Правовой статус спортивных топ менеджеров. Определение статуса спортсмена, его права и обязанности

Легальное определение тренера содержится в ст. 2 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Спортивный тренер - это физическое лицо, имеющее соответствующее среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование и осуществляющее проведение со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов.

Деятельность тренеров в меньшей степени регламентирована локальными нормативными актами федераций по видам спорта. В основном действуют акты, касающиеся тренерского состава сборных команд. Например, в Положении о Главном тренерском совете сборных команд России по легкой атлетике*(30) предусмотрено, что тренеры должны состоять в штате Центра спортивной подготовки сборных команд Росспорта, т.е. иметь трудовой договор.

Государственный тренер сборных команд в соответствии с Приказом Комитета РФ по физической культуре и спорту от 21 августа 2002 г. N 243*(31) назначается на должность коллегией Росспорта. С ним заключается трудовой договор Центром спортивной подготовки сборных команд Росспорта сроком на 4 года, т.е. все тренеры сборных команд России состоят в трудовых отношениях с Центром спортивной подготовки сборных команд Росспорта.

В постановлении Минтруда РФ от 22 января 1993 г. N 8 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников физической культуры и спорта Российской Федерации"*(32) должность спортивного тренера обозначена как:

Старший тренер-преподаватель по спорту;

Старший инструктор-методист спортивной школы;

Старший инструктор-методист физкультурно-спортивных организаций;

Тренер-преподаватель по спорту;

Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре (включая старшего);

Инструктор-методист по адаптивной физической культуре (включая старшего);

Инструктор-методист физкультурно-спортивных организаций;

Инструктор-методист спортивной школы.

Специфика деятельности тренеров в спорте имеет следующие особенности.

1. Самая важная особенность деятельности тренера в области спорта заключается в ее педагогическом характере. Особенности педагогической деятельности тренера заключаются в том, что ее результаты должны отвечать государственным образовательным стандартам, процесс осуществления - общественным моральным нормам, а личная миссия, состоящая в формировании личности отдельного учащегося, постоянно требует высокой личной ответственности педагога. Педагогическая деятельность имеет ярко выраженный творческий характер*(33).

2. Важная особенность профессиональной деятельности тренера состоит также в том, что тренеру отводится ведущая роль в воздействии на личность спортсмена. Тренеру важно внушить доверие к своему профессионализму и вызывать у своих учеников симпатию, так как в противном случае спортсмен всегда может уйти к другому тренеру. В целом успешность воспитания и развития спортсменов зависит от умения тренеров общаться со своими воспитанниками*(34).

3. Повышенный стресс в деятельности тренера, что приводит к значительным нервным перегрузкам и что, в свою очередь, может негативно сказываться на успешности его деятельности. Сюда можно отнести следующие факторы*(35):

а) деятельность тренера часто проходит в условиях спортивных сборов, либо на выезде, либо в каких-то других нестандартных и непривычных условиях, при минимальном комфорте и отрыве от семьи;

б) тренеру приходиться вступать в контакт с широким кругом людей, которые причастны к обеспечению учебно-тренировочного и соревновательного процесса: с учащимися и их родителями, с представителями администрации, с коллегами, с судьями на соревнованиях, с членами и руководителями других команд, с журналистами;

в) успешность деятельности тренеров находится в зависимости не только от них самих, но и от спортивных достижений их учеников, от личности руководителей и даже от материальной базы;

г) деятельность тренера характеризуется высокой степенью "профессионального риска", поскольку всегда существует вероятность "напрасности" многолетней работы вследствие отсева, прекращения занятий или временного отсутствия в связи с травматизмом, личными обстоятельствами спортсменов;

д) престиж тренера отличается неустойчивостью, и его уровень достигает пика только в момент удачного выступления спортсменов и стремительно падает, когда его преследуют временные неудачи, ведь деятельность тренера обладает высокой конкурентностью, нестабильностью статуса и профессионального положения;

е) деятельность тренера связана с высоким уровнем эмоционального напряжения, поскольку она носит публичный характер и от нее многое зависит. В процессе соревнования он испытывает такие же переживания, как и спортсмены, но должен сдерживаться или скрывать их;

ж) тренерская деятельность всегда допускает возможность получения травм при показе, страховке и в других случаях, когда тренер сам выполняет двигательное действие, особенно в условиях, когда показатели физического состояния уже снижаются, к чему он часто бывает психологически не подготовлен.

4. Тренер в большей степени заинтересован в результате своего труда, так как успешность его деятельности более очевидна для посторонних и оценивается, как правило, спортивными результатами его учеников.

5. Перед тренерами часто встает задача набора в группу. Тренер должен быть хорошим агитатором, для того чтобы заинтересовать ребенка и привлечь его к занятиям спортом, а также убедить в этом его родителей. Тренер находится в постоянном поиске новых способных учеников. Он должен увлечь их занятиями своим видом спорта, чтобы его труд не пропал даром и ученик не ушел из школы*(36).

6. Тренер должен уметь и реально осуществлять прогнозирование роста спортивных достижений, т.е. осуществлять не только набор, но и отбор учеников.

7. Тренеры отвечают за здоровье спортсменов, которые часто вынуждены максимально проявлять свои физические возможности, как на соревнованиях, так и на тренировке.

8. Тренеры в течение всей профессиональной карьеры сами должны находиться в определенной спортивной форме.

Таким образом, профессиональная деятельность тренера обладает чертами, присущими любой другой педагогической деятельности, но и обладает специфическими особенностями, свойственными спортсменам.

По статистике, почти половину всех тренеров (43,2%) составляет группа в возрасте от 31 до 40 лет. Данный контингент отличается высоким творческим потенциалом. Количество тренеров в возрасте 51-60 лет заметно снижается, а после 60 лет становится совсем незначительным. По-видимому, это вызвано серьезными трудностями сохранения уровня профессиональной пригодности, высокими требованиями к их физическому и психологическому состоянию, которые связаны с повышенными двигательными и эмоциональными нагрузками*(37).

Существует взаимосвязь между прошлыми спортивными заслугами и тренерским званием, что свидетельствует о влиянии спортивного мастерства тренера на успешность его профессиональной деятельности. Важным является личный соревновательный опыт и спортивная квалификация тренеров.

Начало тренерской деятельности имеет существенные особенности. Так, почти половина педагогов начинают профессиональный путь, работая с детьми, и лишь незначительное число тренеров сразу приступают к работе со взрослыми.

В настоящее время наблюдается тенденция к углубленной специализации по отдельным направлениям тренерского труда*(38).

Такая ситуация является, вероятно, отражением противоборствующих тенденций в оценке и практике материального вознаграждения тренерского труда, а также несовершенной структуры организации детско-юношеского, молодежного и взрослого спорта, отсутствия преемственности в построении тренировочного и воспитательного процессов со спортсменами с момента их прихода в секцию и до момента, когда они становятся спортсменами мирового класса. Взаимное стремление тренеров и спортсменов как можно раньше выйти на уровень высоких спортивных достижений с целью получения дополнительных заработков ведет к нарушению принципов постепенности в многолетнем планировании.

