Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Институт права, социального управления и безопасности
Кафедра криминалистики и судебных экспертиз
по дисциплине «Исторические тенденции возникновения и современного развития криминалистики»
Роль Ганса Гросса в становлении криминалистики
Выполнил студент
очной формы обучения
группы МЮ 12-11
Михайлов А.
Научный руководитель:
Бикмаева Н.Л.
Ижевск,2011
История криминалистики неразрывно связана с именем известного австрийского учёного Ганса Гросса. Многие исследователи считают что именно его фундаментальный труд «Руководство для судебных следователей как система криминалистики» и дал жизнь криминалистике как науке, другие специалисты не склонны настолько преувеличивать его значение, но несомненно одно – именно с этой работой криминалистика получила должную систематизацию, были сформулированы многие её теоретические и практические положения. И, несмотря на давность опубликования, «Руководство» до сих пор является источником многих ценных идей теоретического и практического характера, имеющих огромное методологическое значение для анализа и оценки состояния и достижений современной криминалистики в целом и её отдельных структурных элементов. Поэтому данный труд представляет собой не только исторический интерес, но и даёт представление об уровне тогдашних идей и взглядов по поводу вопросов, важных и для современной криминалистики. Его называют "отцом европейской криминалистики", считая, что он первый, кому пришло в голову усмотреть систему в деятельности по раскрытию и расследованию любого преступления. Индуктивно преодолев узость опыта отдельных успешных расследований, Гросс попытался создать инструкцию для расследования различных видов преступлений, предложил приемы производства следственных действий и методы работы с доказательствами. Многие его идеи стали фундаментом для формирования современной системы криминалистики.
Австриец по происхождению, Гросс в течение 20 лет был судебным следователем. Задачи по розыску и привлечению к ответственности преступников определили круг интересов Гросса, который для этого начал одним из первых практиков применять специальные познания из области естественных наук. Увлеченно изучая всю доступную ему литературу, он пришёл к выводу, что едва ли существует такое техническое или естественнонаучное достижение, которое нельзя было бы использовать при раскрытии преступлений. Для этого Гросс рассматривал основы химии и физики, фотографии и микроскопии, ботаники и зоологии. В результате этих исследований и попыток внедрения их в практику расследования преступлений, Гроссу удалось сформулировать ряд важных теоретических положений, объединённых им под название «система криминалистики».
Уже с первых шагов своей деятельности в качестве судебного следователя он увидел, насколько плохо ведут расследование сотрудники уголовной полиции. В их работе отсутствовала какая-либо система методически продуманных действий, попыток использования специальных познаний для разрешения отдельных вопросов. Основной их задачей было получение признательных показаний от подследственных лиц путём грубого психологического или физического воздействия. В данном положении Г. Гросс понял, что без строгой научной системы в действиях следователей расследование, особенно в условиях качественно и количественно изменившейся преступности не может быть эффективным. Положительный результат расследования в этих случаях не может быть закономерным. Нужны были научно-продуманная система следственных действий и новые приемы, методы и средства их проведения, опирающиеся на последние достижения естественнонаучных работ того времени.
Таким образом, обобщив свой опыт расследования с использованием естественно-технической информации, изучив сложившуюся к тому времени практику расследования и имевшиеся научные разработки отдельных криминалистически значимых вопросов, Ганс Гросс написал свой наиболее значительный труд – «Руководство для судебных следователей, чинов жандармерии и полиции». В 1892 г. выходит в свет первое его издание, в котором Гросс систематизировал все известные в то время средства и приемы работы с доказательствами, разработал ряд оригинальных рекомендаций по обнаружению, изъятию и исследованию следов и иных вещественных доказательств. Кроме того, описал быт и жаргон профессиональных преступников, наиболее распространенные в практике способы совершения и сокрытия преступлений и сформулировал основы методики раскрытия и расследования ряда опасных преступлений. Уже в 1895- 1896 гг. в Смоленске тремя выпусками был издан русский перевод второго издания «Руководства».
Третье издание книги Гросса вышло под измененным названием «Руководство для судебных следователей как система криминалистики» (1898), но введенный им в научный обиход и практику термин «криминалистика» был принят не сразу и не всеми: в ряде стран и тогда, и даже теперь популярны термины «полицейская техника», «научная полиция», «судебные науки».
