Мужская рифма: теория и практика. Значение мужская рифма в словаре литературоведческих терминов Отрывок, характеризующий Мужская рифма

МУЖСКАЯ РИФМА

Рифма с ударением на последнем слоге, например:

И он к устам моим приник

И вырвал грешный мой язык.

А.С. Пушкин

См. также клаузула

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МУЖСКАЯ РИФМА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МУЖСКАЯ РИФМА в Литературной энциклопедии:
    см. …
  • РИФМА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-01-05 Time: 18:35:52 * Нельзя, чтоб тот себя письмом своим прославил, Кто грамматических не знает свойств, ни правил И, …
  • РИФМА в Библейской энциклопедии Никифора:
    (место кустарника; Чис 33:18-19) - один из станов Евреев во время их странствования на пути в землю Ханаанскую. Положение его …
  • РИФМА в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от греч. rhythmos - соразмерность) - одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворных строк, отмечающее их границы …
  • РИФМА в Литературной энциклопедии:
    звуковой повтор в конце ритмической единицы: «Мой дядя самых честных пр|авил, Когда не в шутку за|немог, 705 Он уважать себя …
  • РИФМА
    (от греч. rhythmos - складность соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т. н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее …
  • РИФМА
    (от греч. rhythmos - стройность, соразмерность), созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Р. подчёркивает границу между стихами …
  • РИФМА
    (происхожд. спорно: от греч. ruJmoV или древненемецк. rim, число) - созвучие в окончании двух или нескольких стихов. В то время …
  • РИФМА в Современном энциклопедическом словаре:
    (от греческого rhythmos - складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, так называемая внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее …
  • РИФМА
    [от греческого соразмерность, согласованность] в стихосложении созвучие окончаний слов, завершающих стихотворную строку; для рифмы обязательно созвучие последнего гласного и следующих …
  • РИФМА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. Созвучие концов стихотворных строк. Точная р. Рифмовать - подбирать слова для получения рифмы. Рифмоваться - представлять собой рифму. …
  • РИФМА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, ж. Созвучие концов стихотворных строк. Мужская р. (с ударением на последнем слоге стиха). Женская р. (с ударением на …
  • РИФМА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́ИФМА (от греч. rhythmos - складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т.н. внутр. Р.), отмечающее их границы и связывающее …
  • РИФМА в Словаре Кольера:
    использование сходно звучащих слов, как правило, на концах стихотворных строк, а также сами эти слова. Наиболее часто встречающийся вид рифмы …
  • РИФМА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ри"фма, ри"фмы, ри"фмы, ри"фм, ри"фме, ри"фмам, ри"фму, ри"фмы, ри"фмой, ри"фмою, ри"фмами, ри"фме, …
  • РИФМА в словаре Анаграмм.
  • РИФМА
    Она превращает прозу в …
  • РИФМА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Созвучие окончаний …
  • РИФМА в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. rhythmos размеренное движение) созвучие (чаще всего стихотворных окончаний), ритмизующий повтор, основанный на звуковом тождестве или подобии ударного слога; …
  • РИФМА в Словаре иностранных выражений:
    [ созвучие (чаще всего стихотворных окончаний), ритмизующий повтор, основанный на звуковом тождестве или подобии ударного слога; по месту ударного слога …
  • РИФМА в словаре Синонимов русского языка:
    ассонанс, консонанс, созвучие, …
  • РИФМА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • РИФМА в Словаре русского языка Лопатина:
    р`ифма, …
  • РИФМА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    рифма, …
  • РИФМА в Орфографическом словаре:
    р`ифма, …
  • РИФМА в Словаре русского языка Ожегова:
    созвучие концов стихотворных строк Мужская р. (с ударением на последнем слоге стиха). Женская р. (с ударением на предпоследнем слоге стиха). …
  • РИФМА в Словаре Даля:
    жен. , греч. однозвучие конечных слогов, в стихах, красный склад. У эллинов не было рифмы, а был только ритм, размер …
  • РИФМА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от греч. rhythmos - складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т. н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее …
  • РИФМА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    рифмы, ж. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении - созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма (с ударением на последнем слоге), женская …
  • РИФМА в Толковом словаре Ефремовой:
    рифма ж. Созвучие концов стихотворных строк (в …
  • РИФМА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. Созвучие концов стихотворных строк (в …
  • РИФМА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. Созвучие концов стихотворных строк (в стихосложении) …
  • САМОЕ БОЛЬШОЕ ЧИСЛО ПОБЕД;"МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ КОМАНДЫ СССР" в Книге рекордов Гиннеса 1998 года:
    Мужская команда СССР выигрывала шахматную Олимпиаду, проходящую раз в 2 года, рекордное число раз - 18-в период с 1952 по …
  • МУЖСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ в Словаре Терминов гендерных исследований..
  • МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ РЕЧЬ
    - условное название лексических предпочтений и некоторых других особенностей употребления языка в зависимости от пола говорящего. Половая дифференциация речи стала …
  • РИФМА, В СТИХОСЛОЖЕНИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (происхождение спорно: от греч. ?????? или древненемецк. rim, число) — созвучие в окончании двух или нескольких стихов. В то время …
  • ГАБРИЭЛЬ СИДОНИ КОЛЕТТ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-06-30 Time: 06:42:49 * Сердце не имеет морщин, на нем бывают только шрамы. * Когда тебя любят, не сомневаешься …
  • ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ГЕНДЕРОЛОГИЯ в Словаре Терминов гендерных исследований.:
    (гендерная лингвистика). Данные о языке, полученные лингвистикой - один из основных источников информации о характере и динамике конструирования гендера как …
  • ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ в Словаре Терминов гендерных исследований.:
    - cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Термин следует отличать от …
  • СТАВРОПИГИЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ставропигия (греч. σταυροπηγία, от σταυρός, « крест » и πήγνυμι, «устанавливать, водружать», букв. «водружение креста») — …
  • ПЕТРОЗАВОДСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Петрозаводская и Карельская епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: Россия, 185005, Республика Карелия, г. …
  • БРЯНСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Брянская и Севская епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: 241000, г. Брянск, ул. Покровская …
  • АСТАНАЙСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо.
  • 1999.03.21 в Страницах истории Что, где, когда:
    Вручение "Оскаров" в Лос-Анджелесе. Победители: Фильм - "Влюбленный Шекспир". Режиссер - Стивен Спилберг "Спасти рядового Райана". Главная женская роль - …
  • ЧИЧИКОВ в Литературной энциклопедии:
    - герой поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» (перв. том 1842, под ценз. назв. «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; втор, том 1842-1845). …
  • КАМЗОЛ в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. camisole) 1) мужская одежда длиной до колен; бытовала в ряде европейских стран 17-18 вв. Камзол без рукавов надевался под …
  • БЕКЕША в Большом энциклопедическом словаре:
    (венг. bekes) верхняя мужская зимняя одежда в виде короткого кафтана со сборками на спине и меховой отделкой (по краю воротника, …
  • ОДЕЖДА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    искусственные покровы человеческого тела. О. в широком смысле слова включает также головные уборы, обувь, перчатки и т.д. Украшения лишь дополняют …
  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ ЦИТОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    цитоплазматическая (внеядерная, нехромосомная, плазматическая), преемственность материальных структур и функциональных свойств организма, которые определяются и передаются факторами, расположенными в цитоплазме. …
  • КАМЗОЛ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (франц. camisole), мужская одежда, сшитая в талию, длиной до колен, иногда без рукавов надевавшаяся под кафтан. Появился во Франции …

