Творческая личность: что мы о ней знаем? Творческая личность и ее жизненный путь Чем отличается творческий человек от других.

Ты – творец. Твоя жизнь – Творчество. Твое предназначение – Творить новое! Возможно, тебе об этом никто не говорил. Теперь настало время узнать кто ты на самом деле. Как капля воды по своей структуре выражает в себе весь мировой океан, так и человек может выражать в себе все качества Высшего Творца. Он — самая развитая творческая личность. Ты лишь ученик, который познает азы творчества, проживая бесконечное число жизней. Через раскрытие своего творческого потенциала по познаешь себя и в тоже время ты познаешь его. Получается, что ты познаешь его в себе.

Человек, как творческая личность

Изучением творчества и творческой деятельности занимаются представители таких наук как философия, психология, социология, педагогика, история, искусствоведение и др. Это понятие можно сравнить с такими понятиями как «жизнь» и «деятельность». Существует два подхода к определению понятия «Творчества».

Первый, когда творчество понимается, как новаторство. Творчество – это деятельность, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, ведущая к созданию нечто качественно нового, социально-ценного и гуманного. Второй, когда творчество – это созидание духовных ценностей, где отчетливо проявляется сам Творец. Только развитие своих творческих способностей и создание чего-то нового может подарить тебе великое Счастье.

Счастье – это познавать себя, как Творца …

Счастье – это Творить Здесь и Сейчас …

Счастье – это нести свое Творчество в этот мир с Безусловной Любовью.

Заметь, когда ты испытываешь наивысший пик счастья? Когда ты что-то делаешь исходя из своего внутреннего творческого потенциала. Поэтому можно представить такую небольшую цепочку…

РАЗВИТИЕ – ТВОРЧЕСТВО – СЧАСТЬЕ

БЫТЬ – ДЕЛАТЬ – ОЩУЩАТЬ

Поэтому можно сделать вывод, что

ТОЛЬКО ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ СЧАСТЛИВОЙ!!!

Задай себе прямо сейчас несколько вопросов.

Кто я? Кем я являюсь?

Какие у меня таланты? Каков творческий потенциал?

В чем заключается мое творчество? Что я делаю с любовью в свободное время?

Если есть ответы на все вопросы, то я тебя поздравляю! Ты настоящая творческая личность.

10 признаков, что ты – творческая личность

Любишь мечтать…

… да так, что «вываливаешься» из реальности. Творческие личности – это всегда мечтатели. Многие могут подумать, что мечтать только зря тратить время. Но нет. Нейробиологи утверждают, что воображение активизирует в мозгу те же процессы, которые напрямую связаны с творчеством.

Любишь выражать себя…

… всегда, везде, во всем. Творческую личность сразу можно узнать по внешнему виду. Нестандартные прически в стиле punk, яркие цвета одежды в гардеробе, множество татуировок на теле и так далее. Для творческой личности будет убийственно, если не давать ей выражаться так, как она хочет. Мое выражение – это мой личный блог, который ты сейчас читаешь. Здесь мои идеи, мысли и мое творчество.

Тренируй свой мозг с удовольствием

Развивай память, внимание и мышление с помощью онлайн-тренажеров

НАЧАТЬ РАЗВИВАТЬСЯ

Ищешь новые впечатления…

… в книгах, фильмах, вещах, путешествиях и т.д. Для творческого человека важно почаще «есть творческую пищу» для эмоций и ума. Серость на про нас! Все новое вызывает в нашем мозгу новые соединения, которые потом появляются на свет как что-то новое. Не зря говорят, что из путешествий мы возвращаемся уже совсем другими людьми.

Идешь на риск

… и тебе все равно что подумаю окружающие люди. Творческие люди постоянно сталкиваются с непониманием. Часто их работы никто не оценивают по достоинству. Множество знаменитых творческих личностей становились таковыми уже после смерти, когда их работы начинали признавать. Всегда рискуй и делай то, что до тебя не делали!

Учишься на своих ошибках …

… и получаешь огромный опыт. Эдисон сделал 10 000 попыток прежде чем создал лампочку. Делай, делай и еще раз делай. Никто без ошибок ничего нового еще не создавал. В том и есть смысл всего творчества – искать новое.

Превращаешь боль в новый продукт…

… потому что эта боль настолько сильна, что ее нужно во что-то трансформировать. Многие песни, картины, книги, фильмы созданы в условиях душераздирающей боли, которую испытывали авторы. Мой проект развития личности «7 сфер» тоже родился из этой боли. Ужасно понимать, что твои дети будут также мучиться в этом мире и им некому будет подсказать, что нужно делать в этой жизни.

Часто чувствуешь утрату времени …

… когда творишь часами напролет. Такое со мной часто бывает. Думаю и с тобой. Я могу ни есть, ни пить. Только заниматься своим творчеством. А знаешь почему голод пропадает? Потому что ты питаешься любовью, которая внутри тебя. Побольше твори, поменьше ешь!