Уже содержание самого «Руководства» позволяло судить о некоторых чертах характера и особенностях личности автора. Само разнообразие информации, оказавшейся на страницах этой инструкции, свидетельствовало о чрезвычайной любознательности, высокой эрудиции и богатом следственном опыте Гросса. Исследование ложных показаний, жаргон, тайнопись и жесты преступников, расследование несчастных случаев на железных дорогах, конструкции адских машин, взаимодействие следователя и прессы, микрочастицы почвы на обуви, средства изгнания плода, приемы противодействия расследованию, оружие огнестрельное и холодное – этот разносторонний перечень только отдельных тем, достаточно ярко характеризует Гросса как энциклопедиста криминалистики, пытливого исследователя, смело вторгающегося в самые разнообразные отрасли знаний.
Отдельная глава «Руководства» посвящена цыганам, как особо криминогенной группе. Из этого становится ясно, что в данной работе кроме криминалистики затронуты также частично вопросы криминологии. Перечисление автором качеств, которыми должен обладать судебный следователь приводит к мысли об автобиографическом характере этой информации. «Неустанное усердие и рвение, самоотверженность и твердость, остроумие и знание людей, образование, безусловно, вежливое отношение ко всем – эти качества следователя предполагаются сами собой». «Чрезвычайная» точность, внимательность при разговоре и наблюдении за людьми, педантичность – качества которые, возможно, были присущи самому Гроссу. Например, при описании подготовительных действий для выезда на место происшествия, Гросс подробнейшим образом комментирует содержимое следственного портфеля: «Перья с карандашом должны быть наилучшего качества, отличные перья дают возможность быстро писать, вследствие чего получается сбережение времени; следует заботиться о тщательном закупоривании флакона с чернилами и после каждой поездки должно снова наливать чернила». Он и сам оправдывается, подозревая, что эти советы будут восприняты как мелочные и признается, как бывает приятно, когда все мелочи в порядке. Из той же главы становится известным, что Гросс имел отношение к военной службе и участвовал в боснийской кампании 1876 года. Вот почему его первый следственный портфель имел вид модернизированной офицерской сумки. Как комплектация следственного портфеля в частности, так и содержание «Руководства» в целом свидетельствуют о высоком профессионализме Гросса, позволяющем использовать его опыт и сегодня. Специалисты американского Федерального бюро расследований, не так давно посетив музей криминалистики, созданный Гроссом в г.Граце и осмотрев, находящийся там модернизированный следственный портфель, сформированный основоположником криминалистик и, также дали ему высокую оценку.
Многие средства и методы криминалистики, которые стали нам известны из современных разработок имеют корни, упоминаемые еще в «Руководстве» Г. Гросса. Так, например, уже общеизвестен способ отбора запахов с места происшествия для его последующего хранения и использования при появлении подозреваемого. В 1965 году А.И. Винберг с соавторами зарегистрировал его как изобретение и даже получил авторское свидетельство. Эта методика совершенствовуется и в настоящее время. Изымаемый с помощью шприца запах рекомендуется хранить в стерильных стеклянных сосудах с притертыми пробками, залитыми парафином с момента изъятия, до их исследования. Подобные рекомендации давал Г. Гросс в разделе «об исследованиях волос». Еще более ста лет назад, он указывал, на способность волос впитывать запахи и предлагал сохранять их в «склянках тонкого стекла, с пробкой, герметизированной абсолютно чистых салом». Думается, что изобретатели одорологического метода знакомились с «Руководством для судебных следователей», а рекомендации Гросса вполне могли явиться отправной точкой для идеи создания целого направления в современной криминалистике.
Большое значение Гросс придавал налаживанию правильного взаимодействия следователя с сотрудниками полиции в процессе расследования. В этой связи многие его суждения по поводу того, каким должно быть это взаимодействие, до сих пор не потеряли актуальности. Так, он отмечал, что это взаимодействие будет правильным тогда «если следователь не будет себя ни возвышать, ни уничижать перед полицией и в интересах дела будет работать с ней рука об руку, будет постоянно сообщать ей о новых обстоятельствах, добытых им, чтобы ничто не происходило без его ведома и чтобы все его поручения исполнялись по его указаниям». Вместе с тем следователь должен контактировать с такими чинами полиции, которые с доверием относятся к нему, быстро и точно будут исполнять все его поручения.
