Патогенное мышление. Саногенное и патогенное мышление

Образ мыслей, возникающих вследствие переживания ситуаций, событий в жизни человека, который оздоровляет или разрушает физическое и психическое здоровье, определяет саногенное и патогенное мышление.

Их отличают только последствия — здоровье и благополучие или боль и страдания. Саногенное мышление снижает напряженность и предупреждает возникновение патологий, патогенное — порождает хронический стресс, вызывающий болезни.

Человек с оздоравливающим мышлением, столкнувшись с конфликтной ситуацией или неудачей, путем работы ума (осознания) снижает внутреннее напряжение, и забывает о ней. Он ничего не предпринимает для этого, так как выработаны привычки, которые помогают контролировать негативные эмоции.

Мыслящий патогенно человек, годами вспоминает и переживает одно и то же событие, которое причиняет ему душевную боль, перерастая в стресс. Страдает весь организм, развиваются болезни. Оба этих хода мыслей возникают автоматически.

Саногенное мышление: что это такое

Саногенное мышление - это управление эмоциями и умственным поведением, которое их вызывает. Оно не только сохраняет телесное и душевное здоровье, но является источником мудрости жизни.

Важно понимать, что источник эмоционального состояния — собственное мышление. Эмоции — отражение реальности сознанием человека.

В некоторых случаях перевод отрицательных эмоций в позитив не менее важен, чем контроль над ними. Тот, кто мыслит саногенно, не лелеет обиду, гнев и злость. Он думает о том, что обидчику намного хуже, и тот жалеет о спровоцированном конфликте. Или же воспринимает его, как больного.

Так угашается эмоция, снижается напряженность, которую она спровоцировала. У человека понижается чувствительность к подобным событиям и ситуациям, усиливается толерантность, повышается устойчивость к стрессам.

Он не станет бесчувственным, но понижать уровень отрицательных эмоций будет быстро. Этого достаточно, чтобы они не перерастали в хронические и не программировали поведение личности. Если правильно оскорбляться, злиться, обижаться, то опыт эмоционального состояния поможет личностному росту.

Признаки саногенного мышления

Его можно развивать, ему обучаются. Но необходимо понимать, что надо изменить, чему научиться. Для этого хода мыслей характерны:

  1. Высокая степень сосредоточения на объекте самонаблюдения. Достигается способом визуализации.
  2. Способности к саногенной рефлексии — умение смотреть со стороны и видеть себя со своими чувствами, мыслями и переживаниями, чтобы определить правильное поведение в других ситуациях.
  3. Умение проводить самонаблюдение в состоянии расслабления и покоя. Эмоции угасают, а образы их вызвавшие, при повторении ситуации не провоцируют стресс.
  4. Понимание сущности отрицательных эмоций.
  5. Широкий кругозор и высокий уровень внутренней культуры.
  6. Способность быстро прекратить мышление в случае внутреннего напряжения. Отрицательный заряд воспоминания угашается, оно не закрепляется.

Саногенно мыслящий человек уверен, что стиль поведения определяет он сам, а не общественные стереотипы.

Патогенное мышление: что это такое

Патогенное мышление нормальное обыденное, в котором присутствуют эмоциональные стрессы, внутриличностные и конфликты с окружением. Оно не патологическое, но может провоцировать болезни. Их вызывает стресс, перешедший в хроническую форму.

Такое ход мыслей многократно воспроизводит образы, когда-то доставившие душевную боль человеку, реакцию на травмирующее событие. Он ничего не может с этим сделать, так как не контролирует свои мысли и образы. Запуск таких реакций происходит автоматически, поэтому человек воспринимает их, как объективную реальность.

Важно! Чтобы бесконтрольно не повторялись образы, необходимо управлять воображением. Без этого нельзя справиться с мыслями и эмоциями.

Так, обиженный человек, который пытается избавиться от обиды, многократно образно воспроизводит в уме событие, породившее ее. При этом он вновь и вновь ощущает напряжение и переживает его, страдания усиливаются.

