Стихотворение Пушкина «Узник» при самостоятельном чтении не вызывает активного отклика и живого интереса: современным детям практически незнакомы чувство несвободы и горячее стремление к вольности и независимости. Поэтому необходимо подготовится к восприятию произведения, познакомится с эпохой и фактами биографии Пушкина, которые приблизят поэта к нам, помогут понять его настроения, сделать стихотворение волнующим и близким.
Жить Александру Сергеевичу пришлось в непростое время, сложное и прекрасное одновременно. Это была эпоха позорного крепостного права и величайшей славы русского духа и русского оружия: ведь только Россия смогла остановить победное шествие Наполеона по Европе и одержать победу над непобедимым прежде полководцем. Пушкин был мальчиком — лицеистом, когда полки русской армии суровым маршем через Царское Село шли к местам сражений. И эта картина навсегда врезалась в память будущему поэту.
Позднее здесь же, в Царском Селе, юный Пушкин познакомился и подружился со многими офицерами, принесшими из военных походов дух вольности и свободолюбия. Дух вольности царствовал и в самом Лицее, где прежде всего ценились товарищество, честь, чувство собственного достоинства, уважение к человеческой личности.
Из Лицея Пушкин вынес дух вольности, непримиримости к любому притеснению, кипучую энергию и желание послужить добру и свободе. В его стихах звучали идеи свободы, призыв к борьбе за неё, обличение тех, кто подавлял стремление к ней. За эти идеи и настроения вскоре и поплатился молодой поэт: он был сослан на юг России.
Когда Пушкин жил в Кишинёве, он был под присмотром. Окна нижнего этажа дома, где жил поэт, закрывались чугунными решётками. Из окон видны были разгуливающие между клумбами птицы, а у входа в дом гневно метался прикованный цепью за лапу орёл. Комната казалась поэту тюрьмой. Бывал он и в настоящей тюрьме, или остроге, как её тогда называли, беседовал с арестантами, которые рассказывали ему о своих судьбах. Во дворе острога тоже жили пленные орлы. Под влиянием всех этих впечатлений и настроений и родилось стихотворение «Узник».
Главные герои стихотворения — узник и орёл. Определение «узник» относится К обоим: один сидит «за решёткой в темнице сырой», другой — «под окном» — там, где не может находиться вольная птица — орёл. Потому и называет его узник своим «грустным товарищем». Орёл «кровавую пищу клюёт под окном» — клюёт и бросает», потому что эта пища не добыта им в свободной охоте, а дана хозяином — следовательно, не имеет для него никакой ценности и привлекательности. А что ещё роднит этих героев? Узник, как и молодой орёл, полон сил и чувствует сходство своей судьбы с судьбой пленной птицы. Орёл и узник будто «братаются»: узник называет орла своим товарищем, а в мысленном обращении орла к человеку звучит тёплое слово «брат». Они товарищи по несчастью, и потому стремления и мечты у них общие: «Как будто со мною задумал одно», «Мы вольные птицы … » Отчего у нас возникает ощущение несправедливости? Орёл — могучая вольная птица — в неволе, он лишён небесного простора и возможности свободного полёта. Молодой герой заперт в темнице. Его мощь, силы и энергия не могут проявиться и истощаются в бездействии и заточении. Темница душная, сырая, тёмная, а за её пределами свет, воля, ветер, морские просторы, горные вершины.
При прочтении стихотворения какая картина рисуется вашему воображению? Видятся безбрежная синь моря, его лазурные воды, пронизанные золотыми лучами солнца; лёгкий ветер волнует их. За прибрежными скалами, согретыми солнечным светом, открываются далёкие горные вершины, покрытые сверкающим снегом. Над морем парят крикливые чайки, а со скалы гордо наблюдает за ними царственный орёл. Он опустился на камень только на минуту, чтобы через мгновение снова взмыть в поднебесье, стремительной тенью пронестись над морем и умчаться к снежным пикам на горизонте …
Стихотворение «Узник» пользовалось большой популярностью и не случайно стало народной песней. Этого удостаивается далеко не каждое лирическое произведение. Как вы думаете, почему это произошло? Созданное в эпоху крепостной неволи, оно оказалось созвучным настроениям народа, лишённого свободы. Мечта об освобождении жила в сердце каждого крестьянина. И не только. Ведь порой и дворяне вынуждены были жить с оглядкой, скрывая чувства и мысли, особенно если их взгляды не совпадали с государственными.
