I. Актуальность проблемы.
II. Анализ ошибок по теме «Разделительный мягкий знак».
III. Цель и задачи коррекционной работы, место темы в цикле коррекционно-развивающих занятий.
IV. Основные принципы работы.
V. Направления логопедической работы.
VI. Логопедическая работа
- на уровне слога
- на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.
VII. Результативность работы.
VIII. Литература.
Несмотря на актуальность проблемы, тема «Разделительный мягкий знак» в логопедической литературе представлена в недостаточной мере, поэтому, работая практически, я разработала свою методику преподавания, с которой я хочу Вас познакомить.
Работая над преодолением ошибок на письме по данной теме у учащихся начальной школы, я проанализировала виды ошибок, выяснила их причины, разработала приёмы выявления и способы их устранения. Результаты этой работы я представила в таблице « Анализ ошибок по теме «Разделительный мягкий знак», которая может быть полезна не только логопедам, но и учителям начальной школы, преподавателям русского языка, а также родителям учащихся.
Виды и проявления ошибок. |
Возможные их причины |
Приёмы выявления |
Способы устранения. |
I. Пропуск разделительного мягкого знака в слове, например: солови - |
1. Незнание правила. 2.Неправильное произношение слов из-за несовершенства органов артикуляции, либо в силу национальных особенностей речи (пишет как произносит) 3.Несформированность или нарушение фонематического восприятия. |
1. Попросить ребенка рассказать правило. 3. Попросить ребенка повторить за Вами слоги или слова с разделительным мягким знаком и без, например: ля – лья - ля, солю - солью, полет - польет, Коля – колья, показать нужную картинку, Например: покажи, где Коля, а где колья. |
1. Выучить или повторить правило. 2. Упражнять ребенка в правильном произношении слогов, а затем слов с разделительным мягким знаком (Сначала слушание образца правильного произношения, затем отраженное, а после самостоятельное воспроизведение). 3. Формировать фонематическое восприятие, начиная со слогового уровня, используя опору на различные анализаторы: а) Зрительный анализатор: * дидактическое пособие ля- лья; *слоговая таблица с опорными знаками ле – лье; *индивидуальные зеркала (при произнесении слогов с разделительным мягким знаком губы сильнее растягиваются в улыбку). б) Кинестетический анализатор – при произнесении слога с разд.ь. чувствуется более сильное напряжение губ, щёк, поднятие и отодвигание языка назад. в) Кинетический (двигательный) анализатор - слог без разделительного Ь - движение руки вперед ровно на одном уровне, слог с разделительным Ь знаком – волнообразное движение рукой вперёд. г) Слуховой анализатор – слитное звучание слогов без разделительного Ь знаком, раздельное – с разделительным Ь знаком, появление звука Й. |
II. Неуместное использование разделительного Ь знака в словах, |
1.Несформированность или нарушение фонематического слуха. 2.Неусвоение правила обозначения мягкости согласных гласными 2 ряда. |
1.См. I, п.3. 2.Попросить ребёнка записать под диктовку слоги ля, ли, лю, те и т.п. |
1.См. I, п. 3. 2.Повторить правило обозначения мягкости согласных гласными 2 ряда. |
III. Замена разделительного мягкого знака буквами и, е, например: платие – платье, веюга – вьюга, леу – лью |
1.Неправильное произношение слов. 2. Нарушение фонематического восприятия. |
||
IV. Замена разделительного мягкого знака буквой й, например: вйут - вьют семйя – семья |
Недостаточное усвоение темы “Гласные второго ряда”, несформированность графического образа слов с разделительным мягким знаком. |
Попросить ребенка записать под диктовку слоги или слова с разделительным мягким знаком. |
Повторить тему “Гласные 2 ряда”, дифференцируя при этом понятия “звук” и “буква”. Затем повторить правило написания слов с разделительным мягким знаком. |
Из всего разнообразия ошибок по данной теме обязательной логопедической коррекции подлежат ошибки, обусловленные несформированностью фонематического восприятия и неправильным произношением слов.
На логопедических занятиях данная тема изучается после отработки тем «Дифференциация И-Й», «Гласные 1 и 2 ряда», «Твёрдые и мягкие согласные», «Мягкий знак – показатель мягкости согласных».
