А.С. Пушкин "Станционный смотритель": описание, герои, анализ произведения

Ответ оставил Гость

“Станционный смотритель” - одна из повестей, вошедших в известное произведение А. С. Пушкина “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”. В “Станционном смотрителе” автор знакомит нас с тяжелой, безрадостной жизнью простых людей, а именно - станционных смотрителей, во времена крепостного права. Пушкин обращает внимание читателя на то, что во внешне бестолковом и бесхитростном исполнении своих обязанностей этими людьми кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот. Что только не ставят в вину станционному смотрителю? “Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут - а виноват смотритель...”. Мало кто из проезжающих принимает станционных смотрителей за людей, больше за “извергов рода человеческого”, а ведь “сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые”. Мало кто из проезжающих интересуется жизнью станционных смотрителей, а ведь, как правило, у каждого из них - непростая судьба, в которой с избытком хватает слез, страданий и горя.
Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей, которые, чтобы иметь самое необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления и упреки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина была небольшой: он да красавица дочка. Жена Самсона умерла. Ради Дуни (так звали дочь) и жил Самсон. В четырнадцать лет Дуня была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, - на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось. Глядя на Дунину красоту, добрее и милостивее становились даже те, кто грубое обращение со станционными смотрителями взял себе за правило.
В первое наше знакомство с Самсоном Выриным он выглядел “свежим и бодрым”. Несмотря на нелегкую работу и зачастую грубое и несправедливое обращение с ним проезжающих - неозлобленного и общительного.
Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет автор, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству, тускло прозябающего в заброшенном, неубранном своем жилище. Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром. Причем не с отцовского благословения, как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, которую он как мог оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой - стала не женой, а любовницей. Пушкин сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души.
На стене в доме Самсона Вырина висели картинки с изображением истории блудного сына. Дочь смотрителя повторила поступок героя библейской легенды. И, скорее всего, как и отец блудного сына, изображенного на картинках, станционный смотритель ждал свою дочь, готовый к прощению. Но Дуня не возвращалась. А отец не находил себе места от отчаяния, зная, чем зачастую заканчиваются подобные истории: “Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу, вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы...”
Ничем хорошим не закончилась и попытка станционного смотрителя вернуть дочь домой. После этого, запив от отчаяния и горя еще больше, Самсон Вырин умер.
В образе этого человека Пушкин показал безрадостную, наполненную бедами и унижениями жизнь простых людей, самоотверженных тружеников, которых норовит обидеть каждый прохожий и проезжий. А ведь зачастую такие простые люди, как станционный смотритель Самсон Вырин, - пример честности и высоких моральных устоев.

Повесть «Станционный смотритель» входит в пушкинский цикл рассказов «Повести Белкина», изданный в качестве сборника в 1831 году.

Работа над повестями велась в знаменитую «болдинскую осень» - время, когда Пушкин приехал в родовое имение Болдино побыстрее решить финансовые вопросы, а остался на целую осень из-за разразившейся в окрестностях эпидемии холеры. Писателю казалось, что не будет времени скучнее, но внезапно явилось вдохновение, и повести стали выходить из-под его пера одна за другой. Так, 9 сентября 1830 года завершилась повесть «Гробовщик», уже 14 сентября был готов «Станционный смотритель», а 20 сентября закончил «Барышню-крестьянку». Затем последовал небольшой творческий перерыв, и в новом году повести были изданы. Повести переиздали в 1834 году под подлинным авторством.

Анализ произведения

Жанр, тема, композиция

Исследователи отмечают, что «Станционный смотритель» написан в жанре сентиментализма, но в повести много моментов, демонстрирующих мастерство Пушкина-романтика и реалиста. Писатель сознательно выбрал сентиментальную манеру повествования (точнее, вложил сентиментальные нотки в голос своего героя-рассказчика, Ивана Белкина), в соответствии с содержанием повести.

