Ужасающиеся" суждения . Суждения о том, что всё ужасно, жутко и кошмарно, потому что всё не так, как следовало бы быть, например: "Будет ужасно, если я не закончу уборку до его прихода…".
  3. "Надлежит" и "следует". Суждения, отражающие неспособность человека выдержать или вытерпеть мир, если он отличается от того, каким ему "надлежит" или "следует" быть.
  4. "Порицающие" суждения. Суждения, принижающие личность — собственную или того человека, из-за которого ситуация стала не такой, какой ей "надлежит" или "следует" быть, например: "Он ужасный человек, и должен быть наказан, потому что не приехал вовремя ".

Кроме того, Эллис выделил 12 иррациональных идей, которые по его мнению лежат в основе большинства эмоциональных расстройств.

  1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.
  2. Есть поступки порочные, скверные, и повинных в них следует строго наказывать.
  3. Это катастрофа, когда всё идёт не так, как хотелось бы.
  4. Все беды навязаны нам извне — людьми или обстоятельствами.
  5. Если что-то пугает или вызывает опасение — постоянно будь начеку.
  6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.
  7. Каждый нуждается в чём-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.
  8. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным. Нужно всё знать, всё уметь, всё понимать и во всём добиваться успеха.
  9. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на неё.
  10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать всё, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.
  11. Плыть по течению и ничего не предпринимать — вот путь к счастью.
  12. Мы не властны над своими эмоциями, и не можем не испытывать их.

Рационально-эмотивная терапия директивна, дидактична, конфронтационна и вербально активна. Психолог стремится обнаружить иррациональные мысли, создающие внутренний конфликт.

Когда иррациональные мысли определены, психолог обсуждает их и оспаривает. Конечная цель — признание клиентом своих иррациональных мыслей, продумывание их ещё раз и переформирование. В результате такой работы у клиента должно возникнуть три инсайта :

  1. Сегодняшнее невротическое состояние имеет предшествующие причины.
  2. Первоначальные мысли подкрепляют переживания, так как эти мысли предплагают самый негативный исход событий.
  3. Можно изменять своё эмоциональное состояние, постоянно наблюдая, задавая себе вопросы и оспаривая свои негативные иррациональные суждения.

Эллис в дополнение к этому предлагает использование таких психотерапевтических техник, как исследование проблемы, её обсуждение, интерпретацию, конфронтацию, переобучение. В дополнение применяются анализ сновидений, вербализация эмоционального состояния, ролевые игры.

Психология - одно из самых популярных направлений последних нескольких десятилетий. Это не удивительно - ведь многие хотят разобраться в струнах человеческого сознания. Проблема только в том, что большинство не может разобраться даже с собой. Именно таких людей видел своей аудиторией Альберт Эллис. Книги этого человека помогают преодолеть внутренние барьеры и начать выбираться из сложной путаницы своего сознания.

Немного истории

Альберт Эллис родился осенью 1913 года и, прожив 93 года, умер летом 2007-го. Он является американским психологом и когнитивным терапевтом. Первоначально Альберт пробовал заниматься бизнесом, а потом - литературным трудом. Но вскоре он понял, что его призвание - психология. В 1943 году им была получена степень магистра в отделении клинической психологии В 1946-м он защитил диссертацию, а потом проходил дополнительную психоаналитическую подготовку.

Первоначально Эллис пребывал под сильным влиянием Карен Хорни, Эриха Фромма, и Гарри Салливана. Но уже к середине 50-х у него наступило разочарование в психоанализе. Альберт Эллис известен как сексолог и идеолог сексуальной революции. Он занимался созданием своего собственного подхода для решения проблем. В 1955 году его работа получила название рационально-эмоциональной поведенческой терапии. Давайте рассмотрим, что она собой представляет.

Рационально-эмоциональная поведенческая терапия

Она рассматривает дисфункциональные поведенческие реакции и негативные эмоции как результат интерпретации опыта (а не вследствие его появления). То есть упор здесь делается на неверные когнитивные установки - иррациональные верования. Всё это и оформил Альберт Эллис. Рационально-эмотивная терапия в своей теоретической части содержит довольно много упоминаний о родственных связях со многими направлениями психологии.

Более детально об этом можно судить, ознакомившись с содержимым книг Эллиса. Краткий их обзор будет размещен далее. Этим психологом был создан и возглавлен Институт Альберта Эллиса, активную работу в котором он не прекращал на протяжении всей своей жизни.

Гуманистическая психотерапия

Согласно этой теории люди склонны к тому, чтобы строить нелогичные иррациональные мыслительные комбинации. В рамках это называется мистическим мышлением. В книге Альбертом Эллисом утверждается, что все проблемы, которыми может «похвастаться человек», - это результат вот такого подхода людей к собственной жизни. Проблемы и неврозы, которые возникают у нас, согласно этой книге являются результатом многочисленного употребления «нужно», «должен» и «следует».

Безусловно, любой человек сталкивается с реальными проблемами. Вот только непомерная тяжесть и ужас, которые сопровождают переживания, - это иллюзорные и вымышленные демоны. Человеком может всё быть подконтрольно. Он влияет на эмоциональные реакции, чувства и своё поведение. Поскольку из-за несовершенства мышления невольно человек начинает страдать, то он точно таким же способом может заставить себя прекратить мучиться.

Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии

Эту книгу он написал в соавторстве с Уинди Драйденом. Начинается она с того, что первоначально рассматривается общая терапевтическая модель. Затем описываются её различные модальности (такая как индивидуальная, супружеская, семейная и сексуальная). В книге содержится много реальных примеров из практики, которые иллюстрируют возможности применения в реальной жизни.

Главное её предназначение - помогать в работе клиническим психологам и консультантам. Хотя полезной она будет и для тех, кто просто хочет помочь людям и интересуется рационально-эмотивной терапией. Но самым главным трудом считается третья книга, рассмотренная в статье.

Психотренинг по методу Альберта Эллиса

Она рассчитана на широкую аудиторию. Главный ее посыл - ни в коем случае не следует поддаваться искушению стать несчастным. Сия простая мысль подкреплена четкой программой действий при множестве различных ситуаций (среди которых есть весьма актуальные и сложные, такие как смерть близкого человека, потеря работы и ряд других подобных случаев). Всё это и продвигал активно в массы Альберт Эллис. Психотренинг по его методу помог вернуться к счастливой жизни тысячам пациентов. Он сможет оказать квалифицированную и быструю помощь любому человеку (если он, конечно, проявит настойчивость в этом вопросе).

Значительное количество методик, которые опубликованы в этой книге, в публичном доступе размещались впервые. Следует отметить, что написан труд живым языком - автор словно ведёт диалог со своим читателем, обговаривая с ним отдельные нюансы. И так продолжается на протяжении всей книги. Конечно, кому-то это может надоесть, но по собственным ощущениям можно сказать, что читается книга на одном дыхании. Неудивительно, что это самый известный труд Альберта Эллиса.

Заключение

Если есть желание лучше разобраться в себе и других людях, то самообразование - это полезное направление. Оно поможет во многих жизненных ситуациях, и психология здесь не является исключением. Но необходимо учитывать, что на пустом месте ничего не получится. Необходимо будет выделить своё собственное время хотя бы на то, чтобы прочитать книгу. А уж на воплощение методов и полное преодоление проблем могут уйти недели, месяцы, а в редких случаях и годы. Вот что собой представляет Альберт Эллис и его труды. Советуем вам прочесть эти работы, чтобы с успехом применять их в своей жизни.