Реформаторы александра 1. Эпоха правления Александра I

1) Первая четверть XIX в. ознаменовалась проведением реформ, впервую очередь в сфере государственного управления. Данные реформы связываются с именами императора Александра I и его ближайших соратников - М. Сперанского и Н. Новосильцева. Однако данные реформы были половинчатыми и не были завершены.

Основные реформы, осуществленные при Александре I:

  • Указ «О вольных хлебопашцах»;
  • министерская реформа;
  • подготовка плана реформ М. Сперанским;
  • дарование Конституций Польше и Бесарабии;
  • подготовка проекта российской Конституции и программы от­мены крепостного права;
  • учреждение военных поселений.

Целью данных реформ было совершенствование механизма государственного управления, поиск оптимальных вариантов управления для России. Главными особенностями данных реформ были их половинчатый характер и незавершенность. Данные реформы привели к незначительным изменениям в системе государственного управления, но не решили главных проблем - крестьянского вопроса и демократизации страны.

2 ) Александр I пришел к власти в результате дворцового перево­рота 1801 г., который был осуществлен противниками Павла I, недовольными резким отходом Павла I от екатерининских по­рядков. В ходе переворота Павел I был убит заговорщиками и на трон был возведен Александр I - старший сын Павла и внук Екатерины. Короткое и жесткое 5-летнее правление Павла I закончилось. В то же время возвращение к екатерининским порядкам - праздности и вседозволенности дворянства - было бы шагом назад. Выходом из положения стало проведение ограниченных реформ, которые стали попыткой приспособить Россию к требованиям нового века.

3 ) Для подготовки реформ в 1801 г. был создан Негласный комитет, в который вошли ближайшие соратники - «молодые друзья» Александра I:

  • Н. Новосильцев;
  • А. Чарторыйский;
  • П. Строганов;
  • В. Кочубей.

Данный комитет в течение 4 лет (1801 - 1805) был мозговым центром реформ. Большинство сторонников Александра были сторонниками конституционализма и европейских порядков, однако большая часть их радикальных предложений не была реализована в силу нерешительности Александра I, с одной стороны, и возможной негативной реакции дворян, приведших его на трон, - с другой.

Основным вопросом, которым занимался Негласный комитет в первые годы своего существования, была разработка программы отмены крепостного права в России, сторонниками ко­торой были большинство членов комитета. Однако после длительных колебаний Александр I не решился на проведение такого радикального шага. Вместо этого императором в 1803 г. был издан Указ «О вольных хлебопашцах» 1803 г., который впервые в истории крепостнической России разрешал помещикам отпускать крестьян на волю за выкуп. Однако данный Указ не решал крестьянской проблемы. Шанс своевременно отменить крепостное право был упущен. Другими реформами Негласного комитета стали:

  • министерская реформа - вместо петровских коллегий в России были созданы министерства европейского образца;
  • реформа Сената - Сенат стал судебным органом;
  • реформа образования - было создано несколько видов школ: от самых простых (приходских) до гимназий, были даны широкие права университетам.

В 1805 г. Негласный комитет в силу его радикализма и разногласий с императором был распущен.

4 ) В 1809 г. Александр I поручил подготовить новый план реформ Михаилу Сперанскому - заместителю министра юстиции и талантливому юристу-государствоведу. Целью планируемых М. Сперанским реформ было придание российской монархии «консти­туционного» внешнего вида, не меняя ее самодержавной сути. В ходе подготовки плана реформ М. Сперанским были выдвину­ты следующие предложения:

    при сохранении власти императора ввести в России европейский принцип разделения властей;

    для этого создать выборный парламент - Государственную Думу (законодательную власть), Кабинет министров (исполнительную власть), Сенат (судебную власть);

    Государственную Думу избирать путем всенародных выборов, наделить ее законосовещательными функциями; наделить императора правом, при необходимости, распускать Думу;

    разделить все население России на три сословия - дворяне, «среднее состояние» (купцы, мещане, горожане, государственные крестьяне), «рабочий люд» (крепостные, прислуга);

    наделить избирательным правом только дворян и представите­лей «среднего состояния»;

    ввести систему местного самоуправления - в каждой губернии избирать губернскую думу, которая бы формировала губернскую управу - исполнительный орган;

