Конспект фронтального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий “Стоит в поле Теремок”. Дифференциация звуков

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] — [Ж]». Цель: Формировать умения и навыки дифференциации звуков Ш-Ж в слогах, словах, предложениях. Лексическая тема «Профессии».

Цель:

  • Формировать умения и навыки дифференциации звуков Ш-Ж в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

  • Учить слухо-произносительной дифференциации звуков Ш-Ж в словах, предложениях, тексте;
  • закреплять знания детей о звуках и буквах Ш-Ж;
  • расширять словарный запас;
  • формировать навыки построения связного высказывания;
  • развивать артикуляционную моторику:
  • воспитывать эмоционально-волевую и мотивационную сферу с учетом коррекционно-образовательных потребностей детей.

Оборудование:

  • предметные картинки для каждого обучающегося, карточки со словами, компьютер, зеркала, снежинки, карточки с печатными буквами «Ш», «Ж», медальки, солнышки, схемы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята! Встаньте ровно, подтянитесь и конечно улыбнитесь. Присаживайтесь.

У нас сегодня много гостей. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и нашим гостям. Мы спокойны и добры. Мы приветливы и ласковы, мы здоровы.

Сделаем глубокий вдох через нос и вдохнем в себя свежесть, доброту и красоту. А через рот выдохнем все обиды, злобу и огорчения.

Начнем занятие.

С девиза: «Слушаем внимательно,
Произносим старательно,
Говорить спокойно, внятно,
Чтобы всем было понятно»

Учитель: Молодцы, ребята!

Скажите мне, какое сегодня число?

Какой сегодня день недели?

А какое сейчас время года?

Сколько весенних месяцев?

Назовите весенние месяцы.

Мимическое упражнение.

Учитель: Сейчас я буду показывать смайлики с разными настроениями, а вы должны изобразить то или иное настроение мимикой лица.

Что выражают эти смайлики? (Слайд 1 (а), (б), (в))

Дети: Спокойствие. (а)

Дети: Грусть. (б)

Дети: Радость. (в)

Учитель: С каким настроением мы продолжим наш урок?

Дети: С радостным!

Дыхательные упражнения

Учитель: Пришла весна и скоро она прогонит зиму вон. А мы сейчас отправим в далекий путь снежинки, которые снова прилетят к нам следующей зимой. Итак, возьмите снежинки. (Слайд 2) Налетел сильный ветер. Дуем на снежинки сильно (вдох через нос, плечи опущены, выдох через рот). Понемногу ветер стихает, и мы подуем тихо. Снова налетел сильный ветер. Дуем сильно, но бесшумно.

Артикуляционная гимнастика.

Самомассаж лица и шеи.

Перед занятием дети должны вымыть руки. Такой самомассаж желательно проводить перед каждым занятием по артикуляционной гимнастике.

Ручки растираем и разогреваем (потереть ладошки, похлопать)
И лицо теплом своим мы умываем (ладошками проводят по лицу сверху вниз)
Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения от середины лба к вискам)
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирающие движения ушек вверх-вниз)
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки (нагибание ушных раковин кпереди, оттягивание вниз)
И потом уходим пальцами на щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались.
Губки разминаем, чтобы улыбались (разминаем губки: верхнюю и нижнюю)
Мы теперь, утятки, – клювики потянем (губы в трубочку)
Разомнем их мягко, не задев ногтями (большой и указательный пальчики разминают обе губы)
Уголками губ мы щечки поднимаем (пальчики по очереди поднимают уголки рта)
И с тобой друг другу мы улыбку дарим.

Учитель: А сейчас мы разомнем наш язычок.

  • «Улыбка»
  • «Хоботок»
  • «Язычок широкий- узкий»
  • «Чашечка»
  • «Маляр»
  • «Качели»
  • «Грибочек»

II. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке будем учиться правильно произносить и различать звуки Ш-Ж в словах, предложениях и тексте.

III. Работа по теме урок.

1. Характеристика звуков Ш-Ж.

Учитель: Произнесите звук Ш. Как расположены органы речи при произношении этого звука?

Дети: Губы округлены и вытянуты вперед, зубы сближены, язык приподнят вверх к альвеолам в форме чашечки. Сильная струя воздуха.

Учитель: Произнесите звук Ж. Как сейчас расположены органы речи?

Дети: Органы речи расположены так же, но колеблются голосовые складки, выдыхаемая струя воздуха слабее и щель между кончиком языка и твердым небом меньше.

Учитель: Чем похожи звуки Ш и Ж?

Дети: Согласные звуки, всегда твердые.

Учитель: Чем отличаются?

Дети: Ш – глухой, Ж- звонкий.

