Многообразие стран мира. Основные типы стран

скачатьБилет 19 вопрос 1

Многообразие стран современного мира, их основные типы.

На современной политической карте мира насчитывается около 240 стран, примерно 200 из которых - независимые страны, т.е. государства.

Примерами зависимых стран являются Гибралтар, остров Святой Елены, Бермудские и Фолклендские острова (Великобритания), Гренландия и Фарерские острова (Дания), Гвиана, Новая Каледония и Французская Полинезия (Франция), Пуэрто-Рико и Американское Самоа (США).

По размерам территории выделяют 10 самых больших стран мира, площадь которых превышает 2,5 млн. км 2 - Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия, Аргентина, Казахстан и Судан. Их противоположностью являются карликовые государства. Самым маленьким государством мира называют Ватикан, занимающий один квартал Рима.

Крупнейшими по численности населения являются Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Нигерия и Япония.

Крупнейшие страны мира по площади территории и численности населения в 2007 году

По особенностям географического положения различают страны:

1) приморские (т.е. имеющие выход к морю) - Россия? Украина, Финляндия, Франция, Иран, Алжир, Египет, Нигерия, Танзания, ЮАР, США, Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина и др.;

2) внутриконтинентальные (т.е. не имеющие выход к морю) - Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Чехия, Словакия, Австрия, Швейцария, Афганистан, Непал, Монголия, Лаос, Чад, Нигер, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, Эфиопия, Боливия, Парагвай и др.;

3) островные (т.е. страны, расположенные на островах) - Великобритания, Ирландия, Исландия, Кипр, Шри-Ланка, Мадагаскар, Куба, Ямайка, Гаити; Папуа - Новая Гвинея, Новая Зеландия, Фиджи и др.;

4) страны-архипелаги (т.е. страны расположенные на группе островов) - Япония, Индонезия, Филиппины, Мальдивские Острова, Коморские Острова, Багамские Острова, Кирибати и др.;

5) полуостровные (т.е. страны, расположенные на полуостровах) - Испания, Португалия, Норвегия, Швеция, Дания, Италия, Греция, Турция, Саудовская Аравия, Индия, Вьетнам, Таиланд, КНДР, Южная Корея, Сомали и др.

По уровню социально-экономического развития выделяют 3 группы стран: экономически развитые страны, страны с переходным типом экономики и развивающиеся страны.

К экономически развитым странам относят около 30 государств мира, в том числе США, Канаду, вс

К группе стран с переходным типом экономики относят все страны СНГ (в том числе Россию, Украину, Белоруссию, Грузию, Армению, Казахстан, Узбекистан и др.), все страны Восточной Европы (например, Польшу, Эстонию, Чехию, Сербию, Румынию, Болгарию, Хорватию и др.) и Монголию.

Самую большую группу (около 150 государств) составляют развивающиеся страны, расположенные в Азии (Индия, Индонезия, Саудовская Аравия и др.), Африке (все страны, кроме ЮАР), в Центральной и Южной Америке (Мексика, Бразилия, Аргентина и др.) и Океании (Фиджи, Самоа и др.).

По форме правления страны делят прежде всего на монархии и республики.

Монархия - форма правления, при которой власть передаётся по наследству. Примерами монархий являются Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Марокко и др.

Большинство независимых государств мира являются республиками. Республика - форма правления, при которой власть избирается па определённый срок. Примерами республик могут служить Россия и другие страны СНГ, Германия, Франция, Италия, Турция, Иран, Индия, Алжир, Нигерия, Судан, ЮАР, Египет, США, Мексика, Бразилия и др.

Билет 19 вопрос 2

Восточная Сибирь и Дальний Восток богаты разнообразными природными ресурсами, но используются они ещё в незначительной степени. Какие природные, экономические и социальные факторы затрудняют освоение ресурсов этих территорий?

Главными причинами слабого использования гигантского природно-ресурсного потенциала Восточной Сибири и Дальнего Востока являются:

1) экстремальные климатические условия на большей части территории этих двух регионов;

2) удалённость Восточной Сибири и Дальнего Востока от главных экономически развитых регионов страны, большие транспортные издержки на ввоз и вывоз товаров;

3) слабо развитая транспортная сеть, тяжёлые условия для строительства новых дорог;

4) слабая освоенность территории и малая плотность населения (на большей части территории она составляет менее 1 человека на 1 км2);

5) резкая нехватка трудовых ресурсов, усугубляющаяся отрицательным естественным приростом и миграционным оттоком населения из этих регионов;

6) нехватка финансовых инвестиционных средств для развития экономики этих регионов;

7) большая зависимость Восточной Сибири и Дальнего Востока от ввоза многих видов топлива, машин, оборудования, товаров народного потребления и продовольствия.

Билет 19 вопрос 3

Определите по карте бассейны и водоразделы рек.
Перед показом бассейнов и водоразделов рек, которые предложит учитель следует дать определения этих терминов.

Речной бассейн - это территория, с которой река собирает свои воды.

Водораздел реки - граница речных бассейнов.
Аккуратно проведите границу речного бассейна. Обратите внимание, что водоразделы проходят по наиболее высоким местам (горным хребтам и возвышенностям) и не могут пересекать реки и озёра (а пересекать каналы - могут!).

Билет 20 вопрос 1

Комплексная географическая характеристика своей местности.
Составьте описание своей местности по плану:
1) Географическое положение.

2) Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые.

3) Климатический пояс и краткая характеристика климата: средняя температура января и июля, преобладающие ветры, годовое количество осадков, их сезонность, коэффициент увлажнения.

4) Внутренние воды, крупнейшие реки и озёра.

5) Природная зона.

6) Почвы, растительность и животный мир.

7) Особенности населения: численность, размещение, воспроизводство, половой, возрастной, национальный и религиозный состав, уровень урбанизации, крупнейшие города, особенности миграций и трудовых ресурсов.

8) Предпосылки для развития хозяйства.

9) Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства.

10) Особенности развития транспорта и непроизводственной

11) Проблемы и перспективы развития.

12) Вывод о экономическом развитии.
Билет 20 вопрос 2

Евразия - самый большой по площади материк Земли. Используя карты атласа, докажите, что в расположении природных комплексов Евразии проявляется закон широтной зональности.
Все основные природные зоны в Евразии имеют ярко выраженное широтное распространение, т.е. протягиваются с запада на восток, сменяя друг друга с севера на юг, что и является законом широтной зональности.

Закону широтной зональности подчинены такие компоненты природного комплекса, как почвы, растительность, животный мир. Рассмотрим как расположен на материке Евразия каждый из этих компонентов.

По почвенной карте мы видим, что протягиваясь с запада на восток друг друга последовательно сменяют в направлении с севера на юг следующие типы почв: арктические, тундрово-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, бурые лесные и серые лесные, черноземы, каштановые, бурые полупустынные и т.д.

По карте растительности и животного мира также видно, что зоны протягиваются субширотно и последовательно сменяют друг друга с севера на юг.

Одним из крупных природных комплексов является географическая природная зона. В ее состав входят компоненты, подчиняющиеся закону широтной зональности, это определяет подчинение закону широтной зональности самих природных зон. Посмотрим на карту природных зон материка Евразия. Видно, что они протягиваются с широтном направлении (с запада на восток), последовательно сменяя друг друга от севера к югу: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса и т.д. Таким образом видно, что природные комплексы Евразии (а именно природные зоны) подчиняются закону широтной зональности.

Билет 20 вопрос 3

Определите по статистическим материалам основных внешнеэкономических партнёров России.

По статистическим данным можно установить, что за последние годы существенно выросло значение внешней торговли для экономики России. Увеличилась доля экспорта в ВВП.

Более 80% внешней торговли России приходится ныне на страны Западной Европы. Основными торговыми партнерами России в январе-августе 2010 года среди стран дальнего зарубежья были: Нидерланды, товарооборот с которыми составил 37,2 млрд.долларов США, Китай – 35,9 млрд.долл.США, Германия – 31,7 млрд.долл.США, Италия – 23,6 млрд.долл.США, Турция – 16,1 млрд.долл.США, США – 14,1 млрд.долл.США,Франция – 13,9 млрд.долл.США, Япония – 13,6 млрд.долл.США, Польша – 13,3 млрд.долл.США, Республика Корея – 11,1 млрд.долл.США.

