Начальник ГУТ МВД России провел «Час пассажира. Арье Гут: "Руководство Армении превращает фашизм в ранг государственной политики" Реформирование МВД на транспорте

03.09.2009: КТО ИСТОЧНИК БЕД?

В № 12 газеты «Русский Вестник» за 2008 год было опубликовано в качестве заявления о преступлении письмо граждан РФ, в котором приводились факты коррупционных явлений в Главном управлении торговли Министерства обороны РФ (ГУТ МО РФ). В свете того, что вместо ответа по существу некоторые высокопоставленные сотрудники Тыла Вооруженных сил и ГУТ МО занялись круговой порукой, в № 15 «Русского Вестника» за 2008 год был опубликован очередной материал «Круговая порука в действии», где приводился текст открытого письма коллектива Быковского предприятия Военторга на имя Президента РФ и необходимые пояснения редакции. Из материала следует, что руководство ГУТ МО РФ предпринимает усилия, чтобы добиться незаконного банкротства Быковского предприятия, несмотря на то, что директор предприятия за три года вывел его из кризисного состояния в рентабельное производство.
Критические материалы вызвали недовольство начальника (теперь уже бывшего) ГУТ МО РФ полковника В.М. Подобеда, который подал в суд исковое заявление о защите чести, достоинства и деловой репутации к редакции газеты «Русский Вестник». 27 июля 2009 года Басманный районный суд г. Москвы оставил иск без рассмотрения в связи с тем, что истец потерял интерес к участию в судебном процессе. Не последнюю роль в таком поведении Подобеда сыграл представленный суду отзыв с нашей стороны на исковое заявление. В отзыве, сопровожденном для наглядности фотографиями, в частности, говорится:

1. Иск, поданный гражданином Подобедом В.М., не подлежит рассмотрению


Обращение в государственные правоохранительные органы через средства СМИ предусмотрено законом, а именно ч. 2 ст. 144 УПК РФ. Данные обстоятельства и послужили основанием для подачи заявления Главному военному прокурору Фридинскому С.Н. именно через СМИ, чтобы информировать Главную военную прокуратуру (ГВП) о злоупотреблениях и нарушениях действующего законодательства со стороны руководства ГУТ МО РФ.
В июле 2008 г. газета «Русский Вестник» опубликовала полный текст письма в качестве заявления о преступлении под заголовком «Есть ли ответственность за вредительство в армии?»

Персонал швейного предприятия "ФКП "5113ЦТЗБ".
Во время забастовки, май 2008 г.


В соответствии с действующим законодательством органы военного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в любом случае обязаны провести проверку заявления, опубликованного в газете «Русский Вестник», и вынести решение, предусмотренное ст. 145 УПК РФ.
Статья 152 ГК РФ не препятствует осуществлению гражданином права на сообщение о совершенном преступлении в порядке реализации конституционного права на обращение в государственные органы.
ГВП проводила проверку по заявлению, опубликованному в газете «Русский Вестник», о принятом решении в нарушение ч. 2 ст. 145 УПК РФ не сообщено до настоящего времени.
Вместе с тем ст. 33 Конституции Российской Федерации, ст. 19 Всеобщей декларации прав человека и статьей 19 Международного пакта о гражданских и политических правах закреплено право граждан направлять личные обращения в государственные и иные органы, которые в пределах своих полномочий обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решение и дать мотивированный ответ в установленном законом порядке.
В сложившихся обстоятельствах Басманный районный суд города Москвы, применяя ст. 152 ГК РФ, не может ущемлять право на обращение в государственные органы в соответствии со ст. 33 Конституции РФ. В силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ суд должен учесть, что при осуществлении прав Подобеда В.М. не должны нарушаться права лиц, которых он незаконно привлек в качестве ответчиков.
В связи с вышеизложенным исковое заявление, поданное гражданином Подобедом, не подлежит рассмотрению, поскольку ст. 152 ГК РФ, определяющая порядок реализации конституционного права на защиту чести и доброго имени, находится в общей системе конституционно-правового регулирования.
Полагаю, что Подобед В.М. не ведал, что в случае, когда граждане обращаются в правоохранительные органы с сообщением о предполагаемом, по их мнению, или совершенном либо готовящемся преступлении, но эти сведения в ходе их проверки не нашли подтверждения, данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 152 ГПК РФ, поскольку в указанном случае имеет место реализация гражданами конституционного права на обращение в органы, которые в силу закона обязаны проверять поступившую информацию, а не контролировать распространение не соответствующих действительности порочащих сведений.

2. Подобед В.М. злоупотребляет правом на обращение в суд
по защите чести, достоинства и деловой репутации


Обращение с заявлением о преступлении к Главному военному прокурору через СМИ было составлено в форме суждения на основании анализа имеющихся у нас данных о деятельности руководства ГУТ МО.
В своем иске Подобед В.М. по непонятным причинам указал, что в заявлении о преступлении, опубликованном газетой «Русский Вестник» под заголовком «Есть ли ответственность за вредительство в армии?», якобы содержатся сведения, порочащие его, Подобеда, честь, достоинство и деловую репутацию.

Так, Подобед В.М. указал следующие конкретные фразы:
Фраза № 1
«Идет спланированный развал казенного предприятия... Почти невероятно, но развал предприятий военной торговли, который иначе как вредительством назвать невозможно, инспирируется руководством ГУТ МО РФ».
Поясняю - вышеприведенная фраза соответствовала действительности и в ней указывается на признаки преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ. Данное суждение нашло подтверждение в протесте заместителя Московского городского военного прокурора. Из прокурорского протеста видно, что начальник ГУТ МО Подобед 20.05.2008 г. издал приказ № 18 «Об изменении структуры и штатного расписания Федерального казенного предприятия «ФКП «5113ЦТЗБ», вследствие которого фактически была произведена реорганизация крупнейшего предприятия военной торговли ФКП «5113ЦТЗБ».
Однако прокуратура установила, что Подобед В.М. согласно должностным обязанностям был неправомочен производить реорганизацию указанного предприятия. После ряда негативных последствий для ФКП «5113ЦТЗБ» и его филиалов прокурор потребовал отменить явно незаконный приказ № 18. Таким образом, гражданин Подобед В.М., исполняя должность начальника ГУТ МО РФ, незаконно спланировал реорганизацию предприятия и вынес незаконный приказ, чем явно превысил свои должностные полномочия и принес урон не только ФКП «5113ЦТЗБ», но и его филиалам.
Следовательно, фраза из Заявления о преступлении - «Идет спланированный развал казенного предприятия... Почти невероятно, но развал предприятий военной торговли, который иначе как вредительством назвать невозможно, инспирируется руководством ГУТ МО РФ» - соответствует действительности.
Фраза № 2
«полное отсутствие контроля за деятельностью начальника ГУТ МО РФ привело к тому, что предприятия военной торговли стали влачить жалкое существование. Рентабельность предприятий катастрофически падает, и они становятся убыточными»
Из разных источников известно, что деятельность начальника ГУТ МО РФ никем не контролировалась, в том числе и военной прокуратурой. Самочинные вмешательства в деятельность предприятий, инспирирование бесконечных ничем не обоснованных проверок предприятий военной торговли повлекли существенные сбои производства, снизилась рентабельность, зарплата персонала и т.д.
Дело дошло до того, что работники предприятий военной торговли устроили забастовку. Обращаю внимание: за всю историю Вооруженных Сил забастовок на военных предприятиях не было.
Приведенная фотография доказывает, что фраза из Заявления о преступлении - «полное отсутствие контроля за деятельностью начальника ГУТ МО РФ привело к тому, что предприятия военной торговли стали влачить жалкое существование. Рентабельность предприятий катастрофически падает, и они становятся убыточными» соответствует действительности.
Фраза № 3
«в случае, если наше письмо будет опубликовано и направлено Главному военному прокурору, просим считать текст письма сообщением о преступлении и принять меры, предусмотренные законом»;
Данная фраза полностью соответствует действительности, мы в письмах через электронную почту разослали в СМИ заявление о преступлении и просили опубликовать их и направить Главному военному прокурору, чтобы он принял меры, предусмотренные законом. Думаю, что о нашем заявлении Главному военному прокурору пока не сообщено.

