Какие виды экологических факторов способствуют регуляции волков. Какие экологические факторы способствуют регуляции численности волков

«Численность населения России» - Сделайте вывод о типе воспроизводства. Изменение численности населения связано с естественным приростом населения. Дедушек. Население России Численность населения. Крупнейшие страны мира (2000 год). Все ли рожденные дети дожили до взрослого возраста, до старости. Воспроизводство населения. Демографические кризисы.

«Животное волк» - Кто не боится злого волка? Дикие животные – животные, которые живут в естественных природных условиях. Давайте будем беречь диких животных! Одним из представителей является. Волк. Волки не всегда охотятся, рычат и бывают свирепыми. В приливе нежности волки облизывают друг друга и трутся мордами. Волки обитают на Земле уже более миллиона лет.

«Изумрудный город» - Бастинда – злая волшебница Фиолетовой страны. Где Элли впервые встретила Железного Дровосека? Из чего состояла «смелость», которую Гудвин дал выпить Льву? 4 книга «Огненный бог Марранов». Изумрудный марафон. «Сусака, масака, лэма, рэма, гэма! «Пикапу, трикапу, ботало, мотало». Болтуны Жевуны Мигуны Прыгуны.

«Волков Волшебник изумрудного города» - Первое издание книги. 1книга «Волшебник Изумрудного города». Виллина - добрая волшебница Желтой страны. 6 книга «Тайна заброшенного замка». 4 книга «Огненный бог Марранов». Александр Волков. 3 книга «Семь подземных королей». В 1939 году «Волшебник Изумрудного города» вышел в «Детиздате». Бастинда – злая волшебница Фиолетовой страны.

«Гуморальная регуляция» - 1. Что такое гуморальная регуляция? 3. Железы внутренней секреции. 4.Чем обеспечивается согласованная работа всех частей нашего организма? 2. Чем представлен эндокринный аппарат человека? «Гормон роста». Цели: «Гормон активных действий». 6. Почему довольно часто употребляют понятие нервно-гуморальная регуляция?

«Экологическое развитие» - Американцы потребляют в день 573 литра, итальянцы - 385 литров. В России – от 20 до 400 1,1 млрд человек на Земле лишены доступа к чистой воде. Так ли устойчив рост за счет наращивания добычи углеводородов? Вода. Эффективное использование энергии. Сохранение живой природы. Стоимость поездки. Как отличить устойчивое развитие от простого роста?

Задания части С

1.Какие экологические факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме?

Элементы ответа:

1) антропогенные: сокращение площади лесов, чрезмерный отстрел;

2) биотические: недостаток корма, конкуренция, распространение заболеваний

2.В чём состоит роль бактерий в круговороте веществ?

Элементы ответа:

1) бактерии-гетеротрофы - редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями;

2) бактерии-автотрофы (фото, хемотрофы) - продуценты синтезируют орга­нические вещества из неорганических, обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота и др.

3.В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза бел­ка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных ри­босомах?

Элементы ответа:

1) первичная структура белка определяется последовательностью аминокислот;

2) матрицами для синтеза белка являются одинаковые молекулы иРНК в которых закодирована одна и та же первичная структура белка.

4.Объясните, почему говядину, которая не прошла санитарного контроля, опас­но употреблять в пищу, в недоваренном или слабо прожаренном виде.

Элементы ответа:

1) в говяжьем мясе могут быть финны бычьего цепня;

2) в пищеварительном канале из финны развивается взрослый червь, и че­ловек становится окончательным хозяином.

5.В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.

Элементы ответа:

1) фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зелёные), так как них имеются хлоропласты;

2) по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых не происходит фотосинтеза.

6.Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению? Ответ поясните.

Элементы ответа:

1) из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосу­дам за счёт транспирации, в результате которой возникает сосущая сила;

2) восходящему току в растении способствует корневое давление, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде.

7. Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счёт чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно-оранжевой части спектра

Элементы ответа:

1) для фотосинтеза необходимы лучи не только красной, но и синей части спектра;

2) в клетках багрянок содержится красный пигмент, который поглощает лучи синей части спектра, их энергия используется в процессе фотосинтеза.

8. Какие органы растений повреждают майские жуки на разных стадиях индивидуального развития?

Элементы ответа:

1) корни растений повреждают личинки;

2) листья деревьев повреждают взрослые жуки.

9. Какое молоко, стерилизованное или свеженадоенное, прокиснет быстрее в одних и тех же условиях? Ответ поясните.

Элементы ответа:

1) быстрее прокиснет свеженадоенное молоко, так как в нем имеются бактерии, вызывающие сбраживание продукта;

2) при стерилизации молока клетки и споры молочнокислых бактерий погибают, и молоко сохраняется дольше.

10.Почему лечение антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника? Назовите не менее двух причин.

Элементы ответа:

1) антибиотики убивают полезные бактерии, обитающие в кишечнике человека;

2) нарушаются расщепление клетчатки, всасывание воды и другие процессы.

11.Почему под жгут, который накладывают для остановки кровотечения из крупных кровеносных сосудов, кладут записку с указанием времени его на­ложения?