    Сенат — высший судебный орган - формировать из представителей, избираемыми губернскими думами, и, таким образом, сосредоточить в Сенате «народную мудрость»;

    Кабинет министров из 8 - 10 министров предоставить формировать императору, который бы лично назначал министров, и которые были бы лично ответственны перед самодержцем;

    связующим звеном между тремя ветвями власти - Государственной Думой, судебным Сенатом и Кабинетом министров сделать особый орган - Государственный совет, назначаемый императором, который бы координировал работу всех ветвей власти и был бы «мостом» между ними и императором;

    на вершине всей системы власти должен был стоять император - наделенный широкими полномочиями глава государства и арбитр между всеми ветвями власти.

Из всех главных предложений Сперанского на деле была реализована только их небольшая часть:

    в 1810 г. создан Государственный совет, который стал назначаемым императором законодательным органом;

    в это же время усовершенствована министерская реформа - все министерства были организованы по единому образцу, министры стали назначаться императором и нести перед ним персональную ответственность.

Остальные предложения были отвергнуты и так и остались планом.

5 ) Переломным моментом в ходе реформ стала «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», направленная в 1811 г. императору известным историком и общественным деятелем Н. Карамзиным. «Записка» Н. Карамзина стала манифестом консервативных сил, оппозиционных реформам Сперанского. В данной «Записке о древней и новой России» Н. Карамзин, анализируя историю России, выступал против реформ, которые приведут к смуте, и за сохранение и упрочение самодержавия - единственного спасения России.

В этом же 1811 г. реформы Сперанского были прекращены. В марте 1812 г. М. Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири - фактически отправлен в почетную ссылку.

6 ) После Отечественной войны 1812 г. реформаторская деятельность вновь возобновилась. Реформы проходили в двух направ­лениях:

  • совершенствование национально-государственного устройства;
  • подготовка проекта Конституции России.

В рамках первого направления:

  • Александром I была дарована Конституция Царству Польско­му в 1815 г.;
  • была предоставлена автономия Бесарабии, которой в 1818 г. также был дарован конституционный документ - «Устав образования Бессарабской области».

В рамках второго направления в 1818 г. началась подготовка общероссийского проекта Конституции. Работу по подготовке проекта возглавил Н.Н. Новосильцев. Подготовленный проект - Государственная уставная грамота Российской Империи»- содержал следующие основные положения:

  • в России устанавливалась конституционная монархия;
  • учреждался парламент - Государственный Сейм, состоящий из двух палат - Сената и Посольской палаты;
  • Посольская палата избиралась дворянскими собраниями, после чего депутаты утверждались императором;
  • Сенат полностью назначался императором;
  • инициатива предлагать законы закреплялась только за импера­тором, но законы должны были быть обязательно утверждены сеймом;
  • император единолично через назначаемых им министров осуществлял исполнительную власть;
  • Россия делилась на 10 - 12 наместничеств, объединявшихся на началах федерации;
  • наместничества имели свое самоуправление, которое во многом копировало общероссийское;
  • закреплялись основополагающие гражданские свободы - свобода слова, печати, право частной собственности;
  • о крепостном праве не упоминалось вообще (планировалось начать его поэтапную отмену одновременно с принятием Конституции).

Основной проблемой, тормозившей принятие Конституции, был вопрос об отмене крепостного права и порядке его отмены. С этой целью императору было подано 11 проектов, каждый из которых содержал самые разные предложения по этому вопросу. Первым шагом по реализации данных предложений была частинная отмена крепостного права в России, первоначально проведенная на территории Прибалтики.

  • в 1816 г. императором было издано «Положение об эстляндских крестьянах», согласно которому крестьяне на территории Эстляндии (Эстонии) освобождались от крепостной зависимости;
  • в 1817 г. и 1819 г. были изданы аналогичные положения, касающиеся крестьян Курляндии и Лифляндии;
  • прибалтийские крестьяне становились лично свободными, но освобождались без земли, которая оставалась в собственности помещиков;
  • освобожденные крестьяне имели право взять землю в аренду или выкупить ее.

Однако решение об отмене крепостного права во всей России так и не было принято. Его рассмотрение затянулось на несколько лет, пока император Александр I не умер в 1825 г., после чего он был вообще снят с повестки дня. Главными причинами затяжки решения крестьянского вопроса (а вместе с ним и принятия Конституции) были личная нерешительность Александра I и противодействие верхушки дворянства.