Логопедическая работа по теме «Разделительный мягкий знак» проводится с учащимися 2 – 4 классов, так как в 1 классе данная тема по программе начальной школы ещё не изучается. На прохождение данной темы можно отвести в среднем 7 занятий (1 занятие на уровне слога, 2 занятия на уровне слова, по 1 занятию на уровне словосочетаний, предложений, текста и 1 обобщающее занятие).
В работе очень важно учитывать основные логопедические принципы.
I.Повторение правила.
II.Формирование правильных произносительных навыков.
III.Формирование фонематических представлений.
IV.Формирование навыков правильной записи слов с разделительным мягким знаком.
Рассмотрим подробнее эти направления.
Сначала на материале слогов, затем слов, словосочетаний, предложений, текстов.
Например, чистоговорки, которые можно использовать в качестве речевой зарядки в начале занятия:
-Поля поле пашет, Коля колья колет.
- У Татьяны тачка, а у Натальи печенья пачка.
- Ульяна пекла печенье, да перепекла всю выпечку.
-Красна птица опереньем, а человек рукодельем.
-Свинья белорыла полдвора рылом изрыла.
-У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
Слог с разделительным мягким знаком произнести труднее, чем без него, так как ощущается более сильное напряжение губ и щёк, чувствуется поднятие спинки языка к нёбу, отодвигание языка назад (так как появляется среднеязычный звук Й).
Слог без разделительного мягкого знака - движение руки вперёд ровно горизонтально на одном уровне («ровная дорожка»), слог с разделительным мягким знаком - волнообразное движение руки («съехали с горки»).
1.Необходимо использовать различные приёмы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова, (так как психология учит: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ), такие как
- чтение и самостоятельная запись слогов, слов с разделительным мягким знаком,
- вставка буквы ь в слова,
-нахождение места буквы ь в слове по числовому ряду.
Во избежание запоминания неправильного написания слов с разделительным мягким знаком, я считаю нецелесообразным давать задания «Исправь ошибку», пока у ребёнка не сформировался устойчивый навык правильной записи слов.
Для избегания замен букв ь, и на букву й в письменных работах учащихся, необходимо уделить внимание выполнению звукобуквенного анализа слогов и слов с разделительным мягким знаком, обратить внимание детей на отличия в буквенной записи и звуковом составе слога или слова.
Например: лья [л`йа], друзья [друз`йа].
На первом занятии я предлагаю детям послушать сказку и определить, какую работу, кроме смягчения согласных, может выполнять мягкий знак.
Как-то на слоговой полянке гуляли парами согласные и гласные буквы. Они были дружны, держались за руки и пели свои песенки: ля, ви, не, те, дю (демонстрируется пособия). Как звучали звуки слитно или отдельно? (Слитно).
А мягкий знак не мог ничего спеть. Почему? (Потому что он не обозначает звука). Но ему тоже хотелось подружиться с весёлыми гласными и согласными. Он вежливо представился и мягко предложил дружить с ними. Они согласились, взяли его за руки. Сначала мягкий знак встал с парой ля и получилось лья (демонстрируется пособие), потом с ви – вьи, не – нье, те – тье, дю – дью (по возможности произносят дети). Как стали звучать звуки, когда между ними встал мягкий знак? (раздельно, прерывисто). Мягкий знак смягчил согласный, но кроме смягчения он выполнил ещё одну работу. Какую? (Он отделил согласную от гласной). И называется такой мягкий знак разделительным.
Тема нашего занятия «Разделительный мягкий знак», и сегодня мы с вами поучимся находить мягкий знак в слогах. Для этого в течение занятия нам нужно будет найти способы определения наличия или отсутствия разделительно мягкого знака.
Логопед вывешивает плакат.
Вспомните слова с мягким знаком-показателем мягкости в середине слова, назовите их. Логопед записывает одно слово на доске, например коньки. Между какими буквами стоит буква ь? (Между двумя согласными).
Мы с вами нашли один из способов нахождения разделительного мягкого знака - он стоит между согласной и гласной 2 ряда.
Ля – лья
Ви – вьи
Не – нье
Тё – тьё
Дю – дью
Можно ли почувствовать на слух наличие разделительного мягкого знака? (Да, слоги звучат раздельно).
Какой дополнительный звук появляется в слогах с разделительным мягким знаком. (Звук Й)
Откуда он берётся? (Гласные 2 ряда после мягкого знака распадаются на 2 звука, один из которых звук й).
На доске рядом с таблицей логопед записывает транскрипцию слогов с разделительным мягким знаком.
Это 2 способ - определение разделительного мягкого знака на слух.
Логопед делает запись-опору на доске (ухо, [й]).
Но иногда ушки нас подводят, поэтому давайте поищем дополнительные способы нахождения разделительного мягкого знака.
Это третий способ - губы растягиваются в улыбке, язык приподнимается.
Логопед и дети зарисовывают знак-опору «улыбку».
А теперь представьте и покажите движением руки дорожку, которую вы представляете, когда произносите слог без разделительного мягкого знака («ровная дорожка»), а теперь с разделительным мягким знаком («горка», «волна»).
Это четвёртый способ - рука «рисует» волну.
Логопед и дети зарисовывают знак-опору.
А теперь давайте потренируемся в нахождении слогов с разделительным мягким знаком.
2.Диктант слогов с опорой на предыдущие схемы, самостоятельное чтение написанных слогов.
3.Физкультминутка с перекидыванием мяча:
«Добавь разделит. мягкий знак»:
зя - зья
бе -
ря -
чи -
ся -
лю -
«Убери разделит. мягкий знак»
лья - ля
рью -
бьи -
сья -
нья -
пью –
На уровне словосочетаний и предложений предполагается активное самостоятельное использование детьми полученных навыков на более сложном речевом материале.
На уровне текста осуществляется окончательная отработка и проверка полученных умений и навыков.
На данных этапах необходимо уделять внимание не только формированию акустико-артикуляционных представлений, но и развитию навыков звукобуквенного анализа слов с разделительным мягким знаком, работе над лексико-грамматической стороной речи, а также развитию связной речи.
б) назови слово с разделительным мягким знаком из словосочетания или предложения: высокие деревья, лисьи следы, компьютерные игры и т.п. Стулья делают из дерева. Орёл расправил огромные крылья.
б) в словах
- на слух с опорой на речь логопеда: Ульяна, Татьяна, Марина, Наталья
- с опорой на самостоятельное проговаривание:
- по карточкам осен…ю, ноч…ю, кол…ёса, в…юга
- по картинкам
б) словосочетания: птичьи перья - _____чьи ______рья
в) предложения: Дедушка приехал ночью. – I_______ _________ _____чью.
лья – стулья, крылья, Наталья и т. д.
а) с опорой на речь логопеда - оладьи(5), Денис, ателье(5), щалунья (6)
б) с опорой на самостоятельное произношение слов (логопед предъявляет картинку): деревья, колосья, вишня и т. д.
Л | и | с | т | ь | я |
Из почек появляются,
Весною распускаются.
Осенью опадают
И все увядают.
б) в словосочетаниях: шустрые мурав…и, белич…и сл…еды.
в) в предложениях: Плат…е чист…ят щ…ёткой.
г) в текстах:
Апр...ель.
Сн…ег сошёл, запахло прел…ю.
Прокат…ился в н…ебе гром.
Мурав…и под старой ел…ю
Вс…ей сем…ёю строят дом.
б) Вставка буквы ь в слово с опорой на смысл прочитанного предложения.
Журавли отправляются в пол…ёт. Дождик их в пути не раз пол…ёт.
в) самостоятельное составление и запись предложений со словами-паронимами.
г) Физкультминутка.
Игра с перекидыванием мяча
"Добавь разделительный мягкий знак в слово":
Коля – колья, семя – семья, полёт – полёт, лют – льют, гостя – гостья
"Убери разделительный мягкий знак ": полью – полю, пылью – пылю
б) образование отчеств от данных имён:
Анатолий – Анатольевич,
Василий –
Юрий -
Илья –
Савелий –
Сергей –
Евгений –
в) образование притяжательных прилагательных
Игра «У кого чья?» (с демонстрацией картинок животных):
У лисы голова чья? Лисья
У зайца? У волка? У белки? У лошади? У коровы?
У медведя? У кошки? У собаки?
г) Задания на самостоятельное словоизменение:
- на уровне слова: Измени слово так, чтобы в нём появился разделительный мягкий знак - ночь – ночью, вить - вьют, вьёт, сидеть - сиденье, Наташа - Наталья, весело – веселье.
- на уровне предложений: Не жужжат пчёлы вокруг ……… (улей).
весна, птицы, вить, гнёзда – __Весной птицы вьют гнёзда.__
Белочка.
У белки жильё из листьев и сучьев. Вьюга воет, а она сидит в тепле. Но вот вьюга утихла. Белочка прыгает по веткам деревьев. Она добывает себе пищу.