2. Дифференциация букв.

Какими буквами обозначаются эти звуки?

Подумай, на что похожа буква Ж? На что похожа буква Ш?

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издает «жужжащий звук».

На что похожа буква Ш?

На змею, что шуршит в камышах.

Нарисуй эти буквы на песке, на ладошке, в воздухе. Изобрази букву Ж. Выложи их из мелких предметов (например, из мозаики, бусинок и т. д.)

Сколько здесь букв Ж и Ш?

Подчеркни букву Ж в ряду букв:

3. Дифференциация ж-ш в словах.

1 задание.

Прочитай слова. Подбери антонимы.

Какие слова называют «антонимы» (слова, противоположные по смыслу) .

ГРУБЫЙ -
УЗКИЙ-
СВЕЖИЙ -
ВЫШЕ-
ЩЕДРЫЙ -
БЛИЖЕ-
ДРУЖБА -
ЧАЩЕ -
УСТОЙЧИВЫЙ-

2 задание.

Найдите слова среди букв.

Смимашиниствахужожникчампрсапожникло.

Назови одним словом.

Что такое профессия?

Прочитайте название профессий в которых есть звук ш, ж.

Задание 3.

Подними карточку с буквой ж. Если в слове есть звук ж или ш, если в слове слышим звук ш (на слух).

Пишет, сажает, пашет, шьет, сторожит, тушит, штукатурит, дирижирует, жонглирует, мечтает.

На какой вопрос отвечают эти слова?

Какой частью речи являются?

Что обозначают? (действия людей разных профессий)

Дифференциация ж-ш в предложении.

Задание 1.

Вставить пропущенные буквы. (взаимопроверка)

Как вы думаете, что нужно сделать?

На какое правило пропущены в словах буквы?

Журналист Гриша делал репорта… . Он забрался в глу…ь. Как хоро… пейза…! Вокруг ро…ь. Вот ланды… . Вот е… . Ползет у… . Бежит мы…ь. Летит чи…. Какая ти…ь! Лишь шумит камы….

Задание 2.

Прочитай карточку. Это предложения? Почему? (Нет, так как слова не связаны грамматически)

Поставь слова по порядку и составь предложения по вопросам.

(КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО?)

(КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ГДЕ?)

ДОБЫВАТЬ УГОЛЬ ШАХТЕР
ПИСАТЬ ПЕЙЗАЖИ ХУДОЖНИК
ПОВАР НОЖ РЕЗАТЬ ПИРОЖОК
САПОЖНИК ШИТЬ САПОЖОК
ПОЖАР ТУШИТЬ ПОЖАРНЫЙ
ПОЕЗД МАШИНИСТ ВЕСТИ
ЖОНГЛЕР ЦИРК В ВЫСТУПАТЬ
ШВЕЯ ШИТЬ ОДЕЖДА ШЕЛК ИЗ
ЖУРНАЛИСТ ПИСАТЬ СТАТЬЯ ГАЗЕТА В

Дифференциация ж-ш в тексте.

Задание 1.

Рассмотри план рассказа по картинкам. (картинки разрезаны, их надо собрать и догадаться человеку какой профессии принадлежат эти вещи)

Расскажи о профессии. Используй план на карточках.

  1. Название.
  2. Что делает.
  3. Какие инструменты или приспособления использует.
  4. В каком месте работает.

А. САПОЖНИК, ШИТЬ, ОБУВЬ, ШИЛО, ДРАТВА, САПОЖНАЯ МАСТЕРСКАЯ, ОБУВНАЯ ФАБРИКА.

Б. ШВЕЯ, ШИТЬ, ОДЕЖДА, НОЖНИЦЫ, НИТКИ, ШВЕЙНАЯ МАШИНА, АТЕЛЬЕ, ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА.

Задание 2.

Восстановление деформированного текста.

Предложения записаны на отдельных карточках. После составления письмо по памяти.

Все профессии важны.
Все профессии прекрасны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны.

IV. Итог занятия.

Составить из слов пословицу.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Чему учились на занятии?

С каким настроением мы законим наш урок? Выберите смайлик,соответствующий вашему настроению.

Тема:

Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, в словах и предложениях.

Цель:

Научить ребенка различать звуки Ж и Ш. Выделять их в словах и предложениях.

Задачи:

Формировать артикуляционную, общую и мелкую моторику.

Формировать фонематическое восприятие на основе чёткого различия звуков по признакам: глухие — звонкие.

Развивать чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание, память.

Уметь дифференцировать звуки в словах.

Развивать связную речь.

