Проблема периодизации психического развития. Проблема возрастной периодизации в психологии Проблемы периодизации психического развития личности

Введение

Возраст - в психологии - категория, означающая качественно специфическую ступень развития онтогенетического - временные характеристики индивидуального развития. Нужно различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития - в рамках отдельных процессов психических. Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление коих и создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности. В ряде концепции возраст рассматривается как суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, сходящихся со многими сложными явлениями oбщественно-экономического развития человека в конкретных условиях.

В истории становления возрастной психологии было представлено достаточно много подходов к решению вопроса о возрастной периодизации.

В отечественной возрастной психологии наиболее распространенной является периодизация Д. Эльконина.

Цель работы: дать характеристику каждого возрастного периода по Эльконину.

Задачи работы:

рассмотреть проблема периодизации психического развития;

рассмотреть периодизацию психического развития Д.Б. Эльконина

Проблема периодизации психического развития

Д.Б. Эльконин писал, что проблема периодизации психического развития в детском возрасте является фундаментальной проблемой детской психологии. Ее разработка имеет важное теоретическое значение, ибо через определение периодов психического развития и через выявление закономерностей переходов от одного периода к другому, в конечном счете, может быть решена проблема движущих сил психического развития. От правильного решения проблемы периодизации во многом зависит построение системы воспитания и обучения детей.

Д.Б. Элькониным определены основные подходы к проблеме периодизации:

исторический подход к темпам развития и к вопросу о возникновении отдельных периодов детства в ходе исторического развития человечества;

подход к каждому возрастному периоду с точки зрения того места, которое он занимает в общем цикле психического развития ребенка;

представление о психическом развитии как о процессе диалектически противоречивом, протекающим не эволюционным путем, а путем перерывов непрерывности, возникновения в ходе развития качественно новых образований;

выделение, как обязательных и необходимых переломных, критических точек в психическом развитии, являющихся важными объективными показателями переходов от одного периода к другому;

выделение различных по своему характеру переходов и в связи с этим различение в психическом развитии эпох, стадий, фаз. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов. 2-е изд. - М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005. - С. 50

Согласно Д.Б. Эльконину, при создании возрастной периодизации целесообразно оперировать системой "ребенок в обществе", внутри которой существуют системы "ребенок - вещь" и "ребенок - отдельный взрослый". Из двух самостоятельных они превращаются в единую, существенно изменяя свое содержание. В системе "ребенок - вещь" вещи, обладающие определенными физическими и пространственными свойствами, начинают открываться ребенку как общественные предметы, главным образом выработанные способами действий с ними. Система "ребенок - вещь" в действительности является системой "ребенок - общественный предмет" Общественно выработанные способы действий с предметом не даны непосредственно как некие физические характеристики вещей. На предмете не указаны его общественное происхождение, способы действий с ним. Поэтому овладение этим предметом невозможно путем простого "уравновешивания" с его физическими свойствами. Внутренне необходимым становится особый процесс усвоения ребенком общественных способов действий с этим предметом (ложкой он ест, лопаткой копает и т.п.).

При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами происходит формирование ребенка как члена общества, включая его интеллектуальные, познавательные и физические силы. Для самого ребенка это развитие представлено прежде всего как расширение сферы и повышение уровня овладения действий с предметами. Именно по этому параметру дети сравнивают свой уровень, свои возможности с уровнем и возможностями других детей и взрослых. В процессе такого сравнения взрослый открывается ребенку не только как носитель общественных способов действий с предметами, но и как человек, решающий определенные общественные задачи.

В системе "ребенок - взрослый" взрослый начинает выступать как носитель определенных видов деятельностей, вступающий при этом в разнообразные отношения с другими людьми, подчиняющийся определенным нормам. При этом на самой деятельности взрослого внешне не указаны ее мотивы и задачи. Внешне она выступает перед ребенком как производство и преобразование предметов и вещей. Поэтому возникает необходимость процесса усвоения задач и мотивов человеческой деятельности и норм человеческих взаимоотношений. А взрослый как раз и выступает перед ребенком как носитель сложных способов действий, эталонов и мер, необходимых в свободной ориентировке в мире. Таким образом, по мнению Д.Б. Эльконина, деятельность ребенка внутри систем "ребенок - общественный предмет" и "ребенок - общественный взрослый" представляет единый процесс, в котором формируется его личность. В каждый возрастной период эта деятельность специфична. Так, для младенцев, согласно исследованиям М.И. Лисиной, такой деятельностью является непосредственное эмоциональное общение со взрослыми. Внутри этой деятельности формируются ориентировочные и сенсомоторные действия. Яркой иллюстрацией такого общения служит "комплекс оживления" как сложное комплексное действие, решающее коммуникативную задачу и осуществляемое особыми средствами. Этими же исследованиями доказано, что дефицит эмоционального общения оказывает серьезное негативное влияние на психическое развитие в этот период Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. общие основы психологии. - 3-е издание. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997. - С. 124.

В раннем детстве установлен переход ребенка к собственно предметным действиям, непосредственное эмоциональное общение со взрослыми уступает место деловому практическому сотрудничеству.

В раннем детстве ученые отмечают своеобразный "предметный фетишизм" - ребёнок занят предметом и действием с ним. На основе активного овладения предметно-орудийными операциями развивается "практический интеллект".

Для дошкольного детства определяющей развитие деятельностью является игра в ее наиболее развернутой форме - ролевая игра. Благодаря особым игровым приемам, к числу которых относятся: принятие на себя роли взрослого, обобщенный характер воспроизведения предметных действий, использование предметов-заменителей, ребенок моделирует в игре отношения людей и их жизнь. То есть игра "включает" его в жизнь. Ролевая игра есть деятельность, дающая ребенку-дошкольнику ориентацию в самых фундаментальных вопросах человеческой жизни. По сути игра - это школа социализации.

