Главный герой читает узник. Анализ стихотворения А.С

Стихотворение Пушкина «Узник» при самостоятельном чтении не вызывает активного отклика и живого интереса: современным детям практически незнакомы чувство несвободы и горячее стремление к вольности и независимости. Поэтому необходимо подготовится к восприятию произведения, познакомится с эпохой и фактами биографии Пушкина, которые приблизят поэта к нам, помогут понять его настроения, сделать стихотворение волнующим и близким.

Жить Александру Сергеевичу пришлось в непростое время, сложное и прекрасное одновременно. Это была эпоха позорного крепостного права и величайшей славы русского духа и русского оружия: ведь только Россия смогла остановить победное шествие Наполеона по Европе и одержать победу над непобедимым прежде полководцем. Пушкин был мальчиком — лицеистом, когда полки русской армии суровым маршем через Царское Село шли к местам сражений. И эта картина навсегда врезалась в память будущему поэту.

Позднее здесь же, в Царском Селе, юный Пушкин познакомился и подружился со многими офицерами, принесшими из военных походов дух вольности и свободолюбия. Дух вольности царствовал и в самом Лицее, где прежде всего ценились товарищество, честь, чувство собственного достоинства, уважение к человеческой личности.

Из Лицея Пушкин вынес дух вольности, непримиримости к любому притеснению, кипучую энергию и желание послужить добру и свободе. В его стихах звучали идеи свободы, призыв к борьбе за неё, обличение тех, кто подавлял стремление к ней. За эти идеи и настроения вскоре и поплатился молодой поэт: он был сослан на юг России.

Когда Пушкин жил в Кишинёве, он был под присмотром. Окна нижнего этажа дома, где жил поэт, закрывались чугунными решётками. Из окон видны были разгуливающие между клумбами птицы, а у входа в дом гневно метался прикованный цепью за лапу орёл. Комната казалась поэту тюрьмой. Бывал он и в настоящей тюрьме, или остроге, как её тогда называли, беседовал с арестантами, которые рассказывали ему о своих судьбах. Во дворе острога тоже жили пленные орлы. Под влиянием всех этих впечатлений и настроений и родилось стихотворение «Узник».

Главные герои стихотворения — узник и орёл. Определение «узник» относится К обоим: один сидит «за решёткой в темнице сырой», другой — «под окном» — там, где не может находиться вольная птица — орёл. Потому и называет его узник своим «грустным товарищем». Орёл «кровавую пищу клюёт под окном» — клюёт и бросает», потому что эта пища не добыта им в свободной охоте, а дана хозяином — следовательно, не имеет для него никакой ценности и привлекательности. А что ещё роднит этих героев? Узник, как и молодой орёл, полон сил и чувствует сходство своей судьбы с судьбой пленной птицы. Орёл и узник будто «братаются»: узник называет орла своим товарищем, а в мысленном обращении орла к человеку звучит тёплое слово «брат». Они товарищи по несчастью, и потому стремления и мечты у них общие: «Как будто со мною задумал одно», «Мы вольные птицы … » Отчего у нас возникает ощущение несправедливости? Орёл — могучая вольная птица — в неволе, он лишён небесного простора и возможности свободного полёта. Молодой герой заперт в темнице. Его мощь, силы и энергия не могут проявиться и истощаются в бездействии и заточении. Темница душная, сырая, тёмная, а за её пределами свет, воля, ветер, морские просторы, горные вершины.

При прочтении стихотворения какая картина рисуется вашему воображению? Видятся безбрежная синь моря, его лазурные воды, пронизанные золотыми лучами солнца; лёгкий ветер волнует их. За прибрежными скалами, согретыми солнечным светом, открываются далёкие горные вершины, покрытые сверкающим снегом. Над морем парят крикливые чайки, а со скалы гордо наблюдает за ними царственный орёл. Он опустился на камень только на минуту, чтобы через мгновение снова взмыть в поднебесье, стремительной тенью пронестись над морем и умчаться к снежным пикам на горизонте …

Стихотворение «Узник» пользовалось большой популярностью и не случайно стало народной песней. Этого удостаивается далеко не каждое лирическое произведение. Как вы думаете, почему это произошло? Созданное в эпоху крепостной неволи, оно оказалось созвучным настроениям народа, лишённого свободы. Мечта об освобождении жила в сердце каждого крестьянина. И не только. Ведь порой и дворяне вынуждены были жить с оглядкой, скрывая чувства и мысли, особенно если их взгляды не совпадали с государственными.