Оборудование

Мяч, игрушки: жук, змея; схематические картинки, компьютерная игра « Разложи картинки»,

Оргмомент

Сегодня мы отправимся в лес, чтобы познакомиться со сказочными героями. Смотрите, кто к нам летит! Жук! Внимательно послушай, что тебе скажет жук. Логопед берет игрушку жука и произносит: « Здравствуйте, я ШУК, я так торопился на встречу с вами, что потерял свою ЖАПКУ!»

Логопед обращается к ребенку: «Кто это? Что потерял? Какие звуки перепутал жук? Какой звук слышится в слове жук? Какой звук слышится в слове шапка? Будем учить жука не путать звуки Ш-Ж.

Основная часть

Подойди к зеркалу и покажи жуку упражнения, которые необходимо выполнять, чтобы правильно произносить звуки.

1. Артикуляционные упражнения

1. — «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» — «Фокус» — «Теплый ветер» - змея шипит — Ш-Ш-Ш.

2. — «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» — «Фокус» — «Теплый ветер» - жук жужжит — Ж-Ж-Ж.

2. Речевая дыхательная гимнастика.

Пропевание слогов на одном выдохе. Развитие фонационного «речевого» дыхания.

жа жо жу жи

жа жо жу жи же

ша шо шу ши

ша шо шу ши ше

3. Дифференциация звуков в слогах.

Подготовить к звуковому анализу. Продолжать работу над формированием слоговой структуры. Развивать мелкую моторику.

Логопед предлагает ребенку отгадать по описанию, кто прячется в лесу за елкой. По описанию ребёнок узнает змею. Появляется Змея.

Какой звук произносит змея, когда шипит Ш или Ж?

Игра «Жук -рогач». Логоритмическое упражнение. Развивать слуховое восприятие, мелкую моторику, память, голос, интонационную выразительность. Закрепить умение выполнять движения в соответствии с музыкой и песенным текстом.

Ребенок по мелодии отгадывает песню. Поет её, выполняя соответствующие тексту движения:

Вот летит жук-рогач -

Самый первый силач,

Руки расположены на уровне груди. Пальцы сжаты в кулачки. Выбрасывание рук вперёд, одновременно разжимая пальцы рук.

У него, у жука

На головушке - рога.

Руки расположены на уровне груди. Ребёнок шевелит «рогами», подняв вверх второй и третий пальцы рук. На слово рога, меняет положение пальцев, выставляя второй и четвёртый пальцы.

Игра «Хлопни - топни» На слог ЖА - хлопнуть в ладоши, на слог ША - топнуть ногой. Произнесение слогов поочередно, затем усложняется количеством и сменой слогов, соблюдая ритмический рисунок. (Например: ЖА-ЖА, 2 раза хлопнуть, ША-ША-ША, 3 раза топнуть, затем наоборот). Данное упражнение развивает чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание.

4. Выделение звуков Ж -Ш из слов.

Учить дифференцировать звуки в словах.

Логопед просит ребенка научить жука правильно произносить звуки Ш — Ж в словах. Компьютерная игра «Разложи картинки». Картинки со звуком Ш надо переместить в одну корзинку, а со звуком Ж - в другую.

5. Разучивание и проговаривание чистоговорок.

Жили-были на сосне

Две большие шишки.

Жили-были под сосной

Две смешные мышки.

И шипели мышки:

Эй, вы там на вышке,

Вниз спускайтесь, шишки!

Удивились шишки:

Подождите, мышки!

Вас на вышку позовем

И, как в сказке, заживем.

6. Изменение слов. Игра с мячом. Логопед бросает мяч о пол, называя, при этом слово со звуком Ш, ребенок ловит и бросает мяч обратно, называет тоже слово, заменив звук Ш на Ж:

Шить - жить Житье - шитье

Шаль - жаль Жито — шито

Шалить - жалить Лежа — Леша

Шутка - жутко Мажут — машут

Уши - ужи Наживка - нашивка

7. Физкультминутка. « Ветер»

Ветер дует нам в лицо!

(Подули и помахали руками перед собой)

Закачалось деревцо

(Подняли руки над головой и покачались)

Деревцо все выше, выше.

(Потянулись руками вверх, приподнимаясь, на цыпочки.)

Ветерок все тише, тише.

(Медленно опустить руки и присесть)

8 Составить предложения про ежа, жука, мышку и произнести их с разной интонацией.

9. Рассказы цепной структуры.

Развивать связную речь. Логопед читает рассказ, ребенок пересказывает его с помощью схематических картинок.

1) Около леса раскинулась лужайка.

На лужайке гулял Женя.

Женя увидел жука.

Жук сидел на ежевике.

Ежевику Женя положил в жбан.