7) В 1820-е гг. в окружении Александра I взяло верх консерватив­но-карательное направление. Его олицетворением стал П. Аракчеев, начинавший карьеру военным советником Александра и в 1820-е гг. ставший фактически вторым человеком в государстве. Данный период заката реформ получил название «аракчеевщина». Именно в этот период были окончательно сорваны планы принять Конституцию и отменить крепостное право. Наиболее одиозным решением П. Аракчеева стало создание в России новых ячеек общества - военных поселений. Военные поселения стали попыткой соединить в одном лице и в одном образе жизни крестьянина и солдата:

  • поскольку содержание армии было дорогим для государства, Аракчеев предложил перевести армию на «самофинансирование»;
  • для этих целей солдат (вчерашних крестьян) заставили, одновременно с военной службой, заниматься крестьянским трудом;
  • привычные воинские части и казармы и иные атрибуты жизни солдат в мирное время были заменены особыми общностями - военными поселениями;
  • военные поселения были разбросаны по всей России;
  • в данных поселениях крестьяне часть времени занимались муштрой и военной подготовкой, а часть времени - сельским хозяйством и обычным крестьянским трудом;
  • в военных поселениях царили жесткая казарменная дисциплина и полутюремные порядки.

Военные поселения при Аракчееве получили широкое распространение. Всего на режим военных поселений были переведены около 375 тыс. человек. Военные поселения не пользовались авторитетом у народа и вызывали ненависть у большинства поселенцев. Крестьяне часто предпочитали крепостную зависимость жизни в подобных военно-крестьянских лагерях. Несмотря на частичные изменения в системе управления государством, реформы Александра I не решили главных вопросов:

  • отмены крепостного права;
  • принятия Конституции;
  • демократизации страны.

В политике приходится предавать свою страну или своих избирателей. Я предпочитаю второе.

Шарль де Голль

11 марта 1801 года в результате государственного переворота был убит Павел 1, а российский престол занял его сын, 24-летний Александр. Молодой император отличался тем, что не разделял взглядов своего отца, и стремился делать все ему наперекор. В частности, в своем вступлении при коронации Александр заявил о том, что он будет править сердцем, как то делала Екатерина Великая. Политические взгляды молодого императора, а также его несогласие с внутренней политикой отца, привели к обширный реформаторской деятельности. Эта деятельность, особенно на начальном этапе, характеризует либеральные реформы Александра 1. Эти реформы относятся к начальными годами правления (1801-1804), а сама реализация всех законопроектов связана с деятельностью Негласного комитета.

Негласный комитет

Вступив на престол, Александр 1 искал соратников, на которых можно было бы положиться при руководстве страной. В результате был создал Негласный комитет, в который вошли доверенные императору людям: Строганов, Чарторыйский, Кочубей, Новосильцев. Это были ближайшие соратники императора, которые стояли во главе всех реформ, которые начали проводиться в Российской Империи. Всего Негласный комитет состоял из 12 человек. Официальная работа его началась в июне 1801 года и продолжалось до мая 1802 года. По начальному замыслу основное направление деятельности Комитета заключалась в ограничения самодержавия, но решено было начать с местных, менее масштабных реформ.

Реформы 1801 года

Первые шаги либеральных реформ императора Александра 1 начались с амнистии всех, кто пострадал при Павле 1. В результате амнистии подверглось 12 тысяч человек. Это был вполне осознанное шаг, который наглядно демонстрировала, что Александр не разделяет взглядов своего отца, и что люди, которые представляют угрозу для Павла, являются друзьями для Александра. Это было кардинальное изменение курса внутренней политики страны. Кроме того в 1801 году либеральные реформы включали в себя следующие направления:

  • Восстановление Жалованных грамот дворянству и городам.
  • Разрешение свободного выезда за границу.
  • Разрешение свободного ввоза из заграницы любой литературы.
  • Ликвидация Тайной экспедиции. Тайная экспедиция это специальный надзорный орган, который занимался политическим и гражданским сыском. Его место фактического занял теперь Сенат.

Эти реформы были проведены 2 апреля 1801 года. Они не носили кардинальных перемен для страны, но лишний раз подчеркивает курс Александра 1, который стремился изменить все, что делал его отец. Кроме того в этом году была проведена еще 1 реформа, согласно которой разрешалось мещанам и крестьянам покупать землю (указ от 12 декабря 1801). Кроме того, дворянам запрещалось подавать объявления в газету о продаже своих крепостных.

Реформа 1802 года

1802 год ознаменовался реформированием органов местной и государственной власти. В частности, Сенат получил особые полномочия, стал высшим судебным органом в стране. Кроме того, Сенат занимался еще и тем, кто контролировал деятельность всех органов местной государственной власти. Одновременно с этими реформами, Александр 1 изменил коллеги, поставив на их место министерства (указ от 8 сентября). Реформы в России 1802 года породили следующие министерства (всего их было создано 8): военное, юстиции, морское, внутренних дел, иностранных дел, народного просвещения, финансов и коммерции. Для координации деятельности министерства был создан Комитет министров, который фактически занимался вопросами управления внутри страны. Все члены Негласного комитета вошли в новое правительство (надобность в Негласном комитете ропала):

  • Кочубей занял пост министра внутренних дел.
  • Строганов стал заместителем министра внутренних дел.
  • Новосильцев получил должность министра юстиции России.
  • Чарторыйский официально числился заместителем министра иностранных дел, хотя на практике был не заместителем, а полноценным руководителем данного министерства.

Реформы 1803 года

Одними из самых значимых являются либеральные реформы Александра 1 в 1803 году. В начале этого года произошло реформирование системы народного просвещения. Молодой император настаивал на том, чтобы образование и науки были доступны для всех слоев населения, включая крестьян и бедноту. Также было увеличено количество университетов, которые дополнительно получили больше независимости.

Однако самое важное событие этого года, а также одна из важнейших реформ царствования Александра 1, произошла 20 февраля 1803 года. В этот день был издан указ о Вольных хлебопашцах. Согласно этому указу крестьяне могли по согласованию с помещиком выкупить свою свободу. В данной статье мы не будем подробно останавливаться на этом указе, поскольку он уже подробно описан на нашем сайте, и вы можете найти этот материал.


Все либеральные реформы с 1801 по 1804 года

Выше мы рассмотрели только основные либеральные реформы, которые проводились в России на начальном этапе правления Александра 1. Этих реформ было гораздо больше, и они оказывали воздействие на все сферы жизнедеятельности государства. В частности, реформаторская деятельность императора затронула следующие направления:

  • Образование. Александр заявил о бесплатном начальном образовании для всех. Что касается самих учебных заведений, то они были разделены на четыре основные категории: церковные школы, уездные школы, гимназии и университеты.
  • Нормы поведения и жизни. Был утвержден первый либеральный цензурный устав.
  • Открытие новых университетов. Были открыты крупные университеты в Дерпте, Вильно, Казани и Харькове. Работа университетов контролировалась вновь созданным министерством народного просвещения.
  • Шаги к освобождению крестьян. Впервые были озвученны и четко определены крестьянские повинности, а также возможности для выкупа своей свободы крестьянам у помещиков.

Именно такими были либеральные реформы Александра 1 на начальном этапе его правления. Молодой император с одной стороны пытался показать, что он не разделяет взглядов своего отца но, с другой стороны пытался создать условия для лучшей жизни внутри страны. Можно сколько угодно говорить о причастности Александр к смерти Павла 1, его любви или не любви к России, но его реформаторская деятельность на начальном этапе носила исключительный характер, который был направлен на попытки улучшения жизни в стране.

12 марта 1801 г. в результате заговора был убит император Павел I. В план дворцового переворота был посвящен и наследник престола великий князь Александр Павлович. С воцарением нового монарха были связаны надежды на проведение либеральных реформ в России, отказ от деспотических методов правления, свойственных политике императора Павла I.

Александр I вошёл в историю как победитель Наполеона, был первым в истории России правителем, который осознанно на либерально-политической и культурной основе широко открыл двери в Европу для широких дворянских кругов, интеллигенции, купечества и т.д. Пётр I делал это порой грубо и импульсивно. Именно при Александре I Россия и стала той великой европейской и мировой державой, которая вплоть до гибели империи являлась мощным и долговременным фактором мировой политики, несмотря на общее цивилизационное отставание (А.Н.Сахаров). Сам Александр предстал в ореоле блестящего европейского образования и культуры, тонкого интеллекта, в окружении блестящих помощников. Война заняла центральное место в его жизни, но не стала его второй натурой. Он не любил вспоминать о войне, в отличие от Наполеона, понимая и осознавая свою ответственность за людские страдания.

Первые годы царствования Александра I характеризовались целым рядом либеральных начинаний. В 1801 г. при императоре сложился Негласный комитет, в который вошли граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, Н. Н. Новосильцев, князь А. А. Чарторыйский. В комитете обсуждались насущные вопросы русской жизни – крепостничество, проблемы государственных преобразований, вопросы распространения просвещения.

В 1803 г. был издан указ о вольных хлебопашцах, согласно которому помещики получали право освобождать крестьян с землей за выкуп. В 1804 - 1805 гг. была начата крестьянская реформа в прибалтийских землях. Однако результаты ее были ничтожны, поскольку ее осуществление вверялось доброй воле помещиков.

В 1803 г. было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней - приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами. В дополнение к Московскому университету было основано еще пять: Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский, Петербургский.

По уставу 1804 г. университеты получали значительную автономию: право выбирать ректора и профессоров, самостоятельно решать свои дела. В 1804 г. был издан либеральный по характеру цензурный устав.

В 1802 г. созданные Петром I коллегии были заменены министерствами, в которых вводилось строгое единовластие министра. Был учрежден Комитет министров.

В своем проекте коренной государственной реформы - "Ведение к уложению государственных законов" - Сперанский предложил ввести строгое разделение властей и привлечь общество к государственному управлению. Предложения Сперанского вызвали резкую оппозицию в верхах общества. Не был готов к идеям Сперанского и сам император. В марте 1812 г. Сперанский был отстранен от своих постов и сослан.


В 1815 г. Царству Польскому была дарована конституция. По указанию царя разрабатывались и проекты отмены крепостного права. Однако на деле в жизнь была проведена мера противоположного характера. В 1816 г. Александр, желая уменьшить затраты на содержание армии, начал введение военных поселений. Военные поселения должны были заниматься одновременно и земледелием, и военной службой. Военные поселения были созданы на казенных землях Петербургской, Новгородской, Могилевской, Харьковской губерний. Начальником военных поселений стал А. А. Аракчеев.

С 1820-х гг. правительство все более явно начинает переходить к реакции. К 1821 г. были разгромлены Московский и Казанский университеты: ряд профессоров были уволены и отданы под суд. Еще в 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения, сосредоточившее в своих руках контроль за образованием, воспитанием.

Осознавая фактический крах своей политики, Александр I все в большей степени отходил от государственных дел. Много времени царь проводил в разъездах. Во время одного из таких путешествий он умер в городе Таганроге в возрасте 48 лет.

Девятнадцатое столетие стало для России веком серьезных потрясений - и глобальных перемен. Бесспорно, главные заслуги на реформаторской стезе принадлежат Александру II и его талантливым министрам. Но вместе с тем ошибочно считать, что реформы никто не пытался провести до него. Еще в начале века император Александр I попробовал изменить существующие реалии в социальном, экономическом и административном строении России.

Какие именно начинания принадлежат этому правителю?

Александр I как реформатор

Российский император получил довольно либеральное для своего времени воспитание, и кроме того, имел перед глазами пример деспотичного и своевольного отца - Павла I - в итоге свергнутого заговорщиками. Именно поэтому Александр не только осознавал необходимость реформ - но и являлся искренним, а не вынужденным их сторонником.

Его реформаторская деятельность заняла чуть больше десяти лет, и за это время были осуществлены перемены в самых разных сферах. В частности:

  • В 1803 году крепостные крестьяне получили право выкупать себя у помещиков за деньги вместе с наделами земли.
  • В 1816 по 1818 год от закрепощения были освобождены крестьяне Эстонии, Курляндии и Лифляндии - правда, без земельных наделов.
  • В 1809 году помещики лишились права продавать своих крестьян, также была упразднена практика ссылки провинившихся в Сибирь.

Александр I уделил внимание образовательной сфере. С 1902 по 1804 год при нем открылось несколько новых университетов, были созданы привилегированные лицеи. Кроме того, было окончательно закреплено право высших учебных заведений на самоуправление, а в 1803 году особое положение отрегулировало длительность обучения в заведениях для разных сословий.

Либерально настроенные слои общества при Александре I часто поднимали вопрос о даровании России Конституции. В определенных рамках император шел им навстречу - например, в 1815 году Конституция действительно появилась в Польше, входившей в то время в состав империи.

Почему при всех своих начинаниях Александр I так и не стал великим реформатором? Дело в том, что слишком сильное давление на императора оказывали две противоборствующие силы - дворяне, желавшие оставить государственную систему в прежнем виде, и либералы, жаждавшие перемен по европейскому образцу. Стараясь угодить тем и другим, Александр I принимал «половинчатые» решения, лишь подготавливая почву для будущих великих реформ.

Александр I занял престол в возрасте 23 лет. Он был подготовлен к своей венценосной роли и имел сложившиеся представления об управлении страной. Взгляды Александра I отличались гуманистической направленностью, чему способствовали его учителя: русский священник-протоиерей Самборский А. А. и швейцарский просветитель Лагарп Ф. Оба они стремились пробудить у будущего императора чувства правды, справедливости, сострадания к ближнему. Первые дни царствования Александра I ознаменовались большими милостями: тысячи людей, подвергшихся гонениям при Павле I, были возвращены из ссылок, многие др.восстановлены в гражданских правах. Ярким явлением начала царствования Александра I стало создание 22 мая 1801г. "Негласного комитета". Члены "Негласного комитета" были людьми образованными, способными оценить свежую мысль, высказать полезные идеи, но систематический труд был не для них. Поэтому в качестве исполнителя общего замысла реформ был привлечён тогда ещё малоизвестный Сперанский М.М., который постепенно стал ключевой фигурой при подготовке проектов. Значение Сперанского М.М. особенно возросло с 1807г, когда распался "Негласный комитет". Впоследствии из членов комитета лишь Кочубей В.П. играл видную государственную роль как при Александре I, так и при Николае I. Придерживаясь либеральных взглядов, Кочубей В.П. проявлял большую государственную мудрость. Неуклонно проводя либеральный курс, он мастерски мог нейтрализовать интриги, сохраняя тем самым себя и близких ему людей для дальнейших действий. При тесном взаимодействии Сперанского М.М. и Кочубея П.В. были проведены почти все реформы первых лет царствования Александра I.

Вершиной политического творчества Сперанского М.М. стал конституционный проект 1809г под названием "Введение к уложению государственных законов". Проект предполагал установление в России конституционной монархии с разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную. Парламентский орган впервые в русской политической практике был назван Государственной думой. Высшей законодательной палатой объявлялся Государственный совет. Ряд государственных органов сохраняли свои прежние названия, но их функции существенно изменялись. В основу избирательной системы был положен не сословный принцип, а имущественный ценз, т.е. владение имуществом. Формально проект не затрагивал крепостного права, но созданная Сперанским М.М. правовая система не оставляла для него места. Проект Сперанского М.М. содержал в себе большую политическую силу, и поэтому почти столетие он держался в секрете и в полном виде стал известен только в н.XX в. Сперанскому М.М. и тем более Александру I было ясно, что разом внедрить новую государственную систему невозможно: слишком сильно было влияние консервативных кругов общества. Поэтому план стал внедряться по частям. Началу перемен положило учреждение министерств вместо прежних петровских коллегий, изрядно устаревших за прошедшее столетие. Министерства были учреждены 8 сентября 1802, но первоначально они мало что изменили, т.к. сохранился чиновничий аппарат из коллегий. Следующим шагом в реализации плана преобразований стало создание Государственного совета, торжественное открытие которого состоялось 1 января 1810г. Он был создан как законосовещательный орган, без мнения которого ни один закон не мог вступить в силу. С некоторыми изменениями Государственный совет просуществовал до 1917. Только после появления общего плана Сперанского М.М. в 1811 министерства обрели окончательную структуру исполнительной власти.

