Какие подвиги совершил голосов д н. Юный герой леня голиков

20.09.1903г.р.
Родился в селе Русская Борковка Ставропольского района Куйбышевской области.
В 1925 г. Дмитрия Голосова призвали в Красную Армию. Его зачислили в полковую школу, после окончания которой он стал командиром отделения, а вскоре - помощником командира взвода. Когда настал срок демобилизации Голосов решил остаться в армии и посвятить свою жизнь защите Родины.
Успешно окончил Ульяновское пехотное училище, был назначен командиром взвода. Отечественную войну встретил в должности командира стрелкового полка в районе местечка Скуляны (Молдавия), в 50 километрах севернее города Яссы, на пограничной с Румынией реке Прут.

Около двух недель полк Голосова удерживал пограничную полосу от х атак вражеской пехоты. Затем солдатам пришлось вести тяжелые оборонительные бои на юге Украины и отступать к Донбассу. Обороняясь, пехотинцы в удобный момент сами контратаковали. Так под Горловкой ими был наголову разбит батальон итальянского экспедиционного корпуса.

В конце 1941 г. Дмитрию Николаевичу было поручено сформировать дивизию. Следующей весной дивизия полковника Голосова была уже на Брянском фронте и занимала позиции в районе станции Русский Брод на линии Орел-Ливны, прикрывая дорогу на Елец. В конце 1942 г. дивизия принимала участие в прорыве оборонительных укреплений немцев в районе Ливны и в наступательных операциях около Курска. Особенно отличились пехотинцы в боях за железнодорожную станцию Косоржа, где фашисты были разгромлены, и нашим войскам достались большие трофеи.

Затем полки Голосова участвовали в освобождении Курска, а после образования в этом районе знаменитой Курской дуги, занимали боевые позиции на одном из участков Орловско-Курского направления в составе войск Центрального фронта. Во взаимодействии с другими соединениями голосовцы 6 сентября освободили город Конотоп, за что дивизия получила почётное название Конотопской. Вскоре при их активном участии был освобожден город Бахмач. За отличные боевые действия при освобождении города Нежина Приказом Верховного Главнокомандующего соединение было представлено к награждению орденом Красного Знамени.

Части дивизии вышли к реке Десне в районе города Остера и с ходу её форсировали. Преследуя врага, полки достигли Днепра. Командир дивизии приказал немедленно приступить к подготовке переправы, с помощью местного населения к берегу были доставлены бревна, доски, реи. Ночью несколько групп на подручных средствах форсировали Днепр. 15 суток продолжались бои за расширение плацдарма на правом берегу реки, окончившиеся победой наших солдат под командованием генерала Голосова.

В боевом донесении командира 77-го стрелкового корпуса генерала Козлова говорилось: “Генерал-майор Голосов в боях за переправу через Днепр проявил большое умение, инициативу и находчивость, в результате чего части успешно первыми форсировали реку, заняв на ее западном берегу выгодные рубежи. Товарищ Голосов в самые ответственные моменты лично находился на решающих участках боя, воодушевляя личным примером храбрости и героизма бойцов и командиров на славные подвиги”.

За участие в этой исторической битве Дмитрию Николаевичу Голосову было присвоено звание Героя Советского Союза. После этого генерал-майор Голосов командовал штурмом города и железнодорожного узла Коростень, за что дивизия был награждена орденом Суворова 2-й степени, боями за Житомир, освобождением города Шепетовки. Но вскоре Дмитрий Николаевич заболел и до мая 1944 г. находился в госпитале, а затем был направлен на учебу в Военную Академию им. К.Е.Ворошилова. После обучения попал на Карельский фронт - командиром корпуса.

Был трижды ранен, дважды контужен.

После войны был военным комиссаром облвоенкомата Пермской области.

Награжден: Два ордена Ленина; Два ордена Красной Звезды; Орден Суворова 2-й степени; Орден Богдана Хмельницкого 2-й степени; Герой Советского Союза.
Умер Дмитрий Николаевич в 19 ноября 1960 г. Именем Героя названы улицы, школа в Тольятти и на его родине в с. Русская Борковка Ставропольского района.

Представьте себе, что вы пытаетесь спасти слепого человека из горящего здания, пробираясь шаг за шагом через жгучее пламя и дым. Теперь представьте, что вы тоже слепы. Джим Шерман (Jim Sherman) слепой от рождения, он услышал крики о помощи своей 85-летней соседки, когда она оказалась в ловушке в своем горящем доме. Он нашел дорогу, двигаясь вдоль забора. Как только он добрался до дома женщины, ему каким-то образом удалось пробраться внутрь и найти свою соседку Энни Смит (Annie Smith), тоже слепую. Шерман вытащил Смит из пожара и отвел в безопасное место.

Инструкторы по парашютному спорту пожертвовали всем, чтобы спасти своих студентов

Немногие люди выживут после падения с нескольких сотен метров. Но две женщины смогли благодаря самоотверженности двух мужчин. Первый отдал свою жизнь, чтобы спасти человека, которого он видел первый раз в своей жизни.

Инструктор по прыжкам с парашютом Роберт Кук (Robert Cook) и его ученица Кимберли Диэр (Kimberley Dear) должны были совершить первый прыжок, когда сломался двигатель самолета. Кук сказал девушке сесть ему на колени и связал их ремни вместе. Когда самолет рухнул на землю, тело Кука приняло на себя основной удар, в результате чего мужчина погиб, а Кимберли осталась жива.

Другой инструктор по прыжкам с парашютом Дэйв Хартсток (Dave Hartstock) также уберег свою ученицу от удара. Это был первый прыжок Ширли Дигерт (Shirley Dygert), она прыгала вместе с инструктором. Парашют Дигерт не раскрылся. Во время падения Хартсток сумел оказаться под девушкой, смягчив удар об землю. Дэйв Хартсток повредил позвоночник, травма парализовала его тело от самой шеи, но оба выжили.

Простой смертный Джо Роллино (Joe Rollino, на фото выше) в течение своей 104-летней жизни совершал невероятные, нечеловеческие поступки. Хотя он весил всего около 68 кг, в расцвете сил он мог поднять 288 кг пальцами и 1450 кг с помощью спины, за что несколько раз выигрывал различные соревнования. Тем не менее, не звание «Самый сильный человек в мире» сделало его героем .

Во время Второй мировой войны Роллино нес службу в Тихом океане и получил бронзовую и серебряную звезды за храбрость при исполнении служебных обязанностей, а также три пурпурных сердца за боевые ранения, из-за которых он провел в больнице общей сложностью 2 года. Он унес с поля боя 4 своих товарищей, по два в каждой руке , при этом еще и вернулся в пекло боя за остальными.

Отцовская любовь может вдохновить на сверхчеловеческие подвиги, и это доказали два отца на разных концах света.

Во Флориде Джоэф Уэлч (Joesph Welch) пришел на помощь к своему шестилетнему сыну, когда аллигатор схватил мальчика за руку. Забыв о собственной безопасности Уэлч ударил аллигатора, пытаясь заставить его открыть пасть. Затем подоспел прохожий и начал бить аллигатора в живот, пока зверь наконец не отпустил мальчика.

В Мутоко, Зимбабве, другой отец спас своего сына от крокодила, когда тот напал на него в реке. Отец Тафадзва Качер (Tafadzwa Kacher) начал тыкать тростником в глаза и рот животного, пока его сын не убежал. Тогда крокодил нацелился на мужчину. Тафадзве пришлось выколоть животному глаза. В результате нападения мальчик потерял ногу, но он сможет рассказать о сверхчеловеческой храбрости своего отца.

Две обычные женщины подняли автомобили, чтобы спасти близких

Не только мужчины способны на проявление сверхчеловеческих способностей в критических ситуациях. Дочь и мать показали, что женщины тоже могут быть героями, особенно, когда любимый человек находится в опасности.

В Вирджинии 22-летняя девушка спасла своего отца, когда из-под BMW, под которым он работал, соскользнул домкрат, и машина упала мужчине на грудь. Времени ждать помощи не было, молодая женщина подняла машину и передвинула ее, затем сделала своему отцу искусственное дыхание.

В штате Джорджия домкрат также соскользнул, и 1350-киллограммовый Шевроле Impala упал на молодого человека. Без посторонней помощи его мать Анджела Кавалло (Angela Cavallo) подняла машину и держала ее в течение пяти минут, пока соседи не вытащили ее сына.

Сверхчеловеческие способности - это не только сила и мужество, это также способность быстро думать и действовать в чрезвычайной ситуации.

В Нью-Мексико у водителя школьного автобуса случился припадок, в результате чего дети оказались в опасности. Девочка, ожидавшая автобус, заметила, что с водителем что-то случилось и позвала маму. Женщина Ронда Карлсен (Rhonda Carlsen) сразу приняла меры. Она бежала рядом с автобусом и с помощью жестов попросила одного из детей открыть дверь. После этого она впрыгнула внутрь , схватила руль и остановила автобус. Благодаря ее быстрой реакции никто из школьников не пострадал, не говоря уже о проходящих мимо людях.

Грузовик с прицепом ехал по краю скалы в глухую ночь. Кабина большого грузовика остановилась прямо над обрывом, в ней находился водитель. На помощь пришел молодой человек, он разбил окно и голыми руками вытащил мужчину.

Это произошло в Новой Зеландии в ущелье Вайоека 5 октября 2008 года. Героем стал 18-летний Питер Ханне (Peter Hanne), он был дома, когда услышал грохот. Не думая о собственной безопасности, он забрался на балансирующий автомобиль, прыгнул в узкую щель между кабиной и прицепом, и разбил заднее стекло. Он осторожно помог раненому водителю выбраться, в то время как грузовик шатался под его ногами.

В 2011 году за этот героический поступок Ханне был награжден медалью Новой Зеландии за храбрость.

Война полна героев, которые рискуют своей жизнью, спасая однополчан. В фильме «Форрест Гамп» мы видели, как вымышленный персонаж спас нескольких своих сослуживцев, даже после того, как его ранили. В реальной жизни можно встретить сюжет и покруче.

Вот, например, история Роберта Ингрэма (Robert Ingram), получившего медаль почета. В 1966 году во время осады со стороны противника Ингрэм продолжал сражаться и спасать своих товарищей даже после того, как его трижды ранили : в голову (в результате он частично потерял зрение и оглох на одно ухо), в руку и в левое колено. Несмотря на ранения он продолжал убивать северовьетнамских солдат, атаковавших его отряд.

Аквамен просто ничто по сравнению с Шаваршем Карапетяном (Shavarsh Karapetyan), который спас 20 человек из тонущего автобуса в 1976 году.

Чемпион Армении по скоростному плаванию совершал пробежку со своим братом, когда автобус с 92 пассажирами съехал с дороги и упал в воду в 24 м от берега. Карапетян нырнул, ногами выбил окно и начал вытаскивать людей, находившихся к тому времени в холодной воде на глубине в 10 м. Говорят, что на каждого спасенного им человека уходило секунд 30, он спасал одного за другим пока не потерял сознание в холодной и темной воде. В результате выжило 20 человек.

Но подвиги Карапетяна на этом не закончились. Восемь лет спустя он спас нескольких людей из горящего здания, получив при этом сильные ожоги. Карапетян получил орден Знак Почета СССР и еще несколько наград за спасение под водой. Но сам он утверждал, что вовсе не герой, он просто сделал то, что должен был.

Мужчина поднял вертолет, чтобы спасти своего коллегу

Площадка телешоу превратилась в место трагедии , когда вертолет из популярного сериала Magnum PI врезался в дренажную канаву в 1988 году.

Во время посадки вертолет внезапно накренился, вышел из-под контроля и упал на землю, при этом все было снято на пленку. Один из пилотов Стив Какс (Steve Kux) оказался зажатым под вертолетом на мелководье. И тут Уоррен «Крошка» Эверал (Warren “Tiny” Everal) подбежал и поднял вертолет с Какса. Это был Hughes 500D, который пустой весит, по крайней мере, 703 кг. Быстрая реакция Эверала и его сверхчеловеческая сила спасли Какса от вертолета, прижавшего его в воде. Несмотря на то, что пилот повредил себе левую руку, он избежал смерти благодаря местному гавайскому герою.

О подвиге советского летчика Николая Гастелло и его экипажа в советское время знал каждый. В народе этот подвиг называли «Огненным тараном». Это был не первый воздушный таран с участием советских летчиков, но он был действительно особенным и не совсем воздушным. Во всяком случае, если придерживаться сомнительным официальной версии и сводки Советского Информбюро, породившие множество ненужных мифов и слухов в этой истории. Но перед этим коротко проанализируем военную ситуацию на момент подвига…

22 июня 1941 года, в 3.30 утра Германия без объявления войны вторгается на территорию СССР. Советский народ ждет голоса своего вождя — Сталина, но вместо него советским людям в полдень 22 июня 1941 года о начале войны с Германией объявил народный комиссар иностранных дел СССР - Вячеслав Молотов. А в последующие дни это обращение было опубликовано во всех газетах с портретом Сталина рядом с текстом. Далее, 24 июня в СССР создается информационно-пропагандистское ведомство — совинформбюро, которое подчинялось партии и лично Иосифу Сталину.

Основная задача Бюро заключалась в составлении сводок для радио, газет и журналов о положении на фронтах, работе тыла, о партизанском движении во время Великой Отечественной войны.

«Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!..»

В этот же день война стала называться Великой Отечественной.

А незадолго до обращения Сталина к народу, 27 июня 1941 года, вождю, который отмалчивался более 10 дней было присвоено высшее воинское звание — Генералиссимус Советского Союза.

Советский философ и партийный деятель Кружков Владимир Семёнович вспоминал:

«Сводки о боях на фронтах мы всегда перед выпуском подавали Сталину. Если дела шли плохо, они возвращались от него неузнаваемыми… Вождь не щадил немцев. Если по нашим сводкам посчитать все потерянные противником самолёты, танки, корабли, орудия и людские силы, то ни в Германии, ни в захваченной ей Европе не осталось бы ни людей, ни техники уже к середине войны! В самые трудные первые месяцы войны об оставленных городах Сталин давал добро сообщать только через несколько дней, когда уже бои шли далеко за ними и молчать было нельзя».

В подготовке к этой статье я прочел всю сводку от 5 июля 1941 года — в ней было отображено немало любопытных подвигов, героизма стойкости и мужества советского солдата и народа… Что из заявленного в сводке было правдой, а что ложью мы никогда не узнаем.

Интересно, если предположить, что большая часть информации в сводке — «липа», то получается, что совинформбюро — это классический пример лжи во благо. Ведь, если людям говорили реальные вещи, что творилось в годы войны на фронтах, о всех ошибках генералов и начальников штабов, данные о настоящих потерях со стороны советской армии, и о многом другом, то войну бы мы не выиграли…

Но вернемся к подвигу капитана Николая Гастелло и самых спорных моментах в сводке и официальной версии. Я подчеркну самые спорные строчки в этих громких заявлениях.

«Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя.»

Больше похоже на красиво написанный сценарий к историческому кино. Этим же предложением сводка перечеркивает последнее предложение в официальной версии…

Официальная версия

«26 июня 1941 года на боевой вылет в район Радошковичи - Молодечно вылетело звено под командованием капитана Н. Ф. Гастелло, состоящее из двух тяжёлых бомбардировщиков ДБ-3Ф. Вторым самолётом управлял старший лейтенант Фёдор Воробьёв, в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас (имена ещё двух членов экипажа Воробьёва не сохранились). Во время атаки скопления немецкой техники самолёт Гастелло был подбит. Согласно рапортам Воробьёва и Рыбаса, горящий самолёт Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни Декшняны извлекли трупы лётчиков из самолёта и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика.

Оказывается сохранились парашюты и тела летчиков… При взрыве цистерн и десятка машин вместе с самолетом летчика… Почему сводка противоречит оф. версии?

У меня нет причин сомневаться в подвиге и героизме капитана Гастелло, ни в коем случае не отрицаю подвиг. Как сказано выше, правды мы никогда не узнаем. Я лишь хотел продемонстрировать — насколько непрофессионально подходили люди к освещению этого конкретного подвига. Из подчеркнутых строчек ясно, что сводка перед оглаской определенно прошла через самого вождя или человека отвечающего за пропаганду.

И именно благодаря ей 5 июля 1941 года страна узнала имя капитана Николая Гостелло, а его подвиг мгновенно разлетелся по штабам и всей стране, а его примеру последовали сотни советских летчиков, бившихся с врагом до самой последней секунды жизни. Таран наземной цели Гастелло стал образцом героизма и самопожертвования.

«Гастелловцы»

Усилиями советской пропаганды подвиг Н. Ф. Гастелло стал одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны, а фамилия Гастелло - нарицательной.

«Гастелловцами» стали называть лётчиков, совершивших «огненный таран». Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 595 «классических» воздушных таранов (самолётом самолёта), 506 таранов самолётом наземной цели, 16 морских таранов (в это число могут входить и тараны морскими лётчиками надводных и береговых целей противника) и 160 танковых таранов. Хотя, перед этими цифрами правильней употребить слово «около». Точных и достоверных цифр в ходе войны и после нее мы никогда не узнаем.

