К какой подсистеме человеческого действия относятся мотивы. Мотивы поведения и типы человеческой личности: какими они бывают? Взаимное влияние внешних и процессуальных мотивов

Мотивация – это обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма. (Так, например, могут возникнуть пищевая, половая, познавательная, защитная и другие виды мотивации.)

От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных чувственных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма. (Сытый организм не реагирует на самую привлекательную пищу.) Внешние раздражители становятся стимулами, т. е. сигналами к действию лишь при соответствующем мотивационном состоянии организма. Мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы – программы поведения – могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте.

Мотивация поведения всегда эмоционально насыщена. То, к чему мы стремимся, нас эмоционально волнует. При этом одни эмоции выполняют стратегическую функцию – являются индикатором потребностей, значимости определенного класса объектов, другие связаны с определением значимости отдельных условий, обеспечивающих достижение объекта потребности. Являясь непосредственным "определителем" значимости, полезности или вредности тех или иных явлений, эмоции обеспечивают соответствующую энергетическую мобилизацию организма на соответствующее взаимодействие индивида с этими объектами.

Мотивационные состояния

Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационных состояний животных тем, что регулируются второй сигнальной, обобщенной системой ценностных ориентации личности. Все мотивационные состояния являются модификацией потребностных состояний.

К мотивационным состояниям человека относятся интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки.

Интерес – эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями человека (от лат. interest – имеет значение). Интерес проявляется в повышенном внимании к объекту, имеющему устойчивую значимость.

"Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интересов. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета.

Интерес – мотивационно-регуляционный механизм человеческого поведения, определяемый иерархией сформированных потребностей.

Однако связь интересов с потребностями не прямолинейна, иногда она не осознается. Интересы бывают прямые и опосредованные, возникающие в связи со средствами достижения целей.

Интерес как психическое состояние существенно влияет на психические процессы, активизирует их. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые).

Удовлетворение интереса не только не погашает его, но формирует еще более разветвленную систему интересов.

Выступая в качестве ориентационной основы поведения личности, интересы становятся основным психологическим механизмом поведения. Интересы не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.

Широта и глубина интересов человека определяют полноценность его жизни. Интересы асоциальной личности отличаются, как правило, узостью, эгоистической направленностью, меркантилизмом, утилитарностью. Характеристика личности включает в себя определение круга интересов данного человека. С интересами человека тесно связаны его желания, страсти и влечения.

Желание – мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желание представляет собой определенный этап вызревания потребности, соотнесение ее с целью и планом действий. Еще Эпикур подразделил все человеческие желания на три группы:

  1. естественные и необходимые (желание еды, питья, сна, отдыха и т. п.),
  2. естественные, но не необходимые (например, сексуальные желания),
  3. желания ни естественные, ни необходимые.

Перечень этой, третьей, группы желаний необъятен: желания, связанные с честолюбием, жаждой славы, власти, лидерства, первенства, превосходства над другими людьми и т. п. Однако и первые две группы желаний человека не безупречны – они могут быть гипертрофированными, непомерно интенсивными, не знающими границ своего удовлетворения. Желание связано со стремлением – повышенным эмоциональным тяготением к объекту желания.

Страсть – очень стойкое аффективное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей жизнедеятельности человека.

Страсть интегрирует волевые и эмоциональные побуждения; она может быть положительной и отрицательной в зависимости от общественной ценности того, к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (к стяжательству, азартным играм и т. п.) ведут к деградации личности и нередко являются предпосылкой преступного поведения. Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение социально значимых целей (например, страсть к искусству, науке, отдельным видам трудовой деятельности и т. п.). "Полное отсутствие страстей, если таковое могло быть достигнуто, привело бы к полному отуплению, и человек тем ближе к этому состоянию, чем он беспристрастнее. Действительно, страсти – это небесный огонь, оживляющий нравственный мир, страстям наука и искусство обязаны открытиями, а душа – благородством".

Состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов называется влечением . Влечения могут быть естественными и сформированными в социальных условиях.

Естественные влечения не всегда осознаются. Они связаны с органическими процессами и лишь в незначительной мере могут регулироваться сознанием. Сами же влечения могут существенно влиять на организацию, направленность сознания. "Влечение ставит задачи интеллекту для своего удовлетворения и пользуется им как рабочим аппаратом. Оно давит на мышление, приковывает его к нахождению способов своего удовлетворения и заставляет его до тех пор работать в нужном направлении, пока не найден удачный исход".

В ряду инстинктивных, органических влечений установлена следующая последовательность в порядке возрастания силы их напряженности:

  1. ориентировочные реакции,
  2. сексуальное влечение,
  3. голод (пищевое влечение),
  4. жажда,
  5. влечение материнства.

Влечения человека в отличие от инстинктов животных отличаются социальной обусловленностью. Чем более глубоко социализирован человек, тем более дисциплинированы его влечения. Ослабление психики, психическая деградация ведут к усилению инстинктивных побуждений. (Так, в структуре преступности значительное место занимают необузданные сексуальные влечения, удовлетворяемые преступным, насильственным способом.)

Одна из основных особенностей развитого человеческого сознания – способность осуществлять разумный выбор среди собственных влечений. Для этого индивид должен подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, произвести выбор между ними. Этот выбор осуществляется иерархически организованной ценностной системой личности.

Мотивация человека может быть сознательной и подсознательной.

Сознательная мотивация связана с намерением. Намерение (в юридической терминологии – "умысел") – это сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с отчетливым представлением средств и способов действия.

В намерении объединяются побуждение к действию и его сознательное планирование. Намерения, как и потребности, обладают динамическими свойствами – силой, напряженностью и др. Намерения организуют поведение человека, обеспечивают произвольность его действий, выступают как сознательный акт поведения. Сознательным обоснованием намерения является мотив.

Термин "мотив" в переводе с латинского означает побуждение, однако не всякое побуждение является мотивом; поведение может побуждаться чувствами, установками. Одни побуждения осознаются, другие не осознаются. Мотив – это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость.

Если понятие мотивации включает в себя все виды побуждений человеческого поведения (в том числе и малоосознанные и подсознательные), то мотив – сознательно сформированные, понятийно оформленные побуждения.

Деятельность человека обычно побуждается несколькими мотивами – иерархией мотивов При этом определенные мотивы приобретают ведущее значение.

Ведущие мотивы придают деятельности, ее объектам и условиям личностное значение – смысл .

Мотивы могут вступать в противоречие с объективными возможностями их реализации, с социальной регламентированностью поведения. В таких случаях у социализированной личности происходит или подавление мотива, или его изменение – изыскание новых, социально допустимых целей деятельности. (Мотивы следует отличать от мотивировки – оправдательных высказываний по поводу совершенного действия. Они могут не совпадать с действительными мотивами, маскировать их.) Все малоосознанные импульсивные действия совершаются на основе установки (ошибочно иногда трактуемой как "бессознательные мотивы").

Установка – состояние готовности к определенному способу поведения в определенных ситуациях; это нейродинамически закодированная устойчивая модель поведения. Установка – наиболее константная, устойчивая основа поведения человека.

Различаются два вида установки – общая и дифференцированная (фиксированная). Общая установка возникает в отношении больших классов явлений; дифференцированная – по отношению к индивидуализированным объектам.

Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, объединяет его сознательную и подсознательную сферы, определяет меру возможного поведения человека в различных жизненных ситуациях, "норму его реакции".

Установка лежит в основе поведенческих стереотипов, стабилизирующих поведение индивида, освобождающих его от необходимости принимать решения и произвольно контролировать осуществление деятельности в стандартных для него (обобщенных в опыте данного индивида) ситуациях В ряде случаев (при низком уровне критичности индивида) установки обусловливают инертность поведения, не учитывая изменения в обстановке, люди действуют шаблонно.

Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности. Различаются смысловые, целевые и операционные установки.

Смысловые установки определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту определенным образом. Смысловые установки индивида особенно интенсивно формируются в референтной (значимой) для него микросреде. В напряженных ситуациях установки начинают доминировать.

Возникнув в рамках одной деятельности, установки переходят и в другие сферы деятельности, обусловливают взаимодействие субъектов со сходными объектами в широком спектре однотипных ситуаций.

Целевые установки обеспечивают устойчивую направленность действий, они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда ведет к ригидности, негибкости поведения.

Операционные установки обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивида на совершение действия определенными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для индивида средств.

В сложном механизме регуляции поведения сознательные его компоненты (цели, мотив, решения, программирование, выбор средств реализации) непрерывно взаимодействуют с подсознательными, установочно стереотипными компонентами.

Итак, побудительный и целеобразующий механизм человеческого поведения состоит из сложного комплекса взаимосвязанных личностных факторов – направленности личности, ее потребностей, модификацией которых являются интересы, желания, стремления, страсти, влечения и подсознательные установки Сознательным же компонентом волевого, целенаправленного поведения являются мотивы поведенческих актов, интегрирующие в себе общую направленность личности

Направленность личности в значительной мере определяет ее способности и характер.

МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

БНТУ, Минск, Республика Беларусь

Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания закономерностей поведения человека. С другой стороны, назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию его психики.

Термин «мотивация» имеет два значения: широкое и узкое. В широком значении «мотивация» используется во многих областях физиологии, социологии, психологии, менеджмента, где исследуются причины и механизмы поведения человека. Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса: 1) потребности и инстинкты как источники активности; 2)мотивы как причины, которые определяют направленность поведения или деятельности.

Слово «мотивация» выступает в психологии в качестве обобщающего обозначения многочисленных процессов и явлений, суть которых сводится к тому, что живое существо выбирает свое поведение, исходя из его ожидаемых последствий, и управляет им в аспекте его направления и затрат энергии. Наблюдаемая целенаправленность поведения, начало и завершение более крупных фрагментов поведения, его возобновление после прерывания, переход к какому-то новому фрагменту поведения, конфликт между различными целями и его разрешение - все это относится к проблемной области, называемой «мотивация».

Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести стадий, следующих одна за другой.

Первая стадия - возникновение потребности. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает требовать от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными. Условно их можно разбить на три группы: физиологические, психологические, социальные.

Вторая стадия - поиск путей удовлетворения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, он начинает искать возможность ее устранить: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.

Третья стадия - определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии возникают четыре вопроса. 1. Что я должен получить, чтобы устранить потребность? 2. Что я должен сделать, чтобы получить то, что я желаю? 3. В какой мере я могу добиться того, чего желаю? 4. Насколько то, что я могу получить, может удовлетворить меня?

Четвертая стадия - осуществление действий. На этой стадии человек направляет усилия на осуществление действий, которые в конечном счете должны удовлетворить потребность. В процессе осуществления действий на этой стадии может происходить корректировка целей.

Пятая стадия - получение вознаграждения за осуществленные действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо усиление мотивации к действию.

Шестая стадия - удовлетворение потребности, ее устранение. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, стимулирует ли устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по удовлетворению потребности.

Рассматривая мотив, как некий побудитель поведения и деятельности, необходимо выделить три его функции: побуждающую, направляющую и регулирующую. Побуждающая функция состоит в том, что мотивы вызывают, обусловливают активность деятельности субъекта. Под влиянием мотивов происходит выбор субъектом вида деятельности для достижения конкретных целей или решения определенных задач. В этом реализуется направляющая функция мотивов. И, наконец, регулирующая функция состоит в том, что деятельность может иметь равносторонний характер, что обусловлено прежде всего иерархией мотивов.

Психологические факторы (образования), участвующие в конкретном мотивационном процессе и обусловливающие принятие человеком решения, называются мотиваторами. Можно выделить следующие группы мотиваторов: нравственный контроль (наличие нравственных принципов); предпочтения (интересы, склонности); внешняя ситуация; собственные возможности (знания, умения, качества); собственное состояние в данный момент; условия достижения цели (затраты усилий и времени); последствия своего действия, поступка.

Для изучения мотивации достижения использовался тест М.Ш. Магомед-Эминова, представляющий собой модификацию опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения. Опросник предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Методика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у старших школьников и студентов. Опросник имеет две формы - мужскую (форма А) и женскую (форма Б). Степень согласия или несогласия с каждым из утверждений опросника выражается следующей шкалой: полностью согласен (+3); согласен (+2); скорее согласен, чем не согласен (+1); нейтрален (О); скорее не согласен, чем согласен (-1); не согласен (-2); полностью не согласен (-3).

Исследование проводилось среди студентов БНТУ инженерно-педагогического факультета. В исследовании принимали участие 28 человек из них 14 парней и 14 девушек.

Таблица 1 (форма А)

Таблица 2 (форма Б)

После обработки результатов исследования и подсчета баллов можно сделать следующие выводы.

У человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это - мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.

У студентов, которые набрали баллы соответствующие высокому уровню , доминирует мотив стремления к успеху. Они, мотивированны на успех. Часто ставят перед собой некоторую цель, достижение которой может быть только успех. Обычно стремятся, во что бы то ни стало добиться только успехов в своей деятельности, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели. Можно предположить, что для таких студентов, характерна сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели. В общем, эти студенты проявляют настойчивость в достижении поставленных целей и, берясь за какую-нибудь работу, обязательно добьются успеха.

Испытуемые, у которых можно отметить средний уровень мотивации достижения, склонны как к избеганию неудач, так и стремятся к успеху. Чаще всего такие студенты, если столкнутся с препятствием, то начнут действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидят обходной путь, сразу же воспользуются им. Не переусердствуют, но данное слово сдержат. Обычно эти студенты могут брать на себя ответственность за происходящее, а не возлагать ее на других. В деятельности они стремятся к успеху, не боятся трудностей, стремятся преодолеть их.

Студенты, имеющие низкий уровень мотивации достижения, мотивированны на избегание неудачи. Обычно их цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели. Можно отметить, что изначально мотивированный на неудачу студент, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, он не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею. В результате он часто оказывается не победителем, а побежденным, можно сказать, жизненным неудачником.

По данным исследования видно, что у парней преобладает мотив стремления к успеху, а девушки чаще пользуются альтернативой: стремиться к успеху или избежать неудачи.

Список литературы

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М., 1976

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- М., 1986. – 348 с.

3. Сагайдак С.С. Мотивация деятельности/ С.С. Сагайдак. – Мн.: Ред. журн. «Адукацыя i выхаванне», 2001. – 208 с.: ил.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Мотивы поведения и деятельности человека

Введение

1. Мотивы поведения и деятельности человека

2. Схема когнитивных процессов в психике человека

Заключение

Введение

Когда мы совершаем тот или иной поступок, нам кажется, будто он подтвержден сознанием. Ведь мы мыслящие люди. Однако конкретные мысли вырастают из сферы бессознательного. Сознание и бессознательное функционируют совершенно по-разному; подобным образом различаются способы рассуждения ученого-философа и художника-мистика. С точки зрения сознания, которому свойственен последовательный и рассудительный способ мышления, методы познания, используемые бессознательным, кажутся безумным издевательством над стремлением сознания достичь какой-то логики.

