03.09.2009: КТО ИСТОЧНИК БЕД?
В № 12 газеты «Русский Вестник» за 2008 год было опубликовано в качестве заявления о преступлении письмо граждан РФ, в котором приводились факты коррупционных явлений в Главном управлении торговли Министерства обороны РФ (ГУТ МО РФ). В свете того, что вместо ответа по существу некоторые высокопоставленные сотрудники Тыла Вооруженных сил и ГУТ МО занялись круговой порукой, в № 15 «Русского Вестника» за 2008 год был опубликован очередной материал «Круговая порука в действии», где приводился текст открытого письма коллектива Быковского предприятия Военторга на имя Президента РФ и необходимые пояснения редакции. Из материала следует, что руководство ГУТ МО РФ предпринимает усилия, чтобы добиться незаконного банкротства Быковского предприятия, несмотря на то, что директор предприятия за три года вывел его из кризисного состояния в рентабельное производство.
Критические материалы вызвали недовольство начальника (теперь уже бывшего) ГУТ МО РФ полковника В.М. Подобеда, который подал в суд исковое заявление о защите чести, достоинства и деловой репутации к редакции газеты «Русский Вестник». 27 июля 2009 года Басманный районный суд г. Москвы оставил иск без рассмотрения в связи с тем, что истец потерял интерес к участию в судебном процессе. Не последнюю роль в таком поведении Подобеда сыграл представленный суду отзыв с нашей стороны на исковое заявление. В отзыве, сопровожденном для наглядности фотографиями, в частности, говорится:
1. Иск, поданный гражданином Подобедом В.М., не подлежит рассмотрению
Персонал швейного предприятия "ФКП "5113ЦТЗБ".
Во время забастовки, май 2008 г.
2. Подобед В.М. злоупотребляет правом на обращение в суд
по защите чести, достоинства и деловой репутации
Главное управление на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации - структурное подразделение МВД РФ , ответственное за обеспечение правопорядка на объектах железнодорожного , водного и воздушного транспорта, а также организацию специальных и воинских перевозок. Образовано в июле 2010 . В августе вместо 20 управлений внутренних дел на транспорте были созданы 8 управлений на транспорте МВД России по федеральным округам (УТ МВД России по ФО):
и два линейных управления внутренних дел на транспорте (ЛУВДТ) с прямым подчинением МВД России: Восточно-Сибирское и Забайкальское .
Состоит из четырех управлений:
Непосредственно на местах (вокзалах, станциях и т. п.) департамент представляют линейные отделы , общее количество которых составляет около полутысячи. Линейные отделы находятся в подчинении региональных управлений внутренних дел на транспорте (УВДТ).
В задачи оперативно-розыскного управления, состоящего из четырех отделов, входит предупреждать, выявлять, пресекать и раскрывать тяжкие и особо тяжкие преступления, совершаемые на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта. Оперативно-розыскное управление является подразделением криминальной полиции и осуществляет оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Центр оперативного управления органами внутренних дел на транспорте реализует задачи и функции по кадровому обеспечению, организации делопроизводства и режима секретности, организации деятельности дежурных частей органов внутренних дел на транспорте.
Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации, в задачи которого входит организация и обеспечение специальных и воинских перевозок в пределах РФ в интересах МВД России и других федеральных органов исполнительной власти, в том числе в мобилизационный период и в военное время, а также эвакуационных мероприятий по линии гражданской обороны.
Начальник Главного управления на транспорте МВД России генерал-лейтенант полиции Шаробаров Дмитрий Владимирович родился в 1956 году в селе Танциреи Воронежской области. После окончания дорожного техникума и службы в пограничных войсках пришел на работу в подразделение уголовного розыска отдела милиции на станции Москва-Казанская. ГУТ МВД России |
|
Главное управление на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУТ МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики, а также нормативно-правовому регулированию в области обеспечения правопорядка на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта. 18 февраля объявлен Днем органов внутренних дел на трапспорте.
Главное управление выполняет функции головного подразделения Министерства по организации деятельности органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, координации в установленном порядке деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД России по обеспечению безопасности населения на транспорте.
Главное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.
1. Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в области обеспечения правопорядка на объектах транспорта.
2. Обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования в области обеспечения правопорядка на объектах транспорта.
3. Организация в пределах своих полномочий противодействия преступности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на объектах транспорта.
4. Участие в пределах своих полномочий в реализации мероприятий по предупреждению и пресечению актов незаконного вмешательства на объектах транспорта.