Для психического и умственного развития детей школьного возраста наиболее значимо учение. Учебная деятельность обеспечивает усвоение новых знаний, интенсивное формирование интеллектуальных и познавательных возможностей.

Учебная деятельность опосредует всю систему отношений ребенка со взрослыми в этот возрастной период.

Для подростка учебная деятельность остается чрезвычайно значимой, т.к ее результаты остаются главными критериями оценки его взрослыми.

Однако в исследованиях Т.В. Драгуновой и Д.Б. Эльконина была открыта специфически подростковая деятельность - интимно-личностное общение со сверстниками.

В этой деятельности воспроизводятся те отношения, которые характеризуют взрослых людей. Причем происходит углубленная ориентация в этих отношениях и их усвоение. Внутри этой деятельности формируются взгляды на жизнь, на свое будущее (личные смыслы жизни) и самосознание как "социальное сознание, перенесенное внутрь". Выготский Л.С. Проблема возраста// Собр.соч.: в 6 т. М., 1984. Т.4 - С.244-268.

Определяя значимость для каждого возрастного периода того или иного вида деятельности, можно сказать, что она ведет за собой психическое развитие.

Поэтому целесообразно говорить о ней как о ведущей деятельности. Рассмотрение ведущих видов деятельностей показывает, что в детском развитии имеют место периоды, дающие преимущественное осмысление задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе - развитие мотивационно-потребностной сферы, а также периоды, где преимущественно усваиваются способы действий, а значит - происходит формирование интеллектуально-познавательных возможностей детей.

Взгляды Л.С. Выготского на стадиальность развития

Он придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Кризисы же, в свою очередь, это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется в своих чертах.

1 эт. Кризис новорожденности (0-2мес)

2 эт. Младенчество (2-12мес)

3 эт. Кризис 1 года жизни

4 эт. Раннее детство (1-3лет)

5 эт. Кризис 3 лет

6 эт. Дошкольное детство (3-7лет)

7 эт. Кризис 7 лет

8 эт. Школьный возраст (7-12лет)

9 эт. Кризис 13 лет

10 эт. Пубертатный возраст (14-17лет)

11 эт. Кризис 17 лет

Особенности кризисов:

Периодизация Д. В. Эльконина

Д.Б. Эльконин рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир - мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: «ребенок-предмет» и «ребенок-взрослый». Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка, Д. Б. Эльконин выделяет две группы:



Система «ребенок-взрослый»: непосредственно-эмоциональное общение младенца (0-1г), сюжетно-ролевая игра дошкольника (3-7л), интимно-личностное общение подростка (11-15л).

Мотивационно-потребностная сфера развития

Система «ребенок-предмет» : предметно-манипулятивная деятельность ребенка (1-3 г) учебная деятельность младшего школьника (7-11л) учебно-профессиональная деятельность старшего школьника (15-17л).

Интеллектуально-познавательная – сфера развития (в деятельности данного типа системы)

Периоды

1. Младенческий возраст (0-1 год).

Ведущий вид деятельности – непосредственно-эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия, т. е. действия, сопровождаемые и в какой-то мере регулируемые зрительными, слуховыми, мышечно-двигательными и другими ощущениями, восприятиями. Важным новообразованием этого возраста является формирование потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.

2. Раннее детство (1-3 года).

Ведущая деятельность - предметно-орудийная. В ней ребенок овладевает общественно-выработанными способами действий с предметами в сотрудничестве с взрослыми. Новообразованием возраста является развитие речи и наглядно-действенного мышления.

3. Дошкольный возраст (3-7 лет).

Ведущая деятельность - ролевая игра, в процессе которой ребенок овладевает «фундаментальными смыслами человеческой деятельности». Здесь же формируются такие новообразования, как стремление к общественно значимой и общественно - оцениваемой деятельности, что характеризует готовность ребенка к начальному обучению.

4. Младший школьный возраст (7-11 лет).

Ведущая деятельность-учение. В процессе учения формируется намять, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира. Новообразованиями возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план, рефлексия.

5. Подростковый возраст (11-15 лет).

Ведущая деятельность - общение в системе общественно полезной деятельности (учебной, общественно - организационной, трудовой и др.). В этом процессе подросток овладевает навыками общения в разных ситуациях. Важнейшими новообразованиями являются формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к «взрослости» и самостоятельности и умение подчиняться нормам коллективной жизни.

6. Старший школьный возраст (15-17 лет).

Ведущая деятельность - учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.

Интегральная периодизация развития В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман

В основу теории общего психического развития Слободчиков ввел понятие со-бытийной общности, внутри которой и образуются человеческие способности, позволяющие индивиду: 1) входить в различные общности и приобщаться к определенным формам культуры 2) выходить из общности, индивидуализироваться и самому творить новые формы, т. е. быть само-бытным. Каждая человеческая общность осуществляет определенную совместную деятельность. В построении любой человеческой общности участвует, по крайней мере, двое, и смена формы и содержания общности сопровождается сменой партнера. Новая общность строится с новым человеком.

Периодизация общего психического развития

Ступени развития субъективности Период становления событийности Период становления самобытности
Кризисы рождения Стадия принятия Кризисы развития Стадия освоения
Оживление Родовой кризис-2мес - +3нед Новорожденность 0,5-4,0 мес Кризис новорожденности 3,5-7 мес Младенчество 6-12 мес
Одушевление Кризис младенчества 11-18 мес Ранее детство 1,5-3,0 года Кризис раннего детства 2,5-3,5 года Дошкольное детство 3-6,5 лет
Персонализация Кризис детства 5,5-7,5 лет Отрочество 6,5-11,5 лет Кризис отрочества 11-14 лет Юность 13-18 лет
Индивиду ализация Кризис юности 17-21 год Молодость 18-28 лет Кризис молодости 27-33 года Взрослость 32-42 года
Универсализация Кризис взрослости 39-45 лет Кризис индивидуальной жизни Зрелость 44-60 лет Кризис зрелости 55-65 лет Старость 62-….