Значительное место в «Руководстве» уделено рассмотрению вопросов о значимости отдельных видов доказательств, собираемых в процессе расследования для установления истинных знаний о событии преступления. Этот круг вопросов автор назвал самым значительным отделом криминалистики. При этом, опираясь на данные криминальной психологии, он весьма критически оценивал значимость для установления истины свидетельских показаний, считая, что они неоправданно высоко оцениваются. На свидетельские показания, по мнению Г. Гросса, оказывают влияние многие факторы физического, психического и злонамеренного характера. Или, как он отмечал «Злая воля и обман, ошибки и заблуждения, а чаще всего собственные выводы свидетеля и его уверенность, что он говорит лишь о том, что он видел и слышал, влияют столь бесконечно много, что мы лишь в самых редких случаях можем признать показания свидетеля объективным, абсолютно правильным и ни в коей мере не внушаемым». В этой связи он считал, что выявление и исследование различных следов преступника, вещественных доказательств и различных подобных реальностей, являющихся «неподкупными свидетелями», не допускающих опровержения, - и в то же время допускающих постоянную проверку, являются надёжными реальными доказательствами. Соответственно, в книге большое внимание уделяется показу возможностей различных видов специальных познаний для исследования различных видов указанных реальных доказательств. Причины подобного пренебрежительного отношения Гросса к свидетельским показаниям Н.П. Яблоков видит в излишне эмоциональной оценке известных недостатков свидетельских показаний. Исключать же их из процесса доказывания ни в коем случае нельзя. Профессионализм следователя и заключается в том, чтобы разобраться во лжи, ошибочных суждениях и помочь свидетелю избавиться от этих наслоений в их показаниях.
Определив криминалистику как учение о реальной стороне явлений, составляющих содержание уголовного права Г. Гросс определил и основной объект криминалистического изучения – преступные деяния (их начало, их составные части, их дальнейшее течение и их цели). Следовательно объектом её изучения являлась преступная деятельность разных видов. Причём в его взглядах на указанную деятельность просматривалось стремление видеть в ней некоторую систему, имеющую составные части. Этот взгляд на объект созвучен и современным представлениям о криминалистике.
Соответственно в работе он проводил идею необходимости получения следователями именно криминалистических знаний о преступной деятельности различных видов. Отсутствие таких знаний у них он считал одной из причин неуспешного расследования. Поэтому он в своём труде выделил целый раздел под названием «Особые познания, необходимые для судебного следователя», которые он сводил к знаниям о некоторых криминалистически значимых особенностях преступных приемов, применяемых различными категориями преступников, и их типологических особенностях. Конечно, круг этих особенностей был ещё узок, но это был толчок к дальнейшим научным разработкам в этом направлении.
"Руководство для судебных следователей как система криминалистики" разделено на общую и особенную части. В общей части содержатся общие пожелания автора, относящиеся к личности судебных следователей, их профессиональным качествам, а также некоторые тактические положения – тактика проведения допроса и осмотра. Особенная часть включает в себя криминалистическую технику, а также методику раскрытия отдельных видов преступлений. Таким образом, можно сделать вывод о том, что система криминалистики, актуальная в настоящее время – то есть её разделение на теорию криминалистики, криминалистическую тактику, технику и методику раскрытия отдельных видов преступлений, была сформулирована в общем виде именно в труде Ганса Гросса.
Гроссом внесен большой вклад в становление юридической психологии. Его книга „Криминальная психология" (1905г.), ставшая продолжением его „Руководства для судебных следователей" и посвященная анализу психологии допроса свидетелей, обвиняемых, психологии судебной деятельности стала заметным достижением в развитии юридической психологии. Автор определял судебную психологию как совокупность психологических знаний, которые могут пригодиться криминалисту. Г. Гроссом был собран значительный материал наблюдений в разных областях судейской деятельности. В структуре судебной психологии он выделял субъективную психологию, под которой понимал психическую деятельность судьи, и объективную, под которой понимал психическую деятельность тех участников процесса, которые обеспечивают судье материал для окончательных его выводов и суждений, необходимых для вынесения приговора. Сюда он относил психологию свидетелей, обвиняемого.
Психическую деятельность судьи Г.Гросс делил на воспринимающую и конструктивную. Воспринимающую затем делил на три части. К первой относил психологическое наблюдение в суде, ко второй - самодисциплину в отношении всех участников процесса, (чтобы психологическое наблюдение было точным), к третьей - феноменологическое изучение явлений (что дано в непосредственном восприятии и на основании каких принципов можно делать заключения о скрывающихся за теми или иными внешними проявлениями психологических процессах). Конструктивная деятельность судьи состоит из умозаключений и выводов, а также имеющихся у суда сведений по обстоятельствам дела.
Описание работы
Усилиями Ганса Гросса была сформирована новая специфичная отрасль человеческого знания, имеющая ключевое значение для противодействия преступности в целом и раскрытия преступлений в частности. Жизнь и деятельность этого человека дают полное право назвать его основоположником криминалистики как науки, так и учебной дисциплины.
Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.
гросс
А, м. (спец.). Мера счета: двенадцать дюжин (при счете нек-рых галантерейных товаров, карандашей). Г. пуговиц.
гросс
м. Мера счета, равная 12 дюжинам (144 штукам), применявшаяся обычно при счете некоторых галантерейных и канцелярских товаров.
гросс
ГРОСС (нем. Gro?) мера счета (обычно мелких галантерейных и канцелярских предметов), равная 12 дюжинам, т.е. 144 штукам.
гросс
ГРОСС (Gro?) Ганс (1847-1915) австрийский юрист, один из основоположников криминалистики и судебной психологии, создатель первого в мире Музея криминалистики в Граце.
гросс
ГРОСС Евгений Федорович (1897-1972) российский физик, член-корреспондент АН СССР (1946). Основные труды по спектроскопии. Экспериментально доказал существование экситонов в кристаллах. Ленинская премия (1966). Государственная премия СССР (1946).
Гросс (мера счёта)
Гросс - мера счёта, равная 12 дюжинам, т. е. 144 штукам.
Обычно применялась при счёте мелких галантерейных и канцелярских предметов - карандашей, пуговиц, писчих перьев и т. п.
Дюжина гроссов составляет массу.
Гросс
Гросс:
На той неделе прилетает Глен Гросс , включаю Белореченск в маршрут поездки.
Увы, читатель, немало здесь собралось и проходимцев от науки - Буксбаумы, Гроссы , Крафты, все в париках, тевтоногрозные, завистливые к чужим успехам, жадные до казенных дровишек.
Кроме того, я решил, что мистер Гросс - человек более высокого ранга, чем мистер Агрикола, и что последний получил указания именно от него.
Судя по тому, что ты говоришь, и не только ты, а и те два парня тоже, Гросс - более важная шишка, чем Агрикола, а между тем Агрикола был самым высокопоставленным бандюгой, о котором я когда-либо слышал.
Дядя Эл, Фермер Агрикола, его дочь мисс Алтея, мистер Гросс , инспектор Махоуни, Крепыш Тони Тафи, Траск и Слейд.
Она вытерла глаза, умылась, вышла во двор, где Прауд, Дора, Джерри, фрау Гросс и мать Энн сообща пытались переоборудовать старинный погреб в бомбоубежище, взяла свою лопату и снова принялась за работу.
Недаром сказал обозреватель Глен Гросс , кстати заметить, ветеран 42-й пехотной дивизии армии США, форсировал на хилом буксирчике Ла-Манш, катил на танке по Европе.
Сэндерса наконец дошел трюк майора Гросса : он отправил всех троих разными маршрутами, но цель у них наверняка одна -- некая точка в юго-западной Англии, где рано или поздно двойники должны будут собраться вместе.
Гроссе , считал, что трансураны Ферми вовсе не новые элементы, а на самом деле изотопы 91-го элемента -- протактиния.
Сейчас здесь живут русский посланник, по национальности француз, граф Кассини с племянницей и ее гувернанткой мадемуазель Шелле, первый секретарь посольства Павлов, секретарь Соловьев, драгоманы Попов и Колесов, доктор миссии Корсаков и студенты Штейн, Гроссе и Рождественский.
Перед битвой Гросс вел себя кичливо и развязно, он хвастал своей непобедимостью и мастерством.
Такое понимание Гросса вполне совпадает с нашими прежними размышлениями по поводу обсуждавшихся номиналистической и реалистической точек зрения, а также их ранних стадий, представленных в платонической, мегарской и кинической школах.
Гросс различает две формы слабоумия: в одной - сознание расплывчато и поверхностно, в другой - сужено и углублено.
Гросс , друг мой, - виновато прошептала профессорша и горестно вздохнула, - я знаю, что ты меня будешь упрекать, я знаю, что заслужила твои упреки, но только я.
Лишь только фрау Гросс стала одеваться, как давно уже не спавшая девочка вскочила на ноги, разбудила Джерри, убрала постель, умылась и побежала на кухню, где профессорша готовила завтрак.