Александр Пушкин посвятил данное стихотворение моменту своей жизни, когда он вынужден был находиться в Кишиневе. Поэт был отправлен туда на службу в канцелярии. Хоть это и не было лишением свободы, Пушкин воспринимал это именно так, для него было тяжко находиться там. Написано стихотворение было в 1822 году.

С самого начала чтения мы можем увидеть мотивы печали, поэт называет Кишинев темницей. Да, он несомненно мог делать то, что хочет сам, но у него не имелось возможности вернуться в Санкт-Петербург, поэтому для великого поэта это было сродни заточению, темнице сырой.

Что означает образ орла в стихотворении? Так как Пушкина раздражала его участь в городе, то с помощью такого образа он выражал свое собственное «я», как бы заявляя о том, что он гордая птица, его нельзя просто так запереть.

Вполне прямо поэт заявляет о том, что терпеть дальше он не будет, он летит туда, где «за тучей белеет гора», «синеет море». Пушкин действительно попал в будущем в те места, которые описывал, перевелся на службу в Одессу.

В конце поэт заявляет: «только ветер, да я!». Давая понять абсолютно всем, что он словно ветер, никому нельзя изменить его судьбу, он свободен. Свобода-это ключевое слово, которое описывает смысл стихотворения. Главная потребность любого человека-свобода.

Анализ стихотворения Узник Пушкина

Александр Пушкин написал произведения «Узник» в 1822 году. Этот год относится к годам южной ссылки поэта . Недаром, стихотворения так называется.

Пушкин – человек, как по характеру, очень свободолюбивый. Он, как птица орел, не может находится за «решеткой» и быть не на воле среди людей и природы, в «темнице темной и сырой». Именно потому в этом его произведении такой настрой – немного печальный и даже в какой-то смысле трагический. Ведь Пушкин за свое свободомыслие и сидит в «темнице». Царем был отправлен в ссылку. Где уже и был отправлен в город Кишинев, мрачноватый и скучный, как по мнению писателя, город. Князь относился к Пушкину снисходительно, а потому решил сделать ему добро. Он отправил его по назначению в канцелярию. Но это действие добродушного человека, Пушкин воспринял как оскорбление его личности, и как поэта.

А потому, именно в этом произведении, которое носит название «Узник», поэт описывает свои чувства, весьма оскорбленные и униженные. Поэту трудно привыкнуть к мрачному Кишиневу, да и вообще он начинает воспринимать всю действительность как будто бы он находиться в самой настоящей тюрьме. Пушкин – человек, который сам распоряжается своей судьбой. Именно потому, находясь в ссылке, он частенько игнорировал свои обязанности служебные. Ему было до этого все равно. Единственно, что ему не было безразлично – это его родной город Санкт-Петербург. Именно в этом городе Пушкину жилось радостно счастливо. Он писал своих творческие стихотворения, общался с друзьями.

В произведении явственно проскальзывают нотки униженного самолюбия, а также гордости. Также, то, что он был отправлен туда, куда ему не хотелось. Когда свободного человека отсылают в другую сторону света – это очень сильно делает депрессивным. Именно потому произведение показывает сильные чувства поэта, отправленного в то время в ссылку.

Анализ стихотворения Узник по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Натюрморт Бродского

    Созданию произведения послужило событие в жизни поэта, связанное с помещением его в лечебное учреждение в связи с серьезной болезнью с возможностью смертельного исхода. Поэтому автор выбирает в качестве названия стихотворения

  • Анализ стихотворения Добро и зло Фета

    Стихотворение «Добро и зло» настраивает каждого читателя на философский взгляд. И помогает понять, что в мире существует не только материальное, но и духовное. А вот добро и зло является равноправными и безграничными.