Фраза № 4
«Откровенно наплевательское отношение руководства ГУТ МО к службе способствовало тому, что региональные руководители военной торговли в условиях «рыночной экономики» оказались предоставлены сами себе. Невозможно поверить, но факт - в отдаленных регионах стали появляться игровые заведения - притоны и даже бордели в зданиях, принадлежащих ГУТ МО РФ»
В соответствии с Положением о военной торговле руководство единой системой военной торговли осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, непосредственное управление предприятиями этой системы - Главное управление торговли этого Министерства, а имущество предприятий единой системы военной торговли формируется за счет имущества, закрепленного на праве оперативного управления за предприятием по решению Правительства Российской Федерации или уполномоченного им органа, денежные средства выделяются предприятию в установленном порядке из федерального бюджета и т.д.
От региональных руководителей предприятий, входящих в систему военной торговли, было известно, что в указанный период со стороны руководства ГУТ МО РФ не было продуманной организационной политики, направленной на удовлетворение потребностей военных потребителей в товарах и услугах и создание условий для обеспечения боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Руководство ГУТ МО РФ не содействовало предприятиям в изучении спроса военных потребителей и согласовании с производителями ассортимента и качества поставляемых предприятиям единой системы военной торговли товаров, производству товаров военного ассортимента по номенклатуре, утверждаемой Министерством обороны Российской Федерации и т.д.
Также было известно, что в здании одного предприятия, входящего в систему военной торговли на территории Дальневосточного военного округа, китайцы организовали игровое заведение и притон.
Данная информация указывает на халатность руководства ГУТ МО и в этой связи также подлежит прокурорской проверке.
Фраза № 5
«Сегодня создается впечатление, что господин Подобед все свое служебное время посвящает рейдерской деятельности, ориентированной на постепенный захват нормально работающих рентабельных предприятий, находящихся в собственности государства... А месячную зарплату своим шоферам он «выхлопотал» больше, чем у директоров филиалов»
Глядя на вышеприведенные фотографии, действительно создается устойчивое впечатление, что господин Подобед В.М. все свое служебное время посвящал рейдерской деятельности, ориентированной на постепенный захват нормально работающих рентабельных предприятий, находящихся в собственности государства...
Таким образом, фраза из Заявления о преступлении - «Сегодня создается впечатление, что господин Подобед В.М. все свое служебное время посвящает рейдерской деятельности, ориентированной на постепенный захват нормально работающих рентабельных предприятий, находящихся в собственности государства... А месячную зарплату своим шоферам он «выхлопотал» больше, чем у директоров филиалов» соответствует действительности.
Подобед В.М. превышал свои служебные полномочия в ущерб правам и законным интересам граждан и организаций, что, безусловно, подлежит прокурорской проверке на предмет признаков преступления в действиях Подобеда В.М.
Фраза № 6
«для достижения своих целей начальник ГУТ МО РФ нарушает и нормы Трудового кодекса РФ, так как незаконно увольняет работников военной торговли и принимает на работу приближенных к себе лиц с несоответствующей квалификацией»
И эта фраза соответствует действительности. Из разных источников известно, что по указанию Подобеда В.М. незаконно увольняли опытных работников системы военной торговли, многие из них были восстановлены на работе через суд.
Есть много данных, что Подобед В.М., инспирируя увольнение хороших специалистов, организовывал прием на работу на руководящие должности в системе военной торговли приближенных к себе лиц с сомнительной квалификацией.
Указанные действия Подобеда В.М. расцениваются как явное злоупотребление должностными полномочиями, и эти действия должны быть предметом т.н. доследственной проверки, поскольку в рамках гражданского производства невозможно установить всех обстоятельств, связанных с злоупотреблениями и нарушениями должностных полномочий, повлекшими нарушение норм трудового законодательства.
Фраза № 7
«...Министр обороны Анатолий Сердюков соответственно выносит приказы, а военный чиновник чихает на них и действует, на наш взгляд, по понятиям, свойственным начинающим коррупционерам»
Есть данные, что министр обороны выпустил приказы, запрещающие проводить внеплановые и необоснованные законом проверки, однако Подобед В.М., демонстративно игнорируя приказ министра, самочинно приказал провести необоснованные проверки филиалов ФКП «5113ЦТЗБ» и одновременно стал осуществлять незаконную реорганизацию структуры ФКП «5113ЦТЗБ» и штатного расписания. Однако прокуратура путем вынесения протеста остановила неправомерные действия Подобеда В.М. Все это убеждает, что Подобед В.М. действовал в личных интересах с признаками коррупции.
Указанные действия Подобеда В.М. также расцениваются как явное превышение должностных полномочий, повлекших существенный ущерб как филиалам ФКП «5113ЦТЗБ», так и ФКП «5113ЦТЗБ». И в этих действиях Подобеда В.М. содержатся признаки преступления, и они тоже должны быть предметом доследственной проверки. В рамках гражданского производства невозможно установить всех обстоятельств, связанных с неисполнением приказа министра обороны и превышением полномочий, повлекшим существенный ущерб предприятий и нарушения прав и законных интересов граждан.

Главное управление на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации - структурное подразделение МВД РФ , ответственное за обеспечение правопорядка на объектах железнодорожного , водного и воздушного транспорта, а также организацию специальных и воинских перевозок. Образовано в июле 2010 . В августе вместо 20 управлений внутренних дел на транспорте были созданы 8 управлений на транспорте МВД России по федеральным округам (УТ МВД России по ФО):

  1. Центральному федеральному округу
  2. Управление на транспорте МВД России по Северо-западному федеральному округу
  3. Управление на транспорте МВД России по Уральскому федеральному округу
  4. Управление на транспорте МВД России по Дальневосточному федеральному округу
  5. Управление на транспорте МВД России по Приволжскому федеральному округу
  6. Управление на транспорте МВД России по Сибирскому федеральному округу
  7. Управление на транспорте МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу
  8. Управление на транспорте МВД России по Южному федеральному округу

и два линейных управления внутренних дел на транспорте (ЛУВДТ) с прямым подчинением МВД России: Восточно-Сибирское и Забайкальское .

Структура

Состоит из четырех управлений:

  • оперативно-розыскное управление
  • организационно-контрольное управление;
  • управление организации борьбы с преступностью на транспорте;
  • управление организации охраны общественного порядка.

Непосредственно на местах (вокзалах, станциях и т. п.) департамент представляют линейные отделы , общее количество которых составляет около полутысячи. Линейные отделы находятся в подчинении региональных управлений внутренних дел на транспорте (УВДТ).

Подчинённые подразделения

ОРУ ГУТ МВД России

В задачи оперативно-розыскного управления, состоящего из четырех отделов, входит предупреждать, выявлять, пресекать и раскрывать тяжкие и особо тяжкие преступления, совершаемые на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта. Оперативно-розыскное управление является подразделением криминальной полиции и осуществляет оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ЦОУ ОВДТ МВД России

Центр оперативного управления органами внутренних дел на транспорте реализует задачи и функции по кадровому обеспечению, организации делопроизводства и режима секретности, организации деятельности дежурных частей органов внутренних дел на транспорте.

ФКУ "ГЦСП МВД России"

Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации, в задачи которого входит организация и обеспечение специальных и воинских перевозок в пределах РФ в интересах МВД России и других федеральных органов исполнительной власти, в том числе в мобилизационный период и в военное время, а также эвакуационных мероприятий по линии гражданской обороны.

Начальник Главного управления на транспорте МВД России генерал-лейтенант полиции Шаробаров Дмитрий Владимирович родился в 1956 году в селе Танциреи Воронежской области. После окончания дорожного техникума и службы в пограничных войсках пришел на работу в подразделение уголовного розыска отдела милиции на станции Москва-Казанская.
За семнадцать лет, с 1981 по 1998 год, Дмитрий Владимирович прошел путь от инспектора группы по борьбе с преступными посягательствами на грузы линейного пункта милиции до заместителя начальника управления уголовного розыска Московского УВД на железнодорожном транспорте МВД России. В 2002 году он возглавил криминальную милицию этого управления.
С 2004 года работает в центральном аппарате Министерства, его назначили первым заместителем начальника Департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД России.
В 2010 году Дмитрий Шаробаров назначен начальником Главного управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации. После реформирования и переаттестации продолжает службу в этой же должности.
9 ноября 2011 г. Указом Президента Российской Федерации №1481 Шаробарову Д.В. было присвоено звание генерал-лейтенанта полиции.
Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени, медалью «за отличие в охране общественного порядка», орденом Почета, неоднократно поощрялся руководством МВД России.

ГУТ МВД России

  • Положение о Главном управлении на транспорте МВД России

Главное управление на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУТ МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики, а также нормативно-правовому регулированию в области обеспечения правопорядка на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта. 18 февраля объявлен Днем органов внутренних дел на трапспорте.

Главное управление выполняет функции головного подразделения Министерства по организации деятельности органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, координации в установленном порядке деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД России по обеспечению безопасности населения на транспорте.

Главное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

  • Основными задачами Главного управления являются:

      1. Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в области обеспечения правопорядка на объектах транспорта.

      2. Обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования в области обеспечения правопорядка на объектах транспорта.

      3. Организация в пределах своих полномочий противодействия преступности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на объектах транспорта.

      4. Участие в пределах своих полномочий в реализации мероприятий по предупреждению и пресечению актов незаконного вмешательства на объектах транспорта.

      5. Обеспечение в пределах своих полномочий межведомственного взаимодействия по вопросам транспортной безопасности.

      6. Управление органами внутренних дел на транспорте.