Тематически «Станционный смотритель» очень многогранен, несмотря на небольшое содержание:

  • тема романтической любви (с побегом из отчего дома и следованием за любимым вопреки родительской воле),
  • тема поиска счастья,
  • тема отцов и детей,
  • тема «маленького человека» - величайшая тема для последователей Пушкина, русских реалистов.

Тематическая многоуровневость произведения позволяет назвать его миниатюрным романом. Повесть гораздо сложнее и выразительнее по смысловой нагрузке, чем типичное сентиментальное произведение. Здесь затронуто много проблем, помимо генеральной темы любви.

Композиционно повесть выстроена в соответствии с остальными повестями - вымышленный автор-рассказчик рассуждает о судьбе станционных смотрителей, людей забитых и состоящих на самых низких должностях, затем рассказывает историю, случившуюся около 10 лет назад, и её продолжение. То, как начинается

«Станционный смотритель» (рассуждение-зачин, в стиле сентиментального путешествия), свидетельствует о принадлежности произведения к сентиментальному жанру, однако позже в конце произведения присутствует суровость реализма.

Белкин сообщает, что станционные служащие - это люди нелегкой доли, с которыми обращаются невежливо, воспринимают как слуг, жалуются и грубят им. Один из смотрителей, Самсон Вырин, был симпатичен Белкину. Это был мирный и добрый человек, с печально сложившейся судьбой - родная дочь, устав жить на станции, убежала с гусаром Минским. Гусар, по мнению отца, мог сделать её только содержанкой, и теперь, спустя 3 года после побега, он не знает, что и думать, ибо страшна судьба у соблазненных молоденьких дурочек. Вырин ездил в Петербург, пытался найти дочь и вернуть её, но не смог - Минский выпроводил его. То, что дочь живет не с Минским, а отдельно, явно указывает на её статус содержанки.

Автор, лично знавший Дуню еще 14-летней девочкой, сопереживает отцу. Вскоре он узнает, что Вырин умер. Еще позднее, посетив станцию, на которой когда-то работал покойный Вырин, он узнает, что дочь приезжала домой с тремя детьми. Долго плакала на могиле отца и уехала, наградив местного мальчишку, указавшего ей дорогу к могиле старика.

Герои произведения

Основных героев повести двое: отец и дочь.

Самсон Вырин - старательный работник и отец, нежно любящий свою дочь, воспитывающий её в одиночку.

Самсон - типичный «маленький человек», не питающий иллюзий как насчет себя (прекрасно осознает свое место в этом мире), так и насчет дочери (таким, как она, не светит ни блистательная партия, ни внезапные улыбки судьбы). Жизненная позиция Самсона - смирение. Его жизнь и жизнь его дочери проходит и должна проходить на скромном уголке земли, станции, отрезанной от остального мира. Здесь не встречаются прекрасные принцы, а если и показываются таковые на горизонте - девушкам они сулят только грехопадение и опасность.

Когда Дуня исчезает, Самсон не может поверить этому. Хотя дела чести и важны для него, любовь к дочери - важнее, поэтому он едет искать её, забрать и вернуть. Ему рисуются страшные картины несчастий, ему кажется, что теперь его Дуня метет где-то улицы, и лучше умереть, чем влачить столь жалкое существование.

Дуня

В противовес своему отцу, Дуня - более решительное и стойкое существо. Внезапное чувство к гусару - это скорее обостренная попытка вырваться из глуши, в которой она прозябала. Дуня решается покинуть отца, пусть даже это шаг дается ей нелегко (поездку якобы в церковь оттягивает, уезжает, по словам свидетелей, заплаканной). Не вполне ясно, как сложилась жизнь Дуни, и в итоге она стала женой Минского или кого-то другого. Старик Вырин видел, что Минский снял для Дуни отдельное жилье, а это явно указывало на её статус содержанки, да и при встрече с отцом Дуня «значительно» и грустно смотрела на Минского, потом упала в обморок. Минский вытолкал Вырина, не дав ему общаться с Дуней - видимо, опасался, что Дуня вернется с отцом и видимо, она была к этому готова. Так или иначе, Дуня добилась счастья - она богата, у неё шестерка лошадей, прислуга и главное, трое «барчат», так что за ее оправдавшийся риск остается только порадоваться. Единственное, чего она никогда себе не простит - это смерть отца, который приблизил свою кончину сильной тоской по дочери. На могиле отца к женщине приходи запоздалое раскаяние.

