Данные таможенной статистики внешней торговли. Таможенная статистика внешней торговли российской федерации

Внимание!

Компания «VVS» НЕ ЗАНИМАЕТСЯ ТАМОЖЕННЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ ТОВАРОВ И НЕ КОНСУЛЬТИРУЕТ ПО ДАННЫМ ВОПРОСАМ.

Данная статьи носит исключительно информационный характер!

Мы предоставляем маркетинговые услуги по анализу импортных и экспортных потоков товаров, исследованию товарных рынков и т.д.

С полным перечнем наших услуг Вы можете ознакомиться .

Вконтакте

Одноклассники

Разработка бизнес-плана подразумевает в числе прочих задач изучение рынка и конкурентной среды, анализ выбранной ниши, сбор статистических данных. Основные требования, которые предъявляются к статданным – это достоверность и актуальность. Какие же источники может использовать начинающий предприниматель для аналитики? В этой статье мы подробно расскажем, что такое таможенная статистика и как ее использовать.

Что собой представляет таможенная статистика ВЭД

Статистика таможенных органов довольно часто используется в работе маркетологов, директоров по развитию и прочих представителей топ-менеджмента. Таможенная статистика дает достаточно полное, объективное и достоверное представление об экспортно-импортных операциях и прочих стратегически важных аспектах внешнеэкономической деятельности нашей страны.

Любая точная наука начинается с разработки методологических основ учета. Методология таможенной статистики и принципы расчета основных показателей были утверждены еще в прошлом веке – в 1994 году (приказ ГТК России от 28.04.94 N 180). Основополагающий документ так и называется – «О Методологии таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации». За его основу взяты нормы международной статистики в области торговых связей, которые определяются Статистической комиссией ООН.

Методология определяет объекты статистики, правила учета, расчет показателей, а также общие принципы формирования таможенной статистики, обусловленные принятой системой учета экспорта и импорта в стране.

Деятельность таможенных органов не ограничивается только контролем экспорта и импорта, поэтому в статистике таможни выделяют два основных блока: статистику внешнеэкономических связей и специальную таможенную статистику. Ко второму направлению относят сведения, не имеющие отношения к торговым операциям, а именно:

    Сведения и статистику о пассажиропотоках – количество физических лиц, которые пересекли границу России за отчетной период (количество въезжающих и выезжающих человек);

    Сведения о международных перевозках товаров и грузов;

    Сведения оперативно-розыскного и правоохранительного характера – количество уголовных дел, возбужденных сотрудниками таможенных органов, объем поставок контрабандной продукции, количество изъятых из незаконного оборота наркотических веществ и т. п.;

    Сведения о валютных операциях (статистика валютного контроля), о ввозе и вывозе валютных ценностей;

    Статистика по таможенным платежам с разбивкой по видам.

А также специальная таможенная статистика ведет учет товаров, ставших государственной собственностью и обеспечивает контроль над их передачей в соответствующие федеральные органы.

В целом следует признать, что статистика в таможенном деле в России организована на довольно приличном уровне. Подтверждает этот факт выпуск на регулярной основе официальных справочников по статистике внешней торговли. Впрочем, подобные материалы выпускаются во всех экономически развитых странах, которые уделяют особое внимание статистике внешнеэкономических связей.

Характерно, что сегодня выпуском справочников по статистике внешней торговли занимаются не только государственные органы. При этом издания по заказу частных компаний отличаются более детализированной и развернутой информацией. Изучение подобных материалов позволяет вполне объективно оценить глубину и географическую направленность внешнеэкономических связей, структуру экспорта и импорта, степень интеграции в мировой рынок.

Таможенные органы РФ имеют полную и постоянно обновляемую базу данных ГТД , в которой содержится обстоятельная информация по каждой грузовой таможенной декларации (дата регистрации, информация о товаре, включая количество и стоимость, данные грузополучателя и отправителя и прочие сведения). Эта база является основой для формирования таможенной статистики.

Таможенная статистика РФ дает достоверное представление обо всех товарных позициях в соответствии с ТН ВЭД, прошедших через границу. Анализ этих данных позволяет оценить объемы экспорта и импорта, выявить формирующиеся тенденции, определить краткосрочную и среднесрочную перспективы развития внутреннего и внешнего рынков.

Таким образом, изучение статистики ВЭД немаловажно для принятия управленческих решений, выбора стратегии ведения бизнеса, оценки конкурентоспособности среды для предприятий, которые планируют работать или уже ведут свою деятельность на внешнем рынке.

Кому и зачем нужна таможенная статистика внешней торговли

Если рассуждать с позиций бизнеса, таможенная статистика позволяет проанализировать структуру внешней торговли в стоимостном и количественном выражении, уровень цен в динамике, наметить основные пути экспорта и страны-импортеры.

Опытный аналитик при изучении статистики ВЭД может определить устойчивые тенденции рынка по конкретным товарным позициям, выявить сезонные колебания и сделать предварительный прогноз о дальнейшей перспективе внешнего рынка.

Таможенная статистика наряду с маркетинговыми исследованиями и другими аналитическими инструментами позволяет объективно оценивать уровень конкуренции в отрасли и в конкретном регионе, а значит эффективно управлять рисками, проводить диверсификацию бизнеса, находить новые рынки сбыта.

В каких случаях целесообразно изучение таможенной статистики ВЭД?

Во-первых, при создании нового производственного предприятия , планирующего заниматься сбытом продукции на внешнем рынке.

Во-вторых, в процессе планирования расширения организации по товарному ассортименту и при выходе на новые рынки сбыта (внутренние и зарубежные).

В-третьих, в процессе разработки маркетинговых стратегий для поиска новых географических потоков для продукции предприятия.

В-четвертых, во время проведения анализа и оценки деятельности фирмы на внешнем рынке.

В-пятых, в процессе подготовки к осуществлению деятельности , связанной с обращением в таможенные органы. Например, при оказании посреднических услуг по организации экспорта или импорта или в рамках международного инвестиционного сотрудничества.

Таким образом, таможенная статистика России, Таможенного союза и Евросоюза – эффективный инструмент, дающий всестороннее и объективное представление о рыночной ситуации, а также позволяющий выявить основных игроков рынка, найти партнеров и поставщиков, определить перспективы отрасли в целом.