Реализация принципа разделения властей не могла не затронуть старейший государственный орган - Сенат. Рядом указов Сенат освобождался от выполнения законодательных и административных функций. Он превращался в государственный орган, осуществляющий публикацию законов, надзор за законностью и судебную власть. В результате этих преобразований Россия сделала важный шаг в направлении верховенства закона над властью.

Понимая пагубность для России крепостного права, Александр I и его советники разработали план постепенной его ликвидации. Первым звеном этого плана стал указ от 20 февраля 1803г. о вольных хлебопашцах. Согласно указу, помещики получали право отпускать на волю своих крепостных и наделять их землёй. По этому указу в период царствования Александра I было отпущено на свободу относительно немного крестьян, чуть более 40 тыс. Его главное значение заключалось в др.: создавался юридический прецедент. Отныне по указу крестьяне получали право стать не только свободными, но и собственниками земли. Не случайно поэтому 19 февраля 1861г. в документах об отмене крепостного права делалась ссылка на указ о вольных хлебопашцах. В первой четверти XIX в. были осуществлены ограничения крепостничества: прекратились раздачи имений сановникам, запрещалось делать объявления о продаже крепостных без земли, вводились принудительные меры по отношению к помещикам, жестоко обращавшимся с крестьянами. В Прибалтике было проведено личное освобождение крепостных крестьян, но без земли.

Произошли изменения и в системе образования. В сёлах начали открываться приходские школы, в уездах - уездные училища, в губерниях - гимназии. В Санкт-Петербурге, Харькове, Казани и Варшаве были основаны университеты. 19 октября 1811г. в Царском Селе был основан знаменитый лицей, учеником которого был Пушкин А.С.

Менее заметна деятельность правительства по совершенствованию местного управления. Россия очень страдала от произвола губернской и уездной администрации. С участием того же Сперанского М.М. были проведены ревизии ряда губерний и создана новая система местного управления Сибири. Правительство стало настойчиво вводить имперское законодательство на национальных окраинах, что нередко приводило к вспышкам протеста и даже вооружённой борьбе, как, напр., на Кавказе.

В особом положении находились Польша и Финляндия, получившие при Александре I конституции, хотя и с очень ограниченными правами. Эти конституции создавали парадоксальную ситуацию: российский самодержец становился в Польше и Финляндии конституционным монархом. В политическом отношении провозглашение конституций имело большое значение. Они порождали в обществе конституционные иллюзии, которыми Александр I умело пользовался.

Вслед за польской конституцией 8 июня 1815г. Александр I сделал публичное заявление о введении российской конституции "наподобие польской". В 1818г. близкий к Александру I Новосильцев H. Н., служивший в это время в Польше, получил указание составить проект российской конституции. Опираясь на политические сочинения Сперанского М.М., конституцию Царства Польского и дру.европейские конституционные акты, в канцелярии Новосильцева Н.Н. составили конституционный проект под названием "Государственная уставная грамота русскому народу". В нём развивались принципы политической свободы, народного представительства и правопорядка. Особенностью проекта Новосильцева Н.Н. было стремление ввести политические свободы на местах, не затрагивая самодержавия. В этом он сильно уступал "Введению к уложению..." Сперанского М.М., пытаясь совместить несовместимое. Несмотря на крайне умеренный либерализм "Государственной уставной грамоты...", от российской общественности она скрывалась. Только случай позволил извлечь её на свет. 17 ноября 1830г. вспыхнуло восстание в Польше, и в руках повстанцев оказались имперские документы, в т.ч. и "Государственная уставная грамота...". В результате она была опубликована повстанцами как акция политического сочувствия русскому народу.

Наиболее известна деятельность Александра I как вершителя судеб Европы. После победы русского народа в Отечественной войне 1812 и заграничных походов русской армии значение России и лично Александра I в европейской политике сильно возросло. Во время Венского конгресса по инициативе русского императора был создан Священный союз монархов Европы. Даже в глазах современников эта акция воспринималась как реакционная, направленная на подавление народных движений.

Последние годы царствования Александра I сильно отличались от первого десятилетия его правления. Прежний план реформ к н.1820-х оказался забыт. К числу нововведений м.б. отнесены действия Аракчеева А. А. по созданию особого военного сословия и военных поселений. Однако эти преобразования носили феодальный характер и никак не укладывались в систему просвещённой монархии.