Александр Пушкин посвятил данное стихотворение моменту своей жизни, когда он вынужден был находиться в Кишиневе. Поэт был отправлен туда на службу в канцелярии. Хоть это и не было лишением свободы, Пушкин воспринимал это именно так, для него было тяжко находиться там. Написано стихотворение было в 1822 году.
С самого начала чтения мы можем увидеть мотивы печали, поэт называет Кишинев темницей. Да, он несомненно мог делать то, что хочет сам, но у него не имелось возможности вернуться в Санкт-Петербург, поэтому для великого поэта это было сродни заточению, темнице сырой.
Что означает образ орла в стихотворении? Так как Пушкина раздражала его участь в городе, то с помощью такого образа он выражал свое собственное «я», как бы заявляя о том, что он гордая птица, его нельзя просто так запереть.
Вполне прямо поэт заявляет о том, что терпеть дальше он не будет, он летит туда, где «за тучей белеет гора», «синеет море». Пушкин действительно попал в будущем в те места, которые описывал, перевелся на службу в Одессу.
В конце поэт заявляет: «только ветер, да я!». Давая понять абсолютно всем, что он словно ветер, никому нельзя изменить его судьбу, он свободен. Свобода-это ключевое слово, которое описывает смысл стихотворения. Главная потребность любого человека-свобода.
Александр Пушкин написал произведения «Узник» в 1822 году. Этот год относится к годам южной ссылки поэта . Недаром, стихотворения так называется.
Пушкин – человек, как по характеру, очень свободолюбивый. Он, как птица орел, не может находится за «решеткой» и быть не на воле среди людей и природы, в «темнице темной и сырой». Именно потому в этом его произведении такой настрой – немного печальный и даже в какой-то смысле трагический. Ведь Пушкин за свое свободомыслие и сидит в «темнице». Царем был отправлен в ссылку. Где уже и был отправлен в город Кишинев, мрачноватый и скучный, как по мнению писателя, город. Князь относился к Пушкину снисходительно, а потому решил сделать ему добро. Он отправил его по назначению в канцелярию. Но это действие добродушного человека, Пушкин воспринял как оскорбление его личности, и как поэта.
А потому, именно в этом произведении, которое носит название «Узник», поэт описывает свои чувства, весьма оскорбленные и униженные. Поэту трудно привыкнуть к мрачному Кишиневу, да и вообще он начинает воспринимать всю действительность как будто бы он находиться в самой настоящей тюрьме. Пушкин – человек, который сам распоряжается своей судьбой. Именно потому, находясь в ссылке, он частенько игнорировал свои обязанности служебные. Ему было до этого все равно. Единственно, что ему не было безразлично – это его родной город Санкт-Петербург. Именно в этом городе Пушкину жилось радостно счастливо. Он писал своих творческие стихотворения, общался с друзьями.
В произведении явственно проскальзывают нотки униженного самолюбия, а также гордости. Также, то, что он был отправлен туда, куда ему не хотелось. Когда свободного человека отсылают в другую сторону света – это очень сильно делает депрессивным. Именно потому произведение показывает сильные чувства поэта, отправленного в то время в ссылку.
Анализ стихотворения Узник по плану
Созданию произведения послужило событие в жизни поэта, связанное с помещением его в лечебное учреждение в связи с серьезной болезнью с возможностью смертельного исхода. Поэтому автор выбирает в качестве названия стихотворения
Стихотворение «Добро и зло» настраивает каждого читателя на философский взгляд. И помогает понять, что в мире существует не только материальное, но и духовное. А вот добро и зло является равноправными и безграничными.
Одно из знаменитых произведений, а именно стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…» великой русской поэтессы Ахматовой Анны было написано в 1917 году.
Написанное в начале девятнадцатого века стихотворение «Кавказ» до сих пор наполняет читателя свежим ветром гор, яркими впечатлениями. Здесь словами нарисована прекрасная картина
Валерий Брюсов является приверженцем символизма. Его произведения нельзя воспринимать буквально, нужно суметь разгадать символы, которые он в них вложил. В стихотворении «Творчество»
«Узник» Александр Пушкин
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»
Стихотворение «Узник», написанное Александром Пушкиным в 1822 году, относится к периоду его южной ссылки (1820-1824 гг.), когда поэт по приказу генерал-губернатора Санкт-Петербурга был вынужден покинуть столицу и отправиться в Кишинев. Несмотря на то, что местный градоначальник, князь Иван Инзов, относился к поэту достаточно снисходительно, новое назначение на службу в канцелярию отдаленной провинции Пушкин воспринял, как личное оскорбление. Будучи по своей натуре свободолюбивым и лишенный права выбора, поэт понимал, что за слишком вольные стихи его ожидала, как минимум, ссылка в Сибирь. И лишь благодаря ходатайству друзей он сохранил титул дворянина и должность коллежского секретаря. Тем не менее, свое пребывание вы пыльном и грязном Кишиневе поэт воспринимал как заточение. И именно этому периоду жизни посвятил стихотворение «Узник».
С первых строк Александр Пушкин рисует весьма печальную картину, сравнивая южный город с сырой темницей . Он был волен в своих поступках и довольно часто игнорировал служебные обязанности, однако отсутствие возможности вернуться в Санкт-Петербург или же Москву вызывало у поэта чувство бессильной злобы. Поэтому знойный юг ассоциировался у него с тюремной камерой, а работа в канцелярии – с заточением.
Образность, с которой Пушкин характеризует этот период жизни, усилена множеством метафор. Так, в стихотворении «Узник», чтобы подчеркнуть безвыходность своего положения, поэт проводит параллель с орлом, вскормленным в неволи, который является его собратом по несчастью. При этом автор отмечает, что гордая птица, никогда не испытывавшая пьянящего чувства свободы, гораздо сильнее и свободолюбивее, чем он, потому как своим криком и взглядом она словно «…вымолвить хочет: «Давай, улетим!»».
И, поддавшись ее уговорам, сам поэт осознает – «мы вольные птицы; пора, брат, пора!». Что именно имел ввиду Пушкин, сравнивая себя с молодым орлом? В первую очередь, это было осознанием собственного свободолюбивого «я», в результате чего раздражительность поэта лишь усиливалась. Автор понимал, что он рожден свободным и независимым человеком, и никто не вправе указывать, как и где ему жить. Однако существующий царский режим стремится навязать свои правила игры всем подданным Российской империи вне зависимости от титулов и ранга. Это открытие не только шокирует поэта, но и заставляет искать выход из сложившейся ситуации. В стихотворении «Узник» он довольно недвусмысленно намекает на то, что собирается отправиться «туда, где синеют морские края». И действительно, вскоре поэт подает прошение на имя графа Воронцова, являющегося градоначальником Одессы, о переводе его на службу в канцелярию этого портового города. Такой шаг вызван не желанием покинуть скучный провинциальный Кишинев, а стремлением хоть что-то изменить в своей судьбе и поступить наперекор власть имущим, нарушив их прямой приказ. Сам по себе перевод в Одессу не изменил судьбу поэта, который по-прежнему вынужден был жить в ссылке, однако позволил ему самоутвердиться и доказать, что лишь он сам вправе распоряжаться собственной жизнью. А значит – никто не в силах запретить поэту писать стихи и делать их достоянием общественности.
Примечательно, что именно в южной ссылке Александр Пушкин в полной мере осознал себя причастным к русской литературе и впервые попытался сформулировать, что значит быть поэтом. Самым первым условием для этого является духовная свобода, поэтому, находясь в ссылке, Пушкин создал множество по-настоящему талантливых и восхитительных произведений, среди которых и стихотворение «Узник», ставшее своеобразным жизненным девизом молодого поэта.
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»
Стихотворение великого русского поэта было написано в 1822 году. Оно состоит из 3х четверостиший, в которых поэт представляет грустный сюжет жизни птицы в темнице. Две птицы были заточены внутрь сырого помещения с решётками на окне, чтобы не улетели.
Проблематика данного произведения относится к периоду жизни Александра Сергеевича Пушкина 1820-1824х годов (одна тысяча восемьсот двадцатого - одна тысяча восемьсот двадцать четвёртого годов). В этот период великий поэт был отправлен в ссылку в город Кишинёв на службу Российской империи (в настоящее время Кишинёв - это город на территории Молдавии). Эта ссылка на службу в отдалённую провинцию воспринималась поэтом как заточение в тюрьму.
Жизнь среди голых равнин и холмов и служба в канцелярии отличалась от жизни в Санкт-Петербурге, наполненной приятными впечатлениями от встреч с образованными людьми, балами и пирами, о которых поэт часто пишет в своих литературных произведениях (например, "Друзьям", "Прости мне, милый друг...", "Медный всадник").
Сюжет стихотворения развивается от грустного и унылого к возвышенному, одухотворённому.
Первое четверостишие представляет читателю крайне печальную картину: губительную темницу, которая ограничила волю и свободу молодого орла. Орёл - это символ свободы. Птица в небе всегда воспринимается людьми как символ веры в лучшее, счастливой свободной жизни. Контраст образа вольной и сильной птицы с образом сырой тюрьмы с решёткой на окне пробуждает в читателе сопереживание к этому персонажу.
Конечно, за образом молодого орла читатель узнаёт самого поэта - Александра Сергеевича Пушкина. Почему томится и почему так печален орёл? Мы, увы, не знаем.
Второе четверостишие открывает новые грани творческого таланта великого русского поэта. Из безвыходной ситуации ищет выход не только он, но и его товарищ. (Приводим текст второго четверостишия)
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: "Давай улетим!
Необычный сюжет предстаёт вниманию читателя. Снова автор удивляет и насыщает воображение читателя. Очень тонко автор представляет основную мысль этого стихотворения в виде побуждающей короткой фразы: "Давай, улетим!" Тем самым привлекает внимание читателя к своему стихотворению ещё больше. Ожидание свободы, надежда на то, что птица вернётся в естественную среду, которой она принадлежит, - это заставляет глубоко переживать и сочувствовать героям произведения.
Третье четверостишие звучит ещё более взволнованно. С трепетом, торжественно, громогласно друг заявляет другу:
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..
Последний стих возвращает чувства и жизнь в это произведение. От чистого сердца, необычайно ясно и вдохновляюще звучат слова героя произведения. Так поэт достигает единения с читателем, вызывает дружеские чувства. Это произведение заставляет задуматься о судьбе человека в неволе. Человека великого, рождённого в свободе и для высоких целей!
Таким предстаёт молодой орёл, которым является русский поэт А.С. Пушкин.
С большим уважением мы относимся к творчеству А.С. Пушкина, талантливого представителя Золотого века русской поэзии. Ещё большее вдохновение способен чувствовать гениальный автор стихов, поэтому ссылка в Кишинёв воспринималась болезненно. Пушкин создаёт свой гениальный призыв к свободе, к освобождению, и воплощает его в стихотворении "Узник".
В этом стихотворении соединены два противоречащих образа. В череде ужасных образов тюрьмы, уныния появляются образы совершенно иной природы. Вольные птицы, жители неба, поглощены мраком заточенья, окованы пороком жестокого мира.
Она внимала мне с улыбкой - и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника,
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
К образу молодого орла присоединяется его товарищ по несчастью. Мы видим, он сопереживает чувствам автора, в нём автор находит родственную душу.