Наверное, ни в одном из современных учебников криминалистики не обойдены вниманием заслуги австрийского ученого, практика и преподавателя Ганса Гросса в создании предпосылок для возникновения науки о раскрытии и расследовании преступлений. Действительно, мы знаем его как автора самого термина "криминалистика ", создателя знаменитого "Руководства для следователей", изобретателя следственного чемодана, для работы на месте происшествия, организатора первого учебного музея криминалистики и издателя журнала "Архив уголовной антропологии и криминалистики ". Его называют "отцом европейской криминалистики ", считая, что он первый, кому пришло в голову усмотреть систему в деятельности по раскрытию и расследованию любого преступления. Индуктивно преодолев узость опыта отдельных успешных расследований, Гросс попытался создать инструкцию для расследования различных видов преступлений, предложил приемы производства следственных действий и методы работы с доказательствами. Многие его идеи стали фундаментом для формирования современной системы криминалистики .Георг Эренфрид Гросс или Жорж Грос (нем. Georg Ehrenfried Groß, нем. George Grosz, 26 июля 1893, Берлин — 6 июля 1959, там же) — немецкий живописец, график и карикатурист. В Германии художник был видным деятелем авангарда. В 1917-1920 он принимал активное участие в жизни берлинских дадаистов. С 15 лет рисовал карикатуры. В 1909 поступил в Королевскую Академию художеств в Дрездене; позднее учился в берлинской Художественно-промышленной школе и в Париже. Начав профессионально заниматься живописью, Грос поселился в Берлине и жил там до 1932, затем эмигрировал в США, а в 1938 принял американское гражданство.
В ответ на просьбу написать автобиографию для сборника «Молодое искусство» Георг Гросс прислал
John the sex murderer
Дадаизм (особенно в Германии) был направлением в живописи, литературе, театре, которое выражало несогласие. недовольство, стремилось шокировать, удивлять, бросать вызов и… говорить правду о мире, который, казалось, сошел с ума.
«В те дни (после I мировой войны) мы все были дадаистами. Если слово DADA и означало что-нибудь вообще, то это означало кипеть недовольством, неудовлетворенностью и цинизмом. Поражение и политический фермент всегда дают начало движениям такого рода».
(Г. Гросс)
Вернувшись с первой мировой войны Гросс рисовал то, что увидел в Берлине - кабаре, спекулянтов, нищих, проституток, банкиров, прусских военных, аристократов, наркоманов, инвалидов, полицейских, бюргеров.
Гросс — виртуозный рисовальщик, любящий смелые, пол-ные смысла контрастные композиционные сопоставления, необычные ракурсы. Но все это — смещения планов, выра-зительная деталь, острота линии — подчинено вскрытию са-тирической сущности явления. Это приемы гротеска, гипер-болизации, без которых не может существовать сатира.
В предисловии к сборнику рисунков Георга Гросса, изданному в СССР в 1931 г., говорилось:
«Сила Гросса заключается в том, что он умеет с необыкновенной остротой дать общее выражение классовой противоположности между буржуазией и пролетариатом.
…Его внимание поглощено исключительно негативной задачей, задачей разоблачения буржуазии… отрицая капитализм, он в то же время не видит конкретного выхода для трудящихся и не показывает в своих рисунках той силы, которая призвана уничтожить капиталистический строй».
Нарком просвещения СССР А.В.Луначарский сказал о Георге Гроссе:
«…Блестящий, своеобразный рисовальщик, злой и проницательный карикатурист буржуазного общества и убежденный коммунист… Это поистине изумительно по силе таланта и по силе злобы. Единственно, что я могу поставить в вину Гроссу, это то, что порою его рисунки чрезвычайно циничны…».
Его постоянно обвиняли — в «порнографичности», «оскорблении общественной морали», «антипатриотизме».
Все признавали мастерство Гросса как художника. Но его работы — и рисунки, и живописные картины — жесткие, беспощадные, злые, будоражащие, провоцирующие…
Большую часть из них не повесишь в гостиной или спальне, они не для офисов или залов заседаний.
Они не являются предметом украшения. И в этом их сила.
Позже в число персонажей его рисунков вошли чернорубашечники и, разумеется, их вождь - Адольф Гитлер.
Нацисты изымали из музеев и галерей рисунки Георга Гросса, альбомы с его работами сжигали на площадях.
Во многом вдохновляясь вестями из России, совершившей революцию, а также революционными событиями на своей родине, Георг Гросс вступил в созданную в 1918 году «Группу Ноябрь», а чуть позже и в Коммунистическую партию Германии.
Во время восстания спартаковцев в Берлине Гросс был арестован, но благодаря подложным документам ему удалось оказаться на свободе.
В 1919 году вместе с Виландом Херцфельде (издательство «МАЛИК») он начал издавать журнал «Пляйте». Рисунки Гросса печатаются во многих выпусках брошюр из серии «Маленькая революционная библиотека», которую выпускает издательство «МАЛИК».