Характеристика произведения

Повесть пронизана символикой. Само название «станционный смотритель» имело во времена Пушкина такой же оттенок иронии и легкого презрения, какой мы сегодня вкладываем в слова «кондуктор» или «вахтер». Это означает человека маленького, способного выглядеть в глазах окружающих прислугой, работать за копейки, не видя мира.

Таким образом, станционный смотритель - это символ «униженного и оскорбленного» лица, букашка для меркантильных и властных.

Символика повести проявилась в картине, украшающей стену дома - это «Возвращение блудного сына». Станционный смотритель жаждал только одного - воплощения сценария библейской истории, как на этой картине: Дуня могла вернуться к нему в каком угодно статусе и каком угодно виде. Отец простил бы её, смирился бы, как смирялся всю свою жизнь под обстоятельствами судьбы, беспощадной к «маленьким людям».

«Станционный смотритель» предопределил развитие отечественного реализма в направлении произведений, защищающих честь «униженных и оскорбленных». Образ отца-Вырина - глубоко реалистичен, поразительно емок. Это маленький человек с огромным диапазоном чувств и с полным правом на уважение его чести и достоинства.

Ответ оставил Гость

"Станционный смотритель" А.С.Пушкин
Характеристика Самсона Вырина:

Самсон Вырин- обычный станционный смотритель.Каждый день и ночь он меняет лошадей на почтовой станции,проезжающим людям-важным и самым обычным, отмечает их данные и предоставляет ночлег или еду,если это необходимо.Неблагодарная работа станционного смотрителя,на ком люди вымещают своё раздражение,усталость,а порой и скуку: "Какова должность...? Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе."
Люди все разные и каждой хозяин-барин для станционного смотрителя.Самсон должен угождать постояльцам,иначе они будут жаловаться на него."В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца."
Самсон Вырин - "человек лет пятидесяти, свежий и бодрый",участник боевых действий -"его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах."Он небогатый и простой человек- "Бедняк занемог "
Бывший военный- "...остановился в доме отставного унтер-офицера, своего старого сослуживца..." Самсон Вырин живёт с дочерью Дуней,жена у него умерла. "Это твоя дочка?""Дочка-с,-отвечал он с видом довольного самолюбия, -да такая разумная, такая Вдовец души не чает в Дуне: "А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти."Характер у Самсона спокойный,мирный,он тихий и скромный человек:"столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые." Вырин - прямой и открытый человек,умеет общаться: "мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы." Он добр и доверчив,Самсон оставляет симулянта Минского у себя дома,а гусар соблазняет и увозит его дочь "Как быть! смотритель уступил ему свою кровать, и положено было, если больному не будет легче".Отричательное качество смотрителя-он выпивоха:"старик не отказался от предлагаемого стакана....вытянул он пять стаканов в продолжении своего повествования." Самсон Вырин добр к детям,любит и балует соседский мальчишек:"Дедушка, дедушка! орешков!"- а он нас орешками и наделяет. Все, бывало, с нами возится."Сбежавшая дочь,безнравственный поступок Минского,одиночество и горе превращают бодрого Варина в дряхлого старика:"Старик не снес своего несчастья; он тут же слег в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик." "Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел!..три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика." Дуня бросила отца одного,он очень переживает и страдает:"Вот уже третий год,как живу я без Дуни и как об ней нет ни слуху, ни духу. Жива ли, нет ли, бог ее ведает."Пытаясь увидеть дочь,Вырин приезжает в Петербург,но Минский выгоняет его Чего тебе надобно,что ты за мною всюду крадешься, как разбойник? или хочешь меня зарезать? Пошел вон!"Самсон возвращается на станцию,но спустя время её закрывают.От одиночества,горя и тоски по дочери Вырин спивается и умирает:".старый смотритель с год как помер..."Дуня решила навестить отца,но увы-уже слишком поздно.Слёзы,прощение,но отца не вернуть:"...как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям: "Сидите смирно, а я схожу на кладбище".