Ключевые задачи таможенной статистики перед государством и бизнесом

Ведение таможенной статистики в первую очередь предполагает выполнение ряда задач государственной важности:

    Получение актуальных данных о структуре экспорта и импорта, географии поставок;

    Валютный контроль;

    Отслеживание своевременного поступления таможенных платежей в бюджет;

    Предоставление данных для расчета торгового и платежного баланса России;

    Расчет индексных показателей (индексы средних цен, «условной торговли» и т. п.);

    Разработка системы показателей, применяемых для расчета статданных, а также методологии учета и определение источников формирования исходных данных;

    Своевременное предоставление статистических данных и необходимой информации соответствующим органам государственной власти для объективного и качественного анализа международных торговых связей и экономической ситуации на мировых рынках, составления прогнозов внешнеэкономического развития, а также для принятия решений по вопросам внешней торговой политики и прочих аспектов внешнеэкономической деятельности. На основе представленных данных государственные органы также оценивают эффективность проводимой внешнеэкономической политики, действенность предпринятых мер по тарификации таможенных услуг, проводят оценку экономической безопасности;

    Своевременное предоставление данных и отчетности в международные организации (Всемирная таможенная организация, Статистическая комиссия ООН, Совет руководителей таможенных служб СНГ) в рамках заключенных договоренностей по обмену статистикой;

    Следование принципу сопоставимости статданных таможенной статистики России и ее международных партнеров.

Откуда берутся данные таможенной статистики

Основополагающим источником таможенной статистики являются грузовые таможенные декларации, вся информация по которым направляется в Федеральную таможенную службу (ФТС). Таким образом, получается единая база ГТД. Конечно, в первоначальном виде собранные сведения являются неструктурированными и «сырыми» и не вся информация в этой базе данных – коммерчески интересна. Но стоит отделить зерна от плевел, и можно провести полноценный анализ деятельности конкурентов, к примеру. Как правило, для маркетологов, менеджеров ВЭД и руководителей коммерческих предприятий интерес представляют следующие виды данных в общем объеме таможенной статистики:

    Данные грузополучателей и грузоотправителей (наименование и адрес), а также фактических производителей;

    Стоимость партии товара. Следует различать фактурную стоимость (в валюте контракта) и статистическую (в долларах США);

    Количество, вес или объем товара, выраженный в соответствующих единицах измерения;

    Код товарной номенклатуры товара – в соответствии со справочником ТН ВЭД;

    Описание партии товара – может быть совсем кратким (буквально в несколько слов), в некоторых ГТД приводится развернутое описание с указанием технических характеристик, химических свойств, комплектации и т. д. Особенно это важно для товаров, являющихся сложными по составу;

    Дата оформления груза на таможенном посту.

Отметим также, что статистика учитывает эти данные по каждой внешнеторговой сделке.

Таможенная статистика ФТС позволяет вычислить среднюю цену за единицу товара и определиться со своей контрактной ценой. Для этого необходимо статистическую стоимость груза разделить на количество однородных товаров в партии (фрукты, сыры, кофе, строительные смеси). Довольно часто декларируются группы, которые хоть и могут иметь одинаковый код ТН ВЭД, но отличаются по цене (например, обувь, сумки, посуда, игрушки и т. п.). Но все же среди многочисленных ГТД вполне можно найти партию с однотипными товарами.

Где бесплатно публикуется официальная таможенная статистика

Несмотря на то, что таможенная статистика представляет явный коммерческий интерес, сведения о структуре экспорта и импорта можно найти в свободном доступе на официальном сайте ФТС. Особый интерес этот сервис будет представлять для маркетологов и менеджеров, занимающихся формированием статистики и аналитикой ВЭД.

Интересующую статистику можно найти в разделе «Анализ данных», нужно выбрать необходимые фильтры и нажать на кнопку «Показать результат». На экране появится табличная форма, в которой отдельным столбцами отражена следующая информация:

    Код ТН ВЭД;

    Страна-импортер или экспортер;

    Период, за который выбраны статданные;

    Статистическая стоимость в долларах (в тысячах или миллионах долларов – в зависимости от выбранного фильтра);

    Объем в килограммах или тоннах (для определенных товаров может быть указано количество в штуках);

    Субъект РФ – регион, в котором находится грузополучатель или грузоотправитель.

Сервис на официальном сайте таможенной статистики также позволяет выгрузить данные в MS Excel.

На сайте таможенной статистики есть подробная инструкция для пользователей с пошаговым описанием работы системы.

Конечно, обработка, структурирование, группировка и приведение данных статистики в «читаемый» вид займет немало времени. Заинтересованным лицам порой проще заказать готовый отчет по конкретным запросам, чем лично разбираться во всех манипуляциях с табличными формами.

Как осуществить анализ таможенной статистики и выбрать нужную информацию

Каждый, кто имеет какое-либо отношение к таможенному делу и внешнеэкономической деятельности или хотя бы раз смотрел отчеты по таможенной статистике, знаком с международным классификатором товарной номенклатуры (ТН ВЭД). Это единый справочник для всех таможенных постов, в котором содержится около 11 тысяч кодов для разных товарных категорий и подгрупп.

Казалось бы, чтобы получить необходимую статистику, стоит лишь найти в классификаторе нужный код. За умеренную плату десятки аналитических компаний готовы предоставить вам готовый отчет по выбранному коду за любой интервал времени. Но не все так просто. Есть нюансы, о которых стоит поговорить.

Дело в том, что номенклатурный код не всегда абсолютно точно совпадает с конкретным товаром. В ряде случаев к одному коду могут относиться несколько близких товарных групп, и тогда выборка данных по коду будет шире, чем требуется. При другом раскладе товар можно отнести к разным кодам, и тогда выборка всего лишь по одному не даст полноценной информации.

Далеко не всегда можно сразу определить, к какому коду относится продукция компании.

Например, фирма импортирует стеганые одеяла, менеджер по ВЭД при заполнении ГТД вполне закономерно указывает код 9404. А вот конкуренты могут указать как этот код, так и другой – «Одеяла и пледы дорожные», код 6301. И тот, и другой варианты являются верными и никакой ошибки с точки зрения работников таможни здесь не будет. Но при проведении анализа таможенной статистики подобные уточнения могут сыграть большую роль. Если оценивать выбранную рыночную нишу по стеганым одеялам только по коду 9404, выборка данных будет показывать одни цифры, а если использовать два кода (9404 и 6301) в формировании таможенной статистики, то сведения отчета будут существенно отличаться.

И таких «ловушек» по классификатору можно найти довольно много. К тому же никто не отменял человеческий фактор. Во-первых, компания, оформляя таможенную декларацию, может допустить ошибку в выборе кода, а сотрудник таможни попросту этого не заметить. Во-вторых, представители компании, отправляющей груз, и таможенный инспектор могут иметь разные представления о выборе кода. Например, компания декларирует поставляемый товар по коду 1901 «Готовые пищевые продукты, не содержащие какао», в то время как таможенник может отнести их к категории 1704 «Кондитерские изделия из сахара, не содержащие какао».

Аналогично обстоят дела и по некоторым другим номенклатурным кодам. Например:

    Синтетические ткани из полиэстера можно декларировать по коду 5512 или 5407;

    Корм для кошек и собак – 230910 и 230990;

    Копировальные машины и аппараты – 8443 и 8472;

Если ставка таможенной пошлины одинаковая по спорным кодам, сотрудник на таможенном посту может вообще не утруждать себя выбором.

