Фрески св софии киевской симфоническое произведение. В

На одном из простенков между окнами центрального подкупольного барабана уцелела верхняя часть мозаичной фигуры апостола Павла, а над подпружными арками, поддерживающими барабан главного купола - изображение Христа в образе Иерея и наполовину утраченное изображение богоматери.

Из четырех мозаичных изображений в парусах подкупольного барабана сохранилось лишь одно - евангелиста Марка на юго-западном парусе.

В подпружных арках центрального купола сохранилось 15 из 30 мозаичных изображений в медальонах севастийских мучеников. Утраченные мозаики опять же дописаны маслом в XIX веке.

Центральное место во внутреннем убранстве Софии Киевской занимают мозаики ее главной апсиды. Над коихой сохранилась мозаичная композиция "Деисус", скомпонованная в виде трех медальонов с полуфигурами, а на двух столбах восточной арки перед апсидой сохранилась мозаичная композиция "Благовещение" в виде фигур во весь рост: архангела Гавриила на северо-восточном и девы Марии на юго-восточном столбах. Классическая ясность, пластичность, строгая пропорциональность, мягкая прорисовка фигур связывает художественные произведения Софии Киевской с лучшими образцами античного искусства Эллады.

Значительное место в убранстве храма отведено мозаичным орнаментам, которые украшают обрамление конхи, боковые части главной апсиды и ее горизонтальные пояса, оконные проемы и внутренние вертикали подпружных арок. Применены как растительные мотивы орнаментов, так и чисто геометрические. Конха центральной апсиды обрамлена красочным орнаментом растительного характера в виде кругов со вписанными в них пальметками, а над шиферным карнизом, отделяющим фигуру Оранты от композициии "Евхарстия" идет очень красивая полоса орнамента чисто геометрического характера. Тонкие белые линии на темно-синем фоне переливаются с эффектом перламутра. Эффектны и другие орнаменты, каждый из которых оригинален и красив.

Фрески украшают нижнюю часть стен вимы и столбов до шиферного карниза, заходя за его пределы лишь в выше отмеченных местах, три ветви центрального креста, все четыре придела и хоры. Это основное ядро фресковой декорации восходит к эпохе Ярослава если не целиком, то во всяком случае в своих основных частях. Верхним хронологическим пределом наиболее поздних фресок из данного комплекса мы склонны считать 60-е годы XI в. Что же касается фресок наружной галереи, крещальни и башен, то они относятся уже к иной эпохе - к XII в. Вопрос о их точной дате сможет быть разрешен лишь после внимательного анализа их стиля.

Среди фресок собора Святой Софии сохранилось несколько изображений нецерковного, светского, содержания. Например, два групповых портрета семьи великого князя киевского Ярослава Мудрого и несколько бытовых сценок - охота на медведя, выступления скоморохов и акробатов.

Фрески Софии Киевской, как, впрочем, и большинство памятников подобного рода, имеют свою длительную и многострадальную историю. Эта история являет собою ярчайший пример того варварского отношения к памятникам старины, которое нередко находило себе место в XVIII и XIX в. и в результате которого погибла не одна сотня выдающихся произведений искусства.

Судьба киевских фресок была непрерывно связана с судьбой самого храма св. Софии. По мере того, как разрушалась постройка, портились и его фрески. Они не только выцветали от времени и получали различные механические повреждения, но и осыпались от сырости протекавших крыш. В 1596 г. собор был занят униатами, в чьих руках он находился до 1633 г., когда Петр Могила отобрал его у униатов, очистил и возобновил. С этого времени начинается эпоха неоднократного освежения фресок. В 1686 г. собор подвергся новому обновлению стараниями митрополита Гедеона. Существует довольно распространенное мнение, что все фрески были побелены униатами. (См., например: Н. М. Сементовский. Указ. соч., стр. 74; С. П. Крыжановский. О древней греческой стенной живописи в Киевском Софийском соборе. - «Северная пчела», 1843, № 246 (2.XI), стр. 983–984; № 247 (3.XI), стр. 987–988.)

