Не от радости утех я бываю. Загадки о человеке и о его теле

Сегодня наше занятие посвящено русскому языку, таинственной и прекрасной науке - грамматике.

Оказывается, она может быть не только серьезной, но и достаточно веселой, загадочной.

В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них.

Путешествие по царству грамматики.

1. Разминка. Ребусы.

2. Заблудившееся слово.

Соедините слова первого столбика со словами второго столбика так, чтобы получились новые слова:

Сено овод

Газ марка

3. Антонимы.

Отгадайте загадку, где спрятались антонимы .

А) Я – антоним слову «зной»,

Я в реке в тени густой

И в бутылке лимонада, а зовут меня …(прохлада)

Б) Я – антоним слова «лето», в шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама, потому что я - …

В) Я – антоним к слову «смех»,

Не от радости, утех, - я бываю поневоле от несчастья и от боли,

От обиды, неудач. Догадались? Это … (плач)

Г) Я – антоним шума, стука, без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна называюсь … (тишина)

В Нью-Йорке создан клуб двойников. Членом этого клуба может стать лишь тот, кто похож на какого-нибудь знаменитого человека. И в русском языке тоже есть слова-двойники. Это омонимы. Они звучат и пишутся одинаково, но обозначают совершенно разные предметы, действия, признаки.

Задание: найти слова-омонимы в стихотворениях.


А) Вылезла из норки норка и пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла, норку в норке не нашла.

Если в норке нету норки, может, норка – возле норки?

Нет нигде. Пропал и след. Норка – здесь, а норки – нет!

Б) Мы сражаться стали, в ход пустили шашки.

Шашки не из стали, мы играем в шашки.

В) Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

Г) Кто без кисти и белил крышу города белил?

Д) Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

5. Омофоны – разные слова, одинаково звучащие, но различающиеся на письме.

Например, ПЛОТ – ПЛОД. Приведите свои примеры.

Задание: найдите омофоны в предложениях.

А) Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.

Б) Возьми прут и гони гусей на пруд.

В) Роман прочитал интересный роман.

6. Пословицы.

Закончи пословицу.

· Терпенье и труд…

· Что посеешь, …

· Ученье – свет…

· С волками жить …

· За двумя зайцами погонишься..

· Нет лучшего дружка…

· Не имей сто рублей…

Соберите пословицу (работа в парах)

Упустишь

потеряешь

кататься

7. Фразеологические обороты.

Конкурс «Веселые картинки»

Какие фразеологизмы изображены на рисунках? Что они обозначают?

1) как курица лапой (писать некрасиво, неразборчиво, иметь плохой почерк)

2) брать быка за рога (смело, энергично, начинать с самого главного, важного)

3) сесть в лужу (оказаться в глупом положении, потерпеть неудачу)

4) заметать следы (ловко скрывать то, что может служить уликой)

Задание: найдите каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой (соедините линией):

рукой подать не покладая рук

лясы точить своим горбом жить

выйти из себя держать в ежовых рукавицах

сидеть, сложа руки воды в рот набрать

с гулькин нос взять себя в руки

от рук отбиться за тридевять земель

сидеть на чужой шее хоть пруд пруди

8. Юмористическая викторина.

· В каких словах по сто согласных? (стог, стол, стон, стоп)

· Сколько гласных в словах семья, сорока?

· Сколько горошин может войти в стакан? (сами войти не могут)

· Может ли страус назвать себя птицей? (не умеет говорить)

· Чем кончается день и ночь? (мягким знаком)

Как приятно видеть и слушать интересно рассказывающего человека. Я всегда восхищаюсь людьми, владеющими словом. Надеюсь, вы разделяете моё мнение.

Сейчас в окружающей наших детей среде очень мало источников качественного языка. Просто крайне мало.

Какой выход? Эту среду надо создать. Я уже говорила об этом в статье о театрализованной деятельности детей. Хороший результат для ума и речи дают словесные игры , например, когда ищем слово, противоположное по смыслу данному, ускоряется мышление.

