Учет земли и изменение ее стоимости. Отражение в учете изменения кадастровой стоимости земельного участка Учет земельного участка по кадастровой стоимости

Как отразить в учете переоценке земельного участка?

Если стоимость переданного участка отличается от его , разницу учтите в составе прочих доходов или расходов. Подробнее про переоценку земли - в статье.

Вопрос: Мы хотим переоценить в учете земельный участок в учете до кадастровой стоимости. Как это отразится в учете? в последующем хотят передать этот земельный участок в уставный капитал и это будет как фин вложение в уставный капитал другой организации

Ответ: Вы вправе провести переоценку стоимости земельного участка в бухгалтерском учете в целях отражения его реальной стоимости, однако для целей исчисления налога на прибыль организаций результаты переоценки имущества, согласно ст. 257 НК РФ, не учитываются (Письмо Минфина России от 08.09.11 № 03-03-06/1/544).

Первоначальная стоимость, по которой основное средство было принято к учету, не подлежит изменению. За исключением случаев, перечисленных в пункте 14 ПБУ 6/01. К таким случаям, в частности, относится переоценка. По результатам переоценки основное средство может быть уценено или дооценено. Организация может произвести переоценку любых основных средств, исключений из этого правила законодательством не предусмотрено (п. 15 ПБУ 6/01, п. 43 ).

Проводить переоценку основных средств организация может один раз в год на конец отчетного года, то есть на 31 декабря.

По результатам переоценки основное средство может быть уценено или дооценено. Суммы, на которые основное средство было уценено, учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». А суммы, на которые основное средствобыло дооценено – на счете 83 «Добавочный капитал».

Дебет 01 (03) Кредит 83 субсчет «Переоценка основных средств» (увеличена первоначальная стоимость участка);

Дебет 91-2 Кредит 01 (уменьшена первоначальная стоимость участка);

При передаче участка в уставный капитал другой организации отразите:

Дебет 58 Кредит 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» (отражена задолженность по вкладу в уставный капитал).

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 (отражена первоначальная стоимость участка, переданного в уставный капитал);

Дебет 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» (внесен участок в качестве вклада в уставный капитал).

Если стоимость переданного участка отличается от его оценки, согласованной учредителями, разницу учтите в составе прочих доходов или расходов.

При передаче участка в качестве вклада в уставный капитал у организации не возникает ни доходов, ни расходов (подп. 2 п. 1 ст. 277, п. 3 ст. 270 НК РФ).

Следует учитывать, что при выбытии участка спишите суммы его дооценки (если он был дооценен):

Дебет 83 субсчет «Переоценка основных средств» Кредит 84 субсчет «Суммы дооценки списанных основных средств» (списана сумма дооценки при выбытии участка).

Обоснование

Как провести переоценку основных средств

Первоначальная стоимость, по которой основное средство было принято к учету, не подлежит изменению. За исключением случаев, перечисленных в пункте 14 ПБУ 6/01. К таким случаям, в частности, относится переоценка. По результатам переоценки основное средство может быть уценено или дооценено . Организация может произвести переоценку любых основных средств, исключений из этого правила законодательством не предусмотрено (п. 15 ПБУ 6/01 , п. 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).*

Периодичность переоценки

Проводить переоценку основных средств организация может один раз в год на конец отчетного года, то есть на 31 декабря.* При этом ее можно провести только по группам однородных объектов. Таким образом, необязательно проводить переоценку всех основных средств. Однако, переоценив один объект из группы однородных основных средств, нужно переоценить и все остальные объекты, входящие в эту группу. Такой порядок следует из пункта 15 ПБУ 6/01 и пункта 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н .

Письмо Минфина России от 08.09.11 № 03-03-06/1/544

О переоценке стоимости земельного участка в целях налогообложения прибыли

Вопрос: ЗАО владеет на праве собственности земельным участком, который числится на балансе организации как объект основных средств с 2008 г. и используется для оказания услуг по предоставлению в аренду складских площадей, расположенных на этом участке. Стоимость земельного участка более 40 000 руб. На основании абз. 2 п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, земельные участки относятся к основным средствам. Возможность изменения первоначальной стоимости основных средств в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, переоценки соответствующих объектов и право организаций не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств закреплены в п. п. 14–15 ПБУ 6/01. Названные нормы ПБУ 6/01 дополняют положения п. 43 Методических указаний по учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, согласно которым коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. ЗАО предполагает реализовать право на переоценку земельного участка как объекта основных средств организации. Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ при проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах после вступления в силу гл. 25 НК РФ переоценки (уценки) стоимости объектов основных средств на рыночную стоимость положительная (отрицательная) сумма такой переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения, и не принимается при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и при начислении амортизации, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций.Признается ли доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения налогом на прибыль, положительная (отрицательная) сумма переоценки (уценки) стоимости указанного земельного участка на рыночную стоимость, произведенная ЗАО?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о переоценке стоимости земельного участка в целях налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.

В целях применения гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) стоимость объектов основных средств подлежит изменению только в случаях, прямо предусмотренных п. 2 ст. 257 НК РФ. Переоценка основных средств указанной статьей не предусмотрена.

Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ при проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах после вступления в силу вышеуказанной главы НК РФ переоценки (уценки) стоимости объектов основных средств на рыночную стоимость положительная (отрицательная) сумма такой переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения, и не принимается при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и при начислении амортизации, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций.

Учитывая изложенное, налогоплательщик вправе провести переоценку стоимости земельного участка в бухгалтерском учете в целях отражения его реальной стоимости, однако для целей исчисления налога на прибыль организаций результаты переоценки имущества, согласно ст. 257 НК РФ, не учитываются.*

Как отразить в бухучете переоценку основных средств

По результатам переоценки основное средство может быть уценено или дооценено . Суммы, на которые основное средство было уценено, учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». А суммы, на которые основное средствобыло дооценено – на счете 83 «Добавочный капитал». К этим счетам целесообразно открыть субсчет «Переоценка основных средств».*

Бухучет: дооценка

В бухучете сумма дооценки по каждому объекту основных средств отражается проводками:*

Дебет 01 (03) Кредит 83 субсчет «Переоценка основных средств»
– увеличена первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства;

Бухучет: уценка

В бухучете сумма уценки по каждому объекту основных средств отражается следующими проводками:

Дебет 91-2 Кредит 01
– уменьшена первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства;*

Списание суммы дооценки при выбытии

При выбытии основного средства спишите суммы его дооценки:

Дебет 83 субсчет «Переоценка основных средств» Кредит 84 субсчет «Суммы дооценки списанных основных средств»
– списана сумма дооценки при выбытии основного средства.

Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении передачу основных средств в качестве вклада в уставный капитал

Документальное оформление*

При передаче объекта основных средств в уставный капитал другой организации (т. е. в момент перехода к получателю права собственности на объект) оформите первичным документом, например, заполните акт по форме № ОС-1 (указания , утвержденные , ч. 3 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Основанием для составления акта является техническая документация на основное средство, а также данные бухучета. Например, обороты по счету 02 «Амортизация основных средств» позволят заполнить сведения о сумме начисленной амортизации. Акт оформите в двух экземплярах, один из которых передайте получателю. При составлении акта раздел «Сведения об объектах основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету» не заполняйте. Его должен заполнить получатель в своем экземпляре акта. Оба экземпляра акта должны быть подписаны и утверждены как организацией-акционером (участником), так и получателем.

Если в качестве вклада в уставный капитал организация вносит здание, составьте акт по форме № ОС-1а . Если организация передает несколько однородных основных средств, оформите акт по форме № ОС-1б . При заполнении этих актов применяйте тот же порядок, что и при составлении акта по форме № ОС-1 . Такой порядок предусмотрен указаниями , утвержденными постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 .

Одновременно с составлением акта по форме № ОС-1 (ОС-1а , ОС-1б) внесите сведения о выбытии основного средства в инвентарную карточку по форме № ОС-6 (ОС-6а) или в инвентарную книгу по форме № ОС-6б (предназначена для малых предприятий). Сведения вносите на основании акта приема-передачи, составленного в момент передачи основного средства. Такой порядок предусмотрен , утвержденными постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 .

Если организация получает основное средство, содержащее драгоценные металлы, в конце года ей придется составить отчет по форме № 4-ДМ , утвержденной постановлением Росстата от 14 ноября 2007 г. № 88 . В отчете укажите количество драгоценных металлов, содержащихся в основном средстве.

Бухучет

У организации-учредителя вклады в уставные капиталы других организаций учитываются на счете 58 «Финансовые вложения». Задолженность по вкладам отразите проводкой по дебету счета 58 в корреспонденции со счетом учета расчетов. Например, со счетом 76 , к которому откройте отдельный субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»:*


– отражена задолженность по вкладам в уставный капитал дочерней организации.

Такую запись делайте:*

  • при создании акционерных обществ или ООО – на основании договора о создании общества или на основании решения единственного учредителя (акционера, участника) (п. 5 ст. 9 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ , );
  • при увеличении уставного капитала:
  • в акционерных обществах – на основании протокола общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала (решения совета директоров (наблюдательного совета), если в соответствии с уставом такое решение в его компетенции) или решения единственного учредителя (акционера) об этом ( , п. 3 ст. 47 , Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ);
  • в ООО – на основании протокола общего собрания участников об увеличении уставного капитала или решения единственного учредителя (участника) об этом ( , п. 6 ст. 37 , Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Со следующего месяца после передачи основного средства прекращайте начислять по нему амортизацию (п. 22 ПБУ 6/01).

В бухучете выбытие основного средства, внесенного в качестве вклада в уставный капитал, отражайте по остаточной стоимости (п. 85 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

Для учета выбытия такого имущества на счете 01 откройте отдельный субсчет «Выбытие основных средств». В момент передачи объекта по дебету счета отразите его первоначальную (восстановительную) стоимость. По кредиту – сумму амортизации, начисленную за период эксплуатации выбывающего объекта. При этом делайте проводки:


– отражена первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства, переданного в уставный капитал дочерней организации;


– отражена амортизация, начисленная за период эксплуатации объекта, переданного в уставный капитал дочерней организации.*

В результате сальдо на счете 01 «Выбытие основных средств» будет отражать остаточную стоимость передаваемого основного средства. Остаточную стоимость определяйте по формуле:

Передачу основного средства в уставный капитал другой организации отразите проводкой:


– внесено основное средство в качестве вклада в уставный капитал дочерней организации.