В 1921 году Гросс выпускает альбом «С нами бог» и за рисунки, «оскорбляющие честь германской армии», был оштрафован на 300 марок. Эта история — «ДАДА перед судом» в деталях описана Раулем Хаусманном.
В 1922 году вместе с писателем Мартином Андерсеном Нексе совершает пятимесячную поездку в СССР, во время которой встречается с В.Лениным и Л.Троцким.
Однако увиденное не вдохновляет Гроша воспевать советскую Россию, скорее подталкивает к выходу из компартии, что и происходит в 1923 году.
Критические высказывания Георга Гросса о В. И. Ленине послужили одной из причин того, что некоторые издания с его цитатами оказались в СССР в спецхране.
Он не становится «буревестником революции», а начинает свою собственную революционную борьбу с обществом, культурой и искусством эксплуатации и тоталитаризма.
Работы Гросса 1920-х годов могут быть охарактеризованы как политическая и социальная сатира. Искусствоведы определяют их и как сатирический авангардизм, и как социальный экспрессионизм. Некоторые его работы (особенно ранние) считаются классикой дадаизма. Некоторые поздние считают предтечей такого направления как поп-арт.
Но никто не сомневается в том, что Георг Гросс вошел в историю живописи как выдающийся политический художник.
И это выбор был сделан им вполне осознанно.
Сам Гросс написал позже в автобиографии «Маленькое ДА и большое НЕТ»:
«Всюду начали звучать гимны ненависти. Ненавидели всех и каждого: евреев, капиталистов, прусских юнкеров, коммунистов, армию, владельцев собственности, рабочих, безработных, черный рейхсвер, контрольные комиссии, политических деятелей, универмаги, и снова евреев. Это была оргия подстрекательства, и сама республика была слабой вещью, едва заметной. Это был мир полный негатива, отрицания, увенчанный красочной мишурой и блестками, мир, который многие представляли как истинную, счастливую Германией, в то время как начиналось новое варварство «.
«Каин, или Гитлер в аду» (1944)Cain, or, Hitler in Hell.
Когда фашисты захватили власть в Германии, они запре-тили творчество неугодных им прогрессивных художников. В этом черном списке среди первых было названо имя круп-нейшего художника-сатирика Георга Гросса. Сжигались на кострах старые журналы с его рисунками, живопись нель-зя было показывать в залах музеев.
George Grosz, The Survivor, 1944.
Нацисты называли его большевистским прихвостнем. Одна из немецких газет писала: “Среди немцев, которые имеют здоровый, естественный образ мыслей — как экспертов, так и непрофессионалов — артистические таланты господина Гроса наименее уважаемы. Грос — квалифицированный политический агитатор, который использует для пропаганды не слова, а свой карандаш. Он — на стороне не немецких художников, а с большевиками или скорее политическими нигилистами.”
Бог войны
Автопортрет.
George Grosz, The Wanderer, 1934.
Но вскоре началась первая мировая война, и свободный художник Гросс призывается в кайзеровскую ар-мию. Здесь, столкнувшись лицом k лицу со страшной действительностью, видя ежедневно, как люди отдают жизнь за то, чтобы власть имущие положили лишнюю прибыль в свой карман, солдат Гросс открыто выступает про-тив милитаризма и продолжения войны.
Retreat (Rückzug),
Георг Гросс не был активным сторонником идей коммунизма, хотя и сотрудничал с левыми и коммунистическими изданиями.
Георг Гросс не был героем-подпольщиком, боровшимся с нацизмом.
Столпы общества. Жорж Гросс (1926)
Главным его врагом был воцарившийся в Германии тоталитаризм, опору которого составляли не только тысячи гестаповцев, но и десятки тысяч немцев, писавших в гестапо доносы на своих соседей и родственников, боявшихся доносов от своих соседей и родственников, но довольных тем, что в гитлеровской Германии наконец-то «наведен порядок», продается сыр и поезда ходят по расписанию.
The Painter of the Hole I,
he Painter of the Hole II,
George Grosz, Portrait of Dr. Felix J. Weil,
Porträt des Schriftstellers Max Herrmann-Neiße,
Strasse in Berlin (1922-1923 - George Grosz)
20-е годы — наивысший подъем в творчестве Гросса. Гросс любил делать большие серии рисунков, как бы давая в них энциклопедию нравов современной Германии, беспощадно вскрывая вопиющие противоречия общества, показывая его воинствующий антигуманистический характер. Выпуск каждой из них был событием общественной важности, был подобен взрыву бомбы. Серия монографий «Бог с нами» (1920), разоблачавшая злобную тупость германской военщины, была подвергнута рейхсвером штрафу в 5 тысяч марок. Такая участь постигла и великолепный цикл «Ессе Homo» (1923).