      7. Организационно-методическое обеспечение деятельности органов внутренних дел на транспорте, а по вопросам транспортной безопасности - органов внутренних дел, обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территориях (объектах) метрополитенов.

О задачах и направлениях деятельности Главного управления на транспорте МВД России (ГУТ МВД России) по усилению безопасности на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, а также о планах на 2011–2013 гг. по оснащению объектов транспорта и транспортной инфраструктуры техническими средствами рассказывает Дмитрий Владимирович Шаробаров, начальник ГУТ МВД России

Д.В. Шаробаров
Начальник Главного управления
на транспорте МВД России,
генерал-майор милиции

Транспорт нередко становится средством достижения преступных целей, связанных с нелегальной доставкой оружия, наркотиков, взрывчатых веществ и других предметов, запрещенных в гражданском обороте, а также является одним из основных потенциальных объектов терроризма и проявлений экстремистского толка.

Реформирование МВД на транспорте

В течение 2010 г. в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 24.12.2009 № 1468 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации" и от 18.02.2010 № 208 "О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации" проводилась целенаправленная работа по реформированию деятельности органов внутренних дел на транспорте (ОВДТ).

В июле 2010 г. образовано ГУТ МВД России. В августе вместо 20 управлений внутренних дел на транспорте были созданы 8 управлений на транспорте МВД России по федеральным округам и два линейных управления внутренних дел на транспорте (Восточно-Сибирское и Забайкальское) с прямым подчинением МВД России.

Все задачи и функции ГУТ МВД России и подчиненных ОВДТ сохранились в прежнем объеме - обеспечение правопорядка и общественной безопасности, защита граждан от противоправных посягательств на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

В настоящее время в зону оперативного воздействия органов внутренних дел на транспорте входят 17 железных дорог, 18 межрегиональных и территориальных управлений гражданской авиации, 8 морских и 64 речных пароходства. Протяженность обслуживаемых железнодорожных путей составляет более 87 тыс. км. В зоне контроля ОВДТ также находятся 190 аэропортов и аэродромов, 72 морских и 128 речных портов.

Результаты деятельности

В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к снижению общего количества преступлений на объектах транспорта. Так, в 2009 г. зарегистрировано 75 тыс. преступлений (-8,5%). За 9 месяцев 2010 г. совершено 47 тыс. преступлений (-25,5%). Основной массив составляют преступления экономической направленности- 34,4%, кражи (в том числе грузов) - 26,5%, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, - 19,8%. Криминальная ситуация характеризуется снижением количества зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений (-32,2%).

Важное место отводится обеспечению правопорядка на ж/д транспорте, так как более 80% от общего количества преступлений регистрируется именно здесь.

Особое внимание уделяется сопровождению нарядами милиции поездов дальнего и пригородного сообщения. Поезда сопровождаются "эстафетным" или "сквозным" методом по конкретным маршрутам движения на наиболее опасных участках железных дорог. Общее количество совершенных преступлений в поездах дальнего следования сократилось на 16,8%, в поездах пригородного сообщения - на 18,5%.

Факторы безопасности

Одним из факторов, определяющих эффективное обеспечение безопасности и противодействие преступности, является межведомственное взаимодействие. ОВДТ совместно с Министерством транспорта Российской Федерации, ОАО "РЖД" и другими структурами осуществляет комплекс организационно-практических мер по обеспечению правопорядка, личной и имущественной безопасности пассажиров и работников железнодорожного транспорта, совершенствованию системы защиты транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

В рамках противодействия террористическим угрозам на вокзалах, в пассажирских и пригородных поездах с использованием средств громкоговорящего оповещения доводятся до сведения пассажиров требования о соблюдении бдительности и порядок действий в случае возникновения угрозы террористических актов. На сети железных дорог России организована и в настоящее время осуществляется работа оперативных заслонов милиции и посадочных групп.

Для профилактики и раскрытия преступлений активно используются системы видеонаблюдения, в том числе с выводом изображения на дежурные части. Видеокамеры устанавливаются как внутри вокзалов, так и в парках отстоя подвижного состава, на мостах и в тоннелях.

В структуре транспортной милиции уже более 30 лет существуют уникальные в своем роде подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы (БППГ), которых нет в других органах внутренних дел. В их компетенцию также входит работа по предупреждению и раскрытию хищений, умышленной порчи средств сигнализации, централизации, блокировки, связи и энергоснабжения (СЦБ) на объектах железнодорожного транспорта.

Применение ТСБ

Использование технических средств безопасности (ТСБ) и внедрение новых инновационных технологий является одним из приоритетов обеспечения защищенности пассажиров, транспортных объектов и инфраструктуры.

Безопасность на ж/д
В практике расследования уголовных дел о хищениях грузов особое значение имеет скорейшее установление места совершения преступления. Этому во многом способствует внедрение технических средств. На сети железных дорог продолжается внедрение тепловизионных комплексов дистанционного контроля загрузки вагонов, а также других систем по контролю коммерческого состояния подвижных единиц. Положительным примером взаимодействия ОВДТ с ОАО "РЖД" и ФГП ВО ЖДТ России являются совместные усилия по предупреждению и раскрытию хищений, умышленной порчи средств СЦБ на объектах железнодорожного транспорта, содержащих цветные металлы. Ведь любое незаконное вмешательство в работу действующего оборудования может привести к задержкам в графике движения поездов и угрожает безопасному функционированию железной дороги.

Приносит свои положительные результаты деятельность 345 совместных специализированных групп и 11 совместных оперативных мобильных групп в составе работников ведомственной охраны и сотрудников ОВДТ (далее -ССГ и СОМГсоответственно). В 2010 г. ССГ и СОМГ совместно с подразделениями внутренних дел на транспорте и региональными центрами безопасности ОАО "РЖД" провели более 100 общероссийских и региональных оперативно-профилактических мероприятий. Например, за время проведения операции "Безопасность" на сети дорог предотвращено 476 различных хищений с объектов железнодорожного транспорта, задержано 697 расхитителей. Изъято и возвращено предприятиям железнодорожного транспорта более 155 тонн черного и около 3 тонн цветного металла на общую сумму 2,4 млн рублей.

В.П. Муратов

Директор департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России

Бесспорным является тот факт, что современный мир таит в себе целый спектр угроз для жизни и здоровья человека. В России в последние годы отмечена высокая частота возникновения аварийных ситуаций и катастроф на железнодорожном, автомобильном, воздушном транспорте и увеличение количества угроз совершения актов незаконного вмешательства в работу транспортного комплекса. И основная задача государства при этом заключается в сведении к минимуму этих угроз, в создании мощной и реально действующей системы безопасности. Президентом Российской Федерации поставлена задача (Указ от 31 марта 2010 г.

№ 403) до 1 января 2014 г. завершить создание комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, прежде всего на метрополитене и других видах общественного транспорта. Необходимо установить четкий контроль за реализацией всех требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с нормативно-правовым регулированием в этой области, повысить уровень информационного, материально-технического и научно-технического обеспечения транспортной безопасности. Важнейшее место в выстраиваемой государственной системе мер по обеспечению транспортной безопасности занимает оснащение объектов транспортного комплекса и транспортных средств специализированными инженерно-техническими средствами, обеспечивающими устранение их уязвимости от актов незаконного вмешательства.

Считаю достижение этих целей возможным лишь при тесном взаимодействии субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления. А межотраслевой тематический каталог "Системы безопасности" уже на протяжении почти двух десятков лет является местом встречи этих специалистов, местом обмена мнениями и опытом, новыми идеями и знаниями.

Авиационная безопасность
В транспортной милиции существуют и другие уникальные подразделения -досмотровые, которые обеспечивают авиационную безопасность.

Законом № 20-ФЗ от 2004 г. "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по осуществлению мер авиационной безопасности на воздушном транспорте" в состав досмотровых групп служб авиационной безопасности (САБ) были введены сотрудники милиции, принимающие непосредственное участие в производстве предполетного досмотра авиапассажиров, их ручной клади, багажа, грузов, членов экипажей и персонала.

В настоящее время предполетный досмотр осуществляется с применением 749 рентгено-телевизионных стационарных интроскопов, 119 детекторов паров взрывчатых веществ, 646 стационарных и 1154 ручных металлоискателей.

В аэропортах Москвы (Шереметьево, Домодедово), С.-Петербурга (Пулково), Новосибирска (Толмачево) и Ханты-Мансийска установлена система рентгеновского контроля, которая осуществляет бесконтактный досмотр пассажиров методом сканирования человека плоским веерообразным лучом и проводит экспресс-анализ на наличие компонентов взрывчатых веществ высокочувствительным газовым детектором. В аэропорту Домодедово проходит опытную эксплуатацию прибор кабинного типа для контроля обуви пассажиров без ее снятия, основанный на явлении ядерного квадрупольного резонанса.

ОВДТ использует и другое современное оборудование:

  • настольный детектор взрывчатых и наркотических веществ;
  • портативный идентификатор взрывчатых и наркотических веществ;
  • ручной (мобильный) детектор взрывчатых и наркотических веществ;
  • прибор для дистанционного обнаружения опасных жидкостей в закрытых емкостях.

Пресечение преступлений
Для эффективной работы органам правопорядка требуются автоматизированные поисковые системы. ОВДТ активно используют программно-технический комплекс (ПТК), ориентированный на выявление лиц, представляющих оперативный интерес и находящихся в розыске. Другой ПТК включает в себя системы обновления и пополнения данных, а также носимые приборы, предназначенные для проверки лиц, находящихся на объектах транспорта и в подвижном составе на предмет нахождения в розыске их самих, либо предъявляемых ими документов.

Планы технического оснащения

Одним из относительно новых направлений работы для ОВДТ является обеспечение безопасности движения высокоскоростных поездов "Сапсан". Для этого во взаимодействии с ОАО "РЖД" целесообразно продолжить работу по совершенствованию системы видеомониторинга и контроля в целях предупреждения фактов нанесения повреждений подвижному составу "Сапсанов". Следует обратить особое внимание на установление камер наружного видеонаблюдения с возможностью архивированной записи на криминально опасных участках железных дорог и в местах массового пребывания пассажиров.

Для фиксации действий, создающих угрозу безопасности пассажиров, необходимо решить техническую задачу о возможности сохранения и снятия информации с видеокамер внешнего обозрения, установленных на поездах "Сапсан".

Перспектива на 2011-2013 гг. по внедрению технических средств связана и с работой по оснащению ОВДТ в рамках исполнения государственной программы вооружения и гособоронзаказа, а также с реализацией Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. ГУТ МВД России принимало активное участие в разработке данной программы. Среди прочих вносились предложения в части внедрения современных инженерных и технических средств охраны и контроля за оперативной обстановкой (в том числе систем видеонаблюдения, охранной сигнализации, переговорных устройств "пассажир - милиция", "машинист - милиция").

Транспорт остается центром притяжения криминальных проявлений, в том числе террористического характера, которые имеют наиболее тяжкие последствия для жизни и здоровья граждан. Это определяет увеличение и усложнение задач, стоящих перед транспортной милицией. На современном этапе их эффективное решение без соответствующего технического оснащения невозможно.

Сегодня сотрудники органов внутренних дел страны отмечают профессиональный праздник. Ровно 100 лет назад – 10 ноября 1917 года – народный комиссар по внутренним делам РСФСР А.Н. Рыков подписал постановление «О рабочей милиции». С 2011 года в этот день в России отмечается День российской полиции. В канун юбилея корреспондент «Гудка» пообщалась с заместителем начальника Главного управления на транспорте МВД России генерал-майором полиции Александром Бревновым.

Служебный стаж Александра Бревнова насчитывает четыре десятилетия: начинал постовым милиционером на Московском вокзале Ленинграда, а сейчас курирует работу «мозгового центра» транспортной полиции страны – Организационно-контрольного управления ГУТ МВД России.

Едва мы начали беседу, Александр Бревнов берёт паузу – необходимо получить доклад о ходе работы по ночному ЧП, когда неизвестные на востоке Москвы забросали камнями пять поездов, пострадал один пассажир.
«Специфика транспортной полиции такова, что нам нужно действовать очень быстро, практически в режиме реального времени. Если упустить момент, место преступления укатится дальше по маршруту, а вероятные свидетели разъедутся кто куда. Найти их потом можно, но работа займёт крайне много времени, и не факт, что она будет эффективной», – поясняет Александр Васильевич, отдав распоряжения подчинённым.

Он не без гордости говорит, что раскрываемость у транспортных полицейских за 9 месяцев этого года значительно выше, чем у территориальных коллег, – 73% от общего количества зарегистрированных преступлений. Кражи на транспорте (в этот показатель входят хищения и телефонов в поездах, и грузов из вагонов, и железнодорожных деталей) раскрываются в 60% случаев.

Оперативность работы во многом достигается за счёт чётко отлаженной схемы связи и передачи информации. Данные о наиболее существенных происшествиях и преступлениях оперативно попадают в Москву. Центр контролирует работу на местах, подключая при необходимости транспортных полицейских соседних регионов. Всегда на линии ситуационные центры аэропортов и железных дорог, ОАО «РЖД», АО «ФПК» и Дирекции железнодорожных вокзалов, Ведомственной охраны железнодорожного транспорта.

