Мир слепых: что видят незрячие люди? Что видят слепые люди? Может ли слепой жить один.

Реальные истории реальных людей, которых я узнала, работая в специальной библиотеке для слепых. Зрячему невозможно прочувствовать их боль и отчаянье. Завяжите глаза и пройдите по дороге несколько метров. Вы не сможете, потому что инстинктивно сорвете с глаз повязку. Они сделать это НЕ МОГУТ.

Если со слепым пройдешь сорок шагов, то попадешь в рай
Коран


Она стала слепнуть двадцать лет назад. Сначала один глаз, через несколько лет, после болезни и сильнейшего стресса стал слабеть и второй. В мир слепых людей она вошла, когда ее детям было всего четыре и два года.

Маленькие дети требовали внимания, с любимой работой воспитателя детского сада пришлось расстаться. От полного отчаяния ее спасло то, что надо было часто выходить к врачам, лежать в больнице. Именно там она обнаружила, что не одна такая.

Жизненный опыт показал, что до тех пор, пока не столкнешься с каким-либо заболеванием вплотную, об этом не знаешь. Расширять свой кругозор в этом направлении не очень приятное занятие для здорового человека. Перед тем же, кого коснулась беда, встает выбор: выходить на тропу познания в поисках решения или замкнуться на своем несчастье.

Слепота, настигшая взрослого, разделяет его жизнь на две неравные части. Чувственно проходя через отчаянье, обиды, душевную боль, разочарование, человек выходит на сознательное понимание своей ситуации. Приходится учиться жить в совершенно ином мире, в котором утерян один из органов восприятия реальности. Она научилась.

Слепые люди в обществе и в семье

У незрячего человека есть окружение - это близкие родственники, друзья, коллеги. И они тоже стоят перед выбором: помогать и участвовать или устраниться. Каждый случай уникален принятым решением обеих сторон. В целом эти решения индивидуальны, а в общем - характеризуют общество, в котором живет инвалид.

Вот как определил сопричастных к нашей героине людей ее друг:


  • Есть друзья - их немного, и они никогда не оставят в беде;

  • Есть приятели, которым приятно проводить время с ней - веселой и жизнерадостной, но когда веселость исчезает, они исчезают тоже;

  • Есть товарищи, которые ищут выгоду (товар) в отношениях. Они тоже растворяются, когда общение не приносит выгоды.

Человек может искренне сочувствовать инвалидам эпизодически, например, когда видит, как слепые с тростью переходят дорогу. Первым побуждением будет оказать помощь слепым людям. Это так естественно!

Совсем другое дело, когда слепой человек — член семьи. В этом случае постоянный контакт выявляет проблемы взаимоотношений, корни которых скрыты в бессознательном. Чтобы разобраться в этом, сравним две ситуации:

1. Когда слабовидящий или слепой в семье.


  • Потеря зрения произошла вследствие болезни или с возрастом.

  • Человек слепой от рождения.

2. Когда зрячие люди работают со слепыми.

Начнем со второго пункта.

Когда работа зрячего человека связана со слепыми, например, в Доме-интернате для престарелых и инвалидов, в специальном учебном заведении, в специальной библиотеке для слепых, видящий специалист, как правило, подготовлен психологически. В идеале - он понимает особенности людей, у которых отсутствует зрение, адекватно воспринимает неловкие ситуации, в которые может попасть человек, и способен своевременно оказать необходимую помощь.

В первом случае люди сталкиваются с ситуацией чаще всего неожиданно. И реагируют на свалившуюся беду по-разному. Зависит это от особенностей психики, заданных при рождении. Разобраться в причинах и следствиях разных реакций нам поможет Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Психологические особенности слепых и зрячих - общее и частное

Друг нашей героини, разделивший людей на разные группы, подметил естественные закономерности поведения, заложенные природно, опираясь на свою наблюдательность. В этой случайной классификации он объединил людей по одинаковым признакам, как бы рассортировал и где-то осудил.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана не «сортирует» людей по внешним признакам, не осуждает, а оперирует только закономерностями, констатируя факты. Каждый вектор развивается в заданных условиях до определенного уровня, и человек проявляет себя в жизни соответственно.


Он может быть победителем или неудачником, в зависимости от условий жизни и установок, заданных родителями и обществом. Это в равной степени касается как здоровых людей, так и инвалидов. Просто для человека, потерявшего зрение, реакции вектора (то есть его психики) на окружающее обостряются в разы.

Казалось бы, слабовидящие и слепые люди в похожих состояниях, но одни перекладывают всю ответственность за себя на близких, на общество, на врачей и даже не пытаются осваивать пространство. Другие преодолевают свои ограничения и активно действуют в социуме и семье, передвигаются в пространстве. Осваивают компьютер, используют любую возможность реабилитироваться.

В системно-векторной психологии такое различное поведение людей с похожими проблемами становится понятным. Если психология разделяет людей по типам темперамента, акцентуациям характера и многим другим признакам, то СВП видит человека целостно через врожденные свойства, их сочетание и развитость. Как это возможно?

Вектор - это совокупность свойств, включающих как внешние признаки, так и внутренние, психические. Образ мышления, реакции, характерные слова, желания, отношение к времени.

Как живут слепые люди, системно можно рассмотреть через восприятие времени. В анальном векторе - приоритет прошлого. Прекрасная память, которая необходима для выполнения видовой роли - накопления и передачи опыта. Такие люди медлительны и очень обстоятельны. Когда анальный человек теряет зрение, в состоянии стресса может впасть в ступор, обостряется страх будущего.

Мысли о прошлом, сожаление о потерях могут завладеть им. Но человек, который реализовал свои свойства в течение жизни, все-таки справляется с новой и очень чувствительной для него ситуацией. Такой анально-зрительный фотограф есть среди моих читателей. Ему 81 год. Спокойная житейская мудрость, умение проанализировать свое состояние и принять его без претензий - это говорит о развитом и реализованном в своих векторах человеке. А то, как его дети и внук заботятся о нем, говорит о его душевных качествах само за себя.

В системно-векторной психологии мысль о том, как важно сохранять инвалидов и стариков, проходит красной нитью. Бессознательно мы видим в них наше будущее. И если самые беззащитные члены общества окружены заботой - нас будущее не страшит.

Более подробно об анальном векторе, о его свойствах можно узнать на бесплатном онлайн-тренинге.

Глаза - окно в мир, а зрительный вектор - окно души в этот мир

Каждому вектору соответствует особая чувствительная зона. Эта зона первая принимает на себя все стрессы и реагирует на них соответственно особенностям вектора.

В зрительном векторе это глаза. Из пяти органов чувств это едва ли не самый значимый! 90 % информации об окружающем мире мы получаем с помощью зрения.