В 1843 г. в алтаре придела преподобных Антония и Феодосия случайно обвалившаяся верхняя часть штукатурки обнажила следы старой фресковой живописи. Причетник собора, вместе с ключарем протоиереем Т. Сухобрусовым сообщили об этом открытии академику живописи Ф. Г. Солнцеву, находившемуся в то время в Киеве для наблюдения над обновлением великой церкви Киево-Печерской лавры. В сентябре 1843 г. он получил у Николая I аудиенцию в Киеве и вручил государю свою краткую записку о Софийском соборе. В этой записке предлагалось, ради сохранения знаменитого храма «в должном благолепии», освободить старую фреску от штукатурки и «но возможности возобновить [ее], а затем, где сего исполнить будет невозможно, то обить стены и купола медью и расписать оные вновь изображением древних священных событий нашей церкви, в особенности таких, кои совершились в Киеве». Осмотрев 19 сентября 1843 г. новооткрытые в Софийском соборе фрески, Николай I приказал препроводить в Синод записку Солнцева, которая получила там поддержку. Солнцев, выступавший все время как крупный специалист в области реставрационного дела и знаток древнерусского искусства, на самом же деле являвшийся человеком не только ярко выраженного дурного вкуса, но и весьма ограниченных знаний.

В июле 1844 г. начались работы по очистке стен от новой штукатурки и новой живописи, лежавших поверх старых фресок. Эти работы, проводившиеся самым примитивным образом. Всего в Софии Киевской единоличных стенных фресок было открыто 328 (в то числе поясных 108), и вновь написано 535 (в том числе поясных 346) (Скворцев. Указ. соч., стр. 38, 49.)

После «реставрационных» работ 1844–1853 гг. роспись Софии Киевской претерпела незначительные изменения. В 1888 и 1893 гг., в связи с ремонтом иконостаса, были обнаружены нетронутые реставрацией единоличные изображения (8 фигур на столбах триумфальной арки, среди них фигура великомученика Евстафия, 6 фигур в боковых приделах). (См. Н. И. Петров. Историко-топографические очерки древнего Киева. Киев, 1897, стр. 132; Н. Пальмов. К предполагаемой реставрации Киево-Софийского собора. - «Труды Киевской Духовной академии», 1915, апрель, стр. 581. )

Гораздо проще решался вопрос о новых фресках, выполненных в XVII–XIX вв. в дополнение к старым (в виме, центральном корабле и других местах). Эти фрески, поскольку они никак не были связаны с первоначальной иконографической системой, решено было прикрыть нейтральным тоном, позволившим более четко выявить основные архитектурные линии интерьера. Так оказались скрытыми от глаз современного зрителя уродливейшие «Соборы», «Рождество Христово», «Сретение» и другие образцы малярной живописи, отчего внутренний вид Софии Киевской бесконечно выиграл. Исследователь фресок Софии Киевской всегда должен помнить о том, что они ни в какой мере не выдерживают сравнения в смысле подлинности с мозаиками.

Мозаики, особенно после последней расчистки, выглядят более или менее такими, какими они были в XI в. Фрески же претерпели немало изменений, их цвета ослабли и пожухли от времени, от побелок и от покрытия горячей олифой, которой пользовались как своеобразной грунтовкой при записи маслом (Эта олифа во многих местах настолько пропитала поверхность старой фрески, что придала ей блестящий, как бы полированный характер.); они имеют множество механических повреждений - царапин, выбоин, стертостей; в них сплошь и рядом утрачены старые подлинные прописи, сделанные al secco. Ко всему этому следует присоединить, что целый ряд фресок сохранил (уже после последней реставрации) позднейшие прописи маслом, которые, как они ни тонки, все же искажают первоначальную форму. Вообще состояние сохранности фресок далеко не одинаковое: попадаются (правда, редко) относительно хорошо уцелевшие фигуры и лица, но гораздо чаще приходится иметь дело с сильно попорченными фрагментами. По-видимому, здесь решающую роль сыграли «люди» митрополита Филарета и «комнатных живописных дел мастер Фохт», которые безжалостно драли старую живопись. Вот почему последняя выглядит теперь более простоватой и примитивной, нежели она была в свое время. В силу утраты прописей al secco в ней сильнее выступил линейный каркас, по причине же выцветания красок и пропитанности их олифой она воспринимается теперь более монохромной.

Компакт-диск №159 1. Орнамент I
2. Зверь нападает на всадника
3. Орнамент II
4. Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого
5. Михайловский придел
6. Борьба ряженых
7. Музыкант
8. Скоморохи
9. Орнамент III

В.Г. Кикта: Для Арфы с оркестром
Заслуженный деятель искусств РФ и Украины, лауреат премии мэрии Москвы в области литературы и искусства, лауреат премии Союза композиторов России, секретарь правления Союза композиторов России, член редакционной коллегии журнала «Балет», председатель правления Русского арфового общества, президент Фонда им. И.С. Козловского - все это звания и должности Валерия Кикты. Stereo&Video предлагает читателям познакомиться с одним из наиболее ярких опусов композитора - «Фресками Софии Киевской».