Антоним – это слово, противоположное данному по смыслу.

Для дошкольников более понятно выражение "слова-неприятели". Но можно ввести понятие "антонимы к слову". Я обычно говорю малышу: "Сейчас будем искать "слова-неприятели". Их еще называют "антонимы". Ты будешь учить это слово в школе. Так что запомни, оно тебе ещё пригодится".

Поверьте опыту, дошкольник обязательно постарается запомнить и щегольнуть перед товарищами и родителями. Иногда так можно пояснить и школьникам, если поиск антонимов, для них новость. Причем это ученики не только первого класса.

Слова-неприятели для дошкольников

Игра. Закончи предложение и назови "слова-неприятели"

Инструкция. "Мы с тобой будем придумывать предложения: я придумаю начало, а ты - конец".

  1. комар маленький, а слон...;
  2. пушинка легкая, а камень...;
  3. горчица горькая, а сахар...;
  4. куст низкий, а дерево...;
  5. компот холодный, а суп...;
  6. сметана густая, а молоко...;
  7. ручеек узкий, река...;
  8. ночью темно, а днем...;
  9. сахар сладкий, а лимон…;
  10. ходят ногами, а бросают…;
  11. детский сад близко, а школа…;
  12. лента узкая, а пояс…;
  13. ручей мелкий, а озеро…;
  14. жаворонок поет, а ворона…;
  15. самолет летает высоко, а вертолет…;
  16. черепаха ползает медленно, заяц скачет...;
  17. в кастрюле воды много, а в стакане…;
  18. покупатель покупает, а продавец...;
  19. летом жарко, а зимой …;
  20. утром завтракают, а в полдень …;
  21. соль солят, а сахаром …;
  22. дети отвечают, а воспитатель...;
  23. вечером дети уходят из детского сада, а утром...;
  24. на дереве растут фрукты, а на грядке…;
  25. весной на деревьях появляются цветы, а осенью …;
  26. утром встают с кровати, а вечером...;
  27. небоскреб высокий, а избушка…;
  28. птицы летают, а змеи…;
  29. в полдень обедают, а вечером …;
  30. кино смотрит зритель, а книгу читает …;
  31. на улице грязь, а в доме…;
  32. ствол у дерева толстый, а веточка….
  33. карандаш рисует, а резинка...

Игра. Скажи наоборот

Инструкция. "Я скажу тебе слово, а ты скажи наоборот" (привести пример)

ночь -...;

завтрак -…;

вечер -...;

враг -...;

чистота -...;

холод -...;

война -...;

трава - …;

земля - …;

движение - …;

говорун - …;

здоровье - ….;

ум - ...

войти -...;

молчать -...;

отдал -...;

вставать -...;

раздеться -...;

поднимать -...;

смеяться - …;

включать-...;

закрывать -...;

приходить - …;

появляться -…;

есть - ….

большой - ...;

черный - ...;

низкий -...;

плохой - …;

больной -...;

старый -...;

молодой - …;

широкий -...;

толстый -...;

узкий - …;

сложный - …;

сухой-….;

горький - ...

Слова с противоположным значением отсутствуют в словаре даже старшеклассников. Поэтому поиск антонимов на данный момент актуален до выпускного класса.

Обучение поиску антонимов к слову и дошкольников, и школьников надо начинать с простого. Школьники могут возмутиться простоте. Объясните, что надо разогреться. Усложните: отвечай прямо "в лёт". Как правило, ребята с ограниченным словарем уже имеют комплекс неудачника . Предложив сразу сложные (например, абстрактные) слова, можно получить полный отказ от занятий.

Смысловые противоположности в стихах

Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь:
Низко.

Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь:
… (близко).

Скажу я слово
Потолок,
А ты ответишь:
… (пол).

Скажу я слово
Потерял.
И скажешь ты:
… (нашёл).

Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты:
… (храбрец).