Судьба обычного человека, ничем не выделяющегося, с его горестями и радостями, издавна волновала многих творческих людей. С холстов художников на мир покорно и смиренно взирали посадские люди. То же самое касалось и литературы: смирение, покорность и безысходность простого народа воспринимались как нечто само собой разумеющееся.

Предпосылки создания персонажа по имени Самсон Вырин

Характеристика творчества начала XIX века свидетельствует о том, что романтизм как течение охватил прозу и поэзию, музыку и живопись. Писатели и поэты - люди образованные и в большинстве своем представители аристократии и дворянства - понимали, что романтические сюжеты, избитые характеры и образы далеки от суровой реальности. Необходимы перемены.

Беспросветный быт, доходящая до мракобесия суеверность, покорность, раболепство и смирение перед теми, кто выше по положению - это все оставалось за пределами творчества. В начале XIX века страну захлестнула идеология, отстаивающая право на жизнь и свободу каждого человека. Естественно, это не могло не сказаться на искусстве того времени.

В творчестве многих поэтов, художников и писателей этой эпохи совершается переход к реализму. У его истоков стоял и А. С. Пушкин. Он - один из первых писателей России, который привлек внимание к судьбе простого, обычного, одним словом, «маленького человека».

Таковым является герой одной из «Повестей Белкина» - Самсон Вырин. Характеристика этого персонажа позволит читателю понять, что общество равнодушно к проблемам таких людей. Оно уверено, что их удел - смирение, и глупо просить «маленькому человеку» защиты у сильных.

«Повести Белкина»: реализм в творчестве Пушкина

Появление сборника повестей некого И. П. Белкина в начале тридцатых годов не предвещало ничего из рук вон выходящего. Возможно, так и случилось бы, не будь автором этих строк А. С. Пушкин, который говорил всем, что выступает лишь издателем сборника.

«Повести Белкина» ознаменовали новый этап не только в творчестве Пушкина, но и открыли дорогу новому направлению в развитии русской литературы. Имя ему - реализм. Автор заставляет посмотреть на избитые сюжеты под иным углом зрения. Это был переход к реальной жизни. От традиционных, принятых в литературе норм и приемов, к миру и человеку.

С большой любовью автор знакомит читателя со скромными персонажами, с событиями их жизни. Но перо мастера придает им глубокую значительность и открывает сокровенные тайны души. Характеристика смотрителя Самсона Вырина в «Станционном смотрителе» очень хорошо раскрывает эту тему.

Повествование в произведении ведется от имени рассказчика И. П. Белкина, который вводит читателя в бесправный мир мелкого чиновничьего сословия. Несмотря на все трудности, связанные с должностью смотрителя, они люди мирные, услужливые, не сребролюбивые и общительные.

Именно таков главный герой произведения - станционный смотритель Самсон Вырин. Характеристика представителей этой профессии с первых же слов дает общее представление о нем как о человеке спокойном, терпеливом, трудолюбивом.

Однажды в Н-ской губернии Белкина застал проливной дождь, и по приезде на станцию он вынужден был переодеться и выпить горячего чаю. Смотритель, бодрый мужчина лет пятидесяти, сказал своей дочери поставить самовар. Девочка лет четырнадцати, с огромными голубыми глазами, поразила Ивана Петровича своей необыкновенной красотой.

Пока хозяева выполняли свою работу, гость осматривал их бедное, но опрятное жилище - на окнах цвела герань, за пестрой занавеской была кровать, на стенах картинки из библейской истории о блудном сыне. Короткие, но меткие фразы рассказчика позволяют узнать лучше станционного смотрителя. Самсон - отставной военный, судя по медалям, он участвовал в боевых сражениях. Вдовец.

На вопросы гостя смотритель ответил, что Дуня - его дочь, разумная и работящая, вся в мать. Отец говорил «с видом довольного самолюбия». Этим небольшим замечанием дополняется характеристика станционного смотрителя Самсона Вырина, представляя его как любящего, заботливого отца, гордого за своего ребенка, которого он воспитывал сам. Это его единственная радость и надежда.

Дуня - дочь Самсона Вырина

Вскоре Дуня, дочь смотрителя, вернулась с самоваром, гость стал разговаривать с девушкой. Маленькая кокетка быстро сообразила, что произвела на него большое впечатление, и отвечала на его вопросы безо всякой робости. За стол садиться гость один не пожелал и пригласил хозяев. За чашкой чая они беседовали, как будто знают друг друга много лет.

Лошади были давно готовы, но расставаться с хозяевами не хотелось. Наконец, собравшись, гость попросил у девушки разрешения поцеловать ее в щеку на прощание. Повидавший многое Белкин говорит, что этот поцелуй он не мог забыть очень долго.

Короткие фразы рассказчика прекрасно раскрывают образ Дуни, на которой держится все хозяйство. Внимательная девушка сразу оставила шитье, когда Минский появился впервые на станции и возвысил голос. Ласково спросила, не хочет ли он покушать. Трудолюбивая и работящая, она делает всю работу по дому, шьет сама себе платья, отцу в работе помогает.

Красавица Дуня всем нравится. И барыням, которые одаривали то платочком, то сережками. И господам, которые останавливались под предлогом пообедать, а на самом деле - полюбоваться на нее. Девушка прекрасно об этом знает. Но втайне от отца позволяет поцеловать себя малознакомому мужчине.

Трагедия Самсона Вырина

Через несколько лет Иван Петрович возвращается на ту же станцию и входит в знакомый дом. Но видит совсем иную картину, вроде попал не туда. На окнах нет цветов, вокруг небрежность и ветхость. Спавший под тулупом смотритель проснулся, и гость с трудом узнал Самсона Вырина. Три-четыре года, пока они не виделись, превратили его в хилого, седого старика.

Дочки не было нигде видно. На вопросы о ней старик отмалчивался. Расшевелил его лишь стакан пунша. И гость услышал печальную историю. Как-то раз заехал на станцию молодой офицер. Притворившись больным, несколько дней находился в доме смотрителя. Приехавший лекарь, переговорив с гостем на немецком языке, подтвердил, что тот нездоров.

В этом эпизоде раскрывается характеристика Самсона Вырина как человека доброго и доверчивого. Не замечая обмана, он уступает кровать якобы больному Минскому. Когда гусар собрался уезжать и взялся подвезти Дуню до церкви, отец сам позволил дочери поехать с ротмистром. В результате гусар увозит ее в Петербург.

Отец не находит себе места. Выпросив отпуск, он пешком отправляется на поиски дочери. Разыскав Минского, Вырин в слезах умоляет вернуть его дочь. Гусар начал уверять отца, что любит ее и никогда не оставит. Сунул в руку Самсона несколько ассигнаций и выпроводил его. Но Вырин разгневанно растоптал деньги.

Несколько дней спустя Самсон Вырин увидел проезжающие по улице дрожки Минского. От кучера узнал, что в доме, куда вошел гусар, живет Дуня. Вырин зашел в дом и увидел свою дочь, модно одетую и смотрящую неясно на ротмистра. Дуня, заметив отца, упала без памяти. Минский разгневался и вытолкал Самсона на улицу. Смотритель в глубокой печали возвращается домой.

Гусар Минский

Минский - один из главных героев произведения «Станционный смотритель». Рассказчик представил его как человека бойкого, веселого и состоятельного барина. Молодой офицер, дворянин, дает щедрые чаевые. Чтобы побыть с красавицей Дуней подольше, притворяется больным и в результате увозит Дуню из родного дома.

В Петербурге снимает ей отдельную квартиру, как того требовали приличия. Дуня любит его. Очевидно, и Минский отвечает тем же. Убитому горем отцу говорит, что не собирается бросать его дочь, и дает ему честное слово, что она будет счастлива. Став спутницей Минского, девушка живет в роскоши, у нее своя прислуга. И тем не менее, когда отец хочет встретиться с дочерью, ротмистр пытается избавиться от него и дает ему денег.

Через некоторое время случилось рассказчику Белкину вновь посетить эти места. Станции уже не было, а мальчик, поселившийся в доме Вырина, сказал, что Самсон уже с год как помер. Проводил гостя на могилу смотрителя и рассказал, что приезжала летом прекрасная барыня с тремя детьми. Отправилась на сельское кладбище и долго плакала на могиле.

Характер конфликта

В центре повести - «маленький человек», смотритель Самсон Вырин. Характеристика его на всем протяжении повествования представляет человека честного, порядочного, добродушного. Охотно общается с людьми, любит соседских детей, вырезает им дудочки и угощает орехами. Открытый и милый человек, он, тем не менее, знает свое место, смиренно выполняет свою нелегкую работу, терпит крики и толчки постояльцев.

Покорный Самсон не выносит обиды, нанесенной ему офицером и дворянином Минским. Не примирившись с потерей дочери, он отправляется в Петербург спасать Дуню, которую, как он полагал, коварный соблазнитель скоро выкинет на улицу. Но все оказалось намного сложнее. Гусар полюбил его дочь и даже оказался человеком совестливым. При виде обманутого отца он покраснел. И Дуня ответила молодому офицеру взаимным чувством.

Слезы негодования навернулись на глаза Самсона, когда Минский сунул ему денег. Бросил их наземь, но немного погодя вернулся, и ассигнаций уже не было. Этот эпизод позволяет увидеть не только бесправное положение Вырина, но и наблюдать невидимую схватку между дворянином Минским и «маленьким человеком».

«Притоптал каблуком» - фраза ясно показывает негодование, моральное превосходство Вырина. Но, опять же, слова «подумал» и «воротился» несколько разочаровывают читателя. Да. Не созрел еще до осознанного бунта «маленький человек».

Белкин, в следующее свое посещение, пытаясь разговорить смотрителя, наливает ему пунш, «коего вытянул он пять стаканов». Неприметные слова - «живописно» отирал слезы, «вытянул» вместо привычного «выпил» - лишний раз указывают на слабость русского мужика. Человека, привыкшего к твердой руке жестокого барина. В данном случае - любви дочери.

Ничего не добившись, убитый горем отец, уверенный в том, что дочь несчастна, после возвращения домой тихо спивается. Утрата лишила его смысла жизни. Общество равнодушно и молча взирало на него. Глупо просить маленькому, слабому человеку защиты у сильного. И умер смотритель от собственной беспомощности.

Художественное своеобразие повести

Многие поступки героев сегодня непонятны. Но во времена Пушкина они были естественны. Судя по всему, ротмистр сдержал слово. Но, по каким-то причинам, он не мог сразу жениться на девушке. В те времена женитьба грозила отставкой, а у Минского чин был немалый. Опять же, Дуня - бесприданница, возможно, его родителям это бы не понравилось.

Автор пожелал не сообщать этого читателю. Но ясно одно: каковы бы ни были причины, на их решение требовалось время. И Дуня приезжает к отцу только тогда, когда сбылась ее тайная надежда. Трое детей, кормилица, шестерка лошадей, деньги свидетельствуют о благополучном исходе этой истории. Тем не менее автор не говорит ни слова о замужестве девушки.

