Католический николай. Уния под брендом николая чудотворца

03.05.2015

Большинство людей знает именно о православной вере, а другие христианские веры им практически не известны. Именно поэтому необходимо знать, чем же отличается христианство от католицизма и что у них общего.

Католическая вера – это тоже христианство. Среди них есть православные, католики и протестанты. Но церкви для протестантов нет, а вот православные и католические церкви есть. Все эти церкви общаются между собой, ни взирая на некоторые различия в вере.

Общими святыми у католиков и христиан являются: Иисус Христос, Николай Чудотворец, Дева Мария, Серафим Саровский и Сергий Радонежский, до разделения церквей общей святой была еще и Ольга.

Пункт первый представлен тем, что у каждой из церквей разное единство. Христиане воспринимают веру и таинство, а католикам еще необходим и Папа.

Пункт второй представлен тем, что у обеих церквей разное понятие о кафоличности и вселенкости. У православных важна вселенкость, а у католиков – кафоличность.

Католики и православные по-разному видят символов веры. У православных это Святой Дух, Отец и Сын, а католиков только Святой Дух и сын.

У католиков венчание это навсегда, а у христиан в некоторых случаях можно развенчаться.

У приверженцев католицизма чистилища нет, а у приверженцев православия — оно имеется. Туда попадают души, чтобы очистить себя от грехов перед отправкой в рай.

Католики считают, что у Девы Марии нет первородного греха, а православные считают что есть, потому что, она такой же человек, как и остальные.

У приверженцев католицизма всеми церковными делами заведует папа, у православных такого поста нет.

У православных нет византийского обряда, а у католиков он есть.

Приверженцы католицизма ставят Папу чуть ли не наравне с Богом, потому как они считают, что все его действия правильны относительно морали и веры, и что он сам может принимать решения, даже не посоветовавшись с епископатом. У православных же такими полномочиями наделен только Бог и Вселенские Соборы, которые могут принимать различные решения, касающиеся церкви и веры.

У православных главными полномочиями наделяются первые пять Вселенских Соборов, а у католиков, если они и принимают решения с одобрения Папы Римского, что задействовано там целых двадцать один Собор вместе с Ватиканом.

Также католики и православные обладают одним символом веры ни смотря на то что прошлые ошибки и предубеждения стали причиной того что церкви рассоединились, но они считают что Бог у них один, но видят они его по-разному.

Иисус Христом молиться рядом со своими учениками, а ученики это обе религии, поэтому они всегда вместе с Богом ни взирая на видимые различия.


Греко – католики принадлежат к восточному направлению византийских церквей. Греко – католики проводят литургии на разнообразных старо – славянских языках. Из напитков принято употреблять только квасной хлеб, ...





Российская греко-католическая церковь относится к восточным направлениям католицизма. Создается для русских католиков, пропагандирующих византийскую веру на всей территории России и для русских греко-католиков, ...

Когда католики всего мира празднуют День святого Николая (Saint Nicholas Day).

О добродетельной жизни святого Николая известно немного . Святой Николай из Миры (город в древней Ликии, ныне город Демре в Турции), известный как Николай Чудотворец, родился примерно в 270 году. По преданию, он был сыном состоятельных родителей из Патары в Ликии, провинции Малой Азии.

С юности посвятив себя Богу, святой Николай стал епископом города Миры. Во время Великого гонения на христиан, начатого императором Диоклетианом, попал в тюрьму, выйдя из нее при императоре Лицинии, вернулся на свою кафедру, скончался около 345 года.

Житие святителя Николая : как он помогал бедным и обездоленным, как тайно подбрасывал детям монетки и еду в выставленные за дверь башмаки, как помогал бедным девушкам выйти замуж, дав денег на приданое.

Самое древнее упоминание его имени относится к IV-V векам. Федор Чтец, живший в VI, включает епископа Миры Николая в список участников первого Вселенского Собора, проходившего в 325 году в Никее, на котором был разработан первый вариант Символа Веры, называемого ныне Никео-Константинопольским.