Александр Бревнов приводит пример: несколько лет назад в поезде «Сапсан», отправлявшемся с Московского вокзала Санкт-Петербурга, у возвращавшегося с выставки руководителя ювелирной фирмы украли сумку с драгоценностями на 2 млн руб. Оперативники по поездным и вокзальным камерам наблюдения установили личности преступников. Это были колумбийцы, которые успели обворовать на 40 млн руб. ещё и пассажира в Пулково. Через несколько дней в Домодедово банду задержали.

А совсем недавно у гостя Международного фестиваля молодёжи и студентов из багажа пропал планшет. Парень прилетел в Сочи из Индии транзитом, сделав в пути несколько пересадок.
«Как только из Сочи поступил сигнал, мы сразу же подключили сотрудников управлений по УрФО и ЦФО. Те посмотрели записи с досмотровой техники и увидели, что из Челябинска чемодан вылетел с планшетом, а уже из Шереметьево – без, – объясняет Александр Васильевич. – На следующий день задержали грузчика аэропорта. Компьютер у него изъяли и вернули владельцу».

Введение досмотра на вокзалах и в аэропортах, повсеместное видеонаблюдение и другие меры транспортной безопасности Александр Бревнов считает эффективной мерой. Он признаётся, что на себе испытал бдительность досмотровиков Ленинградского вокзала. За особые заслуги генерал-майору Бревнову вручили наградное оружие, которое нужно было перевезти в Санкт-Петербург. Он положил коробку в сумку и поставил ручную кладь на ленту интроскопа… Уже через минуту на месте был наряд транспортной полиции, незаметно вызванный работником входного контроля. Бревнова проводили в специальное помещение, где он предъявил своим подчинённым все документы на наградной пистолет.

Александр Бревнов пришёл работать в железнодорожную милицию в 1977 году. Отслужив срочную в 102-м Выборгском погранотряде, он возвращался домой – в Вологодскую область. Ехал через Московский вокзал Ленинграда. Пока ждал своего поезда, к нему подошли транспортные милиционеры и пригласили для беседы. Убеждали идти к ним служить. Всю дальнейшую дорогу Александр обдумывал предложение. И согласился.
«Знаете, а я за 40 лет ни разу не пожалел о сделанном тогда выборе», – говорит Александр Бревнов.

Он вспоминает, что в конце 70-х – начале 80-х на транспорте были очень распространены кражи из автоматических камер хранения. Воровали в вокзальных камерах хранения настоящие виртуозы, заезжие «гастролёры». Выследить их была ещё та задача, но молодой сыщик справлялся. Однажды удалось скрутить вора-рецидивиста Мастрюкова, который ночами незаметно «заряжал» пустые ячейки камер обрывками рыболовной лески, а когда в камере оказывались вещи, просто дергал за петельку и открывал дверцу. Потом раскрыли дело «гастролёра» Автандила, который подсматривал шифры ячеек, а затем опустошал их. Вор признался только в одном преступлении, но Александр Бревнов сумел найти к нему подход. Оказалось, что Автандил через пару дней должен был жениться на ленинградке. Бревнов пообещал не мешать его семейному счастью в обмен на признания. Автандил рассказал, как обворовывал пассажиров в Ленинграде, Москве и на Дальнем Востоке.

После этого раскрытия лейтенанта Александра Бревнова пригласили на работу в уголовный розыск Северо-Западного управления милиции на транспорте. За четыре года не смогли раскрыть только одно убийство – проводницы из Армянской ССР, которая везла с собой сумму, эквивалентную стоимости машины.
«А тогда, 40 лет назад, вы планировали стать генералом?» – спрашиваю я Александра Бревнова.
«Никогда не задумывался над этим, просто работал», – отвечает мой собеседник.

Я попросила его сравнить работу милиционеров и современных полицейских. «Мы раскрывали преступления методом личного сыска. Из техники были только рация, резиновая дубинка, пистолет, наручники. Как-то мы возвращались в Ленинград после командировки на двадцатилетнем «Москвиче». Так у него колёса задние отвалились. А сейчас, для того чтобы получить информацию, за которой мы гонялись неделями, нужно просто нажать кнопку или набрать номер телефона, – говорит Александр Бревнов. – В отдалённых регионах – в Забайкалье, Сибири, Дальнем Востоке – за расхитителями верхнего строения пути, средств СЦБ и грузов уже не обязательно гоняться на машинах. Поднимают в небо беспилотники и точно видят, где нужно перехватывать подозреваемых». Главное сегодня – правильно использовать информацию и скоординировать работу транспортных полицейских.