Гросс — виртуозный рисовальщик, любящий смелые, пол-ные смысла контрастные композиционные сопоставления, необычные ракурсы. Но все это — смещения планов, выра-зительная деталь, острота линии — подчинено вскрытию са-тирической сущности явления. Это приемы гротеска, гипер-болизации, без которых не может существовать сатира. Сам художник говорил, что «рисование должно снова подчи-ниться общественной цели», стать «оружием против звер-ского средневековья и человеческой глупости нашего вре-мени...» И надо сказать, что делал он это с подлинным блеском. Так, рисунок «Муштра» из цикла «Меченые» (1923) настолько зло показывает бездушность и идиотизм жизни германской армии, что не оставляет никаких надежд на тот ореол романтики, которым окружала ее официальная пропаганда. В изображении Гросса перед нами предстают люди-механизмы, двигающиеся, и, что самое главное, ду-мающие только по команде. Это не какое-либо учение, а именно муштра, нечто нечеловеческое.
В на-чале 30-х годов, когда фашисты уже открыто готовились к захвату власти, Гросс уезжает в Соединенные Штаты Аме-рики. Кроме Георга Гросса из гитлеровской Германии эмигрировали Д.Хартфилд, Б.Брехт, Л.Фейхтвангер, Э.Пискатор, М.Дитрих, Г. Эйслер, Т.Манн и многие, многие другие. В 1938 Гросс был лишен немецкого гражданства.
В Америке Гросс преподавал, открыл частную художественную школу. В 1937 году он получил финансовую поддержку фонда Гуггенхайма, что позволило ему посвятить большее время своим собственным работам. Он не был богат, но жил достаточно комфортно. Выставки его работ (особенно в послевоенные годы) пользовались успехом и признанием критиков и зрителей.
В 1946 году в США издана автобиография Гросса «Маленькое ДА и большое НЕТ».
В 1954 Гросс был избран в американскую Академию Литературы и Искусств, в 1958 году — в Академию Искусств Германии.
Его последние работы в Америке были коллажами, которые напоминают о его периоде дадаизма и считаются предвестниками художественного направления известного как поп-арт.
В 1959 Гросс вернулся в Берлин и спустя месяц после возвращения 5 июля умер в своем доме.
Самоубийство
George Grosz. Self-Portrait, Warning.
Grosz High Dunes, 1940.
В Германии художник был видным деятелем авангарда. В 1917-1920 он принимал активное участие в жизни берлинских дадаистов. Для его творчества этого периода типичен Портрет Д.Хартфилда, где есть определенное искажение форм и использован коллаж. В конце 1920-х годов Грос присоединился к направлению, получившему название « новая вещественность », или « веризм ». Портрет доктора Нейссе (1927) - характерный пример использования подчеркнуто реалистических деталей для экспрессионистических целей, в манере, культивировавшейся веристами.
Произведения Гроса, созданные до его отъезда в Америку, можно охарактеризовать как резкие обличения политического и общественного зла, открытые и прямые, исключающие всякий юмор. В годы фашизма его работы были изъяты из музеев. По приезде в США в стиле и общей направленности творчества художника произошли изменения. Он по-прежнему прекрасно владел профессиональными навыками, однако в поздних работах чувствуется возрастающий интерес к чисто живописным и техническим проблемам. Его обличительный пафос сменился проявлением гуманистического философского мировоззрения.
В 1954 Грос был избран членом Национального института искусства и литературы. В течение 20 лет он преподавал в нью-йоркской Лиге изучающих искусство. Умер Грос в Берлине 6 июля 1959. Грос опубликовал автобиографическую книгу «Маленькое „да“ и большое „нет“» (1946). В 1950-х годах он открыл у себя на дому частную художественную школу, в 1954 году был избран в Американскую академию искусства и литературы. В 1959 году художник вернулся в Берлин. Был найден мёртвым на пороге дома после бурной ночи.
A Married Couple 1930 by George Grosz 1893-1959
Лучшие годы их жизни, 1923,Гросс Георг (1893-1859), акварель, Kunstmuseum Hannover
«Каин, или Гитлер в аду» (1944). George Grosz painting Cain or Hitler in Hell, New York, 1944.