Обида становится привычной от частого прокручивания. Обидчивость человека настолько сильная, что он ничего не забывает и не прощает.

Хронические стрессы, которые провоцирует патогенное мышление, разрушают здоровье, отрицательно сказываются на семейных отношениях.

Признаки патогенного мышления

Мышление, вызывающее негативные эмоции и провоцирующее болезни адаптации имеет такие признаки:

  • отсутствие контроля над воображением, мыслями, чувствами, утрата ощущения реальности (например, разрабатываются неосуществимые планы мести обидчикам);
  • неспособность прекратить мышление в стрессе, образы усиливаются энергией чувств, воспоминание закрепляется;
  • абсолютное отсутствие рефлексии — умения видеть себя со стороны, то есть погружение в ситуацию, даже после ее завершения;
  • направленность на сохранение и поддержание отрицательных эмоций, человек погружается в них, забывая о последствиях;
  • отсутствие осознания умственных действий, вызывающих переживания, поэтому ситуация бесконтрольна.

Если такие признаки присутствуют, стоит подумать об их устранении и развитии оздоравливающего мышления, которое помогает оздоровлению, снижению напряженности, повышению уверенности в себе.

Здравствуйте, дорогие читатели. В данной статье вы узнаете, что собой представляет саногенное и патогенное мышление. Выясните, в чем различия данных понятий. Определите их признаки. Выясните, какие принципы присущи саногенному типу и какова методика его развития.

Определение понятий

Саногенное мышление являет собой контроль эмоционального состояния и управление поведением, вызывающим эмоции. Оно способствует сохранению душевного и телесного здоровья, попутно выступает в роли источника жизненной мудрости. При наличии данного типа мышления стрессоустойчивость значительно возрастает. Его суть – правильное переосмысление нажитого опыта, определение, а также коррекция рефлексии и поведения, приводящих человека к страданиям, изменение взглядов на жизнь. Подобное мышление не является бегством от негативной информации. По сути, это переосмысление, рассмотрение ситуации на осознанном уровне, ее проработка.

Саногенный тип способствует обучению, верному типу мышления, позволяющему прорабатывать каждую отрицательную эмоцию, завершать ее.

Патогенное мышление противостоит завершению эмоции, вследствие чего развивается состояние хронического стресса, . Не является патологическим, однако имеется возможность провоцирования заболеваний, вызываемых постоянным нервным напряжением. Данный тип мышления способствует неоднократному воспроизведению образов, которые ранее причинили боль, физическую или душевную, реакции на событие, которое травмировало. Человек не может ничего с собой поделать, он не в силах контролировать эти образы и свои мысли. Запуск подобных реакций происходит автоматически, они воспринимаются личностью, как объективная реальность. Обиженный индивид, пытающийся избавиться, например, от обиды, начинает мысленно снова и снова воспроизводить былые образы, которые породили ту эмоцию. Попутно с этим он снова чувствует напряжение, переживает его, ощущает страдания, которые еще больше усиливаются. Из-за частого прокручивания в голове, эмоция становится привычной.

Чтоб образы не были бесконтрольными, научитесь контролировать свое воображение .

Предлагаю Вашему вниманию таблицу сравнения двух типов мышления.

Характерные проявления патогенного мышления

  1. Контроль над мыслями, воображением, чувствами отсутствует, теряется ощущение реальности. Пример – продумывание плана мести, который не осуществим.
  2. Неумение прекращать мыслительный процесс в момент стресса, усиление образов энергии чувств, закрепление воспоминаний.
  3. Полное отсутствие рефлексии. Человек неспособен посмотреть на себя со стороны, даже когда сильная эмоция завершена.
  4. Сохранение, поддержание и погружение в негативные эмоции. Отсутствуют размышления касательно возможных последствий.
  5. Нет осознания мозговой деятельности, которая провоцирует возникновение переживаний. Вследствие этого ситуация становится бесконтрольной.

Признаки саногенного типа

  1. Присутствие полной концентрации и сосредоточения на размышлении, определенном объекте. Данную способность можно развить, если практиковаться с визуализацией умственных, а также реально существующих объектов.
  2. Понимание структуры определенных состояний психики, которые нуждаются в контроле. Если человек начинает размышлять об обиде, он знает о том, что она собой представляет, что на нее влияет и какие признаки.
  3. Способность смотреть на себя со стороны, рефлексия. По сути, это техника самоанализа.
  4. Формирование целостного душевного покоя. Аффективные образы избавляются от эмоций постепенно. Воспроизведение в памяти не провоцирует возникновение стресса. Происходит приспособление к ситуации. В случае ее повторения острое проявление эмоций уже не наблюдается.
  5. Культурный уровень на высоком уровне и широкий кругозор.
  6. Способность при наличии ситуаций с серьезным эмоциональным напряжением вовремя выполнить стоп — реакцию, позволяющую прекратить акт мышления. То есть «отрицательный заряд» постепенно сходит на «нет».

Его принципы

  1. Признание того, что эмоции реальны. Индивид, который находится в состоянии повышенной эмоциональности, останавливает свой выбор на обычном ходе мыслей, на прошлом опыте. Типичная ситуация провоцирует возникновение ранее отработанной программы мыслей, влияющих на реализацию конкретной эмоции. Но стоит понимать, что любые привычки могут оказаться, как полезными, так и вредными. Если человек убеждает себя, что не способен стать лучше, скорее всего, он так и приобретет лучших качеств.
  2. Уместность мозговых актов. Если рассматривать поведение человека, то в одном случае оно может быть уместным, тогда как в другом таковым не являться. Тоже самое происходит и с человеческим мышлением.
  3. Самосознательность и самосознание. Автоматические мозговые реакции способствуют стрессу и конфликтным ситуациям. Людям чаще приходится сожалеть о поступках, соответствующих культурным стереотипам. К примеру, о гневе, который провоцируется неподобающим поведением близких людей или незнакомцев. Человек не успевает осознать происходящее, как в нем просыпается агрессия. В любой эмоции есть своя программа реализации, если она возникает, то подключаются программы привычного реагирования, обязательно создающие конфликтную ситуацию. Патогенным является бессознательное мышление, которое привычно, а самосознание влияет на возникновение самогенного мышления.
  4. Интроспекция. Осознание стандартных мозговых операций, порождающих эмоции. Если индивида спросить о том, что собой представляет зависть или гордость, он сможет вспомнить, какие чувства ощущал в тот момент, но не сможет понять, откуда рождается эмоция. Если задать вопрос, после чего появляется зависть, то становится понятным, что без того, чтоб сравнить себя с кем-то другим подобная эмоция не родится. Также можно определять операции, рождающие обиду, страх, стыд. После их осознания, появляется возможность вести контроль над этими эмоциями, ведь прекращение функционирования одной из комплекса этих операций приводит к невозможности формирования данных эмоций.
  5. Научность привычного мышления. Саногенный тип не появляется спонтанно или стихийно, он возникает исключительно при наличии понимания о функционировании разума, порождающего эмоции. Ему нужно обучаться, нарабатывать правильные привычки, которые позволят индивиду вести контроль над своими чувствами и мыслями. Как последствие подобного обучения – способность осознавать свои эмоции, а не подавлять их, а значит, избежать появления хронического стресса.

Метод развития

Существует определенная методика, развивающая саногенный тип мышления. Человек обучается распознавать корни своих эмоций, вырабатывать навыки и умения, позволяющие распознавать, формируется рациональное мышление, которое со временем входит в привычку. Для этого ему понадобится вести определенный дневник.

  1. Человек должен записывать, какая негативная эмоция у него родилась, описывать ситуацию, спровоцировавшую ее возникновение.
  2. Необходимо описывать, какие мысли присутствовали в тот момент.
  3. Написать, кто еще провоцировал на возникновение подобной эмоции.
  4. Разобрать каждый случай, учитывая: какое поведение Вы хотели бы получить от человека, спровоцировавшего Вас на негативную эмоцию; каким было его настоящее поведение вплоть до речи, жестов, мимики.
  5. Оцените, насколько сильна эта эмоция по десятибалльной шкале.
  6. Определитесь с тем, каким был Ваш стиль поведения, и строили ли Вы в тот момент психологическую защиту.
  7. Возьмите листок бумаги, изобразите на нем какой-то рисунок, ассоциируемый у Вас с этой негативной эмоцией. Вложите данный листик в дневник. Создавая рисунок, выбирайте цвета, которые наиболее привлекательны для Вас.
  8. Возьмите второй листок бумаги. Изобразите произвольный рисунок. Согните этот листок, потом разверните его и белой краской сделайте вкрапления.

Продолжим разговор о мышлении, сегодня поговорим о саногенном мышлении (лат. sanus - здоровый).

Считаю, что сначала нужно научиться избавляться от влияния эмоций , а затем уже учиться логическому, критическому и прочим видам мышления (можно параллельно). Иначе эмоционально окрашенные «логические» решения могут представлять из себя гремучую смесь, не имеющую ничего общего с действительностью.

Если есть злоба или обида, то решения и мысли будут окрашены этой эмоцией, и соответственно поступающая информация будет отфильтровываться так, чтобы эти эмоции поддержать.

Саногенное мышление , которое будем рассматривать, — действует на пользу адекватности восприятия и снижения эмоциональной зависимости.

Но сначала несколько типовых жизненных ситуаций :

Человек поссорился с соседом. В чем-то разошлись во мнениях. Взаимные оскорбления и чувство обиды.

Ситуация прошла, но человек мысленно возвращается к ней и прокручивает ситуацию снова и снова. Опять эмоциональное потрясение, хотя спор уже закончился давным давно.

Хочет ли этого человек, хочет ли он страдать по новому? Вряд ли. Но эмоции возникают автоматически, достаточно какой- то ассоциативной связи вызвать образ или соседа или спорного вопроса, а иногда любой другой детали, ассоциативно связанной.

Другой пример: человек видит на улице какую-то несправедливость (по его убеждению), например – нецензурная брань. Эмоция раздражения – но откуда она появилась? Ведь человек понимает, что нужно сдержаться, но ничего с собой поделать не может, эмоция захлестнула. Прошел мимо, а эмоция все давит и давит.

Вот и вопрос – кто управляет нашим поведением ? Неужели мы сами действуем себе во вред.

Чтобы разобраться с этим предлагаю познакомиться с саногенным мышлением.

Создателем теории и практики СаноГенного (оздоравливающего) Мышления (СГМ) является Ю.М. Орлов.

Юрий Михайлович Орлов (1928—2000 гг) - доктор психологических наук, профессор Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, где он в течение 20 лет заведовал кафедрой педагогики и медицинской психологии, кандидат философских наук, практикующий психолог, автор книг по психологии личности.

Саногенное мышление — путь к житейской мудрости

Попробую кратко изложить суть.

Для более глубокого изучения стоит обратиться непосредственно к книге Ю.М. Орлова «Саногенное мышление».

Расширить знания по СГМ можно посетив Официальный сайт СаноГенного Мышления: http://radarsgm.ru/ .

Саногенное мышление (СГМ ) – это один из самых надежных путей к житейской мудрости, здоровью души и тела, так написано в книге. Мне уже этого было достаточно, чтобы заинтересоваться этим видом мышления. Думаю, что и мои также читатели проявят интерес.

СГМ – это философия обыденной жизни .

Философия – это основа мировоззрения человека и определяет стиль его мышления. Если философия плохая – мы страдаем, хорошая философия – и наше состояние хорошее. Все так просто.

Но почему-то большинство людей обладает патогенной философией жизни, которое порождает эмоциональный стресс, конфликты с самим собой и с окружением.
СГМ дает философию, которая позволяет вывести человека из состояния, когда ему плохо.

Итак, возможно патогенное мышление и саногенное мышление . Патогенное ведет к внутренним и внешним конфликтам. Саногенное – оздоравливающее, создающее чистоту. Наши мысли можно очистить и следовательно оздоровиться.

Учителя человечества всегда говорили об укрощении таких эмоций как гнев, зависть, гордость, страх. Но опыт показывает, что человек не может устранить эмоцию . Он может лишь не выражать ее.

Но для здоровья важно не подавить эмоцию, а добиться чтобы эмоция была не сильная и не перерастала в хроническую. Важно, чтобы эмоции не программировали наше поведение.
СГМ предлагает пути уменьшения эмоциональной зависимости.

Не нужно избавляться от эмоций, без них нет жизни, но нужно правильно адаптироваться к нашим эмоциям – правильно обижаться, правильно стыдиться. Оскорбляться так, чтобы этот опыт переживания способствовал личностному росту и саморегуляции.

Наши мысли вызывают разные переживания и разные реакции организма. Мысль, вызывающая гнев – вырабатывает соответствующие гормоны, нужные для драки, мысли страха – гормоны для бегства.

Если выработанные гормоны, попадая в кровь, не используются, то они загрязняют организм и превращаются в яды для организма. Ведь нормальная реакция, например при страхе – убежать, но человек существо воспитанное – оно сдерживает себя и гормонам некуда деваться, кроме как гормонально загрязнить организм.

«Хроническое оскорбление»

Наше мышление устроено так, что может поддерживать стресс, вызывая из памяти события его вызвавшие. Оно может вызвать негативную эмоцию в любой момент, из памяти и память воспроизведет эмоциональную ситуацию. При этом организм отреагирует также как и в реальной ситуации.

Эмоция и вызываемые ею стресс, становится хроническим – отсюда собственно и берутся болезни и подавленное состояние.

Почему же эмоции вызываются и действуют без спросу и нашего желания, т.е. автоматически?

Ведь достаточно что-то ассоциативно связать, как воспоминание вновь нахлынет. Обида, гнев, раздражение – начинают свое вредоносное дело.
Но если человек осознает, как его ум вырабатывает эмоцию – то он становится способным контролировать этот процесс.

Именно на понимание этого механизма и направлено СГМ.

Процесс научения

Как же формируется эмоция в нашем подсознании, что она становится запускающим механизмом?

Если что-то часто повторяется – происходит научение – и это дальше действует автоматически – независимо от наших желаний. Из подсознания вызывается эмоция, обусловленная научением.

Бессознательное – это информационный автомат, отработанный за тысячелетия и обеспечивающий наше выживание.

И это идет с детства. Фрейд не Фрейд, но законы природы неумолимо действуют, как бы нам не хотелось.

И хотя З. Фрейд утверждал, что, если человек осознает свой комплекс, то постепенно наступит исцеление, но он не предложил никакой концепции решения проблемы, поскольку не описал какие умственные операции задействованы.

А начинается все с присвоения значения некоему событию, которое откладывается в бессознательное и уже затем вызывает эмоции, присущие этому событию.

Эти автоматизмы или умственные привычки действуют непроизвольно и бессознательно. Есть полезные — «горячо – не трожь», но есть и вредные вызванные психической защитой.

Расширяя сознания человек начинает осознавать те элементы поведения которые при автоматизме не осознавал.

Как это можно осознавать?

Задавая вопросы или записывая – человек осознает почему так проявило себя его поведение в той или иной ситуации.

Например, обида — и он становится способным контролировать свою обиду.

Ведь обида часто связана с тем, что кто-то не соответствует нашим ожиданиям. Если же мы это осознали, то мысль обиды теряет свою энергию. Человек прекращает автоматическую реакцию ума и нейтрализует эмоцию. Стоит только начать правильно думать об эмоции, а не следовать ей.

Понимая, мы снижаем энергию эмоции и она быстро заканчивается, не имея продолжения.

В основе же патогенного мышления лежат умственные автоматизмы, которые активизируются, но уже не соответствуют обстоятельствам при которых они зарождались. Ситуации меняются, а автоматизмы остаются.

Саногенное мышление приводит к осознанию этих автоматизмов и делает возможность приспосабливаться к новым ситуациям.

Кто же управляет нашим поведением?

Ум? Мозг?

Нет, нашим поведением управляют наши потребности . Мозг, ум, личность лишь обслуживают наши потребности.

Потребность запускает нужную программу, посредством мозга, а личность лишь обслуживает эту программу.

Аналогично любая эмоция может управлять нашим поведением, взяв на себя эту роль. Иногда даже в ущерб потребности.

Пример, страх запускает поведение бегства, хотя до этого была потребность – голода и жажды. Эмоция оказывает большее влияние, чем потребность.

Если программа запущена, то ее остановить труднее, чем выполнить до конца. Если же эмоция удовлетворена, то управление берет на себя наше сознание и мы начинаем думать – что же наделали и главное — зачем .

Автоматизмы, порождаемые эмоцией ведут к особому состоянию человека – «не в своем уме», «вне себя» .

Функции эмоций

Эмоции важны. Эмоции дают возможность социального выживания человека. Ведь мы общаемся, а эмоции позволяют достигать большего согласия с другим человеком.

Например, обида, побуждает к реальному восприятию другого человека. Т.е. нужно как-то перестроить свое поведение, чтобы учесть возникшее чувство обиды.

Но эмоции могут превратиться в навязчивые и длительные, что в свою очередь и ведет к патогенному мышлению, а далее к болезням и прочим неприятностям для человека.
Ведь обиженный человек, все видит через свою обиду . Или человек с чувством гнева, раздражения.

Такой человек становится просто ненормальным, и мы говорим – он в состоянии аффекта. Причиной же являются эмоции, порождающие неправильные мысли и запускающие программы. Это вредные мысли, превращают нас в автоматы, и человек теряет связь с реальностью.

Какие программы запускаются при этом?

Внутренние , в результате нашего научения, а также это могут быть коллективные программы, обусловленные стереотипами, культурой общества.

Программа – это как код поведения.

Прозвучала фраза – запустилась программа. Несколько слов упакованных во фразе – сигнал к запуску программы.

Фраза «человек создан для счастья » — и начинает реализовываться программа. И если оказывается, что что-то идет не так, то возникает эмоция стремящаяся восстановить «справедливость» программы например — раздражение.

Хорошо если есть согласие программы с поведением окружающих, а если нет, что бывает чаще всего – отсюда гнев, стыд, обида и тд.

В культурных стереотипах – нет ничего плохого. И очень важно чтобы люди разделяли культурные и моральные ценности и следовали им.

Но когда эти стереотипы начинают автоматически определять поведение человека, а ведь у него есть еще и свои индивидуальные стандарты поведения, то возникает конфликт индивидуального с общественным. Возникает ситуация не сбалансированности понятий — «для себя» и «для других».

Автоматизмы мышления

Автоматизмы играют двойную роль: с одной стороны облегчают решение задач, с другой – способствуют возникновению эмоционального стресса.

Автоматизмы полезны в том плане, что не заставляют думать в определенных типовых ситуациях, а поступать так, как велит программа и это часто правильно.

И человеку не надо долго думать и другие ожидают от него типичного поведения. На этом держится культура. И это хорошо.

Но часто автоматическое следование программам вызывает стресс.

Виновный должен быть наказан (общественное), но я люблю виновного (мое индивидуальное).
Как быть? Действовать по любви или в соответствии с моральными требованиями общества.
Мышление в данной ситуации порождает чувство вины. Вы действуете как автомат, эмоции зашкаливают.

Саногенное мышление позволяет без ущерба достигать баланса индивидуального и общественного.

Пока мы находимся во власти желаний, потребностей, эмоций, стереотипов и тд – мы их рабы.

Освобождение лежит не в укреплении силы воли (сдерживать себя), а в приобретении способности осознавать и управлять своими желаниями и эмоциями.

Любое поведение, присоединяясь к эмоции ослабляет ее. Курение, например, носит защитный характер. Когда человек переживает – оно забирает часть энергии эмоции. Поэтому в состоянии тревоги человек много курит.

Стресс – ведет к физическим сокращениям в организме, поэтому страдает желудок. Он забирает часть энергии, сжимаясь под чувством вины. Т.е. тело само забирает на себя энергию эмоции и страдает от этого.

Страх – это скованность в верхней области спины. Непонимание – комок в горле. И тд.

Избавиться от этого можно только научившись размышлять саногенно о своей вине и другом чувстве.

Первое что нужно сделать: это научиться различать какие наши привычки ведут к патогенному мышлению, какие к саногенному. От первых отказываться, вторые культивировать.

Чтобы различать — нужно научиться интроспекции

Это один из главных навыков саногенного мышления – объективный умственный акт – объективизация.

Когда человек ведет дневник и объясняет появление и действие той или иной эмоции, то он повторяет умственные действия интроспекции, которые приводят к облегчению от эмоции.
Так закрепляется правильное мышление, которое нужно обратить в привычку.

****
Если патогенные мысли повторяются, то они препятствуют развитию СГМ.

Например, мысли: он этого не сделал, хотя и обещал, значит он плохой. Эти мысли становятся привычными и автоматически запускаются в ситуации обиды.

И наоборот, если же мысли при размышлении (интроспекции ) по поводу эмоции обиды, станут привычными, то они будут возникать сами собой в ситуации обиды и уменьшать ее. Так человек приобретает иммунитет и к другим возможным обидам. И наступит момент, когда вас обидеть будет уже невозможно.

Т.е. эмоция не подавляется, а делается кратковременной на тот момент, когда она выполнила свою функцию.

Если же действовать в рамках патогенного мышления, то эмоция действует гораздо дольше и иногда в течении года человек не может забыть обиду. Какое уж тут здоровье.

Делить эмоции на отрицательные и положительные, по мнению Ю.М. Орлова ненаучно, это вроде деления насекомых на вредных и полезных. Причем биологи отказались от такого деления, а психологи до сих пор не могут. Любые эмоции выполняют определенную функцию для выживания, поэтому их нельзя так просто делить. Нужно научиться правильно их использовать.

Вот такая философия саногенного мышления .

Поэтому если кто-то вас обидел год назад, а вы продолжаете об этом думать, и страдаете от этих воспоминаний, то это следствие патогенного мышления.

Кому от этого лучше? Непонятно, но мы продолжаем мысленно вызывать эту ситуацию из памяти и страдать, страдать. Страдать…..., хотя вас уже никто не обижает.

Или вы причинили страдание другому человеку – и чувство вины засело в вашей памяти.

Если возникают такие проблемы по жизни, то думаю, что стоит обратить внимание на саногенное мышление и формировать здоровую философию обыденной жизни.

В помощь приведу книги Ю.М. Орлова:

1. «Саногенное (оздоравливающее) мышление».
2. «Самопознание и самовоспитание характера» (1987 г).
3. «Восхождение к индивидуальности» (1991 г).
4. «Как беречь любовь».
5. «Исцеление философией».
6. «Обида. Вина».
7. «Стыд. Зависть».
8. «Научение. Становление человека».

Надеюсь, что заинтересовал вас возможностями саногенного мышления, будут вопросы, пишите в комментариях, с удовольствием отвечу.

Не забывайте, также про социальные кнопки , надеюсь на Вашу помощь в продвижении блога.

С уважением, Медведев Николай.

Любое поведение может быть ошибочным. Обычно заранее мы не знаем об этом, но в процессе исполнения, или в результате поведения получаем неудачу и в довесок - плохую эмоцию. Эмоция в данном случае (сказывается продуктом ошибки. Ложным становится поведение в целом, если ее ориентировочная часть выполнена с изъяном. Я делаю табуретку, и она разваливается, так как ножки оказались гнилые. Вкладываю деньги и банк прогорает. В том и другом случае ориентировка выполнена с изъяном. Ложное поведение порождает плохую эмоцию.

Мудрость состоит в том, чтобы распознавать скрытые ошибки не только ориентировки, но и исполнения любого поведения. Ошибочным может быть любое действие, но чаще всего мы анализируем поведение задним числом, после неудачи. Обычно говорят, что глупец умен задним умом. Однако задача состоит в том, чтобы извлечь пользу из неудач и ошибок и набираться мудрости даже задним умом. это возможно благодаря саногенному мышлению, которое усмиряет страсти и эмоции и делает ум реалистичным. Обыкновенный человек не может извлечь пользу из неудач, так как слаб задним умом. Стоит ему подумать о бывшей неудаче, как он снова становится эмоциональным и теряет чувство реальности.

Патогенное мышление происходит от ошибочности его. Типы ошибок ума разнообразны и поучительно их знать. Умственная операция, как и всякое действие, может быть уместной и неуместной. Рассмотрим одну из них, а именно умственную операцию присваивания.

Ошибки присваивания

Признав нечто существующим на этом месте и в это время, я ошибусь, если этой вещи на самом деле нет. Точно также, отказав чему-то в существовании, я ошибаюсь, если оно существует. Я могу ошибаться, считая существующим одно, а на поверку оказывается, что в этом месте существует нечто другое. Я определяю, например, этот предмет как яблоко, как пищевой объект, а надкусив, обнаруживаю, что он сделан из воска. Значит этому предмету я ошибочно приписал пищевое значение и получил неудовольствие, которое возрастает от силы желания отведать яблока.

Если я придаю этому большое значение, а оно не играет такой роли в жизни, то я совершаю большую ошибку, так как я оказываюсь дезориентированным, людям, которые придают крайне большое значение приобретению богатства в ущерб другим сторонам жизни. Спаситель напоминал, что они не смогут унести это богатство в мир иной.

Саногенное мышление это философия обыденной жизни, которая помогает расставить приоритеты значений. Многие хотели бы обуздать свою страсть к богатству, но им мешают эмоции гордости, тщеславия и зависти. Тот, кто не контролирует свою мотивацию достижения бывает запрограммирован своей потребностью в успехе и жизнь идет мимо его, Саногенное мышление позволяет контролировать эмоции и тем самым повышает возможность мудрой расстановки приоритетов жизни, придавать им значение.

Сущность значения

Что следует понимать под значением? Общепринято считать, что значение объекта определяется тем, что я собираюсь с ним или в связи с ним что-то делать и какие удовлетворения он дает. Следовательно, понятие значения связано с поведением, которое соотносится с объектом. Значения можно классифицировать по свойствам поведения. Значение может быть непроизвольным, когда эти действия автоматические. Сочный бифштекс кроме сознательных значений имеет и непроизвольные значения - реакции желудка и сгонных желез. Букет на день рождения является знаком или хорошего отношения к вам или символом респектабельности, безотносительно к чувствам. Обычно обращают внимание только на языковые аспекты значения слова, например слово "дуб" ассоциируется с образом этого дерева. Но подлинные значения этого слова будут разны для столяра, торговца лесом или садовода.

Саногенное мышление основано на умении анализировать не только лингвистические, но и всевозможные и наиболее существенные "значения объекта. Нетрудно увидеть, что, например, значение слов "Он меня любит" будет разным, в зависимости от того, какое поведение ожидается в связи с этой фразой. Одна видит за этими словами чувство навязчивой зависимости, поведение, которое выражается словами "Он без меня не может" и это постепенно ей становится в тягость, а другая - желание этого человека повысить ее благополучие и радость. Объективный анализ значений обеспечивает правильное определение ситуации и выбор соответствующего поведения. В некоторых случаях этот анализ требует познания мотивации поведения. Студент может хорошо учиться или оттого, что ему просто нравится процесс отпадения учебным предметом или он боится оказаться среди неудачников. Следовательно, анализ значения предполагает знание структуры и закономерностей поведения. Читателю будет полезно иметь мои книги "Структура поведения", "Мотивация поведения"; "Управление поведением", изданные в 1997 году.