Географическая структура экспорта РФ по странам в 2010 году, %

Географическая структура импорта РФ по странам в 2010 году, %
скачать

Смотрите также:
Билет 19 вопрос 1 Многообразие стран современного мира, их основные типы
Вопросы к зачету по географии 10 класса
Билет №1 Многообразие стран мира и их типы. Мировая топливная промышленность. Состав, особенности размещения и основные международные грузопотоки топлива
География Политическое устройство мира
Тема Особенности современного мира
Вопросы к экзаменационным билетам по курсу «Общественная география»
Билеты для проведения государственной итоговой аттестации по обществознанию в 9 классе
Вопрос №1. Сущность мирового хозяйства. Субъекты современного мирового хозяйства. Классификация стран мира
25. Основные алмазодобывающие страны Мира
Экзаменационный билет
«Кухни стран мира»
Предмет и задачи общей биологии

Составлением типологий и классификаций стран занимаются международные организации, экономисты, географы.

Каждое исследование, в зависимости от целей и набора показателей, выделяет различные типы стран. Поэтому «правильных» или «неправильных» типологий не существует, каждая из них создается для выполнения поставленной задачи.

Политическая карта мира - тематическая карта, на которой показаны государственные границы всех стран мира.

Её называют зеркалом эпохи, поскольку на ней находят своё отражения все процессы, происходящие в мире на разных этапах развития человеческого общества.

В настоящее время на политической карте 230 стран. Все страны мира различаются:
географическим положением;
величиной территории;
численностью и национальным составом населения;
по форме правления;
по государственному устройству;
по уровню социально–экономического развития.

Из 230 стран мира, 190 суверенные - политически независимые государства, обладающие самостоятельностью во внутренних и внешних делах.

Остальные - несамоуправляющиеся территории - колонии, протектораты, так называемые заморские департаменты.

На протяжении XX века, число таковых резко сократилось и в настоящее время это небольшие островные владения в Карибском море и Океании.

По географическому положению выделяют:
островные (Индонезия, Япония, Куба);
материковые (Австралийский Союз, Канада, Китай);
имеющие выход к морю (Норвегия, Республика Корея, Венесуэла);
не имеющие выхода к морю (Монголия, Чад, Казахстан);

По величине территории:
очень большие (Россия, Канада, Китай);
большие;
средние;
небольшие;
«микрогосударство» (Андорра, Лихтенштейн, Сан-Марино).

По численности:

от крупнейших с населением более 100 млн.

человек, до небольших, с численностью менее 1 млн.

По национальному составу населения:
однонациональные (Япония),
многонациональные (Россия, США, Китай).

По форме правления:
монархии
конституционные - Норвегия, Швеция, Великобритания;
абсолютные - Япония, Саудовская Аравия
теократические - Ватикан.
республики
президентские - Египет, Турция, Франция;
парламентские - большинство стран Западной Европы.

По государственному устройству:
федеративные - Индия, Россия;
унитарные - Венгрия, Франция.

По уровню социально–экономического развития:
экономически развитые страны - Япония, ФРГ;
развивающиеся - Индия, Мексика;
страны с переходной экономикой - большинство постсоциалистических стран.

Место любой страны в типологии не постоянно и может изменяться со временем.

Страны мира принято подразделять на два главных типа:

1) экономически высокоразвитые страны,

2) развивающиеся страны.

В основу этой типологии обычно кладется показатель валового внутреннего продукта (ВВП), то есть стоимости всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в расчете на душу населения (хотя для получения полной картины желательно учитывать уровень образования, среднюю продолжительность жизни и некоторые другие показатели).
К числу экономически высокоразвитых стран мира относят свыше 40 государств Европы, Азии, Северной Америки, Африки, Австралии и Океании, которые отличаются наиболее высоким уровнем социально-экономического развития.

Об этом свидетельствуют показатели их ВВП из расчета на душу населения.

Однако группа экономически высокоразвитых стран отличается довольно большой внутренней неоднородностью, так что в ее составе обычно выделяют три подгруппы.

Во- первых, это «большая семерка» стран Запада (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия и Канада), на долю которой приходится около У2 всего мирового ВВП. Во-вторых, это высокоразвитые небольшие страны, преимущественно в Западной Европе, также имеющие очень высокие показатели душевого ВВП и принимающие активное участие в мировой торговле. Фактически к ним примыкают и так называемые «страны переселенческого капитализма» - бывшие владения Великобритании (Австралия, Новая Зеландия, ЮАР).

В-третьих, это некоторые новые высокоразвитые страны, например Сингапур, Республика Корея.


Сингапур. Фото: jjcb

К особому подтипу стран следует отнести Китай, Вьетнам, КНДР и Кубу, которые, согласно их конституциям и программам руководящих партий, продолжают идти по социалистическому пути развития.

Все страны современного мира представлены на политической карте, которая прошла длительный путь в своем формировании. На разных этапах исторического развития происходило открытие новых земель, территориальный передел мира, образование, распад или объединение государств, изменялись границы стран.

Сегодня в мире насчитывается более 230 стран, из них 193 - суверенные государства. Суверенные государства обладают самостоятельностью и независимостью как во внутренней, так и внешней политике.

Около половины всех стран расположены на материке Евразия.

Каждая страна имеет свои специфические особенности. Это могут быть особенности территории, географического положения, состава населения, государственного строя; уровень экономического развития, экономический потенциал, доля страны в мировом производстве, структура экономики, степень ее вовлеченности в международное географическое разделение труда и т.д.

При таком многообразии стран возникает необходимость сгруппировать их, выявляя их сходства и различия. Типология стран зависит от того, какие признаки и количественные критерии положены в ее основу.

Такая типология систематизирует информацию о странах и помогает при разработке различных прогнозов и рекомендаций.

Часто используется группировка стран с подразделением их на экономически развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой.

Для подразделения стран на эти группы используется показатель валового внутреннего продукта (ВВП) из расчета на душу населения. К странам с переходной экономикой относят государства, которые с конца 80 - начала 90-х гг.

осуществляют переход от административно-командной (социалистической) экономики к экономике рыночной.

ВВП - показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год ($USA).

Между развитыми и развивающимися странами существует гигантский разрыв в душевых показателях ВВП.

Швейцария превышает этот показатель у Мозамбика более чем в 500 раз. Почти у 3 млрд. человек суточный доход составляет менее 2 $ USA. Проблема экономического неравенства является одной из глобальных проблем человечества.

Многообразие стран мира, их основные типы википедия
Поиск по сайту:

Стандартная классификация стран в мировой экономике

По методике ООН все страны делятся на 3 группы:

1. Развитые страны с рыночной экономикой (24 страны). Сюда входит "Большая семерка" — Великобритания, Германия, Франция, Япония, Италия, США, Канада.

Развивающиеся страны (более 100 стран). К ним относятся страны ОПЕК (экспортеры нефти).

3. Страны с переходной экономикой (постсоциалистические).

Международные организации разделяют все страны мира на три группы:

1. развитые страны с рыночной экономикой.

К развитым странам относят почти все страны Западной Европы, США, Канаду, Японию, Израиль, ЮАР, Австралию и Новую Зеландию. Все эти страны имеют высокий уровень экономического и социального развития.

Постиндустриальное общество, т.е.

большая часть ВВП от 60 до 75 и > % производится в сфере услуг. Характерные черты: развитое демократическое государство с тремя самостоятельными ветвям власти (законодательная, исполнительная, судебная). Большая часть промышленного производства – это готовая продукция, наукоемкость и высокотехнологичность.

страны с переходной экономикой или с формирующимся рынком

Страны с переходной эк-кой включают гос-ва Восточной Европы, Россию, Албанию, Китай, Вьетнам, бывшие субъекты СССР, Вьетнам, Монголию.

Осуществляют структурную перестройку экономического механизма, т.е. переход от социалистической системы к капиталистической системе хозяйствования.

3. развивающиеся страны.

К развивающимся странам относят большинство стран Азии, Африки, Океании, Латинскую Америку, Мальту и бывшую Югославию.