Если остаточная стоимость переданного основного средства отличается от его оценки, согласованной учредителями , разницу учтите в составе прочих доходов или расходов. При этом сделайте проводки:

Дебет 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» Кредит 91-1*
– отражена положительная разница между оценкой основного средства, согласованной учредителями, и его остаточной стоимостью;

Дебет 91-2 Кредит 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»
– отражена отрицательная разница между оценкой основного средства, согласованной учредителями, и его остаточной стоимостью.*

Такой порядок предусмотрен пунктом 85 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н , и Инструкцией к плану счетов (счета , , ).

Налог на прибыль

При передаче основного средства в качестве вклада в уставный капитал у организации не возникает ни доходов, ни расходов (подп. 2 п. 1 ст. 277 , п. 3 ст. 270 НК РФ).* Подробнее об этом см. Как отразить выбытие амортизируемого имущества в налоговом учете . Если остаточная стоимость передаваемого основного средства отличается от его оценки, согласованной учредителями , в бухучете образуется постоянная разница, которая приводит к появлению постоянного налогового обязательства или постоянного налогового актива (п. и ПБУ 18/02). Их следует отражать проводками:

Дебет 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– отражено постоянное налоговое обязательство с отрицательной разницы между остаточной стоимостью основного средства и его оценкой, согласованной учредителями;


– отражен постоянный налоговый актив с положительной разницы между остаточной стоимостью основного средства и его оценкой, согласованной учредителями.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении передачи основного средства в качестве вклада в уставный капитал*

В июле ЗАО «Альфа» внесло в уставный капитал ООО «Торговая фирма "Гермес"» компьютер. В бухгалтерском и налоговом учете передающей стороны:

  • первоначальная стоимость компьютера – 41 000 руб.;
  • сумма амортизации, начисленная до передачи компьютера, – 16 000 руб.;
  • остаточная стоимость компьютера на момент передачи – 25 000 руб. (41 000 руб. – 16 000 руб.);
  • сумма входного НДС, принятая к вычету при приобретении компьютера, – 7380 руб.

Денежная оценка вклада по решению учредителей «Гермеса» считается равной 30 000 руб. Дополнительных расходов, связанных с внесением имущества в уставный капитал дочерней организации, у «Альфы» не было.

Для отражения операций в учете бухгалтер «Альфы» открыл субсчета:

  • к счету 76 – субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»;
  • к счету 01 – субсчет «Выбытие основных средств».

При передаче компьютера в уставный капитал «Гермеса» бухгалтер «Альфы» сделал проводки.

Дебет 58 Кредит 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»
– 30 000 руб. – отражена задолженность «Альфы» по вкладам в уставный капитал «Гермеса»;

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01
– 41 000 руб. – отражена первоначальная стоимость компьютера, переданного в уставный капитал «Гермеса»;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– 16 000 руб. – отражена амортизация, начисленная за период эксплуатации компьютера, переданного в уставный капитал «Гермеса»;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– 25 000 руб. – внесено основное средство в качестве вклада в уставный капитал другой организации;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» Кредит 91-1
– 5000 руб. (30 000 руб. – 25 000 руб.) – отражена положительная разница между оценкой основного средства, согласованной учредителями, и его остаточной стоимостью.

При передаче компьютера бухгалтер восстановил часть входного НДС, ранее принятого к вычету, и включил налог в первоначальную стоимость финансового вложения. Сумма восстановленного НДС равна 4500 руб. (7380 руб. ? (25 000 руб. : 41 000 руб.)). При этом бухгалтер сделал такую проводку:

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 4500 руб. – восстановлен НДС, ранее принятый к вычету;

Дебет 58 Кредит 19
– 4500 руб. – восстановленная сумма НДС передана на баланс «Гермеса».

На расчет налога на прибыль передача компьютера не влияет. В связи с тем что в налоговом учете не была учтена разница между оценкой основного средства, согласованной учредителями, и его остаточной стоимостью, бухгалтер сделал такую проводку:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 99 субсчет «Постоянные налоговые активы»
– 1000 руб. (5000 руб. ? 20%) – отражен постоянный налоговый актив с разницы между оценкой основного средства, согласованной учредителями, и его остаточной стоимостью.

Передача основного средства в качестве вклада в уставный капитал дочерней организации реализацией не признается (подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ). Поэтому с этой операции не нужно начислять НДС (подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Ранее принятый к вычету входной налог по основному средству,

В соответствии с действующим законодательством кадастровая стоимость участка земли может быть скорректирована при изменении качественных и (или) количественных характеристик, а также на основании решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В статье эксперты 1С рассматривают на примере бюджетного учреждения, как отразить в учете в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» изменение кадастровой стоимости земельных участков, используемых государственными (муниципальными) учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Нормативное регулирование

Согласно пункту 71 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), учитываются на соответствующем счете аналитического учета счета 10300 «Непроизведенные активы» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, расположенном на территории Российской Федерации, по их кадастровой стоимости.