В жбане у Жени жалобно жужжал жук.

Жука пожалел Женя.

Женя посадил жука на ежевику.

2) Шура пошел в цирк Шапито.

В Шапито шутил и смешил людей шут.

Шут рассказывал смешные шутки.

Шутки шута рассмешили Шуру.

10. Подведение итогов занятия.

прислала

Ващенко Натлья
учитель-логопед

Разделы: Логопедия

Цель занятия. Формировать умение различать на слух и в произношении звуки [ш], [ж] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и текстах.

Задачи.

Коррекционно-образовательные.

1. Формировать представление о механизме образования звуков [ш], [ж].

2. Повторить сравнительную характеристику звуков [ш], [ж].

3. Отрабатывать навык утрированного чтения и письма с проговариванием.

Коррекционно-развивающие.

1. Формировать навык фонематического анализа и синтеза.

2. Совершенствовать артикуляционную моторику.

3. Способствовать развитию фонематического слуха.

Коррекционно-воспитательные.

1. Воспитывать у обучающегося положительное отношение к логопедическим занятиям.

2. Способствовать формированию навыка самоконтроля.

Оборудование:

  • слоговая таблица,
  • зеркало,
  • опорная таблица для сравнительной характеристики звуков [ш], [ж].
Этапы занятия Виды заданий Деятельность учителя-логопеда Деятельность обучающегося Какие задачи решались в ходе выполнения заданий
Организационный момент Упражнение “Цепочка бесконечности”. Приветствие; психологический настрой обучающегося на предстоящую учебную деятельность. Подбор слов в соответствии с правилами игры:

Жук к от т опор р ука а лфавит ...

Развитие фонематического анализа, концентрация внимания обучающегося на выполнении учебных заданий.
- От записанного слова образуй цепочку слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова.
Актуализация знаний и умений Артикуляционная гимнастика. Контролирующая помощь: за правильным выполнением артикуляционных упражнений. Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики: “Маляр ”, “Грибок ”, “Вкусное варенье ”, “Чашечка ” (зрительный контроль с использованием зеркала). Развитие артикуляционной моторики.
Уточнение артикуляции и характеристики звуков [ш], [ж]. Объяснение артикуляции звуков (с использованием зрительного контроля)

При произнесении звуков [ш], [ж] губы округлены, язык в форме “чашечки” поднят к верхним передним зубам, выдыхаемый воздух проходит посередине языка, но при произнесении звука [ж] “голосовой моторчик работает”, а при произнесении звука [ш] - “молчит”.

Сравнительная характеристика звуков (с опорой на тактильные ощущения и таблицу)

Звуки [ш], [ж] согласные и всегда твёрдые, но звук [ж] - звонкий, а звук [ш] - глухой.

Развитие тактильных ощущений, фонематического восприятия.
Дифферен-циация звуков [ш], [ж] изолирован-но, в слогах Физминутка “Шифровальщик” - Послушай и “зашифруй” цепочку звуков и слогов.

звук [ж] - бег на месте (“Бегун”),

звук [ш] - один прыжок на месте (“Мячик”).

Выполнение задания

физминутки “Шифровальщик”.

Развитие фонематического слуха, снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Работа со слоговыми таблицами.

Упражнение “Разговор инопланетян”

Контролирующая помощь: за чёткой артикуляцией во время проговаривания и письма (с комментированием). Чтение и запись слогов с утрированным проговариванием “по-инопланетянски”. Закрепление навыка утрированного чтения и письма с проговариванием.
Пальчиковая гимнастика Упражнения “Замок”, “Цветок”, “Козлик”. Контролирующая помощь: за чёткой артикуляцией во время проговаривания, правильным выполнением движений гимнастики. Выполнение упражнений с проговариванием. Развитие мелкой моторики, координации речи с движением.
Дифференциация звуков [ш], [ж] в словах, в предложениях Упражнение “Слоги потерялись” (игра с мячом). - Я тебе кидаю мяч и говорю начало слова (первый слог), а ты возвращаешь мяч и добавляешь слог жи или ши так, чтобы получилось слово. эта...(жи) - этаж

у...(жи) - уж

но...(жи) - нож

малы...(ши) - малыш

ланды...(ши) - ландыш

стри...(жи) - стриж

каранда...(ши) - карандаш

Развитие фонематического восприятия; наблюдение над оглушением звонкого согласного звука в конце слова.
Упражнение “Спаси слова от Буквоежек” - Вставь пропущенные буквы и исправь ошибки Незнайки

(Ми?а мазать хлеб масло.

Я надеть пу?истые варежки.

Бабу?ка?арить рыба на сковорода).