Евстратий Константинопольский, живший во второй половине VI века, повествует о том, как святитель Николай выступил в роли защитника трех несправедливо приговоренных к смерти византийцев.

Примерно в 960 году будущий епископ Регинольд написал первое музыкальное произведение о святом Николае, где предложил новый вариант перевода: вместо слова innocentes ("невинные") применительно к трем византийцам, несправедливо приговоренным к смерти, он употребил pueri ("дети"). Возможно, так зародилась традиция почитания святого Николая как покровителя детей. Своим небесным заступником его также избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.

Первым установленным биографом Николая Мирликийского является Михаил Архимандрит , в VIII веке написавший каноническое житие, в котором собрал воедино все существовавшие на бумаге и в устных сказаниях сведения о святом епископе.

В середине марта 1087 года 72 моряка из города Бари, по другим данным это были норманнские рыцари, привезли мощи святого Николая в город Бари, похитив их из склепа в городе Мира, который тогда находился под турецким владычеством.

Практически сразу после прибытия бесценных мощей бенедиктинский аббат Элиа , предназначенного для хранения похищенных реликвий. Строительство базилики длилось более века, однако уже в 1089 году папа римский Урбан II смог освятить крипту, а в 1105 году, после смерти Элиа, новый аббат занялся отделкой внутреннего пространства церкви. Освящение всей базилики состоялось в 1197 году.

В 1088 году папа Урбан II официально установил литургическое празднование перенесения мощей святого Николая на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, а на Руси он получил широкое распространение.

Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который стал почитаться на Западе как покровитель детей. Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города и распространилась по всей Европе. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы святому Николаю было куда положить свои подарки.

В каждой европейской стране существуют свои традиции и обычаи , связанные с празднованием этого дня. В Нидерландах этот зимний праздник ждут с нетерпением не только дети, но и взрослые. Святой Николай является покровителем Амстердама, и главный католический храм города назван в его честь. Накануне дня Святого Николая, вечером 5 декабря, существует традиция дарить друг другу подарки, которые упаковываются в красиво украшенные коробки.

Во Франции особенно почитают Николая Чудотворца в Лотарингии, где он считается святым покровителем. Это второе место паломничества к мощам святого после итальянского Бари. Здесь, в небольшом городке Сан-Николя-де-Пор, находится базилика Сан-Николя, в которой хранится частица мощей Николая Угодника. День святителя Николая, который празднуется еще со средних веков, является официальным праздником региона. Каждый год в честь святого проходит торжественная процессия. Святитель появляется на балконе мэрии, где мэр вручает покровителю лотарингцев ключ от города.

В Германии, а также в Швейцарии и Австрии дети вечером 5 декабря выставляют обувь за порог дома , чтобы пришедший ночью Николаус оставил им сладости и маленькие подарки. Некоторые верят, что Николаус объезжает все дома в своих санях и приходит через камин, чтобы спрятать привезенные подарки в повешенные детьми носки.

Праздником святого Микулаша, как в Чехии называют святого Николая, традиционно открывается рождественский сезон . Считается, что в этот день святой Николай путешествует по улицам, квартирам и отелям Праги, одаривая послушных детей фруктами и сладостями, в то время как хулиганы и бездельники обнаруживают в рождественских носочках картофелину или кусок угля. Именно поэтому в ожидании праздника дети стараются не шалить, и, как правило, без подарков от святого Николая не остается никто.

В День святого Николая не только дарят и получают подарки, но и стараются исполнять чье-то заветное желание. Это может быть денежная помощь нищим, игрушки, сладости и одежда для детей-сирот и другая помощь нуждающимся.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

- День святителя Николая Чудотворца (православный)

Николай Угодник

19 декабря Православная Церковь отмечает День святителя Николая Чудотворца (у католиков - 6 декабря). Святитель Николай считается покровителем путешественников и мореплавателей и является одним из самых почитаемых святых в православном мире.