В соответствии с Земельным кодексом РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1 ст. 65 ЗК РФ).

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п. 5 ст. 65 ЗК РФ).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (п. 2 ст. 66 ЗК РФ). Кадастровая оценка земель проводится на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, по решению органа местного самоуправления, результаты оценки вносятся в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости являются сведениями федерального государственного информационного ресурса (государственного кадастра недвижимости), носят общедоступный характер и используются для определения налоговых и иных платежей. Согласно пункту 1.2 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утв. приказом Минэкономразвития России от 07.06.2016 № 358, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством РФ, в том числе для налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками его использования, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект. Кадастровая стоимость представляет собой наиболее вероятную цену объекта недвижимости, по которой он может быть приобретен исходя из возможности продолжения фактического вида его использования независимо от ограничений на распоряжение этим объектом.

При изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости. Соответствующие изменения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости (ЕГРН) (ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности). Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) (ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности). Таким образом, кадастровая стоимость может быть изменена по решению суда или комиссии. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Приказом Минфина России от 16.11.2016 № 209н (п. 2.9) пункт 28 Инструкции № 157н дополнен положением: «Изменение стоимости земельных участков, учитываемых в составе нефинансовых активов, в связи с изменением их кадастровой стоимости отражается в бухгалтерском учете финансового года, в котором произошли указанные изменения, с отражением указанных изменений в бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в Интернете. Но эта норма начала действовать лишь с 2017 года. ФНС России письмом от 07.02.2017 № БС-4-21/2140@ проинформировала территориальные подразделения о реализации на официальном интернет-сайте Росреестра (www.rosreestr.ru) возможности получения выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости земельных участков. В письме также отмечено, что содержащиеся в выписке сведения о кадастровой стоимости могут быть использованы для целей налогового администрирования, в т. ч. актуализации информации в базах данных налоговых органов.

Таким образом, теперь можно своевременно корректировать стоимость земельного участка, получая выписку из ЕГРН .

Если информация об изменении кадастровой стоимости поступила в учреждение с опозданием, при отражении изменений в учете следует руководствоваться пунктом 3 Инструкции № 157н: «данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность субъектов учета формируются с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - событие после отчетной даты); в случае, если для соблюдения сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов информация о событии после отчетной даты не используется при формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, информация об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности (текстовой части пояснительной записки)».

Дата отражения в учете и отчетности изменения стоимости земельного участка должна быть согласована с учредителем учреждения (с финансовым органом, ответственным за составление консолидированной отчетности). По крайней мере, этот факт следует отразить в пояснительной записке (ф. 0503160), (ф. 0503760). Согласно пункту 20 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, изменение стоимости земельных участков, ранее принятых к бухгалтерскому учету, в связи с изменением их кадастровой стоимости отражается по дебету счета 010311000 «Земля - недвижимое имущество учреждения» и кредиту счета 140110180* «Прочие доходы», в сумме изменения: в случае увеличения балансовой стоимости в положительном значении, в случае уменьшения балансовой стоимости - со знаком «минус».

Примечание:
* В приказе Минфина России от 16.11.2016 № 209н «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности» допущена ошибка. Вероятно, имеется в виду счет 040110180.

Как изменить стоимость НПА в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Для изменения стоимости объектов непроизведенных активов, в том числе земельных участков, в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 предназначен документ Изменение стоимости НПА (меню ОС, НМА, НПА - Учет непроизведенных активов - Изменение стоимости НПА ) (рис. 1).


Рис. 1

Если по согласованию с учредителем изменение кадастровой стоимости земельного участка решено отразить как событие после отчетной даты с включением в отчет за 2016 год, то в качестве даты документа Изменение стоимости НПА следует указать «31.12.2016». В других случаях в качестве даты документа следует указать дату поступления в учреждение документа о переоценке.

В документе следует выбрать операцию Изменение стоимости (103 - 401.10.180) .

Согласно подпункту «б» пункта 1.2.1 письма Минфина России № 02-07-07/5669, Казначейства России № 07-04-05/02-120 от 02.02.2017 «О составлении и представлении годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2016 год», при изменении кадастровой стоимости земельных участков, ранее принятых к бюджетному учету, а также при принятии на учет земельных участков, иных нефинансовых (финансовых) активов по результатам инвентаризации показатель финансового результата формируется по кредиту номера счета 1 17 00000 00 0000 000 1 401 10 180 «Прочие доходы» (увеличение стоимости актива со знаком «+», уменьшение - со знаком «-»).

Бюджетные и автономные учреждения с 01.01.2017 применяют КПС вида «АУ и БУ».

Поэтому по аналогии с КБК, приведенным в указанном Письме для казенных учреждений, в поле Счет доходов следует выбрать полный рабочий счет доходов 401.10.180 с КПС вида АУ и БУ , с уточнением КДБ , с кодом ХХХХ 0000000000 000, где ХХХХ - код соответствующего раздела, подраздела, например 0706 0000000000 000.

В качестве вида движения НФА будет автоматически подставлено значение Изменение в результате переоценки (см. рис. 1).