Выполнение задания (самостоятельно); самопроверка по образцу; работа над ошибками. Развитие фонематического слуха, формирование навыка самоконтроля.
Итог занятия Рефлексия - Чему учились на занятии?

Дай сравнительную характеристику звуков [ш], [ж].

Что больше всего понравилось на занятии?

Выполнение каких заданий получилось у тебя лучше всего, почему?

Звуки [ш], [ж] согласные и всегда твёрдые, но звук [ж] - звонкий, а звук [ш] - глухой.

(ответы на вопросы)

Формирование умения оценивать совместно с логопедом результат своих действий, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Домашнее задание

(дифференциация звуков [ш], [ж] в тексте)

Упражнение “Дождь прошёл” Краткий инструктаж о ходе выполнения домашнего задания, возможных трудностях при его выполнении. Запись домашнего задания, вопросы о ходе его выполнения. Развитие фонематического слуха (дифференциация звуков [ш], [ж] на материале текста).

Конспект

логопедического занятия

по дифференциации звуков [Ш-Ж]

Тема:

Дифференциация звука [ Ш-Ж ] .

Цель:

Упражнять детей в различении на слух знакомого звука, в дифференциации звуков [Ш-Ж].

Задачи:

Образовательные: закреплять правильное произношение звуков [Ш], [Ж]; учить дифференцировать их по звонкости-глухости на уровне слогов, слов; закреплять умение определять первый звук в слове; закреплять навык чтения и письма отдельных слов;

Развивающие: развивать мышление, внимание, память воображение, развивать мелкую моторику; тренировать способность удерживать и выполнять двухуровневые инструкции; развивать фонематическое восприятие и связную речь;

Воспитательные: воспитывать доброжелательность, инициативность, фактор взаимопомощи, взаимовыручки, желание помогать.

Оборудование:

предметные картинки, игрушки главных героев, конверт.

Ход занятия:

Этапы

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1. Орг. момент

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

О чем это стихотворение?

- Этому мы учимся на наших занятиях.

О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.

2.Артикуляционная гимнастика

А теперь поиграем с язычком.

У пражнение для языка «Лопатка»

У пражнение для языка «Качели»

У пражнение для языка «Лошадка»

У пражнение для языка «Грибок»

Упражнение для языка «Чашка»

У пражнение для языка «Прятки»

Выполняется комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков.

    Расслабленный

широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка.

    Рот широко раскрыт.

Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы. Упражнение повторить 15 - 20 раз.

    Присасывать кончик

языка к нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки. Упражнение выполнить 10 -15 раз.

    Широко раскрыть

полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Упражнение выполнить 5-6 раз.

    Рот широко раскрыт.

Широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до10.

    Рот широко раскрыт.

Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз.

3. Объявление темы занятия

К нам сегодня в гости пришли Нюша и Ёжик.

Нюше и Ёжику пришли письма от их друга Звуковичка.

Звуковичок пишет, что у него пропало два звука, и он просит Смешариков помочь ему их найти. Давайте вместе с Нюшей и Ёжиком поможем Звуковичку? Тогда отправляемся в добрый путь!

4. Проговаривание изолированных звуков

Прежде всего, Нюше и Ёжику нужно узнать, какие же звуки потерялись?

Нам стало известно, что один из этих звуков живёт в начале слов: шапка, шуба, шоколад. Какой же это звук? Произнесите его: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

Действительно, этот звук один из любимых звуков Нюши, потому что в её имени есть звук [Ш]. Поэтому Нюша решила, что будет искать именно этот звук.

Второй же звук живёт в начале слов: жук, жёлудь, жилет. Какой это звук?

Этот звук - один из любимых звуков Ёжика, потому что в его имени есть звук [Ж]. Поэтому Ёжик будет искать именно его. Произнесите его: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж.

Звук [Ш].

Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.

Звук [Ж].

- Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж.

5. Анализ артикуляции звука

Решили Нюша и Ёжик вспомнить, как эти звуки произносятся, начали их звать. Нюша позвала: «Ш-ш-ш». Губки её округлились в форме окошка, язычок поднялся вверх в форме чашечки.

«Я поняла», - сказала Нюша, -

«Это согласный твёрдый звук! Он обозначается синим цветом».

Ёжик тоже начал звать свой любимый звук: «Ж-ж-ж». Губки его тоже округлились, а язычок стал похож на чашечку. «И я понял!» - воскликнул Ёжик, - «Мой звук тоже согласный, и тоже твёрдый! Он, как и твой, обозначатся синим цветом!»

- «Ой, а ведь эти звуки так похожи! Как же мы их отличим?» - сказала Нюша.