  • Анализ стихотворения Ахматовой Мне голос был. Он звал утешно…

    Одно из знаменитых произведений, а именно стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…» великой русской поэтессы Ахматовой Анны было написано в 1917 году.

  • Анализ стихотворения Лермонтова Кавказ

    Написанное в начале девятнадцатого века стихотворение «Кавказ» до сих пор наполняет читателя свежим ветром гор, яркими впечатлениями. Здесь словами нарисована прекрасная картина

  • Анализ стихотворения Творчество Брюсова

    Валерий Брюсов является приверженцем символизма. Его произведения нельзя воспринимать буквально, нужно суметь разгадать символы, которые он в них вложил. В стихотворении «Творчество»

«Узник» Александр Пушкин

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

Анализ стихотворения Пушкина «Узник»

Стихотворение «Узник», написанное Александром Пушкиным в 1822 году, относится к периоду его южной ссылки (1820-1824 гг.), когда поэт по приказу генерал-губернатора Санкт-Петербурга был вынужден покинуть столицу и отправиться в Кишинев. Несмотря на то, что местный градоначальник, князь Иван Инзов, относился к поэту достаточно снисходительно, новое назначение на службу в канцелярию отдаленной провинции Пушкин воспринял, как личное оскорбление. Будучи по своей натуре свободолюбивым и лишенный права выбора, поэт понимал, что за слишком вольные стихи его ожидала, как минимум, ссылка в Сибирь. И лишь благодаря ходатайству друзей он сохранил титул дворянина и должность коллежского секретаря. Тем не менее, свое пребывание вы пыльном и грязном Кишиневе поэт воспринимал как заточение. И именно этому периоду жизни посвятил стихотворение «Узник».

С первых строк Александр Пушкин рисует весьма печальную картину, сравнивая южный город с сырой темницей . Он был волен в своих поступках и довольно часто игнорировал служебные обязанности, однако отсутствие возможности вернуться в Санкт-Петербург или же Москву вызывало у поэта чувство бессильной злобы. Поэтому знойный юг ассоциировался у него с тюремной камерой, а работа в канцелярии – с заточением.

Образность, с которой Пушкин характеризует этот период жизни, усилена множеством метафор. Так, в стихотворении «Узник», чтобы подчеркнуть безвыходность своего положения, поэт проводит параллель с орлом, вскормленным в неволи, который является его собратом по несчастью. При этом автор отмечает, что гордая птица, никогда не испытывавшая пьянящего чувства свободы, гораздо сильнее и свободолюбивее, чем он, потому как своим криком и взглядом она словно «…вымолвить хочет: «Давай, улетим!»».

И, поддавшись ее уговорам, сам поэт осознает – «мы вольные птицы; пора, брат, пора!». Что именно имел ввиду Пушкин, сравнивая себя с молодым орлом? В первую очередь, это было осознанием собственного свободолюбивого «я», в результате чего раздражительность поэта лишь усиливалась. Автор понимал, что он рожден свободным и независимым человеком, и никто не вправе указывать, как и где ему жить. Однако существующий царский режим стремится навязать свои правила игры всем подданным Российской империи вне зависимости от титулов и ранга. Это открытие не только шокирует поэта, но и заставляет искать выход из сложившейся ситуации. В стихотворении «Узник» он довольно недвусмысленно намекает на то, что собирается отправиться «туда, где синеют морские края». И действительно, вскоре поэт подает прошение на имя графа Воронцова, являющегося градоначальником Одессы, о переводе его на службу в канцелярию этого портового города. Такой шаг вызван не желанием покинуть скучный провинциальный Кишинев, а стремлением хоть что-то изменить в своей судьбе и поступить наперекор власть имущим, нарушив их прямой приказ. Сам по себе перевод в Одессу не изменил судьбу поэта, который по-прежнему вынужден был жить в ссылке, однако позволил ему самоутвердиться и доказать, что лишь он сам вправе распоряжаться собственной жизнью. А значит – никто не в силах запретить поэту писать стихи и делать их достоянием общественности.

Примечательно, что именно в южной ссылке Александр Пушкин в полной мере осознал себя причастным к русской литературе и впервые попытался сформулировать, что значит быть поэтом. Самым первым условием для этого является духовная свобода, поэтому, находясь в ссылке, Пушкин создал множество по-настоящему талантливых и восхитительных произведений, среди которых и стихотворение «Узник», ставшее своеобразным жизненным девизом молодого поэта.

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,




И вымолвить хочет: «Давай улетим!




Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

Анализ стихотворения "Узник" для школьников

Стихотворение великого русского поэта было написано в 1822 году. Оно состоит из 3х четверостиший, в которых поэт представляет грустный сюжет жизни птицы в темнице. Две птицы были заточены внутрь сырого помещения с решётками на окне, чтобы не улетели.

Проблематика данного произведения относится к периоду жизни Александра Сергеевича Пушкина 1820-1824х годов (одна тысяча восемьсот двадцатого - одна тысяча восемьсот двадцать четвёртого годов). В этот период великий поэт был отправлен в ссылку в город Кишинёв на службу Российской империи (в настоящее время Кишинёв - это город на территории Молдавии). Эта ссылка на службу в отдалённую провинцию воспринималась поэтом как заточение в тюрьму.

Жизнь среди голых равнин и холмов и служба в канцелярии отличалась от жизни в Санкт-Петербурге, наполненной приятными впечатлениями от встреч с образованными людьми, балами и пирами, о которых поэт часто пишет в своих литературных произведениях (например, "Друзьям", "Прости мне, милый друг...", "Медный всадник").

Сюжет стихотворения развивается от грустного и унылого к возвышенному, одухотворённому.

Первое четверостишие представляет читателю крайне печальную картину: губительную темницу, которая ограничила волю и свободу молодого орла. Орёл - это символ свободы. Птица в небе всегда воспринимается людьми как символ веры в лучшее, счастливой свободной жизни. Контраст образа вольной и сильной птицы с образом сырой тюрьмы с решёткой на окне пробуждает в читателе сопереживание к этому персонажу.

Конечно, за образом молодого орла читатель узнаёт самого поэта - Александра Сергеевича Пушкина. Почему томится и почему так печален орёл? Мы, увы, не знаем.

Второе четверостишие открывает новые грани творческого таланта великого русского поэта. Из безвыходной ситуации ищет выход не только он, но и его товарищ. (Приводим текст второго четверостишия)

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: "Давай улетим!

Необычный сюжет предстаёт вниманию читателя. Снова автор удивляет и насыщает воображение читателя. Очень тонко автор представляет основную мысль этого стихотворения в виде побуждающей короткой фразы: "Давай, улетим!" Тем самым привлекает внимание читателя к своему стихотворению ещё больше. Ожидание свободы, надежда на то, что птица вернётся в естественную среду, которой она принадлежит, - это заставляет глубоко переживать и сочувствовать героям произведения.

Третье четверостишие звучит ещё более взволнованно. С трепетом, торжественно, громогласно друг заявляет другу:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..

Последний стих возвращает чувства и жизнь в это произведение. От чистого сердца, необычайно ясно и вдохновляюще звучат слова героя произведения. Так поэт достигает единения с читателем, вызывает дружеские чувства. Это произведение заставляет задуматься о судьбе человека в неволе. Человека великого, рождённого в свободе и для высоких целей!

Таким предстаёт молодой орёл, которым является русский поэт А.С. Пушкин.

Углубленный анализ творчества А.С. Пушкина в стихотворении "Узник"

С большим уважением мы относимся к творчеству А.С. Пушкина, талантливого представителя Золотого века русской поэзии. Ещё большее вдохновение способен чувствовать гениальный автор стихов, поэтому ссылка в Кишинёв воспринималась болезненно. Пушкин создаёт свой гениальный призыв к свободе, к освобождению, и воплощает его в стихотворении "Узник".

В этом стихотворении соединены два противоречащих образа. В череде ужасных образов тюрьмы, уныния появляются образы совершенно иной природы. Вольные птицы, жители неба, поглощены мраком заточенья, окованы пороком жестокого мира.

Она внимала мне с улыбкой - и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника,
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.

К образу молодого орла присоединяется его товарищ по несчастью. Мы видим, он сопереживает чувствам автора, в нём автор находит родственную душу.

В его крике, вольном, в его взгляде, одухотворённом, он находит призыв к свободе. Это совершенно простые, естественные мотивы от чистого сердца. Только так, открывая душу, можно понять речь птицы, в её вызове читает автор воспоминания о свободной жизни, столь недоступной в стенах темницы.


Стихотворение «Узник» было написано А.Пушкиным в 1822 году в Кишиневе во время южной ссылки. Известно, что поэт, прогуливаясь по городу, побывал в городской тюрьме. Больше всего его поразила картина тюремного двора, где цепью был прикован орел. Возможно, именно тогда и возникла мысль о сравнении судьбы поэта и орла.

На первый взгляд кажется, что название стихотворения «Узник» относится к лирическому герою, ведь первая строчка рисует тюремную камеру:

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Одно предложение, минимум деталей, но складывается целостная картина.

Мы легко представляем себе место, где находится герой: тесная камера, сырые стены. Даже кажется, что мы чувствуем запах сырости, которым пропитано все, не случайно инверсией поэт выделяет именно это слово – «сырой». А главное интонационное ударение – на слове «за решеткой». Именно решетка разделят мир на лирического героя на две части – темница, неволя и остальной мир, свобода. Что же он видит сквозь тюремную решетку?

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном…

Оказывается, главный герой лирической зарисовки – это тот самый орел, которого поэт наблюдает. Грустное настроение помогает почувствовать мужская рифма, которая еще больше как будто ограничивает пространство тюремного двора.

Кажется неправильным, что орел, свободная и гордая птица, выросла в неволе. Именно неволя и сближает лирического героя и орла, поэтому и называет он птицу – «мой грустный товарищ». Грустный, потому что орел

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно…

Прием многосоюзия помогает понять, как много смысла в действиях орла. Это только на первый взгляд кажется, что он просто ест, на самом деле поглощение «кровавой пищи» - не главное его занятие. Орел как будто встречается взглядом с лирическим героем, он способен думать, размышлять, звать (это ощущение создается за счет широкого использования олицетворений):

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Вот и прозвучало то главное, что сближает их. И это не просто тюрьма, в которой находятся герои, но и желание свободы, жажда полета. И теперь уже герой становится вместе с орлом «птицей», способной перелететь через тюремные стены в необъятный мир:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..»

Мы как будто переносимся в тот мир, который так манит лирического героя и орла, ставших не просто товарищами, а братьями («пора, брат, пора!»). Тюрьма, заточение оказываются позади, а впереди - долгожданная свобода. Поэт раздвигает пространство – ввысь, до вершин величественных белых гор, и вдаль, где синеет бескрайнее море. Появляются яркие краски (белеет, синеют), помогающие почувствовать всю прелесть природы (тогда как в первой части красный цвет «кровавого» мяса лишь усиливал трагизм картины). Анафора не случайно выделяет слово «туда». Это как выдох, как крик героя, который разносится далеко-далеко, отдаваясь эхом благодаря женской рифме. Восклицательные предложения меняют тон лирического повествования. И совсем по-другому звучит четырехстопный амфибрахий, грустный в начале и торжественный в конце. И хотя свобода существует лишь в воображении лирического героя, мы забываем об этом, мысленно переносясь в мир, созданный поэтом.

Это стихотворение раскрывает тему «вольности святой», которой проникнуто все раннее творчество А. Пушкина. Мы понимаем, что лирическому герою, в котором угадывается сам поэт, было мучительно тяжело находиться в ссылке, в которой он чувствовал себя как в тюрьме. Жажда свободы ощущается в каждой строчке стихотворения. Образы, типичные для поэтов-романтиков (орел, море, горы, ветер), также усиливают свободолюбивые мотивы стихотворения. Кишинев ассоциируется у него с темницей, а сам поэт - с орлом, оказавшимся в неволе. Духовная свобода становится для Пушкина высшей ценностью – в этом главный смысл стихотворения.