Мотивация - система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного. Разработано масса часто разноречивых концепций для истолкования того, почему индивид действует; почему он предпочитает именно те действия, которые производит; почему отдельные люди имеют более сильную мотивацию, чем прочие, вследствие чего достигают успеха там, где обладающие не меньшими потенциалом терпят неудачу.

В настоящей работе мы рассмотрим вопросы, касающиеся не только мотивации, но и когнитивных процессов и в практическом задании выясним о каком виде памяти шла речь.

1. Мотивы поведения деятельности человека

Интеллект человека, в самом общем понимании, выполняет одну функцию - направляет в пространстве движение, направленно диссипирует энергию. Если сравнить, скажем, всплеск воды с деятельностью человека, то в общем представлении человек будет отличаться тем, что концентрирует свои движения в некотором направлении пространства, что мы и называем целенаправленным интеллектуальным поведением. Это целенаправленное (сконцентрированное) освобождение энергии, для целей данной статьи, разделим условно на две категории:

1. Автоматическое - отработанное, натренированное действие, не требующее вмешательства сознания;

2. Сознательное - действие, вырабатываемое в новых ситуациях сознательным контролем, сознательной тренировкой.

Автоматическую деятельность человека удобно представить в виде шкалы, на одном конце которой будет деятельность, отработанная эволюцией и закреплённая жёстко в физиологии организма, назовём это - рефлекс. Например, регуляция температуры, давления крови, иммунитет. С другой стороны шкалы, автоматизмы, приобретённые в процессе сознательного контроля самого человека, например ходьба, правописание, речь, назовём это - ритуал. Рефлексы и ритуалы переплетены между собой, поэтому провести между ними точную границу невозможно и не нужно. Рефлексы дополняют ритуалы (например, рефлекс равновесия помогает ритуалу ходьбы), а ритуалы расширяют функции врождённых рефлексов (например, рефлекторное чихание в ритуально носимый платок удобнее, чем просто чихание).

Сознательное действие - это деятельность осознающего интеллекта в новой для себя ситуации, который создаёт шаблон поведения (т.е. направление освобождения энергии), отрабатывает его, переводя, тем самым, в категорию автоматической деятельности - ритуал. Все ритуалы создаются только сознательным контролем.

ѕ автоматическая деятельность = рефлексы + ритуалы

ѕ сознательная деятельность = деятельность по формированию ритуалов

Такое разделение на автоматическую и сознательную деятельность удобно только для очерчивания того понятийного пространства, в рамках которого я хочу излагать дальнейшую траекторию мысли, но фактические механизмы, которые реализуют рефлексы, ритуалы и сознательное поведение, скорее всего, идентичны и не позволяют провести точную границу между физиологией и сознанием.

И сознательная и автоматическая деятельность подчиняется общей универсальной схеме:

1. Интеллект накопил энергию, которую необходимо рассеять, освободить (диссипировать).

2. Есть условия (контекст) срабатывания автоматического действия или действия сознания.

3. Энергия освобождается в соответствующем направлении.

4. Потенциал энергии интеллекта снижается.

Как врождённые автоматические действия (рефлексы), так и приобретённые автоматические действия (ритуалы) - это действия психической сферы человека. Что это значит.

Психика постоянно автоматически формирует контекст ситуации, т.е. располагает в субъективном пространстве человека предметы, термины, ощущения (назовём всё это образами), то, что может являться условием какого-либо автоматического действия. Психика автоматически моделирует ситуацию. Это формирование автоматично и само по себе является рефлексом. Человек не может, глядя на дерево, сознательно заставить себя увидеть вместо дерева автомобиль или глядя на слово не прочесть его, или не понять его смысл.

Контекст - это конкретный набор пространственно ориентированных образов, которые являются условиями (факторами, причинами, стимулами, аспектами, нюансами, обстоятельствами) срабатывания автоматического действия (рефлекса или ритуала) в некотором конкретном направлении.

Таким образом, и рефлексы и ритуалы - это действия, автоматически воспроизводимые психикой при определённом контексте.

Пример 1. В горле застрял кусок пищи, это контекст. Вегетативный интеллект, будучи активным, освобождает энергию в направлении рефлекторного действия - человек кашляет.

То же происходит и при выполнении натренированного сознанием действия.

Пример 2. В троллейбусе необходимо закомпостировать талончик (это контекст). Интеллект, будучи активным, освобождает энергию в направлении ритуального действия - человек компостирует талончик.

Одними из самых частых образов в контексте являются образы боли и удовольствия. Подавляющее большинство людей вырабатывают сознательной тренировкой, сознательным контролем, ритуалы, которые ведут к возникновению к контексте образа "удовольствие" и считают ошибочными ритуалы, ведущие к появлению в контексте образа "боль".

Все рефлексы, как доказывает наблюдение, следуют одной цели - сохранение системной целостности организма, т.е. максимально долгому выживанию (или максимально длительному умиранию, как сказали бы тифоаналитики) организма с целью физиологической эволюции. Кашель, регуляция давления крови, половые рефлексы - все эти автоматические действия отработало "сознание эволюции" для того, чтобы сохранить организм, популяцию клеток в форме целостного организма. Боль и удовольствие - это важные образы, которые возникают в контексте человека как наследие исторического процесса эволюции, как основные условия срабатывания рефлексов и ритуалов, основная цель которых - самосохраниться.

Здесь важно отметить, что человек формируя сознательный ритуал избежание боли, например ношение одежды в холодную погоду, делает это не вынужденно, а путём выбора. Т.е. человека ничто не вынуждает однозначно избегать боли, теоретически он может выбрать поведение, которое будет стремить человека к боли. Также ничто человека не принуждает к удовольствию, это его сознательный выбор, который фиксируется ритуалом, входит в привычку.

Сознательная деятельность отличается от автоматической только тем, что контекстом (условиями) срабатывания сознания является новизна контекста, т.е. фактическое отсутствие достаточных условий для автоматического действия (рефлекса или ритуала), которое именно сознанию необходимо выработать в данной новой ситуации, что само по себе уже есть автоматическое действие. Другими словами, автоматическое действие это реакция на некие конкретные (известные, тривиальные) условия, а сознательное действие - это реакция на новизну. Можно сказать, что действие сознания - это рефлекс на новизну.

Поскольку двух идентичных контекстов практически не бывает, любой контекст содержит в себе как привычность, так и новизну, и поскольку психика всегда имеет потенциал энергии для диссипации, мы осознаём свой контекст постоянно. Т.е. постоянно осознаём ту ситуацию, в которой находимся. Сознание постоянно пытается выработать поведение, которое наиболее подходит в данной ситуации. Сознание всегда собирает из уже готовых кусочков рефлексов и ритуалов новый ритуал.

Ритуал, это всегда последовательность действий, поэтому людям свойственны последовательности: общение последовательностями (речь и текст), создание алгоритмов, технологических процессов, логик, правил, законов - что в сущности одно и то же - ритуалы.

Здесь мы приходим к ключевой части изложения - это условия сознательного выбора. Если отбросить рефлексы, которые стремятся сохранить организм, если отбросить ритуалы, как уже готовые автоматические привычки, то чем остаётся руководствоваться сознанию при выборе направления освобождения своей энергии в условиях новизны (неопределённости, неизвестности)?

Я склоняюсь к мысли (делаю свой сознательный выбор направления), что сознание формирует ритуалы, следуя трём условиям:

1. Врожденному рефлексу достаточности (красоты, гармонии), который определяет предпочтительные пропорциональные пространственные отношения в любом контексте.

2. Случайно выбранной цели, направлению в любом контексте (понятийном, образном пространстве).

3. Предсказанию контекста.

Такой взгляд объясняет, почему люди настолько разнятся своими целями, но настолько схожи в методах их достижения. Если человек попадает в новую ситуацию, то он стремится освободить энергию в направлении той цели, которую когда-то случайно себе поставил, достаточным (красивым) способом путём подбора такого ритуала, который предсказуемо приведёт к этой цели.

Целью человека может быть любой образ, понятие - направление в контексте. Это может быть банальное самосохранение или, что-то более необычное, например, планета Марс или власть над миром. Подавляющее большинство людей не отходят далеко в своих целях от целей организма. Особенно это характерно для женщин, заботящихся приоритетно о материальных целях.

Цель для создаваемого ритуала ставит сознание. Сознание же его и собирает. Как только ритуал собран, повторен и закреплён в памяти, он становится, фактически, бесцельным, бессмысленным. Он срабатывает не потому, что направлен на какую-то конкретную цель, а потому, что он срабатывает при определённых условиях и цель достигается автоматически. В этом суть ритуала, чтобы достигать цели фактически не ставя её сознательно, не привлекая сознание к тем целям, достижение которых уже автоматизированно. Сознание может только затормозить готовый ритуал либо создать новый. Можно сказать, что сознание валидирует цель, а ритуал её верифицирует. Сознание "смотрит" в будущее, а ритуал в прошлое.

Человек достигает болезненной фрустрации, когда достигает свою жизненную цель, "выполняет свою миссию" т.к. попадает в ситуацию неопределённости. Именно поэтому необходимо постоянно иметь перспективную цель, например, мировая справедливость. Чётко поставленная цель (направление) будет выводить сознание из тупика неопределённости в ситуациях новизны.

Нельзя утверждать, что та или иная цель, поставленная человеком, абсолютно плоха или абсолютно хороша. Можно только судить, насколько человек, достигающий своей цели, мешает или помогает нам достигать своих целей, которые мы когда-то случайно выбрали.

Любопытным является тот факт, что сознание тесно связано с коммуникацией между людьми, что позволяет предположить не полную случайность сознательных целей. Возможно в этой "случайности" проявляется некий рефлекс сохранения системной целостности организма-общества, частью которого мы все являемся. Ведь именно для этой цели я, например, излагаю здесь эту статью.

Учитывая тот факт, что на протяжении жизни человек может случайным образом менять свои глобальные цели, в психике закрепляются ритуалы, созданные в направлении тех целей, которые были актуальны в момент их создания. Но поскольку ритуалы сохраняются практически на протяжении всей жизни, человек с возрастом может демонстрировать противоречивое поведение, когда ритуал или рефлекс, направленный на достижение одной цели, автоматически активируется в текущем контексте и противоречит (несонаправлен) другой цели, которая актуальна для человека в данный момент.

Сознательные действия более энергозатратны, чем действия ритуалов и рефлексов. Возможно по этой причине более короткий ритуал (бритва Оккама) предпочтительнее более длинного (неоптимального). В связи с чем постоянно происходит редукция ритуалов, укорочение (оптимизация). Возможно для того, чтобы больше времени и энергии оставалось сознательной деятельности.

Подводя итог можно заключить, что человек в первую очередь мотивируется избытком энергии, которую необходимо освободить - это самый верхний уровень мотивации. На ступеньку ниже стоит стремление к новизне, т.к. именно при новизне сознание работает, освобождает эффективно энергию и открывает новые возможности для достижения целей. Ещё на ступеньку ниже стоят конкретные цели, которые человек ситуативно (но с учётом врождённого представления о красоте) сознательно ставит перед собой и достигает путём автоматического применения выработанных малозатратных ритуалов.

Безусловное освобождение энергии создаёт -> стремление к новизне, которое позволяет открыть новые возможности для -> стремления к красоте.

Ритуалы и рефлексы - это всегда последовательности. По той причине, что сознание обладает только одним инструментом для формирования ритуала - это внимание. Направляя внимание, сознание последовательно выбирает кусочек за кусочком те действия, которые намеревается связать в автоматический ритуал.

Если рассматривать чисто психические (не телесные) действия, то можно выделить такие автоматические и сознательные механизмы:

o автоматические психические функции:

ѕ создание образа

ѕ создание контекста из образов

ѕ запоминание (образа и ритуалов)

ѕ забывание

ѕ удаление из контекста неактуальных образов

ѕ автоматическое воспроизведение ритуалов и рефлексов

o сознательно контролируемые функции:

ѕ удержание и перевод внимания

ѕ выбор направления, цели

ѕ подавление активных ритуалов и рефлексов

Фактически любой ритуал складывается только из тех кусочков, которые подвластны сознанию. Типичный ритуал выглядит примерно так: "перевести внимание туда - удержать внимание - подавить там-то такой-то ритуал - перевести внимание туда",

Путём перевода внимания сознание обуславливает автоматическое изменение контекста, что приводит к автоматическому срабатыванию уже готовых ритуалов и рефлексов.

Перевод внимания на мышцы фактически приводит к рефлексу их сокращения, что мы привыкли называть "волей". В сущности, нет никакого отличия для сознания в том, чтобы направить внимание на активацию мышцы или на подавление какого-то ритуала - и то и другое является способом освободить энергию, произвести движение.

Удобно рассматривать предсказывающую работу сознания по универсальной схеме - сознание предсказывает ошибки и исправляет их до момента фактического совершения. Ошибка - это направление освобождения энергии, отличное от направления, выбранного сознанием как цель. Если выработанные ритуалы и рефлексы приводят к отклонению от цели мы имеем дело с ошибкой.

Сознание обнаруживает новую ошибку всегда после момента её совершения. Для сознания это новый контекст, например, привычка поворачивать ключ по часовой стрелке, может приводить к ошибке при необходимости закрывать другой замок. После ряда таких фактических ошибок ("тренировки ошибки") осознание этой ошибки становится ритуалом и может быть предсказано сознанием до момента совершения, подавлено и выработан новый ритуал. Взирая на то, что целью сознания есть направление в пространстве, а результатом ритуала есть тоже направление в пространстве, работа сознания в основном заключается в том, чтобы сравнивать предсказываемую ошибку с предсказываемыми ритуалами. В случае достаточности отклонения - сознание не активируется.

Новая ситуация - это всегда ошибка. В мышлении всегда есть какой-нибудь автоматический ритуал, который активен в данный момент. В сущности ошибка, это применение некоего ритуала в несоответствующих условиях. Ошибкой мы это осознаём, если ритуал фактически привёл не к той цели, которую ожидаем. Повтор ошибочного ритуала само по себе становится ритуалом, целью которого является, естественно, ошибка, которая как цель становится предметом предсказания. Как только ошибка стала предметом предсказания она может быть подавлена сознанием и выработан новый ритуал. До тех пор пока ошибка не стала предметом предсказания выработать лучший ритуал невозможно, можно только исправлять последствия ошибки (через соответствующий ритуал).

Условием (образом), который входит в состав контекста и может служить ключевым фактором срабатывания того или иного ритуала является время, прошедшее между двумя контекстами. Интересно отметить, что сам факт появления времени в контексте зависит от того, насколько новым является этот контекст. С возрастом человек всё больше основывает своё поведение на автоматически ритуалах и всё меньше формирует сознательно новые ритуалы, что осознаётся как быстрый ход времени. Это может означать, что между включениями сознания (рефлекса новизны) проходят всё большие промежутки времени. Всё остальное (бессознательное) время занимают действия автоматических ритуалов.

Как ни странно самой главной проблемой в решении задачи создания искусственного интеллекта является проблема автоматического создания образа.

Проблема эта находится на стыке материализма и солипсизма, физического и духовного, автоматического и сознательного.

Есть эвристика, что формат образа должен соответствовать той цели, ради которой он существует. В рамках предложенного в данной статье подхода образ является составляющим наполнением контекста, который, в свою очередь, является условием направления действия в пространстве в соответствии с произвольной целью выбранной сознанием. С другой стороны образ формируется рефлекторно, а значит, подчиняется цели всех рефлексов - сохранить целостность.

Образ и контекст - неразделимы. Нельзя провести точную границу между образом и контекстом. Любой образ контекстуален, любой контекст образен. В течении жизни образы человека претерпевают деление (дифференциацию), наподобие того как делится и дифференцируется зигота. Дифференцированные в пространстве образы соединяются, образуя другие образы и контексты. Довольно условно можно заключить, что образ - это часть контекста, которая часто входит в другие контексты, т.е. соединяется с другими образами. Иначе можно сказать, что связный контекст разрушается на субконтексты, каждый из которых устойчив и является образом.

Итого, образ - это эволюционирующая целостность, позволяющая направить энергию в пространстве.

Напоследок хочу привести несколько соображений по поводу императива пространственного ориентирования в деятельности интеллекта. Есть сведения о прямой корреляции между размерами гиппокампа и объёмом знаний человека об окружающем пространстве. Образные знания человека (помимо чистых навыков и умений - рефлексов и ритуалов), судя по всему, представляют собой масштабируемую карту, которая позволяет человеку освобождать энергию в целевом направлении в каждом конкретном контексте наиболее точно. Подтверждением тому, что мысли текут пространственно ориентированно (помимо того, что наиболее частым вопросом по мобильному телефону является "ты где?") могут служить красноречивые "геометрические" и "кинетические" формы речи:

сфера знаний

направление рассуждений

провести параллели

опираясь на рассуждение

в крайнем случае

исходя из этого

так мы приходим к выводу о

под таким углом зрения

точка зрения

в основе лежит

ходить вокруг да около

близко по смыслу

исходные данные

расставить всё по местам

не к месту

ограничение

введение в [физику]

имеет место быть

где-то в

откуда ты знаешь?

директор

приблизительно

зайти в тупик [в рассуждениях]

плоскость интересов

склоняться к мысли

вступить в дискуссию

вынести урок

многосторонняя постановка вопроса

2. Схема когнитивных процессов в психике

3. Практическое задание: исследование в вопросе памяти

О каком виде памяти идет речь? Если память, признаком хорошего развития которой являются физическая ловкость, сноровка в труде, «золотые руки».

Двигательная (или моторная) память обнаруживается очень рано. Это, прежде всего, память на позу, положение тела. Она лежит в основе многих профессиональных навыков, которые постепенно становятся автоматическими, т.е. осуществляются без привлечения сознания и внимания. Люди с развитой двигательной памятью лучше усваивают материал не на слух или при чтении, а при переписывании текста. Это один из способов выработки грамотности. Достигая полного развития раньше других форм, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь, у других, ведущую роль играют другие виды памяти.

Двигательная память- это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Другие же люди, наоборот, вообще не замечают у себя двигательной памяти. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться сначала, осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде.

Заключение

Говоря кратко, мы нуждаемся в анализе наших мотиваций, если оказывается, что что-то внутри нас мешает достичь поставленных целей. Со времен Фрейда бессознательная мотивация относится к числу основных фактов человеческой психологии

Знание о существовании и воздействии таких мотиваций является полезным руководством в любой попытке анализа, особенно если она предпринимается не на словах, а на деле. Оно может даже оказаться достаточным инструментарием для того, чтобы выявить ту или иную причинную связь. Однако для систематического анализа необходимо иметь несколько более точное понимание бессознательных факторов, препятствующих развитию. Пытаясь понять человеческую личность, важно раскрыть ее основные движущие силы.

НО, если при изучении человеческой мотивации мы ограничим себя экстремальными проявлениями актуализации физиологических позывов, то мы рискуем оставить без внимания высшие человеческие мотивы, что неизбежно породит однобокое представление о возможностях человека и его природе. Слеп тот исследователь, который, рассуждая о человеческих целях и желаниях, основывает свои доводы только на наблюдениях за поведением человека в условиях экстремальной физиологической депривации и рассматривает это поведение как типичное. Перефразируя уже упомянутую поговорку, можно сказать, что человек и действительно живет одним лишь хлебом, но только тогда, когда у него нет этого хлеба.

Список использованной литературы

1. Адлер А. Понять природу человека. - СПб, 1997.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.; Воронеж, 1995.

3. Дерябин, В.С. Чувства. Влечения. Эмоции - Л.: Наука, 1974. - 258с.

4. Джеймс У. Психология.- М., 1991.

5. Кичатинов Л.П. Динамика коммуникативных потребностей развивающейся личности // Текст. Высказывание. Слово. М., 1983. С.97-104.

6. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. М.: Наука. 1997. - 446 с.

7. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М., 1964.

8. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М., 1971.

9. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1984.

10. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Воронеж, 1996

11. Обуховский К. Психология влечений человека. - М.: Прогресс, 1972.

12. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Т.3., кн.1. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951.

13. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. - М.: Наука, 1982.

14. Психологический словарь. - М.: Педагогика, 1983.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб, 1998

16. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М., 1984.

17. Фрейд З. Психология бессознательного: сб. произведений / сост. М.Г. Ярошевский. - М. 1989.

Подобные документы

    Сенсорные системы человека, степень их развития, роль и место в формировании поведения человека. Свойства сенсорных систем и регуляция их деятельности. Эмоции как элемент жизни человека, их психологическая сущность и влияние на поведение личности.

    контрольная работа , добавлен 14.08.2009

    Деятельность человека: понятие, содержание, цели и мотивы. Действия и движения: структура, виды и способы. Виды трудовой деятельности человека и их характеристики. Роль игры в физическом воспитании ребенка. Основное различие между учением и трудом.

    реферат , добавлен 25.10.2014

    Когнитивная регуляция поведения и деятельности человека. Эмоциональное и волевое регулирование поведения и деятельности человека. Психологическая характеристика личности и деятельности. Психолого-педагогическая характеристика процесса обучения.

    курс лекций , добавлен 08.02.2008

    Мотивация человека и личности. Два основных типа мотивирования, их характеристика. Внутренние побудители деятельности (мотивы) человека. Потребности и инстинкты как источники активности. Самомотивация как желание или стремление человека к чему-либо.

    реферат , добавлен 07.01.2015

    Понятие деятельности человека, ее отличие от поведения животных, сознательный характер, структура (состав). Действие как отдельный акт деятельности. Виды деятельности человека: труд, учение, творчество, активность, игра. Особенности феномена недеяния.

    контрольная работа , добавлен 13.07.2009

    Совокупность практических действий по реализации инвестиций. Мотивы инвестиционного поведения. Исследование психологических процессов и механизмов, лежащих в основе инвестиционного поведения, влияющие на него факторы. Психологический портрет инвестора.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2014

    Эволюция поведения простейших, формирование нового вида поведения, отвечающего измененным условиям и факторы, влияющие на данный процесс. Происхождение нервной системы и ее простейшие формы. Анализ механизмов индивидуально изменчивого поведения человека.

    курсовая работа , добавлен 24.08.2011

    Проблема структуры личности. Совместная социально-значимая деятельность. Структура и основные особенности процесса мотивации. Психологические мотивы, влияющие на поведение человека в коллективе. Компоненты социально-психологического климата коллектива.

    реферат , добавлен 26.03.2013

    Побудительные механизмы активности человека. Исторический экскурс в историю изучения детерминации активности человека. Иерархия потребностей. Направленность и мотивы деятельности личности. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2010

    Общая характеристика личности. Направленность личности как свойства, которые в своей совокупности определяют мотивы и особенности поведения, а также деятельности человека в данной социальной среде. Сущность и физиологические основы темперамента.

Мотивация является ведущей силой, толкающей человека на совершение действий. Кто-то может сказать, что многие люди совершают действия неосознанно, без какой-либо мотивации. На самом деле это не так. Абсолютно любая деятельность движима какими-то внутренними мотивами человека, которые возникают в нем на протяжении всего его развития. То, что личность не осознает своих мотивов или не понимает, как и чем она мотивируется, еще не говорит о том, что мотивации нет.

Мотивация является спутницей любого поступка человека. Вот почему нередко нужна помощь психолога на сайте сайт, чтобы понять, чем вы мотивируетесь, поскольку только изменение мотивов способно побудить человека на совершение нужных ему действий. Хотите измениться? Нужно начать с изменения своих поступков. А если не получается изменить свои поступки, тогда нужно понять, что вами движет, чтобы изменить собственную мотивацию.

Какого человека сложнее всего мотивировать? Есть один такой человек – это вы сами. Чаще всего сложнее мотивировать самого себя. Можно вдохновить, мотивировать, побудить на действия других людей. Но сложнее всего заставить себя делать что-то, что до этого не делалось.

Трудно отказаться от своих привычек, сложно сменить одну работу и научиться другому виду деятельности, страшно изменить свой стиль в одежде и образе. Когда человеку приходится мотивировать самого себя, это сложнее сделать, поскольку сам же человек начинает испытывать страхи и просчитывать риски. Сложно мотивировать, когда сам мотиватор начинает опровергать возможность совершения того или иного действия.

Почему легче мотивировать других людей, нежели самого себя? Поскольку когда вы мотивируете другого человека, то полностью уверены в его успехе. Вы приводите множество доводов того, почему человек должен что-то в себе изменить, где-то больше начать работать, на что-то решиться. Тот, кого вы мотивируете, полон страхов, сомнений и нерешимости. Он готов ничего не делать, нежели лицом к лицу сталкиваться с неизвестностью, страхами и трудностями. Но тут вы – мотиватор, который говорит: «У тебя все получится. Действуй, несмотря на трудности. Ты достигнешь лучших результатов». И поскольку у мотивируемого человека есть желание что-то изменить в своей жизни, то желание плюс ваша уверенность в успехе побеждают все страхи и сомнения.

Это все намного сложнее сделать, когда вы сами чего-то хотите, но в то же самое время находите множество оправданий, почему этого не нужно делать. В таком случае побеждают страхи и сомнения, поскольку желание еще не является гарантом вашего успеха, если вы начнете действовать.

Таким образом, какого человека сложнее всего мотивировать? Самого себя. Поэтому обретайте большую силу мотивировать самого себя либо ищите тех людей, которые поверят в ваш успех и смогут вас смотивировать на преодоление страхов и достижение целей.

Что такое мотивация личности?

Мотивацией личности называется внутренний толчок, побуждающий человека на совершение действия. Однако не каждое побуждение приводит к совершению действий. Многое зависит от человека и других факторов, в которых индивид должен действовать.

Мотивация – это внутренний толчок, который базируется на многих факторах: потребности, убеждения, желания, страхи и пр. Условно мотивацию можно разделить на автоматическую и осознанную:

  1. Автоматическая мотивация базируется на рефлексах, безусловных и условных, а также на привычных ритуалах, которые уже сформированы внутри человека. Индивид уже рождается с определенным потенциалом – его потребности, инстинкты, желания толкают на совершение действия. Однако по мере жизни у него развиваются условные рефлексы – когда при определенных условиях у человека возникает конкретное желание и, соответственно, совершение конкретного действия. Под ритуалами можно понимать привычки – действия, которые человек много раз отрепетировал и теперь совершает неосознанно при определенных обстоятельствах.
  2. Осознанная мотивация включает силу воли, когда человек намеренно совершает действия, которые будут формировать у него новые ритуалы.

Механизм появления мотивации достаточно просто:

  1. Сначала возникает ситуация с определенными обстоятельствами, в которых человек начинает испытывать внутренние желания, потребности и даже эмоции, переживания.
  2. Все, что возникло внутри человека, толкает его на совершение конкретных действий.
  3. Человек совершает действия для достижения определенного результата.
  4. Когда потенциал использован и цель достигнута, тогда мотивация пропадает.

Однако человек не всегда является безвольной марионеткой в руках своих неосознанных желаний. Человек может «тормозить» себя на пути совершения действий. Он может чувствовать желание что-то сделать, но применять силу воли, чтобы этого не делать. Также человек может менять свою мотивацию, что возможно лишь при осознании первоначальной мотивации.

Как вы сами себя «тормозите»? Вспомните рекламу «Сникерс», где говорится про то, чтобы «не тормозить себя». Если посмотреть глубже, то речь идет о том, чтобы у человека ежедневно были силы, энергия и желание действовать в направлении к своей цели. Но если проблем с осознанием цели и ее постановкой нет, то вот откуда взять энергию, чтобы начать действовать?

Как вы сами себя «тормозите»? Как вы сами себе мешаете начать действовать и просто идти к своей цели? Давайте рассмотрим два распространенных способа «самоторможения»:

  1. Упрекать и критиковать себя.
  2. Бояться совершить ошибку, не преуспеть при первой же попытке.

Люди часто упрекают себя и критикуют. Сначала это делают другие люди, которые якобы ведомы добрыми побуждениями, говорят вам о том, чего у вас нет или что вы упустили, из-за чего можете не мечтать о своей цели. А потом уже подключаетесь вы к этому процессу, когда изо дня в день находите в себе все больше недостатков, то есть причин, из-за которых можете ничего не делать и унывать. Как в таких условиях могут появиться силы и энергия?

Перестаньте себя критиковать! Вы несовершенны? Ну, и что! Вы чем-то не обладаете? Что вам мешает приобрести недостающее! Признайте уже наконец-то, что любые причины, которые вы находите, являются оправданиями. Все можно обрести, развить, а на что-то даже не нужно обращать внимания. Перестаньте себя упрекать и критиковать! Сосредоточьтесь на том, что вы хотите достичь, и действуйте.

Как вы сами себя «тормозите»? Некоторые люди начинают испытывать страхи перед той неизвестностью, в которую им придется вступить. Кто-то начинает сомневаться в собственных силах. Но есть и те люди, которые опускают руки, когда в первый же день своих попыток не достигли целей моментально. Это все звучит немного по-детски. Но как оказывается, многие люди, будучи взрослыми, ведут и чувствуют себя, как дети.

Прекратите сомневаться в себе! Прекратите мечтать о том, что ваша цель тотчас же воплотится, только потому что вы что-то сделали для ее достижения. Порой нужно ждать. Порой нужно систематически выполнять какие-то действия. Порой нужно пройти определенный этап развития цели. Ведь даже для того, чтобы ребенок родился, родители ждут 9 месяцев, пока он приобретет форму человеческого тела со всеми присущими ему органами. Поэтому перестаньте бояться. Более того, приучите себя к мысли о том, что без трудностей и совершения ошибок иногда не обойтись. Это все естественно и нормально. Но вы учитесь. Просто не нужно унывать и думать, что все кончено. Ведь это снова похоже на поведение капризного ребенка, который хотел из грязи и воды сделать суп, а он оказался невкусным.

Абрахам Маслоу описал в своей работе, чем человек мотивируется. Он утверждал, что человек является вечно желающим существом. Он никогда не испытывает чувства удовлетворенности. После достижения одной цели у него сразу или через малое количество времени возникает другое желание. Поскольку человек не может быть довольным постоянно, у него одна потребность возникает после удовлетворения другой, это заставляет его быть постоянно активным, движимым.

Личность по Маслоу постоянно чем-то мотивирована. Могут меняться мотивации, но сама мотивация никуда не исчезает. Он разработал пирамиду потребностей, согласно которой утверждает, что лишь при удовлетворении низших потребностей человек будет мотивирован более высокими желаниями. Так, к примеру, человек никогда не будет задумываться о смысле жизни или о написании картины, если он голоден или живет на территории сейсмической активности. Пока человек не удовлетворит потребности своего тела, он не будет думать о высоких материях.

Потребности личности по Маслоу:

  1. На первом месте стоят элементарные физиологические потребности в утолении голода, жажды, испражнении и пр.
  2. На втором месте стоят потребности в обеспечении себе безопасности, когда человек строит дом, чтобы в нем укрываться, окружает себя сильными людьми, сам тренирует свое тело, чтобы уметь себя на физическом уровне защищать.
  3. На третьем месте стоят потребности социального уровня, когда человек задумывается о любви, дружбе, желании иметь с кем-то отношения, общаться и пр.
  4. На четвертом месте человек испытывает желание получать определенное отношение к себе: уважение и одобрение окружающих, любовь, признание, также уважать самого себя.
  5. На пятом месте стоят потребности познания, когда человек испытывает интерес к окружающему миру, познает его, изучает.
  6. На шестом месте стоят потребности эстетического плана, когда человек стремится к гармонии, красоте, порядку.
  7. И на самом последнем месте стоят потребности духовного порядка, когда человек желает развивать в себе определенные качества, постигать духовные истины, становиться просветленным человеком и пр.

Маслоу утверждает, что человек переходит на следующий уровень потребностей лишь после удовлетворения более низших желаний. Если низшие желания не удовлетворяются, тогда человек застревает на этом уровне и не продвигается вверх.

Невозможно утверждать однозначно, чем человек движим, поскольку одно действие может быть продиктовано различными потребностями. Например, желание покушать может быть продиктовано чувством голода, стремлением успокоиться или составить компанию другому индивиду.

Мотивация поведения личности

Поведение человека всегда целенаправленно, независимо от того, понимает личность свои желания или нет. Обычно мотивация всегда эмоционально насыщенная. Человек всегда стремится к тому, что его эмоционально волнует.

В основе мотивации поведения лежат:

  1. Интересы – эмоциональные целенаправленности на конкретные объекты, которые связаны с удовлетворением постоянных потребностей индивида.
  2. Желания (цель) – это возникающая потребность, которая может быть осознанной для человека. Индивид начинает испытывать эмоциональную потребность в объекте, который ранее его не волновал.
  3. Намерение.
  4. Влечение – социальные направленности, которые формируются в процессе жизни.
  5. Стремление.
  6. Установки.
  7. Страсти – аффективные эмоциональные состояния, когда человека влечет к чему-то помимо его воли и сознательного желания. Причем страсть доминирует над волей человека.

Мотивация деятельности личности

Мотивом является осознанное желание человека, которое считается им необходимым, поэтому он направляет все действия на его реализацию. Однако мотивов у человека может быть много. Одни из них являются ведущими, другие – второстепенными. Если между мотивами возникает конфликт, тогда человек от чего-то отказывается или меняет свои мотивы.

Мотивировка не является мотивацией. Мотивировка – это попытка человеком объяснить мотивы своих бессознательных действий, которые осуществляются на уровне инстинктов и внутренних потребностей.

Мотивация деятельности базируется на установках – постоянные явления в психике человека, которые делают его готовым к определенному поведению. Установки базируются на стереотипах, которые освобождают человека от необходимости принимать решение.

Итог

Мотивация управляет человеком, который редко подвергает ее сомнениям и корректировке. Сначала человек действует, а потом анализирует, все ли он сделал правильно. Если кто-то желает управлять другими людьми, тогда он должен влиять на их мотивы, изменять их, что позволит людям с легкостью совершать действия, которые нужны человеку.

В зависимости от мотивов личности, человек совершает те или иные действия. Поведение и деятельность подчиняются системе мотивов, которые в свою очередь подчиняются целям самого человека. Если у человека нет целей, тогда мотивы могут быть подчинены эмоциям, страхам, комплексам, возникающим в короткий промежуток времени. Другими словами, человек не действует просто так. У всего есть причины.

Многие читатели интернет-журнала сайт сталкивались с такими ситуациями, когда они не могли понять . В то же время другие люди не всегда понимают мотивы конкретного человека. Достаточно часто подобная ситуация разворачивается, когда личность, которая хочет понять, не желает принимать истинной причины поступков. К примеру, женщина может не понимать, почему мужчина с ней расстался, в то время как он сам аргументирует свое поведение угасанием чувств. Женщина пытается найти скрытый смысл его слов, найти истинную причину, хотя и угасания чувств достаточно для расставания.

Мотивы лежат во всех поступках человека. Другой вопрос: понимает ли человек мотивы своего поведения? Нередко люди сами не понимают, почему поступили тем или иным образом. Однако ничего просто так не случается. Поведение выступает следствием, а мотив – причиной. Если человек не видит никакого мотива, это еще не значит, что его нет.

Что такое мотивы личности?

У мотивов личности есть множество определений. Главное из них – внутренняя сила, которая побуждает человека на совершение конкретных действий с целью достижения определенного результата. Но что есть сам мотив?

  1. Одни видят его как идею, которую человек реализовывает.
  2. Другие представляют ее в виде неких убеждений, которыми руководствуется человек при совершении действий.
  3. Третьи подразумевают под ней некий всплеск энергии, который возникает при наличии определенной цели.

Мотивация толкает человека на совершение действий. Если есть мотив, тогда у человека возникает энергия, которая ему необходима для совершения действий и достижения определенных результатов. Достаточно часто мотивировать приходится сотрудников на фирме. Так, руководители создают внешние мотивационные блага, которые должны настолько заинтересовать их сотрудников, чтобы те начали совершать нужные руководителям действия. Этими внешними мотивами могут быть:

  • Награда в денежном эквиваленте.
  • Повышение по карьерной лестнице.
  • Повышение заработной платы. И пр.

Мотив – это словно морковка перед лицом осла, который должен идти в том направлении, в котором нужно тому, что держит эту морковку.

Однако есть такое понятие, как внутренняя . И в сравнение с внешней внутренняя является намного сильнее. Другими словами, человек должен «загореться» внутренне, чтобы у него появилось столько энергии, чтобы можно было «горы свернуть». А внешние мотиваторы обладают меньшей силой воздействия.

Мотивы поведения личности

Людей всегда интересовал вопрос «Почему?». Почему другой человек совершает то, а не иное действие? Как на него можно повлиять? Можно ли изменить поведение другого человека? Если поначалу человека воспитывают, отчего в нем закладываются определенные мотивы, убеждения, взгляды, то потом он сам может управлять своим поведением или подчиняться внутренним посылам, что и будет его мотивами личности.

До сих пор люди задаются вопросом «Почему?», ответ на который заключается в том, что мотивы личности зависят от ситуации, внешнего давления, внутренних желаний и целей, даже личных качеств характера человека.

Мотивы поведения не являются статичными. Есть мотивы, которые лежат глубоко в подсознании. Обычно человек на них не обращает внимания. Однако есть мотивы, которыми человек может управлять. Например, постановка цели – это мотив, который побуждает человека действовать в направлении достижения желаемого. Однако самой постановкой цели занимается тоже человек, другими словами, он сам себя мотивирует.