Теперь
Начало
Я скажу, -
Ну, отвечай:
… (конец) (Д. Чиарди)

Не люблю я слово «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
А зовут меня?
(Прохлада)

Неприятель слова «смех».
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? – Это…<
(Плач)

Не люблю я слово «лето».
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама!
Потому, что я – …?
(Зима)

Я противник шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха,
Для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь? –
(Тишина)

Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я – …?
(Конец) (А. О. Белобрыкина)

Поиск антонимов для школьников

  1. Источники противоположных по смыслу слов, конечно же, словари. Работу начинаем с поиска Словаря антонимов русского языка (автор М. Р. Львов). Есть также отличный информационно-справочный ресурс _http://bravica.ws/ru/antonims.htm. Загрузив эту ссылку в поисковую строку (без черточки вначале ссылки), попадете прямо на нужную страницу. С каждой страницей работайте не один день. Каждый раз берите 10-20 пар слов (в зависимости от возраста и развития речи).
  2. Прочитайте сами внимательно все словарные пары "слово – его противоположность".
  3. Предложите подростку тоже прочитать.
  4. Пусть он назовет слово, а вы – противоположное по смыслу.
  5. Меняетесь ролями.
  6. Следующее занятие начните с повторения: вы называете слово, он – слово наоборот.
  7. Затем следующие 10-20 пар слов (по пунктам 2-5).
  8. Выбрать противоположное слово поможет Word. Наведите курсор на слово и нажмите правую клавишу мышки. В нижней части выпавшего меню будет пункт "Синонимы". От него перейдите по стрелке вправо и в новом меню вниз до пункта "Антонимы".
  9. Некоторые слова русского языка не имеют не имеют своей смысловой противоположности. Если ваш поиск антонима к слову не удался, на ресурсе грамота.ру это можно сделать в режиме реального времени.

Дети любят учить родителей в любом возрасте, поэтому изредка "ошибитесь" где-нибудь. Похвалите подростка, но не "в лоб", потому что это может быть воспринято как заискивание, а как бы между делом. Похвалите его кому-нибудь третьему, например, в телефонном разговоре с бабушкой, пришедшему с работы отцу и т. д., но так, чтобы подросток это слышал.

Упражняя дошкольника или школьника в поиске антонимов, вы значительно расширяете его словарный запас и уже только этим ускоряете мышление. Это как минимум. Не жалейте времени на полезное дело. Возможно, сначала будет трудно. Но дорогу осилит идущий! Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.

Цель: повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика».

Задачи:

  • Образовательные:
    • формировать умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы; находить прямое, переносное значение слов; различать однозначные и многозначные слова;
      совершенствовать умение работы со словарями разных типов.
  • Развивающие:
    • развивать творческое мышление, активность учащихся;
    • совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.
  • Воспитательные:
    • прививать любовь к слову;
    • повысить интерес к русскому языку;
    • воспитывать бережное отношение к русскому языку.

ХОД УРОКА

Учитель. Ребята! Сегодня необычный урок, урок-игра. Мы отправляемся в путешествие. Назовем его «Три корабля». (Приложение 1 , слайд 1) Мы закончили изучение материала по теме «Лексика». Основная задача на уроке сегодня – повторить всё, что мы изучили по данной теме.

1) Чтобы начать игру, разделимся на три команды: «Волна», «Якорь», «Шторм». (Приложение 1 , слайд 2)
2) Познакомимся с картой путешествия (Приложение 1 , слайд 3)

– Чтобы попасть на самый главный остров – остров Лексики, необходимо показать свои знания, проявить сообразительность и эрудицию.
За правильные, полные ответы ваш капитан будет получать жетоны в виде рыбки.

Первая остановка на Острове однозначных и многозначных слов.

– Что вы знаете о жителях этого острова?
– Где можно узнать о лексическом значении слова? (За правильный ответ – рыбка)

Справка. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными.

Задание: чтобы попасть на Остров однозначных и многозначных слов, нужно выполнить задание (Приложение 1 , слайд 4): определите и запишите, в каких значениях употреблено слово СТАВИТЬ.