После коррекции 38 учащихся перестали допускать ошибки по теме, что составляет 76% от общего числа учеников с ошибками по теме. 10 учащихся (20%) допускают ошибки иногда.2 ученика (4%) продолжают допускать ошибки по теме.
В результате проведённой коррекционной работы большинство учащихся научились.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности предложенной мной методики.
Разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Он пишется после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.
Перед е, ё, и, ю, я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё –
Перед я, ю, и, е, ё.
Воробьи, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья.
1. Найдите слова с разделительным мягким знаком. Запишите их.
Пью, лью, шью, семья, кольцо, копьё, пьёт, льёт, платье, альбом, пальто, сошью.
2. Слова для комментирования, орфографического разбора.
Платье, вьюга, здоровье, оладьи, вьёт, осенью, веселье, жильё, житьё, ночью, поверхностью, сыновья, гостья, воробьи, стулья, перья, ручьи, листья, друзья, прутья, деревья, козьи, рыбьи, волчьи, собачьи, ульи, цепью, медвежьи, медалью, сталью, заячьи, рожью, вороньи, беличьи, дичью, клочья, шьёт, ладонью, бьёт, листьями, изгородью, Марья, Татьяна, Наталья, Дарья, Ульяна, попрыгунья, серьёзный, пьеса, крылья, хлопья, раздолье, колья, муравьи, соловьи, бадья, счастье, стулья, шалунья, колосья, варенье, уменье, чириканье, сучья, хохотунья, копья, вьюн, ненастье, братья, ателье.
3. В каких словах пропущен разделительный мягкий знак? Выпиши эти слова.
а) пис…мо, гус…, лист…я, бабоч…ка;
б) кол…цо, друз…я, кон…, дач…ник;
в) прос…ба, степ…, руж…ё, колеч…ко;
г) кон…ки, олен…, булоч…ка, варен…е;
д) апрел…, рел…сы, кис…ти, крыл…я;
е) счаст…е, кисел…, пол…за, зон…тик;
ё) пал…ма, олад…и, медал…, пес…ня;
ж) л…дина, вес…ти, ател…е, мебел…;
з) дрож…, ден…ги, с…ёмка, мурав…и;
и) пен…ки, рож…, пер…я, об…ехал;
й) в…юга, в…ехал, кон…ки, мыш…;
к) пал…цы, молодёж…, бел…ё, об…явил.
4. Запиши слова. Подчеркни гласные буквы, перед которыми пишется разделительный мягкий знак.
Деревья, бьёт, ночью, сыновья, Илья, здоровье, волчьи, стулья, воробьи, платье.
5. Из данных имён выпиши имена с разделительным мягким знаком, расположи их в алфавитном порядке.
Андрей, Ольга, Софья. Игорь, Марья, Борис, Дарья, Оксана, Татьяна, Ульяна, Света.
6. Запиши слова во множественном числе.
перо - … стул - …
дерево - … брат - …
лист - … друг - …
7. Прочитай текст. Выпиши слова с разделительным мягким знаком в один столбик, слова, в которых мягкий знак является показателем мягкости в другой столбик.
Льёт сильный дождь. Дружок лежит под крыльцом. Собака с радостью встречает Илью. Илья и Дружок – друзья.
8. Запиши слова. Цифрой обозначь количество звуков и букв.
Колосья, пью, жильё, вьюга, платье, шью.
9. Из данных слов выпиши слова с разделительным мягким знаком
один столбик, слова, в которых мягкий знак является показателем мягкости в другой столбик.
Бульдозер, половодье, хлопья, крыльцо, коренья, льют, школьница, Ольга, счастье, соловьи, Наталья, ельник.
10. Прочитай. Запиши слова. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком, раздели их для переноса.
Радость, крылья, братья, семья, льдина, даль, варенье, январь, здоровье, волчьи, вьётся, тюльпан, обувь, сосулька.
11. Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы. Раздели для переноса.
Раздол…е, чирикан…е, попрыгун…я, медал…ю, коп…ё, обез…яна, бездел…е, рыб…и, руч…и, осен…ю, чут…ё.
12. Допиши подходящие по смыслу слова.
Маленькое дело лучше большого … .
Февраль силён метелью, а март - … .
13. Подчеркни одной чертой мягкий знак разделительный, двумя – мягкий знак – показатель мягкости согласного.