Автор много оставил «недосказанных» мест. Возможно, его замысел заключался не в раскрытии своих героев, не в их обличении? А в том, чтобы сосредоточить внимание читателя на «маленьком человеке». Открыть его сострадательную и чуткую душу, откликающуюся на чужую боль и несчастья.

Дуня винит себя в смерти отца. Вся в слезах, блудная дочь просит на его могиле прощения. Но уже поздно. Возможно, читатель простит Дуню, как простил ее рассказчик Белкин, который «дал мальчишке пятачок и не пожалел» ни о поездке, ни о потраченных деньгах...

Самсон Вырин всю свою жизнь проработал станционным смотрителем. Будучи еще молодым, он овдовел и больше никогда не женился. От счастливого, но не долгого брака у него осталась дочь . Мужчина всегда сравнивал ее с покойной женой, находя все больше сходства.

Из-за напряжённой работы мужчина мог вечером себе позволить выпить пунша с заезжим посетителем. Во время такого «мероприятия» смотритель расслаблялся, становился разговорчивее и рассказывал о своей жизни.

Больше всего и всех в жизни, он любил свою Дуню. Она была для него единственной отрадой, гордостью и предметом всеобщего восхищения. Мужчина посвятил свою жизнь, отдавая ей всю свою любовь.

По натуре, он был очень добр, великодушен, но немного наивен. Поэтому, когда на его станцию заехал молодой гусар, а при виде Дуни резко занемог, Самсон не почувствовал неладного. Он вызвал врача для больного, и доверил своей дочери за ним ухаживать, пока тот полностью не оправится от болезни.

К сожалению, забота, которой они окружили гусара, была напрасной. Мужчина, замышлял похитить Дуню. Но перед этим постарался усыпить бдительность любящего отца. Минский инсценировал собственную болезнь. Он подговорил лечащего врача «подыграть» ему и за это щедро отблагодарил.

Перед отъездом Минского, Вырин, тоже получил хорошее вознаграждение. Однако он даже не подумал, что тот просто пытался откупиться от него. Молодой гусар, навсегда увезет его дочь со станции.

После этой жуткой потери, смотритель сильно состарится. Рассказчик, повстречав его снова, с трудом узнает в нем прежнего Самсона. Старик буквально спивался с горя. Он, с трудом вспомнив рассказчика, поведает ему грустную историю, от которой щемило на душе. То горе от потери, и от предательства близкого человека, которое он перенес, уничтожало его изнутри.

Было понятно, что мужчина очень беспокоился за дальнейшую судьбу Дуни. Он боялся, что та, быстро надоест молодому и обольстительному гусару, и он бросит ее. Что тогда ждет бедную девушку?! Ведь от горя и безвыходности, она может переступить даже через рамки приличия.

К счастью, его опасения не подтвердились. Судя по всему, до сих пор был влюблен в Дуню. Теперь он заботился и ухаживал за ней, вместо отца.

Спустя несколько лет после последнего приезда рассказчика на станцию, Самсон Вырин скончался. Он устал страдать от тоски по дочери, устал от обессмысленного своего существования. На похороны своего отца Дуня не приехала. Она не догадывалась о том, что собственным поступком практически «приговорит» родного отца к смерти. Возможно, девушка в душе надеялась на то, что родитель ее поймет и за все простит.

Она узнала цену своего безразличия лишь спустя несколько лет, когда решила навестить родной и покинутый дом и станцию, с которой все начиналось. Но вместо любящего и родного лица, ее ждала неухоженная отцовская могилка на кладбище.

Теперь пришла очередь плакать Дуне. Это были и слезы скорби, отчаяния и запоздалого раскаяния. Лежа на могиле, девушка мысленно обнимала отца, моля у него о прощении…