Ребята, давайте подскажем Смешарикам, как отличить эти звуки. Произнесем звук [Ш] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ш]? Звук [Ш] звонкий или глухой?

Давайте вместе произнесем звук [Ж] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ж]? Звук [Ж] звонкий или глухой?

Правильно! Теперь Ёжик знает, что звук [Ж] - звонкий, поэтому он взял с собой колокольчик. А Нюша взяла наушники, потому что звук [Ш] – глухой.

Горлышко не дрожит, звук [Ш] - глухой.

Горлышко дрожит, звук [Ж] - звонкий.

6. Характеристика звуков

Приготовьте пальчики на правой руке. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке [Ш]:

    Звук (Ш) - согласный или гласный?

    Какая преграда у звука [Ш]?

    Звонкий или глухой?

    Твёрдый или мягкий?

    Каким цветом обозначаем?

Приготовьте пальчики на левой руке. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке [Ж]:

    Звук [Ж] - согласный или гласный?

    Какая преграда у звука [Ж]?

    Звонкий или глухой?

    Твёрдый или мягкий?

    Каким цветом обозначаем?

Найдите на доске символы звуков [Ш и Ж].

    Согласный;

    Зубки, язык;

    Глухой;

    Твёрдый ;

    Синим.

    Согласный;

    Зубки, язык, горлышко;

    Звонкий;

    Твёрдый ;

    Синим.

Дети показывают цветовое обозначение звука [Ш].

7.Связь звуков и букв

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

Вот домики, где живут наши звуки [Ш-Ж].


Сегодня мы изучаем звук [Ш], который обозначается буквами Ш , ш и звук [Ж], который обозначается буквами Ж , ж.

Посмотрите, как эти буквы изобразил веселый художник.



8. Развитие фонематического слуха

- Ребята, перед вами лежат две карточки. На первой карточке нарисован колокольчик, а на второй наушники.


- Давайте поиграем в такую игру: Нюша и Ёжик называют слоги, и если в слоге вы услышите звук [Ш], то поднимите карточку с колокольчиком. Если же услышите звук [Ж], то поднимите карточку с наушниками.

Включается запись слогов, или логопед произносит сам: ша, жа, шо, жё, жи, ши, аш, жна, шка, каш, жла, што, ашка, ажд.

Дети поднимают соответствующие карточки.

9.Дифференциа-ция звуков в слогах

Ребята, а давайте сейчас с нашими гостями споём слоговые песенки,при этом чётко произнося звуки [Ш-Ж]. Готовы?

Ша-жа, ши-жи, ше-же, шо-жо, шу-жу.

Ша-жа-ша, ши-жи-ши, ше-же-ше, шо-жо-шо, шу-жу-шу.

Жа-ша-жа, жи-ши-жи, же-ше-же, жо-шо-жо, жу-шу-жу.

Дети пропевают с логопедом слоговые песенки.

10. Дифференциа-ция звуков в словах

Нюша и Ёжик решили подарить своему другу Крошу много подарков, они перепутались. Давайте разберём, что подарила Нюша, и что Ёжик.




Нюша: шар, шарф, шапка, карандаши.

Ёжик: журнал, жилет, лыжи, флажок.

11. Физминутка

Присядьте на корточки и представьте, что вы маленькие растения. К кому я подойду и «полью из лейки» начинает подниматься, расти, тянуться к солнышку.

12. Дифференциа-ция звуков в предложениях

Нюша и Ёжик приготовили для вас, ребята необычное задание. Вам надо безошибочно проговорить предложения с их любимыми звуками. Приступаем?

Женя – хороший лыжник. Маша режет картошку ножом. У Жениного брата плюшевый медвежонок. Большой жук жужжит над ромашкой.

Дети произносят предложения.

13. Дифференциа-ция звуков в тексте.

Ребята, я хочу сегодня вас и наших гостей познакомить со сказкой К. Д. Ушинского «Умей обождать»… (чтение сказки).

Вопросы к детям:

Как кричал петушок наклевавшись

зелехонькой смородины?

Что говорила курочка петушку?

Что еще натворил Петушок?

Чем закончилась сказка?

Назовите мне слова, где есть:

Звук [ш] Петушок, простынешь, прошло, не послушался, утонешь, не ешь

Звук [ж] Побежала, обожди, жили, приложила, пролежал

Индивидуальные и хоровые ответы детей.

- не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет

14.Домашнее задание

Выучить потешку, учиться различать звуки [Ш-Ж].

Кошка мышку не поймала,

Мышка в норку убежала

И от страха там дрожит.

Кошка мышку сторожит.

15. Итог занятия

Какие звуки вы сегодня произносили чаще всего?