В настоящий момент система многолетней спортивной подготовки закреплена в Методических рекомендациях по организации деятельности спортивных школ*(39). Рекомендации утверждены письмом Федерального агентства по физической культуре и спорту от 12 декабря 2006 г., и уже по их названию видно, что они носят чисто рекомендательный характер.

Внешние факторы общения. К внешним факторам общения относятся: ситуа­ция, в которой проходит общение, обстановка общения, личность спортсмена и социально-психологические особенности спортивного коллектива, отношение учеников к тренеру.

Поведение тренера (говорить с воодушевлением, использование тренером «громких фраз»: «Наша высокая обязанность...». Команды должны произноситься твердо, с волевым нажимом в голосе. При­чем предварительная команда произносится отчетливо, громко, протяжно, а ис­полнительная - резко, отрывисто .Импонирует поза тренера , при которой туловище пря­мое, плечи разведены, живот подтянут, руки свободно опущены вниз. Половые особенности тренеров. Тренеры-мужчины чаще используют личностно-групповое общение, а тренеры-женщины - межличностное общение. Пер­вые чаще применяют неречевые средства общения, вторые - речевые. Воспита­тельные обращения также используются чаще женщинами.

15. Социальный статус спортсмена:

- возрастные особенности (подростковый возраст характеризуется чередованием периодов «закрытости» и «открытости» в общении . «Закрытость» отмечается в 13- и в 15-летнем возрасте (хотя бывают сдвиги во времени наступления этого периода), а «открытость» - в 14- и 15-летнем)

- тендерные особенности (девочки более коммуникабельны, более чутки к состоянию собеседника и отно­шению к ним, более доверчивы к хорошим словам)

- психологические установки могут служить серьезным препятствием для установления контакта (предубежденность может быть временной и устойчивой. Устойчивые психологические характеристики спортсменов , такие как свойст­ва темперамента и характера, эмоциональная возбудимость, общительность или замкнутость, конформность- это свойство человека легко менять

зрения, установку на что-то под влиянием группового мнения. Отличать конформизм, когда ученик лишь на словах разделяет мнение тренера или коллектива, а на самом деле остается при своем и руководствуется им в поступках .).

16. Стили руководства.

Куртом Левиным (1938), - понимают повторяющиеся особенности, типичные черты, формы- выражения.

1. Жесткий: руководитель строг, но справедлив, поддерживает уже сложив­шиеся взаимоотношения в коллективе даже при изменении ситуации; при­верженец субординации, хорошо относится к подчиненным, которые «зна­ют свое место».

2. Хозяйский: тренер навязывает свою позицию, объясняя ее отеческой забо­той о спортсменах, уделяет внимание повышению материального положе­ния спортсменов, вмешивается в их дела, даже сугубо личные.

3. Непоследовательный: это неумелый, несобранный, как правило, деспотич­ный тренер. Он проявляет видимость могущества, но не уверен в себе.

Причины авторитарности (Б.Дж.Кретти): 1. Особенность восприятия тренером своей роли основана на авторитете и по­ведении, отражающем авторитарность.2. Высокая потребность управлять действиями других стала причиной того, что они выбрали спортивную деятельность для удовлетворения этой по­требности.3. Руководство в стрессовых ситуациях, характерных для спортивной деятель­ности, требует достаточно жесткого контроля как в командных, так и в ин­дивидуальных видах спорта.4.Некоторые спортсмены, привыкшие подчиняться авторитету, ожидают от тренера доминирующего поведения. Поэтому тренеры ведут себя именно так, чтобы удовлетворить потребности спортсменов

Преимущества авторитарного руководства состоят:1) не уверенный в себе спортсмен будет чувствовать себя увереннее и спокой­нее в стрессовых ситуациях;2) увеличивается агрессивность спортсмена, вызванная авторитарностью тре­нера, которая направляется на борьбу с соперниками, увеличивает актив­ность;3) авторитарное поведение тренера может соответствовать действительным потребностям спортсмена в авторитарном руководстве, и в этом случае он выступает лучше обычного.

Индивидуальный стиль руководства тренера обусловлен личностными качествами тренера; поведением тренера, тоном голоса, каким он отдает распоряжения, внешним видом; необходимостью, разумностью приказов и их своевременностью; психическим состоянием спортсменов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬРОЕ АГЕНСТВО ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ ФЕДЕРАЛЬРОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННА Я АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

РЕФЕРАТ

"Личность спортсмена и система социальной защиты спортсмена "

Выполнил:

студент группы

101 спорт М

Волков Евгений

г. Волгоград 2015 г од

1. Психологические особенности личности спортсмена

Многочисленные данные о личностных особенностях спортсменов и лиц, не занимающихся спортом, свидетельствуют о существенных различиях в уровнях выраженности целого ряда личностных качеств. Обследование больших групп спортсменов высокой квалификации показывает, что наиболее характерными особенностями их личности являются:высокая эмоциональная устойчивость,уверенность в себе, независимость, самостоятельность,склонность к риску,самоконтроль,общительность.

В настоящее время достаточно широко обсуждается вопрос о «личностном профиле» спортсмена, занимающегося определенным видом спорта. Однако анализ личностных особенностей спортсменов международного класса по видам спорта не подтвердил гипотезу «личностного профиля».

Более продуктивным оказался подход поиска общих проявлений личности, обуславливающих успех в спорте. К числу таких черт следует отнести: сензитивность, эмоциональную устойчивость, активность в преодолении препятствий.

В целом личностные особенности, как и типологические, следует учитывать в индивидуализации управления спортивной деятельностью. Роль фактора личностных особенностей в успешности спортивной деятельности также рассматривается при обсуждении проблемы надежности спортсмена.

По данным американских спортивных психологов, к наиболее часто встречающимся личностным чертам спортсменов относятся: высокий уровень агрессивности (который почти всегда находится под контролем у спортсмена высокого класса), высокий уровень мотивации достижения, экстраверсия и твердость характера, авторитарность, эмоциональная устойчивость и самоконтроль.

Агрессивность. Во многих видах спорта, особенно в тех, где допускается непосредственный физический контакт, различные формы контролируемой физической агрессии просто необходимы. Данные исследований показывают, что спортсмены высокого класса, занимающиеся этими видами спорта, не только более агрессивны, но и склонны более свободно выражать свои агрессивные тенденции, чем представители так называемой нормальной выборки.

Агрессивные тенденции в спортивных ситуациях, допускающих проявление контролируемой враждебности, в одних случаях могут усиливаться, в других снижаться. Если спортсмен имеет большую потребность в агрессивных действиях, а спортивная деятельность не вызывает у него физической усталости или его попытки проявлять агрессивность приводят к фрустрации (штраф за нарушение правил или проигрыш), то агрессивность у него, скорее всего, сохранится. С другой стороны, если у спортсмена невысокая потребность в агрессивности, спортивная деятельность вызывает у него, хотя бы среднюю усталость или его поощряют за выигрыш или достигнутый успех, - его агрессивность снижается.