Рисунки и карикатуры Гроса 1920-х годов, сближающие его творчество с экспрессионизмом, метко воссоздают обстановку в Германии накануне прихода Гитлера к власти, её нарастающий абсурд и безысходность. Гросу принадлежит серия рисунков «Каин, или Гитлер в аду» (1944). Значимое место в его графике занимает эротическая тема , которую он трактует в обычном для себя резко-гротескном духе.
Arnold Newman, George Grosz, 1942
Из комментариев:
".....кроме того, что это блестящий рисовальщик, чья рука тверда, ум - ясен и глубок, не взирая наверно, на количество выпитого, мужские портреты Гроса невыносимо, непередаваемо хороши. А портреты Макса Херман-Нейсе, пожалуй лучшее из всего виденного мною в последнее время. Отсутствие пафоса и в самом Максе и в портрете, а композиция портрета, на котором Макс с перстнем на руке такова, что ГЛАЗ ОТОВАТЬ нет никаких сил. Листаю пост и возвращаюсь к нему, листаю и опять возвращаюсь... Какие тонкие запястья, большие, рабочие кисти рук, узловатые пальцы, как спокойно и бессильно Максовы руки лежат на подлокотниках видавшего виды кресла. Руки говорят: всё уже было, всё случилось, ничего нельзя изменить, остается только думать об этом.. Какое мучающееся у Макса лицо, взляд в себя, как трагичен этот маленький человек, он полон тяжких дум и поэтому сразу же пронзает мысль: а пережил ли он тридцатые? Нет, думаю, не пережил...
Грос очень мужской художник, его мир наполнен мужчинами всех видов, они представлены самым полным образом и в социальном разрезе, но не это главное, мир Гроса - это то, что эти немецкие мужчины сделали с веком, Гросом, нами всеми, родившимися в этом веке, это то - за что пришлось отвечать. И возвышается над саркастическим вертепом Бог Войны! Вот главная фигура, родственник гойевских капричос, ужасающих фантазий и дьяводьской реальности. Пожалуй никто после Гойи, не изображал эту мифическую фигуру так реально, узнаваемо во всей её мерзости. Что мы знаем о Первой мировой? В России редко вспоминают эту эпопею, никаких дат не отмечают. Опосредованно, через воспоминания своих героев, нам рассказал о ней Ремарк, пронзительно, и а том спасибо. Спасибо нужно сказать и Гросу, он заслужит его, как никто др
угой". (ily_domenech)
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ганс Густав Адольф Гросс | |
нем. Hans Gustav Adolf Gross | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
|
Имя при рождении: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
---|---|
Род деятельности: | |
Дата рождения: | |
Гражданство: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Подданство: |
Австро-Венгрия 22x20px Австро-Венгрия |
Страна: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Дата смерти: | |
Отец: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Мать: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Супруг: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Супруга: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Дети: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Награды и премии: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Автограф: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Сайт: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Разное: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). | |
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке |
Ганс Густав Адольф Гросс (нем. Hans Gustav Adolf Gros ; 26 декабря 1847 - 9 декабря 1915) - австрийский юрист и криминолог , основоположник криминалистики . Отец Отто Гросса .
Гросс родился в Граце и закончил Грацский университет . С 1869 по 1897 год Гросс работал судебным следователем в Черновцах . За это время он разработал систему рекомендаций по расследованию преступлений, которая легла в основу фундаментальной работы «Руководство для судебных следователей, чинов жандармерии и полиции» (1893). Хотя Гросс не получил докторской степени , в 1897 году он стал профессором уголовно-исполнительного права в Черновицком университете . В 1902 году Гросс перешёл в Пражский университет , а с 1905 года стал преподавателем университета Граца.
«Руководство» Гросса было сразу переведено на многие европейские языки (так, первый перевод на русский вышел в 1895-1896 годах). Третье издание (1898 год) было озаглавлено автором «Руководство для судебных следователей как система криминалистики». Термин криминалистика был придуман Гроссом и в дальнейшем дал название науке о расследовании преступлений. Гросс обобщил полицейский опыт собирания доказательств, описал быт и жаргон профессиональных преступников, применение в следственной деятельности последних научных открытий (например, рентгеновских лучей), а также привёл описание многих уголовных дел. Также Гросс основал первый криминалистический журнал «Archiv für Kriminalanthropologie und Kriminalistik», главным редактором которого был с 1898 года до своей смерти . В 1912 году Гросс основал в Граце Институт криминалистики.