Окуньки, осенью, платье, пальто, семья, вьюга, учительница. Льёт, жильё, коньки, счастье, птичьи следы, крыльцо, Илья, вьют, Кузьма, Дарья, сильный, пальцы, уменье, копьё, хлопья.
14. Измените, данные слова так, чтобы появилась необходимость писать разделительный мягкий знак.
Ручей, друг, ночь, белка, птица, лист, осень, ель, лил, кровать.
15. Прочитай. Измени слова по образцу. Напиши.
Образец: следы волка – волчьи следы.
Молоко коровы, рога быка, чешуя рыбы, нора барсука.
16. Прочитай. Ответь на вопросы, используя слова с разделительным мягким знаком.
Когда загораются звёзды? (ночью)
Чем заставили комнату? (мебелью)
Как заливается соловей? (трелью)
Русский язык считается одним из богатейших в мире, а для его изучения в полном объеме понадобится не один год знакомства с теорией, постоянно подкрепляемой практическими упражнениями. Программа школьного курса построена таким образом, чтобы дети знакомились со всеми разделами языка поэтапно, начиная с самых простых тем. Сначала малышей учат составлять слоги и слова, после - производить звуковой анализ слов. Именно здесь и происходит первое знакомство с функцией мягкого знака, и на этом этапе дети узнают лишь о том, что мягкий знак смягчает согласные звуки.
Вот несколько примеров, в которых этот знак употребляется для мягкого произношения отдельных согласных: лень, Мальвина, бальзам . Как видно, мягкий знак для смягчения согласных звуков может употребляться как в середине слова, так и в конце. По мере изучения русского языка детскому вниманию предоставляют следующую тему - разделительный мягкий знак. 2 класс школьной программы предусматривает знакомство с новой, более сложной функцией мягкого знака. Но практика показывает, что эта тема усваивается далеко не всеми. И именно тем, кто по каким-либо причинам упустил данный раздел школьного курса, и понадобится данная статья.
Как правило, педагоги для более легкого восприятия изучение данной темы разделяют на несколько этапов:
Как уже говорилось, слова с разделительным мягким знаком отличаются от тех, где он употребляется лишь для смягчения согласных звуков. В первом случае написание этого знака просто необходимо для правильности звучания слова. В таких случаях мягкий знак показывает, что гласный и согласный звук не должны сливаться, а произноситься раздельно. Например: солови - соловьи, солю - солью, песа - пьеса . А во втором случае наличие мягкого знака может полностью изменить лексическое значение. Например: мел - мель, кон - конь.
При написании слова с разделительным мягким знаком могут возникнуть следующие ошибки:
При изучении данной темы так же, как и в первом классе, все слова раскладывают на звуки, чтобы ребенок мог понять их конструкцию. Для примера разбора возьмем слово «семья» . Используя лишь обозначение звуков, его можно записать так: с`эм`й`а . Далее производят анализ каждой буквы в отдельности, указывая ее принадлежность к гласным или согласным звукам, мягкость, парность, тип (глухой или звонкий звук), для гласных также обязательно обозначить ударность. При таком разборе разделительный мягкий знак записывают символом мягкости возле согласного звука и буквой «й».
Для того чтобы лучше запомнить, как проводить звуковой анализ слов с разделительным мягким знаком, нужно немного поупражняться. Для этого следует разобрать хотя бы 10 слов с разделительным мягким знаком. Такое практическое задание поможет надолго закрепить эту тему в памяти. Для разбора можно взять следующие слова: колье, вьюга, кальян, веселье, барьер, варенье, чутье, друзья, вязанье, соловьи.
Достаточно часто у детей перенос слов с разделительным мягким знаком вызывает трудности. Однако в этом нет ничего сложного, главное - правильно разделить слово на слоги. При этом следует помнить, что мягкий знак нельзя отделять от предшествующей ему согласной буквы. Стоит также отметить, что нельзя отделять от слова и переносить одну букву, поэтому ее всегда нужно присоединять к предыдущему слогу. Немаловажно уяснить и тот факт, что перенос бывает прямой (согласный + гласный) и обратный (гласный + согласный). Примеры переноса слов: вью-га, обезь-яна, хло-пья, пе-рья, со-ло-вьи, во-ро-бьи, ко-лье, каль-ян - это правильный перенос слов с разделительным мягким знаком. Ни в коем случае нельзя отделять мягкий знак от согласной и присоединять его к гласной букве, ровно так же, как нельзя отделять одну гласную от слова. Перенос должен осуществляться только после того, как слово разбито на слоги.