Действуешь из внутренней мотивации

… а не из стремления к вознаграждению или внешнему признанию. Просто тебе в кайф это делать. Кайфуешь от своего творения? Значит ты на правильном пути. Часто внешняя мотивация приводит к тому, что человек занимается не тем в жизни, чем должен. Не иди по этому пути. Слушай свою интуицию!

10 навыков для развития в себе творческой личности

Ты согласишься со мной, что из всех видов человеческой деятельности творчество является единственным способом наполнить нашу жизнь самыми яркими красками. Оно позволяет нам расширять свое сознание, делать новые и интересные вещи, быть ближе к использованию своего творческого потенциала. Иногда ты смотришь на великих музыкантов, художников, артистов и говоришь себе: «Вот мне бы так!». А почему бы и нет. Все рождаются с творческим началом. Просто нужно в себе его обнаружить и начать развивать. Расскажу о навыках, которые помогут тебе развить в себе творческую личность.

Навык мечтания

Это самый первый навык, который нужно развивать. Я жуткий мечтатель. Иногда я вываливаюсь из «настоящего мира» в мир своих идей и невероятных мечтаний. С помощью воображения я за секунды придумываю новый дизайн для своей квартиры или архитектуру будущего центра развития личности «7сфер жизни». Мне часто говорят, что я летаю в облаках. Приземлись ты уже. Но мне не хочется. Мне там кайфово. Там я самый настоящий Творец. Творю что хочу! Больше мечтай и воображай. Творчество без воображения просто невозможно.

Навык концентрации

Любая вещь, которую ты можешь представить в воображении может появиться в реальности. Для материализации идеи необходимо большое количество энергии. Если посмотреть на большинство творческих людей, то они очень энергичны. В них как-будто вставлена батарейка «Энерджайзер». Но нужно уметь не только накапливать энергию, но и уметь ее еще концентрировать. Я часами могу сидеть за написанием очередной интересной статьи для своего блога до тех пор, пока она не станет идеальной. Но это не значит, что нужно быть гиперактивным. Совсем нет. Нужно уметь, как концентрироваться, так и расслабляться.

Навык веры

По вере вашей дано вам будет. Это известные многим слова из Библии. Верь в свой творческий потенциал. Я часто вижу, что человек чувствует себя каким-то обделенным, так как не может обнаружить в себе творческое начало. С каждым новым творением, с каждой новой достигаемой целью вера в себя становится поистине мощной. Если какая-то мысль по созданию чего-то великого засела у тебя в голове, то значит у тебя уже есть для этого все необходимое. Просто действуй! В тебя уже поверили Высшие Силы, а ты все в себя не веришь.

Навык дисциплины

С одной стороны, к творческому процессу необходимо относиться весело и игриво, как делают это дети. С другой стороны в творческой личности должен быть развит навык дисциплины. Работая над проектом, творческие люди, как правило, проявляют упорство и решимость. Когда мы смотрим на великих артистов, художников или других творческих людей, то на поверхности все кажется таким увлекательным и простым. Но на самом деле, чтобы стать творческим человеком, необходимо очень много работать. Каждый день по несколько часов.

Навык бунтарства

Развитие творческих способностей человека невозможно без бунтарства. Такие люди всегда видят мир как-то по своему, так сказать за «пределами коробки». Лично я вижу весь процесс развития личности и образования совсем иначе, чем он есть сейчас. Поэтому во мне уже родился новый бунтарь, который не хочет мириться с действующим положением дел. Мы должны воспитывать гармоничных и творческих личностей, а не специалистов с непонятным багажом знаний, которые устаревает уже каждый год.

Навык открытости

Всегда будь открыт к новому, даже если это идет вразрез с устоявшимися догмами. Если бы не было творческих личностей, то мир бы не менялся. Каждую секунду создается что-то. Каждую секунду кого-то критикуют. Почему? Потому что люди боятся перемен. Перемены – это всегда смерть. А мы все боимся смерти. Каждый раз мы умираем и рождаемся вновь. Не бойся умереть и тогда ты будешь открыт к всему новому и неизвестному.

Навык уединения

Никола Тесла однажды сказал: «В беспрерывном одиночестве ум становится все острее. Для того, чтобы думать и изобретать не нужна большая лаборатория. Идеи рождаются в условиях отсутствия влияния на разум внешних условий. Секрет изобретательности в одиночестве. В одиночестве рождаются идеи». Я с ним полностью согласен. Каждый день я практикую минимум 1 час тишины. Творческим людям обязательно нужно слушать себя, свою интуицию, свое творческое начало.

Навык наблюдения

Этот навык следует из предыдущего. Моя частая наблюдательность, интерес к жизни и людям помогают генерировать самые различные творческие идеи. В жизни можно играть две роли. Роль актера или роль наблюдателя. Так вот первую роль играют большинство людей. Актеру дают речь, придумывают постановку, сценарий и так далее. Он исполнитель. Тот, кто все это придумывает, сначала наблюдает за процессом вокруг. Играй две роли, но не забывай про наблюдателя, который и является Творцом!