На первой ступени ребенок вместе с родным взрослым начинает строить общение. Эта общность названа ступенью оживления. Ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность, вписывая себя в пространственно-временную организация общей жизни семьи. Кардинальное приобретение данной ступени это подлинный синтез человеческого тела, его оживление в сенсорных, двигательных, общительных, действенных измерениях. На второй ступени ребенок вместе с близким взрослым осваивает предметно-опосредованные формы общения. Два события: прямохождение и речь, как способы первичного самоопределения во внешнем и внутреннем пространстве субъективности. Названа ступенью одушевления – ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость («Я сам!»). На третьей ступени партнером растущего человека становится общественный взрослый. Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее. Имя этой ступени – персонализация . Кульминационный момент личностного развития – появление способности к саморазвитию. На четвертой ступени партнером молодого человека становится человечество, с которым взрослеющий человек вступает в деятельностные отношения, опосредованные системой общественных ценностей и идеалов. Эта ступень названа индивидуализацией – человек становится ответственным за собственную самость. Пятая ступень называется универсализацией - вход в пространство в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей. Вхождение в новую общность на каждой ступени развития подобно новому рождению и сопровождается сдвигом, качественным преобразованием в системе отношений с миром, с людьми и с собой. Поэтому, период вхождения в новую общность и назван кризисом рождения . Этап принятия партнерами друг друга и новых обстоятельств своей совместности назван стадией принятия . К концу стадии принятия индивид осваивает новые способы взаимодействия с партнером до такой степени, что обнаруживает способность самостоятельно строить и налаживать данное взаимодействие. Кризис развития со-бытийной общности обнаруживается как разрыв между индивидуальной и совместной формами деятельности и сознания. В кризисах развития взрослый ориентирует ребенка на поиск новых способов самоопределения, на освоение нового слоя своей самости. Пост кризисная стадия развития общности – эта стадия освоения субъектом собственной отдельности и единичной самости внутри данной общности.

Понятие возрастного кризиса

Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Кризисы же, в свою очередь, это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется в своих чертах.

1 лет . Кризис новорожденности (0-2мес)

2 лет. Младенчество (2-12мес)

3 лет. Кризис 1 года жизни

4 лет. Раннее детство (1-3лет)

5 лет. Кризис 3 лет

6 лет. Дошкольное детство (3-7лет)

7 лет. Кризис 7 лет

8 эт. Школьный возраст (7-12лет)

9 лет. Кризис 13 лет

10 лет. Пубертатный возраст (14-17лет)

11 лет. Кризис 17 лет

Особенности кризисов:

1. Неотчетливость границ отделяющих начало и конец кризиса от смежных периодов. Кульминация кризиса наблюдается примерно в середине периода и в этот момент становиться заметным.

2. Трудновоспитуемость детей в кризисные периоды.

3. Конструктивность критических периодов (позитивность). Создается новая система отношений, а старая рушится. 4. Инволюционный характер развития (распадается и исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии)


ДЕ 3. Детство как этап психического развития человека

Психология новорожденного

Общие тенденции развития пренатального периода развития

Рождение является для организма ребенка большим потрясением. От вегетативного, растительного существования в относительно постоянной среде (организм матери) он вдруг переходит в совершенно новые условия воздушной среды с бесконечным количеством часто сменяющихся раздражителей, в тот мир, где ему предстоит стать разумной личностью.

Жизнь ребенка в новых условиях обеспечивают врожденные механизмы. Он рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. Так, сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения). В первые дни можно также отметить следующее. Сильное раздражение кожи (укол, например) вызывает защитное отдергивание, мелькание какого-либо предмета перед лицом - зажмуривание, а резкое увеличение яркости света - сужение зрачка и т.д. Эти реакции - защитные рефлексы.

Кроме защитных, у новорожденных можно обнаружить реакции, направленные на контакт с раздражителем. Это ориентировочные рефлексы. Наблюдениями установлено, что уже в период от первого до третьего дня сильный источник света вызывает поворот головки: в детской комнате родильного дома в солнечный день головки большинства новорожденных, как подсолнухи, повернуты в сторону света. Доказано также, что уже в первые дни новорожденным свойственно следить за медленно перемещающимся источником света. Легко вызываются и ориентировочно-пищевые рефлексы. Прикосновение к углам губ, к щекам вызывает у голодного ребенка реакцию поиска: он поворачивает головку в сторону раздражителя, открывает рот. Кроме перечисленных у ребенка обнаруживается еще несколько врожденных реакций: сосательный рефлекс - ребенок сейчас же начинает сосать вложенный ему в рот предмет; цеплятельный рефлекс - прикосновение к ладони вызывает реакцию схватывания; рефлекс отталкивания (ползания) - при прикосновении к подошвам ног и некоторые другие рефлексы. Таким образом, ребенок вооружен определенным количеством безусловных рефлексов, которые проявляются в самые первые дни после рождения.

За последние годы учеными доказано, что некоторые рефлекторные реакции проявляются еще до рождения. Так, уже через восемнадцать недель у плода образуется сосательный рефлекс. Большинство врожденных реакций необходимы ребенку для жизни. Они помогают ему приспособиться к новым условиям существования. Благодаря этим рефлексам для новорожденного становится возможным новый тип дыхания и питания. Если до рождения плод развивается за счет организма матери (через стенки сосудов плаценты - детского места - из крови матери в кровь зародыша поступают питательные вещества и кислород), то после рождения организм ребенка переходит к легочному дыханию и так называемому оральному питанию (через рот и желудочно-кишечный тракт). Это приспосабливание происходит рефлекторно. После того как легкие наполняются воздухом, целая система мышц включается в ритмические дыхательные движения. Дыхание осуществляется легко и свободно. Питание происходит с помощью сосательного рефлекса. Врожденные действия, включенные в сосательный рефлекс, на первых порах еще плохо согласованы между собой: ребенок при сосании захлебывается, задыхается, у него быстро иссякают силы. Вся его активность направлена на сосание ради насыщения. Очень большое значение имеет также установление рефлекторного автоматизма терморегуляции: организм ребенка все лучше приспосабливается к температурным перепадам.