Падает на последний слог рифмующихся слов.

В русской поэтической традиции чаще используется в чередовании с женской рифмой , однако встречаются и стихотворения, построенные только на мужской рифме:

Сегодня дурной день:
Кузнечиков хор спит,
И сумрачных скал сень -
Мрачней гробовых плит.

Осип Мандельштам

Исключительно мужской рифмой написана поэма Лермонтова «Мцыри».

Обозначение

Если у формы есть особый способ рифмовки, и важно указать, в каких строках мужская рифма, то используются строчные буквы. Так для первого стихотворения рифмический рисунок: aa , а для второго: abab , в отличие от женских рифм , для указания которых используются прописные буквы.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мужская рифма" в других словарях:

    См. Рифма. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    мужская рифма - рифма с ударением на последнем слоге. Рубрика: структура стихотворного произведения Антоним/коррелят: женская рифма Род: рифма Пример: огонь ладонь добра ребра Поэма Лермонтова Мцыри написана четырехстопным ямбом, с нормальными для этого размера… …

    мужская рифма - рифма с ударением на последнем слоге, например: И он к устам моим приник И вырвал грешный мой язык. А.С. Пушкин См. также клаузула … Словарь литературоведческих терминов

    мужская рифма - Рифма с ударением на последнем слоге … Словарь многих выражений

    мужская рифма - МУЖСКА´Я РИ´ФМА связанные рифмой слова, оканчивающиеся ударным слогом. Различаются открытая М. р. с гласным звуком на конце (душа дыша, окно давно) и закрытая М. р., оканчивающаяся согласным звуком (волк умолк, дверь зверь). Обычно в… … Поэтический словарь

    - (греч. rhythmos). Созвучие слов, которыми оканчиваются стихи; однозвучное скончание стиха. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РИФМА греч. rhythmos. Созвучное окончание стихов. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка

    РИФМА, рифмы, жен. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма (с ударением на последнем слоге), женская рифма (на предпоследнем), дактилическая рифма (на третьем от конца). Богатая, бедная рифма.… … Толковый словарь Ушакова

    рифма - (от греч. rhythmos соразмерность) созвучие концов стихов (или полустиший), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид: бедная рифма, богатая рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). В Викисловаре есть статья «рифма» … Википедия

    рифма мужская - см. мужская рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Цели:

  • дать понятие: рифма мужская, женская дактилическая;
  • развивать умение определять и находить в поэтическом тексте указанные рифмы, использовать в своих стихотворениях;
  • воспитывать гуманистические качества.

Оборудование: мультимедиа, сборники стихов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Языковая разминка: разомнём язычок.

1. Работа над артикуляционным аппаратом.

Скороговорка: На дороге – короб, в коробе – кобра.

  • прочитать медленно, вдумываясь в содержание предложения;
  • прочитать быстрее; прочитать «птичьим базаром».

Проводим конкурс «Кто быстрее и лучше?»

2. проверка домашнего задания: придумать рифмы к словам; зарифмовать строчку.

Учащиеся по очереди читают свои варианты.

Проводим конкурс: «У кого больше и лучше?»

Сравниваем свои ответы:

Слайд 1

Тетрадь – кровать – спать – вспять – взять…
Задача – удача – дача – сдача – иначе…
Судьба – борьба – молотьба – гурьба – косьба…
Прибой – с тобой – свой – сбой – вой – отбой…
Годы – заводы – взводы – воды – из моды – лодырь…

Зарифмованная строка для домашнего задания:

Слайд 2

Пролетела стрекоза –
Удивлённые глаза…

Варианты детей:

Пролетела стрекоза,
Начинается гроза.

Пролетела стрекоза,
Небо – словно бирюза.

(Другие варианты).

Закрепления предыдущего материала:

  • что такое ритм?
  • что такое рифма?
  • рифма точная и неточная?
  • рифма простая и составная?

III. Переход к новой теме.

Слово учителя.

– Как правило, в стихотворении любого автора используются строки, оканчивающиеся то на ударный слог, то на безударный. Но бывает, что во всех строках ударение в формирующихся словах – на последнем слоге или: в одних – на последнем, в других – на предпоследнем.

Слайд 3.

Забыв и рощу, и свободу,
Невольный чижик надо мной
Зерно клюёт, и брызжет воду,
И песнью тешится живой.
(А.С. Пушкин)

– В каких строках ударение падает на последние слоги?

– В каких строках – на предпоследние?

Вывод: В этом четверостишии в первой и третьей строках ударение – на предпоследнем слоге, а во второй и четвёртой – на последнем.

Учитель: в зависимости от места ударения различают рифму мужскую и женскую.

(Иногда дети ошибочно считают, что мужская рифма – это когда рифмуются слова мужского рода, и наоборот.

Пояснения учителя: вода – слюда – существительные женского рода, а рифма – мужская, потому, что ударение падает на последний слог; мальчик – пальчик – существительные мужского рода, а рифма – женская, так как ударение падает на предпоследний слог).

– Какая же рифма называется дактилической?

Часто в стихотворении встречается длинное слово, которое при ритмической разбивке может иметь несколько ударных и безударных слогов:

Слайд 4.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
(М.Ю. Лермонтов)

На какие слоги падает ударение в этом четверостишии?

Ответы учащихся: не на предпоследний и не на последний слоги.

Вывод: Если ударение падает не на предпоследний слог и не на последний, то такая рифма называется дактилической.

IV. Закрепление. Работа в группах постоянного состава.

  1. Работа с поэтическими текстами. Задание: прочитать несколько строк (строфу) из стихотворения любого поэта и определить, какая в данном случае использована рифма; найти в тексте мужскую, женскую, дактилическую рифму.
  2. Работа над созданием собственных стихотворных текстов с применением мужской, женской, дактилической рифмы.

V. Рефлексия.

VI. Итог урока.

– Чему учились?

– Какие трудности были?

– Что было интересного на уроке?

VII. Задание на дом.

подобрать примеры с использованием разных видов рифм. (учащиеся могут читать и собственные стихи, обращая внимание на то, какая именно рифма выбрана ими.)

