Конспект занятия на тему "Слово. Значение предметности, действия, признака"

Оксана Тимофеева
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Такие разные слова. Слово, обозначающее признак предмета»

«Такие разные слова . Слово , обозначающее признак предмета »

Цели :

Сформировать новое понятие о словах , ;

Учить дифференцировать слова- признаки от слов- предметов и слов-действий ;

- Развивать воображение , слуховое внимание и память;

I. Организационный момент.

Логопед и дети приветствуют друг друга :

Ну-ка, все - встали в круг,

За руки все взялись вдруг,

Будем рядом стоять – на вопросы отвечать.

Начинаем заниматься, будем с вами мы стараться ,

Повторять, не зевать, всё запоминать.

П. Повторение материала предыдущих занятий .

Отгадайте, о ком речь?

Летит, жужжит -. . Мычит, жует -. . Скачет, ржет -. . Лакает, мяукает-.. Лежит, сторожит-. . Плавает, молчит -. .. . Блеет, жует -. .. . Хрюкает, чавкает -. .

Прыгает, квакает -, Летает, порхает-, Рычит, воет -, Летает, гудит - …

III. Работа со словами , подбор слов , обозначающих признак предмета .

Игра «Секретики» .

Откройте баночку, возьмите картинку и ответьте на вопрос – «Назовите что у вас, а затем - какой у вас предмет

Дети открывают баночку с картинкой и называют к изображенному предмету слово – признак .

Например – красивая кукла, косолапый мишка и т. д.

Упражнение «Угадай-ка»

Выберите подходящий предмет , о чем я говорю

Зеленая, треугольная, колючая

Красный, круглый, воздушный

Желтый, овальный, кислый

А теперь вы загадайте свое слово , а ребята попробуют отгадать.

Физминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнём.

И домой пешком пойдём. (Ходьба на месте.)

IV. Закрепление.

1. Выбрать подходящие признаки к слову – предмету .

Ветер. (красивый, холодный, теплый, овальный) .

Осень … (веселая, пасмурная, страшная, дождливая)

Сапоги …. (бумажные, кожаные, меховые, резиновые)

2. Придумайте слова- признаки .

Настроение. (хорошее, веселое, тревожное, радостное, плохое) .

Поведение. (хорошее, примерное, отличное, плохое) .

Погода. (солнечная, хорошая, дождливая, холодная, ясная) .

V. Упражнение на развитие слухового внимания и памяти.

1. Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы : Нарисуйте слона. Расскажите, какой был слон.

Однажды я была в зоопарке и увидела слона. Слон был серый и огромный, в тяжелых складках. Ноги толстые, как столбы. Хобот длинный. Голова большая. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. (По Л. И. Куприну.)

Вопросы :

Где я увидела слона? Какой был слон? Какие ноги у слона? Какой хвост? Какая голова у слона? Какие уши? Какие глаза

2. Выбирайте слова - признаки из рассказа и выкладывайте полоску на каждое слово – признак .

3. Нарисуй слона. Чего у него не хватает, дорисуй.

7. Итог урока. Рефлексия.

Логопед : «С какими новыми словами вы познакомились ? Что вы о них узнали?

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД по развитию речи и художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Зимние развлечения» Тема:"Зимние развлечения" Вид: Интегрированная непосредственная образовательная деятельность по развитию речи и художественно - эстетическому.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «Зь» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «Зь». Программное содержание:.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки [П], [П’]» Цель: создать условия для формирования правильного произношения звуков п, пь. Задачи: упражнять в правильном и отчетливом произношении.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну красивой речи». Итоговое мероприятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи.» Цели: -Формировать умения обогащать и классифицировать.

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи «Путешествие в Стране правильной речи» Конспект логопедического занятия по развитию связной речи с детьми старшей логопедической группы. (ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ) ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ.

Тема: «Знакомство со словами, обозначающими признак предмета»

Цели: 1.Закрепить представления о словах, обозначающих предмет и действие предмета. Познакомить со словами, обозначающими признак предмета (на какие вопросы отвечают, их графическое изображение). Совершенствовать навыки словообразования. Обогащать словарный запас. 2.Развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику. Совершенствовать психические процессы: ориентировку в пространстве, восприятие, внимание, память. 3.Воспитывать нравственно-духовные качества личности, через умение слушать собеседника, работать в сотрудничестве (в паре); умение анализировать жизненную ситуацию, выделяя нравственную сторону в поступках героев.