Уровень агрессивности, скрытой или явной, существенно изменяется до, во время и после спортивной деятельности. Полагают, что происхождение агрессивных тенденций и соответствующего поведения у спортсменов можно проследить в их ранних детских впечатлениях и опыте. Затем под влиянием своевременных санкций и наказания за непосредственное проявление агрессивности поведение индивида модифицируется.

Агрессивные тенденции формируются у спортсмена задолго до того, как он приходит в спорт. Это формирование происходит различными способами:

1. Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно или показывают пример соответствующего поведения по отношению к другим и к окружающей среде. В целом дети, наблюдающие агрессивность у взрослых, особенно если это значимый и авторитетный для них человек, которому удается добиться успеха благодаря агрессивности, воспринимают эту форму поведения.

2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности:

Родителям, разумно подавляющим агрессивность у своих детей, как правило, удается воспитать в детях умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение;

Родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитают в них чрезмерную агрессивность;

Родители, которые очень резко подавляют агрессивность у своих детей, воспитают в ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться в более зрелые годы.

3. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или на сверстников. Как правило, строже наказывается ребенок за агрессивность по отношению к взрослому, чем по отношению к сверстнику или товарищу по игре, особенно если последний действительно заслужил это.

Потенциальный интерес для спорта представляет третий способ формирования агрессивности.

Агрессивность можно измерить с помощью проективных методик, личностных тестов, специально организованных экспериментальных ситуаций, в которых агрессивность стимулируется по отношению к другому испытуемому. Эти методики позволяют выявить глубокие агрессивные тенденции, которые трудно заметить при наблюдении. С их помощью также можно определить тип и направленность агрессивной реакции.

Управление агрессивностью представляется одной из важных задач во многих видах спорта, включая и те, где физический контакт поощряется и где агрессивность можно направить на мяч, копье или другой объект.

Интеллектуальный уровень. По наблюдениям за спортсменами и исследованием их личностных качеств с помощью методик Кэттелла было показано, что спортсменов высокого класса (гонщиков, футболистов, пловцов) отличает более высокая «способность к абстрактному мышлению». Но в настоящее время существует мало объективных данных по этой проблеме. Вопрос о том, какие именно компоненты интеллектуальных действий обладают наибольшей ценностью для различных видов спорта, остается открытым.

Твердость характера. Эта черта является одной из наиболее упоминаемых личностных характеристик спортсмена. По Кэттеллу, для индивида, наделенного этой чертой, свойственны эмоциональная зрелость, независимость в мыслях и действиях, твердость и критичность в оценке себя и окружающего мира, способность владеть своими чувствами и не показывать тревоги в различных ситуациях. Его противоположность, индивид с «мягким характером», отличается нетерпеливостью, сентиментальностью, чувствительностью, эмоциональной незрелостью, частыми переживаниями тревоги.

Этот критерий, диагностируемый по 16 PF, является наиболее тонким для оценки личностного потенциала, особенно у спортсменов, склонных работать с полной отдачей. Этот показатель также позволяет выявить спортсменов, которые не столь сильно реагируют на стрессовые соревновательные ситуации.

Уверенность в себе в ситуациях межличностного общения. В целом спортсменам высокого класса свойственна уверенность в себе. Этому способствует и высокий социальный статус, приобретаемый спортсменами на всех уровнях (школа, университет). Индивиды, имеющие такой статус, чувствуют себя достаточно уверенно и свободно в различных социальных ситуациях.

Это не исключает той ситуации, при которой отдельные спортсмены, занимаясь физическими упражнениями, пытаются преодолеть чувство собственной неполноценности. В частности, исследования американских психологов показали, что многие, занимающиеся атлетической гимнастикой, наращиванием мышечной массы, стремились компенсировать неуверенность в своих мужских достоинствах.

Неуверенному в себе спортсмену необходима эмоциональная и словесная поддержка.

Более уверенный в себе спортсмен будет иначе реагировать на похвалу и порицание тренера, чем тот, кто неуверен в себе. Как общее чувство уверенности, так и неуверенность в специфических спортивных ситуациях зарождаются в раннем детстве, и затем, уже в более поздние периоды жизни, формируются в условиях соревновательной борьбы.

Забота о собственной внешности и здоровье. С помощью объективных и проективных методик были выявлены различия в отношении спортсменов к своей внешности, к травмам и даже к способности переносить боль.

Некоторые спортсмены могут снижать интенсивность входного болевого стимула, а некоторые спортсмены при этом блокируют визуальные, кинестетические и болевые импульсы.

Спортсмены чаще, по сравнению с не занимающимися спортом, проявляют внимание к своему телосложению, гигиене тела. Причиной может служить то, что для спортсменов тело является средством достижения успеха и самовыражения. При чрезмерной заботе о своем теле вполне возможно, что спортсмен будет проявлять повышенную чувствительность к малейшим повреждениям и травмам и даже может видеть в соревнованиях опасность для своего здоровья. Тип спортсменов, «склонных к травмам», был выделен многими клиническими психологами. С ними, как показывает опыт, работать труднее всего. Воображаемые или преувеличенные проблемы, связанные со здоровьем, часто могут быть свидетельством глубоко коренящихся невротических или психопатологических тенденций, на которые следует немедленно обратить внимание. Кроме того, спортсмен иногда может сильно преувеличивать серьезность состояния своего здоровья либо симулировать болезнь для оправдания возможной неудачи на соревнованиях.

Авторитарность. Потребность подчинять себе других чаще наблюдается среди тренеров, чем среди спортсменов. В спортивных командах могут быть спортсмены как с высоким, так и с низким уровнем авторитарности. Психологу команды необходимо быть особенно внимательным к выраженному стремлению к лидерству, так как оно не всегда может сочетаться с необходимыми лидерскими качествами.

Комплекс черт «авторитарной личности» часто сочетается с потребностью индивида в подчинении другим. Иными словами, люди с высокой потребностью подчинять себе окружающих часто стремятся и к авторитарному контролю над собой.

Индивид, находящийся приблизительно посредине шкалы авторитарности, сможет проявлять то настойчивость, то покладистость, в зависимости от ситуации в команде.

Чтобы понять психологические особенности спортивной деятельности, необходимо разобраться в характере одного из важнейших ее факторов - личности тренера. Тренера изображали по-разному. Его представляли то как человека догматичного и грубоватого, стремящегося воспитать такие же качества у спортсменов, находящихся под его началом, то как неудачника со свистком на шее, от которого ушла жена. В некоторых случаях - это был портрет мужественного рыцаря с сильной волей и высокими моральными принципами, готового защищать своих юных воспитанников от заблуждений, подготовить к жизни, сформировать у них положительные черты характера и воспитать стойкость и мужество.

Личность идеального тренера. В конце 60-х годов в Англии была предпринята попытка изучить личность идеального тренера, работающего с пловцами. С помощью 16 PF теста испытуемым предлагалась построить профиль личности тренера, который обладал бы самыми желательными для них личностными чертами. Когда результаты опроса спортсменов и тренеров сравнили между собой, то они оказались очень схожими по таким чертам личности, как общительность, эмоциональная устойчивость, а также доминирование, реалистичность, неуверенность, напряженность, воображение и др. Таким образом, оценки личности идеального тренера у спортсменов и у тренеров совпали. По их мнению, это должен быть открытый, общительный и эмоционально устойчивый человек, способный, когда это нужно, управлять спортсменом и контролировать соревновательную ситуацию. Более того, у такого тренера должен быть достаточно высокий интеллект, развиты чувство реальности, практичность и уверенность в себе. Одновременно это должен быть человек, склонный к новаторству, предприимчивый, самостоятельный, предпочитающий сам принимать ответственные решения. Спортсмены считали, что тренер должен быть человеком, на которого можно положиться в сложных соревновательных ситуациях и который (по мнению самих тренеров) может организовать и контролировать деятельность спортсменов.

Однако Хендри обнаружил интересные различия при сравнении действительных личностных профилей высококвалифицированных тренеров по плаванию с идеальными профилями, построенными по их собственным представлениям и представлениям их воспитанников. Совпадения между реальными и построенными профилями были незначительными. Стало очевидным, что самооценки тренеров и их представления об идеальном тренере различались достаточно существенно.

Только по двум факторам - доминирование и готовность принять новое - не было обнаружено достоверных различий. По другим качествам между идеальной ролью, которую тренеры, по их собственному представлению, должны играть, и действительными личностными особенностями были выявлены существенные различия.

В другом исследовании Хендри обнаружил, что такая же тенденция была присуща и пловцам. Следовательно, можно предложить, что в данном случае желаемое расходится с действительностью. Хотя тренеры и спортсмены знают, что в жизни тренеры по своим эмоциональным и интеллектуальным качествам не являются образцами, все же и те и другие предъявляют к ним высокие требования.

Продолжая свое исследование, Хендри задался целью выяснить, какую роль играют определенные и уникальные черты личности или их совокупность. С помощью теста Кэттелла были обследованы две группы тренеров - «успешных» и «неуспешных». Различий в их личностных особенностях обнаружить не удалось. Однако, поскольку тестирование проводилось во время чемпионата, то Хендри признает, что определение этих двух категорий - «успешных» и «неуспешных» - не было достаточно обоснованным.

Другие исследователи, напротив, считают, что все же существует определенное сочетание личностных качеств, которые характерны для многих успешно работающих тренеров. Так, Огилви указывает на то, что профессиональные тренеры обладают твердым характером, достаточно устойчивы к стрессу, связанному с общением с журналистами, болельщиками, а также к реакциям на их работу с командой. Для тренеров, работающих с национальными и сборными командами, по данным того же Огилви, характерны эмоциональная зрелость, независимость, а также твердость и реалистичность взглядов. Они не склонны показывать озабоченность и умеют владеть собой. Кроме того, Огилви и Татко обнаружили также, что тренеры как представители определенной группы имеют высокие показатели по шкале авторитарности.

Анализируя сказанное, нужно подчеркнуть, что представления об идеальном тренере существуют как у спортсменов, так и у тренеров. Однако успех тренерской работы в значительной степени зависит от того, как строит он свои отношения со спортсменами и командой и как преподносит свои знания. По мнению Хендри, способность тренера выполнять роль, которой ожидают от него спортсмены, в сочетании с его профессиональными знаниями, может, по-видимому, компенсировать некоторые его недостатки.

Авторитарность - демократичность тренера. Наблюдаемые авторитарные тенденции у тренеров были подтверждены данными довольно поверхностных и несистематических исследований. Но данные имеющихся исследований подтверждают авторитарность тренеров по сравнению с представителями других профессий. Существует несколько причин, дающих объяснение тому, что большинство тренеров авторитарны в своей деятельности.

1. Особенность восприятия тренером своей роли основана на авторитете и поведении, отражающем авторитарность.

2. Высокая потребность управлять действиями других была причиной тому, что они выбрали спортивную деятельность для удовлетворения этой потребности.

3. Лидерство и руководство в стрессовых ситуациях, характерные для спортивной деятельности, требуют, по-видимому, достаточно жесткого контроля за поведением спортсменов как в командных, так и в индивидуальных видах спорта.

4. Некоторые спортсмены, привыкшие подчиняться авторитету, ожидают от тренера доминирующего поведения. Поэтому тренеры нередко ведут себя именно так, чтобы удовлетворить потребности спортсменов.

Можно отметить следующие преимущества доминирующего поведения тренера:

1. Неуверенный в себе спортсмен будет чувствовать себя увереннее и спокойнее в стрессовых ситуациях.

Однако среди тренеров, добившихся успеха, встречаются и демократичные по стилю поведения. Они добиваются успеха по следующим причинам. профессиональный спорт социальный защита

1. Менее авторитарный тренер более доступен спортсменам. Его воспитанники свободно чувствуют себя с ним и охотнее общаются. Поэтому тренер сможет лучше знать об их опасениях, проблемах и возможных разочарованиях и тем самым предотвратить раскол в команде.

2. Спортсмены имеют возможность проявлять инициативу и самостоятельность, достичь определенной независимости в стрессовых ситуациях.

3. Если тренеру удается передать часть ответственности за принимаемые решения спортсменам, и они начинают чувствовать свой авторитет, то это способствует формированию у них более эмоционально зрелого поведения.

4. Спортсмены, действия которых чрезмерно не ограничивает авторитарный тренер, могут принимать более гибкие тактичные решения.

6. Авторитарного тренера отличает большая нетерпеливость и фанатизм. Более гибкий тренер готов принять других людей такими, какие они на самом деле, оценить их положительные и отрицательные стороны, уважать свое и чужое мнение.

Психологи, занимающиеся проблемами управления в области промышленности и преподавания, предложили несколько методов сочетания авторитарного и демократического поведения со стороны руководителя. Они рекомендуют более гибкий подход в ситуациях, требующих взаимодействия группы и лидера. Преподаватель в спорте, по мнению М. Мосстона, должен начинать с авторитарного подхода - «делай, как тебе говорят». Когда ученики освоят и примут эту модель, ответственность за приятие некоторых решений может быть возложена на них.

Мосстон рекомендует предоставить право ученикам решать вопросы, связанные с заданием, - когда начать тренировку, сколько времени тренироваться, на каких снарядах и т.д. Он считает, что в этом случае школьники более активны на уроках физической культуры, чем когда эти указания даются учителем. Если воспитанники успешно справляются с этим, то Мосстон рекомендует для оценки выполненного упражнения привлекать самих учащихся. Для этого он предлагает разбить учеников на пары, а затем распределить по группам с тем, чтобы они могли видеть друг друга и оценивать качество выполнения упражнений.