В табличной части документа следует подобрать земельный участок с помощью кнопки Подбор . По строке заполнятся наименование объекта НПА (графа НПА ), инвентарный номер, стоимость земельного участка до изменения (графа Стоимость (до изменения) ). В графе Стоимость (после изменения) необходимо указать стоимость земельного участка с учетом переоценки, а в графе Причина изменения стоимости - причину, которая будет выведена в графе 2 «Изменение стоимости объекта, причина» таблицы «2. Стоимость объекта, изменение балансовой стоимости, начисление амортизации» инвентарной карточки (ф. 0504031) например, «Изменение кадастровой стоимости» (рис. 2).


Рис. 2

Если стоимость после изменения меньше стоимости, учтенной на счете 103.11, на сумму разницы при проведении документа формируется бухгалтерская запись по уменьшению кадастровой стоимости земельного участка:

Дебет 103.11.330 Кредит 401.10.180 - в отрицательном значении.

Кроме того, формируются движения по регистру накопления Стоимость объектов основных средств (рис. 3) для отражения изменения стоимости земельного участка в инвентарной карточке (ф. 0504031).


В связи с динамичным развитием земельных отношений актуальным является вопрос правового обеспечения и технологии учета земельных участков. В статье раскрываются особенности правового регулирования земельных участков как вида непроизведенных активов. Обосновывается факт того, что регистрация и определение кадастровой стоимости земельного участка не являются основанием для принятия земельного участка к бюджетному учету. Рассматриваются особенность земельных участков как единицы учета, технология бюджетного учета их поступления, перемещения и выбытия, случаи их забалансового учета.

Правовое обеспечение учета земельных участков

Законодательное регулирование вопросов, связанных с использованием земельных участков, основывается на применении норм:
- Земельного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 25.10.2001 N 136-ФЗ);
- Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая, часть вторая) от 21.10.1994 N 51-ФЗ (с изм. и доп.);
- Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре";
- Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Бюджетный учет земельных участков ведется в соответствии с:
- Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению";
- Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению".
Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации под земельным участком понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
В соответствии со ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. При этом юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
Кроме этого, согласно ст. 24 Земельного кодекса Российской Федерации из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления юридическим лицам - государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям могут предоставляться земельные участки в безвозмездное срочное пользование на срок не более чем один год.
Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу. Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.
Отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде.
Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации прав на недвижимое имущество устанавливаются в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Федеральным законом N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что земельные участки входят в состав недвижимого имущества. Вследствие этого государственное (муниципальное) учреждение, обладающее правом постоянного пользования земельным участком, должно иметь Свидетельство о государственной регистрации прав.
Таким образом, общие нормы и правила государственной регистрации бюджетными учреждениями применяются на равных условиях с коммерческими организациями.
Согласно Письму Минфина России от 26.05.2006 N 02-14-10а/1406 государственная регистрация права на недвижимое имущество и постановка его на кадастровый учет не являются основанием для принятия земельных участков к бюджетному учету. Учитывая изложенное, специалисты Минфина России отметили, что постановке на бюджетный учет подлежат только те земельные участки, которыми учреждение имеет право распоряжаться в соответствии с Земельным кодексом. Как правило, земля должна быть отражена на балансе исполнительного органа власти (органа местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом.