Но если в такой ситуации мы сделаем выборку лишь по одному коду, данные статистики будут далеки от реальных цифр весьма ощутимо. Когда речь идет о разбросе в несколько миллионов долларов, это уже нельзя считать незначительной погрешностью.

Но не все товары прямо и дословно указаны в справочнике. Например, вы не найдете там тепловизоры, если просто введете это слово в форме для поиска.

Аналитика таможенной статистики – дело ответственное и к нему нужно подходить с умом. Как же учесть все вышеперечисленные «особенности» и сделать максимально объективную выборку данных? Для этого предлагаем двухшаговый принцип поиска сведений:

    Определяем ключевое слово или перечень из нескольких слов, которые, по нашему предположению, должны находиться в описании партий товаров;

    Запуск слов по статистике. Если поиск осуществляется собственными силами, отмечаем все поставки с выбранными ключевыми словами. При заказе отчета по таможенной статистике у сторонней организации, желательно список ключевых слов все же определить самостоятельно и предоставить исполнителю. Конечно, опытный аналитик может оценить ситуацию и определить, в каких случаях необходим «сквозной» поиск по ключевым словам, а когда достаточно выборки только по одному номенклатурному коду. Но все же советуем принимать активное участие в предварительном обсуждении и согласовании задания с исполнителем, ведь кто лучше представителя компании разбирается в продукции?

Конечно, нужно быть готовым к тому, что реальные данные таможенной статистики экспорта или импорта окажутся далекими от ваших представлений. Например, вы думали, что основных игроков на рынке четыре, а по отчету их оказалось больше в два раза. Или вы оценивали объем рынка в 5-7 миллионов долларов, а статистика говорит, что поставки импорта в выбранной нише превышают 20 миллионов.

Чтобы быть уверенным в том, что заказанный отчет будет содержательным и полезным, перед оплатой заказа запросите у исполнителя экспресс-отчет по основным показателям таможенной статистики. Тем самым вы обезопасите себя от халтурно выполненной работы и напрасно потраченных денег. Экспресс-отчет по таможенной статистике должен содержать:

    Суммарный торговый оборот по всем поставкам;

    Общее количество поставок за запрашиваемый период;

    Количество поставщиков и покупателей.

Полнота описания данных в грузовых таможенных декларациях также прямым образом влияет на выборку статистических данных.

Выделение в отчете по статистике характеристик товара или разбивка по видам продукции позволяет определить наиболее востребованные и популярные товары в рыночной нише.

Необходимость подробного описания также зависит от отрасли, к которой относятся производство и реализация конкретного товара. Так, в автомобильной области перечень характеристик весьма обширен. Например, описание легкового автомобиля в ГТД включает в себя марку машины, модель, номер шасси, год выпуска, цвет, тип и объем двигателя, мощность и другие характеристики.

Немудрено, что отчеты по статистике ввозимых или вывозимых автомобилей – самые развернутые и трудоемкие. Ведь любую характеристику по каждой поставке необходимо занести в отдельный столбик табличной формы. На языке аналитиков это называется «расшить» описание. Сами таблицы также внушительны по объему и имеют большое количество столбцов.

Далеко не во всех отраслях описание товаров столь детализировано. Приведем примеры некоторых товаров, которые могут обладать широким спектром характеристик:

    В медицинском оборудовании коммерческий интерес представляет разделение по признакам. Например, рентгеновское оборудование может быть разным по своему предназначению: аппараты для компьютерной рентгенографии, маммографы, рентгенотерапевтические аппараты и прочее. Или, например, ингаляторы бывают паровыми, ультразвуковыми, компрессорными;

    В машиностроении в отчетах по статистикестанки подразделяют по назначению: токарные, фрезерные, сверлильные. А также с ЧПУ (числовое программное управление) и без ЧПУ;

    В стеклотарной отрасли при проведении аналитики особое значение придается сфере использования продукции: бутылки для пищевых продуктов и для алкогольной продукции, стеклянная тара для лекарственных препаратов и медицинского назначения;

    В строительной области можно найти много всего интересного. Так, для заказчиков таможенной статистики интересно разделение строительной смеси по назначению: шпатлевка, штукатурка, монтажный и плиточный клеи, декоративная штукатурка, гидроизоляционные составы, звукоизолирующие сухие смеси и т. п.;

    В ветеринарии интерес вызывает разделение витаминных добавок (премиксов) по видам животных: для кур, кроликов, свиней, телят и т. д.;

    В рыбной отрасли заказчикам отчетов по статистике важно знать не только виды поставляемой продукции (лосось, скумбрия, сельдь, морепродукты), но и в каком виде товар доставляется: замороженный или размороженный, целые тушки или рыбное филе и т. д.

С точки зрения статистики и аналитики, хуже всего, когда в графе «Описание» в таможенной декларации написано одно слово, допустим, «оборудование». И понять, что это за оборудование, для каких целей предназначено, – проблематично.

Бывает так, что часть поставок декларируется с подробным описанием, а часть – без указания характерных признаков. В отчете по таможенной статистике поставки с отсутствием характеристик следует прописать отдельно. Этот момент желательно обговорить с исполнителем на начальном этапе работ. Например, в аналитической части отчета указать: 9 процентов поставок листового стекла идут без указания его толщины.

Довольно часто при заполнении таможенной декларации возникает ситуация, когда описание товара не умещается в отведенной графе. В этом случае продолжение переносят на оборотную сторону документа. Таможенная статистика учитывает все данные ГТД, в том числе и с оборотных листов. Но такая «дополнительная» информация (а порой она содержит самые ценные и значимые сведения) формируется уже в отдельную базу данных, и получение подобной статистики потребует дополнительных затрат от заказчика.

Если для вашей продукции можно составить подробное описание, таможенную статистику следует заказывать с включением информации с оборотных листов.

Как статистика в таможенном деле поможет определиться с перспективной рыночной нишей

Большое значение таможенная статистика импорта или экспорта имеет для многопрофильных торговых организаций и холдингов, ассортимент которых состоит из нескольких сотен, а то и тысяч позиций. Изучение таможенной статистики позволяет понять, на какие товарные категории стоит сделать акцент в ближайшее время, какие направления активно развиваются, на товары какого рода сформирован устойчивый спрос. Например, фирма, продающая технику для сельхозпредприятий, прежде чем оформлять заказ у зарубежного поставщика, должна примерно понимать, какая импортная техника наиболее востребована у покупателей: культиваторы, плуги, косилки, мотоблоки?

Компаниям, занимающимся внешнеэкономической деятельностью, полезно изучение отраслевых бюллетеней, которые выпускают информационные агентства. Подобные аналитические справочники выпускаются, как правило, с периодичностью один раз в квартал. Представленная в них статистика позволяет оценить отраслевой рынок в целом, выявить структурные сдвиги, уловить основные тенденции.