Элементы ответа:

1) прочитав записку, можно определить, сколько времени прошло после наложения жгута;

2) если через 1-2 часа не удалось доставить больного к врачу, то следует на некоторое время ослабить жгут. Это предупредит омертвение тканей

Ответами к заданиям 1–21 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание).

1

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

2

Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются для описания экологических закономерностей. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. партеногенез

2. симбиоз

3. сукцессия

4. ароморфоз

5. консумент

3

Набор хромосом яйцеклетки гороха равен 7. Какой набор хромосом имеют соматические клетки этого организма? В ответе запишите только количество хромосом.

Ответ: ______

4

Перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания особенностей клеток, изображенных на рисунке. Определите два признаки,«выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. имеют оформленное ядро

2. являются гетеротрофными

3. способны к фотосинтезу

5. накапливают гликоген

5

Установите соответствие между процессами и способом деления клетки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ

А. происходит деление соматических клеток

Б. хромосомный набор уменьшается вдвое

В. образуется новое сочетание генов

Г. происходят конъюгация и кроссинговер

Д. по экватору клетки располагаются биваленты

СПОСОБ ДЕЛЕНИЯ

6

Определите соотношение фенотипов у потомства при скрещивании двух гетерозиготных растений при неполном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение фенотипов.

7

Приведённые ниже характеристики, кроме двух, используются для описания диге- терозиготного генотипа. Определите эти две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. содержит разные аллели одного гена

2. имеет доминантный и рецессивный аллели гена

3. включает две пары генов альтернативных признаков

4. при гаметогенезе образуется один тип гамет

5. представлен двумя парами неаллельных рецессивных генов

8

Установите соответствие между особенностью развития растения и отделом, для которого она характерна: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ

А. в цикле развития преобладает гаметофит

Б. взрослое растение представлено гаплоидным поколением

В. гаметофитом служит заросток

Г. спорофитом является зигота

Д. клетки многоклеточного растения диплоидны

1. Зеленые водоросли

2. Папоротниковидные

9

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Что позволило покрытосеменным, в сравнении с голосеменными растениями, занять господствующее положение на Земле?

1. расположение семян внутри плодов

2. наличие в клетках хлоропластов

3. симбиоз с бактериями и грибами

4. наличие цветка

5. двойное оплодотворение

6. размножение семенами

10

Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого этот признак характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. образует древесный ярус леса

Б. наличие стержневой корневой системы

В. преобладание в цикле развития спорофита

Г. произрастает в нижнем ярусе леса

Д. наличие предростка (протонемы) в цикле развития

Е. прикрепляется к почве ризоидами

2. Моховидные

11

Установите последовательность, отражающую этапы жизненного цикла бычьего цепня, начиная с образования яиц в зрелых члениках. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. употребление человеком непроваренного мяса, содержащего финны

2. отрыв зрелых члеников с яйцами от тела взрослого червя

3. образование взрослого червя

4. перенос личинок кровью в мышцы и образование финны

5. выход личинок с крючьями из яиц

6. поедание коровами члеников с яйцами

12

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие примеры иллюстрируют возбуждение симпатической нервной системы?

1. усиление сердечных сокращений

2. усиление перистальтики кишечника

3. понижение артериального давления

4. расширение зрачков глаз

5. увеличение сахара в крови

6. сужение бронхов и бронхиол

13

Установите соответствие между характеристикой желёз и их типом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А. образуют пищеварительные ферменты

Б. выделяют секрет в полость тела или органа

В. выделяют химически активные вещества - гормоны

Г. участвуют в регуляции процессов жизнедеятельности организма

Д. имеют выводные протоки

ТИП ЖЕЛЁЗ

1. внешней секреции

2. внутренней секреции

14

Определите последовательность перемещения пищи, поступившей в пищеварительную систему человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. двенадцатиперстная кишка

3. пищевод

5. желудок

6. толстая кишка

15

Выберите из текста три предложения, которые характеризуют географический способ видообразования в эволюции органического мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Обмен генами между популяциями при размножении особей сохраняет целостность вида. 2. В случае возникновения репродуктивной изоляции скрещивание становится невозможным и популяция встает на путь микроэволюции. 3. Репродуктивная изоляция популяций происходит при возникновении физических преград. 4. Изолированные популяции расширяют свой ареал путем сохранения адаптаций к новым условиям жизни. 5. Примером такого видообразования служит образование трех подвидов синицы большой, которые освоили территории восточной, южной и западной Азии. 6. Вид служит наименьшей генетически устойчивой надорганизменной системой в живой природе.