Новорожденность - единственный период в жизни человека, когда можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктивных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле). Эти органические потребности не могут, однако, составить основу психического развития - они только обеспечивают выживание ребенка. Уребенка в отличие от детенышей животных имеющиеся безусловные рефлексы не обеспечивают появления человеческих форм поведения, в то время как сложный набор безусловных рефлексов детенышей животных позволяет сложиться взрослой особи с активными защитными, охотничьими, материнскими и другими реакциями, необходимыми для нормального существования.

Как показали исследования, в сравнительно небольшом наборе врожденных реакций ребенка на внешние раздражители есть много рефлексов, на основе которых ничего не развивается. Это - атавистические рефлексы, наследство, полученное ребенком от животных предков. Такими являются цеплятельный рефлекс и рефлекс ползания. Движения, связанные с этими рефлексами, в дальнейшем угасают. Цеплятельный рефлекс заключается в том, что ручка сжимается в кулак в ответ на раздражение ладони. Движения ребенка, необходимые для его психического развития, для развития способности взаимодействовать с внешним миром, формируются не на основе этого цеплятельного рефлекса, а на основе хватания, которое возникает при раздражении пальцев. Цеплятельный рефлекс угасает раньше, чем начинает складываться хватание. Рефлекс ползания при упоре на подошвы также не является исходным для развития самостоятельного передвижения в пространстве. Как показали наблюдения, подлинное ползание начинается не с отталкивания ножками, а с движений рук: ребенок тянется к привлекшему его внимание предмету, «переступает» руками и продвигается вперед. Хватание и ползание начинают формироваться не в период новорожденное, а значительно позже - при взаимодействии ребенка с взрослым, который понуждает и тренирует эти действия.

Таким образом, ребенок гораздо меньше «вооружен» врожденными формами поведения, чем детеныш животного. У ребенка все человеческие формы поведения еще должны сложиться

Основная особенность новорожденного - безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения. Если органические потребности в достаточной мере удовлетворяются, они вскоре теряют свое ведущее значение, и в условиях правильного режима и воспитания формируются новые потребности (в получении впечатлений, в движении, в общении со взрослыми); на их основе осуществляется психическое развитие. Потребность в получении впечатлений связана в своих истоках с ориентировочными рефлексами и развивается в зависимости от готовности органов чувств ребенка получать эти впечатления. Хотя зрительный и слуховой аппараты новорожденного вступают в строй с первого дня, их работа крайне несовершенна. Зрительные реакции вызывает только свет, находящийся вблизи, слуховые реакции - только резкие звуки. На протяжении первых недель и месяцев жизни зрение и слух быстро совершенствуются. Ребенок начинает следить глазами за движущимися предметами, а потом останавливает взор на неподвижных предметах. Он начинает реагировать на нерезкие звуки, в частности на голос взрослого. В ответ на зрительные и слуховые Раздражители возникает пока еще кратковременная задержка импульсных движений ручек, ножек и головы; прекращение плача свидетельствует о зрительном и слуховом сосредоточении. Важная особенность новорожденного состоит в том, что развитие зрения и слуха происходит у него быстрее, чем развитие телесных движений. Эта особенность отличает ребенка от детенышей животных, у которых в первую очередь совершенствуются движения. Развитие работы зрительного и слухового аппаратов, совершенствование реакций на внешние раздражители происходят на основе созревания нервной системы ребенка и в первую очередь его головного мозга. Вес мозга новорожденного составляет 1/4 веса мозга взрослого человека. Количество нервных клеток в нем такое же, как у взрослого, но эти клетки недостаточно развиты. Тем не менее, уже в период новорожденности (и даже у детей, родившихся недоношенными) оказывается вполне возможным образование условных рефлексов. Этот факт служит доказательством того, что в установление связей ребенка с внешним миром включаются высшие отделы мозга - кора больших полушарий. С первых дней жизни начинает быстро увеличиваться вес мозга, растут и покрываются защитными миелиновыми оболочками нервные волокна. При этом особенно быстро формируются те участки, которые связаны с получением внешних впечатлений: за две недели площадь, занимаемая в коре больших полушарий зрительными полями, увеличивается в полтора раза. Но было бы неверно думать, что само по себе созревание мозга может обеспечить развитие органов чувств новорожденного. Это развитие происходит под влиянием получаемых ребенком внешних впечатлений. Более того, без таких впечатлений невозможно само созревание мозга. Необходимое условие нормального созревания мозга в период новорожденности - упражнение органов чувств (анализаторов), поступление в мозг импульсов, получаемых при помощи разнообразных сигналов из внешнего мира. Если ребенок попадает в условия сенсорной изоляции (отсутствия достаточного количества внешних впечатлений), его развитие резко замедляется. Напротив, если ребенок получает достаточно впечатлений, то происходит быстрое развитие ориентировочных рефлексов (что выражается в появлении зрительного и слухового сосредоточения), создается основа для последующего овладения движениями и формирования психических процессов и качеств.

Кризисы рождения и новорожденности

Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период - кризис новорожденности. Причины кризиса новорожденности: физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери, попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания); психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни). Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это, прежде всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими ("цеплятельный") - они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Основную часть времени ребенок спит. Ведущая деятельность младенческого возраста - эмоциональное общение с взрослым. Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одну свою потребность он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца. Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение с взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи. Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Кризис рождения вносит в жизнь ребенка резкую полярность: прошлого и настоящего, радости и страданий, света и темноты. Все описания отражают острые, насильственные, извне вовнутрь направленные катастрофические изменения. Вместе с тем внутриутробный ребенок не является пассивным.

Психическая жизнь новорожденного

Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители. Важные события в психической жизни ребенка - возникновение слухового и зрительного сосредоточения . Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете. Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта эмоциональная бурная реакция была названа "комплексом оживления" . Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность - улыбку, - знаменует собой появление первой социальной потребности - потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.

Основные линии психического развития. Развитие сенсорики : зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет. Ребенок может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается и повизгивает. Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях , стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто получает много новых впечатлений. Развитие движений и действий: 1 мес. – поднимает подбородок; 2 мес. – поднимает грудь; 3 мес. – тянется за предметом, но как правило, промахивается; 4 мес. – сидит с поддержкой; 5-6 мес. – хватает рукой предметы; 7 мес. – сидит без поддержки; 8 мес. – садится без посторонней помощи; 9 мес. – стоит с поддержкой, ползает на животике; 10 мес. - Ползает, опираясь на руки и колени, ходит, держась двумя руками; 11 мес. – стоит без поддержки. Год – ходит, держась одной рукой.

1 месяц - хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак; 2 месяца - сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды. 3 месяца - удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот. 4 месяца - ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движение пальцев не дифференцированы. 5 месяцев - противопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев. 6-7 месяцев - ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д., движение пальцев дифференцируются. 8-9 месяцев - берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие - всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают. 10-11 месяцев - манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия , позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком). Развитие речи: Уже в комплексе оживления проявляется особый интерес ребенка на обращенную к нему речь взрослого. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением . Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов сходных по звучанию со словами взрослой речи.

Комплекс оживления . Комплекс оживления - понятие, введенное в 20-х г.г. Н.М. Щеловановым, обозначающее различные двигательные реакции младенца первых месяцев жизни на различные воздействия (лицо взрослого, красивые игрушки, приятные звуки), по которым можно судить о переживании им положительных эмоций. К подобным реакциям относят: замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия, улыбку, издаваемые звуки, двигательное оживление. Кроме выражения эмоций комплекс оживления выступает в функции общения младенца с взрослыми людьми, о чем свидетельствует то, что в зависимости от ситуации младенец может усиливать или затормаживать тот или иной компонент. Формирование комплекса оживления происходит, начиная с третьей недели жизни: сначала появляется замирание и сосредоточение при зрительной фиксации предмета или при звуках, затем - улыбка, вокализация и двигательное оживление. В возрасте трех или четырех месяцев происходит видоизменение комплекса оживления в более сложные формы поведения.

Комплекс оживления - эмоционально-двигательная реакция младенца на появление взрослого. Выражается в первоначальной фиксации взгляда, затем в двигательном оживлении ручками и ножками и тихих вокализациях. Особое значение для ребенка имеют верхняя часть лица и интонация голоса взрослого. К. о. возникает в конце первого - начале второго месяца жизни ребенка, когда он начинает выделять взрослого из окружающей обстановки. Благодаря К. о. устанавливается прочная связь ребенка с взрослым и удовлетворяется его потребность в общении (М. И. Лисина). Отсутствие. в младенчестве является диагностическим признаком задержки психического развития у ребенка. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа комплексом оживления.

Возрастная психология как наука исследует представления о механизмах психического развития человека на каждом возрастном этапе и условия перехода в развитии личности с одного возрастного этапа на другой. В этой связи возрастная психология изучает такие периоды как детский, юношеский, зрелый возраст. Особое место в ходе теоретического и практического изучения возрастной периодизации отводится герантологии, которая изучает психические процессы, связанные со старением организма, изучающие причины притупления и затухания некоторых психических функций.

Понятие «возраст» принято разделять на психологический и хронологический. Хронологическим называют паспортный возраст, то есть зафиксированную дату рождения. Он является некоторым фоном для психического развития и становления человека как личности. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психических процессов. Он зависит от тех психических новообразований, которые и определяют психическую зрелость, соответствующую тому или иному возрастному периоду. Например, согласно теории деятельностного подхода, таким психическим новообразованием в детском возрасте могут служить: игровая деятельность, учебная деятельность, общение и др. В зрелом – трудовая деятельность, ролевые взаимодействия в семье, на работе и др. В старческом возрасте – образование такого психического явления как «мудрость», «отношение к смерти» как к процессу перехода в вечность и др.

Возрастная психология связана с другими науками: генетической психологией, психофизиологией, дифференциальной психологией, возрастной психологией, социальной психологией, педагогической психологией, медицинской психологией юридической психологией и др.

Возрастная психология располагает научными методами исследования того или иного возрастного периода: психологическим наблюдением (внешним и внутренним); анкетированием (опросом, интервьюированием, беседой); совместной продуктивной деятельностью; экспериментом, при котором специально создаются такие психологически условия, которые помогают изучение интересующих нас аспектов в возрастном развитии личности. В этой связи принято различать естественный и лабораторный эксперименты. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать поведение в условиях, отдаленных или приближенных к действительности.

Различные возрастные классификации могут быть разделены на две группы:

1)частные классификации, посвященные отдельным отрезкам жизни, чаще детскими школьным годам;

2)общие классификации, охватывающие весь жизненный путь человека.

К частным относят классификацию интеллекта Ж. Пиаже, который выделяет 2 основных периода становления с момента рождения и до 15-летнего возраста:

1)период сенсомоторного интеллекта (от0до2лет);

2)период организации конкретных операций (от З до 15лет). В этом подпериоде он различает стадии.