Особенности бюджетного учета земельных участков

Пунктом 70 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений от 01.12.2010 N 157н определено, что земля относится к непроизведенным активам и учитывается на счете 10300 "Непроизведенные активы".
Отличительной чертой объектов непроизведенных активов является то, что они не являются продуктами человеческого труда и представляют собой землю, ресурсы, недра и т.д. Тем не менее такое имущество может оцениваться в стоимостном выражении, выступать в качестве объекта купли-продажи (или быть объектом иных хозяйственных договоров), а также являться источником получения экономических выгод хозяйствующими субъектами.
При этом в п. 71 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений от 01.12.2010 N 157н указано, что активы отражаются в учете в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот.
Статья 129 ГК РФ определяет оборотоспособность объектов гражданских прав, к которым в соответствии с положениями ст. 128 ГК РФ относятся земля и другие природные ресурсы. Исходя из содержания ст. 129 ГК РФ под оборотом земельных участков следует понимать их отчуждение или переход от одного лица к другому.
Ограничения оборотоспособности земельных участков определены ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом данной нормой установлено, что земли, изъятые из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества подлежат государственному кадастровому учету.
Земельные участки могут иметь рыночную и кадастровую оценку. Согласно ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Права на земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании бюджетных учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в соответствии с нормами действующего законодательства.
В рамках участника (стороны) в договоре на безвозмездное (бессрочное) пользование бюджетные учреждения, органы государственной власти, местного самоуправления регистрируют участок земли согласно соответствующим нормативным актам. Следует напомнить, что регистрация и определение кадастровой стоимости земельного участка не являются основанием для принятия земельного участка к бюджетному учету.
Расходы, связанные с регистрацией земельных участков, осуществляются учреждениями по подстатье 226 "Прочие работы, услуги".
Земельные участки отражаются по их первоначальной стоимости в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот.
Следуя юридической логике, вовлечением земельных участков в хозяйственный оборот являются:
- приобретение земельных участков;
- безвозмездное получение земельных участков от других бюджетов, государственных и муниципальных организаций других бюджетов, негосударственных организаций;
- продажа земельных участков;
- передача земельных участков другим бюджетам, государственным и муниципальным организациям другого бюджета, негосударственным организациям.
Вовлечение земельных участков в экономический (хозяйственный) оборот осуществляется с учетом ограничений, установленных ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данные ограничения вовлечения земельных участков в экономический (хозяйственный) оборот следует учитывать при отражении операций с земельными участками в бюджетном учете.
В составе земельных участков не учитываются здания и сооружения, построенные на земле, насаждения.
Земельные участки как вид непроизведенных активов отражаются по их первоначальной стоимости в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот, которая формируется на счете 010613000 "Вложения в непроизведенные активы - недвижимое имущество учреждения".
Термин "первоначальная стоимость" применяется ко всем группам внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов и непроизведенных активов). Однако п. 72 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений от 01.12.2010 N 157н определено, что в целях формирования первоначальной стоимости объектов непроизведенных активов при их приобретении, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, фактические вложения учреждения формируются с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, включая:
1) суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу (поставщику);
2) суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта непроизведенных активов;
3) регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением объекта непроизведенных активов;
4) суммы вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект непроизведенных активов;
5) иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта непроизведенных активов.
Кроме того, не включаются в сумму фактических вложений общехозяйственные и иные аналогичные расходы, а также расходы, связанные с приведением объектов непроизведенных активов в состояние, пригодное для использования.
Для отражения стоимости земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, переданные учреждениям в пользование, в бюджетном учете необходимо проведение целого комплекса мероприятий - геодезические исследования, определение границ, присвоение кадастрового номера и др. Это сопряжено с затратами, которые возможны в случае выделения бюджетных ассигнований. Таким образом, фактически земельные участки могут включаться в состав активов учреждения при условии вынесения соответствующего решения вышестоящего органа, документированного надлежащим образом.
Осуществленные расходы на непроизведенные активы аккумулируются на счете 010613000 "Вложения в непроизведенные активы - недвижимое имущество учреждения". По завершении процесса формирования первоначальной стоимости собранные затраты списываются в дебет счетов, открытых к счету 010311000 "Земля - недвижимое имущество учреждения".
В соответствии с п. 79 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений от 01.12.2010 N 157н под категорией "земля" понимаются объекты непроизведенных активов в виде земельных участков, а также неотделимые от земельных участков капитальные расходы, к которым относятся расходы неинвентарного характера (не связанные со строительством сооружений) на культурно-технические мероприятия по поверхностному улучшению земель для сельскохозяйственного пользования, производимые за счет капитальных вложений (планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню, очистка полей от камней и валунов, срезание кочек, расчистка зарослей, очистка водоемов, мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы, которые неотделимы от земли), за исключением зданий и сооружений, построенных на этой земле (например, дорог, туннелей, административных зданий и т.п.), насаждений, подземных водных или биологических ресурсов.
Операции поступления и безвозмездной передачи земельных участков оформляются актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) N ОС-1 (ф. 0306001).
Каждому земельному участку присваивается уникальный порядковый инвентарный номер, который используется в регистрах бюджетного учета и не обозначается на объектах. Аналитический учет земельных участков ведется в инвентарной карточке учета основных средств.

Поступление земельных участков и принятие их к учету

Учет операций по поступлению объектов непроизведенных активов ведется:
- в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов в части операций по принятию к учету объектов непроизведенных активов по сформированной первоначальной стоимости;
- в Журнале по прочим операциям - по иным операциям поступления объектов непроизведенных активов.
Принятие на бюджетный учет земельных участков в момент вовлечения их в хозяйственный оборот отражается следующими бухгалтерскими записями:
1. Приобретение земельного участка за плату на сумму фактических вложений учреждения в его приобретение - стоимость земельного участка:

Кредит 0 302 33 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению непроизведенных активов".
2. Принятие к учету стоимости услуг, связанных с регистрацией земельного участка:
Дебет 0 106 13 330 "Увеличение вложений в непроизведенные активы - недвижимое имущество учреждения"
Кредит 0 302 26 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам".
3. Учет операций по вложениям в земельные участки при безвозмездном получении:

Дебет 0 106 13 330 "Увеличение вложений в непроизведенные активы - недвижимое имущество учреждения"


Дебет 0 106 13 330 "Увеличение вложений в непроизведенные активы - недвижимое имущество учреждения"


Дебет 0 106 13 330 "Увеличение вложений в непроизведенные активы - недвижимое имущество учреждения"

4. Принятие к бюджетному учету земельного участка по первоначальной стоимости:

Кредит 0 106 13 430 "Уменьшение вложений в непроизведенные активы - недвижимое имущество учреждения".
Такой же бухгалтерской записью оформляется оприходование неотделимых от земельных участков капитальных расходов, а также расходов неинвентарного характера на культурно-технические мероприятия по поверхностному улучшению земель для сельскохозяйственного пользования, производимых за счет капитальных вложений стоимости поступивших земельных участков.
5. Принятие к бюджетному учету по сформированной стоимости земельного участка, полученного в порядке передачи от публично-правовых образований и учреждений, если такая передача не предполагает дополнительных затрат:
- между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств:
Дебет 0 103 11 330 "Увеличение стоимости земли - недвижимого имущества учреждения"
Кредит 0 304 04 330 "Внутриведомственные расчеты";
- между учреждениями разных уровней бюджетов:
Дебет 0 103 11 330 "Увеличение стоимости земли - недвижимого имущества учреждения"
Кредит 0 401 10 151 "Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации";
- между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств в рамках приносящей доход деятельности, а также при их получении от государственных и муниципальных организаций:
Дебет 0 103 11 330 "Увеличение стоимости земли - недвижимого имущества учреждения"
Кредит 0 401 10 180 "Прочие доходы".
При принятии к учету земельных участков, которые ранее не были учтены, но фактически находились в собственности, владении или пользовании учреждений и органов управления, правомерно применение порядка принятия к учету активов, выявленных в качестве излишков при проведении инвентаризации. Оприходование излишков земельных участков, выявленных при инвентаризации, отражается по рыночной стоимости на дату принятия их к бюджетному учету:
Дебет 0 103 11 330 "Увеличение стоимости земли - недвижимого имущества учреждения"
Кредит 0 401 10 180 "Прочие доходы".

Перемещение и выбытие земельных участков

Рассматривая учет операций по выбытию и перемещению земельных участков, следует отметить, что эти операции ведутся в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.
Внутреннее перемещение земельных участков между материально ответственными лицами в учреждении отражается внутренней бухгалтерской записью по соответствующим счетам аналитического счета 010311000 "Земля - недвижимое имущество учреждения".
Выбытие земельных участков, находящихся на бюджетном учете в учреждениях, отражается в зависимости от причин выбытия:
1. При реализации земельных участков, а также в случае их выбытия как пришедших в негодность оформляется бухгалтерская запись:
Дебет 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами"

Приведение земельных участков в негодность подразумевает не только фактическое ухудшение эксплуатационных свойств (снижение плодородия земельных участков сельскохозяйственного назначения, загрязнение земель), но также возникновение факторов, влияющих на рыночную стоимость активов (объявление сервитутов, развитие по соседству промышленных зон и т.п.).
Под недостачей земельных участков понимается выявление документальной ошибки, в результате которой неправильно установлена их рыночная стоимость или неправильно определены границы земельного участка.
2. При безвозмездной передаче земельных участков:
- между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств:
Дебет 0 304 04 330 "Внутриведомственные расчеты"

- между учреждениями разных уровней бюджетов:
Дебет 0 401 20 251 "Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации"
Кредит 0 103 11 430 "Уменьшение стоимости земли - недвижимого имущества учреждения";
- между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств в рамках приносящей доход деятельности, а также при их получении от государственных и муниципальных организаций:
Дебет 0 401 20 241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям"
Кредит 0 103 11 430 "Уменьшение стоимости земли - недвижимого имущества учреждения";
- другим организациям, не являющимся государственными и муниципальными:
Дебет 0 401 20 242 "Расходы на безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций"
Кредит 0 103 11 430 "Уменьшение стоимости земли - недвижимого имущества учреждения".
3. При списании земельных участков, пришедших в негодность вследствие стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций:
Дебет 0 401 20 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами"
Кредит 0 103 11 430 "Уменьшение стоимости земли - недвижимого имущества учреждения".
4. При выбытии земельного участка в форме вложения в уставные капиталы организаций:
Дебет 0 302 73 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению акций и по иным формам участия в капитале"
Кредит 0 103 11 430 "Уменьшение стоимости земли - недвижимого имущества учреждения".
Выбытие земельных участков в форме их внесения в уставные капиталы хозяйственных обществ, товариществ возможно в отношении земельных участков, находящихся в собственности учреждения или органа управления, финансируемого за счет бюджетных средств.
Особенность земельных участков как непроизведенных активов заключается в том, что на них не начисляется амортизация, так как их стоимость с течением времени не снижается. Кроме этого, срок полезного использования земельных участков - неопределенный.

Забалансовый учет земельных участков

Согласно п. 77 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений от 01.12.2010 N 157н отражение в учете учреждения операций, связанных с получением (предоставлением) прав использования объектов непроизведенных активов, на балансовых счетах учета непроизведенных активов не осуществляется.
Из смысла п. 332 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений от 01.12.2010 N 157н следует, что имущество, полученное с правом бессрочного пользования, должно учитываться учреждением на забалансовых счетах. Таким образом, положения абз. 1 п. 333 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений от 01.12.2010 N 157н позволяют сделать вывод о том, что в соответствии с учетной политикой земельные участки могут обособленно учитываться в учреждении на счете 01 "Имущество, полученное в пользование".
Однако, руководствуясь абз. 3 п. 332 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений от 01.12.2010 N 157н, уполномоченные должностные лица могут принять решение об учете земельных участков на специальном дополнительном забалансовом счете. В этом случае платежи, осуществляемые учреждением за предоставленное им право пользования земельным участком, относятся в состав расходов, относимых на финансовый результат текущего финансового года.
Таким образом, особенности правового статуса земельных участков, относимых к категории непроизведенных активов, в настоящее время регулируются нормами гражданского и земельного законодательства. В бюджетном учете предусмотрен балансовый и забалансовый учет земельных участков, что обусловлено юридическими правами учреждения на эти объекты непроизведенных активов. Амортизация на земельные участки не начисляется в связи с тем, что их стоимость с течением времени не снижается и срок полезного использования является неопределенным.

I. Согласно новой редакции Инструкции 157н и федеральным стандартам земельные участки и отдельные права на них учитывайте на следующих счетах ():

Забалансовый счет 01

1. Используемые учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования.

2. Вовлекаемые уполномоченными органами в хозяйственный оборот, собственность по которым не разграничена.

Полученные в операционную аренду.

Договор аренды земли можно квалифицировать .

Числящиеся в составе казны.

Например, сервитут может быть установлен для прохода и проезда через соседний участок.

Основание: выписка из ЕГРН, документ о праве постоянного (бессрочного) пользования.

Основание: договор аренды земельного участка.

Основание: выписка из ЕГРН, подтверждающая собственность публично-правового образования.

Основание: выписка из ЕГРН о регистрации сервитута на основании судебного акта или соглашения.

II. Поступление земельных участков отражайте на балансовых счетах такими проводками:

В казенном учреждении

В органе управления имуществом казны

В бюджетном или автономном учреждении

КРБ 1 103 11 330

КДБ 1 401 10 189

КРБ 1 108 55 330

КДБ 1 401 10 189

III. При передаче участка в операционную аренду отразите внутреннее перемещение:

IV. Не забывайте перед сдачей годовой отчетности проверять, не пересмотрена ли кадастровая стоимость земельных участков. Если не учтете эти корректировки, отчетные данные будут существенно искажены. Изменение кадастровой стоимости участков отразите проводками.

" № 12/2017

Комментарий к Письму Минфина РФ от 14.09.2017 № 02-07-05/59444.

За некоторыми автономными учреждениями на праве постоянного бессрочного пользования закреплены земельные участки. Они учитываются на счете 0 103 11 000 «Земля – недвижимое имущество учреждения» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по кадастровой стоимости (п. 71 Инструкции № 157н).

Для справки:

Земля – объекты непроизведенных активов в виде земельных участков, а также неотделимые от земельных участков капитальные расходы, к которым относятся расходы неинвентарного характера (не связанные со строительством сооружений) на культурно-технические мероприятия по поверхностному улучшению земель для сельскохозяйственного пользования, производимые за счет капитальных вложений (планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню, очистка полей от камней и валунов, срезание кочек, расчистка зарослей, очистка водоемов, мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы, которые неотделимы от земли), за исключением зданий и сооружений, построенных на этой земле (например, дорог, туннелей, административных зданий и т. п.), насаждений, подземных водных или биологических ресурсов (п. 79 Инструкции № 157н).

В комментируемом Письме от 14.09.2017 № 02-07-05/59444 Минфин отметил, что в случае, если земельного участка неизвестна ввиду отсутствия в регистрационных документах соответствующей информации, это не дает субъекту учета права не отражать событие по поступлению указанного нефинансового актива в бухгалтерском учете.

Из положений п. 23 Инструкции № 157н следует, что первоначальной стоимостью земельных участков, находящихся у учреждений на праве безвозмездного (бессрочного) пользования, признается их рыночная (кадастровая) стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Поскольку земельный участок не был приобретен, его кадастровая стоимость неизвестна, в этом случае рыночная стоимость участка устанавливается комиссией по поступлению и выбытию активов. После того, как земельный участок будет принят на кадастровый учет и по нему будет известна кадастровая стоимость, его первоначальная стоимость корректируется.

Согласно п. 20 Инструкции № 183н операции по поступлению объектов непроизведенных активов оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Принят к учету на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, в том числе расположенный под объектами недвижимости (учитывается по кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенном за пределами территории РФ)

Изменена стоимость земельного участка, ранее принятого к бухгалтерскому учету, в связи с изменением его кадастровой стоимости:

– в случае увеличения стоимости земельного участка

– в случае уменьшения стоимости земельного участка

(операция отражается методом «красное »)

Здесь же приведем рекомендации, изложенные в Письме Минфина РФ № 02-07-07/5669, Казначейства РФ № 07-04-05/02-120 от 02.02.2017, в отношении отражения стоимости земельных участков в балансе (ф. 0503130). Данную форму автономные учреждения заполняют только в случае, если им переданы бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, что бывает крайне редко. Несмотря на то, что такие разъяснения не совсем относятся к автономным учреждениям, позиция Минфина нам показалась интересной и мы считаем, что автономные учреждения вполне могут использовать ее в своей работе (при составлении бухгалтерской отчетности). Из вышеназванного письма следует, что изменение кадастровой стоимости земельного участка после отчетной даты, но до представления отчетности относится к существенному событию и подлежит отражению в отчетности за 2017 год. При этом в случае, если для соблюдения сроков представления бюджетной отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов (документов, подтверждающих изменение кадастровой стоимости земельного участка) информация о событии после отчетной даты не используется при формировании балансовых показателей отчетности, сведения об указанном событии и его оценке в денежном выражении подлежат раскрытию при представлении бюджетной отчетности в текстовой части разд. 4 «Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности» пояснительной записки (ф. 0503160).

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.