Пять рабочих ставят дом.
Ставит опыт агроном
(он растит такую рожь –
С головой в неё уйдёшь).
Ставит фильмы режиссёр
(снял он сказку «Колобок,
чтобы ты увидеть мог).
Мама ставит пироги
(подойди и помоги).
А диагноз ставит врач:
«Просто насморк. Спи, не плачь!»
Если кончится рассказ, ставить точку в самый раз.

Цели:

Образовательная: закрепить полученные в третьей учебной четверти знания по школьной программе.

Воспитательная: прививать умение работать в коллективе, воспитывать здоровую конкуренцию.

Коррекционная: корректировать нарушения письменной речи, активизировать словарь, развивать грамматический строй речи.

Оборудование: ребусы, карточки с деформированными словами, жетоны, речевой и картинный материал.

Предполагаемая аудитория: учащиеся начальных классов, посещающие коррекционные логопедические занятия.

Ход занятия

Вступительное слово.

I тур «Разминка»

Каждому из вас будут заданы вопросы. За каждый правильный ответ вы получаете жетон. После этого тура выбывают те, кто набрал меньшее количество жетонов.

1. Вопросы - 3 класс:

1. Я антоним к слову «зной».
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня …………… (прохлада)
2. Я антоним к слову «лето»
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …………. (зима)
3. Я антоним к слову «холод».
В речке все - и стар, и молод,
Меня любит детвора,
Называюсь я …………… (жара)
4. Я антоним к слову «день».
Всем давно трудиться лень,
И игрушки тоже прочь,
Спать пора, пришла уж ……….. (ночь)
5. Я антоним к слову «смех».
Не от радости, утех, -
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это ……….. (плач)
6. Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я ………… (конец)
7. Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Называюсь ………… (тишина)
1 класс: назови слова, в которых четыре слога.



2. 3 класс: каждому из вас будет предложено слово (существительное). Вам необходимо подобрать к этому слову по четыре признака.

Солнце (какое?)
Дерево …
Собака …
Мама….
Весна….
Ножницы ….
Волк …..
1 класс: подобрать по два признака:
яблоко ….
Пальто ….
Тарелка …
Нитки …
Стол …

3. Назовите профессию:

1. Кто дрессирует зверей? (дрессировщик)
2. Кто вставляет стекла? (стекольщик)
3. Кто точит ножи? (точильщик)
4. Кто на вокзале помогает переносить тяжести? (носильщик)
5. Кто регулирует дорожное движение? (регулировщик)
6. Кто работает на экскаваторе? (экскаваторщик)
7. Кто чинит часы? (часовщик)
8. Кто сочиняет сказки? (сказочник)
9. Кто летает на вертолете? (вертолётчик)
10. Кто ходит в разведку? (разведчик)
11. Кто играет в хоккей? (хоккеист)
12. Кто подметает двор? (дворник)

4. Образуйте одно слово из двух.

1. Как называется машина, которая возит бензин? (бензовоз)
2. Как называется машина, которая ездит по снегу? (снегоход)
3. Как называется явление, когда падают листья? (листопад)
4. Как называется машина, которая возит молоко? (молоковоз)
5. Как называется агрегат, который рубит мясо? (мясорубка)
6. Как называется явление, когда на реке тает лед? (ледоход)
7. Как называется машина, которая возит лес? (лесовоз)
8. Как называется зверь, у которого на носу рог растет? (носорог)
9. Как называется агрегат, который сосет пыль? (пылесос)
10. Как называется аппарат, который умеет ходит по Луне? (луноход)
11. Как называется явление, когда падает снег? (снегопад)
12. Как называется машина, которая возит хлеб? (хлебовоз)

выбывшим вручаются поощрительные призы.