Навык любви

Творческие люди не просто наслаждаются своей работой, они страстно любят ее. Но только одна страсть не приводит к великим свершениям. Представь писателя, который так влюблен в свою работу, что не желает менять в нем ни строчки. А музыканта, который не стремиться к лучшему звучанию. Творческий человек должен не только любить свою работу, но быть еще и объективным, постоянно критикую себя. Умей отделять свою любовь к себе от самого творчества. Улучшай свои творения без лишнего самолюбия.

Навык ответственности

Не все творчество создано из любви. Можно создать нечто из страха, гнева, обиды и других отрицательных эмоций, которыми ты можешь быть наполнен. За все, что ты создаешь, будь ответственен. Возможно, твое творчество принесет кому-то много страданий. Не стоит бежать, не стоит отнекиваться от этого. Знай, что у всего есть две стороны медали. Не думай, что творчество – это такое светлое понятие. Совсем нет. Твори с любовью и ответственностью!

Некоторые люди изначально обладают некоторыми творческими качествами, творческим типом личности. Но если помаленьку внедрять в свою жизнь несколько творческих навыков, то можно раскрыть весь свой творческий потенциал, даже если изначально у вас нет задатков. Далее женский журнал Goldy-Woman подробнее р а сскажет о 10 навыках творческих людей, которыми и вы можете воспользоваться.

Творческие люди энергичны, но умеют концентрироваться

Творческие люди часто невероятно энергичны, как физически, так и духовно. Они могут часами работать над одной-единственной маленькой деталью до тех пор, пока она не станет идеальной, и при этом сохраняют такой же энтузиазм, как и в начале работы. Это не означает, что творческие люди гиперактивны или маниакальны. Они также очень много времени посвящают отдыху, вдумчиво размышляя об интересных им вещах.

Творческие люди умны, в то же время наивны

Творческие люди обычно умны, но исследования показывают, что высокий IQ не всегда коррелирует с высокими творческими достижениями. В результате одного из исследований выяснили, что высокий IQ часто помогает быть успешнее по жизни в целом, однако слишком высокий IQ практически исключает вероятность творческой гениальности. Примерный «творческий» IQ равен 120. Более высокий уровень интеллекта может способствовать творчеству, но не вывести его на высокий уровень.

На самом деле творческая жилка включает сочетание мудрости и детскости. Творческие люди умны, но при этом способны удивляться, любопытствовать и смотреть на мир широко открытыми глазами.

Творческие люди веселы, но дисциплинированы

Веселое, игривое отношение к делу - отличительная черта творческого человека. Однако эта беззаботность и радость парадоксально сочетается с другой чертой - настойчивостью. Работая над проектом, творческие люди, как правило, проявляют упорство и решимость. Они будут работать до тех пор, пока не будут полностью удовлетворены результатом.

Представьте, что бы вы подумали, встретив артиста, художника, любого творческого человека. На поверхности все это кажется сплошной романтикой, так увлекательно и очаровательно. И на деле, конечно, творческая деятельность включает все эти прелести. Но чтобы быть успешным творческим человеком, требуется очень много работать, чего со стороны не видно. Творческий человек в любом случае осознает, что настоящее творчество включает и веселье и тяжелую работу.

Творческие люди - и реалисты, и мечтатели

Творческие люди любят мечтать, представляя себе всякие чудеса и возможности. Он могут полностью погружаться в свое воображение и фантазии, но при этом оставаться очень приземленными. Они часто представляются мечтатели, но это не означает, что они постоянно витают в облаках. Любые представители творчества, от ученых и заканчивая художниками и музыкантами, часто придумывают творческие решения тривиальных проблем.

Великое искусство и наука требуют вовлечения воображения в мир, который отличается от существующего. Большинство остальных людей часто рассматривают это лишь как фантазию, беспочвенную и неприменимую к действительности. И они будут правы. Поначалу. Однако вся суть искусства и науки далеко за пределами того, что сейчас нам кажется действительности. Они создают будущую действительность.

Творческие люди экстраверты и интроверты одновременно

Мы любим делить людей на экстравертом и интровертов. Однако творческий тип личности требует сочетания обоих типов личности. Творческие люди одновременно интроверты и экстраверты. Исследования показали, что люди имеют тенденцию, склонность к одному из этих типов, и эта тенденция всегда стабильна.

С другой стороны, творческие личности проявляют характеристики обоих типов одновременно. Они и общительны, и сдержаны, шумны и спокойны. Общение с другими людьми может стать огромным источником вдохновения и идей. В нужное время творческий человек просто удаляется, чтобы творить на основе этих идей и используя пришедшее вдохновение.

Творческие люди горды, но скромны

Успешные творческие люди гордятся своими достижениями, но и знают свое место. Они невероятно уважают коллег, а также предыдущие достижения в своей области, благодаря которым они делают свою творческую работу. Творческие люди понимают, что их достижения более яркие и запоминающиеся, по сравнению с другими, но они не зацикливаются на этом. Очень часто они настолько увлечены своей очередной идеей, что забывают о предыдущих.

