Цилинь. Бестиарий фен шуй

Китайский единорог Цилинь

Цили́нь (кит. упр. 麒麟 , пиньинь: qílín) - в китайской мифологии чудо-зверь, главное из 360 животных, проживающих на суше. Его иногда включают в перечень четырёх благородных животных наряду с китайскими драконом, фениксом и черепахой - вместо тигра.

Восточный единорог ростом около метра. Его образ слегка напоминает образ китайского дракона. При ходьбе он старается не задеть ни одно живое существо, включая траву и мелких букашек, поэтому его походка со стороны выглядит несколько странной – кажется, что единорог танцует.

Цилинь - своего рода химера: как правило, у него несколько рогов, зелёно-голубая чешуйчатая кожа, тело с копытами коня или оленя, голова дракона и медвежий хвост.

Он живёт не менее 2000 лет, но увидеть его дано только избранным (так, видели его незадолго до смерти Конфуция). Подобно европейскому единорогу, цилинь символизирует долговечность и благополучие. Благодаря этому его изображения часто наносились на предметы императорского обихода.


Китайские мореходы узнали цилиней в африканских жирафах, которых доставляли к императорскому двору. На спине цилиня иногда можно увидеть младенцев мужского пола. Подобно аисту в европейской традиции, это цилинь, по представлениям китайцев, приносит счастливым родителям долгожданного наследника.

Он не ест живых тварей, а питается чудесными злаками. По некоторым версиям цилинь может даже ходить по воде и летать. Продолжительность жизни животного согласно мифам около 3 тысяч лет. Высеченный на надгробиях цилинь должен охранять их от злых духов, а также провожать умерших на небеса.

Однако с течением времени цилинь меняет своё обличье и функции. Так склеп императора Вэнь-ди украшен двумя цилинями в виде единорогов с сильным телом льва и чётко очерченными крыльями. Символизировавший мир и спокойствие цилинь приобрёл черты носителя власти и силы.

Европейская легенда о Единороге и Деве нам в общих чертах знакома.
Подчас в популярных ресурсах всплывают отсылки на дальневосточного единорога - Цилиня.
Временами даже провозглашается , что в Китай эту легенду занесли, де, иезуиты в XVI веке.
Пора отделить зёрна от плевел!
Итак,

Китайский единорог Цилинь

Цилинь - (кит. упр. 麒麟 , пиньинь: qílín) - считается одним из благовещих волшебных животных Поднебесной. И наряду с луном (драконом), фэнхуаном (фениксом) и гуй (черепахой), является символом одной из сторон света (вместо Белого Тигра). Самца-единорога называют ци , а самку линь , так что совместно это создание служит своеобразным животным сочетанием «Инь-Ян».

Безусловно, это «химера »: обликом цилинь сходен с оленем, однако имеет драконью морду и бычий либо медвежий хвост; чешуйчатая шкура его пятицветная, празднично окрашенная, а голос подобен звону колокольчиков. Как правило, у него несколько рогов, но рога у самца мягкие на конце и не пригодны для боя. Природа его огниста, и чаще всего его изображают с огненными всполохами.

Он живёт не менее 2000 лет, но увидеть его дано только избранным (так, видели его незадолго до смерти Конфуция). Подобно европейскому единорогу, цилинь символизирует долговечность и благополучие. Благодаря этому его изображения часто наносились на предметы императорского обихода. Император Канси повелел носить нагрудные нашивки с изображением цилиня обладателям высшего военного ранга Поднебесной (раньше они ассоциировались со львами).

Основные черты его характера - доброта, проницательность, мягкость и сострадание ко всему живому. Цилинь как воплощение буддийского принципа непричинения вреда избегает наступать на живых существ, насекомых и мять траву копытами: он способен ходить по воде, как посуху.
Он считается вестником счастья, и его появление символизирует приход к власти хорошего правителя или рождение истинного монарха. Цилиня часто видели в безмятежные времена правления императоров Яо и Шуня; также существует легенда, что он появлялся в дни, когда родился Конфуций.
Считается, что увидеть его можно лишь во времена благоденствия и процветания - энергии смуты и грубости губительны для него.

Цилини манчжурского времени...

Чуть более подробно:

Традиционно цилиня принято называть китайским единорогом.
Такое отождествление сформировалось в результате попыток прибывших в Китай христианских миссионеров вписать здешний фольклор в рамки знакомых им европейских представлений о животном мире Востока. Однако общего у китайского единорога и европейского - лишь единственный рог, в остальном же они принципиально разнятся.

В китайской мифологии это - чудо-зверь, главное из 360 животных, проживающих на суше.
В фэн-шуй символизирует долгую жизнь, празднество, великолепие, радость, знаменитых потомков и мудрость. Рекомендуется использовать изображения или статуэтки цилиня женщинам, желающим иметь ребенка. Размещение - талисман должен быть обращен к выходу из помещения.

Чтобы ответить на этот вопрос, перенесемся из Китая на Ближний Восток.

Цивилизация Месопотамии зародилась около 5,5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигр и Евфрат.
В её развитие внесли свой вклад шумеры (происхождение которых неизвестно), семиты - аккадцы, амореи, ассирийцы, а также касситы - народ загадочного (по одной из теорий - индоевропейского) происхождения. На копии межевого камня из позднекасситской Вавилонии (XII век до н.э.) хорошо видны лежащие крылатые львы.

Государством, впервые в истории объединившим значительную часть Ближнего Востока, была Ассирия. Около 700 года до н.э. завершилось строительство крепостных стен в Ниневии - одном из ассирийских городов. На воротах этих стен были установлены статуи львов с человеческим лицом и крыльями: Крылатый лев (плакетка из слоновой кости), Крылатый лев (придверное изваяние; см. также статью Ламассу), Ассирийский сфинкс (рисунок статуи, утонувшей в р.Тигр при перевозке экспедицией Г.Лэйярда; см. также статью Сфинкс).
Как предполагалось, они защищали Ниневию от врагов и злых духов.

1. утонувшая статуя «ассирийского сфинкса» из Ниневии
2. аккадский крылатый ламассу

Дальнейшая судьба крылатого льва ведет нас к руинам Вавилона.
На воротах Иштар в Вавилоне есть скульптуры фантастического животного, напоминающего цилиня.
C 605 г. до н.э. здесь процветала Ново-Вавилонская династия, и Навуходоносор II воздвиг в столице свой дворец. Царем было начертано:
«По обе стороны врат Вавилонских я водрузил могущественного быка и устрашающего мушхушшу ».

«Мушу » у вавилонян - змея.
«Мушхушшу » - единорог с головой змеи и туловищем копытного млекопитающего, покрытым чешуей.
Две передние лапы мушхушшу - явно львиные, а две задние - как у орла. Образ довершает длинный чешуйчатый хвост с жалом скорпиона. Своим назначением - отпугивать демонов и злых духов - и обликом мушхушшу очень напоминает китайского цилиня. Другими словами, мушхушшу являет собой комбинацию трёх существ: змеи, олицетворяющей в вавилонской мифологии вечность, изобилие и перевоплощение, льва - царя зверей и орла - царя птиц.
А не мог ли мушхушшу быть прообразом цилиня?
Вероятно, претерпев трансформацию, он стал основной облика мифического китайского "грифона".

«Козерог » и «грифоны »(?) на астрологической палетке касситов (XI-X в. до н.э.)

Если каким-либо элементам вавилонской цивилизации и суждено было возродиться вдали от Двуречья спустя годы, то это могло произойти только благодаря контактам мужду различными народами, усилившимся при низвергнувшей ново-вавилонских царей персидской династии Ахеменидов.

В 525 г. до н.э. Ахемениды объединили под своей властью весь Ближний Восток от Нила на западе до Инда на востоке. В столице персидского государства - Персеполе (Персеполисе) - сохранился дворец, построенный на рубеже VI и V веков до н.э. Дарием I (521-486 гг. до н.э.) и Ксерксом (486-465 гг. до н.э.). Не будет преувеличением сказать, что в Персеполе сплелись черты всех культур Ближнего Востока, имевших многовековую историю. Среди изображений фантастических животных, украшающих стены и колонны Персеполя, есть и образ, напоминающий мушхушшу.

[...] ...кто же все-таки принес в Китай облик грифона, развившийся из слияния льва и мушхушшу?
Возможно, бесчисленные орды верховых кочевников, свободно пересекавших вдоль и поперек евразийские степи. Речь идет о номадах железного века - скифах и саках .

Грифоны, действительно, имеются на золотых украшениях и знаменитых орнаментах звериного стиля, характерного для культуры скифов. Скифы, не строившие городов и постоянно находившиеся в движении вместе со всем своим скарбом и скотом, возводили захоронения-курганы. В них и были найдены изображения грифонов - мифических существ, вероятно, заимствованных скифами у ближневосточных соседей.

[Здесь лично я весьма сомневаюсь. Классический образ льва-орла - истинное детище степных кочевников, вписанное в их космос звериного стиля (см. об этом в монографии Д.С. Раевского). Грифон - ни разу не земледельческий образ. В отличие от крылатого пса , известного ещё на изображениях Чатал-Хуюка и Крита. Таким образом, по моему сугубому мнению грифон как степная версия дракона появился у ранних кочевников на рубеже II-I тысячелетий до н.э.. Именно контакты с ними подарили этот образ мидийцам, ассирийцам и вавилонянам]

ещё одна "химера" с Ворот Иштар

Во время археологических раскопок на территории города Урумчи (Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР) обнаружены орнаменты на золотой фольге и золотые пояса со скифскими львами.
Таким образом, получается, что грифоны, трансформировавшиеся из священных животных Ближнего Востока и напоминающие вавилонского мушхушшу и персидского льва, были привнесены в Китай уже в виде золотых узоров кочевников.
Это произошло между V и III вв. до н.э. до ханьского императора Шёлкового пути в I в. до н.э.

Путешествуя по Евразии, изображения цилиня, в свою очередь, распространились во многих странах, через которые проходил Великий Шелковый путь. Над нитью Великого Шелкового пути пролетали века, изменяя облик стран и народов, меняя символы и узоры. К минской эпохе (1368-1644 гг) в Китае цилинь стал уже таким, каким его можно видеть сегодня. Как деталь орнамента цилинь использовался в рисунках, тканях, посуде и архитектуре, символизируя дух добра и счастья.

Около 1200 лет тому назад цилинь "прописался" и в Японии под именем "кирин" как мифическое существо, олицетворявшее стремление к щедрому урожаю и личной безопасности. Доныне каждой весной в одном из храмов города Тоттори исполняется ритуальный танец "Кирин-лев". Танцуя, "лев" стремится взмыть вверх и улететь в небеса. Пожалуй, даже сегодня в Китае и Японии цилинь-кирин считается посланником, передающим богу желание получить щедрый урожай, жить в благоденствии и безопасности...
...Синтетический характер облика цилиня дает основания предполагать, что миф о нем стал плодом взаимодействия нескольких цивилизаций, последовательно перенимавших друг у друга определенные элементы материальной и духовной культуры. "

Символизировавший некогда мир и спокойствие, цилинь приобрел черты носителя власти и силы, вероятно, вследствие ближневосточного влияния. В таком случае два крайних звена цепочки «Китай - Ближний Восток», видимо, в течение долгого времени были соединены между собой большим количеством культурных контактов.
Волшебные животные (серия «Зачарованный мир») - М.: Терра, 1996 (447)

Цилинь – это один из многих чудо-зверей китайской мифологии и фэн шуй. Но это не просто зверь, а главный зверь из 360 животных, проживающих на суше. Он настолько важен, что иногда его вместо тигра включают в четверку основных в фен шуй животных – дракона, тигра, черепахи и феникса.

Цилинь – это вымышленное, фантазийное животное, а раз нет определенного «образца» этого животного, то есть множество различных его описаний и представлений. Одно из древних описаний таково: У Цилиня несколько рогов, зелено-голубая чешуйчатая кожа, тело с копытами оленя или коня, голова дракона и хвост медведя. Лично я никогда не обращал внимания, какой у медведя хвост и есть ли он вообще, а вот на рога всегда обращаю внимание. Что значит несколько рогов? Это значит, что их может быть и один и два и три и четыре.

Согласно мифологии, Цилинь живет не менее 2000 лет и увидеть его дано только избранным. Раз его почти никто не видел, то изображать его можно очень по-разному, ведь никто не докажет, что Цилинь выглядит иначе. В европейской мифологии тоже есть подобное животное – единорог, может быть поэтому в настоящее время Цилиня изображают чаще всего с одним рогом. В фен шуй Цилинь символизирует долголетие, благополучие и защиту.

На первом фото изображен Цилинь, стоящий в летнем императорском дворце в Пекине, а на втором фото изображен Цилинь, которого я сфотографировал в Гонконге. В Гонконге Цилиня два и стоят они в одном очень хорошем и красивом месте – в специально созданном Минтане, в центре которого прудик с фонтанами, позади – стена 9 драконов, по бокам – здания, а спереди стоят два Цилиня, охраняя Ци Минтана и защищая здания от расположенного напротив, через улицу, офиса полицейского управления. Посмотрите на них – они ведь одинаковые, как будто они близнецы. Ниже показан Гонконгский Цилинь с другого ракурса.

Действительно, голова дракона, копыта оленя или коня, чешуйчатая кожа, два рога, а вот медвежий хвост на фото не определяется. В следующий раз буду в Гонконге, специально пойду и проверю наличие медвежьего хвоста. А еще Цилиня отличаю два длинных уса, как у сома.

Китай страна большая, с древней историей и в разные периоды истории встречаются разные описания Цилиня. Считается, что первые каменные изображения Цилиня появились во времена династии Хань, в начале нашей эры. В источниках того времени Цилинь описывается как животное, туловище которого напоминает туловище оленя, он с одним рогом, заканчивающимся мягкой шишкой, с лошадиными копытами, коровьим хвостом и ростом выше 3-х метров. Это описание несколько отличается от предыдущего. Коровий хвост у Цилиня или медвежий может быть, не так важно, а вот два рога или один – это очень заметное отличие.

Несмотря на свой большой рост, а значит и большой вес, это животное могло ходить по воде и даже летать. Передвигаясь, Цилинь не приминал траву, не давил живых тварей и не ел живых тварей, он питался какими-то чудесными злаками. Во время династии Хань считалось, что продолжительность жизни Цилиня около 3000 лет. Это значит, что возможно, некоторые пожилые особи этого животного сохранились до нашего времени, но ведь увидеть их дано не каждому…

С течением времени меняются и функции животного. Постепенно он становится охранителем от злых духов и энергий, он стал провожать умерших на небеса и приносить на спине долгожданных наследников мужского пола, он стал носителем силы и власти, стал символизировать мир и спокойствие. Это было, а может быть и есть, умное животное, способное различать добро и зло, поэтому постепенно Цилиню стали приписывать обязанности охранять от всего плохого и приносить все хорошее.

Стал меняться внешний облик и размеры животного. Сделать изображение такого большого животного и поставить его на охрану дворца мог только император, а как быть простым людям, ведь им тоже нужно защищаться от злых духов. Видимо поэтому, Цилиня стали изображать значительно меньшим по размеру, длинный рог заменили на короткий, а в большинстве случаев стали изображать не рог с шишкой, а одну, едва различимую на лбу шишку. Стали озображать Цилиня с оленьими рогами и львиным хвостом. В изображениях того времени можно встретить Цилиня с телом льва, а раз он умеет летать, то ему стали «приделывать» крылья. Позднее стали изображать Цилиня-самца и Цилиня-самку и даже чешую стали красить в пять цветов, в соответствии с пятью элементами фен шуй. В общем, древнего и позднего Цилиней стала роднить только голова дракона и тело, покрытое чешуей. Произошло можно сказать, вырождение вида.

Вот еще изображение Цилиня, «живущего» в монастыре Шаолинь.

А вот фото Цилиней из моей коллекции фотографий:

               

Рогов у них нет, но чешуя, шишка на лбу и усы позволяют говорить, что это именно Цилини, а не другие звери.

Множество отличающихся деталями описаний и изображений животного привело к тому, что его стало трудно отличить от множества других вымышленных животных, присутствующих в китайской мифологии и фен шуй. В настоящее время Цилиня даже называть стали другим именем. Принято считать, что когда Цилинь перелетел в Японию и стал там очень популярен (это было около 1200 лет назад), то там его стали называть Кирином. Именно это имя – Кирин часто используется в России, но мы ведь не в Японии и говорим о китайской науке фен шуй, поэтому я буду называть Цилиня Цилинем, а не Кирином. Кстати сказать, после перелета в Японию, появились изображения Цилиня с телом пятнистого оленя и большим пышным хвостом.

В наше время в фен шуй Цилиня используют в основном, для защиты от влияния внешних негативных форм (таких как острый угол соседнего здания, полицейский участок, больница, заводская труба или прямая дорога), от злых духов, т.е. от энергии Ша и для охраны мест скопления хорошей энергии. Естественно, что ставить Цилиня следует мордой в сторону источника негативной энергии. Ставят Цилиней и внутри квартиры, например на подоконник, мордой на улицу, или вне дома, перед входом. Причем ставят как одну особь, так и пару особей, при этом мужская и женская особь не отличаются внешне друг от друга, но их можно отличить, потому что мужская особь придавливает правой лапой шар, а женская особь придавливает левой лапой детеныша. Мужскую особь ставят справа от входа, если смотреть на вход, а женскую особь слева от входа.

Есть мнение, что, отражая негативную энергию, Цилинь все-таки «принимает» часть этой энергии на себя и фигурку Цилиня нужно периодически очищать, смывая с него накопившуюся негативную энергию. Если фигурка домашняя, маленькая, то рекомендуется подержать ее несколько минут под проточной холодной водой. Периодичность этой процедуры зависит от вредности работы Цилиня и варьируется от одной недели до полугода. Если большой Цилинь стоит на улице, то ветер и дожди очищают его естественным образом, но в засушливую погоду можно окатить его водой из ведра, ему это понравится.

редактор, 13.03.2010

– очаровательное существо китайской мифологии, внешний вид которого замечательная комбинация тела оленя или лошади, головы дракона, он покрыт рыбьей чешуей, с хвостом вола, с рогом на голове подобно средневековому единорогу. Вообще полная согласованность всех превосходных качеств, взятых от благородных животных в китайском понимании. Чудесный зверь связан с мудрецами и прекрасными правителями, и увидеть его можно только тогда, как рождается на свет мудрец подобный Конфуцию.
В древних текстах упоминается, что если встретить цилинь, то родится человек, имя которого будет прославлено в веках.
Легендарные император Яо и Шунь родились после появления дивного зверя. Мать Конфуция находилась в положении, когда вдруг увидела следы, оставленные зверем. Она проследовала за зверем и нашла его в храме. Вот причина того, что китайские волшебники и даосские мудрецы рекомендуют после посещения храма, когда люди молятся о рождении ребенка, приобрести изображение цилиня и принести домой. Особенно в этом случае помогает цилинь, у которого на спине ребенок, а в пасти зверь держит волшебный свиток.

Его причисляют к четырем благородным животным, и иногда он заменяет тигра, таким образом, связан с западом и осенью.
Все что связано с удачей, процветанием, радостью, доброжелательностью, честностью, благосклонностью, долголетием имеет самое прямое отношение к цилиню.

Цилинь – сильный символ в фэн шуй. Он выпускает космические потоки энергии «ци» из своей драконьей головы и приносит огромную пользу окружению в фэн шуй. Цилинь предан своему хозяину, его легко приручить, как прекрасную умную лошадь.
Его энергия олицетворяет силу, большое трудолюбие, конкурирующий дух и честолюбивые замыслы в хорошем понимании, крепкое здоровье, настойчивость. Кроме того, у него чешуя карпа, что связано с процветанием и изобилием. Рисунок на спине цилиня использовался для первых триграмм «багуа», окончательной концепции фэн шуй.

Цилинь – превосходная поддержка для людей влиятельных, солидных. У китайских императоров всегда присутствовали статуэтки Цилинь рядом с важными документами или государственными печатями. Крупное изображение Цилинь всегда присутствует в гостиницах, казино, антикварных магазинах, на крупных промышленных объектах. Чудесный зверь – чрезвычайно удачливый символ состояния. Он обычно изображен в положении стоя или сидя на монетах или золотых слитках, олицетворяя устойчивую и неограниченную статью доходов.

Имея «цилинь» в своем окружении можно надеется не только материальное процветание, удачную карьеру, но и гармонию в семейной жизни, здоровое потомство, долголетие.

Пару «цилинь», один из которых придерживает копытом земной шар, а второй – маленького «цилинь» лучше всего разместить у входных дверей, как дверных богов-покровителей, фирмы, дома, особняка, лицом к дверям. Цилинь, удерживающий земной шар, мужская особь, указывает на значительность и положение в обществе за пределами дома. Цилинь с ребенком, соответственно женская особь, свидетельствует о благополучие в домашних делах. Как собаки «фу» они обеспечивают полной окончательной защитой, отражают дурные влияния, зависть злых людей. Цилинь «кормят» счастливую энергию ци, входящую в дом и наоборот избавляют от энергии неблагоприятной.
Изображения цилинь можно вывесить с двух сторон дверей, если входная дверь находится перед лифтом.
Одного, или двоих цилинь, поместить в восточном секторе мордой к входу в комнату, что также защитить всех домочадцев от опасности и вреда, которые прибывают из вне. Цилинь приносит в дом только удачу и счастливые благословения.
Три «цилинь» — отличная оборона от Тай-Суй, которые грозят грабежом (пожар), дисгармонией, судебными процессами, ссорами, приобретением врагов и т.п. Набор цилинь, желетельно выполненный из металла, размещают в комнате, расположенной в северном секторе жилища и лицом на север, и так чтобы их видели все.

Тай Суй — шестьдесят небесных генералов, которые помогают Нефритовому Императору в том, что касается дел смертных людей. Их называют еще Боги Цикла. Особенность или оружие каждого из них обрисовывает год. Если например Тай Суй держит ручку, то год будет неблагополучным в политическом отношении. В фэн шуй область дома соответствующую утверждению в ней Тай Суй нужно не тревожить (в 2010 году – восток).
В 2010 году, в Год Тигра – Бог Года Великий генерал У Хуань. В Китае приверженцы фэн шуй чрезвычайно уважают его и боятся оскорбить, иначе он нанесет непоправимый ущерб или приведет к несчастью. В 2010 году особенно осторожными в отношениях с Великим генералом стоит быть «тиграм» «обезьянам», «змеям» и «кабанам».

генерал Yin Wu Heng

Метки: ,