Особенно ранимы в этом отношении дети со зрительным вектором. Стрессом для такого ребенка может стать потеря любимой игрушки или смерть домашнего любимца - котика, собачки, птички, - с которыми была эмоциональная связь, точнее, некий суррогат такой связи, ее замена при нехватке общения с близкими.

Потрясение бывает настолько сильным, что зрение падает катастрофически. Поэтому системно-векторная психология опровергает рекомендации некоторых психологов завести дома живую зверушку, якобы для воспитания чувств. Только эмоциональная связь - сначала с мамой, а затем уже с другими людьми - дает полноту ощущений жизни.

Невозможно переоценить эту связь для слепого человека, особенно если у него есть зрительный вектор. Смысл жизни для него в любви - об этом вам скажет любая зрительная девочка. Когда же свет гаснет, в темноте смысл теряется, помочь ослепшему могут только самые близкие люди. Они становятся его глазами.

Психика современного человека может включать в себя от двух до пяти векторов. Верхний зрительный вектор всегда задан с нижним - одним или несколькими из четырех. В зависимости от такой связки формируется психика человека и его реакция на стрессовую ситуацию.

Проблемы слепых людей

Жизнь слепого человека - это ежесекундная борьба по преодолению пространства, которое он не видит. В этой борьбе между отчаяньем и оптимизмом, среди дверных косяков и ступенек, с ярким солнцем в незрячие глаза и серой, колыхающейся массой, в которую надо войти, нащупать тростью неровности дороги или довериться собаке поводырю, есть как победители, так и побежденные.

Перед глазами два эпизода: в одном - женщина, совершенно невидящая, смеется, оступившись на тротуаре. Она, потеряв зрение уже взрослой, нашла в себе силы и реализовала способности организатора, училась по специальной программе, успешно руководит вокальным ансамблем, в котором поют слепые. Природа наделила ее кожным вектором в сочетании с анальным. Она готова учиться новому, организовывать и руководить.

Во втором - имеющая остаточное зрение, то есть что-то видящая, застыла посреди холла в ожидании, когда ей подадут пальто и возьмут за руку. В этой застывшей неуверенной фигуре столько боли, что кажется пол под ее ногами прогибается. Анально-зрительная, моя читательница, пишет стихи. В обществе слепых издано два ее сборника. Стихи о природе, деревенской жизни, о предательстве и несбывшейся любви навевают грусть. Грустью и обидами полна душа пожилой женщины.

Как разобраться во всех перипетиях судьбы человека, уже прожившего долгую жизнь? Начинать всегда приходится с детства. Этот процесс тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана проводит с ювелирной точностью, затрагивая глубины бессознательного и высвобождая скрытые там проблемы.


Слепому человеку так же, как и любому другому, жизнь предлагает пути развития. Освоение новых знаний и навыков сродни выходу за горизонт привычного восприятия. Становится страшно выйти из своей «ракушки», и тогда придумываются отговорки и оправдания своей пассивности. У каждого они свои, но в целом похожи.

Пример с предложением освоить компьютер со специальной программой для слабовидящих. Отговорка: у меня нет компьютера. Прошло два года, человек спохватился. А ведь за это время можно было и ноутбук купить, и программу освоить, и информацию необходимую получать. Глядишь, и обиды бы растворились.

Закрывшись в себе, декларируя свои принципы - я справлюсь сама/сам, человек, лишенный возможности видеть, отделяет себя от всего мира. Он или она как бы живут в комнате с выключенным светом. Должен быть рядом тот, кто войдет в эту одинокую комнату, возьмет слепого за руку и поведет за собой. Этот кто-то - близкий человек, понимающий психические свойства, способный сопереживать.

Кира и другие слепые

За ширмой видимого благополучия, транслируемого в рассказах о слепых людях, достигнувших успеха, есть и другие истории, полные драматизма.

Сделать вид, что их не существует? Не получается! Эти люди рядом с нами, часто они скрывают свои состояния за внешней бодростью, но когда отчаянье накрывает, им так необходима дружеская поддержка. Поговорить, подержаться за чью-то руку, почувствовать, что ты нужен.

В жизненном сценарии человека, потерявшего зрение, есть начало, скрытое в детстве. Системно-векторная психология говорит о нем как о чувстве защищенности и безопасности, которое передает ребенку мать. Это чувство создает некий иммунитет против несчастливой жизни, что бы ни случилось. Если же этого «иммунитета» нет, то несчастье в полной мере завладевает человеком, как это случилось с одной из моих читательниц.

Ее история потрясла меня своей безысходностью, одновременно подтвердив все исследования системно-векторной психологии Юрия Бурлана в области человеческой судьбы. И хотя в жизни шестидесятидвухлетней женщины трудно что-либо изменить, знать такие истории как предостережение необходимо.

Точное описание сценария битой кожно-зрительной девочки показано в СВП. По этому сценарию и сложилась жизнь Киры.

В детстве ее жестоко бил отец, вышла замуж без любви - уговорили подруги, нарисовав радужные перспективы. Притянула к себе садиста, который издевался над ней и ребенком. В результате ускорилось проявление генетического заболевания синдром Ушера - а это слепота и потеря слуха.

Сын, которого папаша бил по голове с раннего детства, оказался необучаемым. После долгих мытарств - жизнь с эпилепсией и глухотой в специнтернате, с неоднократными попытками побега.


Кира - стройная, спортивная, аккуратная - образец кожно-зрительной женщины. Слушает книги, поет в ансамбле и… плачет, плачет, плачет!

Информацию о программе несчастной судьбы, о том, что побои провоцируют привыкание и бессознательное удовольствие, вследствие выделения мозгом защитных природных опиатов, воспринимает с недоверием: как это — получать удовольствие от побоев?

Невозможно поверить в то, что несчастная жизнь - это твой собственный выбор, а не происки каких-то неизвестных сил. В подобной ситуации может оказаться любой. Оправдать жизнь страдающих людей можно, только понимая обстановку, в которой они росли, не получая защиты от своих родителей. Когда детство проходит под градом ударов и мата, кажется, что так живут все, и самостоятельно вырваться из этого ада человек не может.

После черепно-мозговой травмы, полученной от мужа-садиста, Кира рассталась со своим мучителем. Ему было предложено на выбор два варианта - тюрьма или съехать в общежитие. И этот «храбрец» испугался тюрьмы.

Понять, что чувствует слепой человек, правильно выстроить с ним отношения, наверное, хотят все близкие к нему люди. Не всегда это получается. Нехватка эмоциональных связей в семье порой пробуждает безумную агрессию. Так, в сорок лет молодой еще человек, ослепнув, оказался в Доме-интернате. Не смог жить в одной квартире с братом - ненависть зашкаливала. Да и на новом месте жительства проявляет себя не очень адекватно - всех держит в напряжении.