В классификации Д. Б. Эльконина, относящейся к первой группе, рассматриваются три периода жизни:

1)раннее детство;

2)детство;

3)подростковый возраст.

Также Д. Б. Эльконин выделил ряд сменяющихся видов деятельности: непосредственно эмоциональное общение (младенчество), предметно-манипулятивная деятельность (раннее детство), ролевая игра (дошкольный возраст), учебная деятельность (младший школьный возраст), интимно-личностное общение (младший подростковый возраст), учебно-профессиональная деятельность (старший подростковый возраст).

Общая классификация Биррена включает фазы жизни от младенчества до старости. Согласно этой классификации юность - 12-17 лет; ранняя зрелость - 18-25 лет; зрелость - 51-75 лет; старость - от 76 лет.

Э. Эриксон описал 8 стадий жизни человека (от рождения до старости), основанных на развитии человеческого «я» на протяжении всей жизни, на изменении личности по отношению к социальному окружению и к себе. Эти стадии включают как позитивные, так и отрицательные моменты:

1)первые 12 месяцев жизни - начальная стадия, характеризующаяся доверием и недоверием;

2) II-3-й годы жизни - вторая стадия, характеризующаяся самостоятельностью в сочетании с нерешительностью;

3)III-5-й годы жизни - третья стадия, отличающаяся появлением предприимчивости и чувства вины;

4) IY - 6-11-й годы жизни - четвертая стадия, где появляется ощущение неполноценности и формируются умения;

5) Y -12-18-й годы жизни ребенок начинает осознавать себя как личность, путая социальные
роли;

6) YI - начало зрелого возраста. Эта стадия отличается ощущениями близости с другими и одиночества;

7) YII -зрелый возраст - человек поглощен собой и социумом;

YIII -пожилой возраст - человек формируется как цельная личность, но может появиться чувство безнадежности. И в этом возрасте, как и в других возрастных периодах, возникают психические новообразования. В данном случае - мудрость , которая понимается как сплав знаний и жизненного опыта. Особое значение в данном периоде развития личности отводится отношению к смерти, бессмертию. Ученые выделяют нескольку путей бессмертия: религия, творчество, дети, природа.

Особый интерес приобретают стадии детского развития.

Так, в каждой стадии, которую проживает ребенок, действуют одинаковые механизмы. Принцип классификации -смена ведущих видов деятельности таких как:

1)ориентация ребенка на основные смыслы человеческих отношений (происходит интериоризация мотивов и задач);

2)усвоение выработанных в обществе способов действий, в том числе предметных, умственных.

Освоение задач и смысла всегда является первым, а за ним наступает момент освоения действий. Развитие можно описать в двух координатах:

1)ребенок - «общественный взрослый»;

2)ребенок - «общественный предмет».

Д. Б. Эльконин предложил следующие периоды развития детей:

1)младенчество - с момента рождения до года (ведущей формой деятельности является общение);

2)раннее детство - от 1 до 3 лет (развивается предметная деятельность, равно как и вербальное общение);

3)младший и средний дошкольный возраст - от 3 до 4 или 5 лет (ведущим видом деятельности является игра);

4)старший дошкольный возраст-с 5 до 6-7 лет (ведущим видом деятельности по-прежнему
остается игра, которая объединяется с предметной деятельностью);

5)младший школьный возраст - от7до11 лет, охватывает обучение в начальной школе. I

В этот период основным видом деятельности является учение, формируются и развиваются интеллектуальные и познавательные способности);

6) подростковый возраст - от 11 до 17 лет, охватывает процесс обучения в старших классах (для этого периода характерны: личностное общение, трудовая деятельность; происходит определение профессиональной деятельности и себя как личности). Каждый период возрастного развития имеет свои отличия и определенное время протекания. Если наблюдать за поведением и теми психическими реакциями, которые возникают у ребенка, то можно самостоятельно выделить каждый из периодов. Каждый новый возрастной этап психического развития нуждается в изменениях: общаться с ребенком следует уже иначе, в процессе обучения и воспитания необходимо искать и подбирать новые средства, методы и приемы.

Психическое развитие человека – непрерывный процесс, который начинается практически сразу после рождения и заканчивается смертью. При этом он характеризуется как качественными, так и количественными переменами в сознании личности. Проблема возрастной периодизации психического развития на сегодняшний день остается открытой, так как психологи не выделили единой классификации этого явления.

Существует несколько подходов к определению возрастной периодизации, которые базируются на различных психических качествах человека. Рассмотрим основные направления отечественной и зарубежной психологии, которые занимаются изучением данной проблемы.

Необходимые определения

Известные педагогические деятели, мыслители и философы еще с древности пытались разделить жизнь человека на условные отрезки, которые, на их взгляд, отражают изменения и специфические особенности психического, физиологического и социального развития личности. Границы, которые выделяли авторы, а также содержание периодов определяют самые важные стороны онтогенеза личности.

Рассмотрим основные термины, которые помогут понять суть существующих классификаций.

Для начала следует разобраться, что включает в себя понятие возраст, который имеет несколько определений.

  1. Хронологическое определение возраста основывается на количестве прожитых человеком лет;
  2. Биологический возраст представлен показателями физиологического развития всех органов и систем организма;
  3. Возраст, связанный с психологией человека, является показанием психического развития и включает в себя такие показатели:
  • Взросление ума. Для того чтобы определить умственный возраст, используют специальный тест Векслера, который заключается в выполнении заданий вербальных и наглядных упражнений в совокупности. После их выполнения высчитывают показатель интеллекта.
  • Адаптация в обществе – интеллект социализации. Высчитывается, насколько человек адаптирован к обществу, в котором он живет.
  • Зрелость эмоций. Умение управлять собственными ощущениями характеризует зрелость личности.

Как свидетельствуют многочисленные исследования, показатели возраста у каждого отдельно взятого человека чаще всего не совпадают.

Для того чтобы разобраться в развитии человека на разных возрастных этапах, учеными были предприняты попытки систематизировать отдельные периоды жизни личности с помощью периодизации.

Периодизация – членение жизненного пути на этапы развития или возрастные периоды.

Суть периодизаций

Говоря об особенностях возрастной периодизации развития взрослого человека, необходимо подчеркнуть, что она неразрывно связана с классификаций детских периодов жизни.

Исследования отечественных психологов несколько отличаются от выводов их зарубежных коллег. Однако все они направлены на вычленении особых признаков, характерных для отдельных этапов. Классификация конкретно психического развития базируется на членении жизни личности, которое представлено в виде последовательных стадий психологического онтогенеза человека.

Любая периодизация, имеющая научное обоснование, обязана освещать внутренние особенности закономерного процесса развития и соответствовать таким требованиям:

  • Давать характеристику качественного содержания определенного этапа, а также его различия по отношению к другим периодам;
  • Указывать связь структур психических функций и процессов в контексте одного периода;
  • Проводить параллель между этапами развития;
  • Иметь четкую структуру, которая базируется на взаимодействии и последовательности каждого периода.

Некоторые периодизации развития имеют односторонний характер, так как анализируют какую-то одну характеристику, таким образом, разрывая связь между онтогенезом личности и умственными способностями. Более того, такие периодизации игнорируют исторические изменения, которые обязательно накладывают свой отпечаток на развитие человека.

В качестве примеров подобных периодизаций можно привести работы Ж. Пиаже, которые основываются исключительно на развитии интеллектуальных способностей, или классификация возраста З. Фрейда, основанная на психосоциальном взрослении.

Достаточно популярна периодизация, в основу которой положен педагогический принцип ступеней обучения в общеобразовательных учреждениях.

Э. Эриксон. Особенности классификации

Э. Эриксон включает в свою периодизацию 8 стадий, каждая из которых предусматривает определенный кризисный этап. От степени успешности преодоления этого психологического и социального кризисного момента зависит формирование определенных личностных качеств общего потенциала, которые могут быть как положительными, так и отрицательными.

Период выбора между эмоциональными ощущениями доверия либо недоверия ребенка к окружающей действительности. Длится с рождения до первого года жизни.

Начало формирования автономного разделения эмоций, базирующихся на чувстве стыда или сомнения. Охватывает период с двух до трех лет.

Развитие инициативы, протестующей против ощущений вины. Продолжительность этапа с четырех до семи лет.

Формирование умения противостоять чувству неполноценности. Подростковый период, который имеет весьма расплывчатые границы. Может охватывать возраст с восьми до тринадцати лет.

Начало развития кризиса идентичности, который состоит в противостоянии личностного восприятия с общественным. Заканчивается в 19 лет.

Стремление к близким отношениям и любви, создание семейных отношений, протест против одиночества. Этап включает в себя годы с 19 до 35 лет.

Максимальное желание избавиться от застоя и обыденности жизни. Продолжается с 35 до 60 лет.

Этап целомудрия и осмысления. Стремление избежать распада личности и разлада в собственном мироощущении. Длится до окончания жизни.

Концепция развития личности по Э. Эриксону предусматривает радикальные изменения в психике человека после смены каждого этапа: меняются взаимоотношения с людьми, преобразовывается внутренний мир. В результате этих качественных изменений каждый человек приобретает нечто новое в своем развитие, то, что «принадлежит» только ему. Более того, эти изменения сохраняются в течение всей жизни, накапливая опыт следующих этапов.

Э. Эриксон считал, что все изменения не могут возникнуть сами по себе. Их появление обусловлено опытом предшествующих стадий становления личности. Новые свершения психики человек может получить только тогда, когда на предыдущих этапах были обеспечены определенные психологические и поведенческие условия.

Так как в одной теории развития предоставить все тонкости возникновения отрицательных и положительных изменений невозможно, Э. Эриксон продемонстрировал в качестве примера 2 противоположные линии развития личности: правильную и аномальную.

Конечно, встретить человека, который совмещал бы в своем характере данные черты в том виде, в котором представил их психолог, невозможно. Однако они помогают теоретически обосновать главные, акцентные моменты становления личности.

Нововведения Л. С. Выготского

Не менее известный советский психолог Л. С. Выготский представил свою возрастную периодизацию, опираясь на модели диалектики и скачкообразный переход на новый уровень развития.

Психолог считал, что все возрастные периоды обусловлены переходом из стабильного состояния в кризис. Во время стабильных периодов человек медленно накапливает необходимый положительный или отрицательный опыт, который в кризисные моменты является движущей силой для преодоления трудностей. От того, насколько успешен будет статический этап, зависит качественный переход на новый уровень развития во время кризиса.

Выготский считал, что стабильные и кризисные периоды имеют четкую структуру чередования. Именно это свойство помогает людям преодолевать психологические сложности на разных возрастных этапах.

Последователи идей Выготского. Этапы жизни по Эльконину

Все умозаключения Выготского стали базой для дальнейших исследований в психологии возраста.

Современная отечественная психологическая наука базируется на идеях Д. Б. Эльконина. Он в своих работах руководствовался такими принципами:

  • Учет исторических предпосылок по отношению к скорости развития личности, а также влияние этого процесса на общее становление психологических качеств человека;
  • Влияние каждого предыдущего цикла на онтогенез личности;
  • Акцент на противоречии диалектического процесса, который развивается не эволюционно, а прерывисто;
  • Подчеркивание важности переломных периодов в жизни человека как качественного и единственно возможного варианта перехода из одной стадии развития в другую;
  • Доказанность неоднородных и индивидуальных переходов.