Для того чтобы закрепить знания, полученные при изучении темы о разделительном мягком знаке, нужно особое внимание уделить практическим занятиям. В первую очередь необходимо научиться определять, какую именно функцию выполняет мягкий знак в каждом отдельно взятом слове. Далее следует сделать звуковой разбор нескольких слов, чтобы в памяти четко закрепилось произношение слогов с разделительным мягким знаком. Только после этого можно приступать к разбору слов по слогам и написанию под диктовку.
Теория всегда должна подкрепляться практическими заданиями. Именно упражнения позволяют наиболее глубоко вникнуть в тему, что ведет к наилучшему усвоению материала. Не исключение и тема «Слова с разделительным мягким знаком». Примеры упражнений:
Разделительный мягкий знак: вьюга, бьтся, воробьи и т.д. Разделительный твердый знак: подъезд, въезжать, объект и т.д. В русском языке Ъ – только разделительный, а вот Ь может обозначать еще и повелительное наклонение глагола (поешь), и 2 лицо единственного числа (видишь).
Разделительный мягкий знак присутствует в таких словах:
Разделительный твердый знак присутствует в таких словах:
Итого: 60 таких слов.
Примеры слов с разделительными Ь (мягким знаком): колье, поместье, бульон, медальон, крестьянин, воробьи, соловьи, вьют.
Примеры слов с разделительными Ъ (твердым знаком): предъявить, объявить, подъезд, съезд, двухъярусный, адъютант, изъявить, предъявить, въезд, съел.
Примеры слов с разделительными мягким знаком:
Сосулька, деревья, компьютер, печенье, жилье, здоровье, веселье, батальон, павильон, вьет, шьет, медальон, стекольный, листья, вьюнок, вьющийся
Примеры слов с разделительными твердым знаком:
Подъезд, съезд, сверхъестественный, разъяренный, съесть, съябедничать, съемный, разъемный, разъем, съехаться, объявление, объявить, изъян
При должной практике, можно быстро и безошибочно определять в каких случая необходимо писать Ь или Ъ.
Разделительный мягкий знак может быть в корне слова: компьютер, вьюнок, подьячий, пьедестал, бурьян, каньон, бульон;
между корнем и суффиксом слова: соловьиное пение, воробьиный хвост;
между суффиксом и окончанием слова: лягушачья кожа, волчьего логова;
Разделительный твердый знак, как правило, пишется после русских приставок, оканчивающихся на согласный звук, перед корнем с начальными буквами е, ю, я : подъезд, съжился, предъюбилейный, отъявленный.
Этот знак разделяет корни в сложных словах с начальными двух-, трех- четырех- при условии, что второй корень опять-таки начинается с букв е, ю, я: трехъязычный, двухъярусный, четырехъярдовый.
В иноязычных словах с элементами аб-, ад-, ин-, интер-, кон-, контр-,суб-, транс- напишем Ъ:
субъект, инъекция, дизъюнкция, адъюнкт, конъектура.
Разделительный твердый знак пишется в словах перед гласными е, ю, я в случаях после приставки – съездить, разъярил, съежился, объяснить, объездной, съел. Также в сложных словах, после слоа двух – трех. Например, трехъярусный, двухъэтажный, двухъжелтковое (яйцо) и т. д.
Написание разделительного мягкого знака отличается тем, что писать его нужно не после приставки, а может даже входить в корень. Например, ожерелье, соловьи, колье, волчьи, печенье, платье, льет, пьет, бьет и т. д.
Мягкий знак пишется как разделительный в середине слова или как смягчающий в конце (мышь, тишь, дичь, дочь, лось, гвоздь), приведем примеры разделительного:
веселье, статьи, клочья, сучья, ничья, тряпье.
Теперь примеры разделительного твердого знака:
Подъезд, разъезд, въезд, объел, объявление, изъян.
Разделительный мягкий знак (Ь), например, в словах: пьет, рьяно, Вьетнам, вьюга, Ньютон, Нью-Йорк, пасьянс, Обь;
разделительный твердый знак в словах (Ъ): объявление, разъединение, съехали, подъезд, конъюктура, конъюктивит, объект.
Мягкий знак между двумя согласными. Разделяет согласные буквы
письмо, больница, косьба, резьба.
мягкий знак разделяет согласную и гласную буквы
варенье, до свиданья.