II тур «Алфавит»

Сейчас вам будут заданы вопросы, которые начинаются на определенную букву алфавита:

1. Семь ребят на лесенке,
Вдруг запели песенки (ноты)
2. Время, когда зажигаются звезды (ночь)
3. Уютное жилище мышки (нора)
4. Как называли мышку в сказке «Теремок» (норушка)
5. Что оторвали на базаре любопытной Варваре? (нос)
6. Должность Арины Родионовны в доме Пушкиных (няня)
7. Подружка Ваньки - Встаньки (неваляшка)
8. Верная спутница иголки (нитки)
9. Счет в игре, при котором нет победителя и проигравшего (ничья)
10. Костяная часть Бабы - Яги (нога)

1. Герой сказки Андерсена. Чье сердце Снежная королева превратила в лед (Кай)
2. Экипаж, в котором Золушка приехала на бал (карета)
3. Главный противник Буратино (Карабас)
4. Лучший друг малыша, живущий на крыше (Карлсон)
5. Овощ для приготовления чипсов (картофель)
6. Крутящаяся часть велосипеда (колесо)
7. В чем медведь нес домой Машу, а думал. Что несет пирожки? (корзина)
8. Из чего сделана розочка на торте? (крем)
9. Какое животное с рождения и до смерти почти света белого не видит? (крот)
10. Жгучая, кусачая трава (крапива)

1. Спасательное устройство летчиков (парашют)
2. От урока до урока (перемена)
3. Он бывает черный и красный, сладкий и душистый (перец)
4. Емелино средство передвижения (печка)
5. Морской разбойник (пират)
6. Чем торговал Дуремар в сказке «Приключения Буратино» (пиявки)
7. Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? (почтальон)
8. Новый год, Пасха, Рождество (обобщающее понятие) (Праздники)
9. Часть слова, стоящая перед корнем (приставка)
10. Что можно совершить, имея за плечами парашют? (прыжок)

III тур «Отгадай и назови»

1. Ребусы:

Ответы: хомячок, кувшинка, фрак, гвоздика, зебра, незабудка, косынка. (дополнительный жетон за разделение слов на группы: одежда, животные, цветы)

2. Деформированные слова. ВОРЬМОК (МОРКОВЬ); ХОРГО (ГОРОХ); ДИСКЕРА (РЕДИСКА); ЛАФОСЬ (ФАСОЛЬ); СНОКЕЧ (ЧЕСНОК); РЕГУЦО (ОГУРЕЦ); РУПОК (УКРОП); КАЛВЁС (СВЁКЛА); САПАТУК (КАПУСТА); АЛТАС (САЛАТ).
выбывшим вручаются поощрительные призы.

IV тур «Кто больше?» (для двоих финалистов)

В этом туре к вам на помощь приходят ваши воспитатели. Из волшебного слова КОЛЕСОКИСЕЛЬНИК необходимо составить как можно больше слов.
Мы, например, за 5 минут составили 20 слов.

V тур «Суперигра»

На доске зашифровано слово из 8 букв. Это время бывает четыре раза в год, иногда оно короткое, иногда - длинное. Разрешается назвать любые три буквы.

КАНИКУЛЫ

Итог. Вручение призов.

По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет.
А прохожие глядят во все глаза;
Очень длинная у девочки..?

Нос

Между двух светил
Посредине один.

Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит -
То заходит, то выходит.

Зубы

Отворю я хлевец,
Выпущу стадо белых овец.

Около проруби
Сидят белые голуби.
Когда мы едим - они работают,
Когда не едим - они отдыхают,
Не будем их чистить - они заболят.

Губы и зубы

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб -
Всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю.

Зубы и язык

Тридцать два молотят,
Один поворачивает.

Белые силачи рубят калачи
А красный говорун подкладывает.

Пальцы

У пяти братцев одна работа.

У двух матерей
По пяти сыновей,
Одно имя всем.

Есть у меня работники,
Во всем помочь охотники,
Живут не за стеной -
День и ночь со мной;
Целый десяток
Верных ребяток.

Твои помощники - взгляни -
Десять дружных братцев,
Как славно жить, когда они
Работы не боятся.

Ноги

Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут.

Мы на них стоим и пляшем.
Ну а если им прикажем,
Нас они бегом несут.
Подскажи, как их зовут?