Святитель Николай, живший в 3-4 веках, прославился как великий угодник Божий, поэтому в народе его обычно называют Николаем Угодником. Святитель Николай считался «всех предстателем и заступником, всех скорбных утешителем, всех сущих в бедах прибежищем, благочестия столпом, верных поборником». Христиане верят, что и сегодня он совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям.

Николай, родившийся, по преданию, в городе Патары в Ликии (историческая область в Малой Азии) в семье благочестивых родителей, отличался любовью и состраданием к людям, помогал нищим и обездоленным, раздавая почти все свои деньги и оставляя себе лишь самое необходимое. За кротость и доброту Николай снискал огромную любовь народа. Как сказано в житии Святого Николая, он совершил путешествие в Иерусалим . Достигнув древнего города, святитель, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Есть предание, что во время посещения святых мест Палестины святитель Николай пожелал однажды ночью помолиться в храме, подошел к дверям, закрытым на замок, и двери сами открылись, чтобы Избранник Божий мог войти в храм. Во время паломничества в Иерусалим Николай Чудотворец по просьбе отчаявшихся путников молитвой успокоил разбушевавшееся море. Удержав меч палача, святой Николай спас от смерти трех мужей, невинно осужденных корыстолюбивым градоначальником.

Возвратившись в Ликию, святой хотел уйти от мира в Сионскую обитель, но Господь возвестил об ином пути, ожидающем его: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый мною плод. Иди отсюда и пойди в мир, к людям, чтобы прославилось в тебе имя мое!».

Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь. За свою земную жизнь он совершил такое множество добрых дел во славу Божию, что их не перечислить, но среди них есть одно, которое относится к числу добродетелей и к тому, что служило основанием их совершения, что двигало святителя на подвиг, - его вера, удивительная, сильная, ревностная. Святитель Николай скончался в 345 году, в глубокой старости. По церковному преданию, мощи святого сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей. В 1087 году мощи Николая Угодника были перенесены в итальянский город Бар (Бари), где находятся и поныне.

День Святого Николая - день покровителя детей. В канун праздника в детские башмачки, выставленные у порога, или носочки, повешенные у камина, с незапамятных времен кладут подарки. Считается, что подарки получают только послушные дети, а непослушным полагаются розги или камни. Но малыши, как правило, в ожидании праздника и, конечно, подарков, не бузят, стараясь дать понять Святому Николаю, что они всегда готовы быть хорошими.

В ряде стран мира принято, чтобы к малышам Святой Николай приходил со своей свитой. Его сопровождают двое ангелов и двое чертей. Первые должны сообщать своему покровителю о хороших детях, вторые же нашептывают Николаю обо всех провинностях виновников торжества. Побеждает всегда добро: никто из малышни не остается без подарков.

Церковь канонизировала Николая, и в наше время во многих домах молятся этому святому в горе и радости, а малыши каждый год в день Святого Николая получают подарки. Но главное - они учатся добру и любви к людям, чтобы потом передать эту незыблемую традицию своим детям. И, пока жива традиция и история, жив народ и жива семья.

Рождественские праздники в Европе начинаются со дня святого Николая - 6 декабря. В этот день католики почитают память святого Николая, покровителя путешественников и детей. День святого Николая имеет религиозные корни и традиции празднования, выработанные в народе веками. О земной жизни святого Николая из исторических хроник известно немного. Родился на территории современной Турции, примерно в 245 году, умер 6 декабря 334 года.
С молодых лет посвятил себя служению Богу, был епископом города Миры Ликийские. Во время гонений на христиан Николай был заключен в тюрьму, где провел целых восемь лет. Находясь в заключении, несмотря на пытки, продолжал проповедовать христианство. Лишь после прихода к власти императора Константина преследования христиан прекратились, и епископ вновь стал править своей паствой. Был он и участником первого Вселенского Собора, проходившего в 325 году в Никее.
Из исторических источников известно, что епископ Николай выступил защитником трех несправедливо приговоренных к смерти византийцев. О других добрых делах святого Николая в народе сложены предания, передаваемые из поколения в поколение. Они повествуют о том, как святой Николай помогал бедным и обездоленным, а детям тайно подбрасывал монетки и еду в выставленные за дверь башмачки. Еще одна легенда повествует о том, как он помог бедной девушке выйти замуж за возлюбленного, дав ей денег на приданое.
В Х веке в Кельнском соборе в день памяти святого Николая 6 декабря ученикам церковноприходской школы стали раздавать сладости. А позже в Германии в домах стали вывешивать башмачки или носочки для того, чтобы святой Николай положил туда детям подарки. Эти традиции быстро распространились по всей Европе. Правда, подарки получают в этот день только послушные дети, а непослушных ждут розги. Но в ожидании праздника дети стараются не шалить, и без подарков от святого Николая не остается никто.

Итальянцы празднуют Николин день шумными процессиями, парадами, иллюминациями, оркестрами, неудержимым южным весельем… Русский народ чтит Угодника Божия задушевным акафистным пением, длительными и торжественными богослужениями. Более 100 лет назад в итальянском портовом городке Бари неподалеку от папской базилики с мощами Святителя Николая началось строительство русского подворья. Ныне гостеприимный русский дом вновь открыт для паломников. 19 декабря - день памяти Святителя Николая. Мы беседуем с настоятелем Патриаршего подворья в Бари отцом Андреем Бойцовым.

- Отец Андрей, каков юридический статус храма, в котором хранятся мощи Святителя Николая?

Юридический статус храма - папская базилика, базилика понтифика. У нас, в Православной Церкви, есть термин «ставропигиальный», то есть подчиняющийся непосредственно Патриарху. В данном случае храм подчиняется Папе, его настоятелем является Папа Римский.

Когда мощи были перенесены (фактически похищены) из Мир в Бари, а произошло это 9 мая 1087 г., итальянцы решили, что нужен специальный храм. Возник даже небольшой вооруженный конфликт, потасовка, потому что архиепископ Бари настаивал на том, чтобы мощи находились в кафедральном соборе. При виде первых жертв и многочисленных раненых аббат бенедиктинского монастыря Илья, человек духовный, решил вмешаться в ситуацию и смог погасить конфликт, убедив архиепископа в том, что жители Бари правы. Поэтому бенедиктинскому ордену было поручено возведение базилики. Они очень быстро справились с поставленной задачей, и в течение многих лет этот храм окормлял бенедиктинский орден.

В 1951 г. произошли кардинальные изменения - Папа принял решение о передаче базилики в ведение доминиканского ордена. На мой взгляд, это связано с неким кризисом древних монашеских орденов в католической Церкви. Сегодня молодежь не любит вступать в ордена, которые своей целью ставят строгое монашеское делание. А бенедиктинский орден как раз и предписывает oraetlabora (лат.), что означает «молись и работай». Там довольно строгий устав, монахи, например, не имеют права выходить из монастыря без благословения игумена. Поэтому более популярны появившиеся с Франциска Ассизского, с XIII в., общины, где молодежь занимается какими-то видами социальной деятельности, помощью больным, бедным, образованием, проповедью. Девиз доминиканского ордена - восхвалять, благословлять, проповедовать. Доминиканцы всегда отличались тем, что были хорошими профессорами в университетах, успешно занимались преподавательской деятельностью. И Папа, возможно, поэтому передал базилику в ведение доминиканского ордена.

Тогда, в 50-х гг. прошлого века, начались реставрационные работы в храме. Во время этих работ мощи Святителя Николая на два года, впервые за всю историю своего пребывания в Бари, были подняты в раке из гробницы. И два года они находились не в алтаре.

- Мощи Святителя по-прежнему мироточат?