Общий уровень ВВП развивающихся стран составляет менее четверти от ВВП развитых стран.

Характерные черты: большая часть ВВП этих стран производится в с/х и промышленности (добывающей). Доля сфер услуг от 20-40% в зависимости от государства.

Четкая сырьевая направленность в экономики. Являются поставщиками с/х сырья и продовольствия, и минеральных ресурсов более. Традиционный тип воспроизводства населения, т.е. традиционные решения поощряет многодетные семьи, а медицина развита слабо, поэтому высокая рождаемость и высокая смертность. Слабая социальная ориентация экономики. Среди развивающихся стран 5 основных групп:

а) развивающиеся страны с относительно высоким уровнем экономического развития и высокими темпами роста ВВП – это новые индустриальные страны.

б) развивающиеся страны со средним уровнем развития;

в) страны экспортеры нефти ОПЕК.

ВВП на душу населения превосходит показатели НИС, но очень традиционное общество поэтому к разряду развитым демократическим обществам относить нельзя;

г) страны с большими территориями и с большими населениями (Индия, Китай).

д) слабо развитые страны – государства Африки, хоз-во племенного типа.

К настоящему времени сложилось несколько подходов:

1) Формационная концепция (начало положил Карл Маркс): ее сторонники разделяют все страны на систему капитализма и систему социализма.

2) Концепция «трех миров»: мир капиталистического хозяйства, мир социалистического хозяйства и «третий мир» — развивающиеся страны.

3) Концепция «Центр и периферия» получила широкое распространение в последнее время: центр – наиболее развитые индустриальные страны, периферия – все остальные страны.

Близок к ней подход, делящий мир на промышленно развитые страны (около 30 стран), развивающиеся (почти все остальные) и страны с переходной экономикой (некоторые бывшие социалистические страны).

В этом случае принципом систематизации стран явл. социально-экономический, т.е. учитываются не только экономич. показатели развития стран, но и социальные.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) определил следующие критерии данной классификации:

ВНП на душу населения:

Страны с низкими доходами

Страны с доходами ниже среднего

Страны с доходами выше среднего

Страны с высокими доходами

Грамотность населения:

Развивающиеся страны

Новые индустриальные страны

Страны с переходной экономикой

Средняя продолжительность жизни:

Индустриально развитые страны

Развивающиеся страны

МВФ делит все страны мира на 2 группы:

1)развитые страны

2)страны с формирующимися рынками и развивающиеся страны

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Количество и группировка стран мира

Выдающийся отечественный географ Н.

Н. Баранский в одной из своих работ писал о том, что страна во всем ее своеобразии – природном, хозяйственном, культурном, политическом – является основным объектом изучения в географии, поэтому вопрос о количестве и группировке (классификации) стран представляет очень большой интерес.

В течение XX в.

общее количество стран в мире постоянно возрастало. Это было вызвано в первую очередь переделом мира после Первой и Второй мировых войн. В начале 90-х гг., вслед за распадом СССР, СФРЮ, Чехословакии их стало еще на 20 больше.

По состоянию на 2008 г. разные источники оценивают общее количество стран и территорий в 225–230.

Одновременно в XX в. постоянно увеличивалось число независимых суверенных государств (табл. 1) и соответственно уменьшалось количество стран, находящихся на разных стадиях политической зависимости и, следовательно, не имеющих полного самоуправления.

Таблица 1 наглядно отражает не только послевоенные переделы мира, но и крушение колониальной системы империализма.

Оно привело к тому, что после 1945 г. политической независимости добились 102 страны Азии, Африки, Америки, Океании и даже Европы (Мальта). А количество несамоуправляющихся территорий (колоний, протекторатов, так называемых заморских департаментов и др.) уменьшилось со 130 в 1900 г. до 16 в 2005 г. В большинстве своем ныне это небольшие островные владения в Карибском море и Океании.

Таблица 1

КОЛИЧЕСТВО СУВЕРЕННЫХ ГОСУДАРСТВ

Важным ориентиром при определении числа суверенных государств может служить членство стран в Организации Объединенных Наций (табл.

Таблица 2

КОЛИЧЕСТВО СТРАН – ЧЛЕНОВ ООН

Рост числа стран – членов ООН в 1950–1989 гг. происходил в основном благодаря вступлению в эту организацию государств, освободившихся от колониальной зависимости. Их так и принято называть освободившимися странами. В 1990–2007 гг. в состав ООН вошло еще несколько освободившихся стран (Намибия, Эритрея и др.), но основной прирост был связан уже с приемом в нее постсоциалистических государств, образовавшихся на месте бывших СССР, СФРЮ, Чехословакии.

Ныне в состав ООН входят все страны СНГ, шесть республик бывш. Югославии, Чехия и Словакия. В 2002 г., после специального референдума, в ООН вступила Швейцария, до этого считавшая, что ее политика постоянного нейтралитета мешает этому.

Так что ныне из суверенных государств вне ООН остается один Ватикан, имеющий статус наблюдателя.

При таком большом и к тому же все увеличивающемся количестве стран возникает насущная необходимость в их группировке, которая обычно проводится по нескольким различным признакам, критериям.

Таблица 3

ДЕСЯТЬ СТРАН МИРА, САМЫХ БОЛЬШИХ ПО ТЕРРИТОРИИ

По размерам территории страны мира принято подразделять на очень большие, большие, средние, небольшие и совсем маленькие.

В первую десятку самых больших стран мира, или стран-гигантов, входят государства, перечисленные в таблице 3. Вместе они занимают 55 % всей обитаемой суши.

Понятия «большая», «средняя», «небольшая» страна различны для разных регионов мира. Например, самая большая страна зарубежной Европы – Франция – по меркам Азии, Африки или Америки оказывается сравнительно небольшой. А вот понятие «совсем маленькая страна» (или микрогосударство) для разных регионов мира примерно одинаково.

Чаще всего его применяют по отношению к карликовым странам зарубежной Европы – Андорре, Лихтенштейну, Сан-Марино и др. Но фактически к числу микрогосударств относятся и многие островные страны Африки, Америки и Океании. Например, Сейшельские Острова в Африке, Барбадос, Гренада, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины в Центральной Америке имеют площадь 350–450 км2 (это менее 1/2 площади Москвы), а островные государства Тувалу и Науру в Океании занимают всего по 20–25 км2.

И уж совсем мини-государством можно назвать Ватикан, занимающий площадь 44 га.

В этом случае также резко выделяется первая десятка стран (табл. 4), которые вместе концентрируют примерно 3/5 всех жителей Земли.

Население от 50 до 100 млн человек имеют всего 13 стран: Германия, Франция, Великобритания, Италия и Украина в Европе, Вьетнам, Филиппины, Таиланд, Иран и Турция в Азии, Египет и Эфиопия в Африке и Мексика в Латинской Америке. В 53 странах численность населения колеблется от 10 до 50 млн человек.

Еще больше в мире стран с населением от 1 до 10 млн (60), а более чем в 40 странах население не достигает и 1 млн человек.

Таблица 4

ДЕСЯТЬ СТРАН МИРА, САМЫХ БОЛЬШИХ ПО ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Что же касается самых маленьких по численности жителей государств, то на политической карте мира их нужно искать там же, где находятся самые небольшие по размерам территории страны.

В Центральной Америке это, например, Барбадос и Белиз с населением в 200–300 тыс. человек, Гренада, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, имеющие примерно по 100 тыс. жителей. В Африке к этому же разряду стран относятся островные государства Сан-Томе и Принсипи и Сейшельские Острова, в Азии – Бруней, в Океании – островные государства Тувалу, Науру, где живет всего 10–12 тыс. чел. Впрочем, последнее место по численности жителей занимает Ватикан, постоянное население которого не превышает 1000 человек.

По особенностям географического положения страны мира чаще всего подразделяют на имеющие и не имеющие выхода к Мировому океану.

Среди приморских стран, в свою очередь, можно выделить островные (например, Ирландия и Исландия в Европе, Шри-Ланка в Азии, Мадагаскар в Африке, Куба в Америке, Новая Зеландия в Океании).

Разновидность островных стран – это страны-архипелаги. Так, Индонезия располагается на 13 тыс. островах, Филиппины занимают 7000, а Япония – почти 4000 островов. Неудивительно, что страны-архипелаги входят в первую десятку государств по протяженности береговой линии (табл. 5). Да и Канада занимает по этому показателю внеконкурентное первое место благодаря Канадскому Арктическому архипелагу.

Таблица 5

ДЕСЯТЬ ПЕРВЫХ СТРАН МИРА ПО ПРОТЯЖЕННОСТИ БЕРЕГОВОЙ ЛИНИИ

Не имеют выхода к Мировому океану 43 страны.

Среди них 9 стран СНГ, 12 – зарубежной Европы, 5 – Азии, 15 – Африки и 2 страны Латинской Америки (табл. 6 ).

Как правило, отсутствие прямого выхода к Мировому океану относится к неблагоприятным чертам географического положения страны.

Таблица 6

СТРАНЫ МИРА, НЕ ИМЕЮЩИЕ ВЫХОДА К ОТКРЫТОМУ МОРЮ

  • 1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.
  • 3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.
  • 1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.
  • 2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.
  • 3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).
  • 1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресурсов.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).
  • 1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.
  • 2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Характеристика по картам эгп (экономико-географического положения) страны (по выбору учителя).
  • 1. Водные ресурсы суши и их распределение на планете. Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Восточной Европы.
  • 3. Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры страны (по выбору учителя).
  • 1. Лесные ресурсы мира и их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Восточной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Определение и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира (по выбору учителя).
  • 1. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические и биологические. Проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика сша.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды.
  • 1. Рекреационные ресурсы и их размещение на планете. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика Японии.
  • 3. Объяснение по картам направлений основных грузопотоков нефти.
  • 1. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.
  • 2. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору учителя).
  • 1. Численность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Два типа воспроизводства населения и их распространение в разных странах.
  • 2. Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.
  • 3. Сравнение международной специализации одной из развитых и одной из развивающихся стран, объяснение различий.
  • 1. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и ее особенности в разных странах. Демографическая политика.
  • 2. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран (по выбору учителя).
  • 1. Возрастной и половой состав населения мира. Географические различия. Половозрастные пирамиды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.
  • 3. Сравнительная характеристика по карте обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями.
  • 1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.
  • 2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.
  • 3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).
  • 1. Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.
  • 2. Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров зерна.
  • 1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика кнр.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.
  • 1. Городское и сельское население мира. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы и последствия урбанизации в современном мире.
  • 2. Животноводство: распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков газа.
  • 1. Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.
  • 1. Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран современного мира.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Африки.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров хлопка.
  • 1. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива.
  • 2. Международные экономические отношения: формы и географические особенности.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров сахара.
  • 1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).
  • 1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность: состав, размещение. Географические различия.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров кофе.
  • 1. Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).
  • 3. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).
  • 1. Современная политическая карта мира: многообразие стран современного мира, их основные типы.

    2. Научно-техническая революция: характерные черты и составные части.

    3. Характеристика размещения хозяйства одной из стран мира (по выбору учителя).

    1. Основные формы государственного правления и государственно-территориального устройства стран.

    2. Состав и структура мирового хозяйства, их изменения в эпоху НТР.

    3. Характеристика половозрастного состава населения одной из стран мира.

    1. Географическая среда и ее роль в жизни человечества.

    2. Факторы, влияющие на размещение производительных сил и их изменение в эпоху НТР.

    3. Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства населения страны.

    1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.

    2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.

    3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.

    1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.

    2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.

    3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).

    Билет № 6

    1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресурсов.

    2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).

    3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).

    Билет № 7

    1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.

    2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.

    3. Характеристика по картам ЭГП страны (по выбору учителя).

    Билет № 8

    1. Водные ресурсы суши и их распределение на планете. Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения.

    2. Общая экономико-географическая характеристика стран Восточной Европы.

    3. Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры страны (по выбору учителя).

    Билет № 9

    1. Лесные ресурсы мира и их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рационального использования.

    2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Восточной Европы (по выбору учащегося).

    3. Определение и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира (по выбору учителя).

    Билет № 10

    1. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические и биологические. Проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана.

    2. Общая экономико-географическая характеристика США.

    3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды.

    Билет № 11

    1. Рекреационные ресурсы и их размещение на планете. Проблемы рационального использования.

    2. Общая экономико-географическая характеристика Японии.

    3. Объяснение по картам направлений основных грузопотоков нефти.

    Билет № 12

    1. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.

    2. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.

    3. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору учителя).

    Билет № 13

    1. Численность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Два типа воспроизводства населения и их распространение в разных странах.

    2. Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.

    3. Сравнение международной специализации одной из развитых и одной из развивающихся стран, объяснение различий.

    Билет № 14

    1. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и ее особенности в разных странах. Демографическая политика.

    2. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.

    3. Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран (по выбору учителя).

    Билет № 15

    1. Возрастной и половой состав населения мира. Географические различия. Половозрастные пирамиды.

    2. Общая экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.

    3. Сравнительная характеристика по карте обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями.

    Билет № 16

    1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.

    2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.

    3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).

    Билет № 17

    1. Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.

    2. Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.

    3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров зерна.

    Билет № 18

    1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.

    2. Общая экономико-географическая характеристика КНР.

    3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.

    Билет № 19

    1. Городское и сельское население мира. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы и последствия урбанизации в современном мире.

    2. Животноводство: распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.

    3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков газа.

    Билет № 20

    1. Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.

    2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).

    3. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.

    Билет № 21

    1. Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран современного мира.

    2. Общая экономико-географическая характеристика стран Африки.

    3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров хлопка.

    Билет № 22

    1. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива.

    2. Международные экономические отношения: формы и географические особенности.

    3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров сахара.

    Билет № 23

    1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.

    2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).

    3. Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).

    Билет № 24

    1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность: состав, размещение. Географические различия.

    2. Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.

    3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров кофе.

    Билет № 25

    1. Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.

    2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).

    3. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).

    Билет № 1

    1. Современная политическая карта мира: многообразие стран современного мира, их основные типы.

    2. Научно-техническая революция: характерные черты и составные части.

    3. Характеристика размещения хозяйства одной из стран мира (по выбору учителя).

    1.Современная политическая карта мира: многообразие стран современного мира, их основные типы.

    Политическая карта мира - географическая карта, на которой показаны государственные границы стран мира. В настоящее время в мире насчитывается более 200 стран и территорий, из которых более 180-ти - суверенные государства.

    К сведению: суверенное государство - политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах (название произошло от французского слова souverain - высший, верховный).

    Указать точнее количество стран сложно, т.к. политическая карта постоянно изменяется.

    С начала 90-х годов такие государства, как СССР и СФРЮ, перестали существовать, республики, входившие в их состав, приобрели статус независимых государств; две страны - ГДР и ФРГ объединились в одно государство; Чехословакия распалась на два государства - Чехия и Словакия и т.д.

    Есть страны, провозгласившие себя независимыми, но не признанные таковыми мировым сообществом (Турецкая Республика Северного Кипра)

    Есть страны, которые оккупированы другими государствами: Палестина - Израилем, Восточный Тимор - Индонезией, Западная Сахара - Марокко.

    Но в последнее время существует ещё несколько официально признанных колоний: под управлением США - Восточная Самоа, Гуам и др.; под управлением Великобритании - Гибралтар, остров Святой Елены и т.д.

    В официальный перечень стран по деколонизации не включены многие территории, т.к. по утверждению управляющих ими государств, они являются их «заморскими» департаментами.

    Страны мира разнообразны по своим характеристикам, поэтому возникает необходимость в их группировке:

    1) по величине территории:

    Выделяют 7 самых больших стран: Россия, Канада, США, Китай, Австралия, Бразилия, Аргентина - каждая из них площадью свыше 3 млн. квадратных километров, эти страны в совокупности занимают половину всей суши;

    И совсем крошечные государства - Андорра, Лихтенштейн, Сингапур и т.д.

    2) по численности населения:

    Самые многочисленные: Китай, Индия, США, Россия, Индонезия, Бразилия, Пакистан - с числом жителей более 100 млн. каждая;

    И небольшие по численности - Ватикан и многие другие.

    3) по особенностям географического положения:

    А) приморские: Великобритания, Австралия, Норвегия и т.д.

    Б) полуостровные: Индия, Греция, Италия.

    В) островные: Шри-Ланка, Исландия.

    Г) страны-архипелаги: Филиппины, Япония.

    Д) лишённые выхода к морю: Монголия, Чад.

    4) по национальному составу населения:

    Одно-национальные: Япония, Швеция;

    Многонациональные: Россия, Индия и т.д.

    5) по государственному строю:

    Конституционные монархии (Великобритания, Япония);

    Абсолютные монархии (Бруней, ОАЭ);

    Республики (США, ФРГ).

    6) по государственному устройству:

    Унитарные (Франция, Венгрия);

    Федеративные (Индия, Россия).

    7) на основе социально-экономических признаков:

    До последнего времени выделялись страны: социалистические (СССР, Китай и др.); капиталистические (США, ФРГ и т.д.);

    Развивающиеся (Индия, Аргентина и др.). Сейчас эта типология считается устаревшей.

    8) по уровню социально-экономического развития:

    а) развитые (учитывается высокий уровень экономического развития, экономический потенциал, доля страны в мировом хозяйстве, структура экономики и т.д.):

    Страны «большой семёрки» (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада);

    Менее крупные страны (Швеция, Испания и т.д.);

    Страны «переселенческого капитализма» (Канада, Австралия);

    СНГ (Россия, Украина и др.);

    Новые индустриальные страны (Корея, Сингапур и др.).

    б) развивающиеся (государства переходного типа, в которых общественно-экономические отношения находятся на стадии изменения):

    Страны среднеразвитого капитализма (Бразилия, Мексика и т.д.);

    Нефтеэкспортирующие страны (ОАЭ, Кувейт);

    Страны, отстающие в своём развитии и наименее развитые (Афганистан, Кения).

    Место любой страны в типологии непостоянно и может изменяться во времени, что обычно связано с внутренними и внешними экономическими отношениями государств.

    2. Научно-техническая революция: характерные черты и составные части.

    Научно-техническая революция (НТР) - это период времени, в течении которого происходит качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом преобразующий производительные силы общества.

    Характерные черты НТР:

    1) универсальность, всеохватность (преобразует все отрасли и сферы, характер труда, быт, культуру, психологию людей);

    2) чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований (резкое сокращение времени между научным открытием и его внедрением в производство, более быстрое обновление продукции);

    3) повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов (увеличение доли умственного труда, общая интеллектуализация);

    4) ориентация на использование научно-технических достижений в военных целях (зарождение как военно-технической революции).

    Характерные черты НТР проявляются во всех её составных частях:

    1) в науке: рост расходов на НИОКР (-научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), качественное улучшение системы образования, возрастание связей между наукой и производством, рост его наукоёмкости;

    2) в технике и технологии:

    Внедрение новых, преимущественно физико-химических технологических процессов;

    Внедрение ЭВМ (США - 1-ое место по производству), роботов (Япония - 1-ое место по производству), ГПС (- гибкие производственные системы): соединение ЭВМ, системы роботов, современных станков, транспорто-загрузочных устройств - так называемых «безлюдных» заводов;

    Развитие квантовой техники (лазеров, мазеров);

    Производство новых средств связи (спутников и др.);

    Интенсификация старых методов технологии.

    3) в производстве:

    Резкое усложнение структуры экономики (появление новых, высокотехнологических отраслей - аэрокосмическая и т.д.);

    Рост наукоёмких производств (электротехника, приборостроение и т.д.);

    Производство новых материалов (полупроводниковых, керамических; оптического волокна; применение металлов ХХ века - бериллия, лития, титана);

    Развитие ядерной энергетики;

    Интенсификация сельского хозяйства и транспорта (увеличение урожайности, скорости транспорта и т.д.).

    4) в управлении:

    Появление кибернетики (- наука об управлении и информации);

    - «информационный взрыв»;

    Создание автоматизированных систем управления, вычислительных центров;

    Подготовка менеджеров (руководителей современных производств).

    3. Характеристика размещения хозяйства одной из стран мира (по выбору учителя)

    В этой практической работе требуется определить по картам атласа центры размещения отраслей хозяйства и объяснить их, используя знания о факторах размещения производства.

    Ответ даётся на примере размещения хозяйства Швеции (по такому принципу можно охарактеризовать любую страну мира). Для работы нужны карты: «Экономическая карта Европы», выборочно карты природных ресурсов (водных, лесных, агроклиматических и т.д.).

    Характеристика хозяйства Швеции:

    1) горнодобывающая промышленность; центры добычи:

    Железной руды: Кирунавар, Елирвар;

    Полиметаллической руды: Булиден, Лайсвалль;

    Медной руды: Аитикаббо.

    Факторы размещения этой отрасли: природно-ресурсный и потребительский (чёрная металлургия);

    2) электроэнергетика:

    ГЭС (север и центр страны - на реке Умеэльвен и др.), природно-ресурсный фактор (обилие рек);

    АЭС (юг страны - Рингхальс и др.), влияет потребительский фактор (густонаселённые южные районы);

    3) чёрная металлургия: города Лулео и Стокгольм; на размещение влияют факторы: природно-ресурсный (своё сырьё), экологический, энергетический (много ГЭС и АЭС);

    4) машиностроение и металлообработка, электротехническая промышленность: города Стокгольм и Гётеборг; влияют факторы: потребительский, квалификации трудовых ресурсов;

    5) судостроение: основной центр - город Гётеборг, влияющие факторы: географическое положение (приморское местоположение) и потребительский;

    6) лесная, целлюлозно-бумажная: город Евле (зона тайги), влияет природно-ресурсный фактор (хвойные породы деревьев);

    7) растениеводство: в центре и на юге страны (овёс, рожь, пшеница); влияет природно-ресурсный фактор (невысокие температуры, обилие осадков);

    8) животноводство: молочно-мясное и свиноводство - на юге и в центре страны, на севере - разведение оленей, влияет природно-ресурсный фактор (естественные пастбища, низкие температуры в зоне тундр).

    Билет № 2

    Количество и группировка стран

    В настоящее время на политической карте выделяется около 230 стран и территорий. Более 190 из них являются суверенными, т.е. политически независимыми государствами, обладающими самостоятельностью во внутренних и внешних делах.

    Страны группируются по различным признакам. Чаще других используются классификации стран по величине их территории, численности населения и по особенностям их географического положения. По размерам территории выделяются семь самых больших стран, площадью свыше 3 млн. км 2 каждая, которые в совокупности занимают около половины всей земной суши. Это Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия.

    По численности населения выделяют десять самых больших стран, с числом жителей более 100 млн. человек в каждой. На них в совокупности приходится 60% населения земного шара. Это Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Россия, Япония, Пакистан, Бангладеш, Нигерия. На политической карте мира преобладают средние и небольшие страны. Наиболее маленькие страны называют микрогосударствами (Лихтенштейн, Люксембург, Монако).

    По особенностям географического положения страны разделяют на приморские, полуостровные, островные, страны-архипелаги. К последней группе относят Японию, Индонезию, Филиппины. Особо выделяют страны, лишенные выхода к морю. Это затрудняет использование этими странами морских торговых путей и ресурсов Мирового океана. Всего таких стран 36.

    Типология стран: экономически развитые и развивающиеся страны

    Исходя из уровня социально-экономического развития, страны мира можно подразделять на два больших типа:

    • а) экономически развитые страны;
    • б) развивающиеся страны.

    Во многом уровень развитости стран можно оценить, определяя характер и величину валового внутреннего продукта (ВВП), который является показателем, выражающим совокупную стоимость конечной продукции отраслей материального производства и непроизводственной сферы, выраженную в рыночных ценах. К экономически развитым странам ООН относит все страны Европы, Россию, США, Канаду, Японию, Австралию, Новую Зеландию, ЮАР. Израиль. После распада СССР, Югославии и Чехословакии число таких стран в Европе увеличилось. Экономически развитые страны можно разделить на четыре группы.

    Во-первых, это «большая семерка» стран Запада (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада) - на эти страны приходится больше половины мирового валового национального продукта и промышленного производства, а также свыше четверти сельскохозяйственной продукции; ВВП на душу населения в этих странах составляет 10-20 тыс. долларов.

    Во-вторых, это менее крупные страны, прежде всего европейские, которые играют важную роль в мировых делах и ВВП на душу населения в большинстве этих стран такой же как в предыдущей группе.

    В-третьих, это страны «переселенческого капитализма», представленные бывшими переселенческими колониями (доминионами) Великобритании (например, Австралия).

    В-четвертых, это страны, входящие в Содружество Независимых Государств (СНГ), образовавшиеся в конце 1991 г. в результате распада СССР.

    К развивающимся странам ООН относит все остальные страны. Вместе они занимают более половины всей площади земной суши и концентрируют более 75% населения мира. На политической карте мира они образуют обширный пояс, простирающийся в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании к северу и особенно к югу от экватора. Некоторые из них обладали независимостью до Второй Мировой войны, но большинство завоевало ее в послевоенный период, когда образовалось около 100 молодых государств, которые принято называть освободившимися странами. Среди развивающихся стран также можно выделить несколько групп. Так, Индию, Бразилию и Мексику называют ключевыми странами. Они производят почти столько же промышленной продукции, сколько все остальные страны, вместе взятые. Однако, ВВП на душу населения составляет несколько сотен долларов. Для Индии это 340 долларов. Республику Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань относят к новым индустриальным странам (НИС). В последнее время эти страны опередили многие развивающиеся страны. Нефтедобывающими странами именуются государства Юго-Западной Азии. Они получают большие доходы от экспорта нефти, где благодаря притоку «нефтедолларов» ВВП на душу населения оценивается в 10-15 тыс. долларов и более. К странам, отстающим в своем развитии относят такие из них, в которых еще преобладает довольно отсталая экономика с сильными феодальными пережитками. Последняя группа состоит из большинства развивающих стран. Эта категория стран получила название наименее развитых стран, к категории которых ООН относит 42 страны с общим населением более 400 млн. человек. Это в Азии: Бангладеш, Непал, Афганистан; в Африке: Эфиопия, Сомали, Нигер, Чад. Среднедушевой ВВП в этих странах составляет всего 100-200 долларов в год. К числу развивающихся стран ООН относит Китай, который не входит ни в одну из приведенных категорий, т.к. имеет свои особенности в общественном строе (социалистическая страна) и в производстве. ВВП из расчета на душу населения в Китае приблизительно такой же, как и в Индии.

    Урок 2 10 класс Красулина Н.В.

    Тема: Многообразие стран современного мира.

    Практическая работа № 1 «Составление классификации стран по разным признакам»

    Цель урока: формирование представления о современной политической

    карте мира

    Задачи урока:

    Сформировать представление о разнообразии стран современного мира;

    Выяснить основные критерии классификации стран мира;

    Дать понятие «суверенное государство», «валовый внутренний продукт», «индекс человеческого развития»;

    Продолжить формирование навыков работы с различными источниками географической информации и контурными картами;

    Выяснить значение политико-географического положения для страны

    Оборудование: политическая карта мира, атласы, контурные карты, тестовые задания, интерактивная доска

    Тип урока: изучение нового материала

    ХОД УРОКА

      Повторение изученного материала.

      Что изучает общая география?

      Что изучает социальная и экономическая география?

      Назовите ученых проводивших в дореволюционной России экономико-географические исследования.

      Назвать метод географических исследований и дать краткое описание.

      Изучение нового материала.

    Учитель : Сегодня на уроке мы познакомимся с этапами формирования политической карты мира, выясним критерии классификации стран мира и определим положение этих стран на политической карте.

    Учитель : Какую информацию можно узнать, используя политическую карту мира?

    Учащиеся : По политической карте можно узнать положение стран, их столицы и государственные границы.

    Учитель : Политическая карта изменяется во времени. Выделяют пять этапов формирования политической карты мира , которые отражают ход развития человеческого общества:

    1 этап – древний (до 5 в.н.э) – возникновение и крушение таких государств как Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет;

    2 этап – средневековый (5-16в.в.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии;

    3 этап – новый (16-19 в.в.) – эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений в мире;

    4 этап – новейший – формирование политической карты связано с первой и второй мировыми войнами

    5 этап – современный – появление социалистических государств в Восточной Европе, Азии и Латинской Америке; крушение социалистической системы; распад СССР, Югославии, Чехословакии; объединение ГДР и ФРГ; прекращение деятельности Организации Варшавского Договора; обретение независимости рада государств.

    Если в 1900 году в мире было 57 суверенных государств, то к 2002 году из 230 государств их уже 192. Остальные государства – несамоуправляющиеся территории - преимущественно «осколки» бывших колониальных империй Великобритании, Франции. Нидерландов, США.

    ВОПРОС: Какое государство называется «суверенным»?

    ЗАДАНИЕ . Откройте учебник на стр. 10. Найти определение, записать в тетрадь.

    Суверенное государство – политически независимое государство, обладающее независимостью во внешних и внутренних делах.

    Учитель : Так, как стран в мире очень много, то возникла необходимость в их группировке, которая проводится на основе разных количественных критериев и качественных показателей. На основе количественных критериев наиболее распространена группировка стран по величине (площади) территории (7 стран с S территории > 3млн. км² каждая). Вместе они составляют ½ всей суши.

    ЗАДАНИЕ. Семь самых крупных стран по S территории – подписать их столицы.

    Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия.

    Учитель : По численности населения выделяются 11 самых крупных стран, с числом жителей более 100млн.чел в каждой – подписать столицы.

    Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Япония, Нигерия, Мексика.

    Учитель:

    Существует группировка стран по национальному составу населения: однонациональные и многонациональные. Привести примеры.

    Учитель : Нередко применяется группировка стран по особенностям ГП. Различают: приморские (имеют выход в море или океан), полуостровные (расположены на полуостровах), островные (расположены на островах), страны-архипелаги (расположены на архипелаге), лишенные выхода к морю (не имеют выхода в море).

    ЗАДАНИЕ. Приведите примеры стран этой группы. (Учащиеся выходят к карте и показывают примеры стран этой группы)

    Учитель : На основе качественных показателей страны подразделяют на:

      Экономически развитые

      Развивающиеся

      Страны с переходной экономикой

    Основным критерием такой типологии служит уровень социально-экономического развития, который определяется показателем валового внутреннего продукта (ВВП) – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США. В последнее время стали применять новый показатель социально-экономического развития стран мира – индекс человеческого развития (ИЧР) – учитывает не только ВВП, но и среднюю продолжительность жизни, уровень образованности.

    Ватикан

    3 форма правления государства в составе Содружества.

    Их 15. Формальной главой государства считается королева Великобритании, которую представляет генерал-губернатор. Это относится к бывшим доминионам Великобритании – Канада, Австралия, Новая Зеландия.

    4 форма правления – представлена одной Ливией (или официально Социалистическая народная Ливийская Арабская Джамахерия).

    Деление стран по особенностям территориально-государственного устройства.

    Задание: Используя текст учебника на стр. 16-17, заполнить таблицу, вписав государства.

    Унитарное государство (единая законодательная и исполнительная власть)

    Федеративное государство (наряду с едиными законами есть отдельные самоуправляющие единицы)

    Конфедерация ( форма федеративного государства)

    Учитель : Давайте вспомним определение политико-географического положения (ПГП) и определим его роль для страны.

    Учащиеся : ПГП – положение какого-либо объекта по отношению к другим объектам, имеющим политическое значение: государственным границам, дружественным или враждебным странам, к военным союзам стран, к очагам конфликтов и т.д.

    Политико-географическое положение – одно из основополагающих понятий в географии, которое оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое развитие любой страны.

    Учитель : Подведем итог. Назовите основные группы стран мира, которые вы записали в тетрадь при изучении новой темы.

    Учащиеся : Основные группы стран:

    По площади территории

    По численности населения

    По особенностям ГП

    По уровню социально-экономического развития

    1. Закрепление .

    Готовимся к ЕГЭ .

    ТЕСТ (1 вариант)

    1.В настоящее время общее количество стран в мире составляет:

    1)около 150

    2)около 230

    3)около 50

    4) около100

    2.В мировую десятку по показателю площади территории входят:

    1)Бразилия и Индия

    2)ЮАР и Саудовская Аравия

    3)Китай и Мексика

    4)США и Иран

    3.В мировую десятку по численности населения входят:

    1) Пакистан и Индонезия

    2)Аргентина и США

    3)Канада и Индия

    4) Япония и Австралия

    4. В Азии находятся:

    1)Индия и Китай

    2)Мексика и Бразилия

    3)Нигер и Алжир

    4)Франция и Италия

    5. К экономически развитым государствам относятся:

    1)Индия и Китай

    2)Мексика и Бразилия

    3)Нигер и Алжир

    4)Франция и Италия

    ТЕСТ (2 вариант)

    1. К ключевым странам развивающегося мира относятся:

    1)Индия и Китай

    2)Мексика и Боливия

    3)Нигер и Алжир

    4)Франция и Италия

    2. Полуостровными странами являются:

    1)Израиль и Парагвай

    2) Иран и Филиппины

    3)Индонезия и Перу

    4)Италия и Турция

    3. Островными странами являются:

    1)Великобритания и Шри-Ланка

    2) Индия и Мадагаскар

    3)Аргентина и Перу

    4)Исландия и Индия

    4. Не имеет выхода в море:

    1)Австралия

    2) Египет

    3)США

    4)Монголия

    5. В «большую семерку» входят:

    1) Мексика и Индия

    2)Италия и ФРГ

    3)Мексика и Бразилия

    4) Австрия и Дания

    III . Домашнее задание.

    Пр. 2, стр. 10 - 17

    Записать в тетрадь десять самых маленьких по площади государств

    мира (микрогосударства)

    География. Зачет.

    Часть 1.

    Вопрос 1.

    Примерами зависимых стран

    По размерам территории выделяют 10 самых больших стран мира , площадь которых превышает 2,5 млн. км 2

    Карликовые государства:

    Крупнейшие страны мира по площади территории и численности населения в 2007 году

    По особенностям географического положения :

    1) приморские (т.е. имеющие выход к морю) - Россия, Украина, Финляндия, Франция, Иран, Алжир, Египет, Нигерия, Танзания, ЮАР, США, Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина и др.;

    2) внутриконтинентальные (т.е. не имеющие выход к морю) - Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Чехия, Словакия, Австрия, Швейцария, Афганистан, Непал, Монголия, Лаос, Чад, Нигер, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, Эфиопия, Боливия, Парагвай и др.;

    3)островные (т.е. страны, расположенные на островах) - Великобритания, Ирландия, Исландия, Кипр, Шри-Ланка, Мадагаскар, Куба, Ямайка, Гаити; Папуа - Новая Гвинея, Новая Зеландия, Фиджи и др.;

    4) страны-архипелаги (т.е. страны расположенные на группе островов) - Япония, Индонезия, Филиппины, Мальдивские Острова, Коморские Острова, Багамские Острова, Кирибати и др.;

    5) полуостровные (т.е. страны, расположенные на полуостровах) - Испания, Португалия, Норвегия, Швеция, Дания, Италия, Греция, Турция, Саудовская Аравия, Индия, Вьетнам, Таиланд, КНДР, Южная Корея, Сомали и др.

    По уровню социально-экономического развития :

    1) Экономически развитые страны: 30 государств мира, в том числе США, Канаду, все страны Западной Европы, Японию, Израиль, ЮАР, Австралию и Новую Зеландию.



    2)Страны с переходным типом экономики: все страны СНГ (в том числе Россию, Украину, Белоруссию, Грузию, Армению, Казахстан, Узбекистан и др.), все страны Восточной Европы (например, Польшу, Эстонию, Чехию, Сербию, Румынию, Болгарию, Хорватию и др.) и Монголию.

    3)Развивающиеся страны: самая большая группа (около 150 государств), страны, расположенные в Азии (Индия, Индонезия, Саудовская Аравия и др.), Африке (все страны, кроме ЮАР), в Центральной и Южной Америке (Мексика, Бразилия, Аргентина и др.) и Океании (Фиджи, Самоа и др.).

    По форме правления страны делят прежде всего на монархии и республики.

    1)Монархия - форма правления, при которой власть передаётся по наследству. Примерами монархий являются Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Марокко и др. Большинство независимых государств мира являются республиками.

    2)Республика - форма правления, при которой власть избирается па определённый срок. Примерами республик могут служить Россия и другие страны СНГ, Германия, Франция, Италия, Турция, Иран, Индия, Алжир, Нигерия, Судан, ЮАР, Египет, США, Мексика, Бразилия и др..

    Вопрос 2.

    Вопрос 3

    Вопрос 4

    Основные формы административно-территориального устройства стран мира.

    1. Унитарные - административно-территориальные единицы подчиняются непосредственно центральному правительству (Франция, Великобритания, Израиль, Перу и др.). Большинство стран в мире - унитарные.

    2. Федеративные - наряду с федеральными законами и органами власти существуют другие государственные образования (республики, штаты, провинции, кантоны и др.), имеющие определенную политическую и экономическую самостоятельность (Австрия, Бельгия, Федеративная Республика Нигерия, Швейцарская Конфедерация и др.).

    Административно-территориальное устройство страны обычно является результатом действия экономических, исторических, национальных, культурных и других факторов.



    Билет 5

    Численность населения мира

    1. Численность населения мира в настоящее время составляет около 6 млрд чел.

    Страны мира резко различаются по числу жителей. Более половины населения мира сосредоточено в шести странах:
    Китай - 1 млрд 221 млн чел.;
    Индия - 936 млн чел.;
    США - 263 млн чел.;
    Индонезия - 198 млн чел.;
    Бразилия - 162 млн чел.;
    Россия - 147 млн чел.

    Есть страны, численность населения которых составляет 20-30 тыс. чел. (Например, «карликовые» государства Зарубежной Европы: Монако, Лихтенштейн, Андорра.)

    На протяжении почти всей истории человечества рост численности населения был невелик, но в последние два столетия прирост населения резко увеличился. Так, в течение XIX века численность населения возросла на 710 млн чел., а в течение XX века - на 4590 млн чел. Причем наибольшие темпы роста населения пришлись на 60-80-е годы XX века, когда число жителей планеты выросло более чем в 1,5 раза.

    Такой резкий скачок численности населения получил название «демографический взрыв» . Он явился результатом резкого снижения смертности во всех возрастных группах вследствие улучшения медицинского обслуживания, развития методов борьбы с эпидемиями (прежде всего в развивающихся странах). В настоящее время численность населения мира ежегодно увеличивается на 90 млн чел., причем 90% прироста приходится на развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки.

    Половозрастные пирамиды.

    Возрастно-половые пирамиды - графическое представление распределения населения по полу и возрасту, использующееся для характеристики половозрастного состава населения. Возрастно-половой состав населения представляет соотношение возрастно-половых групп - совокупностей людей одинакового возраста.

    Билет 7

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    Билет 8

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    Что такое депортация?

    Депортация - это насильственное переселение народа, связанное с участием страны в военных действиях (международный военный конфликт или гражданская война), с целью его изоляции.

    Билет 9

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    Вопрос 10

    Мировое хозяйство. МГРТ.

    Мировое хозяйство - исторически составлена совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими связями, в основе которых лежит международное разделение труда.

    Считают, что мировое хозяйство окончательно сложилось в конце XIX - начале ХХ в. и прошло в своем развитии три этапа: зарождение (до сер. XIX в., аграрная стадия), становления (вторая половина XIX в. - середина ХХ в., индустриальная стадия), расцвет (с конца ХХ в., постиндустриальная стадия).

    Мировое хозяйство - сложная система, в которой различают отраслевую и территориальную структуру. В современном мировом хозяйстве выделяют три главных экономических ядра: Европейское (во главе с Германией), Американское (с ведущей ролью США), Азиатско-Тихоокеанское (с руководящей ролью Японии).

    Международный географический разделение труда (МГРТ ) - высшая форма общественного разделения труда, выражающаяся в специализации отдельных стран в производстве определенных видов продукции, услуг и дальнейшем обмене ими.

    Специализация отдельных стран в производстве определенных видов продукции и услуг предполагает их производство в размерах, намного превышающих собственные потребности страны-производителя. Так формируются отрасли международной специализации, которые ориентированы на экспорт продукции и в первую очередь определяют «лицо» страны в международном разделении труда (Саудовская Аравия является поставщиком на мировой рынок нефти, Канада - зерновых, Замбия - меди, Япония - робототехники, радиоэлектроники, автомобилей, капитала).

    Вопрос 11

    Вопрос 12

    Билет 13

    Типы сельского хозяйства

    В экономически развитых странах преобладает I тип сельского хозяйства. Преобразование сельского хозяйства на основе достижений НТР (повышение урожайности путем селекции новых скороспелых сортов, расширение ирригации, широкое применение техники и т. д.) и создание системы агробизнеса - включающего наряду с производством сельскохозяйственной продукции ее переработку, хранение, перевозку, сбыт, выпуск техники и удобрений - все это придает с. х. развитых стран индустриальный характер. Появился новый тип производства - высокомеханизированные крупные фермы и фабрики - эффективные, но наносящие громадный вред природе.

    В развивающихся странах представлений в основном традиционное потребительское (или малотоварное) сельское хозяйство, преимущественно растениеводство, мало или вообще не сочетающееся с животноводством, малотоварный сектор представлен сотнями миллионов мелких и мельчайших хозяйств, которые обычно обеспечивают пропитание семьи. В этом секторе сохраняется и подсечно-огневое земледелие, а основными орудиями обработки почвы остаются деревянная соха и мотыга. Поэтому страны «третьего мира» очень сильно отстают от развитых стран по уровню интенсификации с. х. Наряду с этим необходимо отметить, что в развивающихся странах представлены также и крупные фермы и плантации, относящиеся к товарному хозяйству. Они расположены обычно в наиболее благоприятных для выращивания той или иной культуры местах, производство их часто ориентировано более на внешний, чем на внутренний рынок.

    Экологические проблемы

    Влияние сельского хозяйства на окружающую среду огромно.

    К нему можно отнести:

    · эрозия земли в результате неправильной агротехники;

    · загрязнение почв из-за чрезмерного использования минеральных удобрений и ядохимикатов;

    · загрязнение сточными водами животноводческих ферм нарушение растительного покрова вследствие освобождения территории под сельхозугодья.

    Вопрос 14

    Кукуруза была привезена в Европу из Америки в эпоху Великих географических открытий. Ее родиной считается Мексика. Она широко распространена в Северной Америке и Зарубежной Азии. Кукурузу выращивают не только на зерно, но и на зеленую массу, что расширило зону ее распространения. Основными производителями были и остаются США, Китай, Бразилия. Наибольший экспорт зерна осуществляют США, Канада, Австралия, Франция, Аргентина. Основным районом выращивания культуры стал «кукурузный пояс» в США.

    Овощные культуры распространены во всех странах мира, однако они имеют ограниченные ареалы, привязанные, как правило, к городам. Овощное хозяйство в настоящее время является ведущей отраслью так называемого пригородного сельского хозяйства. Оно высокоинтенсивно, в нем находят применение новейшие технологии в области сельского хозяйства. Среди клубнеплодных культур ведущая роль принадлежит картофелю. Родиной картофеля считается Латинская Америка, однако в настоящее время наибольший сбор картофеля - в странах Европы, Индии, Китае и США. Главные страны-производители картофеля: Польша, Россия, Китай, Украина, Германия, США, Индия, Беларусь, Нидерланды.

    Сахароносные культуры представлены сахарным тростником (он культивируется в зонах тропического, субтропического и муссонного климата) и сахарной свеклой (выращивается в умеренном поясе). Главные производители сахарного тростника - Бразилия, Индия, Куба, Китай; сахарной свеклы - Украина, Франция, Россия, Польша, США. В основном продуктом международной торговли выступает тростниковый сахар-сырец, грузопотоки которого направлены из Бразилии, Кубы, Австралии в Зарубежную Европу, США, страны СНГ, Китай, Японию и новые индустриальные страны Азии.

    Тонизирующие культуры распространены в зоне тропического и субтропического климата и имеют очень ограниченные ареалы. Главный экспортер чая - Индия, кофе - Бразилия, какао - Кот-д"Ивуар.

    Хлопководство сосредоточено в девяти крупных районах:

    * Восточная, Юго-Восточная и Южная Азия (Китай, Индия, Пакистан, Таиланд);

    * Средняя Азия и Закавказье (Узбекистан, Азербайджан);

    * Юго-Западная Азия (Турция, Иран, Ирак, Сирия, Афганистан);

    * Северная и Северо-Восточная Африка (Египет, Судан, Эфиопия, Уганда, Танзания);

    * Западная и Центральная Африка (Нигерия, Заир);

    * Южная Африка (Мозамбик, Мадагаскар);

    * Северная Америка (США, Мексика);

    * Южная Америка (Бразилия, Аргентина, Венесуэла);

    * Австралия.

    Главными экспортерами хлопка являются: США, Узбекистан, Пакистан, Китай, Индия, Египет.

    Натуральный каучук (гевея) распространен в Южной и Юго-Восточной Азии. На эти страны приходится более 90% мирового производства. Главные страны-производители и экспортеры: Малайзия, Индонезия, Таиланд, Индия, Шри-Ланка, Филиппины.

    Крупнейший производитель табака - Китай, в значительно меньших объемах его производят Индия, Бразилия, Италия, Греция, Болгария, Турция, Куба, Япония.

    Вопрос 15

    Скотоводство

    Значениеразведения крупного рогатого скота (1,3 млрд. голов) в том, что эта подотрасль дает почти все молоко и более 1/3 мяса.

    В целом можно сказать, что молочное направление наиболее характерно для густонаселенных районов Европы и Северной Америки (в лесной и лесостепной зонах умеренного пояса).

    Мясомолочное скотоводство распространено как в районах умеренного пояса с интенсивным сельским хозяйством, так и в более засушливых районах, хуже обеспеченных трудовыми ресурсами. Мясной скот разводят преимущественно в более засушливых районах умеренного и субтропического поясов.

    Свиноводство

    К самым динамичным отраслям животноводства относитсясвиноводство (более 0,8 млрд. голов). Успехи в свиноводстве были столь ощутимы, что свинина теперь дешевле говядины. Свиноводство возможно повсюду. В мусульманских странах свиноводство практически отсутствует по религиозным соображениям. Обычно данная отрасль находится вблизи густонаселенных областей, а также районов интенсивного картофелеводства и свекловодства. Почти половина мирового поголовья свиней приходится на Азию, прежде всего на Китай.

    Овцеводство

    Овцеводство (1,2 млрд. голов) преобладает в странах и районах, обладающих обширными пастбищами. При этом тонкорунное овцеводство чаще всего встречается в районах с более засушливым климатом и ведется в условиях степных и полупустынных пастбищ. Полутонкорунное, мясошерстное овцеводство преобладает в районах, лучше обеспеченных влагой и обладающих более мягким климатом. Крупнейшая в мире область овцеводства - степные районы Австралии.

    Билет 16

    География. Зачет.

    Часть 1.

    Вопрос 1.

    Многообразие стран современного мира, их основные типы.

    На современной политической карте мира насчитывается около 240 стран, примерно 200 из которых - независимые страны, т.е. государства.

    Примерами зависимых стран являются Гибралтар, остров Святой Елены, Бермудские и Фолклендские острова (Великобритания), Гренландия и Фарерские острова (Дания), Гвиана, Новая Каледония и Французская Полинезия (Франция), Пуэрто-Рико и Американское Самоа (США).

    По размерам территории выделяют 10 самых больших стран мира , площадь которых превышает 2,5 млн. км 2 - Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия, Аргентина, Казахстан и Судан.

    Карликовые государства: Ватикан, Андорра, Лихтенштейн, Мальта, Монако, Сан-Марино.