Кто виноват и что делать?

Слепые люди - жизнь - это реабилитация для всех

Неумолимая статистика свидетельствует о том, что количество слепых и слабовидящих людей в мире неуклонно растет. Сегодня их около 39 миллионов. И каждую минуту в мире теряет зрение один человек. Причины разные - возрастные изменения, сахарный диабет, травмы, онкологические заболевания и заболевания глаз.

Каждый подобный случай - это жизненная драма, в которую вовлечены окружающие - семья, коллеги, врачи, работники сферы обслуживания. Реабилитация включает в себя всех. Какими бы суперсовременными средствами нИ снабдили слепого, один он не сможет полноценно жить.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объединяет людей с разными векторами в единое целое, напоминая нам о том, что мы принадлежим к одному виду - Человек. А значит, реабилитация слепых - это наше общее дело.

Очень важное место занимает психологическая грамотность. Не только для тех, кто работает со слепыми! Нам всем необходимы эти знания, как компас в море человечества. Понимание своей внутренней сути исключит ошибки в общении, в воспитании детей , а значит, поможет сохранить здоровье и станет мощной профилактикой потери зрения.



Зарегистрироваться на бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана можно .

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Очень часто людей с хорошим зрением интересует вопрос: что видят слепые. Многие думают, что они видят черный цвет с примесью светящихся пятен (именно это мы видим, когда зажмуриваем глаза). Однако это не совсем так. Картина мира слепого человека зависит во многом от возраста, в котором он потерял зрение. Если это произошло в зрелости, то он будет мыслить, как зрячий, и воспринимать солнце желтым, а траву зеленой. Если же человек родился слепым, то он попросту не знает, как выглядит темнота или золотое свечение. Поэтому, спросив его о том, что он видит, скорее всего, он ответит: «Пустоту», и не соврет.

Давайте проведем простой эксперимент и взглянем на мир глазами незрячего человека. Для этого необходимо закрыть один глаз рукой, а другим сосредоточиться на каком-нибудь предмете. А сейчас ответьте на вопрос: что видит ваш закрытый глаз? Правильно, он видит пустоту.

Сны слепых

Отметим, что со снами примерно та же ситуация. Человек, потерявший зрение в зрелом возрасте, расскажет вам, что поначалу он видел сны с красочными картинками. Затем все это исчезло, и на смену изображениям пришли звуки, запахи и осязательные ощущения. При этом человек, который слеп от рождения, не увидит в снах абсолютно ничего.

Предположим, нам снится песчаный пляж. Зрячий сможет насладиться всеми деталями этого места: лазурный океан, берег с белым песком, разноцветный гамак и яркое солнце. Слепой от рождения почувствует запах морской воды, дуновение ветра, жар солнца, услышит звук набегающей волны, ощутит песок на своих пальцах. Слепой с самого детства видеоблогер Томи Эдиссон описывает свои сны так:

Мне снится то же самое, что и вам. Например, я могу сидеть на футбольном матче, а через мгновение оказаться на своем дне рождения, когда мне исполнилось семь лет.

Ничего из вышеописанного он, конечно, не видит. Его сны состоят из звуков, вкусов, тактильных ощущений и запахов. Именно эти чувства помогают Томи Эдиссону, как и любому другому слепому, ориентироваться в пространстве наяву и во сне.

Видят ли яркий свет слепые?

На протяжении нескольких десятилетий ученые задаются вопросом: видят ли хоть что-то слепые люди. В 1923 г. аспирант из Гарвардского университета Клайд Килер в ходе научного эксперимента выяснил, что они не видят, но их зрачки могут реагировать на яркий свет.

Спустя 80 лет, его коллеги из Гарварда продолжили исследование и обнаружили в глазу специальные светочувствительные клетки ipRGCs. Оказалось, что они находятся в нервах, которые проводят сигналы от сетчатки глаза к мозгу. Клетки ipRGCs реагируют на свет, но при этом никак не влияют на зрение. Такие клетки есть у большинства людей и животных, поэтому даже полностью слепые могут видеть яркий свет.

Туннельное зрение

Кроме полностью слепых, есть еще и слабовидящие. К этой категории относятся люди с туннельным зрением.

Согласно Большому энциклопедическому словарю, «туннельное зрение - это болезненное состояние, при котором человек теряет способность к периферическому (боковому) обзору. Изображение воспринимается лишь в определенном узком радиусе, попадающем на центральную область сетчатки глаза».

Человек с туннельным зрением смотрит как будто в трубу. Он не замечает движущиеся рядом с ним объекты, перестает ориентироваться в пространстве. Причины возникновения этого нарушения могут быть разные, среди них: кислородное голодание, серьезная кровопотеря, резкий перепад давления, галлюциногены и некоторые другие препараты, резкий выброс норадреналина (реакция «бей или беги»), азотное отравление (кессонная болезнь), осложнения лазерной терапии, катаракта, глаукома, дегенерация сетчатки и многое другое.

Эффект туннельного зрения может быть временным (отлив крови от головы у космонавтов и летчиков сопровождается такими симптомами) и хроническим. Единой схемы помочь людям с этим заболеванием не существует. Некоторые врачи назначают медикаментозное лечение, другие предлагают воспользоваться специальными устройствами, разработанными для людей с туннельным зрением. В их числе очки, созданные по обратному принципу бинокля. Они охватывают все происходящее сбоку. Однако это изобретение не пользуется популярностью у пациентов, т.к. уменьшает предметы, тем самым мешая объективному восприятию окружающего мира. Также есть очки с камерами, которые снимают все происходящее вокруг человека и транслируют изображение на маленькие экраны.

Юридическая слепота

Еще одним нарушением зрения является юридическая слепота. Ее стадии:

  • От 20/200 до 20/400: считается серьезным нарушением зрения или тяжёлой формой снижения зрения. Человек видит большие предметы и людей, различает цвета, однако все не в фокусе.
  • От 20/500 до 20/1000: считается глубоким нарушением зрения или глубокой потерей зрения. Пациент теряет периферическое зрение, перестает воспринимать цвета. Все окружающее предстает для него в густом тумане.
  • Более 20/1000: считается почти полным нарушением зрения или почти полной слепотой. Человек не видит даже свет.

Напомним, за норму принята острота зрения, выраженная в значениях: 1,0, 20/20 или 6/6.

Монохромазия

Монохромазия - это врожденная полная цветовая слепота. Монохроматы видят мир в черно-белых тонах. В более сложных случаях у них наблюдается светобоязнь и полная потеря зрения.