Да, мощи до сих пор мироточат. Ученые провели в 1950-е гг. такой эксперимент: одну часть мощей, если не ошибаюсь, это была берцовая кость Святителя, они запаяли в сухую герметичную колбу. И вот за два года, пока велись реставрационные работы, эта колба наполовину заполнилась миром. Это было некое дерзновение, потому что Святитель мог бы такого чуда не совершить, но оно произошло. Мощи опять положили под престол, и там они пребывают по сей день. Миро достают один раз в году, происходит это в память перенесения мощей 22 мая.

- Расскажите о праздновании дней Святителя Николая в Бари.

Католическая Церковь празднует День памяти Святителя Николая 6 декабря (по юлианскому календарю), а Православная Церковь - 19 декабря (по григорианскому). Но для жителей Бари основной праздник - это, конечно, день перенесения мощей - 9 мая. Торжества проходят три дня, начиная с вечера 7 мая, когда совершается месса на берегу, в бухте Святого Георгия. Сейчас это фактически пригород Бари, в 7 км от центра. Именно туда и были доставлены мощи каравеллой из Мир. Их встретили жители Бари и крестным ходом отнесли на место нынешней базилики. Вечером приор базилики служит мессу, тем самым открывая барийские торжества. Фактически это дни города.

8 мая - кульминационный день праздника в светском отношении. День начинается мессой, которую уже архиепископ Бари служит в порту, на настиле. В прошлом году на богослужение собралось 10-15 тыс. человек. На помост, где совершается месса, жители Бари из базилики приносят довольно-таки большую статую Святителя Николая в епископских облачениях, богато украшенную золотыми крестами, панагиями, посохом, золотым Евангелием. В основном это пожертвования, подарки наших великих князей, русской аристократии. Эту статую Святителя Николая, храмовый образ, жители Бари очень почитают, это - святыня города.

В конце мессы архиепископ Бари берет маленький флакончик чистого мира, не разбавленного, читает молитву на освящение… и выливает манну (благовонное миро. - Ред.) в бухту Бари, освящая тем самым морские воды. Потом статую Святителя Николая помещают на корабль, который направляется в центр бухты Бари. На нем обычно находится мэр города.

Весь день жители Бари на лодочках, кто побогаче - на катерах и яхтах, подплывают к этому кораблю со статуей Святителя Николая, им оттуда протягивают мешки, в которые люди кладут пожертвования. Монахи-доминиканцы эти дары собирают, взамен одаривая бумажными иконками Святителя. Вечером статую крестным ходом приносят на главную площадь города. Иногда проходит военный воздушный парад, летают самолеты. Это светская часть, она заканчивается 8 мая.

А 9 мая - собственно день праздника. Совершается месса, для которой Папа специально присылает кардинала из Рима. Потом духовенство и журналистов пускают в нижнюю часть базилики - в крипту, открывают окошечко (а мощи находятся примерно на глубине двух метров), и достают миро. В древности на трости опускали губку, которая впитывала миро. Потом губку отжимали в специальную ампулу. Лет 15 или 20 назад придумали специальный насосик с золотой трубочкой, которым более тщательно миро откачивают. Последний раз пол-литра достали. Чистое миро доминиканцы могут давать в дар предстоятелям православных Церквей в каких-то особых случаях. А у себя в церковной лавке продают разбавленный миро (предварительно наливая его в цистерну воды).

- Разрешается ли священникам Русской Православной Церкви служить в базилике?

Нам дают возможность служить литургию на мощах, читать акафисты, прикладываться к мощам.

- Как относятся к Святителю Николаю русские, итальянцы, греки? Где Николай Угодник почитается больше всего?

Мы знаем, что Святитель Николай был малоазийским греком, поэтому греками он почитается. Но больше всего почитателей, конечно же, в России. Я бываю в базилике почти каждый день, служу хотя бы молебен, хотя бы Акафист. И вижу, что румын или греков приезжает одна группа, и то не каждый месяц, летом, а основная масса паломников - из России, до 70 тыс. ежегодно. Хотя - парадоксальный факт - наибольшее количество храмов, посвященных Чудотворцу Николаю, находится в Германии, у лютеран - более 400. Это выяснил один ученый в монастыре - падре Чоффар, который посчитал все церкви Святителя Николая в Европе и в России.

Везде есть свои особенности. Например, греки не признают праздника перенесения мощей. В каком-то смысле они правы - мощи у них украли. С другой стороны, мы все понимаем, что в скором времени территория Мир Ликийских была завоевана Турцией, мощи могли уничтожить, осквернить. Если бы Святитель Николай не захотел, то, конечно, жителям Бари не удалось бы провернуть эту операцию.

Хотя… были у барийцев и чисто экономические мотивы. Бари долгое время оставался престольным городом, почти 300 лет здесь проживал наместник византийского, восточно-римского императора, который управлял южно-итальянскими территориями. В Бари собирали налоги для Константинополя, что-то оставалось на месте, и экономически город процветал благодаря присутствию византийского наместника. Но когда норманны в 1070 г. захватили юг Италии, Бари лишился столичного статуса. Он стал простым городком. Жители Бари полагали, что мощи святого будут привлекать паломников. И действительно, Святитель Николай кормил город Бари все средневековье. Паломники стекались из Руси, Греции, Британии, Испании, везде Николай был одним из самых почитаемых святых.

Без Промысла Божия ничего не происходит. Возможно, промыслительная миссия заключается еще и в том, что сегодня итальянцы, католики видят благочестие русского народа - горячую искреннюю молитву, продолжительные богослужения, которые мы совершаем, причастие русских паломников, приезжающих поклониться Угоднику Божию.

Относительно почитания у итальянцев: мы знаем периоды, когда католическая Церковь вообще пыталась деканонизировать Святителя Николая. Это произошло, когда в основу канонизации был положен научный принцип. То есть должны были быть документы, такие как, например, мученические акты. У Святителя Николая, говорят западные эксперты, документов нет, поэтому в его житии присутствуют, в том числе, легендарные, вымышленные моменты. И они предложили Николая Чудотворца деканонизировать. Потом все-таки опять возвели в ранг святых, но местночтимых. Жители Бари, конечно, его особо почитают. Но сказать, что западные христиане, католики как-то усердно ему молятся, - этого нет.

- Отец Андрей, какие качества Святителя Николая вы считаете самыми важными?

В Первом послании апостола Павла к Коринфянам сказано: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15:41). То есть существует определенная иерархия: солнце - наш Спаситель, луна - Божия Матерь, дальше - сонм святых. Понятно, у каждого из нас, ввиду тех или иных причин, есть какие-то предпочтения в выборе любимых святых. Может быть, психологические, а возможно, человек прочитал житие, и ему понравилось какое-то необычное происшествие. Иногда поражает, как тот или иной святой кардинально изменяет свою жизнь. Мы можем вспомнить Моисея Мурина, который был страшным разбойником, убийцей, злобным человеком. И как он потом каялся и каким святым стал. Часто мы чувствуем реальную помощь святого.

По тому отклику, который получают верующие от Святителя Николая, можно судить, что это один из величайших святых, наиболее близкий к Богу. В Небесной иерархии он занимает очень высокое положение. Почему - сложно сказать, может быть, нам это и не открыто. Да, конечно, он молился, подвизался, без этого вообще не может быть никакой святости. Но так или иначе, он не принимал на себя особых подвигов, таких как Симеон Столпник. Он был в миру, среди людей, вышел из состоятельной семьи. Нам это - как пример того, что богатство не препятствует спасению.

Но мы знаем, какой Святитель Николай скорый помощник. Как в Акафисте сказано: еще и призвать не успели, а он уже спешит на помощь - именно в силу огромной благодати, которую Господь ему дал. А Господь дарит столько благодати, сколько человек может понести, не возгордившись. Поэтому, наверное, прежде всего у него было смирение. Не сам по себе, а благодатью Божией он помогает людям, спасает во время катастроф, пожаров, бедствий. И разные другие чудеса творит.