В какую игру хотели бы поиграть ещё раз?

Что было трудным для вас?

Кто у нас были в гостях?

Дети отвечают на вопросы.

16. Оценка работы детей

Вот и подошли к концу наши приключения. Ёжик и Нюша помогли своему другу Звуковичку найти потерявшиеся звуки! Звуковичок сердечно благодарит своих друзей, а Ёжик и Нюша от всей души благодарят вас, ребята, потому что вы им сегодня очень помогли, без вас бы они не справились!

Детям дарят сладкие призы

Методическая разработка логопедического занятия

по дифференциации шипящих звуков

Тема: Дифференциация звуков Ш – Ж

Цели:

Коррекционное – развивающие: Закреплять умение различать звуки Ш - Ж на слух, в слогах, словах, предложениях, тексте. Уточнять характеристику звуков. Развивать умение соотносить звуки Ш – Ж с буквами Ж и Ш; звуко – буквенный анализ слов. Обогащать словарный запас. Развивать оральный праксис, мимическую мускулатуру, оперативную и слуховую память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.

Коррекционно-образовательные: упражнять в подборе слов на заданный звук в определенной позиции; закреплять понятия, характеризующие звуки: глухой – звонкий согласный, всегда твердый согласный.

Коррекционно – развивающие: закреплять умение различать звуки [Ш] – [Ж] на слух, в слогах, словах, предложениях. Обогащать словарный запас. Развивать слуховую память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные: создать положительное психоэмоциональное настроение, способствовать приобретению опыта подгрупповой работы. Развивать умение планировать и контролировать свои действия.

Оборудование: пиктограммы, индивидуальные зеркала, картинки с изображением шара, жирафа; профили звуков Ш и Ж; колокольчики; предметные картинки, в словах которых есть звуки Ш и Ж; схемы слов; слоговая таблица; наглядный материал к игре «Четвертый лишний»; карточки с буквами Ш и Ж; карточки «Корректурная проба», перфокарты.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Здравствуйте! Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, поздоровайтесь. Они пришли посмотреть, как мы с вами занимаемся. Чтобы наше занятие было интересным и полезным, нам с вами надо потрудиться. Садитесь.

Ну и конечно, чтобы и настроение было у нас хорошее. Ведь у каждого человека настроение бывает разное: замечательное, плохое, отввратительное, тревожное, безоблачное, солнечное, грустное, ужасное и т.д. А давайте посмотрим на картины и определим настроения ребят. (Дети высказываются). Вы берите ту картинку с выражением лица, которая больше подходит вашему сегодняшнему настроению. Посмотрите на эти картинки (логопед показывает детям картинки с изображением разных эмоций). Какие настроения выражают эти лица? (Строгое и сердитое, огорченное и грустное, без эмоций, веселое и радостное). Выполнение мимических упражнений перед зеркалом.

Давайте, ребята, с таким хорошим настроением будем заниматься.

ша – шу – шо – шу

жа – жу – жа – жо

ши – ши – жи – жи

ши – ши – жи – жи

3.Сообщение темы занятия.

Вы догадались, какая тема нашего занятия? Сегодня мы будем с вами учиться различать звуки и буквы Ш - Ж

4 Сравнение звуков по артикуляции.

Взяли зеркала. Произнесем звук /ш/, /ж/.

В каком положении губы? (открыты, округлены и вытянуты вперед)

Как зубы? (сближены, между ними щель)

Где кончик языка ? (вверху, язык в форме чашечки)

Поймаем звук ладошкой. Какая воздушная струя ? (теплая, длительная, слабая)

Почему слабая? (воздушная струя проходит через преграду)

Если есть преграда, то это звук гласный или согласный ?

Похожи звуки по произношению?

Вывод: эти звуки произносятся с помощью преграды. Значит это звуки какие? (согласные)

Эти звуки всегда твердые.

А могут они быть мягкие (в русском языке - нет, только твердые)

Но чем же эти звуки отличаются? (руку на горлышко)

Вывод: ш - глухой, ж - звонкий (горло дрожит, связки работают)

Эти звуки парные по звонкости - глухости.

Дайте полную характеристику звука.

/ш/ - согласный, твердый, глухой. /ж/ - согласный, твердый, звонкий.

Ребята, как шипит змея? (Шшшш). Какой звук вы слышите? Ш.

(На доску вывешивается профиль звука Ш, рядом зачеркнутый колокольчик)

5. Характеристика звуков.

Звук Ш он какой? (согласный, глухой, всегда твердый; на письме обозначается буквой Ш). На, что похожа буква Ш? (на вилы, щетку) .

Звук Ж он какой? (согласный, звонкий, всегда твердый, на письме обозначается буквой Ж). На, что похожа буква Ж? (на жука) .

Звуки Ш – Ж парные, всегда твердые.

6.Артикуляционная гимнастика.

          Заборчик

          Трубочка (чередование)

        1. Кошка лакает молоко

          Вкусное варенье

        2. Достать языком нос.

7.Фонетическая зарядка.

Как жужжит шмель? [ж – ж – ж…]

Как шипит змея? [ш – ш – ш…]

8. Развитие фонематического слуха. Игра «Подними карточку»

Ребята, прослушайте слова, поднимите букву Ш или Ж, если в слове услышите звук Ш или Ж.

Речевой материал: жаба, жук, шуба, желуди, груша, шесть, шашки, желток, оружие, шалаш, шишка, жираф.

9.Корректурная проба (работа по карточкам)

Подчеркните букву Ж одной чертой, букву Ш - двумя:

ЖХШМЗСШЩЖЮХЦШСМЩТХ ЖШЧХЩЖШСЖХШЩЗШКУЖХ

чшжзщсшмищжцшпшмщх

ихжпштщшцжчшщптщшжсшитщ

10.Работа над дифференциацией звуков ш и ж на уровне слога.

Игра "Звуковая мозаика". - Как графически мы изображаем звуки Ш и Ж? (Ш -, Ж - ).

Сейчас я буду называть слоги, а вы выстроите из колокольчиков "звуковую дорожку ". В зависимости от того, какой звук вы услышите.

Ши, жо, уш, шли, жда, шок, жна, же.

- А теперь проверим, какой рисунок у вас получился. (). Парная проверка. Один ребёнок читает, а другой звенит в колокольчик, если это звонкий.

11. Игра «Четвертый лишний»

На доску вывешивается наглядный материал:

Кувшин, кошка, лошадь, жук;

Желудь, чашка, жук, жираф.

Учащимся предлагается найти лишнюю картинку.

12. Дифференциация Ш - Ж в словах.

Детям раздаются по 5 предметных картинок.

Ребята, выберите те картинки, в словах которых есть звуки Ш – Ж

13.Физминутка (под песенку «Если нравится тебе»).

Ша, ша – ша (хлопки).

Если нравится тебе, то делай так:

Жа – жа, жа (хлопки).

Если нравится тебе, то делай так:

Жу – жу, шу – шу (хлопки, топот).

Если нравится тебе, то делай так:

Шо – шо – шо, жо – жо (прыжки, приседания).

Если нравится тебе, то делай так:

Жо – жо, шо – шо – шо (приседания, прыжки).

14.Беговые дорожки.

(Перед каждым учеником лежит полоска, на которой обозначены дорожки, начало верхней дорожки обозначено желтым цветом, нижней – коричневым).

Логопед: Если в слове, которое я буду произносить, вы услышите звук [Ш], рисуйте коричневый кружок, если звук [Ж] – жёлтый кружок.

(Слова: 1-карандаш, 2-снежок, 3-утюжок, 4-шарф, 5-флажок, 6-шапка, 7-штаны, 8-дружок, 9- ошейник, 10- бережок).

15 . Работа с загадками. Звуко – буквенный анализ слов.

Взлетает вверх, как легкий пар.

Зовут его воздушный … (Шар)

Он высокий и пятнистый,

С длинной – длинной шеей.

И питается он листьями,

Листьями деревьев. (Жираф)

(Детям показываются картинки с изображением отгадок на загадки – шар, жираф) .

Какой первый звук в этих словах? Ш – Ж.

Дети составляют к данным словам соответствующую схему.

ЖИРАФ

16. Работа с предложениями.

Ребята, составьте предложения из данных слов- отгадок: шар, жираф.

(Мама мне купила большой, красный шар. Жираф живет в Африке.)

17. Работа с текстом по перфокартам.

(Детям раздаются перфокарты с текстом) .

Перед вами текст. Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж.

18. Игра «Послушай-назови»

Прослушать текст, назвать слова со звуком «ш», «ж».

Маленькому Жене пять лет. Бабушка купила ему мишку. Мишка был плюшевый, большой, мягкий. У Жени была тележка. Женя сажает мишку в тележку и катает его.

19.Игра «замени звук»

Я буду называть слово с одним звуком, а вы в ответ бросать мне мяч и называть слово с другим звуком.

Замените в словах звук «Ш» на звук «Ж».

Шар, шарит, шаль, Луша.

Замените звук «Ж» на звук «Ш».

Жить, сажа, мажет.

20.Итог занятия.

Вы сегодня хорошо потрудились. Со всеми заданиями справились. Молодцы!

Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас?