Формирование Парфии как независимой державы по времени совпадало с отделением от Селевкидов Греко-Бактрии и предположительно относится к 250 г. до н. э. Первоначально царем Парфии объявил себя ее бывший селевкидский сатрап. Но вскоре страна была захвачена кочевавшими поблизости племенами, предводитель которых Аршак в 247 г. до н. э. принял царский титул. В своем развитии Парфия прошла долгий путь от одного из небольших окраинных владений тогдашнего культурного мира до могущественной державы, выступившей наследником Селевкидов и упорным соперником Рима.
Уже первый правитель Парфии Аршак приложил немало усилий для увеличения своих владений и присоединил к ним соседнюю Гирканию (область на юго-востоке от Каспия). Вскоре ему пришлось столкнуться с Селевкидами, стремившимися восстановить свою власть на востоке, но победа осталась на этот раз за парфянами. Парфяне приступили к укреплению своего государства, постройке крепостей, выпуску собственной монеты. По имени основателя династии последующие правители Парфии принимали в качестве одного из тронных имен имя Аршак. На оборотной стороне монет нового государства стало помещаться изображение сидящего Аршака с излюбленным парфянским оружием-луком - в руке.
Серьезные испытания ждали молодое государство в 209 г. до н. э., когда Антиох III предпринял отчаянную попытку вернуть восточные сатрапии. Исход военных столкновений в целом был неудачным для Парфии, но страна сохранила независимость, возможно, формально признав верховенство Селевкидов. Воспользовавшись ослаблением Селевкидской державы, после смерти Антиоха III, окрепшая Парфия решительно перешла к активной внешней политике. Во главе страны стоял один из выдающихся представителей аршакидекой династии Митридат I (171 - 138 гг. до н. э.), который сначала присоединил Мидию, а затем распространил свою власть и на Месопотамию, где в 141 г. до н. э. был признан «царем» в Вавилоне. Попытки Селевкидов исправить положение окончились неудачно.
Но и Парфию ожидали трудности. Мощное движение кочевых племен, опрокинувших Греко-Бактрию, коснулось и восточных областей Парфии. Аршакидские правители настойчиво пытались оградить страну от новой опасности. В этой тяжелой борьбе погибло два парфянских царя. Лишь Митридату II (123-87 гг. до н. э.) удалось локализовать непрестанную угрозу, выделив для сакских племен особую провинцию на востоке, которая получила имя Сакастан, сохранившееся до наших дней в форме Сеистан.
Теперь Аршакиды могли безбоязненно продолжать продвижение на запад, и Митридат II энергично взялся за осуществление этих планов. Поддержав одного из претендентов на армянский престол, он получил взамен существенные территориальные приобретения. Теперь Парфия превратилась в довольно крупную державу, в состав которой помимо парфянских земель вошла вся территория современного Ирана и богатая Месопотамия. Торжествующий Митридат II принял титул «царь царей» и прозвище «великий». Продвижение на запад непосредственно вело к столкновению с Римом. Уже при Митридате II парфяне вели переговоры с римским полководцем СуллоЙ. Однако ни Парфия, ни Рим не предвидели всей остроты противоречий, разделивших эти две крупные державы и превративших их в перманентных противников. С полной силой они проявились лишь в середине I в. до н. э. Римляне уже прочно овладели Малой Азией и Сирией и убедившись в том, что именно парфяне стали главной преградой на пути их дальнейшей экспансии, предприняли первую попытку нанести Парфии решающий военный удар. Во главе римских войск на востоке встал полководец Красе. Однако в 53 г. до н. э. в Северной Месопотамии неподалеку от города Карры римляне потерпели сокрушительное поражение. Сам Красе и значительная часть его армии погибли. Многие римляне попали в плен и были поселены на восточной окраине Парфии - в Маргиа-не. Эта победа поколебала положение римлян в Азии и вселила надежду народам, оказавшимся под их игом. Парфяне перенесли свою столицу дальше на запад- в Ктесифон, на левом берегу Тигра. Однако дальнейшие попытки парфян развить столь эффектную победу не имели успеха. Они на время захватили Сирию, Малую Азию и Палестину, но удержать эти области не смогли. Постепенно парфяне были оттеснены к Евфрату, но и римский поход в Мидию в 38 г. до н. э. в конечном итоге окончился неудачей.
Начавшиеся вскоре в самой Парфии междоусобицы, умело используемые и разжигаемые Римом, свели на нет и эти временные успехи. На парфянском престоле оказывались римские ставленники. Политические круги, стремящиеся к стабилизации обстановки, приводят к власти в 11 г. Ш. э. представителя так называемых младших Аршакидов-Артабана III. Тесно связанный с кочевыми племенами глубинных областей Парфии Артабан III решительно выступает за развитие собственных, -арфянских традиций, делает попытку усиления централизации в управлении держа-зой, состоявшей из разнородных частей Ограничивается самоуправление крупных городских центров в Месопотамии и Эламе, на троны подвластных парфянам владений возводятся представители аршакид-ской династии. Но частичные реформы не смогли привести к созданию централизованного государства, и внутренние смуты, часто связанные с вопросом о престолонаследии, то и дело вспыхивают с неослабевающей силой.
С конца I - начала II в. н. э. происходит ослабление Парфянской державы, отмеченное ростом самостоятельности отдельных провинций, во главе которых нередко стояли члены многочисленного рода Аршакидов или представители других знатных парфянских семей. Проявляет тенденции к сепаратизму Гиркания, направляющая своих послов прямо в Рим, утверждается независимый правитель в Маргиане, именующий себя на монетах так же, как й правящий Аршакид, «царем царей». В первой половине II в. н. э. Парфия несколько раз подвергается мощным ударам римских армий сначала во главе с императором Траяном, а затем с Адрианом. Армения и Месопотамия объявляются римскими провинциями, парфянская столица Ктесифок подвергается разграблению. Однако удержать захваченное Рим уже не в состоянии, и вскоре он отказывается от новых приобретений. Однако попытки парфян во второй половине II в. н. э. взять реванш вновь побуждают римлян перейти в наступление, ознаменовавшееся разрушением Ктесифона, однако у них не хватает сил, чтобы сохранить за собой захваченные районы. В итоге упорной борьбы, длившейся более двух столетий, ни одна из сторон так и не смогла одержать решающей победы.
Разумеется, военные поражения ослабляли Парфию, в которой все настойчивее давали о себе знать центробежные тенденции. Былые провинции и вассальные царства практически превратились в самостоятельные государства, трон «царя царей» то и дело оспаривали представители правящей династии, дополнительно разделяя державу на враждующие стороны. В этих условиях возвышение одного из вассальных царств- Персиды-было лишь внешним проявлением давно назревавшего взрыва. В 20-х годах III в. аршакидская Парфия покоряется силам, сплотившимся вокруг нового претендента на верховную власть - Арташира Сасанида из Персиды.
Сложение Парфии как крупной державы было обусловлено целым рядом факторов. Немалую роль здесь играли и боевые качества парфянской кавалерии, состоявшей из подвижных лучников и тяжеловооруженных воинов в панцирях и доспехах. Но главное заключалось в уровне социально-экономического развития стран Ближнего и Среднего Востока и в сложившейся здесь политической ситуации. В IV-III вв. до н. э. повсюду наблюдалось интенсивное развитие городской жизни, ремесел, международной торговли. Однако Селевкиды были не в состоянии обеспечить политическое единство развивающихся областей и уступили эту роль Парфянскому государству.
Парфянское правительство уделяло большое внимание вопросам международной торговли. Составлялись специальные дорожники с описанием путей, выделялась стража для охраны купеческих караванов. Парфяне ревниво оберегали свою монополию на сухопутные торговые пути, соединявшие запад и восток, и препятствовали китайцам, пытавшимся самостоятельно достигнуть Рима. Показателен и значительный прогресс внутренней торговли в парфянский период, о чем свидетельствует, например, широкое распространение в Маргиане в I-III вв. н. э. мелких медных монет, предназначенных именно для розничной купли и продажи.
Заметный сдвиг в городской жизни произошел за время правления Аршакидов в восточных областях их владений. Так, целый ряд крупных городских центров сложился в самой Парфии. Из их числа самым известным был город Ниса, недалеко от которого находились царская резиденция и гробницы старших Аршакидов. Огромных размеров достигает столица Маргианы, занимающая территорию городища Гяур-кала в 4 кв. км.
Интенсивное развитие Парфии не могло не отразиться на общественных отношениях, достигших значительного классового антагонизма. Большую роль в хозяйстве играл труд рабов. Источники сообщают о значительном количестве рабов в Парфии, причем дети рабов также оставались рабами. Формы эксплуатации рабов были весьма различны. Труд их применялся на рудниках, в сельскохозяйственных поместьях, в домашнем хозяйстве. В отдельных имениях работало до 500 рабов. В сельском хозяйстве использовался труд рабов, составлявших собственность рабовладельца, но посаженных на землю хозяина и могущих часть дохода использовать на удовлетворение собственных нужд. Такое частичное освобождение.рабов свидетельствует о поисках рентабельных форм эксплуатации подневольного населения. Нелегким было положение и рядовых общинников. Они выплачивали государству большие налоги, обработка ими земли рассматривалась как государственная повинность и строго контролировалась. Социальную верхушку обпества образовывал царский род Аршаки-ZOB, владевший обширными землями, и парфянская знать, экономическая самодеятельность которой во многом обусловила ее значительную роль в державе.
Существующая система эксплуатации требовала четкой работы административного и фискального аппарата центрального гравительства. Однако внутренняя структура Парфянского государства отличалась известной противоречивостью и не отвечала z полной мере этим задачам. В ней отразились тенденции, связанные со стремлением создать прочную централизованную державу, и некоторая аморфность политических органов, несущих черты архаического: бщественного уклада. Так, царская власть рассматривалась как принадлежащая роду Аршакидов в целом, и царя выбирали зва совета - племенной знати и жрецов. Нередко царем становился не сын, а брат -«мершего владыки или еще более отдаленный родственник; имеются сведения и о смещении царей советом знати. С расширением границ Парфянской державы в ее состав вошли небольшие полузависимые царства с местными правителями, греческие города Месопотамии и других областей, по существу, пользовавшихся автономией. В результате Парфия не представляла единого централизованного государства, что было постоянным источником ее внутренней слабости.
Сложный и неоднородный состав Парфянской державы нашел яркое отражение в культуре парфянской эпохи. Месопотамия и соседние области, обладающие собственной культурной традицией, заметно отличались от самой Парфии и восточной части всего государства в целом. Формирование некоторых общих черт было вызвано активным использованием форм греческой культуры, отношение к которым менялось на протяжении многовековой истории государства Аршакидов. В ранний период, в III-I вв. до н. э., влияние греческих канонов было очень сильным и сами парфянские цари считали долгом в официальной титулатуре именовать себя эллин олюб ив ыми (филэллинами). Эллинизация широко охватила придворные круги и парфянскую знать. Особенно хорошо это видно на примере царской резиденции в Нисе, неподалеку от Ашхабада, тщательно изученной советскими археологами. Здесь отчетливо прослеживаются два мира, два культурных пласта. Древние традиции монументальной сырцовой архитектуры, тяжелые планы квадратных парадных залов, зороастрийские имена в документах дворцового архива и зороастриqский календарь ясно указывают на глубокие местные корни. Вместе с тем в архитектурном декоре широко используются пышные капители коринфского ордера, в царской сокровищнице бережно хранятся мраморные статуи, выполненные в лучших традициях эллинистической скульптуры. Соединение этих двух культурных традиций прослеживается на примере выточенных из слоновой кости крупных рогов-ритонов. Форма традиционно восточная, а некоторые сюжеты несомненно греческие, в том числе изображения двенадцати олимпийских божеств.
С I в. н. э. идет активное утверждение собственно парфянских, восточных мотивов и -канонов, греческое начало выступает уже в сильно переработанном виде. Так, на монетах появляются надписи на парфянском языке, постепенно вытесняющие греческие, которые становятся все более неразборчивыми и искаженными. В Месопотамии дворцовые строения греческого типа сменяются величественными комплексами с широким использованием крупных, открытых только с одной стороны помещений - айванов. Храмы иногда строятся по образцу более древней культовой архитектуры Месопотамии, а в ряде случаев просто копируются зороастрийские храмы огня. Для скульптуры этого времени характерны несколько тяжеловесные, как бы застывшие статуи богов и светских правителей, развернутые фронтально: фигуры в композиции монотонно повторяются, всякое движение и живость намеренно исключены. В искусстве наряду с культовыми и жанровыми сценами определенное внимание уделяется и личности царя, обожествлению его и всей династии в целом. Культура парфянской эпохи обнаруживает сложную картину взаимодействия различных элементов, а собственно парфянские традиции не были достаточно сильными, чтобы привести к культурному единству.
Ее территория располагалась у южного (Северный Иран) и северного подножий Копетдага (Туркмения) и была передана Селевком одному из его приближенных – Стагнору в наместничество. В середине III в. до н.э. наместник Андрагон объявляет об отделении от селевкидов и создании отдельного самостоятельного государства. Однако он правил недолго.
Кочевые племена парнов под руководством Аршака (Арсак) – «человека неизвестного происхождения» — ворвались в Парфию и свергли Андрагона.
Аршак вскоре подчинил себе и Гирканское царство (южное побережье Каспийского моря), и заключив союз с Феодотом – царем , победил Селевка. Он реорганизовал свою армию, построил крепости, укрепил города и провозгласил Парфянское царство (263 г. до н.э.) .
При основателе парфянского государства Аршаке (263-232 гг. до н.э.) и его сыне Арташесе (232-206 гг. до н.э.), при Митридате I Великом и Митридате II – Парфия превращается в одну из могущественных держав мира. Парфянские цари совершили ряд завоевательных походов на запад и в период своего расцвета – в середине II в. до н.э. – Парфия простиралась от Сирии и Армении на западе и от Мерва (Туркмения) и Сеистана (юго-восточный Иран) на востоке. Вблизи Ашхабада находятся городища Старой и Новой Ниссы, которые были центрами северной Парфии.
Важную роль в быстром развитии политической и экономической сторон жизни государства сыграл Великий шелковый путь, караванные дороги которого проходили по подгорной равнине Копетдага и парфянские купцы принимали самое активное участие в торговле с соседними государствами и с западными странами.
Столица Парфии была вначале в Гекатомпиле, на скрещении торговых путей, идущих в различных направлениях, но в I в. до н.э. была перенесена в Ктезифон (рядом с Багдадом). С этих пор Северная Парфия, находившаяся на территории современной Туркмении, превращается в окраинную провинцию могущественного государства. Правители парфянского царства установили дипломатические отношения со многими крупнейшими державами мира, в том числе с Римом и Китаем.
Основным занятием населения Северной Парфии было земледелие. По северным склонам Копетдага стекало много мелких речек, издавна использовавшихся для полива полей. Кроме того, в ряде мест наблюдались искусственные ирригационные сооружения, хорошо сохранившиеся до наших дней.
Большое место в жизни парфян занимало кочевое скотоводство, главным образом коневодство и овцеводство.
Ремесленное производство в Парфии было развито слабо.
Верховным собственником всех земель был парфянский царь. Обработка земли рассматривалась — как государственная повинность и отказ обрабатывать землю приводил к штрафам. Крестьяне были обязаны также платить налог за используемый участок. В свою очередь, государство было обязано сооружать ирригационную систему, следить за ее исправностью и производить ремонтные работы. Кроме того, государство обязано было охранять жизнь и собственность своих крестьян.
Помимо знати, воинов и свободных общинников – крестьян, в Парфии были и рабы, но они были сконцентрированы в армии, в то же время в Афинах рабы были заняты, главным образом, в сфере производства.
Основным препятствием развития рабства здесь были два фактора: наличие сильной крестьянской общины и отсутствие частной собственности на землю.
Община оказалась очень устойчивой, пережив Македонского, Селевкидов и Аршакидов. Документы свидетельствуют, что все землепользование было общинным, водой пользовались тоже сообща, по строго определенным нормам.
Могущество Парфии пошло на убыль с середины I в. до н.э.: с запада ее теснили римляне, занимая часть Месопотамии, внутри страны начались смуты, династические конфликты, выступления народов. Против парфянского царя Вологеза восстали гирканцы, аланы, даи, арии, с севера наступали саки.
Парфия практически распалась. В руках ее царей осталась только Мидия. В последней четверти I в. до н.э. Парфянское царство перестало существовать, пав под ударами царей из персидского рода Сасанидов.
Парфия, которую освободил из-под власти Селевкидов местный сатрап Андрагора, не получила желанного покоя и стабильности, потому что вскоре, уже в середине III в. до н. е., ее завоевали родственные скифам и массагетами полукочевые племена - парни, которые восстали против лукавых греческих торговцев. Вождь парни, Аршак, взял себе царский титул, а все его преемники верит на вал и себя Аршак. Сначала это царство (его назвали Арша-кидським или Парфией) существовало в составе собственно Парфии и соседней Гиркании, однако уже во II в. до н. е. оно завоевало Мидию и расширило свои западные границы в Месопотамию (парфянского царя Митридата И провозгласили в 141 г. до н. э. е. "царем" в Вавилоне). Парфия, таким образом, объединила Иран и Туран (Среднюю Азию) и стала мировой державой.
В середине II в. до н. э., когда под натиском кочевников распалось Греко-Бактрийское царство, Парфянская государство уцелела. Однако она вступила в затяжной и опасный конфликт с могущественным Римом. В конце I - начале II в. н. е. Парфянское царство значительно ослабло из-за кровавых междоусобиц, которые умело разжигал и с выгодой для себя использовал Рим, и, наконец, потерял свою независимость - попало в руки римских ставленников.
Нарастал сепаратизм в Гиркании, Маргиане. Парфия претерпела несколько чувствительных поражений от римских легионов. В НЕТ ст. н. е. власть в ней захватил обладатель Перейди (одно из вассальных царств) Арташар Сасанидов. В Парфянским государстве развивались ремесла, оживился денежное обращение, вырастали города (Помпеи трога называл Парфию - конечно, преувеличивая - страной "тысячи городов»). Основным парфянским городом была Ниса (ее руины лежат вблизи нынешнего Ашхабада). Недалеко от нее был построен царскую резиденцию Аршакилив и их гробницу.
Кочевники-парни внесли существенные коррективы в парфянское общество. Они поставили местное население, по словам античного автора, "между рабством и свободой" - обложили крестьян-общинников налогами, прикрепили их к земле и обязали эту землю обрабатывать (в форме государственной повинности). В храмовых и государственных хозяйствах Парфии использовалась также рабский труд.
Парни не сделали Парфию сильной централизованной государством: они не имели соответствующего опыта. ее государственные структуры оставались аморфными, в значительной мере архаичными. Царя выбирали совета племенной знати и жрецов. Случалось, что на политический Олимп сходил не царское сын, а какой-то дальний родственник. Мелкие государства, входившие в состав Парфянского царства, сохраняли автономию.
На территории бывшего Греко-Бактрийского царства сначала было несколько мелких государств, возглавляемых вождями кочевых племен. Один из таких властителей, Герай, именовал себя кушанцем и изображался на монетах вооруженным всадником, чтобы никто не сомневался в его приверженности кочевого мира. Свои владения он всячески расширял, и это, в конце концов, привело к появлению где в I в. н. е. Кушанской государства. Это государство на западе граничила с Парфией, на востоке - с ханьским Китаем. Основал ее Кадфиз I, взял себе титул "царя царей". Он, а еще больше его сын Кадфиз II, осуществили военную экспансию в Северо-Западную Индию, значительная часть территории которой (видимо, в г.. Варан ас и) вошла в состав Кушанской империи - необозримой, однако непрочной. Среди обладателей этой империи наиболее известный Канишка, который сделал своей столицей г.. Пурушапуру (совр. Пеша-вар). Кушанских империя просуществовала недолго. Она потерпела сокрушительное поражение в войне с сасанидским государством.
В середине IV в. н. е. сасанидские войска уже хозяйничали на территории Бактрии. С тех пор сасанидские наместники в Бактрии называли себя "царями кушан", даже "большими царями кушан".
Кушаны умело воспользовались тем, что из-за их государство пролегал основан в конце I тыс. До н. е. Великий шелковый путь. Они наладили оживленную торговлю с Римом, Китаем, другими государствами Запада и Востока. В Рим они доставляли рис, хлопчатобумажные изделия, пряности, духи, сахар, слоновую кость, драгоценные камни, а из империи ввозили ткани, одежда, изделия из стекла и драгоценных металлов, вина, произведения искусства и тому подобное.
Не обошла цивилизация и другой уголок Средней Азии- Согд, известный своими оазисами в долинах Кашкадарьи и Зеравшана. Согд, столицей которого был г.. Мараканда (окраина современного Самарканда), очевидно, входил в состав государства Селевкидов и Греко-Бактрийского царства. Источники рассказывают о нем крайне скупо.
В низовьях Амударьи заметную роль играл Хорезм, который в IV в. до н. е. видложився от государства Ахеменидов. Однако и его в конце концов постигла злая судьба, он стал жертвой набега кочевых орд (гуннов И тюрков). Структуру хорезмского общества источники воспроизводят только гипотетически. Похоже, в нем существовали большесемейных общины (20-40 человек), при этом в общинных хозяйствах использовался труд домашних рабов.
Сейчас исследователи не сомневаются в том, что расцвет средневековой культуры Средней Азии в значительной степени базировался на унаследованной древней культуре этого региона.
Художественное ремесло развивалось в Средней Азии еще в неолитической сутки. Сохранились предметы тогдашнего гончарства, изделия из драгоценных металлов, бронзы, полудрагоценных камней. На плоских каменных печатях тогдашние умельцы искусно изображали сцены охоты, быков, драконов, тигров, змей, мифологических героев. В этих изделиях прослеживаются как местные, так и иностранные художественные формы.
Вхождение Средней Азии в состав империи Ахеменидов открыло новые возможности для культурных взаимовлияний. Среднеазиатская цивилизация существенно обогатилась, творчески позаимствовав элементы переднеазиатских культур. Об этом свидетельствуют предметы из большого "амударьинського сокровища", тогдашние дворцовые и храмовые комплексы, выдержанные в стиле "иранской" архитектуры.
В культуре Греко-Бактрийского царства преобладали эллинские черты, однако сохранилась И местная культурная традиция. Началось слияние культурных достижений Востока и Запада. Однако отчетливо прослеживается синтез местного и греческого культурных компонентов в Парфянским культуре. Эллинское начало сказалось в ней прежде всего на скульптуре. В иранском стиле возводились храмы (в их планировании сочетались круг с квадратом), однако их колонны принадлежали к коринфского греческого ордера. Ритоны из слоновой кости имели восточную форму, но отдельные их сюжеты (например, изображения олимпийских богов) выдержаны в эллински стиле. Характерно, что в Парфянскую сутки культура процветала только в городах, сельский люд жил в примитивной обстановке.
Весьма своеобразной была культура Маргиана, что больше напоминала Бактрийское, чем Парфянскую. Там надежно прижился зороастризм, хотя прокладывал себе путь и буддизм.
В кушанского культуре имеются три важнейшие компоненты: Бактрийское, древнегреческий и древнеиндийский, пришедший в Среднюю Азию вместе с буддизмом. Наряду с культурным официозом развивалась в кушан и народная традиция. Скажем, кушаны любили изображать вооруженных всадников.
Так Средняя Азия в древности была горнилом, в котором переплавлялись культурное достояние многих древних народов. ее культура в определенной степени повлияла на культурное развитие других регионов Древнего Востока и античного мира.
Разнообразным была религиозная жизнь среднеазиатской населения. Почитались местные племенные культы. Вероятно, что именно Средняя Азия, точнее, Бакгрия и Маргиана, стали родиной зороастризма. Из Индии на среднеазиатские просторы пришел буддизм.
Возникновение и расцвет Парфянской державы. Формирование Парфии как независимой державы по времени совпадало с отделением от Селевкидов Греко-Бактрии и предположительно относится к 250 Г. до н. э. Первоначально царем Парфии объявил-себя ее бывший селевкидский сатрап. Но вскоре страна была захвачена кочевавшими поблизости племенами, предводитель которых Аршак в 247 г. до н. э. принял царский титул. В своем развитии Парфия прошла долгий путь от одного из небольших окраинных владений тогдашнего культурного мира до могущественной де жавы, выступившей наследником Селевки-дов и упорным соперником Рима.
Уже первый правитель Парфии Аршак приложил немало усилий для увеличения своих владений и присоединил к ним соседнюю Гирканию (область на юго-востоке от Каспия). Вскоре ему пришлось столкнуться с Селевкидами, стремившимися восстановить свою власть на востоке, но победа осталась на этот раз за парфянами. Парфяне приступили к укреплению своего государства, постройке крепостей, выпуску собственной монеты. По имени основателя династии последующие правители Парфии принимали в качестве одного из тронных имен имя Аршак.
Серьезные испытания ждали молодое государство в 209 г. до н. э., когда Антиох III предпринял отчаянную попытку вернуть восточные сатрапии. Исход военных столкновений в целом был неудачным для Парфии, но страна сохранила независимость, возможно, формально признав верховенство Селевкидов. Воспользовавшись ослаблением Селевкидской державы после смерти Антиоха III, окрепшая Парфия решительно перешла к активной внешней политике. Во главе страны стоял один из выдающихся представителей аршакидской династии Митридат I (171 -138 гг. до н. э.), который сначала присоединил Мидию, а затем распространил свою власть и на Месопотамию, где в 141 г. до н. э. был признан «царем» в Вавилоне. Попытки Селевкидов исправить положение окончились неудачно.
Но и Парфию ожидали трудности. Мощное движение кочевых племен, опрокинувших Греко-Вактрию, коснулось и восточных областей Парфии. Аршакидские правители настойчиво пытались оградить страну от новой опасности. В этой тяжелой борьбе погибло два парфянских царя. Лишь Митридату II (123-87 гг. до н. э.) удалось локализовать непрестанную угрозу, выделив для сакских племен особую провинцию на востоке, которая получила имя Сакастан, сохранившееся до наших дней в форме Сеистан.
Теперь Аршакиды могли безбоязненно продолжать продвижение на запад, и Митридат II энергично взялся за осуществление этих планов. Парфия превратилась в довольно крупную державу, в состав которой помимо,парфянских земель вошла вся территория современного Ирана и богатая Месопотамия. Торжествующий Митридат II принял титул «царь царей» и прозвище «великий». Продвижение на запад непосредственно вело к столкновению с Римом. Уже при Митридате II парфяне вели переговоры с римским полководцем Суллой.
Парфяне стали главной преградой на пути дальнейшей экспансии Рима. В 53 г. до н. э. в Северной Месопотамии неподалеку от города Карры римляне потерпели сокрушительное поражение. Сам Красе и значительная часть его армии погибли. Эта победа поколебала положение римлян в Азии и вселила надежду народам, оказавшимся под их игом. Парфяне перенесли свою столицу дальше на запад- в Ктесифон, на левом берегу Тигра. Однако дальнейшие попытки парфян развить столь эффектную победу не имели успеха. Они на время захватили Сирию, Малую Азию и Палестину, но удержать эти области не смогли..
Начавшиеся вскоре в самой Парфии междоусобицы, умело используемые и разжигаемые Римом, свели на нет и эти временные успехи. На парфянском престоле оказывались римские ставленники. Политические круги, стремящиеся к стабилизации обстановки, приводят к власти в 11 г. н. э. представителя так называемых младших Аршакидов-Артабана III.
С конца I - начала II в. н. э. происходит ослабление Парфянской державы. Проявляются тенденции к сепаратизму. В первой половине II в. н. э. Парфия несколько раз подвергается мощным ударам римских армий сначала во главе с императором Траяном, а затем с Адрианом. Армения и Месопотамия объявляются римскими провинциями, парфянская столицаКтесифон подвергается разграблению. Однако удержать захваченное Рим уже не в состоянии, и вскоре он отказывается от новых приобретений. Однако попытки парфян во второй половине II в. н. э. взять реванш вновь побуждают римлян перейти в наступление, ознаменовавшееся разрушением Ктесифона, однако у них не хватает сил, чтобы сохранить за собой захваченные районы. В итоге упорной борьбы, длившейся более двух столетий, ни одна из сторон так и не смогла одержать решающей победы.
Разумеется, военные поражения ослабляли Парфию, в которой все настойчивее давали о себе знать центробежные тенденции. Былые провинции и вассальные царства практически превратились в самостоятельные государства, трон «царя царей» то и дело оспаривали представители правящей династии, дополнительно разделяя державу на враждующие стороны. В этих условиях возвышение одного из вассальных царств- Персиды-было лишь внешним проявлением давно назревавшего взрыва. В 20-х годах III в. аршакидская Парфия покоряется силам, сплотившимся вокруг нового претендента на верховную власть - Арташира Сасанида из Персиды.
Сложение Парфии как крупной державы было обусловлено целым рядом факторов. Немалую роль здесь играли и боевые качества парфянской кавалерии, состоявшей из подвижных лучников и тяжеловооруженных воинов в панцирях и доспехах. Но главное заключалось в уровне социально-экономического развития стран Ближнего и Среднего Востока и в сложившейсяздесь политической ситуации. В IV-III вв. до н. э. повсюду наблюдалось интенсивное развитие городской жизни, ремесел, международной торговли. Однако Селевкиды были не в состоянии обеспечить политическое единство развивающихся областей и уступили эту роль Парфянскому государству.
Парфянское общество и культура . Интенсивное развитие Парфии не могло не отразиться на общественных отношениях, достигших значительного классового антагонизма. Большую роль в хозяйстве играл труд рабов.
Существующая система эксплуатации требовала четкой работы административного и фискального аппарата центрального правительства. Однако внутренняя структура Парфянского государства отличалась известной противоречивостью и не отвечала в полной мере этим задачам. С расширением границ Парфянской державы в ее состав вошли небольшие полузависимые царства с местными правителями, греческие города Месопотамии и других областей, по существу, пользовавшихся автономией. В результате Парфия не представляла единого централизованного государства, что было постоянным источником ее внутренней слабости.
Сложный и неоднородный состав Парфянской державы нашел яркое отражение в культуре парфянской эпохи. В ранний период, в III-I вв. до н. э., влияние греческих канонов было очень сильным и сами парфянские цари считали долгом в официальной титулатуре именовать себя эллинолюбивыми (филэллинами). Эллинизация широко охватила придворные круги и парфянскую знать.
С I в. н. э. идет активное утверждение собственно парфянских, восточных мотивов и -канонов, греческое начало выступает уже в сильно переработанном виде. Храмы иногда строятся по образцу более древней культовой архитектуры Месопотамии, а в ряде случаев просто копируются зороастрийские храмы огня. Для скульптуры этого времени характерны несколько тяжеловесные, как бы застывшие статуи богов и светских правителей, развернутые фронтально: фигуры в композиции монотонно повторяются, всякое движение и живость намеренно исключены. В искусстве наряду с культовыми и жанровыми сценами определенное внимание уделяется и личности царя, обожествлению его и всей династии в целом. Культура парфянской эпохи обнаруживает сложную картину взаимодействия различных элементов, а собственно парфянские традиции не были достаточно сильными, чтобы привести к культурному единству.
48. Хараппская цивилизация в древней Индии. Древнейшая в Южной Азии цивилизация называется Индской, так как она возникла в районе реки Инд в Северо-Западной Индии (ныне в основном территория Пакистана). Она датируется примерно XXIII-XVIII веками до н. э. и таким образом может считаться третьей по времени появления древневосточной цивилизацией. Ее становление было связано с организацией высокоурожайного поливного земледелия.
Уже в эпоху неолита, в VI тысячелетии до н. э., население стало заниматься земледелием. Позже возникают города. Крупнейшие - Мохенджо-Даро и Хараппа (по названию последнего и вся археологическая культура именуется иногда хараппской). В настоящее время известно уже несколько сот поселений Индской цивилизации на огромной площади, простирающейся на тысячу километров с севера на юг и на полторы тысячи километров с запада на восток. Она сохраняет все же условное наименование Индской, ибо основные ее центры находились в бассейне этой великой реки.
В Мохенджо-Даро найдены остатки храма. Неподалеку от него находится бассейн, предназначавшийся для ритуальных омовений (и в настоящее время бассейны составляют существенную часть индуистских храмовых комплексов). В городе могло проживать несколько десятков тысяч человек.. Дома были нередко высотою в два этажа и состояли из десятков помещений. В жаркое время жители, видимо, спали на плоских крышах. Окна выходили во внутренний двор, где на очаге готовилась пища.
Выращивались пшеница, ячмень, просо, хлопчатник. В качестве тягловых животных использовали быков и буйволов. Разводили домашнюю птицу (например, кур).
О городском ремесле. В строительстве так широко применялся обожженный кирпич, что его изготовление должно было стать важной отраслью производства. Разнообразием форм отличается характерная хараппская керамика. Роспись сосудов в основном воспроизводит растительные орнаменты. Находки пряслиц свидетельствуют о развитии ткачества. Найдено некоторое количество изделий из бронзы, золота и серебра. В отличие от Египта и Месопотамии для Индской цивилизации совсем не характерна монументальнаяскульптура
Наиболее примечательными произведениями художественного ремесла являются небольшие каменные печати. Изображжения на них сопровождается обычно краткой надписью что является свидетельством местного происхождения письменности. В период своего расцвета Мохенджо-Даро и Харапца поддерживали широкие внешние связи и входили в систему ранних цивилизаций Древнего Востока. Основная часть предметов индийского происхождения в Месопотамии датируется периодом Шумеро-Аккадского царства и династии Иссина, т. е. последней третью III тысячелетия и началом II тысячелетия до н. э
На основе памятников материальной культуры и искусства могут быть сделаны некоторые выводы о характере религиозных представлений жителей долины Инда. Изображения на печатях свидетельствуют о культе деревьев (и богини дерева), животных, небесных светил. Фигурки богини-матери указывают на земледельческий характер религии. Мужское божество, сидящее в так называемой йогической позе в окружении четырех зверей, рассматривается как владыка четырех стран свита. Есть основания говорить" о том, что большое значение придавалось ритуальному омовению.
Язык протоиндийских надписей (т. е. Индской цивилизации) считают близким дравидийским. точнее, предполагаемому языку-предку дравидийских языков. Дешифровка письменности еще не завершена.