5. Обеспечение в пределах своих полномочий межведомственного взаимодействия по вопросам транспортной безопасности.
6. Управление органами внутренних дел на транспорте.
7. Организационно-методическое обеспечение деятельности органов внутренних дел на транспорте, а по вопросам транспортной безопасности - органов внутренних дел, обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территориях (объектах) метрополитенов.
О задачах и направлениях деятельности Главного управления на транспорте МВД России (ГУТ МВД России) по усилению безопасности на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, а также о планах на 2011–2013 гг. по оснащению объектов транспорта и транспортной инфраструктуры техническими средствами рассказывает Дмитрий Владимирович Шаробаров, начальник ГУТ МВД России
Д.В. Шаробаров
Начальник Главного управления
на транспорте МВД России,
генерал-майор милиции
Транспорт нередко становится средством достижения преступных целей, связанных с нелегальной доставкой оружия, наркотиков, взрывчатых веществ и других предметов, запрещенных в гражданском обороте, а также является одним из основных потенциальных объектов терроризма и проявлений экстремистского толка.
В течение 2010 г. в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 24.12.2009 № 1468 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации" и от 18.02.2010 № 208 "О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации" проводилась целенаправленная работа по реформированию деятельности органов внутренних дел на транспорте (ОВДТ).
В июле 2010 г. образовано ГУТ МВД России. В августе вместо 20 управлений внутренних дел на транспорте были созданы 8 управлений на транспорте МВД России по федеральным округам и два линейных управления внутренних дел на транспорте (Восточно-Сибирское и Забайкальское) с прямым подчинением МВД России.
Все задачи и функции ГУТ МВД России и подчиненных ОВДТ сохранились в прежнем объеме - обеспечение правопорядка и общественной безопасности, защита граждан от противоправных посягательств на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта.
В настоящее время в зону оперативного воздействия органов внутренних дел на транспорте входят 17 железных дорог, 18 межрегиональных и территориальных управлений гражданской авиации, 8 морских и 64 речных пароходства. Протяженность обслуживаемых железнодорожных путей составляет более 87 тыс. км. В зоне контроля ОВДТ также находятся 190 аэропортов и аэродромов, 72 морских и 128 речных портов.
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к снижению общего количества преступлений на объектах транспорта. Так, в 2009 г. зарегистрировано 75 тыс. преступлений (-8,5%). За 9 месяцев 2010 г. совершено 47 тыс. преступлений (-25,5%). Основной массив составляют преступления экономической направленности- 34,4%, кражи (в том числе грузов) - 26,5%, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, - 19,8%. Криминальная ситуация характеризуется снижением количества зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений (-32,2%).
Важное место отводится обеспечению правопорядка на ж/д транспорте, так как более 80% от общего количества преступлений регистрируется именно здесь.
Особое внимание уделяется сопровождению нарядами милиции поездов дальнего и пригородного сообщения. Поезда сопровождаются "эстафетным" или "сквозным" методом по конкретным маршрутам движения на наиболее опасных участках железных дорог. Общее количество совершенных преступлений в поездах дальнего следования сократилось на 16,8%, в поездах пригородного сообщения - на 18,5%.
Одним из факторов, определяющих эффективное обеспечение безопасности и противодействие преступности, является межведомственное взаимодействие. ОВДТ совместно с Министерством транспорта Российской Федерации, ОАО "РЖД" и другими структурами осуществляет комплекс организационно-практических мер по обеспечению правопорядка, личной и имущественной безопасности пассажиров и работников железнодорожного транспорта, совершенствованию системы защиты транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В рамках противодействия террористическим угрозам на вокзалах, в пассажирских и пригородных поездах с использованием средств громкоговорящего оповещения доводятся до сведения пассажиров требования о соблюдении бдительности и порядок действий в случае возникновения угрозы террористических актов. На сети железных дорог России организована и в настоящее время осуществляется работа оперативных заслонов милиции и посадочных групп.
Для профилактики и раскрытия преступлений активно используются системы видеонаблюдения, в том числе с выводом изображения на дежурные части. Видеокамеры устанавливаются как внутри вокзалов, так и в парках отстоя подвижного состава, на мостах и в тоннелях.
В структуре транспортной милиции уже более 30 лет существуют уникальные в своем роде подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы (БППГ), которых нет в других органах внутренних дел. В их компетенцию также входит работа по предупреждению и раскрытию хищений, умышленной порчи средств сигнализации, централизации, блокировки, связи и энергоснабжения (СЦБ) на объектах железнодорожного транспорта.
Использование технических средств безопасности (ТСБ) и внедрение новых инновационных технологий является одним из приоритетов обеспечения защищенности пассажиров, транспортных объектов и инфраструктуры.
Безопасность на ж/д
В практике расследования уголовных дел о хищениях грузов особое значение имеет скорейшее установление места совершения преступления. Этому во многом способствует внедрение технических средств. На сети железных дорог продолжается внедрение тепловизионных комплексов дистанционного контроля загрузки вагонов, а также других систем по контролю коммерческого состояния подвижных единиц. Положительным примером взаимодействия ОВДТ с ОАО "РЖД" и ФГП ВО ЖДТ России являются совместные усилия по предупреждению и раскрытию хищений, умышленной порчи средств СЦБ на объектах железнодорожного транспорта, содержащих цветные металлы. Ведь любое незаконное вмешательство в работу действующего оборудования может привести к задержкам в графике движения поездов и угрожает безопасному функционированию железной дороги.
Приносит свои положительные результаты деятельность 345 совместных специализированных групп и 11 совместных оперативных мобильных групп в составе работников ведомственной охраны и сотрудников ОВДТ (далее -ССГ и СОМГсоответственно). В 2010 г. ССГ и СОМГ совместно с подразделениями внутренних дел на транспорте и региональными центрами безопасности ОАО "РЖД" провели более 100 общероссийских и региональных оперативно-профилактических мероприятий. Например, за время проведения операции "Безопасность" на сети дорог предотвращено 476 различных хищений с объектов железнодорожного транспорта, задержано 697 расхитителей. Изъято и возвращено предприятиям железнодорожного транспорта более 155 тонн черного и около 3 тонн цветного металла на общую сумму 2,4 млн рублей.
В.П. Муратов
Директор департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России
Бесспорным является тот факт, что современный мир таит в себе целый спектр угроз для жизни и здоровья человека. В России в последние годы отмечена высокая частота возникновения аварийных ситуаций и катастроф на железнодорожном, автомобильном, воздушном транспорте и увеличение количества угроз совершения актов незаконного вмешательства в работу транспортного комплекса. И основная задача государства при этом заключается в сведении к минимуму этих угроз, в создании мощной и реально действующей системы безопасности. Президентом Российской Федерации поставлена задача (Указ от 31 марта 2010 г.
№ 403) до 1 января 2014 г. завершить создание комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, прежде всего на метрополитене и других видах общественного транспорта. Необходимо установить четкий контроль за реализацией всех требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с нормативно-правовым регулированием в этой области, повысить уровень информационного, материально-технического и научно-технического обеспечения транспортной безопасности. Важнейшее место в выстраиваемой государственной системе мер по обеспечению транспортной безопасности занимает оснащение объектов транспортного комплекса и транспортных средств специализированными инженерно-техническими средствами, обеспечивающими устранение их уязвимости от актов незаконного вмешательства.
Считаю достижение этих целей возможным лишь при тесном взаимодействии субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления. А межотраслевой тематический каталог "Системы безопасности" уже на протяжении почти двух десятков лет является местом встречи этих специалистов, местом обмена мнениями и опытом, новыми идеями и знаниями.
Авиационная безопасность
В транспортной милиции существуют и другие уникальные подразделения -досмотровые, которые обеспечивают авиационную безопасность.
Законом № 20-ФЗ от 2004 г. "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по осуществлению мер авиационной безопасности на воздушном транспорте" в состав досмотровых групп служб авиационной безопасности (САБ) были введены сотрудники милиции, принимающие непосредственное участие в производстве предполетного досмотра авиапассажиров, их ручной клади, багажа, грузов, членов экипажей и персонала.
В настоящее время предполетный досмотр осуществляется с применением 749 рентгено-телевизионных стационарных интроскопов, 119 детекторов паров взрывчатых веществ, 646 стационарных и 1154 ручных металлоискателей.
В аэропортах Москвы (Шереметьево, Домодедово), С.-Петербурга (Пулково), Новосибирска (Толмачево) и Ханты-Мансийска установлена система рентгеновского контроля, которая осуществляет бесконтактный досмотр пассажиров методом сканирования человека плоским веерообразным лучом и проводит экспресс-анализ на наличие компонентов взрывчатых веществ высокочувствительным газовым детектором. В аэропорту Домодедово проходит опытную эксплуатацию прибор кабинного типа для контроля обуви пассажиров без ее снятия, основанный на явлении ядерного квадрупольного резонанса.
ОВДТ использует и другое современное оборудование:
Пресечение преступлений
Для эффективной работы органам правопорядка требуются автоматизированные поисковые системы. ОВДТ активно используют программно-технический комплекс (ПТК), ориентированный на выявление лиц, представляющих оперативный интерес и находящихся в розыске. Другой ПТК включает в себя системы обновления и пополнения данных, а также носимые приборы, предназначенные для проверки лиц, находящихся на объектах транспорта и в подвижном составе на предмет нахождения в розыске их самих, либо предъявляемых ими документов.
Одним из относительно новых направлений работы для ОВДТ является обеспечение безопасности движения высокоскоростных поездов "Сапсан". Для этого во взаимодействии с ОАО "РЖД" целесообразно продолжить работу по совершенствованию системы видеомониторинга и контроля в целях предупреждения фактов нанесения повреждений подвижному составу "Сапсанов". Следует обратить особое внимание на установление камер наружного видеонаблюдения с возможностью архивированной записи на криминально опасных участках железных дорог и в местах массового пребывания пассажиров.
Для фиксации действий, создающих угрозу безопасности пассажиров, необходимо решить техническую задачу о возможности сохранения и снятия информации с видеокамер внешнего обозрения, установленных на поездах "Сапсан".
Перспектива на 2011-2013 гг. по внедрению технических средств связана и с работой по оснащению ОВДТ в рамках исполнения государственной программы вооружения и гособоронзаказа, а также с реализацией Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. ГУТ МВД России принимало активное участие в разработке данной программы. Среди прочих вносились предложения в части внедрения современных инженерных и технических средств охраны и контроля за оперативной обстановкой (в том числе систем видеонаблюдения, охранной сигнализации, переговорных устройств "пассажир - милиция", "машинист - милиция").
Транспорт остается центром притяжения криминальных проявлений, в том числе террористического характера, которые имеют наиболее тяжкие последствия для жизни и здоровья граждан. Это определяет увеличение и усложнение задач, стоящих перед транспортной милицией. На современном этапе их эффективное решение без соответствующего технического оснащения невозможно.
Сегодня сотрудники органов внутренних дел страны отмечают профессиональный праздник. Ровно 100 лет назад – 10 ноября 1917 года – народный комиссар по внутренним делам РСФСР А.Н. Рыков подписал постановление «О рабочей милиции». С 2011 года в этот день в России отмечается День российской полиции. В канун юбилея корреспондент «Гудка» пообщалась с заместителем начальника Главного управления на транспорте МВД России генерал-майором полиции Александром Бревновым.
Служебный стаж Александра Бревнова насчитывает четыре десятилетия: начинал постовым милиционером на Московском вокзале Ленинграда, а сейчас курирует работу «мозгового центра» транспортной полиции страны – Организационно-контрольного управления ГУТ МВД России.
Едва мы начали беседу, Александр Бревнов берёт паузу – необходимо получить доклад о ходе работы по ночному ЧП, когда неизвестные на востоке Москвы забросали камнями пять поездов, пострадал один пассажир.
«Специфика транспортной полиции такова, что нам нужно действовать очень быстро, практически в режиме реального времени. Если упустить момент, место преступления укатится дальше по маршруту, а вероятные свидетели разъедутся кто куда. Найти их потом можно, но работа займёт крайне много времени, и не факт, что она будет эффективной», – поясняет Александр Васильевич, отдав распоряжения подчинённым.
Он не без гордости говорит, что раскрываемость у транспортных полицейских за 9 месяцев этого года значительно выше, чем у территориальных коллег, – 73% от общего количества зарегистрированных преступлений. Кражи на транспорте (в этот показатель входят хищения и телефонов в поездах, и грузов из вагонов, и железнодорожных деталей) раскрываются в 60% случаев.
Оперативность работы во многом достигается за счёт чётко отлаженной схемы связи и передачи информации. Данные о наиболее существенных происшествиях и преступлениях оперативно попадают в Москву. Центр контролирует работу на местах, подключая при необходимости транспортных полицейских соседних регионов. Всегда на линии ситуационные центры аэропортов и железных дорог, ОАО «РЖД», АО «ФПК» и Дирекции железнодорожных вокзалов, Ведомственной охраны железнодорожного транспорта.
Александр Бревнов приводит пример: несколько лет назад в поезде «Сапсан», отправлявшемся с Московского вокзала Санкт-Петербурга, у возвращавшегося с выставки руководителя ювелирной фирмы украли сумку с драгоценностями на 2 млн руб. Оперативники по поездным и вокзальным камерам наблюдения установили личности преступников. Это были колумбийцы, которые успели обворовать на 40 млн руб. ещё и пассажира в Пулково. Через несколько дней в Домодедово банду задержали.
А совсем недавно у гостя Международного фестиваля молодёжи и студентов из багажа пропал планшет. Парень прилетел в Сочи из Индии транзитом, сделав в пути несколько пересадок.
«Как только из Сочи поступил сигнал, мы сразу же подключили сотрудников управлений по УрФО и ЦФО. Те посмотрели записи с досмотровой техники и увидели, что из Челябинска чемодан вылетел с планшетом, а уже из Шереметьево – без, – объясняет Александр Васильевич. – На следующий день задержали грузчика аэропорта. Компьютер у него изъяли и вернули владельцу».
Введение досмотра на вокзалах и в аэропортах, повсеместное видеонаблюдение и другие меры транспортной безопасности Александр Бревнов считает эффективной мерой. Он признаётся, что на себе испытал бдительность досмотровиков Ленинградского вокзала. За особые заслуги генерал-майору Бревнову вручили наградное оружие, которое нужно было перевезти в Санкт-Петербург. Он положил коробку в сумку и поставил ручную кладь на ленту интроскопа… Уже через минуту на месте был наряд транспортной полиции, незаметно вызванный работником входного контроля. Бревнова проводили в специальное помещение, где он предъявил своим подчинённым все документы на наградной пистолет.
Александр Бревнов пришёл работать в железнодорожную милицию в 1977 году. Отслужив срочную в 102-м Выборгском погранотряде, он возвращался домой – в Вологодскую область. Ехал через Московский вокзал Ленинграда. Пока ждал своего поезда, к нему подошли транспортные милиционеры и пригласили для беседы. Убеждали идти к ним служить. Всю дальнейшую дорогу Александр обдумывал предложение. И согласился.
«Знаете, а я за 40 лет ни разу не пожалел о сделанном тогда выборе», – говорит Александр Бревнов.
Он вспоминает, что в конце 70-х – начале 80-х на транспорте были очень распространены кражи из автоматических камер хранения. Воровали в вокзальных камерах хранения настоящие виртуозы, заезжие «гастролёры». Выследить их была ещё та задача, но молодой сыщик справлялся. Однажды удалось скрутить вора-рецидивиста Мастрюкова, который ночами незаметно «заряжал» пустые ячейки камер обрывками рыболовной лески, а когда в камере оказывались вещи, просто дергал за петельку и открывал дверцу. Потом раскрыли дело «гастролёра» Автандила, который подсматривал шифры ячеек, а затем опустошал их. Вор признался только в одном преступлении, но Александр Бревнов сумел найти к нему подход. Оказалось, что Автандил через пару дней должен был жениться на ленинградке. Бревнов пообещал не мешать его семейному счастью в обмен на признания. Автандил рассказал, как обворовывал пассажиров в Ленинграде, Москве и на Дальнем Востоке.
После этого раскрытия лейтенанта Александра Бревнова пригласили на работу в уголовный розыск Северо-Западного управления милиции на транспорте. За четыре года не смогли раскрыть только одно убийство – проводницы из Армянской ССР, которая везла с собой сумму, эквивалентную стоимости машины.
«А тогда, 40 лет назад, вы планировали стать генералом?» – спрашиваю я Александра Бревнова.
«Никогда не задумывался над этим, просто работал», – отвечает мой собеседник.
Я попросила его сравнить работу милиционеров и современных полицейских. «Мы раскрывали преступления методом личного сыска. Из техники были только рация, резиновая дубинка, пистолет, наручники. Как-то мы возвращались в Ленинград после командировки на двадцатилетнем «Москвиче». Так у него колёса задние отвалились. А сейчас, для того чтобы получить информацию, за которой мы гонялись неделями, нужно просто нажать кнопку или набрать номер телефона, – говорит Александр Бревнов. – В отдалённых регионах – в Забайкалье, Сибири, Дальнем Востоке – за расхитителями верхнего строения пути, средств СЦБ и грузов уже не обязательно гоняться на машинах. Поднимают в небо беспилотники и точно видят, где нужно перехватывать подозреваемых». Главное сегодня – правильно использовать информацию и скоординировать работу транспортных полицейских.