Ход занятия:

I . Речевая разминка

Сядет тот, кто повторит за мной без ошибок выражение:

*У нас гость унёс трость.

*Тридцать три вагона в ряд, тараторят, тарахтят.

*У ёлки иголки колки.

*Краб крабу сделал грабли.

II . Организационный момент

Игра "Вершки и корешки" (развитие ориентировки в пространстве)

У одних овощей мы едим то, что растёт на поверхности земли (вершки), а у других - то, что находится в земле (корешки).

Поднимите правую руку, если в названном овоще в пищу идёт "вершок", если "корешок", то левую руку.

Слова: капуста, репа, помидор, огурец, картофель, яблоко, перец, кабачок, редис, морковь, банан, баклажан

III . Повторение пройденного материала

Назовите любое слово, обозначающее предмет. На какой вопрос отвечает оно?

Подберите к своему слову действие, которое может совершать этот предмет.

Поставьте вопрос от слова-предмета к слову действию и наоборот.

IV . Основная часть

1.Знакомство со словами, обозначающими признак предметов (игра "Чудесный мешочек") - ученик достаёт предмет груша.

Что у тебя в руках? Скажи, какая она по цвету? форме? вспомни её вкус? Логопед выставляет предметную картинку груша и её слова-признаки на доске:

груша - зелёная, треугольная, сладкая

К предмету - груша, мы подобрали слова, обозначающие признаки этого предмета. Перечислите эти слова.

Что мы узнали о груше с помощью этих слов? (то, какая она: зелёная, треугольная, сладкая).

По аналогии подбираются признаки к словам: лимон и яблоко:

лимон - жёлтый, овальный, кислый

яблоко - красное, круглое, сочное

Какой вопрос я задавала вам, чтобы узнать про яблоко? грушу? лимон? (выставляются вопросы на доску напротив слов-признаков).

Какое? Какая? Какой?

Сегодня, мы будем работать со словами, которые обозначают признак предметов.

2. Упражнение "Подбери слова" (индивидуальная работа)

У вас на столах находятся предметные картинки и вопросы, которые задаются к словам-признакам. Необходимо подобрать к своим картинкам вопрос, подходящий к этому предмету и ответить на него.

Предметные картинки: мяч, стол, петух, солнце, лиса, озеро, кастрюля, дождь, бабочка (по 5 картинок каждому ребёнку)

Как вы думаете, для чего нам нужны слова, обозначающие признак предметов? (ответы детей)

В русском языке эти слова являются частью речи, которая называется прилагательным. Эти слова необходимы для точности описания предмета, для образности и украшения нашей речи. Подчёркиваются они волнистой линией.

3.Физминутка

Мы шагаем по дороге

Поднимаем наши ноги

Быстро-быстро побежали,

А потом присели, встали

Прыг-скок, прыг-скок,

А потом присели - всё!

Пальчиковая гимнастика (с массажным мячиком)

В руку мячик я возьму -

раз сожму, два сожму,

И в другую положу -

раз сожму, два сожму,

Меж ладошек положу -

покружу-покружу,

По всем пальчикам пройду

И на место положу.

4.Оформление тетрадей. Работа по карточкам (развитие навыка словообразования)

Решите пример и запишите словосочетание, которое получится из слов, путём сложения:

солнце + день; дом + уют; яблоко + сок; снег + баба

Проверка (на доску выставляется образец логопеда):

5.Работа с деформированным текстом (в парах)

Перед вами текст, в котором все предложения перепутаны местами.

Необходимо записать предложения в правильной последовательности.

Прочитайте полученный текст, о чём он? Как поступила Катя? Что вы можете сказать о её поступке?

Найдите в каждом предложении слово, обозначающее признак предмета и подчеркните волнистой чертой (проверка).

V . Закрепление пройденного материала (игра с перекидыванием мяча)

Логопед "бросает" слово-предмет, а ученик-слово, обозначающее его признак.

Например: логопед - небо, ученик - голубое.

Слова: мяч, книга, заяц, солнце, дом, снег, петух, помидор, кукла, сок, цветок.

VI . Итог. Оценка.

Наше занятие подошло к завершению.

С какими словами мы сегодня работали?

На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета?

Для чего нужны слова-признаки в нашей речи?

Ребята, вы молодцы! Все хорошо работали! У вас на столах находятся "смайлики". Оцените себя, прикрепив смайлик на доску под оценкой, которую вы поставили себе за работу на занятии.

Латухина И.Г., учитель-логопед, г. Усть-Илимск Иркутской области.

Тема: Слова, обозначающие признак предмета.

Цели: 1.Закрепить представления о словах, обозначающих предмет и действие предмета.

Познакомить со словами, обозначающими признак предмета (на какие

вопросы отвечают, их графическое изображение). Учить задавать вопросы к

словам-признакам, находить их с помощью вопросов. Совершенствовать навыки

словообразования. Обогащать словарный запас.

2.Развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику. Совершенствовать

психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление.

3.Воспитывать нравственно-духовные качества личности, через умение слушать

собеседника, работать в сотрудничестве (в паре); умение анализировать

жизненную ситуацию, выделяя нравственную сторону в поступках героев.

Ход: I. Речевая разминка

Сядет тот, кто повторит за мной без ошибок выражение:

*У нас гость унёс трость. * Краб крабу сделал грабли. * На прилавке булавки, на полке - иголки. *Тридцать три вагона в ряд, тараторят, тарахтят.

*У ёлки иголки колки.

II. Организационный момент

Игра "Вершки и корешки" (развитие межполушарных взаимодействий головного мозга)

У одних овощей мы едим то, что растёт на поверхности земли (вершки), а у других - то, что находится в земле (корешки).

Поднимите правую руку, если в названном овоще в пищу идёт "вершок", если "корешок", то левую руку:

капуста, репа, помидор, огурец, картофель, яблоко, перец, кабачок, редис, морковь, банан, баклажан

III. Повторение пройденного материала

Назовите любое слово, обозначающее предмет. На какой вопрос отвечает оно?

Подберите к своему слову действие, которое может совершать этот предмет.

Поставьте вопрос от слова-предмета к слову действию и наоборот.

IV. Основная часть

1. Знакомство со словами, обозначающими признаки предметов (игра "Чудесный мешочек") - ученик достаёт предмет яблоко.

Что у тебя в руках?

Скажи, какое оно по цвету? величине? вкусу? (педагог выставляет слова на доске)

К предмету - яблоко, мы подобрали слова, обозначающие слова этого предмета.

Что нам помогли узнать эти слова? (то, какой предмет).

по аналогии: груша, лимон

Какой вопрос я задавала вам, чтобы узнать про яблоко, грушу, лимон? (выставляются вопросы на доску).

Сегодня, мы будем работать со словами, обозначающими признаки предметов.

2. Упражнение "Подбери слова" (индивидуальная работа)

У вас на столах находятся предметные картинки, со словами-признаками предметов и вопросы к словам-признакам. Необходимо подобрать к своим картинкам вопрос и слова-признаки, подходящие к этому предмету. (проверка)

Как вы думаете, для чего нам нужны слова, обозначающие признаки предметов? (ответы детей)

В русском языке эти слова являются частью речи, которая называется прилагательным и подчёркивается волнистой линией.

3.Физ.минутка,пальчиковая гимнастика

4.Оформление тетрадей. Работа по карточкам (словообразование)

Записать словосочетание из слов:

солнце + день, дом + уют, яблоко + сок, снег + баба

5.Работа с деформированным текстом (в парах)

Перед вами текст, в котором все предложения перепутаны местами. Необходимо составить и записать предложения в правильной последовательности.

Найдите в каждом предложении слово, обозначающее признак предмета и подчеркните волнистой чертой. (проверка)

ТЕКСТ: 2. Учились они во втором классе.

1. В большом автобусе ехали Катя и Надя.

4. Катя уступила тёплое место бабушке.

3. В автобус вошла старенькая бабушка.

Прочитайте полученный текст, о чём он? Как поступила Катя? Что вы можете сказать о её поступке?

V. Закрепление пройденного материала (игра с перекидыванием мяча)

Педагог "бросает" слово-предмет, ученик-слово, обозначающее его признак.

VI. Итог. Оценка.

Наше занятие подошло к завершению. С какими словами мы сегодня работали? На какие вопросы отвечали эти слова?

Все молодцы! Все хорошо работали! У вас на столах находятся "смайлики" настроения. Какое у вас настроение после нашего занятия, такой смайлик и прикрепите на доску.

Тема: Слова, которые называют признаки предметов.

Цель:

  1. Познакомить с понятием признак. Соотношение с вопросами, какой? Какая? Какое?
  2. Развивать навыки в подборе признаков к предметам с помощью вопросов. Развитие диалогической речи: постановка вопросов к предметным картинкам и ответы на них.
  3. Воспитывать культуру речи.

Оборудование: цветные карандаши, предмет, картинки, «овощи», тетради, карточки текстов, чудесный мешочек, овощи, фрукты.

Ход занятия.

1. Орг. момент

2. Артикуляционная гимнастика

а) чистоговорки
ка – ка – ка вот течёт река Ока
ко – ко – ко там рыбак не далеко
ке – ке – ке ловит рыбу на Оке
ку – ку – ку нет удачи рыбаку.

б) Минутка чтения.
в) Сроговорка
33 вагона в ряд
Тараторят тарахтят.

3. Сообщение темы занятия
Игра «Цветные карандаши»
Каждый ученик получает цветные карандаши и придумывает 5 слов с тем звуком, на который начинается название цвета.
-Назовите каждый цвет своего карандаша. Чтобы узнать цвет карандаша какой мы ставим вопрос как вы думаете?
Слова, которые отвечают на вопрос какой? И обозначают признак предмета.

4. Ознакомление со словами - признаками

1. Беседа о словах, которые обозначают признак предмета.
Представьте себе ровную асфальтированную дорогу и лесную летнюю поляну. Как утомительно смотреть на серое однообразие первой, как радует глас второе. Каких только нет там форм, размеров, окрасок: зелёные, стройные, высокие узорные, тонкие, белые, длинные, голубые, круглые и т.д. Всё это разнообразие передаётся с помощью признаков предметов или ещё как принято называть с помощью прилагательных.
Что бы мы ни делали, где бы мы ни были, мы постоянно стремимся называть не только предмет, но и изменить его.

2. Серия предметных картинок «Овощи»
-Какой помидор (большой), а этот? (маленький)
-Какого цвета помидор? (красный, зелёный)
-Какая морковь? (оранжевая, вкусная, длинная, хрустящая)
-Какие огурцы?

Чтобы узнать какие предметы надо задать вопросы, какой? Какая? Какое?

3. От слов, обозначающих названия предметов, образуйте однокоренные слова, обозначающие признаки предметов.
Составьте с ними предложения. Запишите два предложения в тетрадь, поставьте в словах которые обозначают признак предмета ударение.
Двор – дворовый Лень -
Зуб - Дождь -
Зима – Грязь -
Мороз - Мясо

5. Физ. минутка

Дети шли, шли, шли
В огород они зашли
Там увидели урода,
И скорей из огорода.



6. Закрепление понятий «слова – признаки».

1) Запишите ответы на вопросы.
Салат из капусты? (капустный)
Из свеклы? (свекольный)
Пюре из картошки, какое пюре? (картофельное)
Поставьте вопрос.
2) Подберите слово.
Серый, хищный, жадный …..
Рыжая, хитрая, ловкая …..
Косой, слабый, трусливый ….
Большой, косолапый ……
Солнечный, весёлый …..
Ясная, холодная …..
Серое, хмурое …..

3) Спишите текст из нескольких предложений и пропустите в нём слова, которые называют признак предмета. Этот текст не показывайте другим играющим. Пусть остальные называют слова которые обозначают признак, а вы вписывайте их в свои тексты. Прочтите, что получилось. Почему текст получился смешным?

Примерные тексты.

«На реке»
на реке раскрылись белые кувшинки. Над водой склонилась тонкая ива. Около ивы резвятся стрекозы. Дикая утка вывела из кустов маленьких утят.

«Гроза»
Небо потемнело. Поднялся сильный ветер. Закружились в воздухе зелёные листочки. Перестали квакать весёлые лягушки. Замолкли птицы. В небе сверкнула ослепительная молния. Хлынул сильный дождь.

«Летом»
По лесу протекала маленькая речка. Под водой резвился зеркальный карп. Над водой кружились стрекозы. У берега качались белые кувшинки. На берегу загорали весёлые ребятишки.

7. Развитие осязания
Проводятся игры «Что в мешочке?» «Узнай по вкусу».

8. Итог занятия.

Разработала учитель-логопед:

Шишмакова Марина Анатольевна

МА ДОУ "Детский сад № 203" г. Пермь

Цели:

1) Количественный рост словаря за счет усвоения новых слов и их значений.

2) Качественное обогащение словаря путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний.

3) Упражнять учащихся морфологическом анализе и синтезе слов; наблюдать над такими явлениями, как синонимы и антонимы.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед - Загадывает детям загадки:

Сам алый, сахарный,

Кафтан, зеленый, бархатный (арбуз).

Логопед - Какие слова помогли ее отгадать.

Дети - Алый, сахарный, зеленый, бархатный.

Логопед - Сравните два текста.

Наступила зима Наступила холодная зима

Выпал снег Выпал пушистый снег

Ударили морозы Ударили сильные морозы

Льдом покрылась река Льдом покрылась широкая река

Логопед - Какой текст удачнее?

Дети - Второй, там есть слова: холодная, пушистый, сильные, широкая.

Логопед - Для чего нужны эти слова?

Дети - Они украшают нашу речь, делают ее красивой, выразительной.

2. Сообщение темы.

Логопед - Это слова, обозначающие признаки предметов.

Определяю я предметы,

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

3. Упражнения в распознавании слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Проведите стрелки от слов первого столбика к словам второго столбика.

Сердце Золотая

Руки Золотое

Кольцо Золотой

Лист Золотые

Пшеница Золотое

Логопед - Какие слова используются здесь в переносном значении?

Дети - Все слова, кроме слова «кольцо»

Логопед - Объясните, что обозначает каждое выражение: золотое сердце (доброе), золотые руки (умелые), золотой лист (желтый), золотая пшеница (созревшая, спелая).

Логопед - Все эти слова обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Поставьте слова в нужную форму:

Добрый (утро, день, ночь)

Логопед - Догадайтесь, о чем идет речь?

Круглое, сочное, румяное (яблоко)

Мягкий, пшеничный, поджаристый (хлеб)

Зеленый, продолговатый, хрустящий (огурец)

Белоствольная, кудрявая (березка)

Логопед - Какие слова помогли догадаться, о чем идет речь? На какие вопросы они отвечают.

Дети - слова которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какое? какой? какая?

Физминутка.

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили:

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем несладкий.

Раз - подбросим,

Два - поймаем,

Три - уроним и сломаем!

4. Устранение аграмматической дислексии и дисграфии.

К названию предмета подберите слово, отвечающее на вопросы какой? какая? какое? какие?

Дом Шуба Платье Дни

Аквариум Книга Солнце Морозы

С двумя словосочетаниями составьте предложения.

Подберите к словам, слова близкие по смыслу:

черствый хлеб - (несвежий)

легкая задача - (простая)

Подберите слова противоположные по смыслу:

черствый хлеб - (свежий)

легкая задача - (трудная)

5. Грамота.

Ребусы. Изографы. «Допиши буквы».

Л- Вы наверное, помните, какие характеристики даются в баснях и сказках медведю, зайцу, волку, лисе, вороне, сороке. Допишите к данным словам признаки.

Медведь (какой?) Лиса (какая?)

Заяц (какой?) Ворона (какая?)

Волк (какой?) Сорока (какая?)

Слова для справок: трусливый, зубастый, неуклюжий, хитрая, болтливая, глупая.

Прочитай ряды слов. Назови слова, обозначающие признак предмета.

Дождь, дождливый, дождит.

Слеза, слезный, прослезился.

Мороз, морозный, морозит.

Логопед - С какими словами связаны по смыслу слова, обозначающие признаки?

Дети - Они связаны со словами, обозначающими предметы.

6. Итог занятия.

Над какой темой работали?

Что запомнили?

Ещё по данной теме: