МУЖСКАЯ РИФМА
Рифма с ударением на последнем слоге, например:
И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык.
А.С. Пушкин
См. также клаузула
Словарь литературоведческих терминов. 2012
Падает на последний слог рифмующихся слов.
В русской поэтической традиции чаще используется в чередовании с женской рифмой , однако встречаются и стихотворения, построенные только на мужской рифме:
Сегодня дурной день:
Осип Мандельштам
Кузнечиков хор спит,
И сумрачных скал сень -
Мрачней гробовых плит.
Исключительно мужской рифмой написана поэма Лермонтова «Мцыри».
Если у формы есть особый способ рифмовки, и важно указать, в каких строках мужская рифма, то используются строчные буквы. Так для первого стихотворения рифмический рисунок: aa , а для второго: abab , в отличие от женских рифм , для указания которых используются прописные буквы.
Wikimedia Foundation . 2010 .
См. Рифма. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
мужская рифма - рифма с ударением на последнем слоге. Рубрика: структура стихотворного произведения Антоним/коррелят: женская рифма Род: рифма Пример: огонь ладонь добра ребра Поэма Лермонтова Мцыри написана четырехстопным ямбом, с нормальными для этого размера… …
мужская рифма - рифма с ударением на последнем слоге, например: И он к устам моим приник И вырвал грешный мой язык. А.С. Пушкин См. также клаузула … Словарь литературоведческих терминов
мужская рифма - Рифма с ударением на последнем слоге … Словарь многих выражений
мужская рифма - МУЖСКА´Я РИ´ФМА связанные рифмой слова, оканчивающиеся ударным слогом. Различаются открытая М. р. с гласным звуком на конце (душа дыша, окно давно) и закрытая М. р., оканчивающаяся согласным звуком (волк умолк, дверь зверь). Обычно в… … Поэтический словарь
- (греч. rhythmos). Созвучие слов, которыми оканчиваются стихи; однозвучное скончание стиха. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РИФМА греч. rhythmos. Созвучное окончание стихов. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка
РИФМА, рифмы, жен. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма (с ударением на последнем слоге), женская рифма (на предпоследнем), дактилическая рифма (на третьем от конца). Богатая, бедная рифма.… … Толковый словарь Ушакова
рифма - (от греч. rhythmos соразмерность) созвучие концов стихов (или полустиший), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид: бедная рифма, богатая рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). В Викисловаре есть статья «рифма» … Википедия
рифма мужская - см. мужская рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Цели:
Оборудование: мультимедиа, сборники стихов.
1. Работа над артикуляционным аппаратом.
Скороговорка: На дороге – короб, в коробе – кобра.
Проводим конкурс «Кто быстрее и лучше?»
2. проверка домашнего задания: придумать рифмы к словам; зарифмовать строчку.
Учащиеся по очереди читают свои варианты.
Проводим конкурс: «У кого больше и лучше?»
Сравниваем свои ответы:
Слайд 1
Тетрадь – кровать – спать – вспять – взять…
Задача – удача – дача – сдача – иначе…
Судьба – борьба – молотьба – гурьба – косьба…
Прибой – с тобой – свой – сбой – вой – отбой…
Годы – заводы – взводы – воды – из моды – лодырь…
Зарифмованная строка для домашнего задания:
Слайд 2
Пролетела стрекоза –
Удивлённые глаза…
Варианты детей:
Пролетела стрекоза,
Начинается гроза.Пролетела стрекоза,
Небо – словно бирюза.
(Другие варианты).
Закрепления предыдущего материала:
Слово учителя.
– Как правило, в стихотворении любого автора используются строки, оканчивающиеся то на ударный слог, то на безударный. Но бывает, что во всех строках ударение в формирующихся словах – на последнем слоге или: в одних – на последнем, в других – на предпоследнем.
Слайд 3.
Забыв и рощу, и свободу,
Невольный чижик надо мной
Зерно клюёт, и брызжет воду,
И песнью тешится живой.
(А.С. Пушкин)
– В каких строках ударение падает на последние слоги?
– В каких строках – на предпоследние?
Вывод: В этом четверостишии в первой и третьей строках ударение – на предпоследнем слоге, а во второй и четвёртой – на последнем.
Учитель: в зависимости от места ударения различают рифму мужскую и женскую.
(Иногда дети ошибочно считают, что мужская рифма – это когда рифмуются слова мужского рода, и наоборот.
Пояснения учителя: вода – слюда – существительные женского рода, а рифма – мужская, потому, что ударение падает на последний слог; мальчик – пальчик – существительные мужского рода, а рифма – женская, так как ударение падает на предпоследний слог).
– Какая же рифма называется дактилической?
Часто в стихотворении встречается длинное слово, которое при ритмической разбивке может иметь несколько ударных и безударных слогов:
Слайд 4.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
(М.Ю. Лермонтов)
На какие слоги падает ударение в этом четверостишии?
Ответы учащихся: не на предпоследний и не на последний слоги.
Вывод: Если ударение падает не на предпоследний слог и не на последний, то такая рифма называется дактилической.
– Чему учились?
– Какие трудности были?
– Что было интересного на уроке?
подобрать примеры с использованием разных видов рифм. (учащиеся могут читать и собственные стихи, обращая внимание на то, какая именно рифма выбрана ими.)
Я не буду пересказывать историю возникновения «пола» у рифмы. Я напомню только, как его определить: если рифмующиеся строки заканчиваются ударным слогом, то их рифма - мужская. Если ударный слог является в рифмующихся строках предпоследним, то она - женская. И это никак не связано с тем, какие больше предпочитают поэты разных полов. Кроме того, у рифмы, в отличие от человека, может быть ещё несколько видов пола, но о них - в другой раз.
Мужская рифма - рифма очень капризная. Её очень легко огрубить, опошлить, искалечить, поэтому работать с ней надо аккуратно.
Самые лучшие мужские рифмы - богатые и абсолютные. В первом случае в рифмующихся слогах совпадает всё: ударная гласная, предшествующая её согласная, последующая согласная или согласные:
Ума - кутерьма, слон - поклон, топор - упор, судьба - мольба, сид - висит, рожь - хорош
Помните, что ориентироваться надо на звуки, а не на буквы, а они в русском языке на конце слова при отсутствии стыка с другим словом всегда оглушаются.
В абсолютной рифме совпадают предшествующая и последующие согласные, но ударная гласная рифмуется со своей смягчённой версией:
Луч - колюч, раба - тебя, штанах - тенях, нот - мнёт, губЫ - руби
Если посмотреть внимательно, заметно, что именно в случае с мужской абсолютной рифмой ощущение насыщенности заметно уменьшается, если рифмующийся слог открытый, то есть - заканчивающийся на гласную. Вот и пошли, так сказать, капризы.
Неплохая рифма обычно получается, если рифмующиеся слоги отличаются на одну согласную, будь то предшествующая или последующая (одна из последующих):
Лес - лезть, кулон - стекло, жупан - хулиган, томат - тюрьма, мир - не томи, окно - стеной
Да, полугласная «Й» в стихотворении обычно идёт за согласную.
Однако описанный приём приводит к заметно худшим результатам, если ударная гласная смягчена или добавленная/отнятая/заменённая последующая согласная относится ко всяким «шипяще-свистящим» (Ж, З, С, Ц, Ч, Ш, Щ):
ТелА - палас, еда - карандаш, луч - на полу, мне - конец, визг - сподвиг, рощ - старо
Эти звуки очень любят привлечь к себе внимание. Однако и такую рифму можно заставить звучать насыщенней, добавив совпадений согласных в предшествующих слогах:
Карандаш - ерунда [РНД], палас - купола [ПЛ], мороз колюч - расколю [РСКЛ], сто колец - на стекле [СТКЛ]
Точно так же можно обогатить и абсолютную рифму в случае открытого слога. Сравните:
ГубЫ - люби =и= губЫ - губи
раба - тебя =и= раба - грубя
Если количество совпадающих предшествующих согласных увеличить и добавить совпадающие предшествующие гласные, да и вообще аллитерации и ассонансов между рифмующимися словами и в ближайших частях строка, то можно сделать красивой и мужскую ассонансную рифму, которая сама по себе смотрится исключительно убого.
Сравните:
ГордА - луна =и= гордА - дорогА
полна - рука =и= полна - полкА
тома - себя =и= тома - тона
Интересно, что в таком случае предшествующая «шипяще-свистящая» согласна стоит пары-тройки любых других:
Возьму - мазню, лежмя - рожна, казню - ко злу
Кроме того, похоже, что одни звуки лучше стоят в парах как предшествующие согласные ударного слога, чем другие, и делают рифму ещё насыщенней в сочетании с указанными выше приёмами. Это, например, В и Б (лбы - львы), М и Н (сны - сомы), П и Б (толпы - столбы), Ж и Ш (дыши - держи), Л и Р (иглы - игры). Однако, ощущение насыщенности не появится, если у этих согласных будет разная твёрдость (сова - себя)
За примерами можно обратиться и к лирике Беллы Ахмадуллиной:
И лавочка в старинном парке
бела вставала И НЕМА,
и смутно виноградом пахли
грузинских женщин ИМЕНА.
(«Грузинских женщин имена»)
Я ей вовеки соблюдаю верность,
пишу стихи у краешка СТОлА,
и все-таки меня снедает ревность,
когда творят иные мАСТерА.
Когда возводит красную ТРубУ
печник на необжитом новом доме,
я тоже вытираю об ТРавУ
замаранные глиною ладони.
(«Чужое ремесло»)
Что же делать, если чувство звука ещё не развито, и стихотворение «написалось как написалось»? Попробуйте выписать неудачные рифмующиеся слова и к каждому из них наугад подобрать десяток-другой удачных рифм. Одна из этих новых рифм может вызвать нужный поток ассоциаций, которые останется только записать строкой, выражающей вашу мысль так же или даже более точно.
(c) Лилит Мазикина