Примерно к концу XVIII в. до н. э. ха-раппская культура перестала существовать. Она не погибла в результате внезапной катастрофы. Постепенно, в течение столетий приходили в упадок некогда цветущие города. Ветшали величественные постройки цитадели, застраивались широкие улицы города, нарушалась его планировка. Все меньше появлялось привозных вещей, искусных ремесленных изделий и печатей. Происходила смена городов сельскими поселениями и варваризация культуры. В периферийных областях на севере и на полуострове Сураштра, позднее других колонизованных жителями долины Инда, дольше сохранялись характерные черты хараппской культуры, постепенно сменявшейся позднехараппской и послехараппскими.
Выдвигалось множество гипотез для объяснения того, почему перестала существовать Индская цивилизация. Упадок городов сопровождался проникновением в долину Инда более отсталых племен с северо-запада, однако не эти набеги явились причиной гибели хараппской культуры. Некоторые области Северо-Западной Индии к настоящему времени превратились в пустыни и полупустыни, и вполне возможно, что в результате нерационального ведения поливного земледелия и вырубки лесов природные условия района стали менее благоприятными. Огромный разрыв между немногочисленными развитыми центрами и обширной сельской периферией способствовал хрупкости цивилизации бронзового века. Но подлинные причины гибели ха-раппских городов должны быть прежде всего связаны с их историей, а ее-то мы пока и не знаем.
После гибели Индской цивилизации история как бы делает «шаг назад» и на месте опустевших городов возводят свои бедные лачуги племена, которым еще только суждено было вступить в эпоху цивилизации. Однако период расцвета городов долины Инда не прошел бесследно. Прямое влияние Хараппы чувствуется как в энеоли-тических культурах Центрального Индостана II тысячелетия до н. э., так и у племен бассейна Ганга. Культурное наследие Индской цивилизации сохраняется в религиозных верованиях и культах позднейшего индуизма.
29. Освоение индоиранцами долины Ганга. Первые государственные образования (23-7 в.). Основными источниками по истории Северной Индии конца II-начала I тысячелетий до н. э. являются древнейшие памятники индийской религиозной литературы-веды. Они представляют собою сборники гимнов, напевов, жертвенных формул и заклинаний, а также обширные сочинения, посвященные истолкованию священного ритуала. Веды были созданы на языке, принадлежавшем к индоевропейской семье (и слово «веда» родственно, например, русскому «ведать»). Сам факт их составления свидетельствует о появлении в Индии индоевропейских племен.
Предки древних индийцев (создателей вед) и иранцев, очевидно, длительное время представляли собою группу близкородственных племен, живших на общей территории. Тех и других в науке принято именовать ариями (слово арья-«благородный»-было самоназванием господствующих родов в древнеиндийских и древне-иранских племенных союзах). Арийские племена, расселившиеся во второй половине II тысячелетия до н. э. в Северной Индии, рассматривают как индоарийские, отличая их таким образом от иранских собратьев. Арии расселились по всей центральной части Индо-Гангской равнины. Эту область они стали считать «Срединной страной», или«Землею ариев», как особо священной и наиболее пригодной для совершения своих ритуалов. К жителям более восточных районов ведийские племена долгое время относились с предубеждением, считая их варварами. Территории вдоль среднего и нижнего течения Ганга тогда еще не были освоены индоариями.
Расселение индоевропейцев на Индо-Гангской равнине сопровождалось не простой ассимиляцией аборигенов, а значительно более сложными этническими процессами. В результате слияния племен различного происхождения создавалась единая культура.
В экономике Ариев огромное место занимало скотоводство, главным образом разведение крупного рогатого скота. Именно об увеличении стад молили богов авторы ведийских гимнов. Мифы и легенды индоариев повествовали о том, как боги сражаются со своими противниками, отбирая у них бесчисленные стада коровВ ведийском языке даже само слово «война» (гавишти) буквально означает «захват коров».
Арии пользовались изделиями из меди и бронзы, жилища строили из тростника и глины. Городов они не знали вовсе и тем словом, которое впоследствии значило «город», называли ограды, предназначенные главным образом для охраны скота.
Социальная организация индоариев в период их расселения в Пенджабе, видимо, оставалась еще племенной. Во главе каждого племени стоял раджа -военный вождь и предводитель. Рядовые члены племени, носившие оружие, принимали активное участие в различного рода сходках, созывавшихся для решения общих дел. Среди полноправных представителей «народа-войска» распределялась и основная масса добычи, получаемой в результате постоянных межплеменных войн. Существовало рабство, пополняемое за счет войн.
В поздневедийскую эпоху происходили радикальные перемены в экономике, социальном и политическом строе Северной Индии. Появилось железо, развивалось профессиональное ремесло.
В поздневедийский период место племенных союзов постепенно начинают занимать ранние государственные образования. Развитие социальной дифференциации в поздневедийскую эпоху выражается не только в появлении низших, бесправных и эксплуатируемых слоев. Меняется и положение основной массы народа. Его самоуправление все больше ограничивается пределами отдельной сельской общины, а дела всего племени и возникающего территориального государства переходят в исключительную компетенцию вождей и правителей.
Когда-то «цари» (раджи) индоариев были главным образом военными предводителями. Недаром их называли такими терминами, как «вождь», «находящийся впереди» или «идущий впереди». Постепенно можно заметить развитие власти правителя, усложнение царского двора и органов управления. Однако до самого конца ведийского периода государство сохраняло крайне архаичные черты. Поздневедийские тексты, давая описание крупнейших ритуалов, перечисляют ряд категорий лиц, приближенных к царю. Одно из первых мест занимает военачальник (из чего следует, между прочим, что руководство войсками уже перестало быть главной обязанностью самого вождя). Несколько придворных носят титулы, связанные с их ритуальными функциями во время царского пира («тот, кто режет мясо», «тот, кто раздает» и т. д.),-место на пиру отражало и роль человека при дворе. Не менее важное значение придавалось игре в кости, посредством которой узнавали судьбу или волю богов. Поэтому и «бросающий игральные кости» был в числе царских советников. Среди царских друзей или «слуг его дома» мы видим также носителей титулов «изготовителя колесниц» и «плотника».
Многие из придворных (начиная с военачальника) были родичами правителя. Взаимоотношения в государстве приобретали вид как бы семейных связей. Поддержка родни была необходима для достижения власти, и недаром царские молитвы содержали, как правило, заклинание с целью заручиться помощью близких и одолеть соперников, «равных ему по рождению». Между разными группировками знати шла беспрерывная и ожесточенная борьба за власть. Приход к власти означал возможность собирать подати с народа.
Между представителями аристократии создавались непрочные союзы, насто неравноправные. Слабейшие правители вынуждены были временно подчиняться более могущественным соседям. Так возникали порою довольно обширные политические образования, владыки которых именовали себя «верховными» и «самодержавными» государями. Высшим успехом царя считалось проведение ритуала, который назывался «жертвоприношение коня». Специально отобранного коня пускали пастись на воле в течение года. Его сопровождала многочисленная вооруженная охрана, которая заставляла правителя любой местности, куда ступала нога коня, признавать верховную власть и платить дань царю, совершавшему жертвоприношение. Спустя год происходило торжественное заклание коня, а царь после этого считался как бы «владыкой всей земли». Ритуал «жертвоприношения коня» совершался в Индии до эпохи средневековья.
Рядом с вождями индоариев находились их жрецы, провидцы и одержимые, в порыве вдохновения изрекавшие священные заклинания вед. Они происходили из определенных родов и составляли замкнутые ассоциации, члены которых строго оберегали свои тайны от непосвященных, передавая их из поколения в поколение. Жрецы эти в качестве хранителей традиции и сверхъестественной мудрости были как бы племенными судьями, обеспечивавшими поддержание издавна установившихся порядков. Жречество поздневедийской эпохи рано консолидировалось в сословие, в известной мере не зависящее от племенных и политических границ.
Социальное и политическое развитие Северной Индии конца II - начала I тысячелетия до н. э. привело к образованию четырех основных слоев общества: жречество; племенная военная аристократия; полноправный народ-общинники; низшие, неполноправные категории населения, включая рабов. Каждый из этих слоев превращался! в замкнутое сословие-варну. Наследствен-} ный статус представителей каждой варны определял их занятия и религиозный долг: > обязанности жрецов и учителей лежали на варне брахманов, кшатрии должны были воевать и править, вайшьи-трудиться, а шудры-смиренно служить трем высшим варнам. Эта схема общественного строя прилагалась ко всем областям, где распространялась индийская культура, несмотря на многообразие социальной действительности того или иного региона. Сословная идеология варн, развивавшаяся в поздне-ведийский период, стала отличительным признаком Индии и намного пережила ту эпоху, когда она в основном правильно отражала реальную структуру общества.
Итогом «ведийского периода» явилось распространение пахотного земледелия на Индо-Гангской равнине, развитие еоциального расслоения и возникновение специфической сословно-классовой структуры (варнового строя), становление ранних государств. В результате при активном взаимодействии арийских и местных культурных традиций к середине I тысячелетия до н. э. здесь сложились основы древнеиндийской цивилизации.
54. Сословное деление древнеиндийского общества. Середина I тысячелетия до н. э. ознаменовалась крупными переменами в экономике и социальных отношениях, в политическом строе и культуре Северной Индии.
О социальной структуре ценные сведения сохранились в буддийских легендах. В них нередко упоминаются купеческие объединения и цеховые организации ремесленников. Судя по всему, между ремесленниками или торговцами поддерживались не только экономические связи-их объединяли также общие культы, празднества и обычаи. Селились члены таких объединений обычно вместе, образуя внутригородские соседские общины-кварталы. Профессиональные навыки передавались по наследству, а браки заключались в пределах своего социального круга. Отмечены случаи специализации отдельных этнических групп. Таким образом, лица, входившие в объединение, состояли между собою в отношениях родства или свойства, образуя как бы огромные «семьи», или кланы. Главы подобных объединений пользовались значительным влиянием, будучи представителями городского самоуправления.
Когда в произведениях буддийской литературы действие происходит не в городе, а в сельской местности, то и тут непременными его участниками являются зажиточные домохозяева. Сходную картину рисуют и другие источники того времени. В центре их внимания также стоит образ~домовла-дыки, сельского хозяина (обычно брахмана). Описания многочисленных домашних обрядов и религиозно-моральные поучения позволяют представить основные черты деревенского быта. Хозяйство велось силамиотдельной семьи, которой принадлежали дом, поля, скот и всевозможный инвентарь. Всем этим имуществом от имени семьи распоряжался ее глава, как правило, старший мужчина. Обычно тексты имеют в виду семью разросшуюся, большую, включавшую несколько поколений. Женатые сы- новья оставались под родительской властью. После смерти отца раздел происходил не всегда-место главы семьи занимал часто старший из братьев. В случае, если братья требовали раздела, то старший претендовал на дополнительную долю, ибо он был основным продолжателем рода. Наследовали имущество лишь сыновья и внуки, а дочь, имела право только на свадебные дары, дававшие ей некоторое материальное обеспечение в доме мужа. Сыновья должны были проявлять почтительность по отношению к матери, но полноправной хозяйкой она не становилась и после смерти мужа домом управлял мужчина. Женщина оставалась до известной степени чужою в большой патриархальной семье. Даже прав на наследство, оставшееся после мужа или сына, она не имела и сохраняла лишь то имущество, что получено из дома ее отца.
Если и те, кого связывали узы близкого кровного родства, не занимали одинакового положения в большой патриархальной семье, тем более это относится к принятым в семью чужакам. Распространена была, например, практика усыновления. В какой-то мере ее можно рассматривать как форму призрения сирот, помощи далеким родственникам, но, как правило, усыновленные не вполне уравнивались с родными сыновьями и имели ограниченные наследственные права. Внутри самой семьи складывались отношения патриархальной зависимости и эксплуатации.
Хозяин от имени всех домочадцев совершал заупокойные жертвоприношения, которые считались основой семейного благополучия. Культ предков объединял все семьи, связанные между собою родством по мужской линии. Поддерживались между ними и другие узы. Строго соблюдались передававшиеся из поколения в поколение семейные обычаи. Наиболее важные вопросы ставились на собраниях родственников, где, видимо, решающее слово принадлежало семьям и отдельным лицам, пользовавшимся особым авторитетом. Между родственниками и соседями складывалась традиционная система отношений, которая лишь частично может найти отражение в письменных источниках. Терминология литературных текстов крайне неотчетлива, но есть основания говорить о том, что наиболее влиятельные семьи оказывали другим покровительство, а взамен широко пользовались их услугами.
Развитие частной собственности способствовало не только имущественному расслоению, но и прямой эксплуатации чужого труда. Настоящим бедствием становилась задолженность, приводившая к закабалению свободных, к продаже членов семьи или самопродаже. Лишь прочность общинных традиций взаимопомощи препятствовала повсеместному распространению долгового рабства.
Естественно, что особенно широкими возможностями приумножения богатств располагали верхи городского населения, главным образом купцы, ростовщики и главы ремесленных корпораций. В буддийских текстах об их сокровищах рассказывается подробно и со множеством сказочных преувеличений. Проявляя вполне естественный скептицизм в отношении отдельных деталей, читатель этой литературы без труда представляет, однако, какое огромное впечатление производила на современников пышность быта отдельных богачей. Следует подчеркнуть, что в подобных описаниях речь идет не только о золоте,"драгоценных камнях или одеждах, но и о толпах домашних слуг и рабов, которые повсюду сопровождают хозяев и исполняют всякие их прихоти. В буддийских рассказах неоднократно встречаются упоминания и рабов, принадлежавших крестьянским семьям, что свидетельствует о довольно широком распространении рабства. Типичной при этом является ситуация, когда раб помогает женщинам по дому или относит обед хозяину, работающему в поле. Литературные памятники позволяют сделать вывод о том, что в данный период рабство имело преимущественно домашний характер.
Социальные перемены сказались и на политическом строе. В отличие от племенных царьков предшествующего периода правители североиндийских государств середины I тысячелетия до н. э. опирались на служилую знать, на складывающийся административный аппарат. Наследственной аристократии в отдельных областях пришлось потесниться, уступая место тем, кто был ближе правящей в центре династии. К власти порой приходили и бывшие сельские старейшины или другие выходцы из «народа» (вайшьев ). Обеспечив себе и своим родичам устойчивое влияние, они получали возможность фальсифицировать генеалогии и доказывать, что на самом деле происходят от древних кшат-рийских царей и героев. Богатство человека и степень его влиятельности в государстве приобрели не меньшее значение, [ чем происхождение из высших варн. В то же время сохранение иерархии варн ограничивало возможности социальной мобильности, а изменение реального места человека в обществе требовало обоснования с точки зрения сословной идеологии.
Важнейшей опорой правителей государств являлась армия. Иным стало ее оснащение: легкие колесницы сменились тяжелыми квадригами, шире применялись конница и особенно боевые слоны. Еще важнее было существенное изменение ее комплектования и характера в сравнении с поздневедийским периодом. Ядро армии теперь составляли отряды, находившиеся на постоянном царском довольствии,-щю,-фессиональное войско, таким образом, пришло на смену старинной дружине. Временные ополчения формировались обычно на основе городских ремесленных корпораций, а привычное для ведийской эпохи понятие народа-войска совершенно вышло из употребления. В середине I тысячелетия до н. э. сельское население было, как правило, безоружно и обязано лишь исправно платить налоги, которые и позволяли содержать государственный аппарат, включая постоянную наемную армию.
Парфянское царство было одним из сильнейших государств своего времени. Его цари из династии Аршакидов сумели превратить небольшое государство в Центральной Азии в империю, простиравшуюся до Евфрата. В политической сфере Парфия была наследницей государства Ахеменидов, а также эллинистического царства Селевкидов. Иранские черты сочетались в Парфии с сохранением греческого полисного устройства захваченных городов. Парфия – пример государства, которое смогло долгое время противостоять Риму и сохранить свою независимость.
Около 250 года до н.э. сатрап провинции государства Селевкидов Парфия Андрагор провозгласил независимость. Чуть позже эту область вскоре вторглось племя парнов, во главе которого стояли братья Аршак и Тиридат. После гибели первого из них Тиридат стал царем нового государства. Он присоединил к Парфии Гирканию и отразил вторжение Селвкидов.
В 209 году до н.э. царь Селевкидов Антиох III вторгся в Парфию. Он нанес парфянам ряд поражений и заключил союзный договор с признанием зависимости парфянского царя от сирийского правителя.
Около 171 года до н.э. царем Парфии стал Митридат I (171-138), внук Тиридата. Он подчинил Элимаиду, Мидию, Персиду и после побед над Селевкидами – Месопотамию. В 130-129 годах до н.э. Антиох VII попытался отвоевать у парфян Мидию и Междуречье, но проиграл и погиб.
В 130-120-е годы до н.э. Парфии на востоке пришлось вести трудную борьбу с захватчиками-кочевниками, называемыми тохарами (вероятно – юэчжи). На западе наместник Вавилонии воевал с арабским государством Харакена. Позднее сатрап Вавилонии Готарз основал в Междуречье независимое государство. Митридат II отвоевал у саков восточные области и вернул контроль над Вавилоном.
В I веке до н.э. соседом Парфии на западе стал Рим. Во время Третьей Митридатовой войны и Рим, и Понт добивались помощи Парфии, но она сохранила нейтралитет. В 53 году до н.э. парфяне отразили римское вторжение в Месопотамию. Через два года парфянские всадники вторглись в Сирию, но были разбиты.
Во время войны Цезаря с Помпеем царь Ород предлагал последнему помощь в обмен на Сирию. После победы Цезарь планировал большой поход против державы Аршакидов. В 40 году до н.э. парфяне при поддержке римских сторонников Брута и Кассия вторглись и захватили большую часть Сирии и Малой Азии. В Иудее они посадили на трон лояльного им претендента. В 39 году до н.э. римляне выбили парфян из захваченных земель, а еще через год отразили новое вторжение. Власть над Иудеей вместо пропарфянского Антигона получил Ирод. За этой войной последовал неудачный поход Марка Антония вглубь Парфии.
К первому веку н.э. между двумя империями была установлена граница по Евфрату. Севернее державы соперничали за влияние в Армении, правители которой в зависимости от ситуации поддерживали Парфию или Римскую империю. Около 1 года до н.э. парфянский царь Фраатак отказался от претензий на Армению, где стал править про-римский царь.
В 32 году парфяне посадили на трон Армении своего ставленника Аршака, но через три года его сверг брат царя Иберии Митридат, которого поддерживали римляне. В 35 году римляне попытались сделать царем Парфии лояльного им Тиридата, но уже через год его свергли. Оба государства снова заключили мир.
В 54 году парфяне заняли Армению и посадили на трон Тиридата, брата царя Парфии. Через три года в Армению вступила римская армия Корбулона. В ходе кампании 57-60 годов Корбулон вытеснил парфян из Армении, на троне которой снова оказался про-римский царь. На последующие десятилетия Армения оставалась в сфере влияния Рима.
Новая война Парфии и Рима произошла в правление римского императора Траяна. В 113 году царь Парфии Пакор, воспользовавшись смутами в Армении, посадил на ее трон своего сына Партамасира. Парфянский царевич попытался решить дело дипломатией и признавать себя зависимым от Рима правителем, но был убит во время переговоров. В ходе кампаний 115-116 году Траян вторгся в Междуречье, взял парфянскую столицу Ктесифон. На захваченных парфянских землях император учредил провинцию Ассирия. После смерти Траяна в 118 году римские гарнизоны покинули Месопотамию, и парфяне вернули контроль над регионом.
В 160-170-е годы между государствами шла новая война. Римляне удержали контроль над Арменией. В 195-199 годах император Септимий Север вел кампании против Парфии. Ему не удалось захватить новых земель, но парфяне понесли большой урон от военных действий.
В период I-III веков Парфянское царство сотрясали смуты. Многочисленные претенденты на трон восставали против центральной власти или становились полунезависимыми правителями.
Около 220 года царь Персиды Ардашир возглавил восстание против Аршакидов. Правителя Персиды поддержали мидийцы. Вместе они вторглись в Вавилонию. Около 227 года покорение территории Парфянского царства Ардаширом завершилось, а царь Артабан V погиб.
Парфянское царство не смогло стать по-настоящему устойчивым государством, способным стать настоящей мировой империей. Последние века его истории оно страдало от сепаратизма и междоусобиц в правящем доме.
Соседство Рима и Парфии – пример относительно мирного сосуществования двух крупных держав. Парфянам удалось сохранить независимость своего царства перед лицом неоднократных римских вторжений. Но попытки продвижения парфян на запад были остановлены римлянами. Попытки Парфии установить контроль над Арменией оказались безрезультатными и ослабили государство. На смену ослабевшим Аршакидам должна была прийти новая династия, которая бы реорганизовала империю.