Глубинными мотивами поведения личности можно назвать базовые потребности, которые были рассмотрены Абрахамом Маслоу и представлены в виде таблицы:

  1. В первую очередь человек будет заботиться о своей жизни и физиологии. Он нуждается в еде, воде, воздухе, сексе, физическом здоровье и т. д.
  2. Если предыдущая потребность удовлетворена полностью, тогда человек может заниматься собственной безопасностью, которая включает создание семьи, благоустройство дома, устройство на работу, профилактика здоровья и пр.
  3. Уже на третьем этапе после удовлетворения предыдущих потребностей человек занимается межличностными отношениями, поскольку он является социальным существом, которому хочется любить, дружить, общаться, получать эмоции и самому их дарить.
  4. При нормализации предыдущих уровней потребностей человек начинает заниматься развитием определенного отношения к себе: , признание, одобрение и пр.
  5. Уже на последнем уровне потребностей лежат нравственное развитие, творчество, достижение собственного «Я» и пр., то есть духовное развитие. Однако оно постигается лишь тогда, когда человек доволен предыдущими 4-мя уровнями своей жизни.

Потребностями называются нужды, в которых человек нуждается в конкретный промежуток времени. Некоторые нужды являются временными, то есть их удовлетворение происходит достаточно быстро, другие – периодическими, то есть потребность в них возникает время от времени, третьи – постоянными, когда человек должен их постоянно удовлетворять.

Потребности могут касаться любого объекта. Также они делятся на индивидуальные и групповые. Обычно человек имеет желание удовлетворять сразу несколько потребностей. То есть он не удовлетворяет одну потребность за другой, а они в комплексе у него возникают, из-за чего нередко разрывается между необходимостью удовлетворить ту или иную нужду.

Исходя из пирамиды Маслоу, видно, что человек в первую очередь нуждается в физиологических потребностях. И лишь после их удовлетворения он может переходить к достижению более духовных нужд.

Мотивы деятельности

Человек совершает такие поступки, которые помогают ему достигать его потребностей и целей. Мотивация возникает на основе этих нужд и желаний. И чем сильнее потребность или цель, тем сильнее мотивация, которая дает энергии и сил.

Условно мотивы деятельности делят на:

  1. Физиологические – когда человек удовлетворяет потребности своего тела, например, утоляет голод.
  2. Функциональные – когда человек развивается, отдыхает, насыщается новыми эмоциями.
  3. Материальные – когда человек зарабатывает деньги, чтобы обладать определенными материальными благами.
  4. Социальные – потребность человека в одобрении и уважении со стороны окружающих.
  5. Духовные – когда человек саморазвивается, получает новые знания для обогащения внутреннего мира.

Почему в вашей жизни ситуации повторяются? Почему вы встречаете новых людей, а они оказываются такими же негодными и подлыми, как и ваши предыдущие знакомые? Почему вы периодически сталкиваетесь с одними и теми же проблемами? Думаете, это – рок, судьба, ваше предначертание? Вы ошибаетесь. На самом деле все эти события творите вы сами.

Человек сам является тем, кто решает, в каком направлении ему идти. Обращали внимание, что не все люди живут так, как вы? Другие люди живут по-другому, сталкиваются совершенно с другими проблемами, достигают иных успехов. В вашей жизни тоже есть успехи: вы это начинаете замечать, когда сравниваете себя с другими. Помимо того, что вы в чем-то несовершенны по сравнению с другими людьми, вы еще и в чем-то идеальны по сравнению с ними же. Обратите внимание на то, что при обсуждении чужих проблем, вы часто смотрите на них, как на ерундовые и мелочные ситуации, которые очень легко решить. Для вас чужие проблемы легко решаемы, поскольку вы уже научились их решать. Но вот ваши проблемы для вас трудны, а для других людей – легко решаемы.

Поймите мотивы своих поступков. Ту дорогу, по которой вы идете по жизни, вы сами выбираете. Почему вы создаете одни и те же проблемы? Почему постоянно обращаете свое внимание на одних и тех же людей? Не нужно огорчаться из-за того, что это происходит в вашей жизни. Лучше поймите мотивы, из-за которых вы провоцируете такие ситуации в своей жизни.

Внутри вас есть регулятор, который и определяет, в каком направлении вы будете идти. На что он настроен? Какие в него программы вложены? Вы делаете тот или иной выбор из самых лучших побуждений для самих себя. Вы создаете проблемы, исходя из лучших побуждений для самих себя. Парадоксально звучит, не так ли? А все дело в том, что у вас внутри может лежать страх, желание защитить себя или чувство разочарования, из-за чего теперь создаете те или иные ситуации. А вот эти ситуации порой доходят до критической точки, то есть проблемы.

Поймите мотивы своих поступков. Внутри вас находится регулятор, который направлен на реализацию ваших желаний и защиту вас от внешнего мира. Поймите мотивы, по которым вы создаете те или иные ситуации, выбираете тех или иных людей, ведете себя тем или иным образом. Ваш регулятор действует во благо вам самим. Но вы можете изменить его настройки, чтобы он не делал тот выбор, который привносит в вашу жизнь проблемы.

Вот так все просто. Попробуйте изменить свою жизнь всего лишь благодаря тому, что осознаете причины своего выбора, а не будете оценивать и страдать из-за выбранного пути.

Социальные мотивы личности

Личность является социальным существом, которое рождается среди людей и всю жизнь живет, окруженное людьми. У человека возникает естественная потребность иметь отношения с другими людьми, что позволяет ему чувствовать себя нужным, полезным, получать одобрение и уважение, а также уважать самого себя. Социальные мотивы, к сожалению, не так легко удовлетворить. Люди действительно идут на контакт друг с другом, однако нередкими становятся разногласия и конфликты, которые мешают в получении нужных ощущений и .

Человек, чтобы удовлетворять свои социальные мотивы, готов идти на компромисс, подчиняться, быть конформным, жить, как все, и быть частью общества. Это позволяет ему быть частью большого общества, в котором человек живет.

Также следует отметить политический устрой общества. Несмотря на то, что люди могут быть недовольными действиями политиков, они все же признают, что обществу нужен единый орган, который будет регулировать взаимоотношения между отдельными гражданами.

Система мотивов человека

Человек всегда движим мотивами. Причем мотивов у каждого человека много, что создает определенную систему. Ее развитием сначала занимаются родители, а затем и общество, формируя в голове каждого индивида определенные убеждения и установки, которые будут указывать направление, в котором он будет идти.

Также на направленность мотивов и движения человека по жизни влияют:

  • Влечения – потребность человека, которую он может не осознавать. Однако он испытывает необходимость ее удовлетворить (и, возможно, она после этого исчезнет).
  • Идеал – определенная картинка того, как должно быть (каким должен быть человек, как он должен жить и что должен делать в конкретной ситуации). Это влияет на то, что человек постоянно желает соответствовать данной идеальной картине.
  • Желания – влечения, которые человеком осознаются и становятся сознательными целями для достижения. Индивид сам начинает их хотеть и стремиться к их получению.
  • Интерес – повышенное внимание к определенным объектам окружающего мира, что влияет на формирование желаний.
  • Стремления – интерес + сила воли + сознательное совершение действий для получения определенного блага.
  • Склонность.
  • Мировоззрение и убеждения. Здесь подразумевается целостный взгляд на мир, каким его видит человек, что и определяет, в каком направлении он будет идти. Убеждениями называются определенные взгляды, которые являются нерушимыми и истинными в голове человека.

Итог

Каждый человек движим мотивами, которых в его голове существует достаточно много. Сначала удовлетворяются самые важные и значимые мотивы и потребности, затем достигаются менее значимые, но также необходимые желания. Однако есть мотивы, которые постоянно или периодически приходится реализовывать, поэтому человек всегда будет движим внутренней силой на достижение определенных благ.