твердый знак разделяет согласную и гласную буквы
объявление, необъятный.
Много слов. В любом тексте найдется пара слов с мягким или твердым знаками.
Разделительный ь мягкий знак: банька, вьюга, бульон, почтальон, бульон, лосьон, вьюга, семья, пьеса.
Разделительный ъ твердый знак: объем, инъекция, адъютант, изъян, подъезд, межъязыковой, подъем, двухъярусный.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Тип урока: формирование новых знаний (1-й урок).
Цель урока: Создать условия для успешного формирования навыков у обучающихся правописания слов с разделительным мягким знаком.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Формы работы: фронтальная,индивидуальная, работа в паре.
Планируемы результаты:
Научатся:
Получат возможность научиться:
Предметные:
Метапредметные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
Личностные
Ресурсы урока: Русский язык: учебник для 2 класса, 2 часть/ В.П. Канакиной. – 3-е изд. М.: “Просвещение”,2011г.
Оборудование:
мультимедийный проектор,
компьютер, презентация “Разделительный мягкий
знак”, карточки задания для учащихся,
схема-памятка для учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин.).
Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдёт удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведём с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, то мы знаем и умеем работать.
Присаживаемся. Проверим посадку.
Открыли тетради, отступили одну строчку вниз от предыдущей работы и записали число, на следующей строчке классная работа. Посмотрите на слайд и запишите прописными буквами.
Слайд 2.
На полях с помощью простого карандашаизобразите ваше настроение: солнышко, тучку или солнышко, спрятанное за тучкой. Если у вас хорошее настроение – нарисуйте солнышко, если вам грустно – тучку нарисуйте, а если вы серьезны, изобразите солнышко, спрятанное за тучкой.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Я прочитаю стихотворение, а вы послушайте.Догадайтесь, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать:
Лес, лось, жар, жарь,
Мол, моль, кон, конь.
Да, сегодня будем писать ь. Вспомните, как пишется ь, из каких элементов он состоит?
Посмотрите на слайд, вы видите прописные буквы? мягкий знак, один ь пишется после согласного в конце слова, второй – в середине, запишите по образцу ь от начала строки до конца.
Подчеркните самую красивую букву ь .
Молодцы, вы все постарались при написании этой буквы.
III. Актуализация знаний (создание условий для возникновения у учеников потребности в учебной деятельности на основе ранее полученных знаний) (5 мин.).
Ребята, что вы знаете о букве мягкий знак? Какая особенность этой буквы?
Какую работу выполняет в русском языке мягкий знак?
Посмотрите на слайд, прочтите слова.
декабрь, мебель, коньки, январь, ноябрь
Ребята, а что это за слова?
А почему вы так решили?
Какие надо запомнить буквы в данных словах?
Что объединяет эти слова?
Посмотрите на слайд, проверьте, верны ли ваши предположения.
Какую роль здесь выполняет мягкий знак?
IV. Формирование новых знаний и умений (постановка проблемного вопроса) (7 мин).
Поработаем в парах.Посмотрите на экран, перед вами таблица, прочитайте слова в ней. Что объединяет эти слова?
Слайд 6 (1).
У вас на столе лежат жёлтые карточки с такими же словами. Ваша задача, попытаться разделить данные слова на две группы, показывая направление слов стрелочками.
Проверим, правильно ли вы расставили стрелочки.
Слайд 6 (2).
Поднимите руки, у кого все стрелки правильно расставлены. У кого была одна ошибка. Кто не справился совсем. Объясните, по какому принципу вы разделили слова на группы? Докажите.
Возникали ли какие проблемы при выполнении данного задания?
Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Слайд 7.
Какие цели стоят перед нами на уроке?
V. Открытие нового знания (7-8 мин.).
Обратили внимание на слайд, прочитайте слова.
Слайд 8 (1).
Солю (воду) солью (воду).
Сравним написание и произношение слов. Какой буквой они различаются?
Какое имеет значение каждое это слово?
Сколько букв и звуков в слове солю , а в слове солью ?
Прочитайте слова с правой стороны и с левой стороны по слогам, послушайте, как они звучат. –Что мы можем сказать о втором слоге в этих словах.
– Какими звуками обозначены гласные буквы, находящиеся во втором слоге?
– Как вы думаете, почему буква ю в слове солью обозначает два звука?
– Посмотрите, между какими буквами стоит ь ?
Предположите, какая роль у мягкого знака в слове солью?