Текст Константин Юстов

При встрече с Валерием Киктой в Московской консерватории я попросил его в двух словах рассказать о «Фресках», однако наша беседа затянулась на несколько часов.

Начнем с того, что композиторы редко пишут для арфы концертные произведения…
Конечно! Потому что сложно (смеется). Даже П.И. Чайковский был с арфой на вы; все арфовые каденции в его балетах принадлежат А.Г. Цабелю. А во Франции раньше как было: если не напишешь для арфы, то не получишь диплом композитора! Не владеешь арфой - значит, не композитор (смеется). Поэтому К. Дебюсси и М. Равель так хорошо знали этот инструмент. Вы попробуйте возьмите на рояле до-мажорный аккорд и сыграйте параллельно что-нибудь на арфе - да вы ее просто не услышите! Иногда говорят: «Пишите для арфы, как для фортепиано». Это неверно, ни в коем случае не пишите для арфы, как для фортепиано.

«Фрески» были завершены в 1973 году. Каковы обстоятельства их появления на свет?
Когда я впервые приехал в Киев на гастроли в составе хора А.В. Свешникова (в 1952 году), мы думали, какие достопримечательности посетить, и в итоге решили обойти святые места. София Киевская тогда была закрыта, и нас повезли в Киево-Печерскую лавру. Мы видели тех монахов, которых через год-два не стало. Потом ведь все позакрывали. Мысленно я к этому возвращался. Позже приехал с партитурой, хотел прислонить ее к стенам Софии, получить благословение. Фрески и сейчас выглядят величественно. Представляете, как это было во времена Ярослава Мудрого?

Что вы можете рассказать о записи Вячеслава Валеева?
У Национального оркестра Украины интересная история: они недавно отметили свое 90-летие. У нас нет ни одного оркестра, который перешел бы этот рубеж. А все потому, что, когда в 1918 году Павел Скоропадский стал гетманом Украины, он первым делом издал указ о создании национального симфонического оркестра, национальной оперы и национальной капеллы. Начинали-то с культуры! Вячеслав Валеев проделал огромную работу и даже вычистил ошибки, возникшие во время переписывания.

Передаем слово дирижеру Вячеславу Валееву.
Мне посчастливилось учиться у Валерия Григорьевича Кикты в Московской консерватории по чтению оркестровых партитур и инструментовке. На первом же занятии, буквально с порога, я самонадеянно заявил: «Мне очень нравятся ваши „Фрески“, и я обязательно их исполню!» Валерий Григорьевич поблагодарил меня за этакий «порыв» и начал занятие. Прошло пять лет… Взволнованно набираю номер учителя: «Валерий Григорьевич, можно попросить у вас оркестровые голоса „Фресок“ для концерта и записи в Киеве?» Не скрою, мне было приятно сдержать слово.

По словам композитора, вы исправляли в партитуре ошибки, неточности. Это правда?
Да, получив нотный материал, я понял, что играть по нему нельзя. Рукописные партии путешествовали из оркестра в оркестр, из города в город и мало того, что были ветхими, так еще и несли в себе десятки исправлений, вписок, купюр, отмены купюр, имели самые разнообразные комментарии, в том числе и к мастерству моих коллег. Одним словом - сам автор не разберется. Время еще было, и решение пришло само собой: я принялся набирать весь нотный текст. Больше это походило на расшифровку, зато оркестровые партии получились на загляденье, кроме того, я отлично выучил партитуру.

А при каких обстоятельствах началось ваше сотрудничество с Национальным оркестром Украины?
Должен сказать, что реализация проекта произошла только благодаря воле этого коллектива. В 2006 году мне довелось участвовать в I Международном конкурсе дирижеров имени Стефана Турчака. После второго тура жюри не сочло возможным пропустить меня в финал. Оркестранты имели иное мнение и решили присудить свою премию, проведя тайное голосование, по результатам которого мне дали право провести в сезоне 2007/2008 года концерт и записать компакт-диск. Это самая дорогая награда в моей жизни! Они доверились мне, оказали колоссальную поддержку молодому, никому не известному дирижеру! Мы провели полный репетиционный цикл, отыграли концерт и только после этого стали писать в студии. О чем еще можно мечтать?

