Изучение буквы з в подготовительной группе. Конспект занятия в подготовительной группе для детей с зпр

Марина Юрова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [З], [З’]. Буква З»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Звуки [З] , [З’]; буква З

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников №35 «Лесная сказка»

Учитель-дефектолог Юрова М. А.

Цели :

1. Познакомить со звуками [З] , [З’], буквой З .

2. Вырабатывать навык четкого произношения звуков «[З], [З’]» , формировать умения детей различать звуки по твердости и мягкости.

3. Определять положение звука в слове .

4. Развивать слуховое восприятие, внимание, фонематический слух.

5. Развивать связную речь (умение составить простое распространённое предложение) .

6. Воспитывать положительную установку на участие в занятии , доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование : синий круг, зеленый круг, карточка с буквой «З» (из азбуки, рабочие тетради, касса букв , цветные карандаши, предметные картинки :

ЗОНТ, КОРЗИНА, ЗЕБРА, ЗЕМЛЯНИКА, МЕДУЗА, ЗАМОК, ЗАБОР.

ДОМИКИ С ЗЕЛЕНОЙ И СИНЕЙ КРЫШЕЙ.

ВАЗА – РОЗА, ЗАЯЦ – БЕРЕЗА, ГРУЗОВИК – АРБУЗЫ, ЛИЗА – ЗОНТИК.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед : Раз, два – повернись и в камариков превратись.

Изобразите большого комара, который летит и поет свою песенку.

Дети : З – З – З

Логопед : А теперь превращаемся в маленького комарика, и поем его песенку.

Дети : Зь – Зь – Зь

II. Основная часть.

1. Знакомство со звуками .

Логопед : Посмотрите на доску и назовите нарисованные на картинках предметы : ЗОНТ, КОРЗИНА, ЗЕБРА, ЗЕМЛЯНИКА, МЕДУЗА, ЗАМОК, ЗАБОР. (Приложение №1)

Какой звук мы слышим в каждом слове?

Логопед : Правильно это звук З . Возьмите зеркала, произнесите звук [З] и посмотрите как вы его произносите. Что происходит с губами, когда вы произносите звук [З] ?

Дети : «Улыбаются» .

Логопед : А язычок?

Дети : «Лежит у нижних зубов» .

Логопед : А теперь давайте посмотрим, какой дует ветерок при произнесении звука .

Дети : Холодный.

Логопед : Молодцы, а сейчас мы с вами поиграем.

2. Д/И «Поймай комара»

Логопед : Я буду произносить, разные звуки , слоги и слова в которых встречается звук [З] . Как только вы его услышите, хлопните в ладоши.

М - З - Р – З - К – Т – З …; МА – ЗА – СО – ЗО – ПО – ЗЫ – СИ – ЗИ …; ЗЕБРА – МАК – РЫБА – ЗАБОТ – ЗАМОК – НАСОС - ЗЕМЛЯНИКА - …. ;

Молодцы вы замечательно справились с заданием. А сейчас давайте сравним звуки [З] , [З’] между собой. (Логопед проводит сравнительную характеристику звуков .)

Звук [З] – согласный , звонкий, твердый. Его мы будем обозначать синим цветом.

Звук [З’] – согласный , звонкий, мягкий. Его мы обозначим зеленым цветом.

3. Д/И «Подушка – камень»

Логопед предлагает детям определить какие звуки он будет выделять голосом в слогах и словах в которых встречается звуки [З] ,[З’].

Логопед : Сейчас я буду называть слоги и слова в которых есть звуки [З] , [З’], а вы должны определить мягкий или твердый звук в слове и показать соответствующий знак. (Приложение №2)

ЗА – ЗИ – ЗУ – ЗО – ЗЕ – ЗЫ – ЗЯ – ЗЮ

ЗАМОК – ЗЕБРА – ЗАБОР – ЗУБР – ЗЕМЛЯ – ЗВЕЗДА – ЗИМА – ВЕЗЕТ – и др.

4. Пальчиковая гимнастика «Замок»

Исходное положение : Ладони прижать друг к другу, пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.

На двери висит замок,

(Быстро соединять пальцы в замок и разъединять)

Кто его открыть бы смог?

Потянули!

(Пальцы - в замке, потянуть, не расцепляя)

Покрутили!

(Подвигать сцепленными пальцами от себя, к себе)

Постучали!

(Пальцы остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга) .

И открыли!

(Расцепить пальцы) .

5. Д/И «Новоселье»

Логопед : Рассмотрите домики, лежащие у вас на столе. Обратите внимание у одного домика крыша синего цвета, а у другого зеленого цвета. А так же у вас на столах лежат карточки с изображением предметов в названии которых есть звуки [З] ,[З’], вы должны поселить их в домики. (Приложение №3)

Логопед : Как вы думаете, какие звуки будут жить в домике с синей крышей?

Дети : В названиях которых слышится твердый звук [З] .

Логопед : А в домике с зеленой крышей?

Дети : В названиях которых слышится мягкий звук [З’] .

Логопед : Молодцы, кроме того, обратите внимание, в каждом домике есть схема, по которой вы узнаете место звука в слове : начало, середина и конец. Расселите все слова – картинки, рассуждая так : в слове КОРЗИНА слышится мягкий звук [З’] , значит поселим его в домик с зеленой крышей, а сам звук находится в середине слова, то поселим его в центральную колонку. (Аналогично проводится работа с другими словами) .

6. Д/И «Составь предложение»

Логопед предлагает детям составить предложения по паре картинок.

(Приложение № 4)

ВАЗА – РОЗА, ЗАЯЦ – БЕРЕЗА, ГРУЗОВИК – АРБУЗЫ, ЛИЗА – ЗОНТИК и др.

7. Физминутка «Зайки»

Зайки белые сидят

И ушами шевелят.

Вот так, вот так,

И ушами шевелят.

Зайкам холодно сидеть,

Надо лапки им погреть.

Вот так, вот так,

Надо лапки им погреть.

Зайкам холодно стоять

Надо зайкам поплясать.

Вот так, вот так,

Надо зайкам поплясать.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

8. Работа в тетради.

Знакомство с буквой «З»

Логопед : Посмотрите, вот буква «З» . (Выставляется карточка с изображением буквы «З» ).

Логопед : Найдите букву «З» в своей тетради. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее синим карандашом.

Напечатайте букву «З» в своих тетрадях.

9. Работа с кассой букв . Д/И «Составь словечко»

Дети составляют слова из звуков : [К], [О], [З], [А], [З], [О], [Н], [Т], [З], [И], [М], [А].

Выкладывают из букв и печатают в тетради предложение : У Кати зонт.

Ш. Итог занятия , оценка детей.

Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии ?

Какой это звук ?

Каким цветом обозначаем?

Что понравилось больше всего?

Список литературы

1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З. Е. Агранович; Худож. О. Р. Гофман. -СПб.: Детство-Пресс, 2004.-147 c.

2. Косинова Е. Уроки логопеда. Игры для развития речи. ООО Издательство «Эксмо» , 2011. – 174 с.

3. Лиманская О. Н. . Первый год обучения . – М.: ТЦ. Сфера, 2010. – 128 с. – (Логопед в ДОУ) .

4. Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий . Второй год обучения . – М.: ТЦ. Сфера, 2010. – 176 с. – (Логопед в ДОУ) .

5. Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 48 с.

Дата публикации: 12.04.18

НРМОБУ «Усть-ганская СОШ»

Конспект НОД по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе

Учитель-логопед: Капитан Е.Ю.

«Усть-Юганская СОШ», 2018г.

«Как заяц зиму выгонял. Звуки (З-Зь). Буква (З)»

Образовательные задачи. Знакомство со звуками (З-Зь) и буквой (З). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений. Совершенствование навыка чтения слогов, слов с буквой (З).

Развивающие задачи. Развитие фонематического восприятия, тонкой и общей моторики.

Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Дидактическое пособие «Птичка» для определения места звука в слове на каждого ребенка, набор «Предложение.Слова.Слоги» на каждого ребенка, индивидуальныекассы букв, фишки трех цветов –«светофоры» на каждого ребенка.

Ход занятия:

  • Организационный момент:
  • Дети, какое время года наступило? (весна). Да, весна, а зима не хочет уходить, она поселилась в замкеи радуется. (СЛАЙД-1). А хотите расскажу вам сказку про зиму и заца?
  • А в это время в лесу холодно, голодно зверям. (СЛАЙД-3). Собрались звери на совет и решили отправить выгонять Зиму самого сильного, самого смелого, самого отважного…..Зайца! (СЛАЙД-3).
  • Физминутка. Ребята, а давайте поможем зверям (дети стоят в кругу).
  • Пока звери спорили, нужен медведь или нет, Зима смеялась, хохотала, да так, что потеряла что-то (букву (З) ). (СЛАЙД -6).
  • Все звери кричат на Зиму (логопед произносить отдельные слова –Уйди, да, ага, иди…) , а Зима не понимает. Ребята, нужно опять помочь нашим героям: нужно подобрать правильно слова, со смыслом. Что это получится? (ответы детей). Правильно, предложение. Какие правила предложения мы знаем?
  • Зима поняла, что сильные противники попались ей, что не справиться ей с Зайцем и его друзьями и убежала (СЛАЙД – 7). Звери в лесу радуются, наступила весна, долгожданное тепло. И мы с вами помогли Зайцу прогнать Зиму, молодцы. А что для этого сделали?
  • ИТОГ занятия.

Ребята, садится тот, кто прочитает слова с изученными буквами (слова написаны на доске).

Скажите, какой звук мы слышим в словеЗЗЗЗ ИМА? (ответы детей).

Давайте определим характеристику звука (З ): (Д/пособие «Сломанный телевизор» - шаблон телевизора прикладывается к губам логопеда, где видно артикуляцию звука)- звук согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом (ответы детей).

У зимы есть подруга-Зебра, почему? (ответы детей). (СЛАЙД-2).

Зима сказала Зебре, чтобы она дарила ей каждый день подарки с ее любимым звуком (ЗЬ). Зебра принесла корзину для подарков и стала звать на помощь помощников – пришел Козел. Давайте подумаем, почему Зебра взяла корзину, а не сумку и пришел Козел, а не Коза? (ответы детей). Сейчас возьмите пособие «Птички» для определения места звука в слове и найдем, где Зима спрятала свой звук в этих словах (дети работают с пособием). Зебра и Козел решили подарить Зиме:

Газету, зеркало, резинки, сова - почему? Что лишнее? (ответы детей).

(Во время появления очередной картинки проводятся речевые игры с этой картинкой: «Один – много», «Из чего сделаны», «Однокоренные слова», а также определение места звука в слове.)

Подумал Заяц, погоревал, а деваться некуда.

Ребята, а какой звенящий звук мы слышим в словеЗЗЗЗаяц? (ответы детей).(Проводится аналогичная работа со звуком (З), как со звуком (ЗЬ)).

А теперь давайте поиграем: я называю разные звуки, а вы поднимаете определенный цвет светофора. (Развитие фонематического слуха, закрепление ранее изученных звуков – дети поднимают карточки синего,красного, зеленого цветов).

Идет Заяц по лесу, а навстречу ему Зима. (СЛАЙД-4)

Уходи, Зима!!!-говорит боязливо заяц.

Нет, не уйду никуда, мне и здесь хорошо, а ты один со мной не справишься! Ха-ха-ха!

Опечалился Заяц, горевал-горевал и придумал позвать друзей (СЛАЙД-5): Змею, она позвала козу, у козы большие глаза, коза позвала кузнечика, кузнечик привез с собой воз.(Во время появления каждой картинки определяется место звука в слове с пособием «Птички») .Что такое воз? (формирование знаний о слове).

К словам будем добавлять маленькое слово –ЗА - будет получаться другое слово:

Змея говорит: -Я буду кидать в Зиму снежки. А мы с вами будем – ЗА кидывать Зиму –дети имитируют движение .

Заяц говорит: - Я буду носить Змее снежки. А мы с вами будем – За носить – имитация детьми.

Глаза будут манить Зиму. А мы – ЗА манивать – вращение глазами и головой.

Кузнечик говорит: - Я буду пугать Зиму. А мы – ЗА пугивать- вращение руками.

Звери будут катить воз со снежками. А мы с вами – ЗА катывать –имитация. МОЛОДЦЫ, садитесь на места.

Еще заяц позвал медведя – он нужен? Почему? (ответы детей).

На что похоже? Это фотография наших звуков- (З-Зь), буква (З).

А теперь прочитаем слоги с нашей буквой (З)- (чтение слогов, слов).

1.Предложение пишется с большой буквы.

2.В конце предложения ставится точка.

3.Слова пишутся отдельно.

Молодцы! А теперь придумаем предложение, чтобы Зима: ушла, убежала, ускакала….(дети называют глаголы действия).

А какая Зима? (дети называют прилагательные).

(В ходе работы дети придумали предложение:

ЗЛОБНАЯ ЗИМА УБЕГАЕТ.)

Сейчас выполним с вами разбор предложения(выполняется разбор по схеме: предложение, количество слов, слогов, звуко-буквенныйанализ слова Зима.

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группе «Звук и буква З»

Автор конспекта НОД: Титаренко Галина Борисовна, учитель-логопед, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 68»

Задачи приоритетной образовательной области: «Речевое развитие» Формирование лексико-грамматических средств языка. Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Овладение элементами грамоты. Развитие навыков связной речи (обучение диалогической и монологической речи).
Образовательная область: «Речевое развитие»
Задачи ОО в интеграции: «Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое»
Образовательные: автоматизация правильного произношения звука «З», совершенствование навыка слогового анализа и синтеза, совершенствование навыка чтения слогов и слов, совершенствовать грамматический строй речи.
Развивающие: развивать грамматический строй речи, фонематическое восприятие, темпо-ритмическую сторону речи, развивать внимание, память, логическое мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, развивать технические навыки работы с карандашом.
Воспитательные: формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Предпосылки учебной деятельности: формировать умение слушать и понимать речь взрослого, развитие внимания, памяти, мышления, развивать самостоятельность в нахождении способов решения новых задач, свободно владеть вербальными средствами общения, умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстника, развивать усидчивость при выполнении задания.
Оборудование для учителя - логопеда: магнитная доска, наборное полотно, предметные картинки (зонт, коза, замок, язык, зубы, зайка, мимоза, сом), персонаж и атрибуты сюрпризного момента (Незнайка, письмо, тетрадь).
Оборудование для детей : разрезная азбука, колокольчики, тетрадь, цветные карандаши, альбомный лист.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Ребята, сейчас я вам загадаю загадки (по мере отгадывания картинки-отгадки выставляются на наборное полотно):
Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок).
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю (зубы)
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего (звезды)
Себя он раскрывает,
Тебя он закрывает.
Только дождичек пройдет –
Сделает все наоборот (зонт)
- Какой одинаковый звук слышится во всех этих словах? (звук З).
- уточнение артикуляции звука;
- хоровое произнесение звука;
- характеристика звука (согласный, свистящий, твердый, звонкий)
Основная часть (содержательный, деятельный этап)
Стук в дверь. Появляется Незнайка с конвертом.
- Здравствуйте ребята! Мне сказали, что вы знакомитесь со звуками.
- А с каким звуком вы знакомитесь?
(со звуком З)
- В моем имени есть звук З? (да)
Да, Незнайка! Дети знают и слышат звук, вот посмотри – выделение звука на слух (звенит колокольчик)
- в слогах – СА, ЗА, АЗ, ЖА, ЗУ, ОС
- в словах – жук, суп, зуб, зал, ваза, замок, весы, сук.

Игра «4 лишний» зонт – замок – зима – зубы.
- Ребята, я тоже хочу с вами поиграть, повторяйте за мной:
За-за-за – уходи домой коза
Зо-зо-зо – Зое повезло
Зу-зу-зу – я пасу козу
Зы-зы-зы – моем мы тазы.
Незнайка, а ребята могут определить место звука в слове.
Проговаривание картинок на панно, отбор картинок со звуком «З» - в начале, середине, конце. Игра «Исправь ошибку» - картинка со звуком «С» (сом). Почему эта картинка не подходит? (потому что там нет звука «З»)
Игра «Подбери предмет»
звонкий, звонкая, звонкие
Игра « 1-2 -5» - звонкий звонок
Физкультминутка
Зайку бросила хозяйка (руки к щекам).
Под дождем остался зайка (развести руки в стороны, ладошками вверх).
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок (приподнять плечи).
Солнце вышло из-за туч (поднять руки вверх, обрадоваться солнышку)
Зайка высох наш и в путь.
Быстро скачет зайка (подскоки на месте),
Ты его поймай-ка (садятся на свои места).
Незнайка: «Ребята, я принес вам свою тетрадь, проверьте, правильно ли я написал?»
Я люблю кататься …качели.
Зоя пришла сегодня …красивом платье.
Собака сидит …будке.
Гнездо …ветке.
Яблоки лежат …корзине.
Ребята, еще я хочу выиграть приз в передаче «Самый умный», но не могу справиться с вашей игрой «Путаница». Помогите, пожалуйста!
- Ребята, поможем Незнайке! Игра «Путаница» Сидит, куст, за, зайка –
Выглядывать, из-за, куст, зайка –
За, идет, зима, осень –
Знакомство с буквой З
Буква З и цифра три,
Как родные две сестры.
Ты внимательно смотри:
Пишем З, как цифру три.
Работа с разрезной азбукой:
- выкладывание слогов, слов
- составление схем к этим словам.
Развитие мелкой моторики:
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас не скрою,
Карандаш я правильно возьму.
Сяду ровно, не согнусь,
И за дело я возьмусь.
- печатание буквы в тетради.
Незнайка, наши дети могут делить слова на слоги.
Игра «Телеграф» - с хлопками
(дети ставят на панно картинки, на заданное количество слогов).
Проверка правильности выполнения задания

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Игра «Доскажи словечко»
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется?.../зайка/
Михаил залез на дуб,
Чтобы врач не вырвал…/зуб/
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла…/зима/
Игра «Звук заблудился»
Закричал охотник: «Ой! Двери (звери) гонятся за мной!»
Слова – я. ык, . онт, . убы, ко. а, гне. до, . айка, . амок.
Ребята, давайте подарим Незнайке рисунок, где изобразим букву.
Заманите эту птицу
К нам на альбомную страницу.
(дети зарисовывают букву, любование рисунками, затем дарят Незнайке).
Ребята, давайте повторим Незнайке!
- С каким звуком и буквой познакомились?
- Какой он?
- Что вам понравилось в нашей сегодняшней работе?
Вы все сегодня молодцы!
Похлопайте себе!

Аннотация

Формирование фонематических представлений у детей в результате наблюдений за различными вариантами фонем является необходимым условием при обучении дошкольников грамоте. В рамках формирования фонематических представлений у детей необходимо развивать способность воспринимать тот или иной речевой звук в различных вариантах его звучания и сопоставлять его с конкретной буквой на письме. Необходимо учить ребенка слышать, сопоставлять и сравнивать изучаемые звуки; понимать роль звука в слове. Формированию данных навыков и посвящено занятие «Буквы З-С. Звуки З-З’, С-С’», конспект которого здесь представлен.

Цель : закрепление умения дифференциации глухих и звонких, мягких и твердых звуков в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

  • развитие фонематического слуха;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие звуко-буквенного анализа;
  • закрепление умения делить слова на слоги;
  • закрепление умения синтезировать слова из слогов;
  • закрепление умения чтения и написания слогов, слов с искомыми звуками;
  • развитие умения соотносить слово с его схемой;
  • развитие способности отгадывать загадки; развитие логического мышления, памяти.
  • развитие умения подбирать слова-антонимы (с искомыми звуками).
  • развитие умения составлять предложения с использованием заданных слов.

Оборудование и материалы :

  • банк предметных картинок, в названии которых есть искомые звуки;
  • разрезная азбука (кассы букв и слогов);
  • доска.

1. Организационный момент.

2. Введение в тему:

  • знакомство с буквами З, С;
  • характеристики звуков З-З’, С-С’. Обозначение этих звуков буквами З, С;
  • придумывание слов со звуками З-З’, С-С’.

3. Игра «ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ»:

  • отгадать следующие загадки

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы — другого цвета.

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернётся под лучами,

Отливает серебром.

(Самолёт)

Себя он раскрывает, тебя он закрывает,
Только дождичек пройдет — сделает наоборот.

Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.

(Снежинка)

Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят
У дверей.
И мясо, и хлеб — всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю!

Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели

И пахнет весной.

(Сосулька)

  • выбрать соответствующие отгадкам картинки из банка предметных картинок;
  • назвать первые звуки слов-отгадок (З, С);
  • провести сравнительный анализ звуков (звонкий — глухой);
  • сравнить звуки по артикуляции (сходство, различие);
  • соотнести звуки с буквами С, З.

4. Игра «ОПРЕДЕЛИ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ» (работа с банком предметных картинок):

  • отбери картинки, в названии которых встречаются звуки З-З’ (зонт, замо’к, корзина, заяц, зима, коза);
  • определить место этих звуков в словах и нарисовать их условные обозначения (синий квадрат для З, зеленый - для З’) в прямоугольниках, обозначающих слова, на доске;
  • отбери картинки, в названии которых встречаются звуки С-С’ (собака, стол, месяц, косточка, подсолнух, сирень);
  • определить место этих звуков в словах и нарисовать их

условные обозначения (синий квадрат для С, зеленый — для С’)

в прямоугольниках, обозначающих слова, на доске.

5. Нарисовать схемы к следующим словам: «месяц», «стол», «замок», «зима» (используем картинки с данными словами из п.№4). Используем следующие обознчения: гласный звук обозначается красным квадратом, твердый согласный звук — синим, мягкий

согласный звук — зеленым.

6. Игра «СЛОГОВЫЕ ДОМИКИ»:

  • логопед рисует на доске два слоговых домика в 10 этажей по два окошка на каждом. В правых окошках каждого домика логопед пишет 10 гласных;
  • дети по очереди подходят к доске и пишут буквы С в левых окошках одного домика и З в левых окошках другого домика;
  • читая получившиеся слоги, определяют, где согласные звуки (С,

З) звучат мягко и где — твёрдо.

7. ФИЗМИНУТКА: игра «Добавлялки» (упражнение на слоговой синтез слов).

Логопед бросает мяч ребенку, произнося начало слова. Ребенок должен выбрать подходящий слог (ЗЫ или СЫ), чтобы получилось слово. Называя получившееся слово, бросает мяч логопеду:

плак- (сы)

зано- (зы)

грима- (сы)

бере- (зы)

8. Игра: «РАСПРЕДЕЛИ КАРТИНКИ ПО ДОМИКАМ» (слоговой анализ слов):

  • рисуем на доске три домика с окошками: одно окошко в первом домике, два — во втором и три — в третьем;
  • работаем с банком предметных картинок; распределяем картинки с названиями, состоящими из одного, двух или трёх слогов, по домикам с соответствующим числом окошек (для определения количества слогов в словах определяем количество гласных звуков, называя их):

односложные: зал, сыр, зонт, стол;
двусложные: замо’к, сумка;

трёхсложные: золото, собака.

9. Работа с разрезной азбукой. Игра: «ЛЕСЕНКА» (звуко-буквенный анализ слов). В игре используются картинки из предыдущего задания.

Собираем из букв разрезной азбуки слова со звуком З, состоящие из трёх букв (зал), затем — слова из четырёх букв (зонт), далее — из пяти (замо’к), и из шести (золото). Проводим

аналогичную работу со звуком С (сыр, стол, сумка, собака).

10. Работа с разрезной азбукой:

  • выложить из букв разрезной азбуки слова РОЗА, КОЗА и прочитать их;
  • придумать предложения с каждым из этих слов;
  • заменить в словах РОЗА, КОЗА букву З на букву С и прочитать получившиеся слова РОСА, КОСА;
  • придумать предложения со словами РОСА, КОСА;
  • сравнить значения пар слов РОЗА — РОСА, КОЗА — КОСА.

11. ФИЗМИНУТКА: словесные игры с мячом.

Логопед кидает мяч ребенку, называя слово. Рбенок подбирает слово-антоним, содержащее звуки З-З’, С-С’, к названному логопедом слову. Кидает мяч логопеду, называя подобранное слово, интонационно выделяя звуки З-З’, С-С’:

  • храбрец — трус
  • чистота — грязь
  • болезнь — здоровье
  • лето — зима
  • добро — зло

им. прилаг.

  • низкий — высокий
  • широкий — узкий
  • тёмный — светлый
  • худой — толстый
  • печальный — весёлый
  • яркий — тусклый
  • голодный — сытый
  • расстегнуть — застегнуть
  • поднять — опустить
  • открыть — закрыть

свернуть — развернуть.

12. Игра: « БУКВЫ ШУТЯТ».

В словах поменяем букву З на букву С:

Роза — роса,

Коза — коса,

Зоя — соя,

Зайка — сайка.

С каждым словом пары придумать предложение.

Программное содержание: закреплять правильное произношение звуков [з] , [з,] в речи, продолжать учить определять позицию этих звуков в словах, совершенствовать навыки детей в проведении звуко-буквенного анализа слова, продолжать развивать фонематический слух, продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость.

Оборудование: предметные картинки со звуками [з] , [з,] (заяц, замок, забор, зуб, зима, зебра, зяблик, зонт, коза, мозаика, обезьяна, газеты) , буква З, схемы для определения позиции звука в словах, фишки, кассы, тетради, карандаши, символические ромашки для чтения.

I. Организационный момент.

1) Повторение изученного ранее материала.

Первыми сядут те дети, которые назовут слова, в которых есть звук н, а затем те, которые назовут слова со звуком нь.

Дети садятся в определенной последовательности. Если возникли затруднения, логопед предлагает вспомнить, чем твердый звук отличается от мягкого, и дать характеристику звукам н и нь.

II. Основной этап.

Сообщение темы.

1. Изучение нового материала.

Логопед показывает две картинки с изображением Зайца и Зебры, и предлагает определить первые звуки в этих словах.

2. Работа со звуками.

Произнесение звуков З, Зь. Наблюдение за артикуляцией с подключением

акустического и тактильно-вибрационного контроля. Характеристика

артикуляции звуков З, Зь:

  • губы в улыбке;
  • зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;
  • кончик языка упирается в нижние зубы;
  • посередине языка идет сильная, холодная воздушная струя;
  • голосовые связки работают.

Дети произносят эти звуки сначала тихо, затем громко.

Дети дают характеристику звукам З, Зь:

З – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом;

Зь – согласный, мягкий, звонкий; обозначаем зеленым цветом.

Логопед. Как вы определили, что звуки З, Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок) .

Как вы определили, что звуки З, Зь – звонкие? (Во время произнесения звуков З, Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)

Что общего? (Звуки З и Зь – согласные и звонкие.)

Чем отличаются эти звуки? (Звук З – твердый, звук Зь – мягкий.)

3. Развитие фонематического слуха:

Дифференциация звуков по твердости-мягкости.

Логопед предлагает взять в правую руку синий звуковой сигнал, а в левую –

зеленый. Логопед произносит звуки, слоги, слова со звуками З, Зь. Дети на

каждый слог поднимают соответствующий сигнальный квадрат. (Сигнал

синего цвета на звук З, сигнал зеленого цвета на звук Зь)

З, М, О, П, ЗЬ, ЗЬ, З, Ы, Й, Л, ЛЬ, З, З, ЗЬ, ЗЬ…

АЗ, УЗ, АЗЬ, МА, ЗИ, МЫ, ВА, ТО, УЗЬ, ЗЫ, ЗЯ, АВЬ, ТУ, ЗЮ, ЗО, ЗА, ЗЕ...

Зебра, зонт, козел, мама, машина, Зоя, злаки, зима, забор…

4. Звуки в слогах.

Игра «Запомни и повтори» :

Дети слушают и произносят слоги.

Зрительная гимнастика.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируем мышцу глаз.

Видеть будем скоро лучше,

Убедитесь вы сейчас.

5. Звуки в словах. Работа со схемами и фишками.

Логопед предлагает детям рассмотреть предметные картинки и определить,

какой звук есть в каждом из этих слов з, или зь и указать позицию звука в

слове. Дети самостоятельно выполняют задание, а затем один из детей

озвучивает, что получилось.

6. Физкультминутка.

Отдых наш - физкультминутка. - (шагаем на месте)

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите, - (движения руками: в стороны, вверх, в стороны,

Раз и два, раз и два!

7. Звуки [з] , [з,] во фразе.

Повтори скороговорки:

За-за-за - вот белая коза.

Зу-су-зу – я пасу козу.

За-за-за – на лугу коза.

За-за-за – здесь пасётся коза.

За-за-за - ест сочную траву коза.

Зы-зы-зы – будет молоко у белой козы.

Дети вслед за логопедом повторяют чистоговорки.

8. Развитие связной речи.

Логопед предлагает детям придумать свою чистоговорку со звуками з, зь.

9. Обучение грамоте:

а) Знакомство с графическим изображением звуков [з] , [з,] . Логопед

показывает детям букву з и предлагает подумать, на что похожа буква З, а

затем написать эту букву в тетрадях по образцу. Дети выполняют задание.

б) Работа с кассами. Выкладывание слогов за, уз, аз.

Логопед предлагает детям прибавить такую букву к слогу аз (в начало,

середину, или конец), чтобы получилось слово таз.

в) Звуко-буквенный анализ слова ТАЗ. (состоит из трех звуков, одного

слога, дают характеристику каждому звуку).

г) Чтение слогов по ромашке.

10. Итог НОД.

  1. Какие звуки мы сегодня с вами вспоминали? Дают их характеристику.
  2. С какой буквой мы сегодня познакомились?
  3. Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.