Сделайте вывод, каким может быть мягкий знак.
Слайд 8 (2).
На письме после согласной буквы “эль” перед гласной буквой ю пишется мягкий знак, который в русском языке называется разделительным мягким знаком.
Обратимся к учебнику с.32, найдите сведения о языке, прочитайте самостоятельно.
Прочитайте вслух, пожалуйста.
Попытаемся создать схему, в каких же случаях пишется разделительный мягкий знак?
Обратимся к слайду, правильно ли мы сказали.
Прочитайте слова, скажите, какими звуками обозначены буквы е, ё, я, и, ю, стоящие после мягкого знака?
Молодцы, ребята, вы справились, вы получили такую же схему-сигнал, как и на слайде. Эту схему вы можете вклеить в тетрадь-памятку.
Физкультминутка. (Для глаз, спины).
VI. Первичное закрепление (4-5 мин).
Ребята, обратимся к упражнению 52. Прочитайте задание самостоятельно. Прочитайте вслух. Что необходимо сделать в упражнении?
Определить, перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак. Списать слова. Подчеркнуть одной чертой разделительный мягкий знак, двумя чертами – буквы, перед и после которыми он пишется.
Давайте выполним это упражнение у доски. Вы записываете слова, диктуя по слогам, определяя какими звуками обозначены буквы, стоящие после мягкого знака.
Какую роль здесь играет знак?
Ребята, правильно ли выполнено задание на доске? Оцените с помощью “Ладошки”.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (4-5 мин).
А теперь поработаем самостоятельно.Внимание на слайд.
Слайд 10 (1).
Зверьки, листья, борьба, друзья, соль, здоровье, пальто, веселье, ночью.
Даны слова, прочитайте их. Ребята, у вас на столе карточки синего цвета с такими же словами. Возьмите их. Послушайте задание.
Спишите только те слова, в которых есть разделительный мягкий знак. Подчеркните те буквы, которые указывают, что мягкий знак является разделительным. Используйте схему-памятку, которые вы получили.
Ребята, всем задание понятно? Если да, то выполняем.
Взгляните н слайд. Проверьте, всё ли верно написано. Оцените себя: если все слова выписаны правильно – поднимите зелёный цвет, если не верно 1-2 слова – поднимите жёлтый цвет, если больше? поднимите красный цвет.
Физкультминутка.
VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 мин.).
Посмотрите на доску, вы видите картинки.
Проговорите название картинок про себя. Попытайтесь понять, в каких словах пишется разделительный мягкий знак. Выпишите их.
Найдите в выписанных словах буквы, обозначающие два звука, напишите, какие звуки они обозначают. Попытайтесь выполнить самостоятельно.
Всемзадание понятно? Выполняйте.
Проверим вашу работу на слайде.
Если все правильно, крестик на верхней черте, если одно слово неверно, крестик посередине, если написано 1 слово или слова со смягчающим мягким знаком, поставьте крестик на нижней черте.
IX. Рефлексия деятельности.
Ребята, а теперь немного поиграем, я вам читаю предложение, если вы согласны, то вы поднимаете зелёный цвет сигнала, если нет – то красный.
Приготовились.
Молодцы! Почти все справились с заданием. На следующем уроке мы продолжим работать с данной темой.
X. Итог урока.
Что узнали нового о Ь знаке?
Где стоит разделительный мягкий знак?
Что было легко? Что было трудно на уроке?
Какое задание было самым интересным?
Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
-Изобразите в тетради на полях свое настроение с помощью солнышка, тучи, или солнышка скрывшегося за тучкой.
Сравните ваше настроение в начале рока и конце. Изменилось ли оно?
Оценим вашу работу на уроке. У тех, кто при выполнении всех заданий получал высший балл получает пятёрки.
У тех, кто при выполнении всех заданий были недочеты, неточности получает четверки.
У тех, кто при выполнении заданий были ошибки, удовлетворительно.
Домашнее задание.
Учитель: Запишите домашнее задание на выбор, оно написано на слайде (на выбор).
Записать слова, вставляя пропущенные слоги. Подчеркнуть разделительный мягкий знак (с.32) упр. 53.
Объясни, почему в данных словах надо писать разделительный мягкий знак. Записать любое слово по памяти.
Я думаю, что каждый из вас внес посильный вклад в общее дело. В парах сохранилось единство и хорошие отношения. Мне понравилась ваша работа на уроке. Урок окончен.