В его крике, вольном, в его взгляде, одухотворённом, он находит призыв к свободе. Это совершенно простые, естественные мотивы от чистого сердца. Только так, открывая душу, можно понять речь птицы, в её вызове читает автор воспоминания о свободной жизни, столь недоступной в стенах темницы.
Стихотворение «Узник» было написано А.Пушкиным в 1822 году в Кишиневе во время южной ссылки. Известно, что поэт, прогуливаясь по городу, побывал в городской тюрьме. Больше всего его поразила картина тюремного двора, где цепью был прикован орел. Возможно, именно тогда и возникла мысль о сравнении судьбы поэта и орла.
На первый взгляд кажется, что название стихотворения «Узник» относится к лирическому герою, ведь первая строчка рисует тюремную камеру:
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Одно предложение, минимум деталей, но складывается целостная картина.
Мы легко представляем себе место, где находится герой: тесная камера, сырые стены. Даже кажется, что мы чувствуем запах сырости, которым пропитано все, не случайно инверсией поэт выделяет именно это слово – «сырой». А главное интонационное ударение – на слове «за решеткой». Именно решетка разделят мир на лирического героя на две части – темница, неволя и остальной мир, свобода. Что же он видит сквозь тюремную решетку?
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном…
Оказывается, главный герой лирической зарисовки – это тот самый орел, которого поэт наблюдает. Грустное настроение помогает почувствовать мужская рифма, которая еще больше как будто ограничивает пространство тюремного двора.
Кажется неправильным, что орел, свободная и гордая птица, выросла в неволе. Именно неволя и сближает лирического героя и орла, поэтому и называет он птицу – «мой грустный товарищ». Грустный, потому что орел
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно…
Прием многосоюзия помогает понять, как много смысла в действиях орла. Это только на первый взгляд кажется, что он просто ест, на самом деле поглощение «кровавой пищи» - не главное его занятие. Орел как будто встречается взглядом с лирическим героем, он способен думать, размышлять, звать (это ощущение создается за счет широкого использования олицетворений):
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Вот и прозвучало то главное, что сближает их. И это не просто тюрьма, в которой находятся герои, но и желание свободы, жажда полета. И теперь уже герой становится вместе с орлом «птицей», способной перелететь через тюремные стены в необъятный мир:
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..»
Мы как будто переносимся в тот мир, который так манит лирического героя и орла, ставших не просто товарищами, а братьями («пора, брат, пора!»). Тюрьма, заточение оказываются позади, а впереди - долгожданная свобода. Поэт раздвигает пространство – ввысь, до вершин величественных белых гор, и вдаль, где синеет бескрайнее море. Появляются яркие краски (белеет, синеют), помогающие почувствовать всю прелесть природы (тогда как в первой части красный цвет «кровавого» мяса лишь усиливал трагизм картины). Анафора не случайно выделяет слово «туда». Это как выдох, как крик героя, который разносится далеко-далеко, отдаваясь эхом благодаря женской рифме. Восклицательные предложения меняют тон лирического повествования. И совсем по-другому звучит четырехстопный амфибрахий, грустный в начале и торжественный в конце. И хотя свобода существует лишь в воображении лирического героя, мы забываем об этом, мысленно переносясь в мир, созданный поэтом.
Это стихотворение раскрывает тему «вольности святой», которой проникнуто все раннее творчество А. Пушкина. Мы понимаем, что лирическому герою, в котором угадывается сам поэт, было мучительно тяжело находиться в ссылке, в которой он чувствовал себя как в тюрьме. Жажда свободы ощущается в каждой строчке стихотворения. Образы, типичные для поэтов-романтиков (орел, море, горы, ветер), также усиливают свободолюбивые мотивы стихотворения. Кишинев ассоциируется у него с темницей, а сам поэт - с орлом, оказавшимся в неволе. Духовная свобода становится для Пушкина высшей ценностью – в этом главный смысл стихотворения.