Д. Б. Эльконин считал, что каждый период в жизни человека необходимо рассматривать, опираясь на следующие критерии:

  • Социум, который является определяющим в системе отношений, ситуации, спровоцированные обществом, умение ориентироваться во взаимоотношениях с другими людьми;
  • Главный вид деятельности;
  • Важные изменения в развитии;
  • Кризисные моменты в жизни.

Эльконин, так же, как и Выготский, считал переломные моменты в жизни единственно возможными факторами, влияющими на развитие человека. Более того, он предполагал, что кризисы бывают двух видов: отношений и мировоззрения.

При этом каждый переломный момент, по мнению ученого, состоит из двух стадий. Начало периода сопровождается изменениями в сфере мотиваций и потребностей, а заканчивается он возможностью действовать и меняться.

Этим психологом был впервые выведен закон о неизбежности чередования различных типов деятельности, которые обязательно состоят в противоречии друг с другом.

«Взрослые» кризисы

Ни для кого не секрет, что кризисные периоды переживают не только дети, но и взрослые. Ведь развитие человека, совершенствование или деградация его внутренних качеств продолжается всю жизнь.

Многие исследователи сходятся во мнении, что существует несколько кризисов взрослого, которые протекают в определенные отрезки времени. Так, принято считать, что кризисными являются периоды тридцати и сорока лет. Не менее важные психологические переживания испытывают люди после выхода на пенсию.

Отличительными чертами «взрослых» кризисных периодов является их большая протяженность во времени, увеличенные интервалы и возможные скрытые течения.

Подобные этапы свидетельствуют о том, что и во взрослом возрасте вопросы чередования стабильных и переломных моментов весьма актуальны. Как и в детстве, развитие и совершенствование умственных, социальных и психологических возможностей людей не может происходить линейно. Скачкообразное обогащение психологических механизмов развития обеспечивает индивидуальный онтогенез личности.

Попробуем разобраться с основными закономерностями развития взрослых людей.

Популярный психолог В. И. Слободчиков подчеркивает, что разработанная им система периодизации может быть использована и для детей, и для людей, которые перешли черту юности. Однако содержание этой классификации, которое несет основной психологический смысл, будет совершенно разным.

Так, психолог считает доминантами развития детей следующие моменты:

  • Основная деятельность;
  • Взаимоотношения «ребенок/взрослый»;
  • Общение с семьей и педагогическими работниками;
  • Отношение с ровесниками в стенах учреждения образования и за его пределами.

Онтологическими предпосылками к совершенствованию взрослого являются такие факторы:

  • Общение в семье и в сфере профессиональной деятельности;
  • Общее дело, которое объединяет близкое окружение человека.

Как видим, по определению В. И. Слободчикова, главным фактором развития детей и взрослых является совместная деятельность через общение с ближайшим социальным окружением. Психолог также подчеркивает необходимость рассматривать каждую конкретную ситуацию развития в связи индивидуальными психическими особенностями человека, а также через призму прошедших этапов онтогенеза.

Специфика деятельностного подхода

Термин «ведущая деятельность» был впервые введен в научный обиход А. Н. Леонтьевым. Он считал, что специфика развития взрослого и ребенка зависит от того, какой вид деятельности является определяющим на определенном жизненном этапе.

Д. Б. Эльконин разработал свою периодизацию развития детей как раз по этому принципу, и она уже доказала свою состоятельность. Однако при использовании подобной классификации во взрослом возрасте возникают некоторые вопросы, на которые она не дает ответа.

Приведем пример.

Период, когда трудовая деятельность является определяющей для человека, занимает большую часть его жизни, следовательно, предоставляет возможность для множественных качественных психологических изменений. Однако помимо профессиональной сферы, в это время людьми создаются семьи, где они занимаются построением личностных отношением и воспитанием детей. Общественная работа также занимает немаловажное место в этот период, значит, также влияет на психологическое развитие.

Исходя из данных фактов, следует либо утвердить именно трудовую деятельность в качестве ведущей в деле развития психологии человека, а остальные признать не имеющими значения, либо признать несостоятельность данного принципа для периодизации развития взрослого человека.

Таким образом, следует признать, что ведущая деятельность не является определяющей в период зрелости. Психологическое развитие взрослого человека происходит под воздействием всех возможных факторов, с которыми соприкасаются люди в процессе своей жизнедеятельности.

Границы зрелости

Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития взрослого человека так же, как и детская, не решена в полной мере психологами.

С помощью накопленного опыта и знаний учеными было выделено несколько фаз онтогенеза личности, которые и позволили создать несколько периодизаций жизненного цикла взрослых людей. При этом возрастные рамки у них немного различаются.

Так, некоторые ученые считают, что зрелость начинается в период юности. Например, В. В. Гинзбург определяет такие рамки зрелости:

  • У мужчин с 16 до 24 лет;
  • У женщин с 15 до 22 лет.

В. В. Банак, напротив, увеличивает этот период до 25 лет.

Зарубежные психологи также неоднозначны в этом вопросе. Д. Б. Бромлей уверен, что этап взросления приходится на промежуток от 21 до 25 лет, а Д. Биррен разделяет этап юности от взросления и считает, что это время с 17 до 25 лет.

Еще больше путаницы возникает при возрастных определениях границ среднего возраста. Эти цифры охватывают возраст 20 до 60 лет.

Биррен заявляет, что зрелость – это весь промежуток времени между юностью и старостью. Причем старость, по его определению, также входит в состав среднего возраста.

Г. Гримм также считает нецелесообразным делить взрослый этап на какие-то отрезки, называя его возрастом трудоспособности, как, впрочем, официально заявлено в демографии.

Для того чтобы каким-то образом систематизировать возрастные этапы, Ананьев предлагает исследовать психологический онтогенез взрослого населения по округленным датам. Например, десятилетиями.

Исходя из вышесказанного, очевидным является тот факт, что на сегодняшний день не существует эмпирически обоснованной периодизации психического развития взрослого.