Творческие люди не обращают внимания на гендерные роли

Творческие люди зачастую сопротивляются, по крайней мере до какой-то степени, половым стереотипам и ролям, которые общество пытается им навязать. Творческие девушки и женщины стараются быть более доминантными, а творческие мужчины - менее агрессивными и более чувствительными. Психологически андрогинная личность в разы удваивает свои реакции. Творческие люди часто не только используют силу своего пола, но и противоположного тоже.

Творческие люди консертивны, но мятежны

Творческие люди по определению мяслят за пределами коробки. Мы часто представляем их нонконформистами и даже слегка бунтарями. Но невозможно быть полностью творческой личностью без усвоения в первую очередь культурных норм и традиций. Творчество требует одновременно и традиционности, и иконоборчества. Это значит иметь способность ценить и даже принимать прошлое, в то же время ища новые и более совершенные способы что-то делать.

Творческие люди могут быть консервативны во многом, при этом понимая, что инновации иногда требуют риска.

Творческие люди страстны, но и объективны по отношению к своей работе

Творческие люди не просто наслаждаются своей работой, они страстно ее любят. Но одна только страсть не приводит к великим свершениям. Представьте писателя, который настолько влюблен в свое произведение, что не желает менять в нем ни строчки. Представьте музыканта, который не желает прослушивать свое исполнение, даже не очень хорошее, не желает стремиться к лучшему.

Творческие люди любят свою работу, но они предельно объективны, часто сами себя критикуют и требуют критики от других. Они умеют отделять свою личность от своего творчества и видеть, где требуются улучшения, без излишнего самолюбия.

Творческие люди чувствительны и открыты новому опыту, но счастливы и веселы

Творческие люди обычно чувствительны и открыты, и это может принести как радость, так и боль. Акт творчества, с его рисками и новыми идеями, обычно делает человека уязвимым к критике. Это болезненно и даже разрушительно - потратить годы на что-то, что в итоге было проигнорировано, отклонено или высмеяно.

Но быть открытым к новому творческому опыту - это великий источник радости. Это приносит невыразимое счастье, и большинство творческих людей уверены, что это чувство стоит любой боли.

Это, прежде всего, одаренный индивидуум. Люди, фонтанирующие глупыми идеями и бездарными сочинениями, называются графоманами. В этом смысле креативность должна идти рука об руку с врожденными качествами. Однако талант может быть «закопан в землю», если человек попросту ленив, вял и равнодушен. Поэтому еще одной главной чертой «творца от Бога» является огромная движущая энергия, напористость и целеустремленность. Кроме этих двух основных характеристик, креативный тип также выделяется и другими, казалось бы, совсем противоположные чертами. Вкратце рассмотрим их.

Творческая личность самым непостижимым образом сочетает в себе качества экстраверта и интроверта. Бывает, что романист и двух слов не может связать в светской беседе. Эти люди любят быть в одиночестве, в видимом состоянии покоя. Тогда в их душе рождаются гениальные замыслы. Такие люди прекрасно знакомы с традициями, но им всегда тесно в общепринятых рамках. Поэтому в работе они демонстрируют дисциплину и игривость - в принципе, это и отличает почерк гения от методично придерживающегося правил ремесленника. Приземленные окружающие замечают, что у гениев чувство реальности несколько размыто. Они не признают, что нечто невозможно, они будут «биться», пока не сделают это реальным. У некоторых получается.

Творческая личность смотрит на мир глазами ребенка. Она, как правило, не признает стереотипов, в том числе и гендерных. Но она еще способна тонко подмечать малейшие детали окружающего мира. Вместе с тем исследователи фиксируют у такого человека желание попробовать все новое и необычное. Пожалуй, самый удивительный парадокс креативного индивидуума заключается в том, что, раз испытав вдохновение и душевный подъем, он начинает методично и педантично работать, стремясь выполнить свою работу самым наилучшим образом. В оценке своих результатов он очень самокритичен и иногда сжигает свои работы, хотя публика воспринимает их очень благосклонно.

Долгое время считалось, что творческая личность - это баловень судьбы, наделенный гением, божественной искрой. Но теперь современные исследования показали, что утверждение, будто гений рождается в пропорции один на несколько сот тысяч, - просто миф. Некоторыми техниками, воспитанием и образованием, а также созданием благоприятной обстановки можно повысить индивидуальные креативные качества и даже заставить творчески подходить к своим функциональным обязанностям рабочий коллектив.

Развитие творческой личности лучше, конечно, начинать с пеленок. Как, например, и Если ребенка все время держать «в шорах» и говорить ему: «нельзя», «не сметь», то, в конце концов, родители достигнут желаемого результата. Но эти запреты будут преследовать человека всю жизнь, и ничего нового, кроме слепого следования канонам и нормам, он не создаст. план и сжатые строки выполнения работы на корню убивают желание творить. Замечено, что когда сотрудник обсудит задачу с коллегами, он начинает по-новому, неординарно подходить к решаемой проблеме. Поэтому менеджеры часто используют технику «Мозговой штурм», когда все участники, не боясь выглядеть глупо и заслужить порицание, предлагают все пути решения какой-либо задачи, даже самые странные, нетрадиционные и оригинальные.

Творческая личность испытывает подъемы и кризисы. Кто-то из гениев писал, опустив ноги в тазик с холодной водой, а кто-то работал только в час перед рассветом. Выясните, какая обстановка вызывает у вас наибольший всплеск интеллектуальных сил. Постарайтесь подойти к решению «с новой строки». Помните, самое главное - преодолеть страх «чистого листа». И, конечно, нужно быть готовым к тому, чтобы долго и усердно работать. Ведь, как сказал Эдисон, «великий человек - лишь один процент гения, а 99 процентов - последствия каторжной работы».

На Лайфхакере. Если хотите узнать, как пробудить в себе творческие порывы и что нужно делать, чтобы ваш внутренний творец рос и развивался, обязательно уделите время этой статье. Не пожалеете!

«Я не творческая личность, мне это не дано», - говорят многие из нас, с восхищением поглядывая на шаржи уличных художников или слушая, как патлатый хиппи поёт песню Radiohead в переходе. Но есть хорошие новости: последние научные исследования говорят о том, что все люди одинаковы и в каждом из нас живёт творец. Поэтому фраза «Я не творческая личность» - это лишь удобное оправдание своей лени .

Миф о творческой жилке долгое время культивировался и тщательно оберегался в богеме. Художники, музыканты, актёры, дизайнеры и даже средней руки копирайтеры любят выглядеть так, словно они принадлежат к другой породе, а во время работы ими двигает как минимум рука господня. Эталон творческой личности - это помесь Леди Гага с Агузаровой, которая вчера собиралась улететь на Луну, сегодня крушит хит-парады с новой песней, а завтра даёт интервью о пользе медитации в потешном кокошнике. А чтобы начать творить, нам нужно пройти девять кругов ада, как минимум трижды , пройти курс реабилитации от наркотиков и уехать медитировать в тибетские горы.

Научные исследования отвергают любое разделение на креативный и корпоративный рабочий класс

Что говорить, если в современной корпоративной среде существует искусственное разделение на «креативные» и «корпоративные» типажи, которые относятся друг к другу, как ученики Гриффиндора и Слизерина. Однако едва ли не все исследования творческих способностей, которые проводились в течение последних 50 лет, отвергают это разделение: творческий мускул никак не связан ни с генетикой, ни с уровнем интеллекта, ни с личностными качествами.

Например, в ходе эксперимента в Институте диагностики и исследования личности (IPAR) учёные пригласили на конференцию несколько десятков успешных представителей разных творческих профессий. В течение нескольких дней они прошли множество , которые не очень-то прояснили, где искать творческие задатки. Единственные общие черты исследуемых выглядели так: сбалансированность личностных характеристик, интеллект выше среднего, открытость новому опыту и склонность выбирать сложные варианты. Как видите, ничего особенного.

Никакого творческого типа личности не существует

Тогда упорные ребята в белых халатах начали искать творческие задатки в личностных качествах человека: был собран огромный массив информации о выдающихся творцах XX века, после чего каждый прошёл виртуальный тест «пятифакторная модель личности». Учёные рассчитывали, что у творческих людей будет перекос по одной из пяти личностных характеристик (открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм), но снова пальцем в небо - среди испытуемых были и неврастеники, и экстраверты, и доброжелательные пьяницы, и ещё много кто. Вывод: никакого творческого типа личности не существует.

Забросив психологию, искать творческий мускул стали в мозгу человека. Исследователи наплевали на просьбу о кремации и сразу после смерти гения полезли изучать его черепную коробку. И снова разочарование: мозг знаменитого физика ничем не отличался от мозга профессионального бейсболиста или попавшего под машину бездомного. Третий раунд стрельбы из рогатки по самолётам завершён, учёные «горят» со счётом 3:0.

Корреляции между генным кодом и творческими способностями нет

Когда у разбитого корыта остались и психологи, и физиологи, и просто все неравнодушные, разгадывать задачу стала генетика, до этого безуспешно пытавшаяся найти ген старости и ген . Чтобы исключить разницу в генах и влияние воспитания, учёные исследовали только семьи с детьми-близнецами. Исследуя Коннектикутский реестр близнецов с 1897 года, группа Марвина Резникоффа собрала команду из 117 близнецов и разделила их на две группы (однояйцевые и двуяйцевые). Результаты двух десятков тестов показали, что корреляции между генным кодом и творческими способностями нет. 4:0, и это почти Аргентина с Ямайкой.

За последние 50 лет таких экспериментов было вагон и маленькая тележка. В своей книге «Муза не придёт» Девид Брукс приводит ещё с десяток ссылок на безуспешные попытки найти природу творческого мускула и делает вывод, что , как и любой другой навык, можно прокачать при помощи тренировок.

Тренировки для прокачки творческого мышления

Утренние страницы

Старый как мир, но действенный метод. Как только просыпаемся, хватаем блокнот с ручкой и начинаем писать. Без разницы, будет это история о шагающем по Токио Годзилле, эссе о тёплом одеяле или сонный анализ геополитики Монголии. Главное - просто писать и ни о чём не думать. Норма утреннего письма - это три тетрадные страницы или 750 слов. Можно воспользоваться ресурсом 750 words и барабанить по клавишам, но бывалые писаки советуют делать это по старинке - ручкой по бумаге.

А что, если бы

Это даже не метод, а простой вопрос, задавать который Станиславский заставлял любого начинающего актёра. «А что, если бы» можно применять к любому привычному объекту, его части или действию. Например, а что, если бы историю в книге рассказывали картинками? Так появился комикс. Или что, если бы вместо мировых новостей мы будем рассказывать то, что волнует простых людей? Так появилась жёлтая пресса.

Этот метод отлично развивает фантазию и фактически является спусковым механизмом любого творческого процесса. Причём очень весело задавать странные вопросы. А что, если бы все люди пили кровь? А что, если бы президентом страны стал забавный мужчина с замашками диктатора из банановой республики?

Дробление слова

В мозгу взрослого человека существует жёсткая система символов, которая при первой же возможности любит давать оценки и клеить ярлыки на всё вокруг. В результате такой автоматизации , но это же является главной причиной узкого и шаблонного мышления. Придумывая новые слова, мы заставляем мозг отключать рациональное мышление и включать фантазию. Техника родом из детства и крайне проста: берём два любых слова, соединяем их в одно и потом пытаемся представить, как это выглядело бы в жизни. Ванна + унитаз = ваннитаз, Ким + Канье = Кимье.

Метод Торренса

Метод основывается на дудлах - однотипных каракулях, которые нужно превратить в рисунок. На листе бумаги рисуем в ряд одинаковые символы (круг, два круга, гвоздь, крест, квадрат и т. д.). Затем включаем фантазию и начинаем рисовать.

Пример. Круг может быть щитом Капитана Америки, глазом кошки или 5-копеечной монетой, а квадрат - домом с приведениями или произведением искусства. Развивает не только фантазию, но и упорство в поиске идей, так как каждый новый дудл - это соревнование с самим собой.

Метод фокальных объектов

Метод заключается в поиске связей между основной идеей и случайными объектами. Например, открываем книгу на произвольной странице, хватаем 3–5 слов, которые первыми попались на глаза, и пытаемся связать их с предметом, над которым думаем. Книгу можно заменить телевизором, видеоигрой, газетой или чем-то ещё. Отлично работает, когда мыслительный процесс движется по инерции.

Аналогии Гордона

Это не самый простой в освоении, но весьма действенный метод. Уильям Гордон считал, что кладезь творческих идей заключается в поиске аналогий, которые он разделил на четыре группы.

  • Прямая аналогия : ищем аналогию объекту в окружающем мире. В масштабах от своей комнаты до страны.
  • Символическая : ищем аналогию, которая в двух словах опишет суть объекта.
  • Фантастическая аналогия : придумываем аналогию, вынося за скобки ограничения объективной реальности.
  • Личная аналогия : пытаемся встать на место объекта и посмотреть на ситуацию глазами объекта. Например, как живётся стулу, на котором мы сидим.

Непрямые стратегии

Этот очень странный и интересный способ, который придумали Брайан Ино и Питер Шмидт, чтобы выводить уставший мозг из творческого ступора по секретным тропам. Суть метода: у нас есть 115 карточек, на которых написаны советы. Причём советы довольно странные: «Убери двусмысленности и преврати их в подробности», «Помассируй шею» или «Используй старую идею». Фокус в том, что здесь нет прямых инструкций к действию, и в каждом совете два человека могут видеть два разных решения проблемы. Карточки можно сделать самому и высыпать их, например, в вазу или воспользоваться подсказками онлайн. Например, .

Придерживайтесь распорядка дня

В своей последней работе «О чём я говорю, когда говорю о беге» (What I Talk About When I Talk About Running) Харуки Мураками развенчивает миф о творческом лентяе, рассказывая о том, что строгий распорядок дня (подъём в 5 утра, отбой в 10 вечера) стал главным катализатором его работоспособности. Разум склонен капризничать и находить оправдания собственной лени, а следование режиму выводит его из и учит включаться с пол-оборота.

Не пренебрегайте другими творческими занятиями

Учитесь или . Любое творческое занятие держит мозг в тонусе, а их чередование переключает внимание и позволяет найти ответы в довольно неожиданных местах.

По данным исследований, более трети лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались ещё одним видом искусства - живописью, театром или танцем. Эйнштейн своей второй страстью называл музыку и, если бы не стал физиком, скорее всего, подался бы в скрипачи.

Не опускайте руки

Когда дело не двигается с мёртвой точки, проявите упорство. Например, писатель Роди Дойл рассказывает, что во время ступора начинает изливать на бумагу пришедшую на ум белиберду. Через время мозг перестаёт тужиться и протестовать и просто отключается, выпуская наружу потоки мыслей. А Хемингуэй, когда садился писать роман, мог писать десятки вариантов первого предложения, пока не находил то, которому верит. Затем от него развивал действие.

Не зацикливайтесь

Если упорство не помогает, идём от обратного. Гуляйте, делайте что-то отвлечённое, общайтесь с другими людьми. Существует теория, согласно которой всё уже давно придумано, а творческий процесс заключается лишь в комбинации этих идей. А если ответы скрыты внутри нас, нужно лишь настроиться на правильную волну и услышать их. Можно сидеть под солнышком в позе лотоса, сосредоточенно мыть посуду, по лесу, слушая эмбиент, или пойти попрыгать на рок-концерт. Главное - делать то, что позволяет нам отключать внутренний диалог и концентрироваться на моменте.

Относитесь к творчеству как к игре

Творчество - это в первую очередь весело. Не стоит относиться к нему чересчур серьёзно. Сейчас объясню почему. В 2001 году в Мерилендском колледже прошёл эксперимент, в котором студентам нужно было провести мышку через нарисованный, как в детстве, лабиринт. Студенты первой группы шли вперёд к куску сыра (позитивный настрой), вторые же бежали от совы (негативный). Обе группы справились за одинаковое время, однако у студентов второй группы запустились механизмы избегания, и последовавшие за лабиринтом задачи вторая группа в среднем решала на 50% дольше, чем студенты первой группы.

Просто начните

Многие из нас в детстве мечтали стать музыкантами, художниками или актёрами, но со временем прагматичный подход к жизни задвинул эти мечты подальше на антресоли. У Бетси Эдвардс есть теория, согласно которой у большинства современных людей с возрастом левая половина мозга становится доминантной. Она отвечает за аналитическое мышление, систему символов и режим действия, и каждый раз, когда мы пытаемся научиться играть на гитаре или рисовать, то слышим её голос, который советует отложить подальше эту фигню и заняться чем-то полезным.

Поначалу переступить через будет сложно, но если хватит духу и желания, то со временем его голос станет тише, а критика в стиле «ты рисуешь как м*дак» сменится на что-то более конструктивное. Начать - это самое сложное.

ВЫВОД

Как видите, творчески мыслить может каждый человек , вопрос лишь в тренировках. Это можно сравнить с отсутствием гибкости: сходу пытаясь сесть на шпагат, мы будем кряхтеть, стонать и плакать, но если мышцы правильно разогревать и растягивать, то через пару лет можно будет отправлять резюме на должность циркового гимнаста. Главное - помните, что начинать что-то новое никогда не поздно : художники, музыканты, поэты и писатели уже живут в нас. Не стесняйтесь будить их.

Родителям творческого ребенка порой приходится непросто, потому что их чадо нуждается в особых условиях для своего развития. Кроме того, одаренные дети обладают уникальными особенностями, которые необходимо постоянно, и что еще важнее, правильно развивать. В этой статье мы расскажем подробно о методах развития творческой личности , расскажем, как выявить в своем ребенке качества творческой личности , чтобы он смог в полной мере реализовать заложенные в нем способности и таланты.

Уже написано огромное количество разных трудов, посвященных творчеству и проявлению творческой личности. В каждом из них ученые представляют свои умозаключения относительно того, как креативность и неординарность выражается человеком.

В данной статье мы приведем характеристику творческой личности , которую в свое время разработал профессор Чикагского университета — Михай Чиксентмихайи. Он всю свою жизнь посвятил психологии, и в конечном итоге опубликовал труд «Десять парадоксальных черт творческих людей», которые четко характеризуют особенности творческой личности. К ним относятся:

  1. Креативные люди обладают очень большой интеллектуальной силой и энергией, а вот телом они слабы, так как физически они обычно не развиваются.
  2. Творческие люди очень умны, но при этом наивны. Они склонны доверять всему, что слышат, так как поиски рационального зерна в какой-то точке зрения для них скучны и неинтересны.
  3. Человек, наделенный творческими способностями, в какой-то степени ленив, если чем-то не вдохновлен. Он предпочтет труду отдых, пока не воодушевится новым проектом или идеей. Но как только муза его посетит, он станет работать, как самоотверженный.

  1. Творческие люди любят фантазировать, но при этом они остаются реалистами по жизни.
  2. В обществе креативные люди всегда активны, дружелюбны, улыбчивы и веселы, а вот в домашней тихой обстановке они становятся замкнутыми, закрепощенными и молчаливыми.
  3. По своей сути творческие личности – это скромные натуры, которые никогда не ждут ни от кого похвалы. Однако они никогда не позволят, чтобы кто-либо унизил их чувство собственного достоинства.
  4. Творческие мужчины часто очень сентиментальны, а вот женщины, наоборот, брутальные и мужественные.
  5. Креативные натуры – бунтари. Они не будут сдерживать эмоций, если что-то вышло за рамки их представления о нормах жизни. Но при этом они не любят что-то менять, потому что придерживаются консервативных взглядов.

  1. Любой творческий человек – страстен. Он горит, когда воплощает свою задумку, однако при этом он может здраво рассуждать и объективно оценивать свою работу.
  2. Творческие люди всегда счастливы, потому что их образ жизни всегда приносит им море удовольствия. Однако при этом они открыты для негатива, но он не омрачает им жизнь, потому что творческие личности умеют находить в нем положительные для себя стороны.

Все вышеперечисленные особенности больше характеры для взрослых людей. В ребенке творческий потенциал проявляется несколько иначе:

  • он не может усидеть на одном месте более одной секунды, так как его все время тянет на приключения, ему хочется исследовать неизведанное, открывать двери в комнаты, куда вход воспрещен;
  • он редко проявляет послушание, так как на все имеет личную точку зрения, которую готов отстаивать даже в раннем возрасте;
  • творческий малыш не с особым рвением ходит в школу, потому что привычные уроки ему неинтересны и скучны, ведь сосредоточиться на чем-то для творческой личности ребенка – целая проблема;

  • малыш наделен особой энергетикой – он не может успокоиться в течение дня, ему хочется прыгать, бегать, он не может уснуть, когда уже все члены семьи улеглись спать;
  • ребенок очень чувствителен – он может всплакнуть, если какой-то сюжет из сказки или другой книжки его растрогает, то же самое произойдет во время просмотра фильма или мультика;
  • творческий ребенок предпочтет игры в доме или любом другом закрытом помещении занятиям на природе, так как он проявляет интерес в окружающему миру, животным и растениям;
  • творческие детки не любят, когда их контролируют родители, потому что они хотят всегда и во всем быть самостоятельными.

Формирование творческой личности

Развитие творческого потенциала личности ребенка – процесс трудоемкий. К нему нужно относиться с особой ответственностью. Во всяком случае, нужно четко понимать, что может повлиять на развитие творческой личности ребенка.

Ученые считают, что к основным факторам, которые могут подействовать на потенциал малыша, относятся:

  • фантазия
  • свобода движения и воображения
  • отсутствие ограничений
  • таланты малыша

Задача родителей – создать такие условия развития творческой личности, чтобы все эти факторы присутствовали в жизни ребенка. Однако сначала нужно разобраться, какие именно творческие способности заложены в вашем ребенке. Присмотритесь к нему внимательно в первые годы жизни. Вы сразу заметите, чем больше всего малышу нравится заниматься. Отталкиваясь от увиденного, вы сможете воспитать творческую личность правильно:

  • ребенок должен как можно больше общаться со своими сверстниками, рассказывая им, где он был, слушать и анализировать, что говорят ему;
  • чтобы воспитать творческую личность дошкольника , следует как можно больше читать ему, чтобы он проникался сюжетом сказки или любого другого литературного произведения, делился с вами своими эмоциями, переживаниями;
  • для развития творческой личности школьника , нужно создавать такие условия в доме, чтобы ребенок сам проявлял интерес к чтению;

Творческие люди всегда выделяются из толпы, поэтому часто сталкиваются с множеством проблем. Как правило, эти проблемы не отображаются на психоэмоциональном состоянии человека, однако могут в некоторых случаях вводить его в депрессию или так называемый «творческий кризис». Что это могут быть за проблемы:

  1. Недопонимание творческой личности со стороны общества , в котором человеку постоянно приходится находиться. Особенно это касается музыкантов, актеров, художников, которые видят окружающий мир по-своему. Дело в том, что цель творческой личности – создавать, постоянно развиваться, исследовать непознанное. Иногда им просто чужды материальные блага, они странно выглядят, чем вызывают бурю у других людей.

  1. Креативный человек часто одинок, потому что ему так комфортно. Он находится в своем мире, в котором ему хорошо, находясь наедине с собой. Психологи утверждают, что в тишине творческие способности личности лучше раскрываются, человеку проще себя реализовать.
  2. Творческая личность стремится к саморазвитию иногда вопреки всему. Поэтому часто семейная жизнь у креативных людей складывается неудачно. Но этого можно избежать, если человеку еще в ранние годы привить семейные ценности и понимание того, что дороже близких и любимых людей в мире ничего и никого нет.

Есть утверждение, что творческими люди рождаются, а не становятся. Однако мы живем в XXI веке, и верить этому предрассудку бессмысленно. Каждый родитель может развить в своем ребенке любой навык, если уделит этому должное внимание. Как показывает современная медицинская практика, даже детки, рожденные с физиологическими аномалиями и прочими отклонениями, могут становиться успешными и состоятельными людьми.

Нет ничего невозможного! Только не пытайтесь реализовать собственную мечту в жизни ребенка, потому что у него, наверняка, есть своя. Лучше помогите ему на пути к достижению поставленной цели, и он будет счастлив!

Видео: «Как развивать творческие способности ребенка?»