Я не буду пересказывать историю возникновения «пола» у рифмы. Я напомню только, как его определить: если рифмующиеся строки заканчиваются ударным слогом, то их рифма - мужская. Если ударный слог является в рифмующихся строках предпоследним, то она - женская. И это никак не связано с тем, какие больше предпочитают поэты разных полов. Кроме того, у рифмы, в отличие от человека, может быть ещё несколько видов пола, но о них - в другой раз.

Мужская рифма - рифма очень капризная. Её очень легко огрубить, опошлить, искалечить, поэтому работать с ней надо аккуратно.

Самые лучшие мужские рифмы - богатые и абсолютные. В первом случае в рифмующихся слогах совпадает всё: ударная гласная, предшествующая её согласная, последующая согласная или согласные:

Ума - кутерьма, слон - поклон, топор - упор, судьба - мольба, сид - висит, рожь - хорош

Помните, что ориентироваться надо на звуки, а не на буквы, а они в русском языке на конце слова при отсутствии стыка с другим словом всегда оглушаются.

В абсолютной рифме совпадают предшествующая и последующие согласные, но ударная гласная рифмуется со своей смягчённой версией:

Луч - колюч, раба - тебя, штанах - тенях, нот - мнёт, губЫ - руби

Если посмотреть внимательно, заметно, что именно в случае с мужской абсолютной рифмой ощущение насыщенности заметно уменьшается, если рифмующийся слог открытый, то есть - заканчивающийся на гласную. Вот и пошли, так сказать, капризы.

Неплохая рифма обычно получается, если рифмующиеся слоги отличаются на одну согласную, будь то предшествующая или последующая (одна из последующих):

Лес - лезть, кулон - стекло, жупан - хулиган, томат - тюрьма, мир - не томи, окно - стеной

Да, полугласная «Й» в стихотворении обычно идёт за согласную.

Однако описанный приём приводит к заметно худшим результатам, если ударная гласная смягчена или добавленная/отнятая/заменённая последующая согласная относится ко всяким «шипяще-свистящим» (Ж, З, С, Ц, Ч, Ш, Щ):

ТелА - палас, еда - карандаш, луч - на полу, мне - конец, визг - сподвиг, рощ - старо

Эти звуки очень любят привлечь к себе внимание. Однако и такую рифму можно заставить звучать насыщенней, добавив совпадений согласных в предшествующих слогах:

Карандаш - ерунда [РНД], палас - купола [ПЛ], мороз колюч - расколю [РСКЛ], сто колец - на стекле [СТКЛ]

Точно так же можно обогатить и абсолютную рифму в случае открытого слога. Сравните:

ГубЫ - люби =и= губЫ - губи
раба - тебя =и= раба - грубя

Если количество совпадающих предшествующих согласных увеличить и добавить совпадающие предшествующие гласные, да и вообще аллитерации и ассонансов между рифмующимися словами и в ближайших частях строка, то можно сделать красивой и мужскую ассонансную рифму, которая сама по себе смотрится исключительно убого.

Сравните:

ГордА - луна =и= гордА - дорогА
полна - рука =и= полна - полкА
тома - себя =и= тома - тона

Интересно, что в таком случае предшествующая «шипяще-свистящая» согласна стоит пары-тройки любых других:

Возьму - мазню, лежмя - рожна, казню - ко злу

Кроме того, похоже, что одни звуки лучше стоят в парах как предшествующие согласные ударного слога, чем другие, и делают рифму ещё насыщенней в сочетании с указанными выше приёмами. Это, например, В и Б (лбы - львы), М и Н (сны - сомы), П и Б (толпы - столбы), Ж и Ш (дыши - держи), Л и Р (иглы - игры). Однако, ощущение насыщенности не появится, если у этих согласных будет разная твёрдость (сова - себя)

За примерами можно обратиться и к лирике Беллы Ахмадуллиной:

И лавочка в старинном парке
бела вставала И НЕМА,
и смутно виноградом пахли
грузинских женщин ИМЕНА.

(«Грузинских женщин имена»)

Я ей вовеки соблюдаю верность,
пишу стихи у краешка СТОлА,
и все-таки меня снедает ревность,
когда творят иные мАСТерА.

Когда возводит красную ТРубУ
печник на необжитом новом доме,
я тоже вытираю об ТРавУ
замаранные глиною ладони.

(«Чужое ремесло»)

Что же делать, если чувство звука ещё не развито, и стихотворение «написалось как написалось»? Попробуйте выписать неудачные рифмующиеся слова и к каждому из них наугад подобрать десяток-другой удачных рифм. Одна из этих новых рифм может вызвать нужный поток ассоциаций, которые останется только записать строкой, выражающей вашу мысль так же или даже более точно.

(c) Лилит Мазикина