16

Установите соответствие между характеристикой естественного отбора и его формой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А. сохраняет среднее значение признака

Б. способствует приспособлению к изменившимся условиям среды

В. сохраняет особи с признаком, отклоняющимся от его среднего значения

Г. способствует увеличению многообразия организмов

ФОРМА ОТБОРА

1. движущая

2. стабилизирующая

17

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Уничтожение лесов на обширных территориях приводит к

1. повышению в атмосфере вредных примесей азота

2. нарушению озонового слоя

3. нарушению водного режима

4. смене биогеоценозов

5. нарушению направления воздушных потоков в атмосфере

6. сокращению видового разнообразия

18

Установите соответствие между примером и экологическим фактором, который этим примером иллюстрируется: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. повышение давления воздуха

Б. конкуренция за территорию между растениями

В. изменение численности популяции в результате эпидемии

Г. изменение рельефа экосистемы

Д. взаимодействие между особями одного вида

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР

1. абиотический

2. биотическим

19

Установите последовательность процессов, происходящих входе интерфазы и митоза. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. спирализация хромосом, исчезновение ядерной оболочки

2. расхождение сестринских хромосом к полюсам клетки

3. образование двух дочерних клеток

4. удвоение молекул ДНК

5. размещение хромосом в плоскости экватора клетки

20

Рассмотрите рисунок с изображением органа человека и определите, как называют его наружный и внутренний анатомические слои, процессы, обеспечивающие очищение крови от конечных продуктов метаболизма и структурное образование органа, в котором скапливаются растворы веществ для выведения их из организма человека.

Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Список терминов:

1. корковый, мозговой

2. мочевыделительная

3. почечная лоханка

4. петля Генле

5. транспорт питательных веществ

6. эпителиальный, мышечный

7. фильтрация, обратное всасывания

21

Проанализируйте таблицу «Число долгожителей мужчин и женщин в период с 1940 - по 1952 годы». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа данных таблицы.

Число долгожителей мужчин и женщин в период с 1940 по 1952 годы

Каково соотношение числа мужчин и женщин долгожителей в период с 1940 по 1945 гг.?

1. примерно одинаковое и составляет 1: 1

2. женщин в два раза больше, чем мужчин

3. средний возраст женщин составляет 100 лет

4. наибольшее число женщин на одного мужчину приходится на 1942 год

5. на одного мужчину приходится примерно 4-5 женщин

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (22, 23 и т. д.), затем подробное решение. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Какие виды экологических факторов способствуют регуляции численности волков в экосистеме? Ответ поясните.

Показать ответ

Элементы ответа:

1) антропогенные: сокращение площади лесов, чрезмерный отстрел;

2) биотические: недостаток корма, конкуренция, распространение заболеваний

Какое деление и какая его фаза изображены на рисунке? Укажите набор хромосом (n), число молекул ДНК (с) в этот период. Ответ обоснуйте.

Показать ответ

Элементы ответа:

1) метафаза митоза, так как гомологичные хромосомы расположены в одной плоскости экватора; сформировано веретено деления;

2) в клетке диплоидный (2n) набор хромосом, так как имеются гомологичные хромосомы;

3) число молекул ДНК - 4с, так как каждая хромосома двухроматидная и состоит из двух молекул ДНК

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

Задания части С1-С4

1.Какие экологические факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме?

1) антропогенные: сокращение площади лесов, чрезмерный отстрел;

2) биотические: недостаток корма, конкуренция, распространение заболеваний.

2.Определите тип и фазу деления клетки, изображённой на рисунке. Какие процессы происходят в этой фазе?

1) на рисунке изображена метафаза митоза;

2) нити веретена деления прикрепляются к центромерам хромосом;

3) в этой фазе двухроматидные хромосомы выстраиваются в плоскости экватора.

3.Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?

1)способствует уничтожению сорняков и ослабляет конкуренцию с культурными растениями;

2)способствует снабжению растений водой и минеральными веществами;

3)увеличивает поступление кислорода к корням.

4.Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?

1)большим биоразнообразием и разнообразием пищевых связей и цепей питания;

2)сбалансированным круговоротом веществ;

3)продолжительными сроками существования.

5.Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство чис¬ла и формы хромосом во всех клетках организмов из поколения в поколение?

1)благодаря мейозу образуются гаметы с гаплоидным набором хромосом;

2)при оплодотворении в зиготе восстанавливается диплоидный набор хромосом, что обеспечивает постоянство хромосомного набора;

3)рост организма происходит за счет митоза, обеспечивающего постоянство числа хромосом в соматических клетках.

6.В чем состоит роль бактерий в круговороте веществ?

1)бактерии-гетеротрофы – редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями;

2)бактерии-автотрофы (фото, хемотрофы) – продуценты синтезируют органические вещества из неорганических, обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота и др.

7.Какие признаки характерны для моховидных растений?

1)большинство мхов – листостебельные растения, некоторые из них имеют ризоиды;

2)размножаются мхи как половым, так и бесполым путем с чередованием поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит);

3)взрослое растение мха - половое поколение (гаметофит) а коробочка со спорами – бесполое (спорофит);

4)оплодотворение происходит при наличии воды.

8.Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок?

1)неурожай семян ели;

2)увеличение численности хищников – лисиц, куниц;

9.Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит в железистых клетках поджелудочной железы. Объясните почему.

1)в клетках поджелудочной железы синтезируются ферменты, которые накапливаются в полостях аппарата Гольджи;

2)в аппарате Гольджи ферменты упаковываются в виде пузырьков;

3)из аппарата Гольджи ферменты выносятся в проток поджелудочной железы.

10.В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах?

1)первичная структура белка определяется последовательностью аминокислот;

2)матрицами для синтеза белка являются одинаковые молекулы иРНК, в которых закодирована одна и та же первичная структура белка.

11.Какие особенности строения характерны для представителей типа Хордовых?

1)внутренний осевой скелет;

2)нервная система в виде трубки на спинной стороне тела;

3)щели в пищеварительной трубке.

12.Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

1)уменьшение численности шмелей;

2)увеличение численности растительноядных животных;

3)размножение растений конкурентов (злаков и др).

13.Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе – 7,9%, в печени – 18,4%, в сердце – 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?

1)митохондрии являются энергетическими станциями клетки, в них синтезируются и накапливаются молекулы АТФ;

2)для интенсивной работы сердечной мышцы необходимо много энергии, поэтому содержание митохондрий в ее клетках наиболее высокое;

3)в печени количество митохондрий по сравнению с поджелудочной железой выше, так как в ней идет более интенсивный обмен веществ.

14.Объясните, почему говядину, которая не прошла санитарного контроля, опасно употреблять в пищу в недоваренном или слабо прожаренном виде.

1)в говяжьем мясе могут быть финны бычьего цепня;

2)в пищеварительном канале из финны развивается взрослый червь, и человек становится окончательным хозяином.

15.Назовите органоид растительной клетки, изображенный на рисунке, его структуры, обозначенные цифрами 1-3, и их функции.

1)изображенный органоид – хлоропласт;

2)1 – тилакоиды граны, участвуют в фотосинтезе;

3)2 – ДНК, 3 – рибосомы, участвуют в синтезе собственных белков хлоропласта.

16.Почему бактерии нельзя отнести к эукариотам?

1)в их клетках ядерное вещество представлено одной кольцевой молекулой ДНК и не отделено от цитоплазмы;

2)не имеют митохондрий, комплекса Гольджи, ЭПС;

3)не имеют специализированных половых клеток, отсутствуют мейоз и оплодотворение.

17.Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями?

1)увеличение численности растений;

2)сокращение численности хищников – жаб, ежей;

18.В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.

1)фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты;

2)по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых не происходит фотосинтез.

19.Какие стадии гаметогенеза обозначены на рисунке буквами А, Б и В? Какой набор хромосом имеют клетки на каждой из этих стадий? К развитию каких специализированных клеток ведет этот процесс?

1)А – стадия (зона) размножения (деления), клетки диплоидные;

2)Б – стадия (зона) роста, клетка диплоидная;

3)В - стадия (зона) созревания, клетки гаплоидные, развиваются сперматозоиды.

20.Чем отличаются по строению бактериальные клетки от клеток организмов других царств живой природы? Укажите не менее трех отличий.

1)отсутствует оформленное ядро, ядерная оболочка;

2)отсутствует ряд органоидов: митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи и др.;

3)имеют одну кольцевую хромосому.

21.Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?

1)создают органические вещества из неорганических;

2)аккумулируют солнечную энергию;

3)обеспечивают органическими веществами и энергией организмы других звеньев экосистемы.

22.Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению?

1)из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам за счет транспирации, в результате которой возникает сосущая сила;

2)восходящему току в растении способствует корневое давление, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде.

23.Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.

1)А – прокариотическая клетка, Б – эукариотическая клетка;

2)клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра, ее наследственный материал представлен кольцевой хромосомой;

3)клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и органоиды.

24.В чем проявляется усложнение кровеносной системы земноводных по сравнению с рыбами?

1)сердце становится трехкамерным;

2)появляется второй круг кровообращения;

3)в сердце содержится венозная и смешанная кровь.

25.Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса?

1)в смешанном лесу больше видов, чем в еловом;

2)в смешанном лесу цепи питания более длинные и разветвленные, чем в еловом;

3)в смешанном лесу ярусов больше, чем в еловом.

26.Участок молекулы ДНК имеет следующий состав: ГАТГААТАГТГЦТТЦ. Перечислите не менее трех последствий, к которым может привести случайная замена седьмого нуклеотида тимина на цитозин (Ц).

1)произойдет генная мутация – изменится кодон третьей аминокислоты;

2)в белке может произойти замена одной аминокислоты на другую, в результате изменится первичная структура белка;

3)могут измениться все остальные структуры белка, что повлечет появление у организма нового признака.

27.Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счет чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно – оранжевой части спектра.

1)для фотосинтеза необходимы лучи не только красной, но и синей части спектра;

2)в клетках багрянок содержится красный пигмент, который поглощает лучи синей части спектра, их энергия используется в процессе фотосинтеза.

28.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1.Кишечнополостные – это трехслойные многоклеточные животные. 2.Они имеют гастральную или кишечную полость. 3.Кишечная полость включает стрекательные клетки. 4.Кишечнополостные имеют сетчатую (диффузную) нервную систему. 5.Все кишечнополостные – свободноплавающие организмы.

1)1 – кишечнополостные – двухслойные животные;

2)3 – стрекательные клетки содержатся в эктодерме, а не в кишечной полости;

3)5 – среди кишечнополостных есть прикрепленные формы.

29.Каким образом происходит газообмен в лёгких и тканях у млекопитающих? Чем обусловлен этот процесс?

1)в основе газообмена лежит диффузия, которая обусловлена разницей концентрации газов (парциального давления) в воздухе альвеол и в крови;

2)кислород из области высокого давления в альвеолярном воздухе поступает в кровь, а углекислый газ из области высокого давления в крови поступает в альвеолы;

3)в тканях кислород из области высокого давления в капиллярах поступает в межклеточное вещество и далее в клетки органов. Углекислый газ из области высокого давления в межклеточном веществе поступает в кровь.

30.В чем проявляется участие функциональных групп организмов в круговороте веществ в биосфере? Рассмотрите роль каждой из них в круговороте веществ в биосфере.

1)продуценты синтезируют органические вещества из неорганических (углекислого газа, воды, азота, фосфора и других минеральных веществ), выделяют кислород (кроме хемотрофов);

2)консументы (и другие функциональные группы) организмов используют и преобразуют органические вещества, окисляют их в процессе дыхания, поглощая кислород и выделяя углекислый газ и воду;

3)редуценты разлагают органические вещества до неорганических соединений азота, фосфора и др., возвращая их в среду.

31.Участок молекулы ДНК, кодирующей последовательность аминокислот в белке, имеет следующий состав: Г-А-Т-Г-А-А-Т-А-Г-ТТ-Ц-Т-Т-Ц. Объясните, к каким последствиям может привести случайное добавление нуклеотида гуанина (Г) между седьмым и восьмым нуклеотидами.

1)произойдёт генная мутация - могут измениться коды третьей и последующих аминокислот;

2)может измениться первичная структура белка;

3)мутация может привести к появлению нового признака у организма.

32.Какие органы растений повреждают майские жуки на разных стадиях инди-видуального развития?

1)корни растений повреждают личинки;

2)листья деревьев повреждают взрослые жуки.

33.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Плоские черви - это трехслойные животные. 2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печеночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело. 4. У них хорошо развита нервная система. 5. Плоские черви - раздельнополые животные, откладывают яйца.

Ошибки допущены в предложениях:

1)2 - к типу Плоские черви не относят человеческую аскариду, это Круглый червь;

2)4 - у плоских червей нервная система развита слабо;

3)5 - Плоские черви - гермафродиты.

34.Что представляет собой плод? Каково его значение в жизни растений и жи-вотных?

1)плод - генеративный орган покрытосеменных растений;

2)содержит семена, с помощью которых происходит размножение и расселение растений;

3)плоды растений - пища для животных.

35.Большая часть видов птиц улетает на зиму из северных районов, несмотря на их теплокровность. Укажите не менее трёх факторов, которые являются причиной перелётов этих животных.

1)пищевые объекты насекомоядных птиц становятся не доступными для добывания;

2)ледовый покров на водоёмах и снеговой покров на земле лишают пищи растительноядных птиц;

3)изменение продолжительности светового дня.

36.Какое молоко, стерилизованное или свеженадоенное, прокиснет быстрее в одних и тех же условиях? Ответ поясните.

1)быстрее прокиснет свеженадоенное молоко, так как в нем имеются бактерии, вызывающие сбраживание продукта;

2)при стерилизации молока клетки и споры молочнокислых бактерий погибают, и молоко сохраняется дольше.

37.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Основные классы типа членистоногих - Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. Тело ракообразных и паукообразных расчленено на голову, грудь и брюшко. 3. Тело насекомых состоит из головогруди и брюшка. 4. У паукообразных усиков нет. 5. У насекомых две пары усиков, а у ракообразных одна пара.

Ошибки допущены в предложениях:

1)2 – тело ракообразных и паукообразных состоит из головогруди и брюшка;

2)3 – тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка;

3)5 – у насекомых одна пара усиков, а у ракообразных две пары.

38.Докажите, что корневище растения - видоизмененный побег.

1)корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки;

2)на верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега;

3)от корневища отходят придаточные корни;

1,«Способность экосистемы противостоять внутренним абиотическим факторам среды и антропогенным воздействиям» называется:

    стабильность экологическая

    условия жизни человека

    экологическая устойчивость

    экологическое равновесие

    экологически конфликтная ситуация

2,Чем количественно выражается экологическая толерантность?

    уровнем воздействующих факторов, оптимальным для жизнедеятельности организма

    диапазоном изменения среды, в пределах которого сохраняется нормальная жизнедеятельность организма

    минимальным уровнем действующего фактора, при котором возможна жизнедеятельность организма

    максимальным уровнем действующего фактора, при котором возможна жизнедеятельность организма

    диапазоном изменений среды, в пределах которого невозможна жизнедеятельность организма

3,Какое из представленных ниже веществ относится к биокосному веществу?

  1. природный газ

4,Известно, что вид организма может существовать до теxпоp и постольку, поскольку окружающая его природная среда соответствует генетическим возможностям приспособления этого вида к ее колебаниям и изменениям. Какой закон постулирует эту аксиому?

    «все или ничего» (Х. Боулич)

    толерантности (В. Шелфорд)

5,Человек создает пригодные для себя условия су­ществования посредством сознательного изменения природы. Каким видом адаптации является данный процесс?

    пассивная

    активная

    индивидуальная

    групповая

6,Рассматривая демографические проблемы и возможности биосферы, ученые выдвигают различные концепции. Каким концепциям, отмеченным цифрами, соответствуют утверждения ученых, обозначенные буквами?

7,Начальная численность популяции волков составляет 15 особей, один волк потребляет по 30 оленей ежегодно, годовой прирост популяции волков составляет 10%. Какие факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме?

    состояние кормовой базы (численность травоядных животных); вакцинация популяций; внутривидовая конкуренция и истребление человеком

8.С течением времени при получении полезной продукции из природных систем на ее единицу затрачивается все большее количество энергии. Какой закон подтверждает данное суждение?

    закон снижения энергетической эффективности природопользования

    закон оптимальности

    «баттерфляй эффект»

    принцип неполноты информации

    правило островного измельчения видов

9.В процессе приспособления к различным геоклиматическим условиям каждого региона у людей выработались сходные адаптивные признаки. Какие морфологические признаки характерны для арктического адаптивного типа?

А. сильно развитая костно-мускульная система

С. низкие показатели основного обмена

Е. удлиненная форма тела

10. На рисунке представлена кривая жизнедеятельности многолетнего растения. Как называется диапазон действия фактора, который наиболее благоприятен для жизнедеятельности растения?

    зона покоя

    зона пессиума

    зона оптимума

    зона жизни

    зона жизнедеятельности

11.Африканские львы живут семьями на определенных территориях и любая встреча самцов неминуемо приводит к столкновениям. Как называется данный вид взаимодействий?

    эффект группы

    эффект массы

    прямая внутривидовая конкуренция

    косвенная внутривидовая конкуренция

    межвидовая конкуренция

12.Какие основные характеристики, согласно учению В.И. Вернадского, имеет «живое вещество»?

    физико-химические свойства, энергия, суммарная масса

    физический состав, энергия, суммарная масса

    суммарная масса, физический состав, физико-химические свойства

    суммарная масса, химический состав, энергия

    химический состав, энергия, физико-химические свойства

13. Скорость фотосинтеза зависит от лимитирующих (ограничивающих) факторов, среди которых выделяют свет, концентрацию углекислого газа, температуру. Почему концентрация углекислого газа является лимитирующим фактором для реакций фотосинтеза?

    необходимое условие для световых реакций фотосинтеза, при его недостатке интенсивность фотосинтеза снижается

    необходим для синтеза глюкозы, при его недостатке снижается синтез

    является источником энергии, обеспечивающим рост растений

    все реакции фотосинтеза осуществляются при участии ферментов, активность которых зависит от температуры

    необходим для биохимических реакций синтеза органических веществ с использованием энергии

14.В процессе эволюции в биогеоценозах сложились цепи взаимосвя­занных видов, последовательно извлекающих вещество и энергию из исходного пищевого продукта. Такие цепи получили название пищевых. Какие компоненты следующей цепи питания «осина - заяц - лиса» представлены?

    редуцент - консумент - продуцент

    продуцент - консумент 1 порядка - консумент 2 порядка

    продуцент - консумент - редуцент

    автотроф - гетеротроф - редуцент

    продуцент - гетеротроф – редуцент

15.Белка и лось живут в одном лесу, но не контактируют друг с другом. О каком виде взаимоотношений идет речь?

    нейтрализм

    аменсализм

    комменсализм

    мутуализм

16.Наиболее высокий уровень существования живого вещества:

    биосферный

    организменный

    популяционно-видовой

    биоценоз

    биогеоценоз

17.Мутуализм характеризуется тем, что:

    один вид оказывает неблагоприятное воздействие на другой

    оба вида полезны друг для друга

18.Сообщество – есть:

    совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей

    совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых видов в определенном пространстве, пригодном для жизни

    устойчивая, саморегулирующаяся, пространственно ограниченная природная система

    совокупность генов популяции, группы популяций или вида

    система сложных взаимоотношений между живыми организмами и средой обитания

19. Доминирующими экологическими факторами в горной местности являются: низкая температура, пониженное содержание кислорода. Какие компенсаторные процессы в организме будут происходить при адаптации людей, сменивших свое место жительства на высокогорье?

    повышение содержания гемоглобина и увеличение количества эритроцитов

    повышение содержание гемоглобина и снижение количества эритроцитов

    понижение содержания гемоглобина и увеличение количества эритроцитов

    снижение уровня основного обмена и снижение количества эритроцитов

    повышение уровня основного обмена и понижение содержания гемоглобина

20.Любое техногенное вмешательство человека в природу, даже с учетом последних научных знаний о законах ее функционирования, неминуемо приводит к негативным экологическим последствиям. Какой закон экологии объясняет это?

    «все или ничего» (Х. Боулич)

    «все связано во всем» (Б. Коммонер)

    «все должно куда-то деваться» (Б. Коммонер)

    природа "знает" лучше (Б. Коммонер)

    ограничивающего фактора (Ю. Либих)

21.В процессе эволюции в биогеоценозах сложились цепи взаимосвя­занных видов, последовательно извлекающих вещество и энергию из исходного пищевого продукта. В водной экосистеме обитают цапли, водоросли, окуни, плотва.Какие изменения произойдут в экосистеме, если численность водорослей увеличится, а численность цапель – уменьшится?

    увеличится численность плотвы, питающейся водорослями; увеличится численность окуней, так как у них станет больше пищи (плотвы) и меньше врагов (цапли).

    уменьшится численность плотвы, питающейся водорослями; уменьшится численность окуней, так как у них не станет больше пищи (плотвы).

    уменьшится численность плотвы, из-за увеличения численности окуней питающейся водорослями;

    увеличится численность плотвы, питающейся водорослями; увеличится численность окуней, так как цапли будут есть водоросли

    увеличится численность плотвы, так как окуни будут питаться водорослями

22. Рассматривая демографические проблемы и возможности биосферы, ученые выдвигают различные концепции. Каким концепциям, отмеченным цифрами, соответствуют утверждения ученых, обозначенные буквами?

23.М иноги нападают на треску, лососей, корюшку, осетров и других крупных рыб и даже на китов. Присосавшись к жертве, минога питается соками ее тела в течение нескольких дней, даже недель. Многие рыбы погибают от нанесенных ею многочисленных ран. О каком виде взаимоотношений идет речь?

    нейтрализм

    аменсализм

    комменсализм

    мутуализм

24.Увеличение концентрации, какого газа приводит к усилению парникового эффекта?

A. диоксида серы

B.углекислого газа

C. аммиака

E. сероводорода

25.При исследовании человека обнаружены следующие морфо-функциональные признаки: высокий рост, относительное удлинение трубчатых костей, повышенное содержание гемоглобина и увеличение количества эритроцитов крови. К какому адаптивному типу можно отнести данного человека?

    арктическому

    тропическому

    субтропическому

    высокогорному

    умеренного климата

26.Вещество, энергия, информация и качества отдельных природных систем взаимосвязаны настолько, что любое изменение одного из этих факторов вызывает функциональные, структурные, качественные и количественные перемены всех систем и их иерархии. Как называется эта закономерность в классической экологии?

    закон внутреннего динамического равновесия

    закон единства «организм-среда»

    закон развития природной среды за счет окружающей среды

    закон однонаправленности потока энергии

    закон толерантности

27.Как называется форма комменсализма, при котором комменсал обитает в жилище животного-хозяина?

    синойкия

    мутуализм

    нейтрализм

    аменсализм

28.Процесс смены во времени одних биогеоценозов другими называется:

    сукцессия

  1. флуктуация

    энтропия

    динамика

29.В чем заключается содержание экологии человека как науки?

    в выяснении взаимообусловленности отношений человека с окружающей его средой

    познании закономерностей антропогенного влияния на природные экосистемы

    научное обоснование путей создания гармоничных отношений общества и природы

    изучение закономерностей функционирования экосистем

    изучение закономерностей организации сообществ

30.Каким из ниже перечисленных ученных введен термин «экосистема»?

    Т. Миллером

    Д. Андерсеном

    Э. Геккелем

  1. А. Тенсли

31.Многие простейшие, грибы являются космополитами и распространены повсеместно. Как называют организмы с таким видом экологической пластичности?

    эврбиотные

    стенобиотные

    адаптивные

    неприхотливые

    пластичные

32.Как называют общее количество особей популяций на выделяемой территории?

    численность

    плотность

    насыщенность

    сообщество

    гомеостаз

33.Какой из разделов экологии изучает взаимоотношения популяций со средой, их структуру и динамику численности?

    демэкология

    синэкология

    аутэкология

    медэкология

    санэкология

34.В эпоху верхнего палеолита у обитателей различных географических районов сформировались основные расово-диагностические черты, имеющие приспособительный характер к ус­ловиям среды. Какая расово-диагностическая черта, имеет приспособительный характер к ус­ловиям среды?

    язык общения

    выносливость

    форма волос

    физиологические реакции

    характер питания

35.Как называется диапазон значений фактора, в котором он активно проявляет свои жизненные функции?

    зона покоя

    зона пессиума

    зона оптимума

    зона жизни

    зона жизнедеятельности

36.Рассматривая демографические проблемы и возможности биосферы, ученые выдвигают различные концепции. Каким концепциям, отмеченным цифрами, соответствуют утверждения ученых, обозначенные буквами?

37. Какая из представленных ниже пищевых цепей составлена верно?

    еж - растение - кузнечик - лягушка

    кузнечик - растение - еж - лягушка

    растение - кузнечик - лягушка - еж

    еж - лягушка - кузнечик - растение

    кузнечик - лягушка - еж - растение

38.Аменсализм характеризуется тем, что:

    каждый из двух видов неблагоприятно влияет друг на друга

    виды не оказывают какого-либо влияния друг на друга

    один вид вызывает угнетение другого

    один вид получает одностороннюю пользу от другого

    оба вида получают взаимную пользу друг от друга

39.Какая из представленных ниже экосистем относится к микроэкосистемам?

    аквариум

    континент

40.Что такое «биотический потенциал» популяции?

    возможность размещения вида при оптимальных условиях среды

    возможности сопротивления среды

    способность организма определенной популяции адаптироваться к условиям среды

    способность популяции мигрировать за пределы биоценоза

    конкурентоспособность популяции

41.Кто из представленных ученых создал учение о биосфере и впервые убедительно показал основополагающую роль живых организмов в геологических процессах?

    В. Шелфорд

  1. В. Докучаев

    Н. Северцов

    В. Вернадский

42.«Участок водоема или суши с однородными условиями рельефа, климата и других факторов, занятый определенным биоценозом» определяется как:

    биосистема

    биогеоценоз

    биоценоз

    экологическая ниша

43.Все живые организмы по способу питания делятся на различные группы: автотрофы и гетеротрофы. Каким видам организма, обозначенным цифрами, соответствуют особенности питания, обозначенные буквами?

44.Лишайники являются симбиотическими организмами, тело которых построено из водорослей и грибов. Нити гриба снабжают клетки водоросли водой и минеральными веществами, а клетки водорослей осуществляют фотосинтез и, следовательно, снабжают гифы грибов органическими веществами. К какому типу межвидовых взаимодействий относится данный пример?

  1. нейтрализм

    аменсализм

    комменсализм

    мутуализм

45.Глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничто не может быть выиграно или потеряно, не может быть объектом всеобщего улучшения; все извлеченное в процессе человеческого труда должно быть возмещено. Кто из ученых сформулировал этот закон?

    Х. Боулич

    М. Коммонер

46.Укажите причины продолжающегося роста численности населения Земли:

    снижение смертности во всех возрастных группах в развивающихся странах

    высокая рождаемость в развивающихся странах

    высокая рождаемость в развитых странах

    снижение детской смертности в развитых странах

    снижение заболеваемости в развивающихся странах

47.Северный кит может жить только в очень узком диапазоне значений температуры воды. Как называют организмы с таким видом экологической пластичности?

    эвритермные

    стенотермные

    стенофотные

    сврифотные

    стеногалитные

48.Пресноводная рыбка горчак откладывает икринки в мантийную полость двухстворчатых моллюсков. Развивающиеся икринки надежно защищены раковиной моллюска, но они безразличны для хозяина и не питаются за его счет. К какому типу межвидовых взаимодействий относится данный пример?

    квартирантство

    хищничество

  1. конкуренция

49.Какие морфофункциональные признаки характерны для людей арктического адаптивного типа?

    удлиненная форма тела

    относительное уменьшение массы тела при увеличении длины конечностей

    более интенсивное потоотделение

    низкие показатели основного обмена

    значительная плотность тела

50.«Основные материально-энергетические составляющие экологических систем» обозначается термином:

    экологические компоненты

    экологические ниши

    экологически опасные ситуации

    экологический состав

    экологические функции

52.Всю совокупность организмов на планете В.И. Вернадский назвал:

    косное вещество

    живое вещество

    биогенное вещество

    биокосное вещество

    аморфное вещество

53.Гетеротрофными организмами, потребляющими готовые органические соединения путем поедания других живых организмов или частиц органического вещества, называется:

    продуцентами

    консументами

    редуцентами

    вторичными продуцентами

    вторичными редуцентами

55.Доминирующими экологическими факторами окружающей среды в течение длительного времени являлись: высокая температура и влажность, преобладание в рационе углеводов и недостаток животных белков, высокая заболеваемость различными эпидемическими болезнями. Какой адаптивный тип сформируется в результате воздействия данных факторов?

    арктический

    высокогорный

    тропический

    смешанный

56.Рассматривая демографические проблемы и возможности биосферы, ученые выдвигают различные концепции. Каким концепциям, отмеченным цифрами, соответствуют утверждения ученых, обозначенные буквами?

58.«Область знаний, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой и с другими организмами и сообществами».называется:

    экологией

    экосистемой

    биосферой

    биологией

    биогеоценозом

59. Аутэкология – это:

    экология организмов

    учение об экосистемах

    учение о биосфере

    учение о факторах среды

    экология экосистем

60.В процессе эволюции в биогеоценозах сложились цепи взаимосвя­занных видов, последовательно извлекающих вещество и энергию из исходного пищевого продукта. В водной экосистеме обитают цапли, водоросли, окуни, плотва. Как размещаются эти организмы по разным трофическим уровням в соответствии с правиломэкологической пирамиды?

    1-й –плотва, 2-й– водоросли, 3-й – окуни, 4-й – цапли

    1-й – водоросли, 2-й –окуни,3-й – плотва, 4-й – цапли

    1-й – водоросли, 2-й– плотва, 3-й – окуни, 4-й – цапли

    1-й – цапли, 2-й– окуни, 3-й –плотва, 4-й –водоросли

    1-й – цапли, 2-й– плотва, 3-й – окуни, 4-й –водоросли

61.Какие изменения происходят в организме при групповых адаптациях?

    изменение морфологических признаков

    изменение физических показателей

    изменение физико-химических реакций

    изменение трофики

    изменение антропометрических показателей