Альтернативная версия

В 1990-е годы в СМИ появилась иная версия событий около деревни Декшняны (её автором стал майор в отставке Эдуард Харитонов). Были обнародованы данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло в 1951 году. В связи с тем, что там были обнаружены останки экипажа Маслова, было выдвинуто предположение, что именно Маслов является автором приписываемого Гастелло «огненного тарана». В 1996 году указом президента Ельцина Маслов и все члены его экипажа были награждены званием Героя Российской Федерации (посмертно).

Достоверность рапортов Воробьёва и Рыбаса поставлена под сомнение.

  • Во-первых , возникло предположение, что непосредственно сам таран самолётом Гастелло улетавшие от места боя лётчики не видели, связав падение бомбардировщика Гастелло и столб дыма, поднимавшийся возле дороги.
  • Во-вторых , выдвигалось предположение, что рапорты могли быть переделаны в ходе кампании по героизации Гастелло в июле-августе 1941 года.
  • В-третьих , самих рапортов Воробьёва и Рыбаса не сохранилось, есть только ссылающиеся на них документы.
  • В-четвёртых , Воробьёв и Рыбас служили в 96-м ДБАП, который располагался на том же аэродроме, что и 207-й ДБАП, в котором воевали Маслов и Гастелло. По предположению сторонников альтернативной версии, экипажи из разных полков не могли лететь на задание в одном звене.

После появились сообщения, что обломки подлинного самолёта Гастелло находились недалеко от места гибели Маслова, в Мацковском болоте близ села Мацки. Самолёт около Мацки упал, согласно показаниям местных жителей, 26 июня 1941 года. Ими был найден обгоревший труп, в кармане гимнастёрки которого находилось письмо на имя Скоробогатой, (как предполагается, жены стрелка экипажа Гастелло - Григория Николаевича Скоробогатого), а также медальон с инициалами А. А. К. (возможно, стрелка-радиста Гастелло - Алексея Александровича Калинина). Но главное - здесь был найден обломок, однозначно идентифицируемый как часть самолёта именно Н. Ф. Гастелло - бирка от двигателя М-87Б с серийным № 87844.

Согласно свидетельским показаниям местных жителей села Мацки, один человек из предполагаемого подлинного самолёта Гастелло выбросился с парашютом с крыла падающего самолёта и был захвачен немцами. Показания местного жителя подтверждаются документом «Список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиадивизии с 22.06 по 28.06.41 г.» за подписью начальника отдела строевой части старшины Бокова.

В конце перечисленных поимённо членов экипажа Гастелло приписка: «Один человек из этого экипажа выпрыгнул с парашютом, кто - неизвестно».

В то же время не ясно, откуда появилась эта информация, ведь в рапорте Воробьёва и Рыбаса этот момент не отражён, а жители села Мацки были уже на оккупированной территории. Конструктивной особенностью бомбардировщика ДБ-3ф является то, что с крыла прыгать может только пилот. Это дало сторонникам альтернативной версии повод утверждать, что Гастелло бросил гибнущий борт и экипаж ради собственного спасения. Однако, строго говоря, не вполне ясно даже, из какого самолёта выпрыгнул парашютист, о котором идёт речь в документе, подписанном Боковым (не говоря уже о том, что свидетели могли ошибиться в своих наблюдениях на предмет того, что прыжок был именно с крыла) - из машины, принятой впоследствии за машину Гастелло (то есть самолёта Маслова) или действительно из самолёта Гастелло. Стоит также отметить, что Гастелло, по-видимому, действительно пытался направить свой самолёт на расположение врага - иначе трудно объяснить, зачем его ДБ-3ф совершил разворот обратно на д. Мацки (а там как раз находилась немецкая воинская часть).

Высказывается предположение, что из двух одинаково вероятных в тот момент кандидатов на подвиг был выбран именно Гастелло по нескольким соображениям:

  • он был этническим белорусом (как считалось, на самом деле русским немцем);
  • его экипаж был интернациональным: Бурденюк - украинец, Калинин - ненец, Скоробогатый - русский;
  • на его счету уже был сбитый «Юнкерс-88»;
  • во время боёв на реке Халхин-Гол в 1939 году он служил в одном полку вместе с батальонным комиссаром М. А. Ююкиным, который впервые в авиации совершил таран наземной цели;
  • по некоторым сведениям, Н. Ф. Гастелло был штурманом на бомбардировщике Ююкина во время тарана (эта версия ошибочна, она не подтверждается основными исследователями жизни Н. Ф. Гастелло, в том числе и его сыном Виктором Гастелло).

Впрочем, версия о том, что осуществлялся некий «выбор» между Гастелло и Масловым на роль «героя», маловероятна: героическая гибель Гастелло была отражена в рапортах Воробьёва и Рыбаса, в то время как свидетельств крушения самолёта Маслова не было, он считался «пропавшим без вести». Впрочем, как и сами рапорты Воробьева и Рыбаса.

Факты

В истории подвига Гастелло достоверными фактами можно считать следующие:

  • самолёты Гастелло и Маслова потерпели крушение во время выполнения боевого задания 26 июня 1941 года;
  • место крушения самолёта у села Декшняны, которое считалось местом тарана Н. Ф. Гастелло, на самом деле является местом гибели самолёта Маслова.

Установление истины осложняется тем, что свидетели тарана Гастелло - старший лейтенант Воробьёв и лейтенант Рыбас погибли в 1941 году, 207-й ДБАП в сентябре 1941 года расформирован, многие документы авиаполка были утрачены как в ходе Великой Отечественной войны, так и в послевоенное время.

Мифы о подвиге Гастелло

Как в ходе Великой Отечественной войны, так в послевоенное время советской пропагандой подвиг Гастелло выделялся из числа множества подобных, служил примером героизма и самопожертвования. В связи с этим в общественном сознании сложилось несколько устойчивых заблуждений о Н. Ф. Гастелло и уникальности его подвига:

Гастелло совершил первый в истории таран наземной цели

Первый таран самолётом наземной цели совершил советский лётчик Михаил Анисимович Ююкин 5 августа 1939 года во время боёв на реке Халхин-Гол; если же брать все «огненные тараны» - как наземных, так и морских целей - то первый такой таран совершил китайский лётчик Шен Чангхай 19 августа 1937 года.

Гастелло совершил первый таран в истории Великой Отечественной войны

Первый таран в истории Великой Отечественной войны совершил советский лётчик Д. В. Кокорев 22 июня 1941 года приблизительно в 4 часа 15 минут (длительное время автором первого тарана в истории Великой Отечественной считался И. И. Иванов, но на самом деле он совершил свой таран на 10 минут позже Кокорева).

Гастелло совершил первый таран наземной цели в истории Великой Отечественной войны

Первый в истории Великой Отечественной войны таран наземной цели совершил советский лётчик П. С. Чиркин 22 июня 1941 года.

Гастелло таранил не танковую колонну, а зенитную батарею

Это заблуждение сформировалось из-за того, что место крушения самолёта около д. Декшняны, официально считавшееся местом подвига Гастелло, находится примерно в 180 метрах от дороги. Была и другая версия: Гастелло таранил механизированную колонну, которая заправлялась в стороне от дороги.

Гастелло совершил свой подвиг в одиночку

Данное заблуждение сформировалось из-за того, что при рассказе о подвиге Н. Ф. Гастелло члены его экипажа, как правило, не упоминались.

Гастелло совершил таран, управляя истребителем

Данное заблуждение возникло из-за того, что в послевоенной художественной литературе главными героями авиации были лётчики-истребители. Был создан ряд произведений (например, пьеса «Гастелло» И. В. Штока, 1947 год), в которых Н. Ф. Гастелло совершил свой подвиг на истребителе.

Гастелло был штурманом в экипаже М. А. Ююкина, совершившего первый в истории таран наземной цели 5 августа 1939 года во время событий на реке Халхин-Гол

Данное заблуждение поддерживало преемственность героических «таранных традиций», Ююкина называли «наставником» Гастелло. В действительности точно известно имя и фамилия штурмана М. А. Ююкина - Александр Морковкин (он выпрыгнул с парашютом непосредственно перед тараном). Гастелло был однополчанином Ююкина.

Вывод

Мы победили в Великой Отечественной войне правдой и неправдой, — ценой непоколебимой стойкости советского народа. Мы победили в войне, где погибали трусы и герои, в войне, где славы удостоились не все, в войне, забравшей наших дедов и прадедов. Мы победили и цена победы высока.

Но все, что мы можем здесь и сейчас — помнить. Помнить всех и каждого, всех тех, кто не вернулся из боя, кто отдал жизнь за свое Отечество, и чей подвиг остался незамеченным… Для меня и Александр Маслов и Николай Гастелло — они как и все, кто сражался с фашистами — герои моей страны, защитники земли русской!