Далее Мосстон предлагает разрешить ученикам самим составлять индивидуальный план тренировок с учетом их возможностей. Таким образом, ученику можно предложить составить программу для развития силы и выносливости.

И, наконец, Мосстон рекомендует подвести спортсмена к этапу, который он называет «управляемым самопознанием», - метод Сократа, при котором ученик путем ответа на вопросы открывает для себя принципы и основы, способствующие совершенствованию мастерства. В качестве примера подобного самопознания Мосстон приводит описание групповой дискуссии баскетболистов, в которой они «открыли» для себя тактику быстрого прорыва.

Сравнительные исследования авторитарного и демократического подхода в физическом воспитании показывают, что хотя в первом случае навыки будут осваиваться быстрее, однако при более активном участии спортсмена в педагогическом процессе он лучше будет понимать, почему применяется та или иная тактика, и действия его будут более гибкими.

2. Система социальной защиты спортсмена

Важным шагом в становлении профессионального спорта в России стало его официальное признание и закрепление права граждан на занятие спортом как профессией в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. Однако в тот период законодатель ограничился фактически только признанием за профессиональным спортом «права на существование» и его общей характеристикой как спортивной деятельности, имеющей коммерческо-развлекательный характер и преследующей цели экономической эффективности .

С целью выявления особенностей трудовой деятельности в спорте высших достижений и профессиональном спорте необходимо определить используемый в рамках данной сферы категориальный аппарат, закрепленный в Федеральном законе от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Так, в соответствии с данным нормативным правовым актом:

· спорт - сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним;

· профессиональный спорт - часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату;

· спорт высших достижений - часть спорта, направленная на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских спортивных соревнованиях и официальных международных спортивных соревнованиях;

· спортсмен - физическое лицо, занимающееся выбранными видом или видами спорта и выступающее на спортивных соревнованиях;

· спортсмен высокого класса - спортсмен, имеющий спортивное звание и выступающий на спортивных соревнованиях в целях достижения высоких спортивных результатов;

· спортивные сборные команды Российской Федерации - формируемые общероссийскими спортивными федерациями коллективы спортсменов, относящихся к различным возрастным группам, тренеров, ученых, специалистов в области физической культуры и спорта для подготовки к международным спортивным соревнованиям и участия в них от имени Российской Федерации.

Таким образом, профессиональный спортсмен - это спортсмен, выступающий на спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных и результатов и получающий вознаграждение от организаторов этих соревнований в виде премиальных выплат или заработной платы.

Помимо спортсменов, в сфере профессионального спорта действуют и другие субъекты, представленные государственными органами власти на федеральном, региональном и территориальном уровнях, федерациями, союзами и ассоциациями по различным видам спорта, а также их структурными подразделениями, центрами спортивной подготовки сборных команд и иными спортивными организациями. Существующая организационная структура управления физической культурой и спортом в Российской Федерации представлена на рисунке 1.

Как и для любой профессии, существуют определенные характерные черты трудовой деятельности в сфере спорта. Так, по характеру труда профессиональная деятельность спортсменов относится к наемному труду, так как ее организацию, материальное и финансовое обеспечение осуществляют работодатели, в роли которых выступают соответствующие спортивные организации, объединения, их руководители.

Профессиональный спорт относится к непроизводственному труду, так как он создает не материальные, а духовные ценности. В процессе профессиональной спортивной деятельности, при проведении спортивных соревнований удовлетворяются нематериальные потребности зрителей и других субъектов целевой аудитории данных мероприятий (государства, спонсоров, спортивных организаций и т.п.).

Труд в сфере спорта носит креативный характер, так как в процессе труда создаются новые, ранее недоступные социальные ценности: ставятся рекорды, достигаются высокие спортивные результаты, разрабатываются и применяются новые методики подготовки спортсменов и т.д.

Помимо перечисленных характеристик, важнейшими особенностями труда профессионального спортсмена являются высокое физическое напряжение, что зачастую приводит к быстрому истощению ресурсов организма и, соответственно, ухудшению здоровья, возникновению различных заболеваний, среди которых значительную часть составляют заболевания, обусловленные резким снижением привычной физической нагрузки по завершении спортсменом своей профессиональной карьеры в спорте высших достижений, а также высокий риск травматизма.

Рис. 1. Структура управления физической культурой и спортом в Российской Федерации.

Очевидно, что обозначенные характеристики свидетельствуют о высокой вероятности наступления события, влекущего за собой утрату трудоспособности спортсменом, то есть социального риска. Общие меры социальной защиты, существующие в нашем государстве, являются недостаточными для данной категории граждан ввиду того, что затраты на лечение, сопряженные с травмами при занятиях профессиональным спортом, как правило, многократно превышают заработок спортсмена за время его нетрудоспособности. Все это обуславливает необходимость в разработке и установлении специальных мер, способных обеспечить спортсменам достаточный уровень социальной защищенности.

Социальная защита спортсменов является неотъемлемой частью системы социальной защиты населения. Она играет важную роль в развитии данной сферы и нуждается в формировании комплексной системы мер и постоянном их совершенствовании. От степени эффективности мероприятий, реализуемых в этой области, зависит здоровье и благосостояние спортсменов и членов их семей, а, соответственно, и состояние физической культуры и спорта в стране в целом, здоровье нации.

Как уже отмечалось ранее, переход к рыночным отношениям обусловил потребность в разработке новой социальной политики, которая была бы способна обеспечить всем российским гражданам достойную жизнь, свободу и безопасность, что, в том числе, относится и к сфере спорта.

На данный момент в России система социальной защиты спортсменов находится только на пути своего формирования и становления. Разработка системы мер социальной защиты спортсменов является одной из важнейших задач совершенствования профессионального спорта и спорта высших достижений, а также необходимым условием для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной арене.

В зарубежных странах становление и формирование систем социальной защиты спортсменов датируется 60--70 годами прошлого века. Так, например, в Германии в 1967 году был учрежден Фонд помощи спорту, осуществляющий поддержку профессиональных спортсменов посредством предоставления обеспечения как в материальной форме, так и в виде различных услуг . В Бельгии в 1969 году был принят закон, согласно которому все держатели лицензии профессионального велосипедиста получили статус работников Лиги велосипедистов Бельгии, что обусловило получение Лигой правового статуса работодателя. Данный закон распространил право на социальную защиту и социальные льготы, предоставляемые работникам, на велосипедистов. Впоследствии были законодательно закреплены и другие меры, регулирующие труд профессиональных спортсменов, устанавливающие их право на социальную защиту и иные права в качестве работников . В 1978 году в Великобритании был принят закон, определяющий основы страхования от спортивных травм. В 80-х годах китайским правительством был издан ряд законов в поддержку профессиональных спортсменов, вышедших на пенсию. В 90-х годах в Чехии, Дании и других странах были также приняты специальные законодательные акты, в которых были рассмотрены вопросы, касающиеся лиц, занятых в сфере спорта. В Финляндии была разработана и сформирована обособленная система социальной защиты спортсменов, одной из мер которой является гарантированная ежегодная социальная доплата. В Италии был создан страховой фонд для лиц, занимающихся профессиональным спортом. В Люксембурге Министерство физической культуры и спорта организовало предоставление специальных отпусков для профессиональных спортсменов, которые для каждого из них состав ляли не более 12 дней в году .