Участвовал ли сам Кикта в подготовке концерта и записи «Фресок»?
Валерий Григорьевич накануне концерта повел нас в Киевский собор. Время он рассчитал безукоризненно, репетиционная работа проведена, все готово, но нужен еще один шаг. Он говорил немного, но слова его, переплетаясь с фресками, запахом воска и ладана, звучали музыкой его сочинений. Глубоко и просто о сложном…

Как проходила запись «Фресок»?
Работать со звукорежиссером Андреем Мокрицким было одно удовольствие. Так как он постоянно записывает этот коллектив, баланс выстроили за считанные минуты. Помогал нам генеральный директор оркестра Александр Горностай, который обладает феноменальным слухом. Как назло, во время записи симфонии у меня поднялась температура под 39. Уши словно ватой набили. За смену выпил около 3 л воды! И что вы думаете? Выздоровел!
Мокрицкий выдержанный и тактичный человек. Писали так: я дирижирую, веду «живую речь», Андрей пишет и следит за шумами и балансом, Александр - за фальшивыми или случайными звуками, Валерий Григорьевич осуществляет общее руководство. Как на рояле играют в четыре руки, мы слушали в восемь ушей. В итоге записали все менее чем за смену.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

"Фрески" были созданы в семидесятые годы, во время эпохи застоя, когда сам факт обращения в творчестве к храму был достаточно смелым, так как мог повлечь за собой серьезные последствия. Подобная тематика стала модной гораздо позже. Появление этого произведения могло быть исключительно внутренней потребностью композитора, вызванной неизгладимым впечатлением от фрескового цикла в храме Святой Софии в Киеве. "Фрески" - взгляд современного художника на события старины. Автор проводит идею вечности живого прошлого через сближение искусств - музыки и древней живописи. "Фрески" были созданы в семидесятые годы, во время эпохи застоя, когда сам факт обращения в творчестве к храму был достаточно смелым, так как мог повлечь за собой серьезные последствия. Подобная тематика стала модной гораздо позже. Появление этого произведения могло быть исключительно внутренней потребностью композитора, вызванной неизгладимым впечатлением от фрескового цикла в храме Святой Софии в Киеве. "Фрески" - взгляд современного художника на события старины. Автор проводит идею вечности живого прошлого через сближение искусств - музыки и древней живописи.

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

По словам композитора "Фрески" выражают всю гамму чувств, которые вызывает образ родного Киева с его уникальным художественным наследием. Это произведение глубоко личное. Оно было создано с желанием запечатлеть мгновение, когда под куполом храма для композитора ожили и зазвучали фрески. Тем интереснее тот факт, что "Фрески Софии Киевской" стали необыкновенно популярны и постоянно звучат в концертном исполнении, на телевидении и радио.

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Цель:

1.Расширить представление о жизненных прообразах и народных истоках музыки, раскрыть взаимосвязь музыки и изобразительного искусства через произведения живописи и музыки.

Задачи:

Образовательная : Познакомиться с концертной симфонией В.Г. Кикты «Фрески Софии Киевской»; показать как музыка и изобразительное искусство разными средствами художественной выразительности отражают создание музыкальных и художественных произведений.

Познакомить с понятиями: «музыкальный орнамент», «фреска». Историей возникновения фрески.

Развивающая : развивать осознанное восприятие музыки и живописных полотен, воображение, словарный запас. Развить навыки анализа музыкального произведения; Развивать исполнительские навыки:, пение в активной певческой позиции, работа над дикцией в исполняемых песнях.

Воспитательная : приобщать к духовной национальной культуре, воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к шедеврам музыкального и изобразительного искусства. Воспитывать навык слушательской культуры, эмоциональную отзывчивость.

ТИП УРОКА: Урок - экскурсия

ТЕХНОЛОГИИ: информационная (защита презентаций)

деятельностная («создание образа под музыку»);

здоровьесберегающая (метод пластического движения,

вокальные упражнения, подвижный способ обучения);

ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, индивидуальная, групповая (в парах)

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер с мультимедийной установкой, DVD–плеер,

магнитофон, бубны, треугольник, два

колокольчика (большой, маленький), трещотки, колпаки,

рубахи, музыкальные инструменты для скоморохов

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: презентация к уроку, учебник, видео,

музыкальные файлы. (В.Г.Кикта концертная симфония

для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской»,

фрагменты: «Орнамент»; «Групповой портрет дочерей

Ярослава Мудрого»; «Скоморохи ». Песня «Пришли

скоморохи» (ансамбль «Русь изначальная», поэма для

хора и оркестра и русских народных инструментов,

композитор М. Фирсов).

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: тестовые справочные материалы,

альбомы для рисования, карандаши.

^ ХОД УРОКА

«Есть музыка , которая к нам идет ,

и - другая , которая требует ,

чтобы мы к ней шли ».

венгерский композитор XIX в. Ференц Лист

i.
Орг. момент. (2мин) :

Слайд 1 (Звучит песня «Сто церквей»)

Учитель ИЗО:

Выберите одну из 4-х картинок на доске которой соответствует ваше сегодняшнее настроение и прикрепите самоклеющийся листочек зеленого цвета на доске около соответствующей картинки (учащиеся прикрепляют на доске свои листочки около соответствующих картинок)




  1. Проверка домашнего задания (3 мин.)

Слайд 2,3

Учитель музыки:

Угадайте, какое произведение звучит, назовите его композитора?

(звучат отрывки из произведений П. Чеснокова «Да исправится молитва моя», М.С. Березовского «Не отвержи мене во время старости», «Пляска скоморохов» из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»)

К какому жанру музыки относятся эти произведения?

Слайд 4

(Русская духовная музыка, Русская народная музыка или русский музыкальный фольклор)

«Есть музыка, которая к нам идет, и - другая, которая требует,

чтобы мы к ней шли». Ференц Лист

Слайд 5

Эти слова великого венгерского композитора, подходят к нашему сегодняшнему уроку, на котором мы совершим экскурсию.

^ III. Объяснение нового материала (25 мин.)

Учитель ИЗО:

Внимание на экран.

(Фото города Киева,Украина, Собор Софии Киевской

на фоне колокольного звона)

Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся с вами путешествовать?

(ответы детей: В собор , в храм, в церковь)

Да, сегодня мы совершим с вами экскурсию в г. Киев в Собор Софии Киевской, который является памятником архитектуры мирового значения

Мы с вами совершим путешествие по Древней Руси, возвратимся к истокам её культуры. На сегодняшнем уроке мы сможем:

Слайд 6


  • Расширить представление о жизненных прообразах и народных истоках музыки;

  • Познакомиться с концертной симфонией В.Г.Кикты «Фрески Софии Киевской»;

  • Развить навыки анализа музыкального произведения;

  • Выявить общность музыки и изобразительного искусства;

  • Познакомить с понятием «Фреска», с историей её возникновения;

  • Расширить представление о различных видах орнамента.

(Видео о соборе Софии Киевской, картинки с фресками.

на фоне музыки В. Кикта «Орнамент»)

^ Слайд 7 (видео)

По велению князя Ярослава Мудрого в начале XI ВЕКА В Киеве воздвигли величественный собор святой Софии. Считалось, что святая София – символ премудрости Божией. Вплоть до нашего времени собор продолжает поражать удивительной пышностью, уникальным многоцветьем фресок, белоснежной резьбой алтаря, золотом мозаичных сводов.



^ Учитель ИЗО:

Обратите внимание, что собор украшен фресками.

А кто знает, что такое фреска?

Слайд 8

Фре́ска (от итал. affresco - свежий ) ,выполняется она по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.

В настоящее время термином «фреска» могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (а секко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и т. д.). Впервые этот термин появился в трактате итальянского художника Ченнино Ченнини (1437). Иногда по уже сухой фреске пишут темперой.

^ Учитель ИЗО:

О истории возникновения фрески нам расскажет ученик.

История

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «а секко». Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма.

В Древней Руси техника стенной росписи в основном была смешанная - живопись водными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой (фон, верхние прописки) с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи).

Давайте повнимательнее рассмотрим элементы, которые украшают Киевский собор.

Слайд 9

Да, украшает их орнамент. Давайте вспомним, а что такое орнамент?

Ответ детей.

Орнаменты - это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Основное назначение орнамента украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму. Ритмическое повторение одного или нескольких элементов (мотивов) орнамента называется раппортом.

^ Учитель ИЗО:

А какие виды орнаментов вам уже известны?

Слайд с картинками видов орнаментов.

По своим мотивам орнамент может быть:
- геометрический, состоящий из различных геометрических элементов;
- меандровый - в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр;
- растительный, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;

Язык каждого орнамента тесно связан с историей и культурой народа, его восприятием окружающей среды.

^ Учитель музыки:

Слайд 10

Все это великолепие уже в XX веке навеяло композитору Валерию Григорьевичу Кикте прекрасные, яркие образы, которые он воплотил в Концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской». Выделение арфы в качестве солирующего инструмента - ассоциации со звучанием славянских гуслей. Арфа здесь присутствует как символ древности, внося одновременно элемент повествовательности и некой временной пространственности, как бы воспаряющей под купола храма в Бесконечность.

^ Краткое сообщение о композиторе учащегося с презентацией.

Слайд 11

Примерная информация.

^ Валерий Григорьевич Кикта́ (р. 22 октября 1941 в поселке Владимировка Волновахского р-на Донецкой области Украина) -композитор, профессор консерватории. В 1960 году окончил Московское хоровое училище, в 1965 г. - композиторское отделение Московской консерватории. В 1967-1993 годах ведущий музыкальный редактор издательства «Советский композитор». С 1968 года - член Союза композиторов СССР, с 1989 г. - член правления Союза композиторов Москвы и председатель комиссии музыкального театра Союза композиторов Москвы, с 2006 г. - секретарь Союза композиторов России. С 1989 г. - член редакционной коллегии журнала «Балет».Выступал на Мировом конгрессе арфистов в Женеве на тему «Музыка для арфы в России» (2002).С 2004 г. - председатель Русского хорового общества (Москва).Автор сочинений различных жанров - В. Г. Киктой написано 11балетов («Дубровский», «Владимир-креститель» и др.), симфонические произведения («Украинские колядки, щедривки и веснянки», «Фрески Св. Софии Киевской»), оратории и кантаты, инструментальные концерты, хоровые произведения, произведения для органа, арфы, музыка для детей и юношества и другие. Вокальный цикл на стихи А.Пушкина " Пробуждение".

Итак, мы знакомимся с его симфоническим произведением «Фрески Софии Киевской» написал он ее в честь 1000 –летия крещения Руси.

И мы продолжим совершать экскурсию, только уже музыкальную по фрескам собора. Пеструю вереницу музыкальных картин и образов, в которых раскрывается единство небесного и земного скрепляет музыкальная тема, которая является путеводителем в симфонии, которая как рефрен повторяется в них несколько раз.

Проведём маленькое исследование. Рассмотрите рисунки у вас на столе.

Найдите повторы в рисунке и нотах. Кто уже нашёл?

Объясните ход своих мыслей.

^ Один ученик показывает на экране с объяснением (Сначала находим повторение узора в изобразительном орнаменте. Это начальный и последний узоры. Такие же повторы мы наблюдаем и в нотном фрагменте в виде коротких длительностей на нижней строчке. Значит оба этих фрагмента являются орнаментом).

Послушайте фреску с которой начинается симфония.

^ Слушание фрагмента

Попробуйте дать ему название?(орнамент) Какие ощущения вас охватили когда вы слушали «Орнамент»?

Как вы думаете, почему композитор назвал эту часть произведения «Орнаментом?»

С каким жанром русского музыкального фольклора имеет сходство эта тема?

Звучание какого музыкального инструмента имитирует композитор в этой теме? (гусли)

Слайд 12

Такое жанровое сходство с русским фольклором не случайны – так композитор отражает эпоху Древней Руси: «Орнамент» - говорит композитор, - самый значительный образ. Это те чувства, которые охватывают вас, когда вы присутствуете в этом храме: это и ощущение, что здесь бывал Ярослав Мудрый, что здесь происходили центральные события, связанные с историей Киевской Руси, и мысль – сколько раз разрушалась Киевская София, и всегда она возрождалась во всей своей красоте»…

В симфонии 9 фресок и каждая музыкальная фреска имеет свое название.

Слайд 13

1.
Орнамент 1

2.
Зверь нападает на всадника

3.
Орнамент 2

4.
Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого

5.
Михайловский Придел

6.
Борьба Ряженых

7.
Музыкант

8.
Скоморохи

9.
Орнамент 3

Учитель ИЗО:

- Откройте учебник Музыка 6 класс на 60 стр., перед нами живописная фреска «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого».

Слайд 14

Учитель музыки:

Четвертая часть концертной симфонии носит название «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого»

Вы уже знаете, что такое фреска (роспись на сырой штукатурке). Значит и музыка здесь должна звучать непростая, а живописная. Во время прослушивания фрагмента вам необходимо определить общие черты музыки и ИЗО.

У вас на столах имеются парные элементы музыкальной и живописной выразительности.

(раздаточные, тестовые справочные материалы )

МУЗЫКА ЖИВОПИСЬ
Линия – прямая, ломаная
МУЗЫКА ЖИВОПИСЬ
Мелодия – поступенная, скачкообразная Линия – прямая, ломаная
Тембр инструментов – ударные: ксилофон, барабан; струнные: арфа, скрипка-тремоло; деревянные духовые: дудки, гудки. Колорит – ясный, мерцающий, яркий.
Форма – рондо, вариация, двухчастная Композиция – расположение частей равномерное, повторное, хаотичное
Развитие музыки – инструментальное, динамическое, темповое, контраст Развитие художественной идеи – приближение, дополнение, борьба

^ Учитель ИЗО:

- У вас в таблице одной из характеристик живописной выразительности является – калорит.

- Давайте вспомним, что такое колорит?

Слайд 15

Колорит изображения (отлат.

color - краска, цвет) - общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков.

^ Учитель музыки:

Одной из характеристик музыкальной выразительности является форма и среди указанных форм это рондо.

Слайд 16

Рондо - музыкальная форма, в которой главная тема (рефрен) повторяется не менее 3-х раз, чередуясь с различными эпизодами: A B A C A... А - главная тема - рефрен.

Двухчастная Форма рондо

А В A + B + A + C + A, где А – рефрен, ВС – эпизоды

IV. Самостоятельная работа учащихся в парах (2мин).

Работаем в парах один из вас – художник, определяет, глядя на фреску, элемент живописи и подчёркивает его, другой – музыкант, находит в соответствии элемент музыкальной речи и также выделяете его.

Слайд 17

Проверьте друг друга, музыканты проверят художников, а художники проверят музыкантов и поставьте количество правильных ответов…

^ Правильный вариант ответов

Слайд 18

Давайте проанализируем музыку:

Слайд 19

1.
Как вы считаете, где происходит действие, запечатленное на этой фреске?

2.
Что свидетельствует об этом?

3.
Как вы считаете, в изображении девушек будущих королевы Франции, Норвегии, Венгрии больше фантастичности, сказочности или реальности?

4.
Какими чертами наделена музыкальная фреска? Найдите эти черты на стенах нашего кабинета.

^ Слова на стенах кабинета:

трепетность,

изящность,

загадочность,

тревожность,

взволнованность,

восторженность,

смятение,

вдохновение,

меланхолия,

мрачность,

грозность,

праздничность,

^ Учитель музыки:

Попробуйте дать название следующей фреске

Слайд 20

звучит фреска «Скоморохи»

Какие, на ваш взгляд, элементы музыкальной речи здесь проявляются ярче всего?

(бряцанье струнных инструментов, безостановочное движение, перезвон бубенцов, балалаечный и свирельный наигрыш)

Какое название вы дали бы этой музыке? О чем, на ваш взгляд она рассказывает?

(«Скоморохи»)

Слайд 20

(Слушание части полностью, ответы на поставленные вопросы).

Вспомните, кто такие скоморохи? За что этих людей так любили на Руси?

Слайд 21

(Вокально-театрализованная разминка 4 мин.)

Давайте попробуем отправиться в наше прошлое и примерим на себя скоморошье ремесло. А поможет нам в этом русская народная песня «Пришли скоморохи» (ансамбль Русь изначальная». Прослушайте…

- работа с текстом на экране; (слова песни проговариваются)

- разучивание мелодической линии;

- исполнение с театрализацией: (раздаются инструменты, колпаки, рубахи).

Перевоплощаемся, а по окончанию этого выступления, мы с вами выберем лучшего скомороха- певца, скомороха-музыканта, скомороха- танцора.

Победителям вручаются медали: «Скомороха- певца», «Скомороха-музыканта», «Скомороха- танцора».

Слайд 22

Внимание звучит следующая фреска («Музыкант»)

Догадались, какое название имеет эта фреска? («Музыкант»)

^ Учитель ИЗО:

Слайд 23

Попробуйте изобразить, какая фреска была перед глазами композитора во время ее написания, украсьте эту фреску соответствующим орнаментом. Таким образов вы выполните свой собственный мини-проект.

(Учащиеся рисуют эскизы фресок с орнаментом- мини проект фрески)

^ V. Самостоятельная работа учащихся под музыку «Музыкант»

В. Кикта «Фрески Софии Киевской»

Урок музыки в 6 классе

Учитель- Денисова И.А.

МАОУ СОШ№45

Г. Калининград




  • Собор , заложенный в 1037 году великим князем киевским Ярославом Мудрым, сохранил до наших дней не только богатство древней архитектуры, но и живописное убранство XI века.

  • В Софии Киевской гармонично сочетаются два вида монументальной живописи - мозаики и фрески. Мозаики выделяют главные части интерьера - центральный купол и алтарь. Все остальное пространство, вторые этажи ("полати", или хоры), обе лестничные клетки и открытые галереи, окружавшие Храм Софии Киевской в древности, были украшены фресками.

"Христос-Вседержитель"

В зените центрального купола Святой Софии Киевской , в медальоне,- огромное поясное изображение Христа-Вседержителя.

«Оранта»

Взгляд входящего в собор приковывает величественная монументальная фигура молящейся богоматери - Оранты (премудрость божия), размещенная в своде алтаря.


  • До наших дней сохранилось 260 квадратных метров подлинных мозаик XI века и около трех тысяч квадратных метров фресковой росписи.
  • В росписях тесно переплелись светское и религиозное начала, сливаясь в торжественный гимн могуществу Древнерусского государства, его славе.

Валерий Григорьевич Кикта

Современный композитор, родился в Украине в 1941 г, а музыкальное образование получил в Москве. В своих крупных сочинениях композитор обращается к интонациям и образам христианской славянской культуры. Он, словно летописец, бережно сохраняет для потомков события древности, насыщая их собственной интонацией


Концертная симфония для арфы с оркестром "Фрески Софии Киевской" В.Кикты

  • "Фрески" были созданы в семидесятые годы, во время эпохи застоя, когда сам факт обращения в творчестве к храму был достаточно смелым, так как мог повлечь за собой серьезные последствия. Подобная тематика стала модной гораздо позже.
  • Появление этого произведения могло быть исключительно внутренней потребностью композитора, вызванной неизгладимым впечатлением от фрескового цикла в храме Святой Софии в Киеве.
  • "Фрески" - взгляд современного художника на события старины. Автор проводит идею вечности живого прошлого через сближение искусств - музыки и древней живописи.

"Фрески" -произведение с чертами смешанной жанровости. В подзаголовке - "концертная симфония для арфы с оркестром" фиксируется концертность и симфоничность замысла. Тип композиции напоминает сюиту (девятичастное произведение):

1 Орнамент 1 2 Зверь нападает на всадника 3 Орнамент 2 4 Групповой портрет дочерей Ярослава

Мудрого 5 Михайловский придел 6 Борьба ряженых 7 Музыкант 8 Скоморохи 9 Орнамент 3


№ 1,№3,№9 «Орнамент»

  • Пеструю вереницу музыкальных картин и образов, в которых раскрывается единство небесного и земного, скрепляет музыкальная тема «Орнамент». Она звучит во «Фресках» несколько раз. Это те чувства, которые охватывают вас, когда вы присутствуете в этом храме: это и ощущение, что здесь бывал Ярослав Мудрый, что здесь происходили центральные события, связанные с историей Киевской Руси.

«Орнамент» – это и красота, и неповторимость, и изменяемость….


  • В этом фрагменте два пласта звучания. Первый – нисходящие мелодические попевки скрипок, тремоло которых создает трепетное, зыбкое, изящное звучание. Второй – повторяющиеся пятизвучные нисходящие интонации арфы, которые звучат неопределенно, неясно, словно мерцающие свечи. Так композитор рисует образы загадочных и утонченных девушек – дочерей князя, изображенных неизвестными мастерами-живописцами на фресках собора, будущих королев Франции, Норвегии и Венгрии.

  • В «Борьбе ряженых» жесткие короткие ритмы ксилофона в разных регистрах перемежаются с напряженным журчанием арфы. Быстрый темп музыки, ее безостановочное движение усиливает яркий, радостно-тревожный характер части.

  • Одна из самых драматических частей симфонии. Музыка рисует образ одинокого музыканта-скрипача. Композитор использует тембр солирующего альта, который подражает звучанию древнего струнного инструмента – гудка, предка современной скрипки. Фон для главной темы этой части составляют монотонный долгий звук и отзвуки арфы.

  • В «Скоморохах» композитор рисует «беспечное племя веселых бродяг». Эта часть построена на коротких плясовых повторяющихся интонациях с шутовством, насмешкой, безостановочным движением, бряцанием струнных инструментов, перезвоном бубенцов, подражанием балалаечным и свирельным наигрышам.

  • По словам композитора "Фрески" выражают всю гамму чувств, которые вызывает образ родного Киева с его уникальным художественным наследием. Это произведение глубоко личное. Оно было создано с желанием запечатлеть мгновение, когда под куполом храма для композитора ожили и зазвучали фрески. Тем интереснее тот факт, что "Фрески Софии Киевской" стали необыкновенно популярны и постоянно звучат в концертном исполнении, на телевидении и радио.

вечности живого

прошлого через

сближение

искусств - музыки

и древней

живописи.


  • http://fb.ru/article/229337/
  • http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/
  • http://keepslide.com/
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/