Так, информационный бюллетень по машиностроительной отрасли, выпущенный 17 февраля 2014 года, позволяет нам «прочесть» следующую информацию:

1) За 2013 год экспорт российской сельхозтехники вырос на 14,2 % по сравнению с предыдущим годом. Основное направление экспорта: Казахстан и Беларусь;

2) Значительно увеличились поставки:

    центрифуг (44,54 %);

    реактивных двигателей (32,68 %);

    горнодобывающего оборудования (26,05 %);

    ядерных реакторов (20,19 %);

3) В то же время заметно снижение экспортных поставок по следующим видам продукции:

    запчастей (-15,81 %);

    спецтехники (-7,58 %);

    двигателей внутреннего сгорания (-7,29 %);

4) Что касается статистики импорта машиностроительной продукции:

    ввоз легковых автомобилей (-18,6 %);

    ввоз грузовых автомобилей (-27,6 %).

Каждый предприниматель рассчитывает найти рыночную нишу с наименьшим уровнем конкуренции, но в то же время с наметившейся тенденцией к нарастающему спросу. Определить такую «золотую жилу» поможет вдумчивое и детальное изучение таможенной статистики экспорта и импорта.

Вполне логично предположить, что «сигналом» растущего спроса могут служить и увеличение объемов поставок из-за рубежа, и наращивание темпов производства. Отслеживать, конечно, нужно все изменения в динамике, исключая сезонные колебания спроса.

Однако контроль каждой номенклатурной позиции в справочнике ТН ВЭД – занятие довольно трудоемкое. Советуем для начала определиться с отраслевым направлением. Далее формируется нехитрая табличная форма (удобнее всего в MS Excel), в которую вписываются все перспективные товарные категории в виде списка кодов ТН ВЭД и указываются объемы импорта с разбивкой по кварталам. Прирост (или темпы падения) можно рассчитать в процентном выражении. Найти перспективные направления можно практически в любой отрасли.

Следить за изменениями рынка полезно не только новичкам, только присматривающимся к отрасли, но и старым игрокам активно растущего рынка. Чтобы добиться успеха, компания должна расти не только относительно своих собственных показателей, но и касательно конкурентов, для этого нужно понимать, какую долю рынка занимает каждый игрок. Не стоит думать, что потерять часть рынка можно только при падении спроса по всей отрасли. Довольно часто бывает так – рынок растет ускоренными темпами, а компания, напротив, не показывает прироста продаж. Например, товарооборот вашей компании за 2015 и 2016 годы составил примерно по 1,5 миллиона рублей ежегодно. При этом объем рынка за 2016 год по данным официальной статистики – 46 миллионов рублей, что на 40 % превышает показатели 2015 года (33 миллиона рублей). Очевидно, что при таком раскладе вы уже потеряли почти половину своей доли.

Использование данных таможенной статистики в организации требует изучения большого объема информации, которой у предприятия часто нет. Поэтому стоит обратиться к профессионалам. Информационно-аналитическая компания «VVS» является одной из тех, что стояли у истоков бизнеса по обработке и адаптации рыночной статистики, собираемой федеральными ведомствами. Компания имеет 19-летний опыт в сфере предоставления статистики рынка товаров как информации для стратегических решений, выявляющей рыночный спрос. Основные клиентские категории: экспортеры, импортеры, производители, участники товарных рынков и бизнес услуг B2B.

  • Коммерческий транспорт и спецтехника;
  • Статистическое декларирование – это представляемая статформа в таможню с целью учета перемещения груза при обоюдном товарообороте между Российской Федерацией и странами, входящими в членство Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

    Основания:

    1. ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (гл. 49 289-ФЗ);
    2. Постановление "Об организации ведения статистики..." (Постановление № 1329).

    Кто обязан сдавать таможенную статформу

    Лица, представляющие Россию (далее заявитель), заключающие договор от лица или по соглашению лица, заключившего договор на ввоз товаров в РФ с территории стран членов ЕАЭС или транспортировку груза за пределы РФ на территорию стран-членов ЕАЭС, обязаны заполнить и сдать в таможню форму учета перемещения товаров.

    На сегодняшний день такими странами являются:

    • Армения;
    • Беларусь;
    • Казахстан;
    • Киргизия;
    • Россия.

    Декларацию обязаны подавать лица (представители РФ), которые на период приемки (ввоза товара) или транспортировки товара за пределы РФ (вывоза товара) имели права использования полномочий или права распоряжения грузом, а именно:

    • если заключили сделку о ввозе товаров в Россию с территории стран ЕАЭС (вывозе товаров из России в страны ЕАЭС);
    • если от их имени (по их поручению) заключена такая сделка;
    • если сделка не заключалась, но им принадлежит право владения, пользования и (или) распоряжения ввозимыми (вывозимыми) товарами.

    Кому и когда сдается таможенная статистика

    Статистическая форма (образец) заполняется и подается в таможенные органы РФ. Данная форма также заполняется на:

    • временно ввозимые и вывозимые товары (в отношениях РФ – члены ТС) на срок более 1 года;
    • товары, предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе предназначенные для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций,
    • товары, необходимые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований (в отношениях РФ – члены ТС).

    Заполнение и подача статистической формы осуществляется резидентом РФ, заключившим сделку. Также статистические данные может подавать лицо, которое имеет право владения, пользования и (или) распоряжения товарами. Статистическая форма подается не позднее 8 рабочих дней, следующих за отчетным периодом (отчетный период – 1 месяц). Она может подаваться или по каждой отдельной поставке, или по итогам поставок в этом периоде. В одной статистической форме указываются сведения о товарах, перемещаемых в отчетном месяце от одного отправителя в адрес одного получателя в рамках одного контракта (договора), при его наличии.

    Способы подачи статформы в таможню

    Статистическую форму учета перемещения товаров можно предоставить следующими способами:

    • Заполнить ее электронно на сайте Таможенной службы распечатать, заверить печатью, подписью и направить в таможенный орган;
    • При наличии электронной подписи, выданной в таможенных органах, возможен полный процесс электронного заявления.

    Штрафы

    Валерия Булавкина (Яренкова), бухгалтер Firmmaker: "Ответственность за сроки подачи и достоверность данных формы перемещения товаров через границу несет заявитель. До 2017 года таможенные органы за 2 месяца должны были успеть выявить нарушение и сообщить о нем в Росстат, который должны был успеть вынести постановление о привлечении к ответственности. Сейчас штрафовать сможет сама таможня в течение года".