Диагностировать заболевание можно в самом раннем детстве. Первый сигнал: ребенок не различает цвета.

Все дело в том, что у здорового человека полноценно функционируют 3 колбочковых механизма, при монохромазии работа колбочек - периферических отростков у светочувствительных клеток сетчатки глаза - нарушается. Поэтому весь окружающий мир окрашивается в черно-белую палитру. Монохроматы зачастую не могут находиться на солнце без очков, т.к. солнечный свет, воздействуя на сетчатку, приносит их глазам сильную боль.

Для точной диагностики заболевания офтальмологи, как правило, используют полихроматические таблицы Рабкина, либо электроретинографию. При обнаружении у ребенка каких-либо симптомов монохромазии следует незамедлительно обратиться за помощью к специалисту. Однако полностью избавиться от болезни все-таки не получится.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

По своей природе фильм – это визуальная среда.

Можно предположить, что форма искусства, предназначенная в первую очередь для глаз, не должна интересовать слепого человека, но только не в этом случае.

Мало того, что Томми Эдисон (Tommy Edison) любит смотреть фильмы, он ещё и выставляет на них рецензии на YouTube. Несмотря на то, что он родился слепым, Эдисону всегда нравилось смотреть фильмы.

С тех пор, как он начал писать отзывы, его видео привлекли сотни тысяч зрителей.

Эдисон смотрит очень много разных фильмов, начиная от "Голодных игр" и заканчивая "Бешеными псами", но его подход к кино полностью отличается от того, каким видят его обычные киноманы.

"Меня не отвлекают красивые спецэффекты и привлекательные люди. Я смотрю фильм, чтобы увидеть действие", - сказал как-то он. Из-за того, что он оценивает фильмы только по тому, что слышит, Эдисона не привлекают блокбастеры. Хотя он является поклонником "Крепкого орешка".

Ещё более захватывающим, чем его рецензии, является его второй канал на YouTube, где он отвечает на интересные вопросы своих читателей. К примеру, как слепой человек учится улыбаться, могут ли слепые люди понимать описание цветов, и захотел бы Эдисон видеть, если бы ему была предоставлена такая возможность.

Простые, но глубокие личные мысли Эдисона дают удивительное представление о мире слепых людей.

Крейг Лундберг (Craig Lundberg) был 24-летним эфрейтором, служившим в Барсе, в Ираке, когда его жизнь изменилась навсегда. В 2007 году молодой солдат получил серьёзные ранения, в результат которых пострадали голова, лицо и руки. Более того, этот несчастный случай сделал его полностью слепым.

Врачи были вынуждены удалить его левый глаз, оставив правое глазное яблоко, которое также полностью утратило свои функции. Внезапно Крейг оказался в полной темноте.

Лундберг прошёл курс обучения, как жить, опираясь на действия собаки-поводыря, когда министерство обороны выбрало его для того, чтобы проверить свою фантастическую новейшую технологию под названием BrainPort.

После надевания пары тёмных очков, оснащённых видеокамерой, изображения с камеры преобразовывались в электрические импульсы и отправлялись в специальное устройство, расположенное на языке Лундберга.

Учёные до конца не уверены, что именно в данном случае начало работать: сигналы проходили через язык, либо через зрительную кору, или через соматосенсорную кору (часть мозга, которая обрабатывает прикосновения). В любом случае, Лундберг сейчас может видеть, в определённом смысле слова.

В то время ощущения от устройства на языке, по словам самого солдата, похожи на облизывание батарейки, Лундберг может "видеть" двухмерные изображения. Он смог определить простые формы без того, чтобы делать лишние движения.

Ещё более удивительным является тот факт, что он может видеть буквы, что даёт ему возможность читать. Пока устройство находится в дальнейшей доработке, но обещает дать Лундбергу новую жизнь. При этом сам солдат говорит, что никогда не избавится от своей верной собаки-поводыря.

Бывший матрос королевского флота Алан Лок (Alan Lock) всегда мечтал стать офицером-подводником, но во время обучения он потерял зрение всего лишь за шесть недель из-за быстрой .

Лок смотрит на мир через "матовое стекло с белыми пятнами". Однако он не позволил, чтобы такая мелочь как слепота потянула его жизнь по наклонной. Вдохновлённый своей инвалидностью, Лок решил покорить мир.

В период между 2003 и 2012 годами он участвовал в 18 марафонах, поднялся на гору Эльбрус и стал первым слепым человеком, который переплыл Атлантический океан. Однако, будучи неудовлетворённым таким списком достижений, Лок решил попробовать что-то ещё.

В 2009 году 29-летняя Милена Ченнинг (Milena Channing) перенесла инсульт, который уничтожил её первичную зрительную кору. Это должно было заставить её полностью ослепнуть, но Ченнинг клялась, что она видит, как дождь капает на землю.

Она видела автомобиль, со свистом пронёсшийся мимо её дома, она даже видит, как её дочь бегает и играет. Когда врачи проанализировали мозг женщины, они подумали, что Милена ошибается.

Это неврологически для неё невозможно: видеть что-то более, чем большая пустота. Они полагали, что возможно у молодой Ченнинг развился синдром Шарля Бонне, при котором слепые люди страдают от галлюцинаций.

Будучи убеждённой в том, что эти вспышки реальны, Ченнинг встретилась с Гордоном Даттоном (Gordon Dutton), единственным врачом, который ей поверил. Офтальмолог из Глазго подозревал, что Ченнинг на самом деле переживает феномен Риддока, странный синдром, из-за которого люди могут видеть лишь движущиеся фигуры, и больше ничего.

Чтобы проверить свою теорию, доктор в разговоре с Ченнинг сидел в кресле-качалке и двигался взад-вперёд. Вдруг она увидела его силуэт.

Спустя пять лет после инсульта, группа исследователей подтвердила, что часть мозга Милены, которая обрабатывала движения, была цела. Вместо того, чтобы посылать сигналы к зрительной коре, её глаза отправляли информацию в отдел мозга, интерпретирующий движение.

К счастью, с помощью доктора Даттона, женщина постепенно училась видеть вещи более ясно. Она до сих не разбирает лица людей, потому как часть мозга, отвечающая за это, не подлежит восстановлению, но тот факт, что она вообще может видеть что-либо, является чудом.

Эшреф Армаган (Esref Armagan) родился в 1953 году в Стамбуле. Однако, во время родов он получил серьёзные травмы. Мало того, что семья была очень бедной, так ещё и его глаза нельзя было даже назвать глазами. Один был размером с маленькую горошину, а второй и вовсе не работал.

Несмотря на это, Армаган был очень любопытным малышом. Желая исследовать мир, он начал трогать всё, что попадало ему в руки, и, в конце концов, стал рисовать. Начиная с шести лет, он прошёл путь от бабочек и цветных карандашей до портретов и масляных красок.

Работая в полной тишине, Армаган визуализирует изображение, а затем делает наброски с помощью стилуса Брайля. Затем он проверяет карандашный набросок, исследуя его чувствительной левой рукой.

После этого, он использует свои пальцы и краску, чтобы рисовать ветряную мельницу, виллу и даже Volvo.

В 2009 году шведская автомобильная компания наняла Армагана нарисовать их новый S60. Исследовав контуры автомобиля своими пальцами, он на скорую руку нарисовал впечатляющую картину. Учитывая отсутствие у человека зрения с рождения, это завораживает.

Картины Армагана выставлялись в Нидерландах, Чехии, США и Китае. Он даже появился в эпизоде передачи канала Discovery "Реальные суперлюди".

Однако, самое странное, что у Армагана очень необычный мозг. Гарвардские учёные попросили турка сделать несколько набросков, при этом они с помощью МРТ сканера записывали информацию.

Учёные были потрясены тем, что увидели. Как правило, зрительная кора слепого человека при сканировании отображается чёрным пятном. Именно так кора Армагана и выглядела, когда он не рисовал, но как только он брал в руки карандаш и начинал творить, его зрительная кора загоралась как новогодняя ёлка.

Это выглядело так, будто он обычный зрячий человек. Учёные до сих пор пытаются разгадать таинственный мозг мужчины, а он пока всё, что происходит в его голове, переносит на бумагу.

Джо Энгрессия (Joe Engressia) был очень необычным парнем. Он родился слепым в 1949 году, и ему очень нравилось играть с телефонами, набирая случайные цифры и слушая голоса. Это был единственный способ, которым мальчик мог развлечь себя в 1950-х годах.

Он также был одним из тех детей, которым очень нравилось свистеть. Сочетание этих странных увлечений и привело к тому, что Джо проник в тайный мир телефонной системы.

Джо было восемь лет, когда он сделал звонок и начал свистеть, но тут запись внезапно оборвалась. Он попробовал снова и понял, что всякий раз, когда сила свиста доходила до 2600 Гц, сообщение прерывалось.

Благодаря своим певчим возможностям, он мог обмануть систему, которая "полагала", что Джо – это оператор. Его возможности, по сути, были безграничны. Он мог совершать бесплатно междугородние звонки или общаться с несколькими людьми одновременно на конференц-связи.

В конце концов, он так хорошо "надрессировался", что направил вызов самому себе через весь мир, и получил его на отдельном приёмнике.

Очевидно, что его действия были незаконными, поэтому Энгрессия был дважды арестован. Позднее он оказался в самом центре странной субкультуры. Как оказалось, Джо не был единственным, кто взламывал телефонные линии.

В 1970-х годах "фрикинг" (так называли то, чем занимался Джо и ему подобные) фигурировал везде, и Энгрессия стал одним из лидеров этой деятельности.

Некоторые из таких технически подкованных отпрысков "фрикинга", как Стив Джобс и Стив Возняк, пошли дальше. Энгрессии, однако, не так повезло.

Несмотря на то, что у него IQ был 172, неустроенная бытовая жизнь, а также сексуальное насилие со стороны преподавателя в детстве, полностью выбили его из колеи. В своей последующей жизни Энгрессия сменил фамилию на Джойбабблс (Joybubbles) и настаивал на том, что ему лишь 5 лет от роду.

Джойбабблс собирал игрушки, разговаривал с воображаемыми друзьями и жил под опекой организации по социальному обеспечению. К сожалению, Джо умер в 2007 году, оставив после себя впечатляющее, но удручающее наследие.

Любой, кто водит автомобиль, должен быть благодарен Ральфу Титору (Ralph Teetor). В 1940-х годах он изобрёл одну из самых полезных функций в автомобиле – круиз-контроль. Это впечатляет, учитывая, что в возрасте пяти лет Ральф ослеп.

Он потерял зрение во время несчастного случая, однако, это не отбило у него желание придумывать и мастерить вещи.

На самом деле слепота даже дала ему преимущество, которого не хватает многим изобретателям. Он не только мог лучше концентрироваться на своих задачах, он также не был ограничен тем, что говорили ему его глаза.

Он был свободен, чтобы создавать то, что увидело его сознание, и он создал довольно много интересных вещей в своё время. В 1902 году 12-летний изобретатель построил автомобиль из подручных средств.

После окончания университета Пенсильвании в 1912 году он разработал новый вид удилища и катушки для рыбалки, запорный механизм, а также открыл способ балансировки роторов паровых турбин в торпедных катерах эсминцев.

В конце концов, он открыл свою собственную корпорацию, которая специализировалась на поршневых кольцах. Однако, его самое большое достижение было сделано во время Второй мировой войны, когда он ехал на машине, за рулём которой находился его адвокат.

Как гласит история, адвокат не мог одновременно говорить и управлять автомобилем. Всякий раз, когда он начинал говорить, автомобиль начинал ехать рывками. Тогда он останавливался и нажимал на газ. От такого вождения слепого пассажира быстро начинало тошнить.

Разочаровавшись в неспособности своего друга к вождению, Титор придумал концепцию круиз-контроля. Десять лет спустя он решил запатентовать своё изобретение, и вскоре после этого данная функция появилась у автомобилей Chrysler.

Сегодня почти каждый автомобиль на дороге оснащён этой функцией, а всё благодаря слепому изобретателю и плохому водителю.

Вы когда-нибудь слышали о Лауре Бриджмен (Laura Bridgman)? Было время, когда она была самым известным человеком на планете. Родившись в 1829 году, Бриджмен утратила четыре из своих пяти чувств в возрасте двух лет после перенесённой скарлатины.

Оставшись только с чувством осязания, молодая девушка закончила институт Петерсона в Бостоне, управляющим которого был Сэмюэль Гридли Хоу (Samuel Gridley Howe). По сути своей это был неприятный человек, но случай Лауры его очень поразил, поэтому, когда малышке исполнилось семь лет, он решил научить Лауру, как общаться с внешним миром.

Бриджмен училась формировать буквы при помощи пальцев, контактируя с ладонью "собеседника", медленно создавая слова и предложения. Она также научилась читать, прощупывая пальцами выпуклые буквы.

Благодаря тяжелейшей работе, которая была ею проделана, а также постоянным отчётам Хоу, Бриджмен стала знаменитостью. К ней приезжали тысячи поклонников, просили автограф и прядь волос.

Люди приезжали со всего мира, чтобы посмотреть, как она читает и пишет, а маленькие девочки откалывали у своих кукол стеклянные глаза, и называли их "Лаура". Она даже встретилась с Чарльзом Диккенсоном, который написал о ней в одной из своих книг, что сделало её ещё известней.

Конечно, жизнь подростка была тяжёлой. Когда она подросла, она начала страдать от анорексии, потому что не могла чувствовать ни вкуса, ни запах пищи. Она также стала центром странного эксперимента.

Любопытно, что бы произошло, если бы человек был полностью отрезан от религиозного влияния. Хоу запретил говорить с Лаурой о духовных вопросах. Когда группа евангелистов обратила её в христианство, Хоу был в ярости и отказался от своей ученицы.

Он даже пошёл настолько далеко, что стал утверждать, будто слепые люди по психическим показателям уступают остальному миру. Брошенная своим учителем, Бриджмен провела остаток своей жизни в институте Перкинса, будучи забытой и покинутой миром.

Якоб Болотин (Jacob Bolotin) занимает особое место в медицинской истории. Сын бедных польских иммигрантов и хороший врач родился в 1888 году в Чикаго. К сожалению, врождённая слепота была наваждением для семьи: трое из семи детей Болотиных, в том числе и Якоб, родились слепыми.

Из-за отсутствия зрения Якоб быстро развил свои другие чувства. Вскоре он узнавал человека по его запаху. Окончив школу для слепых, Болотин начал работать продавцом, торгуя кистями и пишущими машинками на улицах Чикаго.

Его большой мечтой было стать врачом, но большинство колледжей отказывались принять слепого студента. Однако, парень очень настойчивым и неустанно обивал пороги колледжей. В конце концов, он выучился в Чикагском медицинском колледже, и в 24 года стал первым слепым от рождения лицензированным врачом.

Специализировался Болотина на сердце и лёгких. Поскольку он не мог видеть своих пациентов, он полагался на свои пальцы и уши, чтобы поставить диагноз. Во время стажировки в больнице Фрэнсиса Уилларда, он диагностировал у молодой женщины осложнения в работе сердечного клапана, просто вдохнув запах её кожи и послушав пульс.

В дополнении к его медицинской работе, он путешествовал по всему Среднему Западу, читая лекции о слепоте, и организовал первую группу слепых бойскаутов. К сожалению, Болотин скончался в возрасте 36 лет, на его похороны пришли около 5000 человек, чьи жизни так или иначе пересеклись с жизнью и деятельностью этого человека.

Отто Вейдт (Otto Weidt) ненавидел нацистов. Он знал, что Гитлер тиран. Когда антисемитская политика Гитлера вовсю "пошла" по улицам Берлина, Отто понял, что должен действовать. Наряду с более известным Оскаром Шиндлером (Oskar Schindler), Вейдт управлял магазином, в котором в основном работали евреи.

Разница была лишь в том, что работники Отто были с ограниченными возможностями. Он постоянно нанимал глухих, немых и слепых людей, живущих в Еврейском доме для слепых, и платил им, чтобы они из конского волоса делали щётки и мётлы.

Вейдт знал, что значит идти по жизни без зрения и хотел помочь другим, которые страдали от такой же беды.

Теперь Вейдту приходилось защищать своих рабочих от гестапо. Сначала он пытался убедить чиновников, что его люди очень важны для поддержания военного тыла. Когда это не сработало, он прибег к взяточничеству, раздавал редкие предметы, такие как шампанское, сигары и духи.

Всё стало ещё сложнее, когда нацисты решили изгнать еврейское население из Берлина. Вейдт отчаянно боролся за своих людей, делая для них всё возможное и невозможное.

К примеру, он спас одну свою рабочую Элис Лихт (Alice Licht), которая была арестована и брошена в грузовик для перевозки крупного рогатого скота, и направлявшегося в Освенцим. Несмотря на слепоту, Вейдт отправился в Польшу, и снял там дом для молодой женщины.

Вейдт и Лихт полюбили друг друга, но их история сложилась трагически. Она уехала в Америку после того, как Рейх пал, и больше никогда не видела своего слепого благодетеля. Не было утешения разбитому сердцу.

Вейдт был посмертно признан Ядом Вешемом (Yad Veshem) "праведником народов мира", как нееврей, который рисковал всем, чтобы спасти своих ближних.

Как я ослепла

В 2006 году мне диагностировали опухоль головного мозга. К счастью, она оказалась доброкачественной, и меня прооперировали. Все бы хорошо, но во время лечения я потеряла зрение.
Мне тогда очень помогла моя сестра-двойняшка Наталья. В какой-то момент она сказала: «Ты всего-навсего слепая. Жизнь на этом не заканчивается». И я приняла ее слова как руководство к действию.

Да, я слепая. Ну и что с того? У меня есть руки, ноги. Я многое могу делать. Тогда попросила у сестры спицы, пряжу и попробовала вязать. Получалось из рук вон плохо. Все вокруг говорили, что занимаюсь ерундой, а слепому нужно заново всему учиться. Я сначала расстроилась, а потом осознала, что до потери зрения работала в школе, преподавала детям русский язык и литературу. Если я могла обучать других, то смогу и себя. Я продолжила вязать и начала изучать пособие по азбуке Брайля.

Как я начала творить

Искренне верю, что все эмоции, мечты и цели берут начало из детства. Тогда же закладывается все то, что побуждает человека выбирать жизненный путь. В детстве мама учила меня рисовать – помню, как она смешивала краски, рассказывала про цвета...Оказалось, я могу жить без зрения, но не способна обойтись без рисования. Но как же рисовать, когда ты не видишь? Тогда я решила вязать рисунок. Ведь если слепой человек не может увидеть плоское изображение, надо сделать его объемным.

К вязанию вслепую я мало-помалу приноровилась. Главной проблемой оставалось то, что не могла самостоятельно определять цвет пряжи. Тогда меня осенило: Брайль придумал из шести точек 63 комбинации для обозначения букв, цифр, знаков. Мне тоже надо придумать свою азбуку цвета, чтобы вязать и никого не тревожить расспросами. Тогда с помощью племянника я пометила все клубки ниток узелками и петельками по ассоциациям: голубая пряжа ─ это ягодка голубичка ─ узелок. Красная ─ похожа на помидор ─ петелька. Черная ─ четыре черненьких чумазеньких чертенка ─ четыре петельки.

Сейчас у меня много вязаных картин. Было организовано несколько выставок, в том числе и в Библиотеке для слепых и слабовидящих. Есть картины со сказочными персонажами, городские виды, автопортреты, где изображаю себя в темных очках. Я хорошо помню краски мира и верю, что правильно передаю их. Если рисую море, то вплетаю в синий цвет зеленую пряжу: болотного оттенка, салатового, изумрудного.

Как меня морально уничтожили

«Там учат жить», ─ так мне описали центр реабилитации слабовидящих на улице Джамбула, 3. На самом деле там учили чтению и письму по Брайлю, работать на компьютере со звуковой программой, самостоятельно передвигаться по городу.

Я проходила реабилитацию дважды. После первого курса уехала в санаторий для слабовидящих в Геленджике. Там каждому слепому назначают сопровождающего, эдакого конвоира. Эта женщина не давала и шагу без нее ступить и все держала под неусыпным контролем – душила всю самостоятельность на корню.

Вернувшись домой, я поняла, что меня морально уничтожили. Все, что было наработано с таким трудом, исчезло, а вернулся панический страх города. Пришлось пройти повторную реабилитацию. На занятиях по ориентированию я спросила у преподавательницы, были ли случаи, чтобы слепого обокрали или обидели. Она рассказала, что за 40 лет ее работы с таким ни разу не сталкивалась.

Я поделилась своими страхами с психологом. Она посоветовала мне связать свой страх и принести. Дома выбрала черную пряжу и навертела-накрутила что-то жуткое, напоминающее горелый блин. Думала, буду работать над своей проблемой. А на следующий день ищу этот блин и найти не могу – обронила, значит. Психолог меня спрашивает: «Ну что, Татьяна Петровна, принесли свой страх?» Отвечаю: «Нет, где-то потеряла».

Я поняла, что бояться нечего. В Петербурге люди особенные: культурные, отзывчивые. Слепым здесь лучше всего живется – только из дома выходишь, а тебе сразу предлагают помощь.

Как меняются органы чувств

Некоторые думают, что слепые лучше слышат - это не так. Незрячие люди просто слышат больше. Например, я слышу настрой человека, его состояние, реакции. Каждый, не зависимо от своих желаний, дает оценку происходящему. Моя задача – услышать, как он звучит, с какой интонацией говорит.

Еще говорят, что у слепых хорошо развит музыкальный слух, а потеря зрения активизирует прочие органы чувств. Отчасти это так, но только музыкальный слух – это талант. И к слепоте он не имеет никакого отношения. Вот сколько у нас в России известных слепых певцов? Одна Диана Гурцкая и только.

Перестроиться помогает предыдущий опыт. В этом плане ослепшим людям гораздо легче, чем слепым с рождения. Мы многое видели и знаем не понаслышке. Самое сложное – пережить эту потерю.
Для слепых с рождения существуют специальные программы, с помощью которых их знакомят с окружающим миром. У нас в специальной библиотеке, например, незрячих на ощупь знакомят с картиной «Поцелуй украдкой» Фрагонара. Ей посвящен целый альбом, где каждый фрагмент представлен крупным планом. Веер, платья, шарф – все можно потрогать: «рассмотреть».

Как жить, ничего не видя

Если честно, ко всему можно привыкнуть. Я работаю на компьютере со звуковой программой, читаю по Брайлю (не бегло, но все же). К 85-летию общества слепых нам подарили аппарат для перевода плоскопечатного текста в формат Брайля. Теперь достаточно загрузить листы с текстом в машинку и на выходе получить объемные буквы. В общем-то, процесс несложный.

Даже город не так уж плохо приспособлен для слепых: есть звуковые светофоры, доброжелательные люди. Хотя, конечно, не надо рассчитывать, что каждый стремится тебе помочь.
Если говорить честно, чего не хватает слепым, то не реек вдоль домов и вывесок по Брайлю. Слепым необходимо трудоустройство. Это отличный способ оказать финансовую и моральную поддержку. Но рабочих мест гораздо меньше, чем незрячих, к сожалению.

Во Всероссийском обществе слепых мне рассказали, что до революции положение было ужасным: либо человек стоял на паперти, либо висел на шее у родственников. Первый незрячий получил высшее образование в 1950 году, а массажное отделение для слепых, то есть реальная возможность трудоустройства, открылось только 25 лет назад.

Большинство людей слепота подкосила психологически. Просто мы об этом не знаем, потому что они живут, как кроты: не выходят на свет, сидят дома, боятся, смущаются. Им непонятно, как слепой может решиться выйти в город, свободно передвигаться, спускаться в метро. Мне хочется сказать им всем: «Берите трость и преодолевайте сложности!»

Как я нашла работу

Я работаю официантом-проводником в ресторане «Dans le noir?», где все посетители пробуют блюда в полной темноте. На выбор гостям предоставляется четыре варианта меню: рыбное, вегетарианское, мясное и меню-сюрприз. Без освещения люди полагаются только на запах и вкусовые ощущения, пробуя пищу и напитки, а также начинают лучше понимать свои чувства, общаясь друг с другом.

Бывает, в ресторан приходит человек, который не знает, зачем он здесь. Моя задача ─ показать ему, что оказаться в темноте равнозначно погружению под воду. Это совсем другой мир, но и в нем очень интересно. Надо наслаждаться происходящим, пока есть такая возможность, а потом все завершится: человек выйдет на свет и окажется в привычной для себя обстановке.

Чаще всего в «Dans le noir?» влюбленные приходят на свидание. В конце ужина я предлагаю им описать друг друга. И вот молодой человек говорит, что его девушка самая красивая, а она, в свою очередь, что он дорогой и единственный. Тогда я прошу их запомнить это мгновение, потому что здесь и сейчас они не видели друг друга глазами, но увидели сердцем.

Когда мы закрываем глаза, обычно видим черный цвет, иногда с примесью светящихся пятен. Под этой картинкой мы подразумеваем «не видеть ничего». Но как видят мир те, у кого глаза всегда «закрыты»?

Погружение во тьму

Что такое тьма для слепого человека и как он ее видит? Вообще, картина мира слепого во многом зависит от того, во сколько лет он потерял зрение. Если это произошло уже в сознательном возрасте, то человек мыслит теми же образами, что и зрячие люди. Просто информацию о них он получает с помощью других органов чувств. Так, слыша шелест листвы, он представляет деревья, теплая солнечная погода будет ассоциироваться с голубым небом, и так далее.
Если человек потерял зрение в детстве, после пяти лет, он может помнить цвета и понимать их значение. Иными словами, он будет знать, как выглядят стандартные семь цветов радуги и их оттенки. Но визуальная память все равно будет развита слабо. Для таких людей восприятие базируется, по большей части, на слухе и осязании.
Совсем по иному представляют себе мир люди, которые никогда не видели солнечного зрения. Будучи слепыми от рождения или с младенческого возраста, они не знают ни образов мира, ни его красок. Для них зрение, как и визуальное восприятие ничего не значит, поскольку область мозга, отвечающая за преобразование визуальной информации в изображение, у них просто не работает.
На вопрос о том, что они видят перед глазами, они, скорее всего, ответят, что ничего. Вернее, они просто не поймут вопрос, поскольку у них не развита ассоциация предмета с изображением. Они знают названия цветов и предметов, но им неизвестно, как они должны выглядеть. Это лишний раз доказывает неспособность слепых, которым удалось вернуть зрение, узнать знакомые им по осязаниям предметы, увидав их воочию. Поэтому слепой никогда не сможет объяснить, какого цвета настоящая тьма, потому что он ее не видит.

Тактильные сны

Со снами похожая ситуация. Люди, утратившие зрение в сознательном возрасте, по их собственным рассказам, еще какое-то время видят сны «с картинками». Но по прошествии времени им на смену приходят звуки, запахи, осязательные ощущения.Человек, который слеп с самого рождения, не увидит в своих снах абсолютно ничего. Зато почувствует. Предположим, что нам снится сон, в котором мы находимся на песочном пляже. Зрячий человек, скорее всего, увидит сам пляж, океан, песок, набегающую волну. Слепой услышит звук волны, почувствует песок, сыплющийся сквозь пальцы, ощутит легкий бриз.
Невидящий с рождения видеоблоггер Томи Эдиссон описывает свои сны следующим образом: «Мне снится то же самое, что и вам. Например, я могу сидеть на футбольном матче, а через мгновение оказаться на своем дне рождения, когда мне исполнилось семь лет». Разумеется, он всего этого не видит. Но слышит звуки, которые вызывают у него соответствующие ассоциации.

Эхолокация

Зрячие люди получают 90 % информации благодаря своим глазам. Зрение для человека – главный орган чувств. Для слепого эти 90% или, по некоторым версиям 80%, приходятся на слух. Поэтому большинство невидящих обладают очень чутким слухом, которому зрячий может только позавидовать – в их среде часто встречаются великолепные музыканты, например, джазовый исполнитель Чарльз Рэй или пианист-виртуоз Арт Тэйтум.
Слепые не только могут по-настоящему слышать и внимательно следить за звуками, но и в некоторых случаях использовать эхолокацию. Правда, для этого нужно научиться распознавать звуковые волны, отраженные окружающими объектами, определять положение, удалённость и размер предметов, находящихся поблизости.
Современные исследователи более не относят этот метод к разряду фантастических способностей. Методику применения эхолокации для незрячих разработал такой же слепой с раннего детства американец Дэниэл Киш. В 13 месяцев ему удалили оба глаза. Естественная тяга к познанию мира у слепого ребенка вылилась в использование им способа отражения звука от разных поверхностей. Им же пользуются летучие мыши, живущие в полной темноте, и дельфины, использующие эхолокацию для навигации в океане.
Благодаря своему уникальному способу «видеть», Дэниэлу удалось жить жизнью обычного ребенка, ни в чем не уступавшего его более удачливым ровесникам. Суть его метода проста: он постоянно прищелкивает языком, посылая впереди себя звук, который, отражается от разных поверхностей, и дает ему представление об окружающих его предметах. Фактически то же самое происходит, когда слепые постукивают палкой – звук трости по дороге, отскакивает от окружающих поверхностей и передает человеку некоторую информацию.
Тем не менее, способ Дэниэля пока еще не получил распространения. В частности, в Америке, где он зародился, согласно мнению Американской национальной федерации слепых людей, его признали «слишком сложным». Но сегодня на помощь хорошей идее пришли технологии.
Два года назад израильские ученые разработали специальную систему Sonar Vision, которая способна преображать изображение в звуковые сигналы. Она работает аналогичным образом, что и система эхолокации у летучих мышей, только вместо щебетания применяется видеокамера встроенная в очки. Ноутбук или смартфон преобразует изображение в звук, который в свою очередь передается на гарнитуру.
Согласно проведенным экспериментам, после специального обучения, слепые люди с помощью устройства смогли идентифицировать лица, здания, положение объектов в пространстве и даже определять отдельные буквы.

Мир на ощупь

К сожалению, все вышеперечисленные способы восприятия окружающего мира подходят не всем слепым. Некоторые с рождения лишены не только глаз, но и ушей, а точнее слуха. Мир слепоглухих ограничивается памятью, в случае если они потеряли зрение и слух не с рождения, и осязанием. Иными словами, для них существует лишь то, чего они могут коснуться. Осязание и запах – единственные нити, связывающие их с окружающих миром.
Но даже для них есть надежда на полноценную жизнь. С ними можно разговаривать с помощью, так называемой, дактилологии, когда каждой букве соответствует определенный знак, воспроизводимый пальцами. Огромный вклад в жизнь таких людей внес шифр Брайля – рельефно-точечный тактильный способ письма.
Сегодня выпуклые буквы, непонятные зрячему человеку, распространены повсеместно. Существуют даже специальные компьютерные дисплеи, способные преобразовывать электронный текст в выпуклую надпись. Однако такой способ применим лишь к тем, кто лишился зрения и слуха уже после того, как успел выучить язык. Тем же, кто слеп и глух с рождения, приходится уповать лишь на осязание или на вибрации.

Считывая вибрации

Совершенно уникальным в истории является случай американки Хелен Келлер, которая еще в младенчестве потеряла зрение и слух в результате перенесенной лихорадки. Казалось бы, ей уготована жизнь замкнутого человека, который в связи со своей инвалидностью просто не сможет выучить язык, а значит, не сможет общаться с людьми. Но ее стремление познавать мир наравне со зрячими и слышащими было вознаграждено. Когда Хелен подросла, ее определили в школу Перкинса, специализирующуюся на обучении слепых людей. Там ей выделили преподавателя Энн Салливан, которая смогла найти правильный подход к Хелен. Она научила языку девушку, никогда не слышавшую человеческой речи и не знающую даже приблизительного звучания букв и смысла слов. Они прибегли к методу «Тадомы»: прикасаясь к губам говорящего человека, Хелен ощущала их вибрацию, в то время как Салливан обозначала буквы на её ладони.
После освоения языка для Хелен открылась возможность использовать шифр Брайля. С его помощью, она добилась таких успехов, которым бы позавидовал обычный человек. К концу своего обучения, она полностью освоила английский, немецкий, греческий и латынь.
В возрасте 24-х лет она с отличием окончила престижный институт Рэдклиф, став первым слепоглухим человеком, получившим высшее образование. Впоследствии она посвятила жизнь политике и защите прав людей с ограниченными способностями, а также написала 12 книг про свою жизнь и мир глазами слепых.