Был ли в действительности подвиг или не был, важно одно — в мужестве великого советского народа сомневаться непозволительно.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Урок-конкурс «По страницам Великой Отечественной войны». 9-11 классы

Цели урока: расширить кругозор учащихся; проверить знания учащихся о Великой Отечественной войне; повторить, обобщить и закрепить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; проверить умение учащихся работать с картой и с дополнительной литературой.

Оборудование: карта «Вторая мировая война. Военные действия с 1.IX.1939 г. по 22.VI.1941 г.», карта «Начало Великой Отечественной войны Советского Союза. Военные действия с 22.VI.1941 г. по 18.XI.1942 г.», карта «Разгром фашистских агрессоров в Европе и Северной Африке (19.XI.1942 г. - 9.V.1945 гг.)», карта «Общий ход Второй Мировой войны (1.IX.1939 г. - 2.IX.1945 г.). Военные действия на Тихом океане и в Азии».

Портреты советских военачальников, известных партизан, деятелей подпольного движения, деятелей культуры, науки, Церкви, политических и государственных деятелей; репродукции картин.

К доске прикреплены таблички с названиями разделов и номерами вопросов, посвящённых теме Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В каждом разделе 14 вопросов, но из них 1 вопрос не относится к разделу, а имеет специальную пометку «кот в мешке». То есть это вопрос, который может относится к любой теме из истории ВОВ.

В конкурсе участвуют три команды. Первоначально между командами проводится жеребьёвка на право первым начать игру. Жеребьёвка проходит следующим образом. Ведущий задаёт общий вопрос командам. Та команда, которая первой ответит на вопрос, и начинает конкурс.

ОБЩИЙ ВОПРОС КОМАНДАМ

Кто из руководителей нашей страны, патриархов всея Руси и нобелевских лауреатов являлись участниками войны? (Ответ. Л.И.Брежнев, патриарх Пимен (Извеков), А.И.Солженицын - писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе.)

После жеребьёвки начинается конкурс. Команда, которая первой вступает в соревнование, выбирает раздел и номер вопроса (например, раздел «Подвиги», номер 1), после чего ведущий зачитывает вопрос, а команда должна дать правильный ответ. На раздумье даётся всего лишь 20 секунд. В случае, если команда не сможет ответить на вопрос, то ведущий может дать право ответа другим командам. Но, если и другие команды не в состоянии дать правильный ответ, тогда право ответа переходит к зрителям. Зритель, правильно ответивший на вопрос, получает призовой балл, который он имеет право передать той команде, за которую болеет. Если же зрители не смогут ответить на вопрос, то ведущий его снимает. Каждая команда получает за правильный ответ один призовой балл. Дополнения к ответам тоже могут учитываться, но за них даётся лишь половина балла.

К конкурсу проводится предварительная подготовка. Вопросы даются заранее (кроме тех, которые имеют пометку «Кот в мешке»), но номера вопросов не называются. Многие вопросы предполагают работу учащихся с дополнительной литературой, с источниками и документами. Учащиеся должны проявить эрудицию, находчивость смекалку.

За ходом конкурса наблюдает жюри (это могут быть учителя, ветераны ВОВ, учащиеся) в количестве 3-5 человек. Счётная комиссия подсчитывает баллы и оглашает окончательный итог конкурса (эту роль могут выполнять и некоторые члены жюри).

Следует отметить то, что данное мероприятие не может носить развлекательного характера.

Вопросы по разделам

Подвиги

О каких подвигах здесь говорится?

1. В годы Великой Отечественной войны таких подвигов было совершено около 300. Среди тех, кто совершил этот героический поступок, имена Александра Панкратова, Александра Матросова, Риммы Шергиновой, Петра Гужвина и многих других. За этот подвиг 152 человека были посмертно удостоены звания Героя Советского Союза. Какой подвиг они совершили?

2. В годы Великой Отечественной войны такие подвиги совершили 220 советских лётчиков, из них 94 человека стали Героями Советского Союза. Среди них имена лётчицы Зеленко, лётчиков Г.А.Храпия, И.И.Иванова, Н.Ф.Гастелло, С.И.Здоровцева, М.П.Жукова, П.Т.Харитонова, П.Чиркина, В.В.Талалихина и многих других героев.Какой подвиг они совершили?

3. «Кот в мешке». Какой город был запасной столицей СССР в случае захвата немцами Москвы?

4. Эти советские воины проявили чудеса храбрости и героизма в битве за Москву. Свой подвиг они совершили у разъезда Дубосеково, в районе Волоколамского шоссе.

5. Этот подвиг в годы войны совершали тысячи советских людей. Символическими стали имена героев Александры Деревской, Шаахмеда Шамахмудова, Фатимы Касимовой.

6. С каким подвигом связано имя сержанта Якова Федотовича Павлова?

7. Подвиги, которые совершили эти советские воины, приходятся на начало Великой Отечественной войны. С ними связаны имена А.В.Лопатина, П.М.Гаврилова, Е.М.Фомина, И.Н.Зубачёва, Н.И.Дементьева, Н.А.Дедаева, Е.М. Монина, А.К.Константинова, В.Ф.Михалькова, И.Д.Бузыцкова, Н.Г.Микушева и многих тысяч других героев.

8. Какой подвиг совершили ленинградские учёные-агрономы в период блокады города?

9. С каким подвигом связано имя Ферапонта Гавриловича Головатого?

10. В годы Великой Отечественной войны такие подвиги совершили 154 человека. Из них 93 были удостоены звания Героев Советского Союза (посмертно). Среди тех, кто совершил такой подвиг, имена героя обороны Севастополя Николая Фильченкова, героя Сталинградской битвы Паникахи.

11. Какой беспримерный в истории войны подвиг совершил пленный советский лётчик Михаил Девятаев?

12. Какой подвиг в годы Великой Отечественной войны совершил 84-летний крестьянин Матвей Кузьмин?

13. С каким подвигом связано имя Юрия Васильевича Смирнова?

14. С каким подвигом связано имя Натальи Качуевской?

Даты

Какие события стоят за этими датами?

5. «Кот в мешке» . Проявляя заботу о детях, чьи родители погибли в годы войны, руководство СССР приняло решение об организации для них особых учебных заведений, которые бы готовили кадровых офицеров для советских вооружённых сил и военно-морского флота. О каких учебных заведениях идёт речь?

Военные операции

Как называются данные военные операции?

1. Кодовое название наступательной военной операции советских войск по освобождению от немцев Белоруссии.

2. Кодовое название наступательной военной операции советских войск по освобождению от немцев Донбасса войсками Юго-Западного фронта и Южного фронтов.

3. Кодовое название военной операции немецких войск по захвату Сталинграда.

4. Кодовое название наступательной военной операции советских войск по разгрому орловской группировки противника войсками Западного, Брянского и Центрального фронтов.

5. Кодовое название секретного германского плана вооружённого вторжения в СССР.

6. Кодовое название наступательной военной операции советских войск по разгрому белгородско-харьковской группировки противника, войсками Воронежского, Степного и Юго-Западного фронтов.

7. «Кот в мешке». Как нормировалась выдача водки советским солдатам в годы Великой Отечественной войны?

8. Кодовое название наступательной военной операции немецких войск в районе Курской дуги.

9. Кодовое название наступательной военной операции советских войск под Сталинградом.

10. Кодовое название наступательной военной операции немецких войск по захвату Москвы.

11. Кодовое название наступательной военной операции советских войск по освобождению от немцев Харьковского промышленного района и основной железнодорожной магистрали силами Воронежского и Брянского фронтов.

12. Кодовое название наступательной военной операции советских войск по прорыву блокады Ленинграда силами Ленинградского и Волховского фронтов.

13. Кодовое название военной операции советских войск по окружению немецких войск в районе Сталинграда.

14. Какие военные операции завершили Великую Отечественную войну советского народа?

Цитаты и высказывания

Что вам известно об этих высказываниях, кому они принадлежат?

1. «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!». Эти слова были сказаны одним из руководителей нашего государства во время выступления по радио 22 июня 1941 г.

2. «Кот в мешке». Какие нововведения в области школьного образования появились в СССР в годы войны?

3. «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!». Эти слова принадлежат одному из героев в период битвы за Москву.

4. «Я знаю, что мы победим, а вас ждёт смерть и проклятие всех народов!», «Выше голову, товарищи! Победа близка!». Эти слова произнёс советский учёный, военный инженер, генерал-лейтенант, профессор. В начале войны попал в немецкий плен. Находился в концлагере Маутхаузен. Отказался перейти на службу к гитлеровцам. Фашисты казнили его в 1945 г. за подпольную деятельность. Его поставили раздетого на морозе и стали поливать водой из пожарного шланга, пока он не замёрз.

5. «Жалкие потомки врагов православного христианства хотят ещё раз поставить народ на колени перед неправдой, голым насилием, принудить его пожертвовать благом и целостностью родины, кровными заветами любви к своему Отечеству». Слова из обращения местоблюстителя патриаршего престола в России, митрополита Московского и Коломенского, главы Русской Православной церкви.

6. «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!», «Умрём, но из крепости не уйдём!». Эти и другие надписи на стенах были сделаны пограничниками одной из крепостей во время героической обороны.

7. «За Волгой для нас земли нет!». Слова принадлежат одному из героев Сталинградской битвы, замечательному снайперу, который лично уничтожил 242 фашиста, а его ученики-снайперы уничтожили 1106 немецких солдат и офицеров. Эти слова стали лозунгом защитников города.

8. «Опасность для России является нашей опасностью и опасностью США, так же как дело каждого русского, борющегося за свою землю и дом, является делом свободных людей и свободных народов в любой части земного шара». Слова принадлежат одному из лидеров антигитлеровской коалиции. Ярый «антикоммунист», он первым из руководителей Запада заявил о безоговорочной поддержке СССР.

9. «Пусть запомнят фашистские главари, что невозможно покорить русский народ, как невозможно погасить солнце…». Эти слова принадлежат легендарному советскому разведчику, Герою Советского Союза (посмертно). Выдавая себя за немецкого офицера в г. Ровно, добывал ценную информацию. Погиб в с. Боратин Бродовского района Львовской области от пуль бандеровцев.

10. «Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! К вам обращаюсь я, друзья мои». С такими необычными словами обратился к народу руководитель нашего государства через 11 дней после начала войны.

11. «Мы варвары, и мы хотим быть варварами. Это почётное звание». Слова принадлежат человеку, ставшему символом самого человеконенавистнического учения в мире, главному зачинщику Второй мировой войны и нападения на СССР.

12. «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву». Из воспоминаний выдающегося советского полководца, маршала СССР.

13. «Иной народ мог бы сказать правительству: “Вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой”. Но русский народ не пошёл на это, ибо он верил в правильность политики своего правительства и пошёл на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии». Из речи руководителя нашей страны по поводу окончания войны.

14. «Имя твоё неизвестно. Подвиг твой бессмертен». Надпись на могиле, возле которой находится пост № 1.

Ответы

Подвиги

1. Они пожертвовали своей жизнью, закрыв своими телами амбразуры пулемётных дотов. Тем самым они спасали жизни своим товарищам, способствовали их победе над врагом.

2. В годы войны они совершили тараны вражеских танковых колонн и самолётов. Большинство лётчиков во время этих таранов пожертвовали своей жизнью, нанеся противнику существенный урон.

3. Г. Куйбышев.

4. Речь идёт о бойцах дивизии генерала И.В.Панфилова. В печати сообщалось, что у разъезда Дубосеково насмерть стояла группа их 28 бойцов 316-й дивизии генерала И.В.Панфилова во главе с политруком В.Г.Клочковым. Они уничтожили 18 танков и десятки солдат противника.

5. В годы войны эти люди брали на воспитание детей-сирот. Александра Деревская вырастила 42 ребёнка разных национальностей. Ташкентский кузнец Шаахмед Шамахмудов и его жена Бахрихон взяли на воспитание 16 детей разных национальностей. Председатель колхоза имени Ф.Энгельса Самаркандской области Фатима Касимова усыновила 14 детей разных национальностей.

6. Подвиг сержанта Я.Ф.Павлова связан со Сталинградской битвой, с легендарной обороной «Дома Павлова». В группу гвардейцев, защищавших 4-этажный дом, входили воины разных национальностей: русские Я.Ф.Павлов и И.Ф. Афанасьев, украинцы В.С.Глущенко и А.А.Собгайда, грузин Н.Г.Мосияшвили, таджик Т.Турдыев, казах Т.Мурзаев, татарин Ф.З.Рамазанов и др. Небольшая группа советских воинов, обороняя этот дом, уничтожила столько фашистов, сколько они не теряли при взятии многих крупных городов, например, Парижа. «Дом Павлова» в течение 58 дней отражал атаки немцев, которые так и не смогли его взять. (Многие государства Европы немцы захватывали за гораздо меньший срок.)

7. Это подвиги советских пограничников. Несмотря на превосходящие силы противника, они сражались до последнего патрона, до последней гранаты, показывали яркий пример героизма и стойкости. Например, застава лейтенанта А.В.Лопатина 11 дней сражалась в окружении врага. В течение 7 дней оборонялись защитники г.Лиепая, под командованием генерал-майора Н.Г.Микушева, полковника Е.В.Сысоева и майора Я.Д.Малого. На Буге застава лейтенанта Е.М.Монина целые сутки вела бой против батальона гитлеровцев. Пограничники 5-й заставы у р.Прут А.К.Константинов, В.Ф.Михальков, И.Д.Бузыцков проникли в тыл противника, перебили охрану и взорвали мост. Когда 22 июня немцы захватили г. Перемышль, то они не продержались в нём и суток. Уже 23 июня город был освобождён силами 99-й стрелковой дивизии во главе с полковником Н.И.Дементьевым и сводного отряда пограничников. Они удерживали Перемышль до 28 июня. Целый месяц после немецкого вторжения длилась героическая оборона Брестской крепости. Обороной крепости руководили капитан И.Н.Зубачёв, майор П.М.Гаврилов, полковой комиссар Е.М.Фомин.

8. В голодном блокадном Ленинграде благодаря самоотверженности учёных была полностью сохранена ценнейшая коллекция образцов пшеницы, ячменя, кукурузы, картофеля и других сельскохозяйственных культур, собранная выдающимся биологом Н.И.Вавиловым и его сотрудниками.

9. Миллионы советских людей в годы войны вносили свои сбережения, ценные вещи в фонд обороны. Символом этого безвозмездного патриотического движения в стране стало имя Ф.И.Головатого. Член правления колхоза «Стахановец» Новопокровского района Саратовской области Ф.И.Головатый внёс в декабре 1942 г. и в мае 1944 г. по 100 тысяч рублей на постройку двух истребителей.

Крестьянин Ш.Шамахмудов
с женой Бахрихон и приёмными детьми

10. Эти герои войны вызывали огонь на себя, совершая подвиги самопожертвования. Они бросались под танки или взрывали себя вместе с фашистами. Они шли на это, когда заканчивались боеприпасы, а врага нужно было остановить любой ценой.

11. Пленный советский летчик Михаил Девятаев работал под конвоем на фашистском военном аэродроме. Девятаев сговорился о побеге с другими пленными. Десять военнопленных убили конвоира и пробрались к фашистскому боевому самолёту. Ударом болта Девятаев разбил стекло и изнутри открыл кабину. Неожиданно для фашистов самолёт вдруг поднялся в воздух. Так герои не только вырвались из фашистского плена, но и захватили у врага боевую машину, бомбардировщик «Хейнкель-111».

12. Матвей Кузьмин повторил героический подвиг легендарного героя России времен Смутного времени Ивана Сусанина. Так же, как и Сусанин, он завёл вражеский отряд в непроходимую лесную глушь и болота. За этот подвиг Кузьмину присвоили звание Героя Советского Союза (посмертно). Матвей Кузьмин стал самым старшим по возрасту Героем Советского Союза.

13. Младший сержант гвардии Ю.В.Смирнов вызвался добровольцем участвовать в танковом прорыве советских войск на автомагистрали «Москва-Минск» в качестве стрелка-автоматчика, занимавшего позицию за башней танка. Во время атаки он был ранен, взят в плен и подвергнут пыткам. Перед отступлением фашисты распяли ещё живого Юрия на стене блиндажа. Герой был захоронен у деревни Шалашино. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

14. С подвигами медицинских работников на фронтах войны и на полях сражений. Тысячи медицинских работников - медсестёр, врачей, санитаров - ценой своей жизни спасали жизнь раненым воинам. Наталья Качуевская являлась санинструктором 105-го гвардейского стрелкового полка 34-й стрелковой дивизии. 20 ноября 1942 г. она ценой жизни спасла 20 тяжело раненых бойцов в районе Халхуты (Калмыкия). Её именем названы улицы в Москве, Волгограде, Астрахани. Открытая в 1972 г. малая планета № 2015 носит её имя.

Даты

1. Фашистская Германия вероломно напала на СССР. Начало Великой Отечественной войны.

2. Была окончательно снята блокада г. Ленинграда.

3. Советские войска вышли к государственной границе СССР на реке Прут.

4. Германия признала своё поражение в войне. В этот день представителями немецкого командования в предместье Берлина Карлхосте был подписан акт о безоговорочной капитуляции немецких вооружённых сил.

5. Речь идёт о суворовских и нахимовских военных училищах, созданных согласно указу от 21 августа 1943 г.

6. В Москве был дан первый праздничный салют в честь победы Красной армии над немецкими войсками. Первый салют прогремел в честь освобождения от захватчиков г. Орла и г. Белгорода.

7. Началось контрнаступление советских войск под Москвой.

8. По улицам Москвы провели 57 тысяч немецких военнопленных.

9. Капитуляция немецко-фашистских войск под Сталинградом. Завершение Сталинградской битвы.

10. В этот период проходила Курская битва.

11. В Праге было подавлено сопротивление немецко-фашистских войск. День Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

12. В Берлине над рейхстагом был поднят советский флаг («Знамя Победы»).

13. В Москве состоялся Парад Победы.

14. Открытие второго фронта на севере Франции в районе Нормандии.

Военные операции

1. «Багратион».

2. «Скачок».

3. «Брауншвейг».

4. Накануне Сталинградского контрнаступления Сталин издал приказ, согласно которому ежедневная выдача водки личному составу войск действующей армии прекращалась. Её было приказано выдавать лишь бойцам на передовой, отличившимся в боевых действиях. Для них норма даже возросла - со 100 до 200 граммов. Остальным боевые 100 грамм полагались только по праздникам. Таковых Сталин установил девять. Это 7 ноября, 5 декабря (День Конституции), Новый год, 23 февраля, 1 мая, 19 июля (День физкультурника), 16 августа (День авиации), 6 сентября (Международный день юношества), а также день полкового праздника.

5. План «Барбаросса».

6. «Румянцев».

7. «Кутузов».

8. «Цитадель».

9. «Уран».

10. «Тайфун».

11. «Звезда».

12. «Искра».

13. «Кольцо».

14. Берлинская и Пражская военные операции.

Цитаты и высказывания

1. Председатель СНК СССР В.М.Молотов.

2. В июне 1943 г., в СССР были приняты следующие нововведения в области школьного образования: в 4-х и 7-х классах школы вводились выпускные испытания, а в 10-х - экзамены на аттестат зрелости. Учащиеся, окончившие среднюю школу с высокими оценками при примерном поведении, стали награждаться золотыми и серебряными медалями.

3. Политрук В.Г.Клочков.

4. Генерал-лейтенант, профессор Д.М.Карбышев.

5. Митрополит Сергий (И.Н.Страгородский).

6. Они принадлежат защитникам Брестской крепости.

7. Старшина 284-стрелковой дивизии, снайпер Василий Зайцев.

8. Уинстон Черчилль.

9. Разведчик Н.И.Кузнецов.

10. Генеральный секретарь ЦК ВКП (б) И.В.Сталин.

11. Адольф Гитлер.

12. Маршал СССР Г.К.Жуков.

13. И.В.Сталин («Речь Победы»).

14. Могила Неизвестного Солдата находится в Москве в Александровском саду у Кремлёвской стены.

Полный вариант урока-конкурса
будет опубликован в брошюре

Александр ИДРИСОВ,
учитель истории,
Астраханская обл., с.Тумак

Дата рождения:

Место рождения:

Москва, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

между деревнями Мацки и Шепели, Радошковичский район, Вилейская область, Белорусская ССР, СССР

Гражданство:


Род войск:

Военно-воздушные силы РККА

Годы службы:

Капитан ВВС СССР

Командовал:

2-я эскадрилья

Сражения / войны:

Бои на Халхин-Голе, Советско-финская война (1939-1940), Великая Отечественная война: Оборона Минска (1941)

Служба в рядах Красной Армии

Официальная версия

«Гастелловцы»

Альтернативная версия

Критика альтернативной версии

Мифы о подвиге Гастелло

Советский военный лётчик, участник трёх войн, командир 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии 3-го дальнебомбардировочного авиационного корпуса Дальнебомбардировочной авиации ВВС РККА, капитан. Погиб во время боевого вылета. Герой Советского Союза, посмертно.

Биография

Родился в 1907 году в Москве.

Отец - Франц Павлович Гастылло, белорус, родом из д. Плужыны (сейчас Кареличский р-н Гродненской обл., Белоруссия); в Москву пришёл на заработки в 1900 г., работал вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге.

Мать - Анастасия Семеновна Кутузова (девичья фамилия ), русская, белошвейка.

В 1914-1918 годах Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище им. А. С. Пушкина. В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию. В 1919 году он возвращается обратно в Москву, где вновь поступает в школу. Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра. В 1924 году семья Гастелло переезжает в Муром, где Николай поступает слесарем на Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского, на котором работал и его отец. Параллельно с трудовой деятельностью, Н. Ф. Гастелло оканчивает школу (ныне - школа № 33) . В 1928 году вступил в ВКП(б). В 1930 году семья Гастелло возвращается в Москву, и Николай поступает на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го Мая. В 1930-1932 годах Н. Ф. Гастелло жил в пос. Хлебниково.

Служба в рядах Красной Армии

  • В мае 1932 по специальному набору призван в Красную Армию. Отправлен на учёбу в авиационную школу лётчиков в г. Луганск
  • Учёба в XI военной авиационной школе пилотов (май 1932 - декабрь 1933)
  • Служба в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в г. Ростов-на-Дону (1933-1938). Начав летать правым летчиком на бомбардировщике ТБ-3, Н. Ф. Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолет
  • В 1938 году в результате реорганизации части Николай Францевич Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим - заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях при Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го ТБАП. Участвовал в Советско-финской войне 1939-1940 гг. и в присоединении Бессарабии и Северной Буковины к СССР (июнь-июль 1940 г.). Осенью 1940 года авиационная часть перебазируется к западным границам, в город Великие Луки, а затем - в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 году Н. Ф. Гастелло присвоено звание капитана.
  • Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолет ДБ-3ф
  • Командир 4-й эскадрильи 207-го ДБАП (24 мая 1941 - 23 июня 1941)
  • Командир 2-й эскадрильи той же части (24 - 26 июня 1941). 24 июня огнем крупнокалиберного пулемёта из стоящего на аэродроме самолёта сбил «Юнкерс-88».

Гибель

26 июня 1941 года на ДБ-3ф бомбил вражескую мотоколонну на дороге Молодечно - Радошковичи. В результате огня зенитной артиллерии самолёт был подбит. Вместе с командиром корабля Н. Ф. Гастелло погибли члены экипажа: лейтенант А. А. Бурденюк, лейтенант Г. Н. Скоробогатый, старший сержант А. А. Калинин. По официальной советской версии, вражеский снаряд повредил топливный бак, и Гастелло совершил огненный таран - направил горящую машину на механизированную колонну врага.

Удостоен звания Герой Советского Союза, с вручением знака «Золотая звезда» и ордена Ленина (1941, посмертно). Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1941 г.

Подвиг Гастелло: версии и факты

Официальная версия

26 июня 1941 года на боевой вылет в район Радошковичи - Молодечно вылетело звено под командованием капитана Н. Ф. Гастелло, состоящее из двух тяжёлых бомбардировщиков ДБ-3ф. Вторым самолётом управлял старший лейтенант Фёдор Воробьёв, в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас (имена ещё двух членов экипажа Воробьёва не сохранились). Во время атаки скопления немецкой техники самолёт Гастелло был подбит. Согласно рапортам Воробьева и Рыбаса, горящий самолёт Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни Декшняны извлекли трупы лётчиков из самолета и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика.

Вскоре подвиг Гастелло получил широкое освещение в прессе. 5 июля 1941 года в вечерней сводке Советского информбюро впервые был упомянут подвиг Н. Ф. Гастелло:

На основе сообщения Совинформбюро корреспондентами П. Павленко, П. Крыловым был написан очерк «Капитан Гастелло», который был опубликован в газете «Правда» 10 июля 1941 года.

На рассвете 6 июля на разных участках фронта лётчики собрались у репродукторов. Говорила московская радиостанция, диктор по голосу был старым знакомым - сразу повеяло домом, Москвой. Передавалась сводка Информбюро. Диктор прочёл краткое сообщение о героическом подвиге капитана Гастелло. Сотни людей - на разных участках фронта - повторили это имя...

Ещё задолго до войны, когда он вместе с отцом работал на одном из московских заводов, о нём говорили: «Куда ни поставь, всюду - пример». Это был человек, упорно воспитывающий себя на трудностях, человек, копивший силы на большое дело. Чувствовалось, Николай Гастелло - стоящий человек.

Когда он стал военным лётчиком, это сразу же подтвердилось. Он не был знаменит, но быстро шёл к известности. В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, мосты и доты, в Бессарабии выбрасывал наши парашютные десанты, чтобы удержать румынских бояр от грабежа страны. С первого же дня Великой Отечественной войны капитан Гастелло во главе своей эскадрильи громил фашистские танковые колонны, разносил в пух и прах военные объекты, в щепу ломал мосты. О капитане Гастелло уже шла слава в лётных частях. Люди воздуха быстро узнают друг друга.

Последний подвиг капитана Гастелло не забудется никогда. 3 июля во главе своей эскадрильи капитан Гастелло сражался в воздухе. Далеко внизу, на земле, тоже шел бой. Моторизованные части противника прорывались на советскую землю. Огонь нашей артиллерии и авиация сдерживали и останавливали их движение. Ведя свой бой, Гастелло не упускал из виду и бой наземный.

Чёрные пятна танковых скоплений, сгрудившиеся бензиновые цистерны говорили о заминке в боевых действиях врага. И бесстрашный Гастелло продолжал свое дело в воздухе. Но вот снаряд вражеской зенитки разбивает бензиновый бак его самолёта.

Машина в огне. Выхода нет.

Что же, так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен?

Нет, это не выход.

И капитан Гастелло не отстёгивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит он огненный комок своего самолета. Огонь уже возле летчика. Но земля близка. Глаза Гастелло, мучимые огнем, ещё видят, опалённые руки тверды. Умирающий самолёт ещё слушается руки умирающего пилота.

Так вот закончится сейчас жизнь - не аварией, не пленом - подвигом!

Машина Гастелло врезается в «толпу» цистерн и машин - и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются вражеские цистерны.

Мы помним имя героя - капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя.

В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть как бесстрашный удар по врагу.

Обращает на себя внимание дата подвига Гастелло, указанная в статье, - 3 июля. Вероятно, авторы очерка, уточнив правильное написание фамилии героя и факты его биографии, вывод о дате гибели Гастелло сделали исходя из даты сообщения Совинформбюро. Статья в «Правде» имела широкий резонанс, подвиг Гастелло широко использовался советской пропагандой.

25 июля 1941 года командиром 207-го ДБАП капитаном Лобановым и полковым комиссаром Кузнецовым Н. Ф. Гастелло был представлен к званию Героя Советского Союза. В наградном листе сказано:

…26 июня капитан Гастелло с экипажем: Бурденюк, Скоробогатый и Калинин - повёл звено ДБ-3 бомбить зарвавшихся фашистов. По дороге Молодечно - Радошковичи у Радошковичи показалась вереница танков противника. Звено Гастелло, сбросив бомбы на груду скопившихся на заправку горючим танков и расстреливая из пулемёта экипажи фашистских машин, стало уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, объятый пламенем, самолёт не мог уйти на свою базу, но в этот тяжёлый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю. По наблюдению старшего лейтенанта Воробьёва и лейтенанта Рыбаса, они видели, как капитан Гастелло развернулся на горящем самолёте и повёл его в самую гущу танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Такой дорогой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть лётчика капитана Гастелло и смерть героического экипажа…

Уже на следующий день после представления капитану Гастелло Николаю Францевичу было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Приказом министра обороны СССР капитан Гастелло Н. Ф. навечно зачислен в списки одного из авиационных полков.

«Огненный таран» Гастелло стал одним из самых известных примеров героизма в истории Великой Отечественной войны и использовался для военно-патриотической пропаганды и воспитания молодёжи как в ходе войны, так и в послевоенный период, вплоть до распада СССР. Альтернативные версии событий близ д. Декшняны и попытки расследования гибели Гастелло и Маслова пресекались либо засекречивались. Члены экипажа Гастелло - Г. Н. Скоробогатый, А. А. Калинин, А. А. Бурденюк - остались в тени подвига командира. Только в 1958 году они были награждены орденами Отечественной войны I степени (посмертно).

«Гастелловцы»

Усилиями советской пропаганды подвиг Н. Ф. Гастелло стал одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны, а сама фамилия Гастелло - нарицательной. «Гастелловцами» стали называть лётчиков, совершивших «огненный таран». Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 595 «классических» воздушных таранов (самолётом самолёта), 506 таранов самолётом наземной цели, 16 морских таранов (в это число могут входить и тараны морскими лётчиками надводных и береговых целей противника) и 160 танковых таранов. Нужно отметить, что в источниках имеется определённый разнобой по поводу количества таранных атак. Например, в статье «Побратимы Николая Гастелло» говорится лишь о 14 морских и только 52 танковых таранах, 506 таранах самолётом наземной цели, но зато о 600 воздушных таранах. Генерал-майор авиации А. Д. Зайцев в своей книге «Оружие сильных духом» оценивает количество воздушных таранов в более чем 620. При этом историки авиации пишут: «в документах противника отмечено [ещё] более двадцати таранов, совершённых советскими летчиками, которые до сих пор неидентифицированы». Нет единства и в оценке количества собственно «огненных таранов». Например, Юрий Иванов, в своей работе «Камикадзе: пилоты-смертники» оценивает число таких таранов, совершённых советскими летчиками в 1941-1945 гг. величиной «около 350». В завершение этого пункта следует также отметить, что ряд советских пилотов таранили врага не один раз: 34 лётчика применяли воздушный таран дважды, четверо - Леонид Иванович Борисов, Владимир Иванович Матвеев, Николай Васильевич Терёхин, Алексей Степанович Хлобыстов - трижды, а Борис Иванович Ковзан - четырежды.

Эксгумация предполагаемой могилы Гастелло

В 1951 году в канун десятилетия знаменитого «огненного тарана» для последующего торжественного захоронения была произведена эксгумация останков из предполагаемой могилы Гастелло. Его вещей в могиле не оказалось, но были найдены личные вещи сослуживцев Гастелло - командира 1-й эскадрильи 207-го ДБАП капитана Александра Спиридоновича Маслова и стрелка-радиста Григория Васильевича Реутова. Экипаж Маслова считался пропавшим без вести в тот же день, в который Гастелло, как утверждается, совершил свой подвиг. Руководивший перезахоронением подполковник Котельников с санкции партийных органов провёл секретное расследование, в результате которого выяснилось, что на месте предполагаемого тарана Гастелло потерпел крушение самолёт Маслова. Экипаж Маслова без огласки перезахоронили на кладбище Радошковичей, фрагменты бомбардировщика Маслова - отправлены в музеи страны как останки самолёта Гастелло, на месте гибели экипажа Маслова был установлен памятник-монумент, посвященный подвигу экипажа Н. Ф. Гастелло. Данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло не были обнародованы вплоть до эпохи гласности, когда они впервые проникли в СМИ.

Альтернативная версия

В 1990-е годы в СМИ появилась иная версия событий около деревни Декшняны (её автором стал майор в отставке Эдуард Харитонов) . Были обнародованы данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло в 1951 году. В связи с тем, что там были обнаружены останки экипажа Маслова, было выдвинуто предположение, что именно Маслов является автором приписываемого Гастелло «огненного тарана». В 1996 году указом президента Ельцина Маслов и все члены его экипажа были награждены званием Героя Российской Федерации (посмертно).

Достоверность рапортов Воробьёва и Рыбаса поставлена под сомнение. Во-первых, возникло предположение, что непосредственно сам таран самолётом Гастелло улетавшие от места боя лётчики не видели, связав падение бомбардировщика Гастелло и столб дыма, поднимавшийся возле дороги. Во-вторых, выдвигалось предположение, что рапорты могли быть переделаны в ходе кампании по героизации Гастелло в июле-августе 1941 года. В-третьих, самих рапортов Воробьёва и Рыбаса не сохранилось, есть только ссылающиеся на них документы. В-четвёртых, Воробьёв и Рыбас служили в 96-м ДБАП, который располагался на том же аэродроме, что и 207-й ДБАП, в котором воевали Маслов и Гастелло. По предположению сторонников альтернативной версии, экипажи из разных полков не могли лететь на задание в одном звене.

После появились сообщения, что обломки подлинного самолета Гастелло находились недалеко от места гибели Маслова, в Мацковском болоте близ села Мацки. Самолёт около Мацки упал, согласно показаниям местных жителей, 26 июня 1941 года. Ими был найден обгоревший труп, в кармане гимнастёрки которого находилось письмо на имя Скоробогатой, (как предполагается, жены стрелка экипажа Гастелло - Григория Николаевича Скоробогатого), а также медальон с инициалами А.А.К. (возможно, стрелка-радиста Гастелло - Алексея Александровича Калинина). Но главное - здесь был найден обломок, однозначно идентифицируемый как часть самолёта именно Н. Ф. Гастелло - бирка от двигателя М-87Б с серийным № 87844.

Согласно свидетельским показаниям местных жителей села Мацки, один человек из предполагаемого подлинного самолёта Гастелло выбросился с парашютом с крыла падающего самолёта и был захвачен немцами. Показания местного жителя подтверждаются документом «Список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиадивизии с 22.06 по 28.06.41 г.» за подписью начальника отдела строевой части старшины Бокова. В конце перечисленных поимённо членов экипажа Гастелло приписка: «Один человек из этого экипажа выпрыгнул с парашютом, кто - неизвестно». В то же время не ясно, откуда появилась эта информация, ведь в рапорте Воробьёва и Рыбаса этот момент не отражён, а жители села Мацки были уже на оккупированной территории. Конструктивной особенностью бомбардировщика ДБ-3ф является то, что с крыла прыгать может только пилот. Это дало сторонникам альтернативной версии повод утверждать, что Гастелло бросил гибнущий борт и экипаж ради собственного спасения. Однако, строго говоря, не вполне ясно даже, из какого самолёта выпрыгнул парашютист, о котором идёт речь в документе, подписанном Боковым (не говоря уже о том, что свидетели могли ошибиться в своих наблюдениях на предмет того, что прыжок был именно с крыла) - из машины, принятой впоследствии за машину Гастелло (то есть самолёта Маслова) или действительно из самолёта Гастелло. Стоит также отметить, что Гастелло, по-видимому, действительно пытался направить свой самолет на расположение врага - иначе трудно объяснить, зачем его ДБ-3ф совершил разворот обратно на д. Мацки (а там как раз находилась немецкая воинская часть).

Высказывается предположение, что из двух одинаково вероятных в тот момент кандидатов на подвиг был выбран именно Гастелло по нескольким соображениям:

  • Он был этническим белорусом;
  • Его экипаж был интернациональным: Бурденюк - украинец, Калинин - ненец, Скоробогатый - русский;
  • На его счету уже был сбитый «Юнкерс-88»;
  • Во время боёв на реке Халхин-Гол в 1939 году он служил в одном полку вместе с батальонным комиссаром М. А. Ююкиным, который впервые в авиации совершил таран наземной цели; по некоторым сведениям, Н. Ф. Гастелло был штурманом на бомбардировщике Ююкина во время тарана (эта версия ошибочна, она не подтверждается основными исследователями жизни Н. Ф. Гастелло, в том числе и его сыном Виктором Гастелло) .

Впрочем, версия о том, что осуществлялся некий «выбор» между Гастелло и Масловым на роль «героя», маловероятна: героическая гибель Гастелло была отражена в рапортах Воробьёва и Рыбаса, в то время как свидетельств крушения самолёта Маслова не было, он считался «пропавшим без вести».

Критика альтернативной версии

Ряд исследователей (прежде всего, сын Н. Ф. Гастелло - полковник в отставке Виктор Гастелло) подвергают сомнению факты, на которых построена альтернативная версия и отвергают её как полностью несостоятельную. По их мнению:

  • Показания Воробьева и Рыбаса являются главным и неопровержимым свидетельством подвига Гастелло;
  • Доказательства того, что упавший в Мацковском болоте самолёт пилотировался Гастелло, несостоятельны;
  • Обнаруженные останки Маслова и его экипажа свидетельствуют о том, что его самолёт не совершал таран, а врезался в землю на «бреющем» полёте (возможна и другая версия - Маслов попытался таранить вражескую колонну, но промахнулся; косвенным подтверждением такой гипотезы является обнаружение обломков самолета Маслова на небольшом - всего 170-180 метров - расстоянии от дороги)
  • Отсутствие останков Гастелло свидетельствует о том, что он действительно совершил «огненный таран»; в результате взрыва колонны с горючим и боеприпасами ни самолёт, ни останки экипажа невозможно идентифицировать.

Факты

В истории подвига Гастелло достоверными фактами можно считать следующие:

  • Самолёты и Гастелло, и Маслова потерпели крушение во время выполнения боевого задания 26 июня 1941 года
  • Место крушения самолёта у села Декшняны, которое считалось местом тарана Н. Ф. Гастелло, на самом деле - место гибели самолёта Маслова

Установление истины осложняется тем, что свидетели тарана Гастелло - старший лейтенант Воробьёв и лейтенант Рыбас - погибли в 1941 году, 207-й ДБАП в сентябре 1941 года расформирован, многие документы утрачены как в ходе Великой Отечественной войны, так и в послевоенное время.

Мифы о подвиге Гастелло

Как в ходе Великой Отечественной войны, так в послевоенное время советской пропагандой подвиг Гастелло выделялся из числа множества подобных, служил примером героизма и самопожертвования. В связи с этим в общественном сознании сложилось несколько устойчивых заблуждений о Н. Ф. Гастелло и уникальности его подвига:

  • Гастелло совершил первый в истории таран наземной цели .

Первый таран самолётом наземной цели совершил советский лётчик Михаил Анисимович Ююкин 5 августа 1939 года во время боев на реке Халхин-Гол (если же брать все «огненные тараны» - как наземных, так и морских целей - то первый такой таран совершил китайский лётчик Шен Чангхай 19 августа 1937 г.).

  • Гастелло совершил первый таран в истории Великой Отечественной войны .

Первый таран в истории Великой Отечественной войны совершил советский лётчик Д. В. Кокорев 22 июня 1941 года приблизительно в 4 часа 15 минут (длительное время автором первого тарана в истории Великой Отечественной считался И. И. Иванов, но на самом деле он совершил свой таран на 10 мин. позже Кокорева).

  • Гастелло совершил первый таран наземной цели в истории Великой Отечественной войны .

Первый в истории Великой Отечественной войны таран наземной цели совершил советский лётчик П. С. Чиркин 22 июня 1941 года.

  • Гастелло таранил не танковую колонну, а зенитную батарею .

Это заблуждение сформировалось из-за того, что место крушения самолёта около д. Декшняны, официально считавшееся местом подвига Гастелло, находится примерно в 180 метрах от дороги. Была и другая версия: Гастелло таранил механизированную колонну, которая заправлялась в стороне от дороги.

  • Гастелло совершил свой подвиг в одиночку .

Данное заблуждение сформировалось из-за того, что при рассказе о подвиге Н. Ф. Гастелло члены его экипажа, как правило, не упоминались.

  • Гастелло совершил таран, управляя истребителем .

Данное заблуждение возникло из-за того, что в послевоенной художественной литературе главными героями авиации были лётчики-истребители. Был создан ряд произведений (например, пьеса «Гастелло» И. В. Штока, 1947 г.), в которых Н. Ф. Гастелло совершил свой подвиг на истребителе.

  • Гастелло был штурманом в экипаже М. А. Ююкина, совершившего первый в истории таран наземной цели 5 августа 1939 года во время событий на реке Халхин-Гол.

Данное заблуждение поддерживало преемственность героических «таранных традиций», Ююкина называли «наставником» Гастелло. В действительности, точно известно имя и фамилия штурмана М. А. Ююкина - Александр Морковкин (он выпрыгнул с парашютом непосредственно перед тараном). Гастелло был однополчанином Ююкина.

Память

Драматург Исидор Владимирович Шток в 1947 году написал пьесу «Гастелло», в которой герой совершает свой «огненный таран» в одиночку и на истребителе.

  • Гастелло - посёлок в Поронайском районе Сахалинской области
  • Им. Гастелло - прииск в Тенькинском районе Магаданской области

Имя Гастелло носят улицы во многих городах России, Украины, а также Белоруссии и Казахстана, в том числе в Липецке, Москве, Санкт-Петербурге, Улан-Удэ.

Памятники Н. Ф. Гастелло установлены:

  • На шоссе Минск - Вильнюс, на месте, где, как считалось, совершил свой таран Н. Гастелло (1976)
  • В г. Москве, в Сокольниках
  • В г. Муроме, Владимирской области
  • В г. Уфе (1985)
  • В Луганске (на территории бывш. Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов)
  • В пгт. Радошковичи, в сквере на площади, носящей его имя
  • в пос. Хлебниково (ныне - территория г. Долгопрудный), около школы № 3, носящей его имя
  • В г. Чойбалсан, Монголия во дворе школы № 1, носящей его имя. Монголами данный памятник Гастелло позиционируется, прежде всего, как лётчику - участнику боёв на Халхин-Голе
  • В г. Ростов-на-Дону.
  • В г. Одессе (Украина) на улице, носящей его имя, расположена школа № 31 им. Н. Гастелло. Напротив школы, в небольшом сквере, памятник Николаю Гастелло.
  • В Омской области, на территории детского оздоровительного лагеря им. капитана Гастелло.
  • В г. Фергане Узбекской ССР на территории полка Военно-транспортной авиации, носящей имя Гастелло, был установлен памятник.

В г. Уфе есть стадион, названный в честь Н. Ф. Гастелло.

В г. Кызыле есть парк культуры и отдыха имени Н. Ф. Гастелло.

В г. Хабаровске в честь героя назван сквер.