    Экспортеры и импортеры, торгующие со странами ЕАЭС, могут быть оштрафованы, если статистическая форма учета перемещения товаров:

    • не представлена;
    • несвоевременно представлена;
    • содержит недостоверные сведения.
    Ответственность Было до 2017 года Стало с 29.01.17
    Статья Непредоставление первичных статистических данных (ст. 13.19. КоАП РФ) Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статформы (ст. 19.7.13. КоАП РФ)
    Орган Росстат на основании информации, полученной от таможенных органов (ст. 23.53 КоАП РФ) Таможенные органы (ст. 23.8 КоАП РФ)
    Срок давности привлечения к ответственности 2 месяца 1 год (ст. 4.5 КоАП РФ)
    Штраф первичный для организации 20-70 тыс. руб 20-50 тыс. руб.
    для ИП 10-20 тыс. руб. 20-50 тыс. руб.
    для руководителя 10-20 тыс. руб. 10-15 тыс. руб.
    Штраф повторный для организации 100-150 тыс. руб. 50-100 тыс. руб.
    для ИП 30-50 тыс. руб. 50-100 тыс. руб.
    для руководителя 30-50 тыс. руб. 20-30 тыс. руб.

    Заказать таможенную статформу

    Для формирования статформы нашими специалистами Клиенту необходимо будет предоставить следующий пакет документов, по которым был совершена сделка по внешнеэкономической деятельности:

    • Договор (Контракт);
    • Товарные накладные;
    • Счета-фактуры;
    • СМР (товарно-транспортная накладная);
    • Уникальный номер договора или контракта (представляется, если сумма общей стоимости товаров по одному договору за отчетный период достигает или превышает - импорт 3 млн рублей, экспорт 6 млн. руб).

    В перечисленных документах должна обязательно содержаться следующая информация: коды ТН ВЭД ЕАЭС (10 цифр), страна происхождения товара, масса (нетто) товара, единица измерения декларируемого товара, дата принятия/отправки груза, номер декларации на товары (если товар произведен вне территории стран ЕАЭС, формат код ТО/дата/номер - 8/6/7 цифр).

    Как мы работаем

    1. Клиент присылает нам информационную карту (реквизиты) компании предприятия и необходимые документы по экспортно-импортным сделкам (файл xls или накладные). Первый раз это удобно сделать через обратную связь, позже мы закрепим конкретного специалиста;
    2. Мы связываемся, уточняем, сообщаем стоимость, подготавливаем и подписываем договор;
    3. Получаем полную предоплату и начинаем работу;
    4. Итогом работы является загрузка статформы через Личный кабинет участника ВЭД на портале ФТС, передача готовой статформы Клиенту и подписание Акта оказанных услуг.

    Если у Клиента нет ЭЦП для подписания отчета на портале ФТС, то статформу необходимо предоставить в таможенный орган лично или по почте заказным письмом.

    Ежемесячно мы успешно сдаем таможенную статформу компаниям по всей России, которые решили передать эту функцию на аутсорсинг, не терять время и защитить себя от штрафов.

    Стоимость услуги

    Стоимость услуги Фирммейкер по составлению таможенной статформы зависит от количества кодов ТН ВЭД и наличия Декларации на товары (ГТД).

    Если строчек немного и отсутствует Декларация на товары, то стоимость составляет от 500 (пятьсот) рублей за отчет (1 договор = 1 статформа).

    А при наличии Декларации на товары стоимость отчета обычно составляет от 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей в зависимости от сложности и полноты представляемых документов, в сложных случаях общая стоимость отчетов может доходить до 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей, на его подготовку требуется время.

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

    Таможенная статистика внешней торговли является отраслью экономической статистики, предусматривающей сбор, обработку и анализ данных о перемещении товаров через таможенную границу.

    Таможенная статистика представляет информацию о состоянии внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов. С ее помощью осуществляется контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, оценка состояния правопорядка в таможенной сфере и т.д.

    Ведение таможенной статистики - одна из функций таможенных органов. Она осуществляется в соответствии с ТК, Положением о ГТК, утвержденным указом Президента РФ. Первоначальный вариант Методологии СНГ был утвержден главами правительств Содружества Независимых Государств 9 декабря 1994 года. Настоящий вариант Методологии СНГ подготовлен в связи с выходом в 1998 году второго пересмотренного варианта публикации «Статистика международной торговли товарами: концепции и определения», подготовленного Статистическим отделом Организации Объединенных Наций, с учетом положений «Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола 1999 года».

    В настоящее время сбор, обработка и передача данных об экспортно-импортных операциях осуществляется по четырехзвенной системе: таможенные посты; таможни; региональные таможенные управления; ГТК и его Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ). При ведении таможенной статистики используется методология, обеспечивающая международную сопоставимость с данными государственной статистики, используемой в Российской Федерации. Методология подготовлена на базе Государственной программы с учетом соответствующих нормативных документов статистических подразделений ООН и Европейского союза. Методология определяет объекты статистического наблюдения и учета в таможенной статистике внешней торговли.

    Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации учитывает ввоз и вывоз товаров в соответствии с так называемой общей системой учета внешней торговли. Ее объектами становятся все товары (за исключением находящихся в обращении валютных ценностей), ввоз и вывоз которых соответственно увеличивает или уменьшает материальные ресурсы страны. В Методологии определяется порог статистического наблюдения, а также перечень обязательных показателей статистики внешней торговли и порядок сохранения конфиденциальности статистической информации по внешней торговле. Таможенная статистика отражает динамику показателей внешнеторгового оборота, объемов экспорта и импорта в натуральном и стоимостном выражении, изменения географической направленности экспортно-импортных операций.

    Учет экспортных и импортных товаров в натуральном выражении предполагает измерение товаров весом брутто и нетто. Под весом брутто принято понимать общий вес товара вместе с тарой. Вес нетто - это чистый вес без внутренней и внешней тары. Ближайшая внутренняя упаковка, в которой находится товар и которая вместе с ним поступает к потребителю, входит в вес нетто. Статистический аппарат ООН рекомендует при учете количественных показателей применять вес нетто, поскольку он удобен для экономического анализа и сопоставления поставок одного и того же товара разными странами. Показатели веса брутто используются при анализе общего объема перевозок. В этом случае регистрация веса брутто ведется при отгрузке товаров.

    Таможенная статистика ведет учет экспортных и импортных товаров и в стоимостном выражении. Учет экспортируемых товаров производится по ценам ФОБ или франко-граница страны-продавца, и импортируемых- по ценам СИФ или франко-граница страны-импортера. Таможенная статистика включает в экспорт и импорт все товары, пересекающие таможенную границу страны (за исключением транзитных товаров).

    Таможенная статистика ВЭД России - это основной аналитический инструмент, дающий полную информацию по статистике импорта-экспорта, включая объем импорта-экспорта и все остальные показатели, позволяющие выполнить анализ импортно-экспортных операций с высокой степенью достоверности. Объективная картина ситуации на рынке и довольно точные данные о конкурентах - главные причины, из за которых таможенная статистика довольно успешно используется маркетологами.