В России появление социальной защиты в профессиональном спорте и спорте высших достижений непосредственно связано с двумя событиями:

· официальным признанием статуса профессионального спорта в 1999 году Федеральным законом от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

· официальным признанием института профессиональных спортсменов, произошедшим в 2001 году после принятия Трудового Кодекса Российской Федерации, в котором спорт был признан видом трудовой деятельности.

Наступление указанных событий обусловило необходимость признания комплекса неблагоприятных факторов профессиональной спортивной деятельности, с которыми сталкиваются спортсмены в процессе своего труда, которые имеют свои, свойственные данной сфере, особенности, а, соответственно, и потребности в разработке мер социальной защиты, включения лиц, занятых в сфере профессионального спорта, в программу обязательного социального страхования.

Библиографический список

1. Вагенлейтнер В.А., Лисин Г.И. Правовое регулирование труда и социальная защита спортсменов в Российской Федерации: Учеб.пособие. - Екатеринбург: УрАГС, 2005. - с.48--49.

2. Структура управления физической культурой и спортом в Российской Федерации (с мая 2008 года) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. URL:http://minstm.gov.ru/ministry/37/256.shtml(датаобращения: 02.12.2011).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анатомо-физиологические особенности детей 15-17 лет. Характеристика физического развития при занятиях спортом. Сравнительный анализ развития физических качеств спортсменов лыжников-гонщиков и школьников, не занимающихся спортом, в возрасте 15-17 лет.

    реферат , добавлен 19.01.2012

    Основные требования к режиму и содержанию питания лиц, регулярно занимающихся физкультурой и спортом. Физиологические и гигиенические рекомендации по организации режима питания юных спортсменов. Энергозатраты при занятиях физкультурой и спортом.

    курсовая работа , добавлен 17.07.2013

    Структура и классификация волевых качеств, их значение в спортивной подготовке. Характеристика возрастных особенностей воли. Система эмоционально-волевой подготовки спортсменов. Методики развития волевых качеств личности в процессе занятий физкультурой.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2010

    Характеристика морфофункциональных особенностей развития старших школьников. Исследование и оценка показателей физических качеств юношей с нарушениями осанки, занимающихся лыжным спортом. Разработка программы занятий лыжным спортом для старшеклассников.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2016

    Исследование стратегий поведения спортсменов, занимающихся греко-римской борьбой. Изучение теоретических основ совладающего поведения успешных спортсменов. Личностные особенности успешных спортсменов. Успешность спортивной деятельности и ее факторы.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2013

    Основные свойства проявления темперамента человека и их взаимосвязь. Взаимодействие типологической предрасположенности человека и его спортивной деятельности. Особенности психоневротизма спортсменов, занимающихся различными видами спорта.

    дипломная работа , добавлен 03.12.2007

    Идейная направленность спорта. Проявление нравственных и морально-волевых качеств спортсменов. Формирование нравственных и этических черт личности спортсменов. Проблема использования допинга в спорте высоких достижений. Проявления в спорте расизма.

    презентация , добавлен 03.04.2017

    Личностные изменения, связанные с занятиями спортом. Соотношение оптимального уровня мотивации с успешностью в результатах. Экспериментальное исследование доминирующих мотиваций для занятий спортом у спортсменов (тхеквондистов) по различным методикам.

    курсовая работа , добавлен 07.04.2011

    Спортивное ориентирование как молодой вид спорта, зародившийся в скандинавских странах, рассмотрение его особенностей. Анализ методик развития техники и составление системы упражнений для технической тренировки спортсмена ориентировщика 10-13 лет.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2013

    Уровни, особенности, методики, критерии спортивного отбора для подготовки профессиональных спортсменов. Ориентация детей для занятий гимнастикой. Требования гимнастики как вида спорта к способностям занимающихся. Изучение способностей у спортсменов.

Во Франции статус спортивного агента определен Законом о спорте*(93): это "любое лицо, осуществляющее за вознаграждение систематическую или несистематическую деятельность по сведению сторон, заинтересованных в заключении договора, относящегося к сфере осуществления спортивной деятельности на платной (профессиональной) основе".

Что интересно, французское законодательство запрещает профессиональным юристам и адвокатам заниматься коммерческой деятельностью, в том числе быть спортивным агентом*(94).

Вместе с тем каких-либо ограничений к кандидатуре агента не установлено. Закон не запрещает спортсменам, тренеру или клубу прибегнуть к услугам нескольких агентов.

В Законе N 84-610 установлены требования к агентам и к содержанию их договоров: 1) спортивный агент может действовать только от имени уполномочившей его стороны; 2) он может получать вознаграждение только от уполномочившей его стороны; 3) размер вознаграждения должен быть установлен в договоре между агентом и его клиентом; 4) размер вознаграждения не должен превышать 10% от общей суммы вознаграждения клиента; 5) заключение договора с несовершеннолетним не должно служить источником каких-либо денежных выплат или компенсаций или предоставления каких-либо преимуществ в пользу лица, осуществляющего деятельность спортивного агента.

Спортивный агент должен иметь лицензию, выдаваемую на 3 года спортивной федерацией в том виде спорта, в котором лицо намерено действовать, и договор страхования профессиональной ответственности своей деятельности*(95). Данные лицензии выдаются непосредственно спортивными федерациями после прохождения кандидатом письменного экзамена.

Осуществление деятельности агента без лицензии является правонарушением, наказываемым лишением свободы на срок до 1 года и штрафом 15 тыс. евро.

Административные санкции могут быть наложены приказом министра по делам спорта или непосредственно федерацией по виду спорта.

Законы, аналогичные французским, были приняты в Великобритании*(96), Голландии*(97), Германии*(98) и некоторых других странах. Общее для этих стран то, что спортивный агент является, по сути, "органом занятости", находится под надзором правительства и должен руководствоваться законодательством, но вместе с тем подчиняться регламентам, принимаемым спортивными федерациями.

Более подробно о статусе спортивных агентов и особенностях зарубежного регулирования их деятельности рассмотрено в учебнике "Спортивное право"*(99).

Глава 8. Правовой статус спортивных топ-менеджеров § 1. Понятие спортивного топ-менеджера

Спорт, будучи увлекательным зрелищем, стал в последнее время еще и доступной моделью организации бизнеса. Следует согласиться с высказыванием тренера Отто Рихагелем, что "труднее извлекать прибыль из денег! Все большую роль играет человеческий капитал"*(100).

Среди наиболее важных проблем, которые сегодня необходимо решить в сфере физической культуры и спорта, одно из первых мест занимает поиск путей повышения качества и эффективности управления спортивными организациями.

Повышение спроса на труд квалифицированных руководителей обусловило развитие рынка труда руководителей и их дефицит.

В спорте работа топ-менеджера проявляется с наибольшей очевидностью, ведь результаты его работы постоянно находятся перед глазами болельщиков. А проблемы, с которыми сталкиваются спортивные клубы, абсолютно идентичны тем, которые стоят перед современной организацией. Детальный анализ структуры управления спортивным клубом должен помочь создать устойчивую и эффективно работающую команду.

Необходимо признать, что в современной российской научной и деловой литературе пока не сложилось устойчивого термина для английского определения "top-manager" (топ-менеджер, руководитель высшего уровня). В научных и деловых статьях, законодательстве используются различные термины.

Говоря о топ-менеджменте, мы, как правило, имеем в виду генеральных, финансовых, коммерческих директоров. Безусловно, от уровня именно таких специалистов зависит развития бизнеса, в том числе и в спорте.

В зарубежной литературе в целом сформировалось понятие топ-менеджера. Так, в Occupational Outlook Handbook (Справочнике по занятости), издаваемом американским Бюро статистики труда, есть раздел, посвященный определению руководителей высшего уровня (top executives). В нем говорится, что руководители разрабатывают стратегию организации и формулируют текущую политику компании. Для них характерны высокий уровень оплаты труда, большая продолжительность рабочего дня и значительное число командировок, большое разнообразие формального образования и стажа работы.

В официальной статистике России применяется термин "руководитель".

Российское законодательство не содержит прямого определения понятия топ-менеджера. Однако в главе 43 Трудового кодекса Российской Федерации дано определение руководителя организации. Так, согласно ст. 273 ТК РФ руководитель организации - это "физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа", т.е. термин "руководитель организации" используют как синоним понятия "единоличный исполнительный орган".

Министерством труда РФ утвержден "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих". В разделе справочника "Введение" используется термин "менеджеры высшего уровня", а также "руководители".

В деловой литературе и на практике лучше применять термин топ-менеджер, он менее громоздкий и более распространен в бизнесе.

Можно утверждать, что топ-менеджеры сформировали достаточно устойчивый и обособленный сегмент рынка труда со своими особенностями и отличиями от остальных наемных работников. Для изучения рынка труда топ-менеджеров нам необходимо более четко определить данное понятие и систематизировать использование различных терминов.

Критерии отнесения к руководителям высшего уровня.

1. Основное отличие наемных топ-менеджеров от остальных категорий работников состоит в том, что они от лица собственников осуществляют фактическое руководство организацией.

2. Также надо отметить, что хотя, с одной стороны, они являются представителями собственников, с другой стороны, сами топ-менеджеры являются наемными работниками (в "классическом" случае), т.е. их нанимают для выполнения управленческих функций.

3. Отличительной особенностью топ-менеджера является существенное влияние, которое он может оказать на деятельность всей организации.

4. Топ-менеджерами являются как функциональные руководители (отвечают за определенную сферу, которая может не относиться к основной деятельности), так и линейные (отвечают за определенное направление основной деятельности).

5. К топ-менеджерам в ряде случаев принято относить членов правления и совета директоров.

6. Топ-менеджерам свойственна значительная самостоятельность в принятии решений. Для оценки работы топ-менеджеров часто используются результаты работы всей организации.

Среднестатистический портрет "топа" - это мужчина 35 лет с хорошим образованием и представительной внешностью.

Спортсмены относятся к самым многочисленным и распространенным субъектам спортивных отношений. Они обладают общим и специальным статусом.

Анализ Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" позволяет выделить следующие основные категории спортсменов:

1) спортсмены-любители;

2) спортсмены-профессионалы;

3) спортсмены высокого класса.

Этот же Федеральный закон (ст. 2 ) определяет всех спортсменов (любителей, профессионалов, высокого класса) единым понятием спортсмена как физического лица, занимающегося выбранными видом или видами спорта и выступающего на спортивных соревнованиях.

Такое положение мы считаем правильным, так как существует очень нечеткая грань между понятиями любительского и профессионального спорта. В некоторых видах спорта, например боксе или гольфе, вообще нет профессиональных спортсменов.

Существенные отличия спортсмена-любителя от спортсмена-профессионала выявились к настоящему времени достаточно рельефно. В рамках первого понятия спортивная деятельность для спортсмена не становится главной. В отличие от этого спорт для профессионального спортсмена является основным видом деятельности, которая приносит ему постоянный доход.

Международный олимпийский комитет (МОК) вплоть до 1988 г. запрещал профессиональным спортсменам участвовать в Олимпийских играх. В настоящее время МОК допускает участие в Олимпийских играх спортсменов-профессионалов. Вместе с тем в Олимпийской хартии до сих пор отсутствует понятие профессионального спортсмена*(19) . Правовое регулирование профессионального спорта осуществляется вне МОК.

В соответствии с Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (ст. 24 ) к спортсменам применимо трудовое законодательство.

Трудовой кодекс РФ в ст. 348.1 также объединил всех спортсменов единым понятием, что, на наш взгляд, является правильным и позволит восполнить пробелы и нечеткое толкование терминов в правоприменительной практике. Под спортсменами понимаются работники, чья "трудовая функция состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в спортивных соревнованиях по определенным виду или видам спорта".

Почти в каждом виде спорта разработаны локальные нормативные акты, регламентирующие специальный правовой статус спортсменов. Например, в соответствии с Положением по статусу и переходам хоккеистов, утвержденным Исполкомом ФХР 28 мая 2007 г.*(20) , хоккеисты, зарегистрированные в ФХР, могут иметь следующий юридический статус:

Учащийся хоккейной школы;

Профессиональный хоккеист.

Футболист, занимающийся организованным футболом, может иметь статус либо любителя, либо профессионала (Регламент РФС по статусу и переходам (трансферу) футболистов)*(21) .

Игрок баскетбола вправе иметь статус игрока-любителя или игрока-профессионала (Статус игрока баскетбола в Российской Федерации утвержден Исполкомом РФБ 22 июля 2004 г., с дополнениями, принятыми 4 августа 2006 г.)*(22) .

В Законе о физической культуре и спорте (ст. 27 ) предусматривается наличие обязательной составляющей правового статуса спортсмена - спортивного паспорта. Спортивный паспорт - это документ единого образца, удостоверяющий принадлежность к физкультурно-спортивной или иной организации и спортивную квалификацию спортсмена.

Полагаем, что указанный документ должен применяться не для определения правового статуса спортсмена, а как условие для участия во всероссийских спортивных соревнованиях и при переходах спортсменов, т.е. спортсменам-любителям не обязательно получать такой паспорт.

Порядок ведения, порядок выдачи, порядок замены спортивных паспортов будет устанавливаться Положением о спортивном паспорте, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Такой документ пока не разработан.

Для более полной характеристики правового статуса спортсмена как работника, заключившего трудовой договор с физкультурно-спортивной организацией, рассмотрим его трудовую функцию. Общеизвестно, что, вступая в трудовые отношения путем заключения трудового договора, работник обязуется выполнять работу лично по обусловленной трудовой функции, т.е. работу по определенной специальности, квалификации или должности.

Специальным постановлением Минтруда РФ от 22 января 1993 г.*(23) были согласованы и установлены разряды оплаты труда по Единой тарифной сетке и соответствующие тарифно-квалификационные характеристики, содержащие требования к квалификации лиц, замещающих должности работников физической культуры и спорта в Российской Федерации.

На уровне подзаконного нормативного правового акта не закреплено специальной должности, получившей наименование "спортсмен". Данная должность именуется в указанном постановлении Минтруда РФ "спортсмен-инструктор".

При этом вышеназванное постановление Минтруда устанавливает основные требования к квалификации и должностные обязанности, к числу которых, например, отнесены: выполнение индивидуального плана подготовки, тренировочных и соревновательных заданий, поддержание высокого уровня общей физической и специальной подготовки, обеспечивающего достижение результатов международного класса, ведение учета по выполнению заданий, предусмотренных индивидуальным планом подготовки, участие совместно с тренерским составом в планировании учебно-тренировочного процесса, а также соблюдение норм, обеспечивающих безопасность учебно-тренировочных занятий, правил спортивных соревнований.

Статья 24 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" регламентирует права и обязанности спортсменов.

Так, спортсмены имеют права на:

1) выбор видов спорта;

2) участие в спортивных соревнованиях;

3) получение спортивных разрядов и спортивных званий при выполнении норм и требований Единой всероссийской спортивной классификации и т.д.

Спортсмены обязаны:

1) соблюдать требования безопасности на объектах спорта;

2) не использовать допинговые средства и (или) методы, в установленном порядке соблюдать прохождение обязательного допингового контроля;

3) соблюдать этические нормы в области спорта;

4) соблюдать положения (регламенты) о физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, в которых они принимают участие, и требования организаторов таких мероприятий и соревнований;

5) соблюдать санитарно-гигиенические требования, медицинские требования, регулярно проходить медицинские обследования в целях обеспечения безопасности занятий спортом для здоровья;

6) исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Особенности режима рабочего времени спортсменов, привлечения их к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также особенности оплаты труда спортсменов, тренеров в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни могут устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 348.1 ТК РФ).

Почти в каждом виде спорта разработаны такие локальные нормативные акты, регламентирующие специальный правовой статус спортсменов.

Статья 348.2 ТК РФ устанавливает особенности заключения трудовых договоров со спортсменами. Так, по соглашению сторон со спортсменами могут заключаться как трудовые договоры на неопределенный срок, так и срочные трудовые договоры.

Спортсмен имеет право работать по совместительству у другого работодателя в качестве спортсмена или тренера только с разрешения работодателя по основному месту работы (ст. 348.7 ТК РФ).

Интересно остановиться на ст. 348.4 ТК РФ "Временный перевод спортсмена к другому работодателю". "В случаях, когда работодатель не имеет возможности обеспечить участие спортсмена в спортивных соревнованиях, допускается по согласованию между работодателями временный перевод спортсмена с его письменного согласия к другому работодателю на срок, не превышающий одного года.

На период временного перевода спортсмена к другому работодателю действие первоначально заключенного трудового договора приостанавливается. При этом течение срока действия первоначально заключенного трудового договора не прерывается. По истечении срока временного перевода спортсмена к другому работодателю первоначально заключенный трудовой договор действует в полном объеме".

Во-первых, временный перевод согласно указанной статье допускается в исключительном случае: когда работодатель не имеет возможности обеспечить участие спортсмена в спортивных соревнованиях. Однако на практике заключение трансферных договоров осуществляется в каждом виде спорта по соглашению сторон между клубами и спортсменом, при этом спортивной организации не надо доказывать, что она не может обеспечить своему работнику "участие в спортивных соревнованиях". Поэтому считаем, что для временных переводов достаточно волеизъявления сторон: прежнего клуба, нового клуба и самого спортсмена.

Во-вторых, ТК РФ не устанавливает гарантии обязательного возобновления трудового договора с первоначальным работодателем как для работодателя, так и для спортсмена. Что будет с трудовым договором, если спортсмен не захочет возвращаться к прежнему работодателю, имеет ли право работодатель взыскать с работника компенсацию? Либо работодатель отказывает спортсмену в возобновлении трудового договора? Как действовать спортсмену? Можно ли побудить в судебном порядке спортивный клуб обеспечить участие работника в спортивных соревнованиях и в подготовке к ним?

Эти вопросы должны найти свое отражение в ТК РФ. Практика применения этой статьи покажет и другие пробелы, требующие устранения.

Остановимся еще на одной спорной ст. 348.12 "Особенности расторжения трудового договора со спортсменом".

В ней регламентировано, что спортсмен имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе (по собственному желанию), предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев. В трудовом договоре со спортсменом может быть предусмотрено условие об обязанности спортсмена произвести в пользу работодателя денежную выплату в случае расторжения трудового договора по инициативе спортсмена (по собственному желанию) без уважительных причин, а также в случае расторжения трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, которые относятся к дисциплинарным взысканиям (ч. 3 ст. 192 ТК РФ). Размер денежной выплаты определяется трудовым договором.

Предлагаемая редакция является спорной. Она сильно ограничивает права спортсменов по сравнению с другими работниками и в большей степени защищает интересы работодателя. Что является уважительными причинами расторжения трудового договора, ТК РФ ответа не дает. Поэтому полагаем, что спортивные клубы будут загонять спортсменов в кабальные договорные отношения, устанавливая высокие размеры денежных выплат. Для разрешения этой проблемы должно служить установление размеров таких выплат в регламентных нормах федераций по видам спорта, чтобы они были едиными для всех спортсменов этого вида спорта.

Вместе с тем глава 54.1 ТК РФ "Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров" содержит множество достоинств.

Так, кодекс регламентировал труд детей до 18 лет (ст. 348.8 ТК РФ: заключение трудового договора с ними, установление предельно допустимых нагрузок производится при наличии обязательного медицинского заключения), труд женщин-спортсменок (ст. 348.9 ТК РФ: превышение предельно допустимых норм нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную допускается в соответствии с планом подготовки и медицинским заключением).

Статьей 348.10 предусмотрены дополнительные гарантии и компенсации спортсменам:

Работодатель обязан за счет собственных средств обеспечивать спортсменов спортивной экипировкой, спортивным оборудованием и инвентарем, другими материально-техническими средствами;

Спортсменам предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не менее четырех календарных дней;

Работодатель обязан в период временной нетрудоспособности спортсмена, вызванной спортивной травмой, полученной им при исполнении обязанностей по трудовому договору, за счет собственных средств производить ему доплату к пособию по временной нетрудоспособности до размера среднего заработка;

Некоторые другие гарантии, которые могут быть дополнены работодателем в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах, трудовых договорах.