    Таможенные представители ведут сбор и обработку данных по внешней торговле товарами в соответствии с методами комиссии таможенного союза и образующих таможенную статистику. Таможенная статистика содержит данные не представляющие государственную, коммерческую либо иную тайную информацию и является ценным источником получения данных по состоянию и развитию рынков товаров, а так же основным поставщикам.

    При выполнении кабинетных маркетинговых исследований информация должна браться только из достоверных статистических источников. Таможенная база данных ВЭД России является одним из таких надежных источников, имеющихся в нашем распоряжении.

    Таможенная статистика ВЭД представляет собой:

    базу данных грузовых таможенных деклараций (ГТД), оформленных при импорте-экспорте товаров. База содержит в себе статистическую информацию о всем спектре товарных позиций и дает возможность наблюдать не только за объемом импорта-экспорта, но и отслеживать динамику процессов, происходящих на рынке внешней торговли. Таможенная статистика представлена всеми товарными позициями в соответствии с классификатором ТН ВЭД и позволяет безошибочно определять динамику изменений развития большинства товарных рынков. Подробно анализируя таможенную статистику, можно получить много полезной информации для принятия решения о возможности ведения успешного бизнеса в низкоконкурентной нише как в РФ, так и за рубежом.

    Цели таможенной статистики:

    Таможенная статистика импорта-экспорта дает возможность судить об общем состоянии внешней торговли РФ, об объемах импорта-экспорта конкретных товаров, их динамике поставок, колебаниях цен и основных транспортных потоках. Также, таможенная статистика позволяет проследить тренды рынка по отдельным товарам или компаниям за длительный период времени, начиная с конца 90-х годов. Влияние сезонного фактора на объемы экспорта и импорта. Кроме того, статистика импорта-экспорта обогащает дополнительными сведениями по цене товаров при импорте-экспорте и позволяет подробно проанализировать деятельность конкурентов. На основе таможенной статистики можно так же наиболее конкурентоспособные регионы экспорта - импорта продукции и их показатели.

    Наша таможенная статистика импорта-экспорта содержит информацию о таможенных постах при пересечении границы, странах - импортерах-экспортерах, дате оформления товара, условиях поставки, таможенной стоимости товаров при экспорте-импорте и т.д. Анализ экспорта и импорта большого ассортимента товаров позволяет выбрать для анализа перспективности бизнеса самые конкурентоспособные товары, а также статистика импорта (экспорта) позволяет выбрать наиболее перспективных деловых партнеров.

    Обновляется таможенная статистика ежемесячно.

    В каких случаях необходима таможенная статистика:

    • при планировании расширения существующего предприятия, увеличение присутствия компании на внутренних и внешних рынках;
    • осуществление какую-либо деятельность, связанной с таможенными услугами (грузоперевозки, консалтинг и пр.);
    • создание нового бизнеса, связанного с производством продукции и ее экспортом или импортом;
    • разработка и планирование маркетинговых стратегий выхода на новые рынки;
    • практическое подкрепление теорий практической передовой аналитикой;
    • анализировании информации по внешнеэкономической деятельности.
    Таможенная статистика содержит объективные, достоверные и актуальные данные по ситуации и развитию рынка конкретного товара. Могут использоваться делать анализ состояния дел конкурентов. Находить потенциальных и проверенных поставщиков.

    Актуальные исследования по анализу импорта, экспорта

    Мы также выполняем комплексные маркетинговые исследования рынков. Ниже Вы можете видеть новые работы:


    В соответствии с п. 1 ст. 26 ТК РФ цели таможенной статистики внешней торговли следующие:

    • сбор информации о состоянии внешней торговли Российской Федерации, иначе говоря, об экспорте и импорте товаров в их стоимостном и количественном выражении, а также о географической направленности экспорта и импорта;
    • контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей;
    • валютный контроль;
    • анализ состояния, динамики и тенденций внешней торговли России, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом.

    Формирование и ведение таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации осуществляется на основе Методологии таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, утвержденной приказом председателя ГТК РФ № 1524 от 24 декабря 2003 г.

    В Методологии таможенной статистики внешней торговли России изложены основные правила и процедуры учета данных внешней торговли, которые базируются на положениях таможенного законодательства Российской Федерации. Методология разработана в связи с принятием Таможенного кодекса РФ 2003 г., а также в связи с выходом в 1998 г. второго, пересмотренного варианта публикации «Статистика международной торговли товарами: концепции и определения», подготовленной Статистическим отделом Организации Объединенных Наций (ООН).

    В разделе 111 Методологии таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации закреплены задачи таможенной статистики внешней торговли:

    • содействие развитию внешнеэкономической деятельности, расширению внешнеторговых связей;
    • обеспечение полного и достоверного учета данных об экспорте и импорте Российской Федерации;
    • анализ основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых товаропотоков Российской Федерации в увязке с анализом ее макроэкономической ситуации;
    • разработка внешнеторговой политики Российской Федерации;
    • информационное обеспечение органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации данными таможенной статистики внешней торговли для принятия ими решений в области таможенной политики Российской Федерации и государственного регулирования внешней торговли Российской Федерации в пределах своей компетенции;
    • предоставление внешнеторговых данных международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;
    • предоставление данных таможенной статистики внешней торговли для контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей;
    • использование внешнеторговых данных для валютного контроля в пределах компетенции таможенных органов и органов валютного контроля;
    • предоставление внешнеторговых данных для разработки платежного баланса Российской Федерации;
    • расчет различного рода индексных показателей (например, индексов цен и физического объема и т.д.);
    • подготовка исходных данных для прогнозирования макроэкономических показателей в рамках системы национальных счетов и платежного баланса Российской Федерации;
    • обеспечение сопоставимости данных взаимной торговли между Российской Федерацией и ее внешнеторговыми партнерами;
    • представление внешнеторговых данных для анализа мероприятий в области тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
    • другие задачи, обусловленные таможенной политикой Российской Федерации.

    Перечень приведенных задач не является исчерпывающим.

    В таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации учитываются все товары, которые добавляются к запасам материальных ресурсов страны или вычитаются из них в результате их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоза с таможенной территории Российской Федерации. Транзитные товары и товары, временно допущенные в Российскую Федерацию или временно вывозимые из нее, не включаются в таможенную статистику внешней торговли Российской Федерации, кроме товаров, предназначенных для внутренней или внешней переработки, а также арендуемых на срок более одного года.

    Учет ввоза и вывоза товаров ведется на основании общей системы учета торговли. В общей системе учета торговли в таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации учитываются товары как при импорте, так и при экспорте.

    При импорте учитываются товары, ввозимые:

    • для выпуска для внутреннего потребления;
    • помещаемые под таможенный режим реимпорта;
    • для переработки на таможенной территории;
    • после переработки вне таможенной территории;
    • в соответствии с таможенным режимом переработки для внутреннего потребления;
    • на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемые на таможенный склад;
    • от которых лицо отказывается в пользу государства;
    • для реализации в магазинах беспошлинной торговли;
    • временно ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, сроком на один год и более (иностранные товары);
    • с территории иностранных государств (помещаемые под таможенный режим свободной таможенной зоны);
    • с территории иностранных государств (помещаемые под таможенный режим свободного склада);
    • на таможенную территорию Российской Федерации (предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товары, предназначенные для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товары, необходимые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований).

    При экспорте учитываются товары, вывозимые:

    • в соответствии с таможенным режимом экспорта;
    • с таможенной территории Российской Федерации при завершении действия таможенного режима переработки на таможенной территории;
    • с таможенной территории Российской Федерации при завершении действия таможенного режима переработки для внутреннего потребления;
    • для переработки вне таможенной территории;
    • с таможенной территории Российской Федерации (помещаемые под таможенный режим реэкспорта);
    • помещаемые в магазины беспошлинной торговли для реализации (российские товары);
    • временно вывозимые за пределы таможенной территории Российской Федерации сроком на один год и более (российские товары);
    • с таможенной территории Российской Федерации (предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товары, предназначенные для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товары, необходимые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований).

    Из перечисленных товаров, учитываемых в таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации, исключаются:

    • товары, перемещаемые физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд;
    • товары, ввозимые для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами иностранных государств;
    • товары для обеспечения деятельности российских организаций за границей;
    • товары (припасы) для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажа, предназначенные для реализации пассажирам и членам экипажа морских и воздушных судов;
    • предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимые за пределы таможенной территории Российской Федерации для обеспечения деятельности российских или арендованных (зафрахтованных ) российскими лицами судов, ведущих морской промысел;
    • продукция морского промысла, ввозимая российскими или арендованными (зафрахтованными) российскими лицами судами;
    • топливо и смазочные материалы, вывозимые для бункеровки российских или арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, находящихся за пределами таможенной территории Российской Федерации;
    • топливо и смазочные материалы для бункеровки российских и арендованных российскими лицами судов, находящихся за пределами таможенной территории Российской Федерации;
    • валюта Российской Федерации и иностранная валюта (кроме используемой для нумизматических целей), ценные бумаги;
    • товары, предназначенные для гарантийного обслуживания;
    • ошибочно поставленные товары;
    • товары для представительских целей;
    • выставочные экспонаты;
    • рекламные материалы и сувениры;
    • товары, временно ввозимые (вывозимые) сроком до одного года, в том числе по соглашениям о разделе продукции;
    • товары для зрелищных и спортивных мероприятий;
    • многооборотная тара;
    • образцы товаров;
    • товары, поставляемые по рекламации;
    • товары, поставляемые для ремонта или после ремонта;
    • российские товары, выпускаемые для свободного обращения в связи с их нереализацией в магазине беспошлинной торговли;
    • российские товары, выпускаемые для свободного обращения с таможенного склада в связи с отказом от их вывоза с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта;
    • природный газ, поставляемый в подземные хранилища газа;
    • товары, перемещаемые трубопроводным транспортом, необходимые для проведения его пусконаладочных работ;
    • материальные носители, разработанные на заказ, содержащие объекты интеллектуальной деятельности, в том числе военного, специального и двойного назначения, и не предназначенные непосредственно для реализации на потребительском рынке;
    • товары, в отношении которых приостанавливается действие таможенного режима;
    • отходы, образовавшиеся в результате переработки товаров на таможенной территории Российской Федерации и переработки для внутреннего потребления;
    • товары, поставляемые в счет залога.

    Товары, ранее ввезенные и помещенные под иной таможенный режим на таможенной территории Российской Федерации, которые были учтены в импорте Российской Федерации, при изменении таможенного режима повторно в таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации не учитываются.

    Для формирования таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации используются следующие показатели:

    • отчетный период;
    • направление товаропотока (ввоз или вывоз);
    • страна происхождения;
    • страна назначения;
    • торгующая страна;
    • страна отправления;
    • статистическая стоимость;
    • код и наименование товара;
    • вес нетто;
    • вес брутто;
    • количество товара в дополнительных единицах измерения;
    • код и наименование дополнительных единиц измерения;
    • характер сделки;
    • таможенный режим;
    • особенность декларирования товара;
    • специальная таможенная процедура;
    • регион (автономный округ, область, край и т.д.).

    В таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации применяются стандартные единицы количественного учета, указанные в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и утвержденные Всемирной таможенной организацией. Показатели веса декларируемых товаров учитываются на основе веса нетто (в килограммах):

    • 1) для товаров, перемещаемых в упакованном виде, - масса декларируемых товаров с учетом только первичной упаковки, если в такой упаковке исходя из потребительских свойств товары представляются для розничной продажи и первичная упаковка не может быть отделена от товара до его потребления без нарушения его потребительских свойств; масса декларируемых товаров без учета какой-либо упаковки в остальных случаях;
    • 2) для товаров, перемещаемых без упаковки (насыпью, наливом, навалом) или трубопроводным транспортом, - общая масса товаров.

    Под упаковкой понимаются любые изделия и материалы, служащие или предназначенные для упаковывания, защиты, размещения, крепления или разделения товаров, за исключением упаковочных материалов, ввозимых навалом (соломы, бумаги, стекловолокна, стружки и т.д.). В необходимых случаях для сбора и обработки статистических данных ведется одновременный учет товаров по количеству, выраженному в дополнительных единицах измерения (в штуках, литрах, кубических метрах и др.). Эти единицы измерения указаны в графе ТН ВЭД «Дополнительные единицы измерения».

    В таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации странами-партнерами являются:

    • при экспорте - страна последнего известного назначения товара;
    • при импорте - страна происхождения товара.
    • Учет экспорта товаров ведется по торгующей стране, если на момент вывоза товара страна последнего назначения неизвестна.
    • Учет импорта товаров ведется по стране отправления:
    • для товаров, в момент поставки которых страна происхождения неизвестна;
    • для реимпортных товаров;
    • для товаров, включенных в группу 97 ТН ВЭД («Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат»), раздела XXI с одноименным названием.

    Страной последнего известного назначения товара является последняя страна, в которую (насколько это известно на момент вывоза) должны быть доставлены товары независимо от того, куда они были отправлены первоначально и были они или нет по пути в эту последнюю страну предметом любых коммерческих сделок или других операций, которые меняют их юридический статус.

    Торгующая страна при экспорте - это страна, в которую товары проданы, т.е. в которой зарегистрировано или постоянно проживает лицо, являющееся контрагентом российского лица по совершенной им внешнеэкономической сделке.

    Страна происхождения товара - это страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. Под страной происхождения товара могут пониматься либо группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товара.

    Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:

    • полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальном море или на его морском дне;
    • продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;
    • животные, родившиеся и выращенные в данной стране;
    • продукция, полученная в данной стране из выращенных в ней животных;
    • продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;
    • продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны;
    • продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции морского промысла;
    • продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;
    • отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;
    • продукция высоких технологий, полученная на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является государством регистрации космического объекта;
    • товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной выше.

    Если в производстве товаров участвуют две страны и более, то страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки.

    Если в отношении товаров отдельных видов или товаров какой- либо страны не оговорены особенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, то применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по его переработке или изготовлению произошло изменение его классификационного кода по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков.

    Независимо от положений, перечисленных выше, не отвечают критериям достаточной переработки:

    • 1) операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения или транспортировки;
    • 2) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
    • 3) простые сборочные операции и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояния товара, по перечню, определяемому Правительством РФ;
    • 4) смешивание товаров, происходящих из разных стран, если характеристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.

    Для определения страны происхождения товаров в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, используются также следующие критерии достаточной переработки:

    • 1) выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции были проведены;
    • 2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

    При установлении порядка применения критериев достаточной переработки для отдельных товаров, ввозимых из стран, которым Российская Федерация предоставляет тарифные преференции, для предоставления тарифных преференций Правительство РФ вправе определять условия применения правил непосредственной закупки и прямой отгрузки.

    Исходными данными при формировании таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации являются сведения, содержащиеся в грузовых таможенных декларациях (ГТД), отнесенных нами к группе таможенных документов информационноудостоверительного характера. Порядок заполнения ГТД предусмотрен в Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной приказом руководителя ФТС РФ № 762 от 11 августа 2006 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

    Для повышения доверия к публикуемым данным таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации и для их правильной интерпретации осуществляются следующие действия:

    • в статистические публикации включается информация об источниках и методах сбора данных;
    • заранее объявляется о сроках публикации данных;
    • пользователи ежемесячно информируются о состоянии внешней торговли в специальных бюллетенях или передачей данных по электронной почте;
    • данные регулярно обновляются (при получении дополнительной информации) с учетом потребности пользователей в достоверных статистических данных.

    Обобщающие показатели экспорта и импорта Российской Федерации, а также данные по основным странам-партнерам и товарным группам ТН ВЭД обновляются ежемесячно.

    Подробные данные таможенной статистики внешней торговли, характеризующие состояние внешней торговли Российской Федерации, публикуются в квартальных, годовых сборниках и включают:

    • объем экспорта и импорта в целом и в разрезе по странам и группам стран;
    • долю отдельных стран и групп стран во внешней торговле Российской Федерации;
    • данные по экспорту и импорту Российской Федерации в натуральном и стоимостном выражении по товарам в кодах ТН ВЭД;
    • данные по экспорту и импорту Российской Федерации в разрезах «товар - страна» и «страна - товар»;
    • публикации индексов внешней торговли, обеспечивающих возможность более глубокого анализа тенденций развития внешней торговли Российской Федерации, в частности, индексов цен и физического объема, как в отношении агрегированных суммарных значений экспорта и импорта, так и наиболее важных товарных групп.

    Порядок публикации данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации предусмотрен приказом председателя ГТК РФ «Об опубликовании данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации» № 74 от 22 февраля 1994 г. В частности, с 1994 г. предусмотрено опубликование ежеквартальных бюллетеней «Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации» и годового сборника «Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации». План-график подготовки и выпуска в свет ежеквартальных бюллетеней и годовых сборников утвержден приказом председателя ГТК РФ «Об обеспечении официальных публикаций данных по таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации» № 341 от 4 июля 1994 г.

    Данные о торговле Российской Федерации с зарубежными странами за 2001 г. были опубликованы в сборнике «Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации» . Материалы данного сборника подготовлены на основе обработки и обобщения около 2,1 млн ГТД. Сборник содержит данные: об экспорте и импорте в целом, а также с разбивкой по группам стран и странам; об экспорте и импорте в распределении по группам товаров (товарная структура, двузначные позиции ТН ВЭД СНГ); индексы средних цен и физического объема; данные об экспорте и импорте в натуральном и стоимостном выражении по товарам (около 2000 товаров); об экспорте и импорте в разрезе «страна - товар». По данным таможенной статистики в 2001 г. внешнеторговый оборот Российской Федерации составил 140,7 млрд долл. США и по сравнению с

    2000 г. вырос на 2,7%, в том числе экспорт - 99,2 млрд долл, (снижение на 3,8%), импорт - 41,5 млрд (рост на 22,6%).

    Информация по внешней торговле, предоставленная таможенным органам Российской Федерации государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, может использоваться исключительно в таможенных целях.

    Конфиденциальной считается содержащаяся в ГТД информация о конкретных сделках, совершаемых участниками внешнеэкономических связей. К конфиденциальной информации в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, могут быть отнесены другие данные и показатели, возникающие в процессе формирования таможенной статистики внешней торговли.

    Во избежание появления искажений статистических данных о внешней торговле Российской Федерации, вызванных применением режима конфиденциальности, а также в целях сохранения полноты охвата публикуемых данных в таможенной статистике внешней торговли используется ряд специальных технических приемов, позволяющих не выделять конфиденциальную информацию в общем массиве публикуемых данных. Так, данные о торговле со странами- партнерами по конкретному товару (например, по шестизначному коду ТН ВЭД Российской Федерации) в режиме конфиденциальности должны включаться в данные о торговле по странам-партнерам на более агрегированном уровне классификации, который обеспечивает конфиденциальность.

    В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, таможенные органы передают имеющуюся в их распоряжении информацию федеральным органам исполнительной власти и иным государственным органам для решения задач, возложенных на них федеральными законами РФ, в соответствии с порядком, согласованным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации по защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайны и другой конфиденциальной информации.

    Таможенным законодательством предусмотрена возможность передачи на возмездной основе данных таможенной статистики заинтересованным лицам. Во исполнение уже утратившего юридическую силу приказа председателя ГТК РФ № 196 от 15 марта 2000 г. было принято распоряжение председателя ГТК РФ № 01-99/739 от 21 июня 2000 г., которым было утверждено Положение о порядке подготовки данных таможенной статистики на платной основе по запросам сторонних организаций". В Положении определен порядок предоставления сторонним организациям на платной основе данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, подготавливаемых на основе информационных ресурсов ГТК РФ (ФТС РФ).

    • В официальных источниках не публиковался.
    • Фрахтование - это разновидность коммерческой деятельности, заключениедоговоров на перевозку грузов или пассажиров речным, авиационным, автомобильным транспортом, а чаще морским.
    • От итал. ad valorem - по стоимости; речь идет о пошлинах, размер которыхзависит от стоимости ввозимых товаров.
    • Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации: Сборник.М.: ГТК РФ, 2002.